Программа по теме самообразования: «Развитие детского творчества через народное декоративно-прикладное искусство».


Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования центр детского творчества ст-цы Петропавловской
Программа по теме самообразования:
«Развитие детского творчества через народное декоративно-прикладное искусство».
Педагог дополнительного образования
Фисенко А.С.
Ст.Петропавловская
2015г.
Введение
Творчество, его формирование и развитие – одна из интереснейших и таинственных проблем, привлекающая внимание исследователей разных специальностей. Изучение этой проблемы насущно в связи с тем, что главное условие прогрессивного развития общества – человек, способный к творческому созиданию. Формирование творческих качеств личности необходимо начинать с детского возраста.
Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления обучающихся преобразовывать мир, развивает в обучающихся нестандартность мышления, свободу, раскрепощённость, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, а также видеть в реальных предметах декоративно-прикладного искусства новизну и элементы сказочности. В процессе создания предметов декоративно-прикладного искусства у обучающихся закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах декоративно-прикладного искусства в жизни. «Эти знания прочны потому, что, как писал Н.Д. Бартрам, «вещь», сделанная самим ребенком соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизменно живее, интенсивнее, глубже и прочнее». Работа над проблемой «Развитие детского творчества через народное декоративно-прикладное искусство» началась в 2015 году.
Главными направлениями в работе над проблемой считаю:
1. создать условия для развития творческих способностей обучающихся;
2. способствовать воспитанию эстетического чувства, восприимчивости обучающегося к миру, и оценке прекрасного.
Этапы программы самообразования.
I. Диагностический этап.
Анализ затруднений.
В Муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования центр детского творчества ст. Петропавловской работаю с 2013 года. С 2014 года веду кружки по месту жительства. В посёлке находится одна школы – МБОУ ООШ № 25. Учащиеся школы посещают объединения «Волшебный клубочек» и «Ниточка-иголочка». Художественная программа «Волшебный клубочек» рассчитана на 2 года обучения. Рекомендуемый возраст обучающихся 8-13 лет. Возраст обучающихся 1 года обучения 8-12 лет, 2 года обучения 9-13 лет. Набор обучающихся в группы свободный. Количество обучающихся в группе 1 года обучения – не более 20 человек, 2 года обучения – не более 15 человек.
Программа «Волшебный клубочек» включает в себя следующие разделы, которые тесно связаны между собой.
Первый год обучения
знакомство с вязанием крючком как видом декоративно-прикладного творчества, формирование умений и навыков при выполнении практических работ.
Второй год обучения
максимальное развитие интереса обучающихся к данному виду вязания и дополнительно освоить ещё один способ вязания- спицами.
В моём объединении занимаются две группы -35 обучающихся, из них – одна группа первого года обучения и одна группа второго года обучения. Все обучающиеся посещают объединения с большим удовольствием.
Именно у обучающихся этой социальной среды и возрастной категории необходимо формировать эстетическое чувство, восприимчивости обучающегося к миру, и оценке прекрасного; развивать творческие способности.
Постановка проблемы.
Проблема развития способностей не нова для психолого-педагогических исследований, но до сих пор актуальна. Общество заинтересовано в том, чтобы обучающийся начал трудиться именно там, где он может принести максимальную пользу. А для этого дополнительное образование должно помочь воспитанникам найти свое место в жизни.
Главная задача дополнительного образования – обеспечить развитие личности обучающегося. Источниками полноценного развития обучающегося выступают два вида деятельности.
Во-первых, любой обучающийся развивается по мере освоения прошлого опыта человечества за счет приобщения к современной культуре. В основе этого процесса лежит учебная деятельность, которая направлена на овладение обучающимся знаниями и умениями, необходимыми для жизни в обществе.
Во – вторых, обучающийся в процессе развития самостоятельно реализует свои возможности, благодаря творческой деятельности. Она способствует проявлению у ребенка самодеятельности, самореализации, воплощению его собственных идей, которые направлены на создание нового. В творческой деятельности решаются поисково-творческие задачи с целью развить способности обучающихся.
В условиях дополнительного образования в рамках творческой деятельности формируется общая способность искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации. Обучающиеся в этом возрасте хотят заниматься творчеством. При этом занятия несут не только образовательный характер, но и воспитательный.
Поэтому считаю, что актуальность проблемы заключается в том, что обучающиеся сообразно своему возрасту, развивают творческие способности в процессе творческой деятельности.
Ведущая педагогическая идея проблемы.

Педагогическая идея моей проблемы — совершенствовать развитие творческих способностей детей на занятиях декоративно-прикладного искусства.
II. Прогностический этап.
Определение цели и задач работы над темой.
Цель - формирование и развитие творческих способностей воспитанников посредством приобретения ими специальных знаний и умений по вязанию спицами и крючком.
Достижение цели я вижу через осуществление следующих задач:
овладение обучающимися знаниями элементарных основ декоративно-прикладной работы;
развитие у обучающихся художественного вкуса, изобразительных и творческих способностей, пространственного мышления;
воспитание интереса и любви к искусству.
При проведении занятий приоритет отдается творческой саморегуляции обучающихся, так как такой подход усиливает личностную направленность обучения, но при этом важнейшим фактором в процессе эффективного обучения является руководство со стороны педагога обучением воспитанников. Необходимо варьировать методы обучения, учитывая хорошие, средние и плохие способности обучающихся. Особое внимание уделять работе с талантливыми и одаренными обучающимися, позволяя другим обучающимся произвести самооценку полученного результата, испытав при этом чувство удовлетворения.
Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.
В настоящее время исследователи ведут поиск интегрального показателя, характеризующего творческую личность. Как нельзя дважды войти в одну реку, так нельзя найти двух одинаковых обучающихся. Каждый обучающийся индивидуален по своему и у каждого есть задатки к творчеству. Только у одних они проснулись, а у других ещё спят.
Проблемой развития творческих способностей заинтересованы учёные всего мира. Среди них выдающиеся психологи Б. М. Теплов, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Э. П. Торренс, И. Я. Лернер С. Г. Рубенштейн, В. Н. Дружинин, А. Н. Лун, А. Я Понаморев, которые по-разному определяют понятие творчество и творческие способности.
Проблема развития творческих способностей освещается и в работах Н. С. Лейтеса, В. А. Крутецкого, Т. И. Артемьевой, О. И. Никифоровой, С. Л. Рубинштейна.
Изучением сути творчества и развития творческих способностей занимались В. И. Дружинин, Я. А. Пономарев, Э. П. Торренс.
A. M. Матюшкин, З. Н. Колмыкова, Д. Б. Боголевская понимают творчество, как выход за пределы уже имеющихся знаний.
А. Я. Пономарев понимает творчество, как взаимодействие, ведущее к общему развитию человека.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме позволил выявить следующие основные показатели сформированности творческих способностей младших подростков: 1. определенный фонд знаний и умений, их качество; 2. уровень развития психических механизмов, лежащих в основе развития творческих способностей обучающихся: внимания, памяти, воображения;
3. уровень развития мышления обучающегося, который определяется главным образом степенью сложности умственных действий; 4. владение приёмами поисковой творческой деятельности.
Исходя, из вышесказанного я разработала следующую структуру занятия, направленного на развитие творческих способностей, которая включает в себя 3 этапа: 1. Этап. Разминка. Включает в себя ребусы, кроссворды, игры и т. д. Развитие психических механизмов как основы развития творческих способностей (памяти, внимания, воображения, наблюдательности).
2.Этап. Специальные задания, формирующие приёмы рационального запоминания, тренирующие внимание, необходимо постоянно включать в занятие, приучая обучающихся всегда быть собранными, готовыми в любой момент к неожиданному повороту событий, что даёт им уверенность в собственных силах и ведёт к повышению эффективности обучения в целом. Например. В течение 3 секунд посмотрите на рисунки, затем быстро закройте их и постарайтесь их воспроизвести. 3. Этап. Решение творческих задач. Решая творческие, нестандартные задачи, обучающиеся испытывают радость приобщения к творческому мышлению. Такие задания рассчитаны на поисковую деятельность, неординарный, нетрадиционный подход и творческое применение знаний. Примером таких заданий могут быть разнообразные игры на составление фигур-силуэтов по своему замыслу: «Монгольская игра», «Танграм» (из квадрата), «Вьетнамская игра» и т.д. (см. приложение).
Все вышесказанное заставило меня искать эффективные средства активизации образовательного процесса, творчески подходить к выбору и расположению материала, поиску новых методов работы. 
Считаю достижением в своей педагогической деятельности: 1. создание хорошего психологического климата при организации познавательной деятельности; 2.  формирование устойчивой мотивации у обучающихся разной категории; 3.  использование разных методик при изучении блоков различных тематик.
Одним из основных принципов обучения является принцип от простого к сложному. Этот принцип заключается в постепенном развитии творческих способностей. В процессе организации обучения развитию творческих способностей большое значение придается обще- дидактическим принципам:
- научности
- систематичности
-последовательности
- доступности
- наглядности
- активности
- прочности
- индивидуального подхода
Наряду с принципами используют и методы:
Методы
18389581060422251710106042994409106042
практические наглядные

словесные
Методы – это приемы и средства, с помощью которых осуществляется развитие творческих способностей.

К практическим методам относятся упражнения, игры, моделирование.
Упражнения - многократное повторение ребенком практических и умственных заданных действий.
Упражнения подразделяются:
на конструктивные,
подражательно
исполнительские,
творческие.
Игровой метод предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами.
Моделирование - это процесс создания моделей и их использования.
К наглядным методам относится наблюдение - рассматривание рисунков, картин, образцов изделий.
Словесными методами являются: рассказ, беседа, чтение, пересказ.
В работе с обучающимися все эти методы должны сочетаться друг с другом.

Прогнозирование результатов.
Представленная программа самообразования предполагает, что учебно-воспитательный процесс в объединении изменит свое направление с традиционного обучения на инновационное. Свободное время воспитанников будет наполнено глубоким смыслом личностного развития. Личностные отношения станут основным фактором, определяющим результаты учебно-воспитательного процесса. Обучение ребенка в объединении станет вариативным, с учетом потенциальных возможностей, которые ему необходимо развивать, совершенствовать, обогащать.
Осуществление этих планов поможет расширить сферу учебно-воспитательной деятельности в объединении, обогатит опыт педагога и родителей, педагогического коллектива, как в образовании, так и в воспитании детей. Создаст предпосылки к профессиональной ориентации подростка в недалеком будущем. Откроет новые перспективы развития личности детей, родителей, педагога, как в творческом, так и в социальном плане. Создаст условия для внедрение концептуальных идей педагогики сотрудничества в учебно-воспитательную деятельность объединения и образовательного учреждения.
III. Практический этап.
Очень яркое развитие творческих способностей проявляется на занятиях
в объединении «Волшебный клубочек», руководителем, которого я являюсь, без творчества и способностей нельзя достигнуть высоких результатов. Именно благодаря этому создается своеобразный микроклимат для развития творческих сторон. Большая роль отводится коллективным работам, где каждый обучающийся вносит в работу свою лепту, и в результате получается единая картина, которая занимает одно из мест на выставке.
Критерии оценивания творческой деятельности воспитанников:
Параметры Критерии
Показатели сформированности творческих способностей.
Образовательные результаты 1.Разнообразие умений и навыков. 2.Глубина и широта знаний по предмету. 3.Позиция активности ребенка в обучении и устойчивого интереса к деятельности. 4.Развитие психических механизмов, лежащих в основе развития творческих способностей: воображения, памяти, внимания, наблюдательности.
5.Развитие мыслительных операций. 6.Владение приёмами поисковой и творческой деятельности. Разнообразие творческих достижений (выставки, конкурсы их масштаб).
Эффективность воспитательных воздействий 1.Культура поведения ребенка. 2. Характер отношений в коллективе.
По итогам оценивания творческой деятельности детей составляю диагностику развития творческих способностей воспитанников.
Повышение теоретического и методического уровней:
1. Повышение квалификации.
2. Работа над темой по самообразованию: «Развитие детского творчества через народное декоративно-прикладное искусство».
3. Изучать возможности использования информационно-коммуникационные технологии в проектно-исследовательской деятельности обучающихся, дифференцированного и индивидуального подхода в обучении, здоровьесберегающих технологий.
4. Участие в работе методического объединения, в семинарах, в профессиональных конкурсах, обобщение опыта. Изучение опыта других педагогов.
Повышение профессионального мастерства и компетентности:
1. Участие в работе методического объединения, в семинарах, в профессиональных конкурсах, обобщение опыта. Проведение мастер - классов, открытых мероприятий.
2. Изучение индивидуальных особенностей обучающихся и заинтересованности предметом.
3. Применять информационно-коммуникационные технологии и здоровьесберегающие технологии, проектный метод, дифференцированный и индивидуальный подход в обучении.
4. Составление и использование индивидуальных образовательных маршрутов.
5. Пополнение методической копилки.
6. Составление самоанализа.
Ожидаемые результаты: работа над программой профессионального самообразования поможет повысить теоретический, методический уровень педагога, профессиональное мастерство и компетентность.
Исходя из основной общеобразовательной проблемы школы, я поставила перед собой вопросы по самообразованию.
Анализировать потребности и способности ребёнка в зависимости от его возрастных особенностей и заинтересованность направления.
Построить индивидуальные образовательные маршруты.
Работать над созданием в коллективе творческой обстановки, здорового нравственно – психологического климата.
Распространять педагогический опыт на школьном и муниципальном уровне.
Анализировать свою творческую деятельность.
Изучать педагогический опыт других преподавателей
Планомерно и систематически совершенствовать методы учебно–воспитательного процесса.
Оказывать практическую помощь коллегам.
   Исходя из этого я составила план работы на 2014 -2015 и 2015-2016 учебные годы:
План работы Выполненная работа
Повышение теоретического и методического уровней
1. Повышение квалификации. 1. Прохождение курсов повышения квалификации.
2. Работа над темами по самообразованию: «Развитие детского творчества через народное декоративно-прикладное искусство». 1. Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта.
2. Определение целей и задач темы.
3. Разработка мероприятий, направленных на решение проблемы.
4. Использование разработок в работе.
5.Создание методического комплекса.
6. Подведение итогов.
7. Оформление результатов работы.
3. Участие в работе методического объединения, в семинарах, в профессиональных конкурсах, обобщение опыта. Изучение опыта других педагогов. 1.  Выступление на семинаре по теме «Развитие детского творчества через народное декоративно-прикладное искусство».
2. Участие в дистанционном конкурсе педагогов.
Повышение профессиональ-ного мастерства и компетентности 1. Участие в работе методического объединения, в семинарах, в профессиональных конкурсах, обобщение опыта. Проведение мастер - классов, открытых мероприятий. 1. Мастер – класс.
2. Открытое воспитательное мероприятие: выставка – экскурсия.
3. Обобщение опыта работы «Эффективность применения современных образовательных технологий и методик при реализации программ образования»
2. Изучение индивидуальных особенностей обучающихся и заинтересованности напрвления. Разработка системы мониторинга и диагностики результативности программы дополнительного образования.
3.  Индивидуальный подход в обучении. Составление и использование индивидуальных образовательных маршрутов. 1. Диагностика уровня развития способностей воспитанников.
2. Составление индивидуальных образовательных маршрутов.
4. Пополнение методической копилки. 1. Разработка планов занятий.
2. Разработка материалов для мониторинга и диагностики результативности программы дополнительного образования.
3. Разработка технологических карт вариантов изделий.
5. Составление самоанализа работы. Анализ работы за 2014-2016годы.
Список литературы:
1. Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры. - М.: Просвещение, 1990. 2. Развитие творческой одарённости детей школьного возраста // Школьный психолог. 2001. №11, с. 7. 3. Яковлева Е.Л. Развитие творческого потенциала личности школьника // Вопросы психологии. 1996. №3 с. 28 4. Яковлева Е.Л. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития // Вопросы психологии. 1997. №4 с. 20 5. Дорфман Л.Я., Ковалева Г.В. Основные направления исследований креативности в науке и искусстве // Вопросы психологии. 1999. №2 с. 101