Литературно-музыкальная композиция Блокадный Ленинград спасла музыка
Литературно-музыкальная композиция "Блокадный Ленинград спасла музыка"
Цель создания разработки и способов её применения в учебно-воспитательном процессе: раскрытие перед учащимися событий военного времени, развитие эмоционального восприятия тех событий через стихотворения и музыкальные произведения о блокадном Ленинграде.; воспитание чувства уважения, патриотизма любви и преданности Отчизне, готовности её защитить; формирование сознания активного гражданина.
Мероприятие проводится как литературный вечер (форма учебной работы, в которой используются межпредметные связи дисциплин гуманитарного и эстетического направления), в форме литературно-поэтической композиции с музыкальным сопровождением и демонстрацией видеофильмов и презентации. С целью обобщения и распространения педагогического опыта по духовному и нравственному воспитанию и развитию учащихся рекомендована для преподавателей литературы, истории, руководителей литературных кружков, классных руководителей
Оборудование: видеоролик "Блокада Ленинграда", "Синий платочек" (К. Шульженко), презентация "Блокадный Ленинград спасла музыка", аудиозаписи стихов О. Бергольц, Ленинградской симфонии Шостаковича, звук метронома.
Чтец:
Когда я приезжаю в Ленинград,
Перед закатом солнца чайки стонут.
Ночь. Звёзды прямо в душу мне глядят,
Плывут в Неве и никогда не тонут.
Из неба, из воды они глядят,
Напоминая мне и Ленинграду,
Что эти звёзды — слава всех солдат,
Прорвавших ненавистную блокаду.
Ведущий 1: Тебе, Великий город!
Ведущий 2: Тебе, Великий Ленинград, посвящается!
Ведущий 1
70 лет прошло с того времени, как Ленинград полностью освободился от фашистской блокады. Это очень важная и памятная дата в жизни нашего народа . Много испытаний выпало на его долю в те далекие дни Великой Отечественной войны.
Это было давно, но нельзя забывать о самой страшной странице жизни города Ленинграда, нашего народа. Важно помнить о подвиге людей, которые пережили блокаду, которые выстояли, которые выжили, и которые погибли, защищая наш город.
Приглушенно бьют звуки метронома . Далее текс идет на фоне видео "Блокада Ленинграда"
Чтец:
-Опять война, опять блокада…
А, может, нам о них забыть?
Я слышу иногда: «Не надо,
Не надо раны бередит».
Ведь это правда, что устали
Мы от рассказов о войне
И о блокаде прочитали
Стихов достаточно вполне».
И может показаться: правы
И убедительны слова.
Но даже если это правда,
Такая правда - не права!
Чтоб снова на земной планете
Не повторилось той зимы,
Нам нужно, чтобы наши дети
Об этом помнили, как мы!
Ведущий 2
У фашистов к нашему городу было особое отношение. Они хотели не просто захватить, а уничтожить, стереть его с лица земли. Очень быстро враги оказались рядом с городом. Днем и ночью они бомбили и обстреливали Ленинград. Полыхали пожары, разрушались дома, заводы, памятники.
Ленинград был окружен и отрезан от большой земли. В город перестало поступать продовольствие, отключили свет, отопление, воду. Наступили страшные блокадные дни. Их было 900… Это было -2,5года.
Прорвались все-таки.
Бомбят.
Чтец:
Горят Бадаевские склады.
В огне пожаров Ленинград.
Пришел он —
Первый день блокады.
Все ближе полчища врага,
Гудят воздушные тревоги.
Сегодня утром пала Мга —
И все отрезаны дороги.
В кольце,
В осаде Ленинград.
Не умолкает канонада.
Опять летят.
Опять бомбят.
Пылает
Первый день блокады.
Их будет много — девятьсот,
Но город наш, со смертью споря,
Все одолеет, все снесет:
Обстрелы, холод, голод, горе.
С тех пор прошли уже года.
Исчезли с улиц баррикады.
Но день тот с нами навсегда —
Жестокий Первый день блокады!
Музыка о Блокадном Ленинграде (исполняет хор Турецкого)
Чтец:
Блокада! Блокада! Блокада!Погасли огни Ленинграда.В снегу от разрывов воронкиЧернеют, как стаи вороньи.Блокада. Блокада. Блокада.У Нарвских ворот баррикада.На фронт уходящие танки.И с гробиком детские санки.Блокада. Блокада. Блокада.И голод, и ноги, как вата.И смерть каждый день на пороге.А в школе сегодня уроки.Уроки с тетрадкой и мелом,Уроки под страшным обстрелом.Уроки, как вызов блокаде.И выстрел… и кровь на тетради.
Ведущий 3
Довоенный Ленинград был крупнейшим центром музыкальной культуры. Многие Ленинградские музыканты были хорошо известны как в Советском союзе, так и за его пределами. В городе сложились прочные традиции не только у исполнителей, но и у слушателей: ленинградских меломанов отличали преданность любимому искусству, доброжелательность и требовательность к исполнителям. Вражеское кольцо сомкнулось вокруг города 8 сентября 1941 года. Ленинград перешел на осадное положение. Очень скоро почувствовалась нехватка продовольствия, зимой встали трамваи, в квартирах отключилось электричество. Но город жил, в том числе - музыкальной и театральной жизнью.
Ведущий 4.
Именно в годы Великой Отечественной войны культура оказалась наиболее востребованной, являлась духовным и моральным зарядом по мобилизации людей на героический и ратный подвиг. Беды, принесенные войной и блокадой, были способны полностью уничтожить музыкальную жизнь, осталась бы только память о ней. К сентябрю 1941 года число музыкантов в городе значительно сократилось.
Ведущий 1.
19 августа -эвакуирована труппа театра имени Кирова, Хореографическое училище, Консерватория.
20 августа -эвакуирован Театр имени Пушкина и Филармония.
21 августа - эвакуирован Большой драматический театр
Ведущий 2.
Несмотря на массовую эвакуацию из Ленинграда коллективов театров, музыкантов и других работников культуры в городе остались видные писатели, композиторы, артисты.
Ведущий 3.
14 сентября в Большом зале филармонии прошел первый блокадный концерт. Участвовали артисты оперы, оперетты, балета, драмы, музыканты. Вскоре такие концерты стали проходить регулярно.
Ведущий 4
19 сентября - В театрах Музкомедии, Ленсовета, Комедии идут спектакли. В этот день в город влетают сотни снарядов; с 8 до 23 часов бомбежки (528 фугасных, 2870 зажигательных) погибло 254 , ранено 1485 ленинградцев.
Вера Ибнер.
Дневной концерт
В течение концерта дневного,
в звучанье Чайковского вдруг
Ворвался из мира иного
Какой-то непрошенный звук.
То подняли голос сирены,
И следом за ними, в упор
С воздушной донесся арены
Зениток отчетливый хор.
По правым и левым пролетам
Спустились мы в первый этаж,
Мы слушали тон самолетов,
Мы знали его: это наш.
Могучие, летные звенья...
Мелодия их все быстрей,
Мы жадно ловили вступленье
Зенитных, морских батарей.
Басовым гудением полон
Был весь небосвод над Невой.
И вдруг - серебристое соло:
Пропели фанфары отбой.
И поднялись снова тогда мы
И снова увидели свет,
и снова из "Пиковой дамы"
Любимый раздался дуэт.
Создание родного поэта,
Сумевшее музыкой стать...
И только подумать, что это
Хотели фашисты отнять!
Так нет же! Далек или близок,
Он грянет, громовый раскат,
Чтоб русскую девушку Лизу
Спасти от фашистских солдат.
Советские танки и пушки -
Грядущей победы залог,
Чтоб жили Чайковский и Пушкин,
И Глинка, и Гоголь, и Блок.
Того, чтоб созвездие башен
Кремлевских -поверх облаков -
Сияло над Родиной нашей.
Как солнце, во веки веков.
Ленинград, октябрь 1941 г
Ведущий1.
28 сентября в Ленинграде прозвучал, пожалуй, самый необычный концерт за всю блокадную пору. После значительного перерыва собрался Большой симфонический оркестр Ленинградского радиокомитета. Днем репетировали, а ночью в эфире прозвучал концерт…для Англии. После этого оркестр стал уже регулярно выступать на сцене филармонии. Эти выступления прекратились лишь в декабре 1941 года, в самую страшную блокадную зиму. Но уже 30 марта 1942 года прошла первая репетиция возрождаемого Большого симфонического оркестра Радиокомитета. Откликаясь на объявление по радио, коллектив пополнили новые музыканты. Оркестранты имели дополнительное питание в специальной столовой.
Ведущий 2.
7 ноября 1942 года в театре музыкальной комедии прошла премьера героической комедии "Раскинулось море широко", которая стала самым популярным спектаклем в репертуаре этого коллектива. Музыку написала группа композиторов, сформированная при Доме Военно-морского Флота.
Ведущий 3
Осенью 1942 года открылся Ленинградский блокадный театр в помещении Театра комедии. В репертуаре : «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Кармен», «Эсмеральда». «Конек-горбунок». «Жди меня», Фронт», «Русские люди», «Обрыв».
Ведущий 4
Особой популярностью пользовались спектакли Театра Музыкальной комедии, работавшего всю блокаду. Оперетта стала любимым жанром ленинградцев и воинов. Музыка, танцы, нехитрый сюжет расслабляли людей, позволяли на несколько часов забыть о войне и ужасах блокады. После спектаклей у зрителей сохранялось приподнятое настроение. Из-за обстрелов и бомбежек спектакли вынуждены были неоднократно останавливать, сопровождать зрителей в бомбоубежище и продолжать после отбоя воздушной тревоги. Фронтовики, побывавшие на спектаклях этого театра, писали с фронта восторженные письма актерам. Они сравнивали восторг от просмотра спектаклей со счастьем мирной жизни, писали, что с удвоенной силой ненавидят врага. В репертуаре Музкомедии кроме классических оперетт шли героические музыкальные спектакли «Любовь моряка», «Лесная быль» (о партизанах), «Раскинулось море широко» (о героических моряках Балтийского флота)
Ведущий 1.
1942 год 12 июля – в Доме Красной Армии концерт Клавдии Шульженко - пятисотый за войну. И музыка, и песни стали мощным оружием в невероятной схватке добра и зла. Песни Клавдии Шульженко вдохновляли и придавали силы.
Ведущий 2
Еще в самом начале войны Клавдию Шульженко в Доме Красной Армии аттестовали как добровольно вступившую в ряды Вооруженных сил и выдали военную форму. Она стала рядовым Красной Армии, а ее коллектив получил звание Ленинградског фронтового джаз-ансамбля. Командование выделило им небольшой старый автобус, который превратили в дом на колесах. Они выступали на заводах Ленинграда. Перед артистами представали заводчане с серыми землистыми лицами, сидевшие кто на полу, кто на станках. Они не хлопали, берегли силы. Оркестр тоже редел, артисты умирали от голода. Только работа спасала от смерти, от тоски, от ужаса и страха.
Песня «Синий платочек» в исполнении К. Шульженко.
Ведущий 3.
9 августа - исполнение Ленинградской симфонии Дмитрия Шостаковича в Филармонии (79 исполнителей). Обстрел в течение трех минут; 14 снарядов на Канонерском острове.
Партитура Седьмой, «Ленинградской», симфонии Шостаковича была доставлена в город тайком от фашистов, и 9 августа 1942 года в руках у жителей и защитников Ленинграда были приглашения на концерт.
Ведущий 4.
А на улицах развешаны афиши: «Управление по делам искусств Исполкома Ленгорсовета и Ленинградский комитет по радиовещанию; Большой зал филармонии. Воскресенье, 9 августа 1942 года. Концерт симфонического оркестра. Дирижер К. И. Элиасберг: Шостакович, Седьмая симфония (в первый раз)». Запись, сделанная на этом концерте, транслировалась по всему миру, вплоть до Австралии.
Ведущий 1
…По партитуре в оркестре должно было быть 79 музыкантов, но в условиях блокады многие оркестранты погибли, а многие из тех, кто выжил, находились в ужасном дистрофичном состоянии. Некоторые едва смогли поднять инструменты. Казалось, исполнить симфонию невозможно. И несмотря на это:
Ведущий 2.
- Как оживились люди, когда мы стали вытаскивать их из темных квартир, - вспоминал потом художественный руководитель радиовещания Яков Бабушкин. - Это было трогательное до слез зрелище, когда они извлекли свои концертные фраки, свои скрипки, виолончели, флейты, и здесь, под обледеневшими сводами Радиокомитета, начались репетиции
Ведущий 3.
Правда, первая репетиция продлилась всего 20 минут. Никто из музыкантов просто физически не выдержал бы дольше. Дирижера привезли на санках, он едва держался на ногах, не все из приехавших на репетицию смогли подняться по лестнице. Военный совет Ленинградского фронта издал распоряжение, по которому из войсковых частей, находящихся на передовой, были мобилизованы музыканты. Удалось найти пайки для духовиков, на всех выдали продуктовые карточки. Репетиции дирижер проводил с беспощадной требовательностью.
Ведущий 4.
- Вражеские бомбежки продолжались, артиллерийские обстрелы усиливались. Нервы - в постоянном напряжении. Но ведь так жили все ленинградцы, -вспоминал дирижер К. И. Элиасберг. - Мы убедились, что Ленинграду нужен оркестр, и как члены его единственного музыкального коллектива, хотели дать ленинградцам все, что могли. Каждый день, за редким исключением, репетировали утром и вечером. Утром в день концерта артиллеристы нанесли мощные удары по фашистским дальнобойным орудиям, и в день премьеры центр города не услышал ни одного разорвавшегося снаряда.
Ведущий1.
На эскизных записях партитуры можно заметить обведенные кружочками немузыкальные знаки «в.т.» - воздушная тревога. Так ленинградец Дмитрий Шостакович фиксировал перерывы в работе над симфонией во время воздушных налетов. Когда воздушные тревоги перерывали работу, композитор отправлялся на крышу - вместе со всеми ленинградцами отстаивать свой город. Затем снова писал.
Ведущий 2.
«Меня глубоко взволновало, что в эти дни, в осажденном городе, под бомбами, Шостакович пишет симфонию. «Ленинградская правда» сообщает об этом среди сводок с фронта, среди эпизодов о «стервятниках» и о бутылках с горючим. Значит, искусство не умерло, оно живо, сияет, греет сердце», - написала в своем дневнике писательница Вера Инбер.
Отрывок из Ленинградской симфонии Шостаковича .
Ведущий 3.
Так мир, слушая музыку, узнал, что город на Неве жив. Слушал ее и Гитлер, обещая себе, что этот композитор был бы среди первых казненных после взятия немцами Москвы…
Чтец:
Какая музыка была!Какая музыка играла,Когда и души и телаВойна проклятая попрала.Какая музыка во всем,Всем и для всех – Не по ранжиру.Осилим… Выстоим… Спасем…Ах, не до жиру – быть бы живу…И через всю страну струнаНатянутая трепетала,Когда проклятая войнаИ души и тела топтала.Стенали яростно, навзрыдОдной – единой страсти радиНа полустанке – инвалидИ Шостакович – в Ленинграде.
Ведущий 1.
Голос жизни, голос победы
Великая поэтесса Ольга Федоровна Берггольц осталась в осажденном Ленинграде, работала на радио, почти ежедневно обращаясь к мужеству жителей города. Её муж, литературовед Н. Молчанов, умер от голода. Ежедневно она поддерживала жителей города словами, стихами.
Аудио. стихи О. Бергольц.
Ведущий 2.
Каждый блокадный год 31 декабря именно Ольга Берггольц выступала по ленинградскому радио с новогодними поздравлениями, вселявшими уверенность в победе.
Ведущий 3.
31 декабря 1943 года Ольга Берггольц говорила: Сегодня мы будем встречать тысяча девятьсот сорок четвёртый год. Это третья военная новогодняя встреча. Это очень много. Если бы нам тогда (в первую новогоднюю ночь) сказали, что мы ещё два раза встретим Новый год в блокаде, то мы бы пришли в ужас. Но сами своих сил не знали, а оказалось, что силы у нас неисчерпаемы. И вот - пожалуйста: встречаем в осаде третий Новый год, правда, совсем иначе, чем, два года назад, но всё же… Но уже четвёртый Новый год мы таким образом встречать не будем! Довольно, хватит! И уже теперь это не просто вера в победу, а спокойное знание сроков."
Поэтесса была права. Через 27 дней Ленинград был полностью освобожден от фашисткой блокады.
Аудио. Сообщение о прорыве блокады.
Ведущий 4.
Январь 1944 года принес ленинградцам долгожданную весть – поздно вечером 27-го числа стало известно о полной ликвидации вражеского кольца. Город выстоял. Усилиями каждого, огромными жертвами цементировалась его стойкость. Значительный вклад в победу внесли и музыканты.