Рабочая программа по ИЗО для обучающихся 1 класса (УМК Т.Я.Шпикалова) ФГОС


Пояснительная записка
Данная рабочая программа адресована обучающимся вторых классов МОУ «Общеобразовательный лицей № 3».
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, требований Примерной основной образовательной программы ОУ.
Вид образовательной программы. Базовая.
Предмет «Изобразительное искусство» входит в предметную область «Искусство».
Общие цели учебного предмета для ступени обучения.
Формирование первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека.
Формирование основ художественной культуры.
Овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства.
Сроки реализации программы: 1 сентября 2015 г. – 30 мая 2016 г.
Общая характеристика учебного предмета.
Данная рабочая программа составлена на основе:
Примерной программы начального общего образования по предмету «Изобразительное искусство» и программы «Изобразительное искусство, 1–4 классы» под редакцией Т. Я. Шпикаловой, М.: Просвещение, 2011.
УМК:
Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова. Изобразительное искусство. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М., Просвещение, 2014.
Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, А. Н. Щирова, Н. Р. Макарова. Изобразительное искусство. 1 класс. Творческая тетрадь. Пособие для общеобразовательных учреждений. – М., Просвещение, 2014.
Т. Я. Шпикалова. Методическое пособие к учебнику Изобразительное искусство 1 класс. – М., Просвещение, 2011.
Цели курса:
Создание условий для
воспитания эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою гражданскую позицию в искусстве и через искусство;
развития воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
освоения первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества;
овладения элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретения опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, с разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Задачи обучения:
совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
формирование навыков работы с различными художественными материалами.
Целевая ориентация настоящей рабочей программы.
Настоящая рабочая программа учитывает особенности класса.
В 1 классе обучающиеся в процессе изучения изобразительного искусства воспринимают окружающий мир и произведения искусства, выявляют с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений, анализируют результаты сравнения, объединяют произведения по видам и жанровым признакам; работают с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления характерных особенностей художественного образа. Ученики решают творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций, проявляют оригинальность при их решении, создают творческие работы на основе собственного замысла. У школьников сформированы навыки учебного сотрудничества в коллективных художественных работах, они умеют договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат.
Общая характеристика учебного процесса.
Формы работы: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, использования элементов игры в качестве обратной связи и оценки ответов одноклассников, деятельность с элементами соревнования, деловые,  ролевые  и сюжетные игры, дидактические игры.                      
Методы обучения:
Методы организации и осуществления учебно-воспитательной и познавательной деятельности:
словесные методы: рассказ, беседа, объяснение;
практический метод: его особенностью является то, что он носит повторительный или обобщающий характер;
наглядные методы: иллюстрация,  демонстрация, чертёж, схема;
работа с учебником.
Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности:
методы стимулирования мотивов интереса к учению: познавательные игры, учебные дискуссии, занимательность, создание ситуации новизны, ситуации успеха;
методы стимулирования мотивов старательности: убеждение, приучение, поощрение, требование.
Технологии обучения:  технология «Обучение в сотрудничестве», разноуровневого и дифференцированного обучения. Игровые технологии обучения. Моделирование жизненно важных ситуаций и поиск путей их решения. Здоровьесберегающие, исследовательские технологии (проблемно-поисковые), создание проблемных ситуаций, ИКТ.
Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературного чтения, при прохождении отдельных тем рекомендуется использовать межпредметные связи с окружающим миром (наша Родина и мир, строение растений, животных, пропорции человека, связи в природе), математикой (геометрические фигуры и объемы), трудом (природные и искусственные материалы, отделка готовых изделий).
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.
Данная программа рассчитана на 33 часов (1 час в неделю), что соответствует учебному плану МОУ «Общеобразовательный лицей № 3» 2015–2016 учебного года.
Отличительные особенности рабочей программы. 
Рабочая программа разработана в полном соответствии с авторской программой.
Учитывая региональные особенности нашего района 10 % от учебного времени отводится для изучения северных ремесел и промыслов, для изучения национальных традиций, праздников, технологий изготовления элементов национального костюма, элементов декоративно-прикладного искусства. Познавательные сведения и практическая работа НРК проводятся параллельно с изучаемой темой, совпадающей с темой урока.
Региональный компонент представлен в 1 классе в контексте тем «В гостях у народного мастера С. Веселова. Орнамент народов России», «О чём поведал каргопольский узор. Орнамент народов России», «Краски природы в наряде русской красавицы. Народный костюм».
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Уникальность и значимость учебного курса определяются нацеленностью на духовно-нравственное воспитание и развитие способностей и творческого потенциала ребёнка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания.
Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоционально-ценностного отношения ребёнка к миру, его духовно-нравственное воспитание.
Овладение основами художественного языка, получение эмоционально-ценностного опыта, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.
Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость для ребёнка экспериментирования с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа.
Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на уроках, поддерживает интерес учащихся к художественному творчеству.
Планируемые результаты изучения учебного материала
В ходе освоения предмета «Изобразительное искусство» обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами обучающихся являются:
в ценностно-эстетической сфере – эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений, окружающей жизни;
в познавательной (когнитивной) сфере – способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;
в трудовой сфере – навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование); стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей и их украшения.
Метапредметными результатами обучающихся являются:
умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружающий мир, родной язык и др.);
обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием;
формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.
Предметными результатами обучающихся являются:
в познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умения различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона;
в ценностно-эстетической сфере – умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношений к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа и других народов;
в коммуникативной сфере – способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности;
в трудовой сфере – умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путем трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).
Требования к уровню подготовки оканчивающих 1 класс
В результате изучения изобразительного искусства ученик должен
знать/понимать:
– значение слов: художник, народный мастер; краски, палитра, композиция, силуэт, иллюстрация, форма, размер, линия, штрих, пятно;
– некоторые жанры (пейзаж, натюрморт) и виды (графика, живопись, декоративно-прикладное искусство) произведений изобразительного искусства;
– отдельные центры народных художественных ремесел России (Хохлома, Каргополь);
– ведущие художественные музеи России (Третьяковская галерея);
– отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;
– основные средства выразительности графики, живописи, декоративно-прикладного искусства;
– основные и смешанные цвета, элементарные правила их смешивания;
– эмоциональное значение теплых и холодных цветов;
уметь:
– организовывать свое рабочее место; пользоваться кистью, красками, палитрой;
– применять элементарные способы (техники) работы живописными (акварель, гуашь) и графическими (карандаш, тушь, фломастер) материалами для выражения замысла, настроения;
– передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов;
– составлять композиции с учетом замысла;
– применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и представлению), в сюжетно-тематических и декоративных композициях;
– рисовать кистью без предварительного рисунка элементы народных орнаментов: геометрические (точка, круг, прямые и волнистые линии) и растительные (листок, травка, усики, завиток);
– различать теплые и холодные цвета;
– узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
– сравнивать различные виды изобразительного искусства (графика, живопись, декоративно
-прикладное искусство);
– применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи (с натуры, по памяти и воображению);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
– для самостоятельной творческой деятельности;
– обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
– проявления эмоционального отношения к произведениям изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства, к окружающему миру;
– оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
– проявления нравственно-эстетического отношения к родной природе, Родине, защитникам отечества, к национальным обычаям и культурным традициям;
– проявления положительного отношения к процессу и результатам труда – своего и других людей.
Основное содержание учебного предмета
Изобразительное искусство – диалог художника и зрителя. Особенности художественного творчества. Отражение в произведениях изобразительных (пластических) искусств человеческих чувств, отношений к природе, человеку на примере произведений отечественных художников. Виды изобразительных (пластических) искусств: живопись, графика, декоративно-прикладное искусство (общее представление), их связь с жизнью.
Жанры изобразительных искусств: пейзаж (на примере произведений И. И. Левитана, А. И.Куинджи, В. Ван Гога); натюрморт (в произведениях русских и зарубежных художников – по выбору).
Виды художественной деятельности (изобразительная, декоративная). Взаимосвязи изобразительного искусства с музыкой, литературой.
Патриотическая тема в произведениях отечественных художников.
Расширение кругозора: знакомство с ведущими художественными музеями России, в том числе с Государственной Третьяковской галереей.
Художественный язык изобразительного искусства
Основы изобразительного языка искусства: рисунок, цвет, композиция. Элементарные основы рисунка (характер линии, штриха; соотношение черного и белого, композиция); живописи (основные и составные, теплые и холодные цвета, изменение характера цвета); декоративно-прикладного искусства на примерах произведений отечественных и зарубежных художников.
Расширение кругозора: восприятие, эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства на основе представлений о языке изобразительных (пластических) искусств.
Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью
Практический опыт постижения художественного языка изобразительного искусства в процессе восприятия произведений искусства и в собственной художественно-творческой деятельности. Работа в различных видах изобразительной (живопись, графика), декоративно-прикладной (орнаменты, росписи) деятельности.
Первичные навыки рисования с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж). Использование в индивидуальной деятельности различных художественных техник и материалов (гуашь, акварель, графические материалы, фломастеры).
Передача настроения в творческой работе (живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве) с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, орнамента, (на примерах работ русских и зарубежных художников, изделий народного искусства). Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке.
Знакомство с произведениями народных художественных промыслов России (основные центры) с учетом местных условий, их связь с традиционной жизнью народа. Восприятие, эмоциональная оценка изделий народного искусства и выполнение работ по мотивам произведений художественных промыслов.
Расширение кругозора: экскурсии в краеведческий музей, музей народного быта и т. д. (с учетом местных условий).
Содержание тем учебного курса
№ п/п Наименование раздела По программе Фактически
1 Восхитись красотой нарядной осени 8 8
2 Любуйся узорами красавицы зимы 7 7
3 Радуйся многоцветью весны и лета 18 18
Всего 33 33
Оценка достижений планируемых результатов курса «Изобразительное искусство».
Контролем  знаний,  умений  и  навыков  является  текущая  проверка художественной  деятельности в процессе усвоения каждой изучаемой темы. Это  творческие  работы учащихся,  выполненные в  различных видах  изобразительного искусства. Результаты работы будут оцениваться через самопроверку, взаимопроверку. Текущее оценивание использует субъективные методы (наблюдение, самооценку и самоанализ) и объективизированные методы, основанные на анализе устных ответов, работ учащихся, деятельности учащихся. Итоговое оценивание знаний и умений обучающихся проводится с помощью выставки рисунков.
Уровень знаний и умений учащихся, необходимый для дальнейшего продвижения у обучающихся 1-а класса достаточный, об этом свидетельствуют результаты стартовой работы, средний балл за которую составляет 93%
умение рисовать карандашом геометрические фигуры – 100%
умение рисовать карандашом людей и животных в движении – 80%
умение проводить вертикальные и горизонтальные линии – 100%
умение штриховать предметы, не выходя за их контуры – 100%
умение ориентироваться в пространстве и на листе бумаги – 80%
умение перенести мыслительные образы в художественные (уровень творческого воображения) – 86%
№ п/п Фамилия, Имя умение рисовать карандашом геометрические фигуры умение рисовать карандашом людей и животных в движении умение проводить вертикальные и горизонтальные линии умение штриховать предметы, не выходя за их контуры умение ориентироваться в пространстве и на листе бумаги умение перенести мыслительные образы в художественные
1 Басова Ольгав в в в в в
2 Баумгертнер Германв ср ср ср в в
3 Булавко Ксенияв в в в в в
4 Вишнякова Марияср ср ср ср н ср
5 Вьюхин Савелийср н ср ср ср ср
6 Гаджиева Заремав в в в ср в
7 Гарибов Амидв ср в ср ср в
8 Горбунов Кириллср н ср ср ср ср
9 Демидова Софьяв в в в в в
10 Дмитриева Екатеринаср ср ср ср ср в
11 Дубинская Леонтияв в в в в в
12 Капин Кириллср н ср ср ср ср
13 Коломинова Викторияв в в в ср в
14 Кошлюнова Полинаср ср ср ср ср ср
15 Лобанцев Григорийср н ср ср н ср
16 Ляпустин Владимирср ср ср ср н ср
17 Мокиевский Маркср ср ср ср н ср
18 Рыбаков Ильяср ср ср ср ср ср
19 Свинцов Антонв в в в в в
20 Синицына Динав в в в ср в
21 Степанова Аннав в в в в в
22 Степашина Даринав в в в в в
23 Угловская Анфисав в в в в в
24 Усаускайте Елизаветав в в в в в
25 Шехурина Полинав в в в ср в
26 Шивринская Аннав в в в в в
27 Щукин Романср н ср ср ср ср
в – высокий уровень, ср – средний, н – низкий
Прогнозируемый результат
Высокий уровень – 16 человек (Басова Ольга, Демидова Софья, Степанова Анна, Гаджиева Зарема, Усаускайте Елизавета, Свинцов Антон, Дубинская Леонтия, Баумгертнер Герман, Шехурина Полина, Коломинова Виктория, Дмитриева Екатерина, Синицына Дина, Шивринская Анна, Угловская Анфиса, Булавко Ксения, Степашина Дарина).
Выше среднего – 11 человек (Ляпустин Владимир, Вьюхин Савелий, Капин Кирилл, Щукин Роман, Лобанцев Григорий, Вишнякова Мария, Гарибов Амид, Мокиевский Марк, Рыбаков Илья, Кошлюнова Полина, Горбунов Кирилл).
Уровень успеваемости – 100%, качества – 100%
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса. Литература.
1. Дополнительная литература.
1. Каменева, Е. Какого цвета радуга / Е. Каменева. – М. : Детская литература, 1984.
2. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа : в 2 ч. Ч. 2. – М. : Просвещение, 2011.
3. Туберовская, О. М. В гостях у картин. Рассказы о живописи / О. М. Туберовская. – Л. : Детская литература, 1973.
4. Ходушина, Н. П. Ребёнок и изобразительное искусство / Н. П. Ходушина // Здравствуй, музей! – СПб, 1995.
5. Энциклопедический словарь юного художника. – М.: Педагогика, 1983.
2. Интернет-ресурсы.
1. Википедия – свободная энциклопедия. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki
Грошева Т.П., МБОУ «НТГ»
2. Педсовет.org. Живое пространство образования. – Режим доступа : http://pedsovet.org
3. Клуб учителей начальной школы. – Режим доступа: http://www.4stupeni.ru
4. Фестиваль педагогических идей. – Режим доступа: http://festival.1september.ru
5. Педагогическое сообщество. – Режим доступа: http://www.pedsovet.su
3. Информационно-коммуникативные средства.
1. Секреты живописи для маленьких художников (CD-ROM).
2. Большая электронная энциклопедия (CD).
3. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (CD-ROM).
4. Аудиозаписи. Классическая музыка.
4. Наглядные пособия.
Произведения изобразительного искусства:
Е.Ворошилов «Лук»; С.Куприянов «Золотая осень»; И.Левитан «Золотая осень»; Т.Маврина «Дубы», «За каменкой», «По дороге на Балахну. Река Тара»; Г.Попов «Щедрая земля»; И. Машков «Снедь»; В.Поленов «Золотая осень»; И.Остроухов «Золотая осень»; В.Серов «Октябрь. Домотканово»; И.Шишкин «Травы»; Е.Зверьков «Луг цветет»; В.Васнецов «Богатыри»; Л.Романова «Осенний букет. Текстильный коллаж»; И.Григорьев «Полосатый кот. Мозаика (речной камень); А.Журавлева «Рисунок к месяцеслову»; С.Никиреев «Зима»; В. Васнецов «Снегурочка»; Н.Рерих «Лес», «Весна священная», «Сеча под Керженцем»; Е. Чарушин «Иллюстрации к русской народной сказке «Заяц и лиса»; К.Воробьев «Волшебный мир. Вырезанки»; К.Юон «Русская зима», « Мартовское солнце»; И.Грабарь«Февральская лазурь»; И.Билибин «Русский север»; А.Денейка «Девочка у окна»; В.Фаворский «Иллюстрация к рассказу Л.Н.Толстого «Русак»; Н.Гончарова «Воины», « Иллюстрация «Слово о полку Игореве»; П.Корин «Александр Невский»; В.Суриков «Взятие снежного городка»; Ф. Васильев «Мокрый луг»; П,Кончаловский «Сирень»; С.Куприянов «Купавки»; А.Зарянов «Осень», «Весенняя аллея»; Е.Ширяева «Батик»; И.Айвазовский «Лунная ночь»; Н.Рерих «Заморские гости»; И.Машков «Ягоды на фоне красного подноса»; В.Телегин «Осенний вечер»; К.Бритов «Мстера», «Голубая весна»; В.Юкин «Ранний снег»; В.Крылов «Новодевичий монастырь»; Е.Жуков «Натюрморт с незабудками».
Произведения народного декоративно – прикладного искусства:
Н.Гончарова. Поднос. Жостово; Н.Гончарова. Петух среди ягод. Жостово; И.Маркичев. Жнитво. Палех; С.Веселов. Ковш – утица; Рыбица. Хохлома; А.Карпова. Тарелка с травным орнаментом. Хохлома; И.Голиков. Перевозка хлеба; И.Ливанова. Капустница. Палех; произведения мастеров Хохломы; С.Буторин. Жар – птица. Палех; И.Голиков. Сказочные звери. Палех; Н.Сулоева. Людмила в саду Черномора. Палех; произведения лаковой миниатюры Федоскино; Е.Ельфина. Поющее дерево. Кружево; И.Щуркин. Илья Муромец и Калин – царь. Палех; У.Бабкина, В.Шевелев, И. и Е. Дружинина. Каргопольские игрушки; А.Петухов. Щепная птица; А.Лезнов. Поднос. Жостово; Е.Кошкина. и др. Дымковские игрушки; М. Чижов. Праздник русской зимы. Федоскино; А.Журавлева. Рисунки к месяцеслову.
5. Технические средства обучения.
Телевизор.
Компьютер.
Музыкальный центр.
6. Учебно-практическое оборудование.
1. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления картин, иллюстраций, рисунков учащихся.
2. Штатив для картин.
3. Укладка для аудиовизуальных средств (слайдов, кассет и др.).
4. Шкаф для хранения картин.
7. Специализированная учебная мебель.
Компьютерный стол.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Сборник нормативных документов. Начальная школа. – М., Дрофа, 2007.
2. Сборник рабочих программ «Перспектива» 1-4 классы. Авторы: Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина, Л.Г.Петерсон, О.А.Железникова, М.В. Бойкина, А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая, Н.И. Роговцева, С.В. Анащенкова. М.: Просвещение, 2011
3. Рабочие программы. Николкина Т.А., Павлова О.В., Смирнова И.Г. – Изобразительное искусство. 1 – 4 классы. УМК «Перспектива» - из-во «Учитель», 2013.
3. Шевердина Н.А., Сушинскас Л.Л. Новые олимпиады для начальной школы. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
4. Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. Я. Шпикаловой, Л. В. Ершовой. 1–4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Т. Я. Шпикалова [и др.] ; под ред. Т. Я. Шпикаловой. – М. : Просвещение, 2011.
5. Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В., Макарова Н. Р. и др. Изобразительное искусство. Творческая тетрадь. 2 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М., Просвещение, 2014.
Оценка достижения планируемых результатов обучения в начальной школе / (М.Ю. Демидова, С.В. Иванов и др.); под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 1, 2, 3-е изд. – М.: Просвещение, 2009, 2010, 2011. – 215 с.
Приложения к программе
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.
Виды художественной деятельности.
Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различия. Человек, мир природы в реальной жизни: образы человека, природы в искусстве. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России (по выбору). Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.
Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приёмы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.
Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет — основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.
Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приёмы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы). Объём — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.
Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приёмы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы; бумага и картон — сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.
Декоративно-прикладное искусство. Истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отражённые в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).
Азбука искусства. (Обучение основам художественной грамоты).
Как говорит искусство?
Композиция. Элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, тёмное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия.
Цвет. Основные и составные цвета. Тёплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и чёрной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.
Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закруглённые спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного.
Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт.
Объём. Объём в пространстве и объём на плоскости. Способы передачи объёма. Выразительность объёмных композиций.
Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративно-прикладном искусстве.
Значимые темы искусства.
О чём говорит искусство?
Земля — наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Постройки в природе: птичьи гнёзда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т. д. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, изображающих природу (например, А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих, К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.).
Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (например, Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия). Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Образ человека в искусстве разных народов. Образы архитектуры и декоративно-прикладного искусства.
Родина моя — Россия. Роль природных условий в характеристике традиционной культуры народов России. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отражённые в искусстве. Образ защитника Отечества.
Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение.
Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Отражение в пластических искусствах природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных народов (на примере изобразительного и декоративно-прикладного искусства народов России). Жанр натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.
Опыт художественно-творческой деятельности
Участие в различных видах изобразительной, декоративно-прикладной и художественно-конструкторской деятельности.
Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения).
Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объёмом, фактурой.
Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики.
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объёма, фактуры материала. Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, компьютерной анимации, натурной мультипликации, фотографии, видеосъёмки, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и природных материалов. Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению.
Контрольно-измерительные материалы
Итоговая контрольная работа по
изобразительному искусству для 1 класса___
_____________________________________________
Ф.И. учащегося
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1

Рассмотри репродукций, расположенных на доске. Определи, к каким
видам пластических искусств они относятся. Запиши рядом с названием
вида искусства номер репродукции, относящейся к данному виду.
ЖивописьГрафика Скульптура Архитектура ДПИ
2


Рассмотри репродукцию картины И. Репина «Стрекоза». Расскажи, что изобразил
художник, какие чувства у тебя вызывает это произведение. Выбери и подчеркни нужное.
На картине изображена девочка. Она сидит на (заборе, стуле, кресле), её освещает (летнее теплое солнце, зимнее холодное солнце) Вокруг природа и много света, девочке (плохо, хорошо). Картина вызывает чувство ( радости, грусти, тревоги), потому что художник использовал (светлые, темные) краски.
3
Определи группы цветов. Запиши номер, относящийся к данной группе
цветов.

основные составные теплые холодные
4
Рассмотри репродукции картин, определи цветовую гамму
каждой картины. Поставь номер.
теплая холодная ледяная.

5
Определи и нарисуй геометрическую форму предмета.

6
Укрась шарфик для мамы, используя знакомые тебе орнаменты.

7

Создай композицию на плоскости на тему «Весна пришла»
Художественный материал, выбери самостоятельно.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
8

Создай композицию на плоскости на одну из предложенных ниже тем.
«Моя семья», «Мои друзья», «На перемене».
Художественный материал, наиболее точно соответствующий задуманному тобой образу, выберите самостоятельно.Итоговая контрольная работа
по изобразительному искусству в 1-х классах
№ задания Планируемые результаты Умение Уровень сложности
(БУ, ПУ) Тип задания
(ВО, КО,РО) Кол-во баллов
1 Различать виды художественной деятельности ( графика, живопись, скульптура, скульптура, декоративно – прикладное искусство) и участвовать в художественно – творческой деятельности, используя различные художественные материалы и различные приемы работы с ними для передачи собственного замысла. Различать виды художественной деятельности
( графика, живопись, скульптура, скульптура, декоративно – прикладное искусство) БУ ВО 1б
2 Узнавать, воспринимать, описывать и оценивать эмоционально шедевры своего, национального и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны
( разнообразие, красоту, трагизм и.т.д.) окружающего мира и жизненных явлений. БУ КО 1б
3 Различать основные и составные, теплые и холодные цвета; различать основные – составные; теплые и холодные цвета БУ КО 1б
4 Различать основные и составные, теплые и холодные цвета; понимать, с какой целью художники используют в своих картинах основные и составные, теплые и холодные цвета

5 Наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета, изображать предметы различной формы сравнивать и анализировать геометрическую форму предмета БУ КО 1б
6
7 Использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий .
Выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы. использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий.
участвовать в художественно – творческой деятельности БУ
БУ РО
РО 1-2б

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
8 выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним участвовать в художественно – творческой деятельности, используя различные художественные материалы и различные приемы работы с ними для передачи собственного
замысла. ПУ РО 2б
Ключ (правильные ответы и количество баллов)
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
№ задания Ответы Оценивание
1. Рассмотри репродукции расположенные на доске. Определи, к каким видам пластических искусств они относятся. Запиши рядом с названием вида искусства номер репродукции, относящейся к данному виду Живопись-4
Графика-3
Скульптура-1
Архитектура-5
ДПИ-2 Правильно определено не менее 3 репродукций
2. Рассмотри репродукцию картины И. Репина «Стрекоза». Расскажи, что изобразил художник, какие чувства у тебя вызывает это произведение. Выбери и подчеркни нужное.

На картине изображена девочка. Она сидит на заборе, её освещает летнее теплое солнце. Вокруг природа и много света, девочке хорошо. Картина вызывает чувство радости, потому что художник использовал светлые краски. правильно описан сюжет произведения
3. Определи группы цветов. Запиши номер, относящийся к данной группе цветов.
1
составные
2теплые
3
основные

4холодные
Правильно определены все группы цветов
4. Рассмотри репродукции картин, определи и запиши цветовую гамму каждой картины: теплая, ледяная, холодная
ледяная
холодная
теплая
Правильно определена
цветовая гамма
картин
5. Определи и нарисуй геометрическую форму предмета



Правильно определены и нарисованы все геометрические формы предмета
6. Укрась шарфик для мамы, используя знакомые тебе орнаменты. Использованы геометрические и растительные орнаменты,
правильно переданы пропорций, орнамента
7.Создай композицию на плоскости на тему «Весна пришла»
Используется вся плоскость листа, отмечена линия горизонта. Пейзаж содержит ближний, средний дальний план. Деревья изображены достаточно правильно. Использованные цвета передают ощущения весны.
Максимум возможных баллов за работу
9 б.
Суммируются набранные баллы
_ б.
Процент выполнения заданий базового уровня высчитывается по формуле БУ = кол-во набранных баллов : на макс. возможных баллов Х 100%
Качество выполнения заданий основной части 0-5 баллов- 0 уровень
6-9 балл. – 1уровень
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
№ задания Ответы Оценивание
1. Создай композицию на плоскости на одну из предложенных ниже тем. «Моя семья», «Мои друзья», «На перемене».
Художественный материал, наиболее точно соответствующий задуманному тобой образу, выберите самостоятельно. 1) художественный материал выбран соответственно замыслу;
2) размещение на листе правильное
( размеры фигур и их место положение соответствует размеру листа)- для работы, выполненной на плоскости;
3) образы достаточно выразительны. Работа удовлетворяет двум критериям из трех
Максимум возможных баллов за работу
__3_ б.
Суммируются набранные баллы
___ б.
Процент выполнения заданий повышенного уровня высчитывается по формуле ПУ = кол-во набранных баллов : на макс. возможных баллов Х 100%
Качество выполнения заданий дополнительной части 2-3б - 2ур.
Анализ выполнения заданий:
№ задания Контролируемые умения Справились с заданием без ошибок
Не справились с заданием
( 0 баллов)
Основная часть работы – обязательные задания
№1 Различать виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование, дизайн, декоративно – прикладное искусство) __ч./_% __ч./_%
№2 воспринимать и давать оценку на основе эмоционального восприятия шедеврам российского и мирового искусства _ч./_% __ч./_%
№3 различать основные – составные; теплые и холодные цвета __ч./_% _ч./__%
№4 понимать, с какой целью художники используют в своих картинах основные и составные, теплые и холодные цвета __ч./_% _ч./__%
№5 сравнивать и анализировать геометрическую форму предмета __ч./_% _ч./__%
№6 использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий __ч./_% __ч./_%
№7 участвовать в художественно – творческой деятельности Дополнительная часть работы – не обязательные для выполнения задания
№ 8 Создавать композицию на плоскости на одну из предложенных ниже тем. «Моя семья», «Мои друзья», «На перемене».
Художественный материал, наиболее точно соответствующий задуманному тобой образу, выбирать самостоятельно. __ч./_% __ч./_%
Анализ проверочной работы:
Класс Количество учащихся по списку Количество учащихся, выполнявших работу Справились с заданиями БУ (чел.)/ процент от общего количества выполнявших работу НЕ справились с заданиями БУ (чел.)/ процент от общего количества выполнявших работу Справились с заданиями ПУ (чел.)/ процент от общего количества выполнявших работу НЕ справились с заданиями ПУ (чел.)/ процент от общего количества выполнявших работу
1а _чел./% _чел./_% _чел./__% _чел./_%