Урок по басне Крылова И.А. «Ворона и лисица»


Урок по басне Крылова И.А. «Ворона и лисица»
Цели урока:
Продолжить знакомство с творчеством Крылова. Познакомить с басней «Ворона и лисица».
Проверить знания обучающихся о басне как жанре литературы.
Учить сопоставительному анализу и анализу литературного произведения.
Работа над выразительным чтением.
Ход урока.
Ребята, сегодня мы продолжаем знакомиться с творчеством великого русского баснописца И.А.Крылова. Вспомним, что такое басня?
Из каких частей состоит басня?
Что такое мораль басни?
Какими художественными средствами пользуется автор в басне? (2 слайд)
Басня, о которой сегодня пойдет разговор на уроке, была создана Крыловым предположительно в 1807 году. Напечатана она была в журнале «Драматический вестник» в 1808 году. Но сюжет басни не нов. Еще в 6 в до н.э. древнегреческий поэт-баснописец Эзоп сочинил басню «Ворон и лисица», а в 17 веке французский баснописец Лафонтен, использовав тот же сюжет, сочинил басню «Ворон и лисица». Давайте послушаем эти басни и попробуем их сравнить. (3-4 слайды)
(Чтение басен, выявление сходства и различия). (Раздаточный материал)
А теперь послушаем басню И.А.Крылова «Ворона и лисица». (видео)
Словарная работа. (слайд 5)
Лесть – угодливое восхваление, лицемерие
Гнусный – внушающий отвращение, омерзительный
Пленить – очаровать
Плутовка – обманщица, мошенница
Царь-птица – главная среди птиц
Вещуньина – от слова вещунья – предсказательница.
Образы басни: (слайд 6)
ВоронаЛисица
Внешний вид
Речь
Поступки
Характер
Работа по содержанию басни.
Прежде, чем мы начнем разговор о героях басни, давайте рассмотрим иллюстрацию в учебнике. (работа с учебником – вопросы по иллюстрации)
- Какой нам представлена ворона? (С очками – умная, в мундире – главная птица, сидит на дереве -занимает высокое положение).
- Какими строчками из басни можно подтвердить это? (вещунья, царь-птица) (слайд 7)
- Можно ли верить этим словам? (нет)
- Почему? (Их говорит лиса, а ее цель – обмануть ворону).
- А как Крылов снижает важность птицы? (Она взгромоздилась на ель).
- А какой нам представлена лисица? Найдите в тексте слово, которое использует автор, рассказывая о лисице (плутовка) (слайд 8)
- Что мы узнаем о поведении лисы? ( подходит на цыпочках, вертит хвостом, говорит чуть дыша)
- Обратите внимание, какие слова использует лиса? Как лиса называет ворону? (голубушка, сестрица, светик, мастерица, царь-птица, Лисица использует слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: шейка, глазки, перушки, носок, голосок).- Какая интонация речи лисицы? (восклицательная, в ее речи одни восклицательные предложения)
- Попробуем передать это в чтении (несколько человек читают выразительно слова лисицы)
- Как вы думаете, что больше всего вскружило голову вороне? (То, что у нее должен быть ангельский голосок)
Промежуточный вывод: лисица все делает для того, чтобы выманить у вороны сыр.
- Удалось ли лисице добиться своего? (Конечно, голова вскружилась, в зобу дыханье сперло)
- Итог : Сыр выпал – с ним была плутовка такова.
- мораль басни.
-А теперь снова вернемся к басням Эзопа и Лафонтена.
-Что объединяет эти басни? (Мораль)
В басне Эзопа: «Басня уместна против человека неразумного»
У Лафонтена: «Сударь, запомните: всякий льстец кормится от тех, кто его слушает, - вот урок вам, а урок стоит сыра»
У Крылова : Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
Вывод: И.А.Крылов, опираясь на многовековой опыт, делает очень важный вывод : лесть вредна, она порочна и для тех, кто льстит, и для тех, кто поддается ее речам.
Проверка и оценивание: выразительное чтение басни.
Рефлексия на уроке: (слайд 9)
Перевернутая логическая цепочка:
Ворона каркнула во все воронье горло.
Вдруг сырный дух лису остановил.
Вороне где-то бог послал кусочек сыру.
Плутовка к дереву на цыпочках подходит.
Уж сколько раз твердили миру.
Спой, светик, не стыдись!
Сыр выпал – с ним была плутовка такова.
А сыр во рту держала.
На ту беду Лиса близехонько бежала.
Ворона каркнула во все воронье горло.
Домашнее задание: выучить басню наизусть. (слайд 10)