Социально-образовательный проект Книга Памяти Бессмертный полк 130-ки


Автор проекта: Шехавцова Елена Александровна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МБОУ «Лицей № 130 имени академика М.А. Лаврентьева» г. Новосибирска
Социально-образовательный проект
Книга Памяти «Бессмертный полк 130-ки»
Содержание
1. Введение
2. Основная часть
2.1. Цели, задачи социально-образовательного проекта
2.2. Стратегия и механизмы достижения поставленных целей
2.3. Участники проекта
2.4. Этапы реализации проекта
2.5. Ресурсы
2.6. Ожидаемые результаты
3. Заключение
3.1.Оценка эффективности реализации проекта
Введение
2015 год ознаменован главным событием – празднованием 70-летия Великой Победы в ВОВ. Одним из общешкольных проектов, посвященных годовщине Победы в Великой Отечественной войне, стал социально-образовательный проект по созданию Книги Памяти «Бессмертный полк 130-ки».
Кафедра словесности лицея выступила координатором данного проекта. Создание Книги Памяти стало одним из этапов реализации «Воспитательной модели лицея», в основу которой положены культурно-исторический и системно-деятельностный подходы, предполагающие построение воспитательного процесса с опорой на активную позицию лицеиста, его ценностно-смысловые ориентиры, мотивацию индивидуально-творческого развития, самосовершенствования. Работа над созданием книги, вовлеченность в этот процесс большого количества обучающихся создали развивающую среду, которая учитывает различные социально-культурные и педагогические факторы, отмеченные в «Воспитательной модели лицея» ( http://licey130.ru/smotret-vse-2/698-vospitatelnaya-model-litseya):
поддержка активной позиции родителей обучающихся, объединение усилий семьи и Лицея в организации воспитательного процесса («Я – член семьи»);
создание инновационной образовательной среды («Я – лицеист»);
сопровождение социально-культурной адаптации к специфическим условиям академического сообщества («Я – житель Академгородка»);
формирование условий для развития культурной и национальной идентичности («Я– гражданин России»);
создание поликультурного воспитывающего пространства («Я – человек мира»).
2. Основная часть
Актуальность реализации социально-образовательного проекта
В последнее время перед российским обществом стоят важнейшие задачи: сохранение преемственности поколений, активизация патриотического воспитания молодёжи.
Трудно оспорить факт, что истоки современного российского патриотизма во многом связаны с духовным наследием Великой Отечественной войны. Великая Победа нашей страны в самой кровопролитной из войн принесла свободу и независимость народам мира, определила ход современной истории. Великая Отечественная  война в сознании многих поколений людей неразрывно связана с исторической памятью нашего народа, она напрямую касается духовных устоев российского общества. Память о ней составляет основу национального духа и гордости за страну, общности и сплоченности. История Великой Отечественной и всей второй мировой войны  –  приоритетная основа формирования и восстановления в нашем обществе преемственности поколений, сохранения победных традиций, обеспечения международного авторитета нашей страны. В этом историческом событии с особой силой проявились духовное единство воинов различных национальностей, моральная стойкость советских людей, их безграничная вера в справедливость своей борьбы. Это и есть те самые ориентиры, которые способны изменить настоящее и заложить основы будущего. Проект Книга Памяти - это уникальная возможность для учеников узнать о суровой правде того времени, о беззаветном служении Родине их предков . Актуальность проекта, его сегодняшняя востребованность доказана самой жизнью. В современных условиях одним из важнейших приоритетов обновления содержания образования является модернизация и развитие гражданского и патриотического воспитания.
Работа по созданию Книги Памяти имеет колоссальное значение в деле воспитания и формирования личности учащихся, воспитания гражданина и патриота. Этот проект раскрывает ценности семьи, нации и Родины. Каждый участник создавал свою страницу, свою историю, которая пробуждала в его душе чувства сопереживания судьбам своих родных и близких, чувства благодарности за тот подвиг, который совершили не только всем известные герои, но и их родственники.
2.1. Цели, задачи социально-образовательного проекта
Цель: Приобщить обучающихся к изучению истории Великой Отечественной войны, сохранению преемственности поколений, формированию у школьников уважения к военной истории России, гражданских позиций, воспитанию патриотизма и чувства гордости за своих предков, свою Родину.
Задачи:
сохранение исторической памяти и наследия;
формирование у обучающихся интереса к Отечественной истории, событиям Великой Отечественной войны, истории своей семьи, биографии родственников- героев;
формирование у обучающихся навыков исследовательской и проектной деятельности, аналитического мышления при работе с дополнительным материалом и историческими документами;
изучение, сбор и сохранение материалов основных событий Великой Отечественной войны, семейной истории;
повышение уровня духовно-нравственного и патриотического воспитания, социальной и гражданской ответственности обучающихся;
установление контакта с архивами, музеями, научными центрами, привлечение к проекту ученых, родителей обучающихся, общественности;
развитие творческого начала, инициативы, активности, организованности и ответственности за порученное дело;
создание электронной версии Книги Памяти «Бессмертный полк 130-ки»;
издание и презентация печатной Книги Памяти «Бессмертный полк 130-ки».
2.2. Стратегия и механизмы достижения поставленных целей
Для решения поставленных целей и задач используются следующие приемы и методы:
Исследовательский метод
Статистический анализ
Метод социального проектирования
Метод погружения в культурно- историческую тематику
Интервьюирование
В процессе решения задач использовались материалы, предоставленные участниками и разработчиками команды проекта, а также их личный профессиональный опыт работы в ОУ и участия в различных инновационных проектах, материалы сайтов, книг, архивов, содержащие информацию о ВОВ.
2.3. Участники проекта:
учителя МБОУ «Лицея № 130», родители (законные представители), обучающиеся 1-11 классов.
В проекте приняли участие около 600 человек, в том числе 180 обучающихся являются авторами работ.
Координатор проекта: Учитель 1, учитель русского языка и литературы.
Ведущая деятельность:
поисковая, исследовательская, творческая.
2.4. Этапы реализации проекта
1. Подготовительный этап (март)
2. Реализация проекта ( в течение всего проекта) ( апрель-июнь)
создание нормативно-правовой базы;
-развитие кадрового потенциала для реализации инновационной деятельности в ОУ;
-создание методического сопровождения;
-создание современной материально- технической базы;
-поиск ресурсов для финансово – экономического обеспечения проекта.
3. Реализация проекта: информационный и творческий этапы (апрель-май)
4. Итоги реализации проекта: презентация Книги Памяти (сентябрь)
5. Распространение опыта (тиражирование, публикации, представление материалов на городские конкурсы)
Рефлексия
Этап I. Подготовительный
Перед началом работы над проектом:
1.Объявление идеи о создании книги; получение согласия родителей на работу детей в Интернете, публикацию их работ.
2.Стартовая презентация модели книги в классах.
3. Планирование, обсуждение вопросов, назначение ответственных.
Этап II. Информационный
Сбор информации
1.Узнать биографию родственников-ветеранов, записать их воспоминания о войне.
2.Изучить материалы семейных архивов.
3.Изучить материалы сайтов, посвященных ВОВ.
4. Подобрать методы исследования.
5.Создание макета собственной страницы книги.
Этап I I I. Творческий
Создание творческих работ
1.Оформление творческих и исследовательских работ в виде презентаций, статей, эссе.
2.Выступление с презентацией в классе, обсуждение.
3.Сбор всех работ в электронном виде, корректировка, макетирование, верстка.
Этап IV. Заключительный
1.Подведение итогов проекта.
2.Издание Книги Памяти
3.Презентация Книги Памяти.
4.Творческая работа каждого учащегося в рамках реализации проекта.
5. Рефлексия.
2.5. Имеющиеся ресурсы
Для осуществления вышеназванных задач уделяется огромное значение развитию кадровых, информационных, материально-технических, организационных ресурсов.
Кадровые ресурсы:
учителя русского языка и литературы, истории, обществознания.
Информационные ресурсы:
Интернет-ресурсы:
Сайт «Великая Отечественная война. 1941-1945 годы»
http://obd-memorial.ru/ОБД Мемориал http://www.podvig-naroda.ru/Общедоступный электронный банк документов «Подвиг Народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»http: http://www.memory-book.com.ua/Книга Памяти Украиныhttp://www.ksovvet.narod.ru/Kniga.htmlКнига памяти Калужской областиhttp://www.ipc.antat.ru/docs/kp_smol.aspКнига Памяти Смоленской областиhttp://admin.smolensk.ru/kniga2/Официальная Книга Памяти Смоленской областиhttp://natalivr.wix.com/kniga-pamyatiКнига Памяти Сельского поселения Демиховское, Орехово-Зуевского муниципального района Московской областиПортал Имена Победыhttp://knigapamyati.hol.es/index.htmКнига Памяти города Березники Пермского краяhttp://vahta-pamyati.livejournal.com/Блог "Вахта памяти"http://pobeda-mo.ru/Сайт "«Великая победа»: Московская область в Великой Отечественной Войне"http://admin-smolensk.ru/~websprav/wow/index.phpКнига «Солдаты Победы» Смоленской областиhttp://altapress.ru/65let/Проект "Книга памяти, том 10-й" http://lenww2.ru/Сайт "Книга Памяти Великой Войны" Индивидуальные семейные архивы
школьный сайт: http://licey130.ru/;
школьные СМИ (газета «АГА», радио, информационное поле системы NetSchool).
Материально-технические ресурсы:
Мобильный интернет-класс;
Модернизированный актовый зал;
Два малых конференц-зала (каб. 305 и 208) и др.
Организационная и финансовая поддержка:
директор, осуществляющий руководство инновационной деятельностью лицея;
педагогический состав МБОУ «Лицей № 130»;
Местный городской общественный фонд «Фонд развития лицея № 130»;
Инициативные родители обучающихся.
Партнеры по реализации проекта:
ЗАО Издательско-Полиграфическое предприятие «»»»»»»
г.Новосибирск, ул.»»»»»»»»»», т.»»»»»»»»»».
e-mail: «»»»»»»»»»»
Главный редактор книги Сотрудник 1
Дизайн и верстка книги Сотрудник 2
Бюджет : 176 000 рублей
2.6. Ожидаемые результаты
Конечный продукт: Книга Памяти «Бессмертный полк 130-ки» (печатная и электронная версии). Издательство «»»»»»» , г.Новосибирск, 2015 г., 212 стр.
Аннотация: Сборник рассказов учеников и сотрудников Лицея № 130 имени академика М.А.Лаврентьева. В сборнике опубликованы рассказы, написанные детьми о своих родственниках, участвовавших в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов как на фронте, так и в тылу. Авторами написаны эссе, рассказы, воспоминания, стихотворения о 270 родственниках, участниках ВОВ. Книга содержит фотографии, копии документов, писем, изображения наград. Книга рассчитана на широкий круг читателей.
Тираж: 220 экземпляров.
В годы войны, как никогда до этого времени, проявились патриотизм и интернационализм советского народа, выступившего как единое целое в борьбе с фашизмом. Нынешнее поколение, в сущности, не испытывает на себе последствий Великой Отечественной войны, не имеет конкретного представления о тех сложных процессах, которые происходили в нашей стране в эти годы.
Уходят из жизни герои Великой Отечественной войны, простые люди, наши современники, наши родные, память о которых останется на страницах книг, в фильмах о войне, в семейных архивах, музеях боевой славы. Воспоминания участников Великой Отечественной войны и тружеников тыла, их детей не только помогут следующим поколениям понимать, какой ценой нам досталась эта победа,  но и делать правильные выводы об истории 20 века. Проект "Книга Памяти «Бессмертный полк 130-ки" - это наша любовь, уважение, признательность ветеранам и память о тяжелых днях 1941-1945 гг. Это одна из нитей преемственности поколений. Пройдут года, а в наших умах и сердцах останется гордость за свою страну, своих предков. Мы берегли и будем беречь то, что свято для нашей Отчизны и наших прадедов.
3. Заключение
Информирование общественности о результатах реализации проекта
По окончании работы над проектом Книга Памяти «Бессмертный полк 130-ки» в актовом зале лицея была проведена презентация, на которой состоялось торжественное вручение экземпляров книги. Информация о торжественном мероприятии размещена на сайте лицея http://licey130.ru/news/ 2015-16-uchebnyj-god/775-2015-10-01-9maymemory book, статья учителя русского языка и литературы Шехавцовой Е.А.« Книга Памяти как социально-образовательный проект» опубликована на страницах школьной газеты «АГА» (http://licey130.ru/images/files/aga/2015-16/aga_11_2015.pdf , ноябрь 2015), статья Автора 1 «Навечно в памяти» опубликована в местной газете «»»»»»»»» (№ 39, 9 октября 2015 г).
В рамках распространения опыта планируется дальнейшее информирование общественности о проведенной работе посредством средств массовой информации, сети интернет, участие во всероссийских конкурсах педагогических проектов.
Дальнейшее развитие
В будущем мы планируем создавать другие проекты, которые будут для нас значимы и будут оставлять живой отклик в душах наших детей.
3.1. Оценка эффективности реализации проекта
Анализ работы по созданию и реализации проекта показал, что подобная деятельность имеет большое значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика, в формировании патриотизма и культуры межнациональных отношений. Книга Памяти, ее страницы – это проявление чувства любви к Родине, ее народу, своей семье и чувства уважения к другим народам и странам, объединившимся в борьбе с фашизмом.
Ссылка для просмотра электронной версии книги на сайте МБОУ Лицея № 130 г. Новосибирска: http://licey130.ru/projects/extraprojects/82-memory-book-may9/792-projectmemorybook2015may9 Книга выложена по адресу: http://www.sch130.ru/news/1516/MemoryBookLicey130-2015.pdf