Доклад. Декоративно-прикладное искусство как средство формирования художественно-эстетических способностей обучающихся.
Декоративно-прикладное искусство
как средство формирования художественно-эстетических способностей обучающихся
Декоративно-прикладное искусство богато и разнообразно. Не случайно сегодня выходит изрядное количество книг и материалов по декоративно-прикладному искусству. Декоративно-прикладное искусство воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, входит в жизнь, благотворно влияет на формирование человека будущего. Все чаще произведения декоративно-прикладного искусства проникают в быт людей, формируя художественный вкус, создавая эстетически полноценную среду, определяющую творческий потенциал личности.
Традиционно - декоративно-прикладное искусство является одним из главных элементов этно - культурной среды и способствует художественно-эстетическому развитию личности, воспитанию чувства патриотизма, а также является выражением национально-регионального мировосприятия ненецкого народа. Это даёт основание сохранить и возродить его.
Бумага - доступный, универсальный, необычайно выразительный и податливый материал. Познакомила детей с искусством бумагокручения, т.е – квиллингом. Квиллинг – простой в исполнении и изящный вид творчества, не требующий больших затрат, но развивающий в школьниках фантазию, терпение и усидчивость. Детям очень нравится этот вид творчества. Дети ощущают себя творцами. Ведь их работы не только украсят дом, но и станут прекрасным подарком к любому празднику, украсят детские выставки. Развивала чувство формы, ритма, соотношение частей и целого. При исполнении работы помогала воспитывать аккуратность и терпеливость. Учила совершенствовать приёмы вырезания, работать с клеем и ножницами. Детям очень нравился конечный результат поделки. Они испытывали положительные эмоции, внутреннее удовлетворение. Участвовали в школьных выставках, выставках в СДК, районных мероприятиях. Многие работы детей заняли призовые места в районе. (Приложение 1)
Под формированием художественно-эстетических способностей учащихся понимается совокупность знаний, умений и навыков, приобретаемых ими при изготовлении изделий. Эти изделия характеризуются художественно-эстетическими свойствами, имеют непосредственное практическое применение в жизни человека и основаны на народных традициях.
Аппликация относится к декоративно-прикладному искусству и является разновидностью вышивки, применяемой для украшения одежды, предметов быта, для создания декоративного панно. Техника выполнения аппликации располагает большими обучающими и воспитательными возможностями. В процессе художественно-трудовой деятельности ребенок осваивает ряд графических навыков (действовать карандашом, линейкой), учится анализировать явления и предметы окружающего мира, пользоваться ножницами, правильно наносить клей кисточкой, аккуратно наклеивать детали и т.п. (Приложение 2)
При работе с природными материалами знакомлю детей с термином «сюжетная композиция». Изготавливаем поделки и аппликации из засушенных листьев тундры. Развиваю внимательное отношение к природным объектам. Приучаю детей наблюдать, рассматривать, любоваться родной природой. (Приложение 3)
Дополнительное образование способствует сохранению богатства, художественных традиций декоративно-прикладного искусства и приобщению к ним учащихся. Особая роль отводится занятиям декоративно-прикладного творчества, на которых учащиеся не только овладевают определенными навыками работы, но и получают возможность приобщиться к культуре, эстетическим ценностям. Декоративно-прикладное искусство бережно сохраняет и творчески развивает традиции, пришедшие из глубокой древности. Основу декоративно-прикладного искусства составляет творческий ручной труд мастера. Это работы с пластилином, с солёным тестом. (Приложение 4)
Изучая декоративно-прикладное искусство, учащиеся соединяют знания традиционных технических приемов изготовления изделий с художественной фантазией, присущей детскому воображению, создают на этой основе декоративные работы, украшающие повседневную жизнь. Работу учащихся над изготовлением изделия, неразрывно связанную с выбором темы, техникой исполнения, сбором материала и выполнением, можно назвать творческой.
Формирование художественно-эстетических способностей учащихся не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. (Приложение 5)
Учащиеся, изготовляя изделия декоративно-прикладного труда, овладевают не только практическими умениями навыками по художественной обработке материалов, но и обогащают свои знания сведениями различных наук, включаются в процесс познания художественных образов, овладевают элементами эстетических начал в условиях взаимосвязи их трудовой деятельности с первоначальной практикой выполнения работ, с элементами художественного творчества.
Развитие художественно-эстетических способностей учащихся осуществляется в процессе их включения в активный творческий труд, формирование бережного отношения к культурному наследию Отечества, к обычаям и традициям народа, воспитания любви к малой родине, к своим родным местам. Научила детей основным элементам и приёмам вязания на крючке, развивая самосознание, побуждая к творчеству и самостоятельности. (Приложение 6)
При овладении приёмам вязания дети приобретали знания, умения и навыки, необходимые для обучения в школе: развивали образное и пространственное мышление, моторику рук, учились составлять композицию, правильно использовать цветовую гамму, знакомились с видами ниток и их свойствами. Организуя кружковую работу, я всегда помнила, что заниматься трудовой деятельностью не просто. Тем более довести начатое дело до конца. В связи с этим формировала у учащихся положительную мотивацию трудовой деятельности. Для этого нужно, чтобы конечный результат был привлекателен. Поэтому огромное значение в процессе творчества имеет воображение, т.е. мысленное представление образов и оперирование им. Для того, чтобы обучить ребенка изготовлению той и иной поделки, взрослый должен быть терпеливым и соблюдать принцип пошагового обучения.
Вязание успокаивает, улучшает настроение. При вязании человек проявляет фантазию. При ведении кружка поощряла самостоятельность, формировала художественно-эстетический вкус детей. Учила находить применение к каждой поделке. Радость ребёнка от сделанного своими руками поделку, изделия - как результат и как метод воспитательного процесса.
Формированию чувств национальной принадлежности и национального достоинства способствует система занятий по освоению культурных национальных традиций. Она начинается на местном материале, с ознакомления прикладным искусством малой родины, поскольку это искусство в разных видах и жанрах ребенку можно показать в подлинниках. Также знакомлю обучающихся с литературой о талантливых умельцах края, показываю детям мужскую и женскую национальную одежду, украшенную орнаментами, различные изделия, в которых нашли отражение местные природные, историко-культурные и этнографические особенности. В доступной форме разъясняю детям технологию художественной ремесленной деятельности. Знакомлю с декоративно-прикладным искусством разных народов России, что является важной стороной общей работы по формированию художественно-эстетических способностей учащихся. Они узнают, что мастер сохраняет наследие дошедшее до нашего времени ремесла: он вносит свое личное, индивидуальное, с учетом созданного ранее, сознает, что его труд является продолжением традиции отцов, он - творческая личность, связанная духовно со своим краем, он – образец уважения к художественным традициям.
В.А.Сухомлинский писал, что ребенок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество - верная дорога к сердцу ребенка. На мой взгляд, этим требованиям отвечает моя программа занятий декоративно-прикладного искусства.