Научно практическая работа на тему: Правильная осанка


IX Городская научно практическая конференция
"Я - исследователь"


Правильная осанка.
Ее значение для здоровья школьника.

Выполнила:
ученица 4 "А" класса
Газизова Регина
Руководитель:
учитель высшей категории
Куликова Л.В.
г. Зима 2015
Содержание:
1.Ведение……………………………………………………
2. Основная часть
2.1 Виды нарушения осанки
2.2 Как влияет вес ранца на осанку
2.3 Исследование правильности осанки у моих одноклассников
3. Заключение
Список используемой литературы
Приложение
Введение.
Как-то я была в гостях у одной девочки, и она мне сообщила, что едет в «Сосновую горку» по направлению врача. Оказалось, что у Ани нарушение осанки - искривление позвоночника. Мне стало интересно, почему это происходит? Что могло случиться и есть ли возможность избежать этого или исправить с помощью упражнений. Для того чтобы ответить на интересующие меня вопросы, я поставила перед собой задачи:
- изучить литературу по теме;
- провести беседу с учителями физкультуры;
- провести практическую работу на выявление нарушения осанки в классе;
- подобрать упражнения для профилактики и коррекции нарушения осанки.- подвести итоги и сделать выводы.
Цель моего исследования : узнать есть ли среди моих одноклассников ученики с нарушением осанки и какие способы существуют ее исправить.
Для этого использовались методы исследования: беседы, анкетирование, анализ литературы, составление таблиц.
Выдвинула гипотезу: если я узнаю о значении правильной осанки, то смогу убедить моих друзей, одноклассников, что это поможет им быть здоровыми.

Основная часть.
2.1 Виды нарушения осанки
И вот что я узнала. В последнее время проблема нарушения осанки охватывает всё больше школьников. Растут поколения «компьютерных» мальчиков и девочек, предпочитающих детским забавам на природе многочасовое ссутуливание у компьютера или «валяние» у телевизора. Среди жителей городов рассказы о «босоногом» детстве и спортивной юности можно услышать, разве что, от бабушек и дедушек. И как результат всё чаще звучит диагноз «нарушение осанки».
Если у человека имеется нарушение осанки, его организм попадает в экстремальную ситуацию. При появлении дефектов осанки изменяется не только внешний вид ученика, – возникают нарушения деятельности внутренних органов : затрудняется работа сердца, легких, желудочно-кишечного тракта, уменьшается жизненная емкость легких, снижается обмен веществ, появляются головные боли, повышается утомляемость, падает аппетит, ученик становиться вялым, избегает подвижных игр . В результате длительных нарушений осанки развиваются стойкие искривления позвоночника – сколиозы. Нарушение осанки является наиболее распространенным заболеванием у школьников.
Неправильное положение тела, связано с необходимостью длительного сохранения рабочей позы, односторонним отягощением мышц, слабостью и недоразвитием опорно-двигательного аппарата создает неблагоприятные условия для функционирования органов и систем.
Изучив литературу, я выяснила, что различают три степени нарушения осанки:
1. Первая степень характеризуется изменением тонуса мышц. Все дефекты осанки исчезают, когда человек выпрямляется.
2. Вторая степень характеризуется изменения в связочном аппарате позвоночника. Изменения могут быть исправлены лишь при длительных занятиях корректирующей гимнастикой под руководством медицинских работников
3. Третья степень характеризуется стойкими изменениями в межпозвоночных хрящах и костях позвоночника.
2.2. Как влияет вес ранца на осанку
Также я узнала, что нарушение осанки и искривление позвоночника очень часто возникают в период школьного обучения у детей и подростков с 7 до 15 лет. Происходит это потому, что развитие костно-мышечной системы у школьников еще не закончено, кости гибки и податливы, и не только неправильная посадка за партой может вызвать эти нарушения (приложение№1)
Школьный рюкзак, его вес и то, как носит школьник ранец, оказывает влияние на формирование осанки у ученика. Считается, что вес школьного портфеля не должен превышать 10% от веса школьника.
В своем классе я провела исследование (приложение№ 2) и выяснила, что из 20 моих одноклассников у 9 вес ранца значительно превышает рекомендуемую норму.
Отсюда напрашивается вывод: поскольку ребятам приходится носить в школу большое количество учебников, вес которых достаточно велик, лучше это делать с правильным ранцем. Не стоит забывать, каким он должен быть. (приложение№ 3)
2.3 Исследование правильности осанки у моих одноклассников
Следующим этапом моей работы стало анкетирование ( приложение№ 4) При этом правильная осанка предполагает соблюдение следующих правил, которые представлены на слайде.
.Далее я провела исследование с целью диагностики осанки в своем классе.
1.    Для того, чтобы самостоятельно выявить нарушение осанки, я попросила ребят выполнить дома такое задание:«Перед зеркалом внимательно рассмотрите свое тело не только спереди, но и с боков. Обязательно спросите мнение домашних, ведь не все могут критично относиться к себе. О наличие возможных нарушений осанки можно судить, если вы заметили, хотя бы один из приведенных ниже признаков:- голова сильно наклонена вперед, а не держится прямо;- плечи выдвинуты вперед или сильно напряжены из-за их отведения назад;- выпирание лопаток наружу (эффект крыльев);- спина согнута, что обуславливает впалость грудной клетки;- таз смещен вперед или назад (вправо или влево), в то время, как должен находиться на одном уровне со всем телом;- плечи на разном уровне;- наклон головы в одну из сторон; В школе я провела вторую часть эксперимента, задание было такое«Встаньте вплотную к стене (на расстоянии 5 сантиметров), ноги слегка врозь. Удерживая равновесие, постепенно отклоняйтесь к стене. Смысл упражнения в том, чтобы понять, какая часть тела первая коснется стены».О правильности осанки свидетельствует одновременное касание плеч. Об отсутствие центрального равновесия свидетельствует касание одной из сторон тела раньше, чем другой, касание только плеч говорит о напряжении спинных мышц, касание спиной о сутулости.
И я получила такие результаты: только у 8 моих одноклассников правильная осанка, у двоих наблюдаются признаки сутулости, один мальчик испытывает напряжение мышц спины и у остальных 9 человек явное нарушение осанки
Такие впечатляющие данные свидельствуют о том, что моим одноклассникам стоит соблюдать простые правила. Для формирования правильной осанки одноклассников я с учителем физкультуры подобрала комплекс специальных упражнений, которые можно проводить во время утренней зарядки в классе и которые помогли бы нам не допустить дальнейших нарушений осанки и укрепить мышцы спины( приложение№ 5)
Заключение
В своем исследовании я выяснила, что у моих одноклассников нарушение осанки возможно связано с неправильным весом ранца, с тем, что ребята не контролируют свою осанку во время занятий в школе и дома, мало времени проводят на свежем воздухе и, конечно, недостаточно занимаются физкультурой. Именно поэтому я считаю, что каждый школьник должен выработать привычку к правильной осанке. При стоянии и ходьбе свободно, без особых усилий, держать голову и корпус прямо, плечи держать на одном уровне, слегка отведенными назад и нормально опущены вниз.
Основа любой осанки — это упражнения. Именно упражнения делают осанку правильной, или не делают, если их не выполнять. Простая утренняя разминка станет весомым вкладом в правильную осанку школьника и избавит от обращения к врачу. Хорошее физическое развитие и полноценное здоровье детей, возможны только при сохранении правильной осанки. Важно помнить, что воспитание правильной осанки зависит
от рациональной организации режима: правильного чередования труда и отдыха, разумного распорядка дня, полноценного питания и двигательной активности.
Таким образом, я выяснила, что правильная осанка имеет не только эстетическое значение, но и является необходимым условием для нормального развития и полноценного функционирования внутренних органов, то есть является одним из показателей состояния здоровья учеников. В связи с этим проблема нарушения осанки является актуальной и в будущем я собираюсь провести дальнейшее исследование по теме нарушения осанки у школьников.
Список литературы
Н.И.Дереклеева. двигательные игры, тренинги, уроки здоровья. Москва “Вако” 2004.
Е,А.Бабенкова. как помочь детям стать здоровым. АСТ. Астрель Москва 2003.
В.И.Ковалько. школа физкульминуток. Москва “Вако” 2007.
В.М.Кашачкин. физическое воспитатние в начальной школе. Москва “Просвещение” 1978.
Н.А.Ананьева, Ю.Л.Ямпольская. здоровье и развитие современных школьников. Школа здоровья. №1 1994.
М.В.Антропова, Л.М.Кузнецова, Т.М.Параничева. режим дня младшего школьника. М.изд. Центр “Вентана – граф” 2002.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Причинами нарушения осанки могут быть:
Недостаточная двигательная активность.
Слишком мягкая кровать – способствует формированию так называемой круглой спины; слишком жесткая кровать сглаживает физиологические изгибы позвоночного столба и способствует формированию плоской спины . Мебель, не соответствующая возрасту и росту ребенка. Низкая парта способствует формированию круглой спины, если наоборот слишком высока, школьник все время вынужден поднимать плечи вверх. Если школьник сидит за круглым столом, локти не имеют должной опоры, поэтому он вынужден наклоняться вперед и усиленно сгибать спину
Дефекты зрения.
Отсутствие привычки к соблюдению правильной осанки.
Постоянное ношение тяжести (сумки, портфеля) в одной и той же руке или на одном и том же плече . Постоянная привычка стоять, отставляя ногу в сторону . Длительное сгорбленное положение тела во время работы . Ношение тесной одежды .
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
№ Ф.и. Вес ученика
(кг) Вес ранца
(кг) норма отклонение от нормы (кг)
Ведешина Лиза 38 3,5 3,8 -
Власенко Денис 39 2,2 3,9 -
Газизова Регина 25 4,7 2,5 2,2
Завьялова Даша 50 3.4 5 -
Кабанов Денис 37 2,7 3,7 -
Казак Захар 33 2,8 3,2 -
Кривозубова Ира 31 4,7 3,1 1,6
Ленчук Артем 38 3,4 3,8 -
Мингулов Никита 48 3,4 4,8 -
Мельникова Кристина 51 3,4 5,1 -
Обеснюк Маша 23 3,8 2,3 1,5
Пронина Полина 25 4 2,5 1,5
Распутин Женя 51 4,5 5,1 -
Санников Кирилл 39 2,8 3,9 -
Соловьева Даша 28 2,8 2,8 -
Стародубцева Кристина 23 3,8 2,3 1,5
Стригова Лена 30 3,9 3 0,6
Филимонов Миша 31 4,7 3,1 1,6
Черных Ира 36 4,1 3,6 0,5
Чучакин Никита 30 3,5 3 0,5
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Каким должен быть ранец школьника.
Для школьника подходит только классическая модель: заплечный рюкзак с двумя лямками. Носить его надо только на спине, но не за ручку и не на одном плече.2. Жёсткий каркас позволит сохранить в порядке учебники м  тетрадки, а также убережет спину школьника от неравномерной нагрузки.3. Лямки должны быть широкими, регулируемыми , они не должны врезаться в плечи ученику.4. Для младших школьников лучше выбирать рюкзаки с защищённым дном – на пластиковом каркасе или углах.5. Не стоит забывать про визуальную безопасность. Рюкзак – главный помощник в том, чтобы со школьником не случилось беды на дороге. Для тёмного времени суток рюкзак обязательно должен быть оснащён большими, заметными светоотражающими элементами. Если они отсутствуют, пришейте (приклейте) защитные полосы сами.6. Примеряя рюкзак на спину ученика, опирайтесь на эти ориентиры: ширина должна быть равна ширине плеч, верхний край должен быть на уровне лопаток, а нижний - на пояснице.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Что такое правильная осанка?
Из него выходит, что 14 ребят имеют представление о правильной осанке, затруднились ответить – 5.
Как сидишь за столом?
5 анкетируемых привыкли сидеть за столом сутулясь, другие сидят прямо.
На какой постели спишь?
на мягкой постели спят 13 человек, на жесткой постели спят 7 анкетируемых.
Как носишь тяжелую сумку?
1 ученик носит сумку чередуя руки, 9 привыкли носить сумку на одном и том же плече, 4 – на двух плечах.
Занимаешься физическими упражнениями?
20 анкетируемых занимаются физическими упражнениями во время утренней зарядки в школе, 4 человека выполняют физические упражнения иногда.
Много ли времени проводишь на свежем воздухе?
На улице мои одноклассники проводят ежедневно: 10- 30 мин – 2 человека; около 1 ч. – 4; больше двух часов проводят на улице 10 ребят; больше 5 часов- 3.
Сколько времени проводишь, в течение дня, в положении сидя (делаешь уроки, читаешь)? Дома проводят в течении дня, в положении сидя 1 – 1,5 часа 5 человек; 2- 3ч. – 7 человек; более 4 часов – 5.
Часто ли чувствуешь боли в спине?
Боли в спине беспокоят 2 ребят, иногда появляются боли в спине у 4. Остальные отметили, что у них не бывает болей в спине.
Часто ли контролируешь свою осанку, когда сидишь за столом?
На уроках или дома за столом ведут контроль за осанкой 6 учащихся, 4 учеников иногда контролируют свою осанку и не контролируют 9 человек.
Есть ли у тебя своё рабочее место?
Все ребята отметили наличие дома рабочего места.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Комплекс упражнений для профилактики нарушения осанки и поддержания здоровья позвоночника.
И. п. - стоя, руки за головой. С силой отведите руки в стороны, подняв руки вверх, прогнитесь. Замрите на 2-4 секунды и вернитесь в и. п. Повторите 6-10 раз. Дыхание произвольное.
И. п. – стоя, руки вдоль тела, спина ровная, ноги врозь. Присядьте, ноги согните в коленях, задержитесь на 2-4 секунды и вернитесь в и. п. Упражнение выполнить 8-12 раз.
И.п.  стоя прямо, ноги вместе, живот подтяните. Медленно разводим руки в стороны параллельно полу и стоим 3-5 секунд. Делаем 5-7 раз.
И.п. - стоя прямо, ноги вместе. Руки вытяните перед собой, кисти в «замок», затем поднимите в таком положении руки в верх, при этом старайтесь спину не сгибать. Повторите 5-7 раз.
И.п. - стоя прямо. Сгибаем колени и поднимаем к тазобедренному  суставу. Сделайте 3-5 раз.
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
А вот упражнения, которые можно делать дома
1 упр. «Дельфин» И.п. лягте на пол на живот. И попытайтесь одновременно поднять руки и ноги вверх. Сделайте 5 раз.
2 упр. «Гусар» Возьмите книгу в твердом переплёте. Положите на голову и попытайтесь пройти 10 шагов, чтобы книга не упала.
3 упр. «Дракоша» И. п. - лежа на животе. Опираясь на руки и, не отрывая бедер от пола, прогнитесь. Замрите в этом положении на 3-5 секунд, затем вернитесь в и. п.
4 упр. « »И. п. - стоя на шаг от стены. Коснувшись руками стены, прогнитесь назад, подняв руки вверх, и вернитесь в и. п. Повторить 5-8 раз. Стоя у стены прижмитесь к ней затылком, лопатками, ягодицами и пятками. Затем отойдите от стены и старайтесь как можно дольше удерживать это положение тела.
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
Советы для родителей учеников:
Не допускайте, чтобы ваш школьник слишком долго засиживался за столом. Уже достаточно того, что в школе полдня просидел. Лучше пусть попрыгает и подвигается, вместе с вами. Хотя бы 10 минут раз в час будет уже неплохо для подрастающего организма.
Если регулярно заниматься профилактикой правильной осанки, то достаточно обычного контроля за положениями тела ребенка. Просто почаще напоминайте, чтобы мы обращали внимание на свою осанку и если нет серьезных отклонений, достаточно скорректировать положение тела для поддержания осанки.
Основа любой осанки — это упражнения. Именно упражнения делают осанку правильной, или не делают, если их не выполнять. Простая утренняя разминка станет весомым вкладом в правильную осанку школьника и избавит от обращения к врачу. Хорошее физическое развитие и полноценное здоровье детей возможны только при сохранении правильной осанки.