Лэпбук – как универсальное дидактическое пособие в работе с дошкольниками.
как универсальное дидактическое пособие в работе с дошкольниками.
Зейнуллина Г.Е., мини-центр «Арман», КГУ «Соколовская СШ», Кызылжарский район, СКО, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], воспитатель.
Оглавление.
Введение .1
Какую помощь оказывает лэпбук в моей работе.........................................2
Разновидности тематических папок..3
Разработка лэпбука в проектной деятельности............................................3
Создание лэпбука в ходе проектной деятельности.4
План реализации проекта «Лэпбук – ребятам друг!»..5
Результаты работы по проекту «Лэпбук – ребятам друг!».....5
Заключение..6
Литература:..6
Приложения.7
Введение.
Создание национальной системы дошкольного образования, ориентированного на полноценное развитие личности каждого ребенка, выдвигает постоянно повышающиеся требования к воспитательно-образовательному процессу. Пересматриваются прежние ценности и приоритеты, цели и педагогические средства. Тем самым выполняется ориентир, поставленный в Послании Президента – лидера Нации Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «в ходе модернизации системы образования необходимо внедрять в процесс обучения современные методики и технологии». [1]
В условиях модернизации образования, педагогу необходимо искать новые методы и технологии обучения, которые помогали бы ему обучать и воспитывать личность, которая нужна новому современному обществу личность, которая может нестандартно мыслить, предлагать и реализовывать различные идеи. [2]
Передо мной, как воспитателем мини-центра, встала задача научить дошкольников ориентироваться в потоке информации, поступающей к ним отовсюду. Детям важно не только правильно усваивать и структурировать информацию, но и уметь целенаправленно искать её. Для реализации этих задач я посчитала необходимым использовать инновационные технологии обучения. Одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста, на мой взгляд, является универсальное дидактическое пособие лэпбук.
У нас в стране лэпбук считается методом новым и, пока еще, не получил широкого распространения. Однако стоит знать, что лэпбук – это самый популярный метод домашнего обучения, используемый родителями по всему миру.
Так что же стоит за модным словом лэпбук. Термин «Lapbook» впервые был придуман Тэмми Дюби, писателем из Вирджинии, США. Такое название дано, потому что весь проект может быть вписан в книгу, которая помещается в коленях ребенка. Если переводить дословно, то лэпбук (lap – колени, book– книга) – это книжка на коленях. Часто можно встретить и другие названия: тематическая папка, интерактивная папка, папка проектов. Но суть сводится к тому, что лэпбук – это самодельная интерактивная папка с кармашками, мини-книжками, окошками, подвижными деталями, вставками, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме.
На занятиях в моей группе лэпбук это не только мощный справочный инструмент и особая форма организации учебного материала, это, прежде всего, основа партнерской проектной деятельности взрослого с детьми (педагога с воспитанниками, родителя с ребенком). Основа лэпбука создается мной, как педагогом, и дополняется, совершенствуется вместе с детьми и их родителями. В результате такой работы получается отлично проработанный исследовательский проект.
Какую помощь оказывает лэпбук в моей работе.
Он, прежде всего, помогает организовать информацию по изучаемой теме и лучше систематизировать материал, сделать его понятным и доступным каждому ребенку (особенно если ребенок «визуал»). Взрослым «визуалам» такая форма обучения тоже понравится.
Лэпбуки помогают быстро и эффективно закрепить изученное в занимательно-игровой форме. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью рассматривает книжку, погружаясь в материал. За счет наглядной привлекательности лэпбука обучение происходит непроизвольно.
Подключая ребенка к созданию лэпбука, я помогаю ребенку сделать первые шаги к формированию навыка самостоятельно собирать и организовывать информацию.
Лэпбук способствует оформлению результатов совместной проектной деятельности. Опыт моей работы показывает, что лэпбук хорошо подходит для занятий:
в группах, где одновременно обучаются дети разных возрастов. В папке содержаться задания разного уровня, поэтому любой ребенок находит себе занятия по силам (например, для малышей – кармашки с карточками или фигурками животных, а старшим детям – задания, подразумевающие умение писать и т. д.)
в группах одной возрастной категории. Тематические пособия я разработала специально под конкретного ребенка с его уровнем знаний.
Новая форма работы с дошкольниками получила в нашем мини-центре дальнейшее развитие. С воспитателями других групп мы разработали «коллективные» тематические папки – лэпбуки, которые используем на занятиях в разных группах. Для младшего возраста это обобщенные темы, например, «Зима», «Домашние животные», для возраста старшего это более конкретные темы «Календарь», «Дикий зверь» и другие.
Оптимальный возраст ребенка для начала занятий по совместному составлению тематической папки – 5 лет. Дети 7-8 лет уже могут совершенно самостоятельно придумывать и делать свои собственные лэпбуки.
Разновидности тематических папок
Лэпбуки могут иметь несколько разновидностей. В зависимости от назначения, они бывают: учебные; игровые; поздравительные, праздничные; автобиографические (папка-отчет о каком-то важном событии в жизни ребенка: путешествии, походе в цирк и т.д.)
В зависимости от формы: стандартная книжка с двумя разворотами, папка с 3-5 разворотами, книжка-гармошка, фигурная папка.
Организация материала: стандартные кармашки, обычные и фигурные конверты, кармашки-гармошки, кармашки-книжки, окошки и дверцы, вращающиеся детали, высовывающиеся детали, карточки, пазлы, чистые листы для заметок и т.д.
Разработка лэпбука в проектной деятельности.
Сам процесс изготовления лэпбука невероятно захватывающий. Готовые тематические шаблоны для лэпбуков и кармашков для них можно скачать бесплатно в Сети, – это лучший вариант для новичков. Но идеальный вариант изготовления тематической папки – совместно с ребенком, тогда он запоминает информацию в процессе создания лэпбука. Это не так уж и сложно – главное, начать и увлечься процессом.
Тема для лэпбука. Преимущество данного вида пособий заключается в том, что его можно посвятить совершенно любой тематике. При изготовлении лэпбука для младших дошкольников темы и материалы мы выбирали элементарные. Для старших дошкольников подбирали материал более сложный. К тому же, при изготовлении лэпбуков учитывали потребности каждого ребенка: какие темы нуждаются в изучении или закреплении, насколько ребенок продвинут в той или иной теме.
Лучше всего получаются лепбуки на частные, а не на общие темы, например, на тему «Насекомые». Но он получится очень обзорным, так как сложно полностью отразить эту многообразную тему в ограниченном объеме папки. Получится книжка с самыми общеизвестными фактами – это хорошо подойдет для детей младших групп, для которых эти факты являются новыми. Для детей старших групп такой лэпбук будет нести мало пользы. Но, если взять какое-нибудь конкретное насекомое и в лэпбуке дать подробную информацию о нем - то это будет гораздо продуктивнее.
План. После выбора темы, написали план. Ведь лэпбук это не просто книжка с картинками - это учебное пособие. Поэтому мы продумали, что он должен включать в себя, чтобы полностью раскрыть тему.
Макет. Следующий этап самый интересный – это создание макета, т.е. придумывание как в лэпбуке будет представлен каждый из пунктов плана. Здесь нет границ для фантазии: формы представления могут быть любые. От самого простого - текстового, до игр и развивающих заданий. И все это нам нужно было разместить на разных элементах: в кармашках, блокнотиках, мини-книжках, книжках-гармошках, вращающихся кругах, конвертиках разных форм, карточках, разворачивающихся страничках и т.п.
Сбор информации. Для того, чтобы ребенок видел все возможные способы поиска информации при оформлении лэпбука, мы использовали материалы из журналов, книг, вырезали фотографии, но не брали из интернет – ресурсов.
Создание шаблона. В соответствии с макетом сделали шаблон папки в натуральную величину.
Создание лэпбука в ходе проектной деятельности.
Лэпбук – разновидность метода проекта. Создание лэпбука содержит все этапы проекта:
целеполагание - выбор темы.
разработка лэпбука - составление плана.
выполнение - практическая часть.
подведение итогов: лэпбук – средство для реализации деятельностного метода обучения.
Лэпбук - эффективное средство для привлечения родителей к сотрудничеству. Родители обеспечивают поддержку:
организационную – экскурсии, походы;
техническую – фото, видео;
информационную – сбор информации для лэпбука;
мотивационную - поддерживание интереса, уверенности в успехе.
Тема проекта: «Создание лэпбука – вид совместной деятельности взрослых и детей»
Творческое название: «Лэпбук – ребятам друг!»
Цель: оформление теоретической части проектной деятельности в дошкольном учреждении
Задачи:
Помочь педагогам систематизировать информацию по проекту.
Дать конкретный пример оформления реализованного проекта.
Тип проекта: творческий, практико-ориентированный, групповой
Участники проекта: воспитатели, дети средней группы и их родители.
Продолжительность: Среднесрочный февраль - март 2017 года.
В ходе проектной деятельности были определены цели для работы с детьми:
Образовательные цели: расширение кругозора об окружающем мире.
Развивающие цели: развитие познавательной активности, наблюдательности, творческого мышления.
Воспитательные цели: воспитание интереса к окружающему миру, формирование самостоятельности в самообучении.
Кроме того, были выделены цели:
для родителей: повышение компетентности по данной теме, укрепление детско-родительских отношений в ходе исследования и создания интерактивной папки, самореализация.
для педагогов: организация эффективного сотрудничества с семьями воспитанников, координация деятельности участников проекта на всех этапах, обеспечение постоянного контроля за ходом и сроками реализации проекта, презентация материальных результатов, внедрение новых методов в работу с детьми, обогащение предметно-развивающей среды серией лэпбуков, распространение педагогического опыта.
Основополагающий вопрос: как сделать полезный материал интересным?
Проблемный вопрос: как повлияет лэпбук на процесс обучения?
Гипотеза: лэпбук сделает процесс познания нового быстрым, интересным, всесторонним.
План реализации проекта «Лэпбук – ребятам друг!»
Этапы проекта:
Интригующее начало, обозначение проблемы «А знаете ли Вы, что такое лэпбук?»
Определение педагогами конечной цели проекта: создание лэпбуков.
Распределение тематики лэпбуков для каждой семьи индивидуально, чтобы темы не повторялись: «МеніS отаным Jазахстан! – Моя родина Казахстан!», «Зима», «Зимующие птицы», «Детям о пожарной безопасности», «Математика вокруг нас», «Животные наших лесов», «Овощи», «Фрукты», «Огород на окне», «Профессия полицейский» и другие. (см. приложение 1)
Сбор информации семьями воспитанников
Составление рекомендаций и проведение педагогами консультаций для родителей («Что такое лэпбук?», «С чего начать создание лэпбука?») (см. приложение 2)
Систематизация и анализ полученных сведений.
Обсуждение вариантов оформления и способов создания лэпбука.
Совместное движение взрослых и детей к результату.
Обсуждение и просмотр результатов творческих семейных работ.
Награждение участников проекта.
Результаты по проекту «Лэпбук – ребятам друг!»:
Реализация данного проекта сблизила всех участников.
У детей расширился кругозор, совершенствовалась мыслительная деятельность.
Принес педагогам пополнение предметно-развивающей среды в виде эксклюзивных интерактивных папок.
В результате реализации проекта подтвердилась гипотеза, что лэпбук – это отличный способ получения, расширения и закрепления знаний по определенной теме.
Таким образом, в ходе реализации данного проекта удалось освоить с другими педагогами, родителями, детьми новый вид совместной деятельности. Сам процесс исследования и результат проекта доставил детям радость, родителям – удовлетворение. При создании лэпбуков семьи проявили креативный подход, фантазию, заинтересованность. Для оформления материала использовали свои художественные навыки, компьютерную графику, яркие иллюстративные материалы, декоративные элементы. Каждый лэпбук получился по-своему уникальным.
Не зря говорят, что прийти вместе – это начало, остаться вместе – это развитие, работать вместе – это успех.
Заключение.
При создании лэпбука в проектной деятельности дети научились добывать информацию сами, а не получать ее в готовом виде. Такая форма получения знаний активизирует психические познавательные процессы (воображение, внимание, память, восприятие и т.д.) и развивает творческие способности ребенка.
Лэпбук – итоговый результат совместной работы с детьми по той или иной теме. Его изготовлению предшествуют тематические занятия и игры, обсуждение и обговаривание сложных вопросов, выполнение заданий. Только в этом случае ребенок будет готов к изготовлению тематической папки, и она действительно выполнит свою роль закрепляющего, систематизирующего дидактического и игрового пособия.
Подводя итог, можно выделить следующие преимущества использования лепбука. Лэпбук помогает:
структурировать сложную информацию
развивает познавательный интерес и творческое мышление
разнообразить даже самую скучную тему
научить простому способу запоминания
объединить всю семью (группу детей в детском саду) для увлекательного и полезного занятия.
Таким образом, рассмотренный выше метод дает представление о высокой степени адаптивности инновационных технологий к специфике дошкольных учреждений. В работе с дошкольниками – это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования.
Литература:
Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана, 31.01.17 г. – «Казахстанская правда», 2017
Гатовская Д. А. Лэпбук как средство обучения // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. Пермь: Меркурий, 2015. С. 162-164.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Приложение 1
Лэпбук
«МеніS отаным Jазахстан! – Моя родина Казахстан!»
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Лэпбук «Зима»
Лэпбук «Математика вокруг нас»
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Лэпбук «Детям о пожарной безопасности»
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Лэпбук «Профессия полицейский»
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Лэпбук «Огород на окне»
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Приложение 2
Алгоритм создания лэпбука.
(рекомендации для родителей)
Выбор темы.
Продумать какие подтемы вы хотите раскрыть.
Продумать как разместить эти подтемы в лэпбуке.
Сделать папку (основу) в натуральную величину.
Собрать материал по подтемам.
Изготовить для каждой подтемы свои элементы, всё аккуратно приклеить в папке.
Оформить лэпбук
Лэпбук готов!
13PAGE \* MERGEFORMAT14415
Заголовок 1Заголовок 415