Детская молодежная организация организация «ЭКОЛОГ XXI ВЕКА» как средство экологического воспитания учащихся

ДЕТСКАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ «ЭКОЛОГ XXI ВЕКА» КАК СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ

Позднякова Г. П., Горячева Г. М.,
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  городского округа Тольятти «Гимназия № 48 имени Героя России О.Н. Долгова», Тольятти

Экология приобрела практический интерес еще на заре развития человечества. В примитивном обществе каждый индивидум для того, чтобы выжить, должен был иметь определенные знания об окружающей среде или о силах природы, растениях и животных. Как и другие области знаний, экология развивалась непрерывно, но не равномерно на протяжении истории человечества.
Проявляя преступную беспечность, человек воздействуя на природу, быстро изменяет естественную среду обитания. Человек – этот наиболее одаренный и могущественный представитель всего живого на Земле – приступил к широкому преобразованию естественного облика нашей планеты, и, прежде всего ее растительного и животного царства.
Конституция РФ закрепляет право человека на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущербов, причиненных его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Одновременно с признанием экологических прав человека Конституция возлагает на каждого субъекта обязанность сохранять окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам[2].
Только при условии полного внутреннего осознания и понимания жизненной необходимости соблюдения своих экологических прав и обязанностей, норм и правил поведения человек научится управлять собственным поведением, деятельностью и психическими процессами, направленными на сохранение собственного здоровья и благоприятной окружающей среды для жизни настоящих и будущих поколений.
Экология – это не просто уборка мусора. Существует множество взглядов о том, как необходимо изучать экологию, формировать экологическое мышление, развивать экологическую культуру. Приведем некоторые из них.
В частности, в учебниках по методике преподавания экологии обсуждаются возможности «доведения до ума» детей понятий об экосистемах и о синергетике. От таких рекомендаций в ужасе хватаешься за голову, как в песне получается – «кандидат наук и тот над задачей плачет». А у ребенка формируется отвращение к обучению.
Вместе с тем распространенной формой экологической работы в школе является исследование степени влияния человеческой деятельности на разные объекты природы. Дети делают анализы стоков, отходов промышленных предприятий, часами стоят на загазованных улицах и считают количество проезжающих машин, определяя по нагрузке автотранспорта степень загрязнения воздуха. А еще работают на уборке территорий от мусора, очищают водоемы от грязи и хлама. Но от такой работы может получиться противоположный ожидаемому воспитательный эффект. Мы интересовались у учеников, какие чувства возникли бы у них при постоянном занятии очисткой территорий? Большинство ответило: бежать куда подальше, лучше за границу, предоставив чистить «свинарник» тем, кто его создает. Вот так - ни большого патриотизма, ни любви к «малой родине».
Словом, экологическое воспитание должно базироваться прежде всего на чувствах, через чувство радости от общения с природой - к любви к ней. Важнейшей формой общения с природой должны быть самостоятельные наблюдения детей.
Мы считаем, что экологическое воспитание – самое важное в наше время. Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Его результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду. Ученики, получившие определенные экологические представления, будут бережнее относится к природе. В будущем это может повлиять на оздоровление экологической обстановки в нашем городе Тольятти, всей Самарской области и в стране в целом.
Нарастание экологического кризиса придает особую актуальность формированию у учащихся знаний, которые являются научной основой сохранения здоровья людей и охраны окружающей среды. В настоящее время, когда человек испытывает множественное влияние умеренных и экстремальных факторов среды, строение организма, его жизнедеятельность и гигиену необходимо изучать в неразрывной связи с экологическими сведениями.
Необходимость обновления содержания экологического воспитания посредством смещения акцентов в сферу формирования экокультурных ценностей, социального и нравственно-ценностного опыта взаимодействия детей с природой достаточно обоснована в педагогической науке (Н.Ф.Виноградова, Н.С.Дежникова, С.Д.Дерябо, А.Н.Захлебный, И.Д.Зверев, Б.Т.Лихачев, В.И.Панов, И.Т.Суравегина, Л.В.Тарасов, И.В.Цветкова, В.А.Ясвин и др.). Но педагогическая организация процесса экологического воспитания детей еще не обеспечивает должной его эффективности[1,5].
Общество стоит перед выбором – сохранить планету и выжить или продолжать оказывать давление на природу и в конце погибнуть. Поэтому охрана окружающей среды, сбережения природных богатств для следующих поколений приобретают все большую актуальность.  Экологические проблемы касаются всех людей, живущих на Земле. Идет деградация зелени зон, увеличивается загрязнение малых рек и атмосферного воздуха[4]. Чтобы разрешить конфликт, в общеобразовательных и дошкольных учреждениях разработана и действует система экологического образования. Не исключение и наша гимназия, где была создана детская молодежная организация «Эколог XXI века».
Цель работы молодежной организации – воспитание гуманной, социально-активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним, обучать гимназистов методам познания окружающего мира, воспитывать эстетическое и нравственное отношение к среде жизнедеятельности человека, умения вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами морали!
Наша организация поддерживает  связь с эколого-биологическим центром, Тольяттинским лесничеством, учреждением дополнительного образования «Диалог», которое является организатором Тольяттинской городской детско-молодежной общественной организации «Экосодружество».
Ребята из молодежной организации «Эколог XXI века» дружно решили учиться грамотному поведению в природе. В данной организации они получают элементарное представление об источниках загрязнения окружающей среды в нашей Самарской области и в городе Тольятти, о значении чистого воздуха для нашего здоровья, учатся понимать и любить окружающий мир, природу и бережно к ним относиться. Занятия экологической организации самые разнообразные по своей форме и содержанию: урок природоведения «Про запас в норку и мышка тащит корку», прогулка в рыбное царство «Ловись, рыбка, большая и малая!», народный календарь «Зима не лето, в шубу одета», лаборатория природы «Кому нужна вода?» и многие другие. Ребята занимаются в экологической организации с удовольствием, заметно растет их интерес к природе, и хочется надеяться, что юные «экологи» смогут вести себя так, что возле муравейника обратятся к знакомому муравью по имени и тот отложит на минутку дела и выбежит поздороваться. Эта мечта М.Пришвина стала и нашей мечтой.
Заседания, совместно подготовленные и проводимые с ребятами очень интересны и разнообразны: экологические часы, диспуты, путешествия, природоведческие игротеки, дни информации.
Особую роль в формировании экологической культуры играет метод проектов. На занятиях по экологии они учатся добывать информацию, проводить социологические опросы и мероприятия исследовательского характера, уметь презентовать свою работу на школьных и общегородских мероприятиях. Участники проектов рассказывают о своих результатах и достижениях на страничках школьного сайта Интернета, а также проводят классные часы для учащихся младшего школьного возраста и своих сверстников[3].
Организация «Эколог XXI века» действует с октября 2003 года, которая, вошла в состав городской детско-молодежной организации «Экосодружество». Но, несмотря на свой юный возраст, уже достигла определенных результатов:
итогом нашей работы по экологическому просвещению учащихся стали выпуски школьной газеты «Мой дом» экологического содержания;
учащиеся принимали неоднократное участие в городском дистанционном проекте «Экоград», где занимали места и получали сертификаты;
принимали участие в ежегодной городской экспедиции «Наш Тольятти», которая каждый год проходит под эгидой одного из экологического события года;
члены организации «Эколог XXI века» охотно помогают в работе Тольяттинскому лесничеству: развешивают скворечники, убирают лесную зону, участвуют в посадке и уходе за молодыми саженцами будущего леса, участвуют в акциях по сборке семян кизильника, ясеня, липы, дуба;
проводятся всероссийские экологические уроки, посвященные мобильным технологиям, проблемам воды. Отрадно, что к работе учителей-естественников, подключаются учителя математики и информатики, русского языка и литературы, истории и обществознания;
представляются защищаются научно-исследовательские работы на конкурсах муниципального, регионального и Всероссийского уровня;
организуются многочисленные волонтерские мероприятия, где наряду с патриотическим направлением, реализуется и экологическое.
Мы надеемся, что вместе с эстетическим восприятием красоты родного города и Самарской области к нашим учащимся придет и гордость за свою малую Родину, и вместе с тем – способность удивляться форме листа, дерева, коряги.
Хочется думать, что, добиваясь экологической чистоты своей души, мы достигнем экологической чистоты в нашем родном доме – на Земле.





Список используемой литературы:
Арский Ю. М., и др. Экологические проблемы, что происходит, кто виноват и что делать. – М.: МНЭПУ, 1997
Глазачев С. Н., Козлова О. Н., Экологическая культура. – М.: Горизонт, 1997
Голуб Г. Б., Е. А. Перелыгина, О. В. Чуракова Метод проектов – технология компетентностно- ориентированного образования, изд. дом «Федоров», 2006
Круть И. В., Забелин И. М., Очерки истории представлений и взаимоотношений природы и общества. _ М.: Наука, 1998
Неплох Я. М. Человек, познай себя! – СПб.: Наука, 1991