Конспект логопедического занятия на тему: Устное сочинение. Составление рассказа по серии картинок с использованием вопросного плана Как белка спасла зайчика
Конспект логопедического занятия на тему: « Устное сочинение. Составление рассказа по серии картинок с использованием вопросного плана «Как белка спасла зайчика»».
Тема: Устное сочинение. Составление рассказа по серии картинок с использованием вопросного плана.
Цель:
формировать умения составлять полный ответ на вопрос, учитывая связь предложений в тексте.
Задачи:
научить определять и раскрывать тему текста, составлять связное высказывание, использовать разнообразные языковые средства;
совершенствовать навыки фонематического синтеза слов.
Оборудование: серия картинок «Как белка спасла зайчика», запись на доске.
Ход занятия:
Организационный момент.
Отгадайте слова по звукам:
[ Л` ], потом [ И ], потом [ С `], потом [ И ], потом [ Ц ], потом [ А ].
(ЛИСИЦА).
[ З ], потом [ А ],потом [ Й`], потом [ Ч` ], потом [ И ], потом [ К ].
(ЗАЙЧИК).
[ Б` ], потом [ Э ], потом [ Л ], потом [ К ], потом [ А ].
(БЕЛКА).
Повторите слова. Это – герои рассказа.
Сообщение темы занятия, запись в рабочие тетради.
Будем составлять рассказ, героями которого, будут зайчик, белка и лисица.
Работа с серией сюжетных картинок.
Логопед выставляет серию сюжетных картинок, предлагает ученикам рассмотреть их (приложение 1).
Установление правильной последовательности событий.
- Расположите данные картинки в правильной последовательности.
После установления правильной последовательности событий на доске материал расположен так:
1 картинка 2 картинка 3 картинка
Где сидел зайчик? Кто заметил зайчика? Кто сидел не елке?
Что он делал? Что лиса стала делать? Что решила сделать белочка?
Как она спасла зайчика?
Работа над структурой устного сочинения.
Чтение вопросов сначала учителем – логопедом, затем вопросы читают вслух 1 – 2 ученика.
- Что главное в рассказе?
- Предложите название рассказа. (Как белка спасла зайчика.)
- Ответим на каждый вопрос полным предложением или предложениями, и у нас получится рассказ.
- Прочитайте вопросы к первой картинке. Составьте по первой картинке предложения.
Под кустом сидел зайчик. Он грыз веточку и не смотрел по сторонам.
- Прочитайте вопросы ко второй картинке. Составьте по второй картинке предложения.
Заметила зайца хитрая лисица. Она стала тихонько подкрадываться к зайчику.
- Прочитайте вопросы к третьей картинке. Составьте по третьей картинке предложения.
На елке сидела белка и грызла шишку. Она заметила хитрую лисицу и решила спасти зайчика. Белка бросила шишку прямо лисице в лоб. Лисица испугалась и бросилась наутек. Так белка спасла зайчика.
- Объясните значение слов, подберите к указанным словам близкие по значению слова:
Заметила, хитрая лисица, тихонько подкрадываться, спасти, испугалась, бросилась наутек.
Физкультминутка.
Зайцу холодно сидеть,
Нужно лапочки погреть.
Лапки вверх, лапки вниз,
На носочки подтянись.
Лапки ставим на бочок.
На носочках скок – скок – скок,
А затем вприсядку,
Чтоб не мерзли лапки.
Устное составление рассказа с опорой на вопросы и картинки.
Коллективное составление предложений – ответов на вопросы с опорой на последовательность картинок.
Обращать внимание на смысловую связь между предложениями, на плавный переход от одной части рассказа к другой.
Самостоятельное устное сочинение. Рассказывают 2 – 3 ученика. Логопед указывает на последовательность вопросов, картинок, редактирует высказывания обучающихся.
Задание на дом.
Нарисовать картинки к рассказу, пересказать рассказ маме, папе или другим членам семьи.
Итог занятия.
– Получился ли рассказ «Как белка спасла зайчика»?
- Что помогло вам составить рассказ?
- Какое задание было самым трудным?
- Какое задание было самым интересным?