Рабочая программа внеурочной деятельности Декоративно-прикладное искусство 1 класс


Пояснительная записка
«Декоративно – прикладное искусство» является программой внеурочной деятельности художественно – эстетической направленности. Она разработана на основе анализа общеобразовательных программ в области «технология» и « искусство», наряду с общими идеями: развитие общей способности к творчеству, умение найти своё место в жизни. Предусматривает развитие у обучающихся художественно – конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Программа ориентирует младших школьников на самостоятельность в поисках композиционных решений, в выборе способов изготовления поделок.
Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта и духовности через мастерство. Предусматривается целый ряд заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, развитие фантазии. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.
Цель: формирование у учащихся основ целостного и эстетического мировоззрения, развитие творческих способностей посредством различных видов прикладного творчества и создание условий для творческой самореализации ребёнка.
Задачи:
- развивать природные задатки и способности детей;
- развивать трудолюбие, целеустремлённость, усидчивость и аккуратность.
- научить приемам исполнительского мастерства;
- стимулировать детей к дальнейшему самообразованию и самосовершенствованию;
- формировать представления о гармоничном единстве мира, месте человека в окружающей среде;
- развивать интерес и любовь к прикладному творчеству, основанному на народных традициях;
- прививать и поощрять любознательность, фантазию и воображение в поисках новых форм и декоративных средств выражения образа.
- воспитывать бережное отношение к природе и любовь к Родине;
- развивать умения контактировать со сверстниками, в творческой деятельности;
- развивать стремление к творческой самореализации;
- расширять общий и художественный кругозор.

Программа основана на следующих принципах:

Коммуникативный принцип – позволяет строить обучение на основе общение равноправных партнеров и собеседников, дает возможность высказывать свое мнение (при взаимном уважении), формирует коммуникативно-речевые навыки.
Гуманистический принцип - создание благоприятных условий для обучения всех детей, признание значимости и ценности каждого ученика (взаимопонимание, ответственность, уважение).
Принцип культуросообразности – предполагает, что художественное творчество школьников должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строится в соответствии с нормами и ценностями, присущими традициям тех регионов, в которых они живут.
Принцип патриотической направленности – предполагает использование эмоционально окрашенных представлений (образ эстетических явлений и предметов, действий по отношению к своему Отечеству, гордость за российскую культуру).
Принцип коллективности - дает опыт взаимодействия с окружающими, сверстниками, создает условия для позитивно направленных: самопознания, эстетического самоопределения, художественно-творческой самореализации.

Принцип природосообразности – предполагает, что процесс художественного творчества школьников должен основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами природы и человека, формировать у него ответственность за развитие самого себя.

Планируемые результаты:

- учащиеся получат начальные представления о материальной культуре, как продукте творческой, предметно-преобразующей деятельности человека;
- о предметном мире как основной среде обитания современного человека, о гармоничной взаимосвязи предметного мира с миром природы, об отражении в предметах материальной среды нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества; о ценности предшествующих культур и необходимости бережного отношения к ним в целях сохранения и развития культурных традиций;
- получат начальные знания и представления о наиболее важных правилах дизайна, которые необходимо учитывать при создании предметов материальной культуры;
- получат общее представление о мире профессий, их социальном значении, истории возникновения и развития;
- научатся использовать приобретённые знания и умения для творческой самореализации при оформлении своего дома и классной комнаты, при изготовлении подарков близким и друзьям, игрушечных моделей, художественно-декоративных и других изделий.
- овладеют начальными формами познавательных универсальных учебных действий исследовательскими и логическими: наблюдения, сравнения, анализа, классификации, обобщения;
- получат первоначальный опыт организации собственной творческой практической деятельности на основе сформированных регулятивных универсальных учебных действий;
- получат первоначальный опыт трудового самовоспитания: научатся самостоятельно обслуживать себя в школе, дома, элементарно ухаживать за одеждой и обувью, помогать младшим и старшим, оказывать доступную помощь по хозяйству.
В ходе преобразовательной творческой деятельности будут заложены основы таких социально ценных личностных и нравственных качеств, как трудолюбие, организованность, добросовестное и ответственное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
Данная программа способствует формированию следующих личностных и метапредметных универсальных учебных действий:
Личностные универсальные учебные действия:
- осознание своих творческих возможностей;
- проявление познавательных мотивов;
- развитие чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с мировой и художественной культурой;

Регулятивные универсальные учебные действия:
- планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей;
- принимать и сохранять учебную задачу;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- различать способ и результат действия;
- адекватно воспринимать словесную оценку учителя;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Познавательные универсальные учебные действия:
- осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя ;
- строить речевые высказывания в устной форме;
- оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения;
- включаться в творческую деятельность под руководством учителя.

Коммуникативные универсальные учебные действия:
- Формулировать собственное мнение и позицию;
- задавать вопросы;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной трудовой, творческой деятельности.
Формы деятельности: занятия, диспуты, выставки, экскурсии, кружки, ярмарки.
Итоги занятий будут подведены в форме отчётной выставки.
Работа с родителями: Вечера совместного опыта, открытые мероприятия с приглашением родителей, посещение выставок, экскурсии, организация ярмарки.

Содержание курса:

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Темы
Всего часов
Теория
Практика

1.
Вводное занятие
2
1
1

2.
Работа с бумагой
6
1
5

3.
Работа с пряжей
6
1
5

4.
Работа с природными материалами
6
1
5

5.
Лепка из пластилина
6
1
5

6.
Морские пришельцы (работа с ракушками)
5
1
4

7.
Отчётная выставка работ учащихся
1

1


Итого
32
6
26



Вводное занятие:
Вводное занятие Знакомство с произведениями народных художественных промыслов, традиционно крестьянского искусства и современного декоративного искусства. Техника безопасности при работе с природным материалом. Экскурсия в лесопарк. Сбор различных природных материалов (занятные веточки и корешки различных растений, кора сосны, березы еловые шишки, мох, цветы, семена и т. д.). Правила просушивания и хранения природных материалов, необходимых для различных поделок.
Экскурсия в местный краеведческий музей или художественный музей для ознакомления со старинной утварью, с вышивками, кружевами и другими образцами народного творчества.
Практическая работа: сбор природных материалов, посещение музеев.

2. Работа с бумагой.
Порядок создания занимательных игрушек из бумаги: самолетиков разных типов с последующим состязанием на дальность полета, на облет препятствия, на «сверхдальний перелет» и др; корабликов разных типов с последующим проведением состязаний на скорость прохождения дистанции; моделей автомобилей различных типов; модели робота, модели светофора и др.
Проведение конкурса.
Практическая работа: выполнение творческих работ в технике бумажной пластики.

3. Работа с пряжей.
Понятие о пряжи. Общие представления о сырье и получении тканей. Виды пряжи по происхождению волокон: из хлопка, льна, шерсти животных, шелковых и искусственных нитей. Свойства пряжи. Народные традиции в изготовлении аппликации из пряжи. Знакомство с различными образцами аппликации. Порядок проектирования плоской аппликации на клею. Подбор материала для изготовления плоской аппликации на клею. Технология кройки заготовки различных деталей аппликации из ткани. Экскурсия в магазин ткани.
Практическая работа: освоение безопасных приемов работы с ножницами и клеем; ознакомление с возможным цветовым оформлением плоской аппликации на клею.

4. Работа с природными материалами
Дары леса. Заготовка природного материала. Сбор листьев, семян, цветов, лепестков цветочно-декоративных растений. Сушка собранного материала. Упражнения на развитие восприятия, воображения, моторики мелких мышц кистей рук.
Практическая работа: сбор природного материала для работы над аппликациями; работа с гербариями «Лекарственные растения нашего края», «Полевые цветы»; создание букета из сухих цветов, тематических композиций; работа со скорлупой кедровых орешков, с косточками вишен и слив, со скорлупой фисташек.

5. Лепка из пластилина.
Художественная работа с пластилином. Технологические свойства пластилина. Виды работ с пластилином и рабочие инструменты. Техника безопасности при работе с пластилином.
Практическая работа: подготовка пластилина к работе; работа по технологической карте; подбор цвета пластилина для работы; изготовление различных животных и лепка сказки.

6. Морские пришельцы (работа с ракушками).
Сбор ракушек. Виды ракушек, хранение и их обработка. Техника безопасности при работе с ракушками. Использование ракушек для создания композиций аппликаций. Оформление объемных поделок с использованием разных видов и размеров ракушек. Ракушка как дополнительный материал для поделок.
Практическая работа: сортировка и систематизация ракушек; проектирование изделий из ракушек; оформление работ из ракушек; оформление рамок для поделок.

7. Отчетная выставка – ярмарка работ школьников
Подведение итогов. Подготовка итоговой выставки - ярмарки работ школьников. Организация и проведение школьной выставки – ярмарки и аукциона поделок школьников. Награждение авторов наиболее интересных творческих работ.
Практическая работа: проведение выставки – ярмарки.
На изучение декоративно-прикладного искусства в 1 классе отводится 1 час в неделю или 32 часа (фактически по календарю) в год.

Заключение
Дети должны начать свой творческий путь естественно и непринуждённо. Развитие воображения, фантазии, творческой интуиции и в целом художественного сознания ребёнка можно и нужно начинать с освоения художественных настроений и эмоций, общих для всех видов искусств, с формирования уважения к народным традициям, национальному богатству, с формирования способности получать удовольствие от общения с природой.

Методическая литература:
«Разноцветные поделки из природных материалов» С. Гардт. 2005г.
« Игрушки – помпоны своими руками» А. Блондель, С. Деон.2006г.
« Чудесная мастерская» Н. М.Конышева 2005г
« Природный материал и фантазия» автор - составитель Л. И. Трепетунова.2009 г.












Календарно - тематическое планирование

Дата проведения



Темы занятий

Форма организации внеурочной деятельности
Количество часов

Материалы и оборудование

примечания





теория
практика




1а – 02.09
1в - 05.09

1а-09.09
1в-12.09





1а-16.09
1в-19.09

1а-23.09
1в-26.09






1а-30.09
1в-03.10








1.


2.






3.


4.







5.

Вводное занятие. Праздник знакомства.


«Урок красоты».



Раздел « Работа с бумагой»

« Волшебные ножницы».
Инструктаж по технике безопасности работы с ножницами.

Композиция « Листопад», (правила составления композиций). Симметрия и асимметрия в композициях.




Фигуры из бумаги в технике « оригами».







Инструктаж по технике безопасности. Раскрыть цели и задачи занятий, темы и материалы работы на занятиях.
Показ презентации о декоративно – прикладном искусстве. Чтение стихов о красоте природы. Показ поделок из различных материалов.

Беседа о « волшебных ножницах. Методика вырезания . Показ готовых работ – аппликации.

Беседа о красоте осеннего леса. Игра « От какого дерева этот листочек». Показ приёмов симметричного вырезания и вырезание по шаблону.

Беседа о родине оригами. Показ готовых работ. Показ техники сгибания бумаги.
.
1










1






1












1





1

Слайды с изображением различных поделок и вещей декоративно – прикладного искусства.

Подготовка презентации по теме.


Ножницы, цветная бумага, клей, картон.


Предварительная прогулка в лес, фотографии с осенней природой.




Слайды и готовые работы по изготовлению оригами.






Дата проведения



Темы занятий

Форма организации внеурочной деятельности
Количество часов

Материалы и оборудование

примечания





теория
практика




1а-07.10
1в-10.10


1а-14.10
1в-17.11



1а-11.10
1в-07.11





1а-11.11
1в-14.11




1а-18.11
1в-21.11




6.



7.




8.






9.




10.




Выполнение простейших фигур « собачка» и
« кошечка»


Выполнение фигуры « Бабочка»




Выполнение фигуры « Рыбки»




Раздел « Работа с пряжей»

Виды пряжи. Знакомство с техникой изготовления игрушек из помпонов. (Теоретическое занятие).



Изготовление основы одноцветного и многоцветного помпона.
Беседа о домашних животных. Загадки. Показ методов выполнения фигурок. Оформление работы.
Беседа о бабочках. Показ сладов с разнообразными бабочками. Показ методов и приёмов. Оформление коллективной работы.

Беседа о рыбах. Показ слайдов с разнообразными рыбками. Показ методов и приёмов. Оформление коллективной работы.


Беседа о видах пряжи. Показ слайдов о происхождении и назначении пряжи. Знакомство с техникой и материалами изготовления игрушек. Показ готовых образцов.
Показ методов и приёмов изготовления помпона.






















1


1




1




1












1
Бумага для оригами, ватман, клей, ножницы.



Дата проведения



Темы занятий

Форма организации внеурочной деятельности
Количество часов

Материалы и оборудование

примечания





теория
практика





1а-26.11
1в-28.11


1а-02.12
1в-05.12


1а-09.12
1в-12.12


1а-09.12
1в-19.12


1а-23.12
1в-26.12

1а-13.01
1в-16.01






11.



12.



13.



14.



15.


16.



Игрушки « Цыплята»



Игрушка « Кролик»



Игрушка « Гусеница» ( коллективная работа)



Игрушка « Рыбка»

Раздел « Работа с природными материалами»

Экскурсия в лес « Прекрасное вокруг нас»


Методы работы с природным материалом. Сбор листьев, семян, цветов, кореньев и коряг, мха. Сушка собранного материала.




Игра – викторина « Домашние животные и птицы» Беседа о признаках их шёрстки. Показ методов, цветовая гамма.

Показ методов и приёмов, выбор цветовой гаммы.

Беседа о дружбе, показ методов и приёмов изготовления игрушки.


Закрепление умений выполнять игрушки из пряжи.


Чтение стихов об осени. Сбор природного материала, грамотно не причиняя вреда природе.

Беседа о составлении гербария, показ работ, систематизация природного материала. Изготовление папки для хранения гербария.
























1


1



1



1




1
Толстая пряжа разных цветов, картон, ножницы.


Пряжа белого, розового и чёрного цвета, картон, ножницы.

Пряжа зелено, серого, жёлтого цветов, картон, ножницы.

Пряжа разных цветов. Картон, ножницы.


Канцелярский нож, секатор




Готовые работы,
Засушенные листья и цветы






Дата проведения



Темы занятий

Форма организации внеурочной деятельности
Количество часов

Материалы и оборудование

примечания





теория
практика




1а-20.01
1в-23.01


1а-27.01
1в-30.01


1а-03.02
1в-06.02



1а-10.02
1в-13.02




1а-17.02
1в-27.02


1а-02.03
1в-05.03





17.




18.



19.



20.






21.



22.




« Превращения» засушенных листьев. Создание композиций из засушенных листьев.( бабочка, петушок, рак, солнышко ит.д. )

« Лесные скульптуры»
Создание уголка природы из корней, шишек, мха, семян, коры деревьев.

« Жуки из грецких орехов» с. 19 – 20
( « Разноцветные поделки из природных материалов» С. Гирндт)


« Панно из семян и крупы» с. 110 – 112
( « Разноцветные поделки из природных материалов»)

Раздел « Лепка из пластилина»

Украшения и фигурки из кусочков пластилина.



« Собачка»
Игра « На что это похоже?»,
Показ методов составления композиций из листьев. Симметрия, асимметрия .

Беседа – рассказ о создании мини – садика в плоской тарелке, развитие фантазии умение видеть живое в неживой природе.

Беседа о насекомых. Кроссворд « Насекомые».
Показ методов и приёмов изготовления жуков.

Рассказ о картинах из семян и крупы. Показ выполнения работы.

Показ слайдов о лепки из пластилина. Рассказ и показ методов и приёмов работы с пластилином. Инструктаж по правилам безопасной работы со стекой.

Показ методов и приёмов лепки различных частей собачки.























1


1



1





1




1












1
Засушенные листья и цветы, клей, картон.

Природный материал: шишки, мох, семена, веточки, корни, кора деревьев, пенопласт, краски, клей, кисти.
скорлупа грецких орехов, краски гуашь, пластилин,

Семена, крупа пшено, краски, клей ПВА, основа, шаблон.





Презентация о лепке из пластилина.





Пластилин разных цветов, картон, бисер.



Дата проведения



Темы занятий

Форма организации внеурочной деятельности
Количество часов

Материалы и оборудование

примечания





теория
практика




1а-09.03
1в-12.03


1а-16.03
1в-19.03

1а-06.04
1в-02.04

1а-13.04
1в-09.04




1а-20.04
1в-16.04



1а-27.04
1в-23.04
1а-04.05
1в-30.04





23.



24.


25.


26.




27.



28-
29.

« Динозаврик»



« Мышка»



« Птица»


«Бусы»



Раздел « Морские пришельцы»

Знакомство с новой техникой, материалы и инструменты.




Создание простых элементов. (солнышко, цветок, ленточка, медальон) – коллективная работа.





Беседа о динозаврах, чтение энциклопедии, картинки и слайды. Показ работы по технологической карте.
Показ выполнения работы по образцу.

Показ методов вырезания и склеивания. Подбор кожи по цвету.

Показ методов и приёмов изготовления бус из кожи.






Беседа о новом виде деятельности, рассказ об инструментах и материалах, рецепт приготовления теста


Показ простых элементов лепки, приёмы сушки, раскрашивание высушенных фигурок.


1


















1


















1



1



1













2
Пластилин, стек, клеёнка, вода.


Пластилин серого и чёрного цвета.


Пластилин разных цветов, стека.


Пластилин разных цветов, бусины, нитка, зубочистки.















Ракушки различных типов, клей, ватман, краски, гуашь, акриловые краски.




Дата проведения



Темы занятий

Форма организации внеурочной деятельности
Количество часов

Материалы и оборудование

примечания





теория
практика




1а-11.05
1в-07.05
1а-18.05
1в-14.05


1а-25.05
1в-21.05

30-
31





32.










Оформление рамок для поделок из ракушек.






Отчётная выставка работ учащихся.


Показ простых элементов наклеивания по шаблону, приёмы сушки, раскрашивание приклеенных ракушек фигурок.

Творческая гостиная с приглашением родителей, чаепитие. Награждение памятными сувенирами .








1


2





Ракушки, клей, рамки, песочек, краски акриловые,цветной картон.


Работы учащихся , столы стенды, рамки.














15