Урок по химии в 8 классе «Типы химических реакций. Реакции замещения и обмена»
Урок по химии в 8 классе
Тема: «Типы химических реакций. Реакции замещения и обмена».
Цели урока:
Образовательные: рассмотреть типы реакций по составу и сложности веществ – реакции замещения и обмена; обобщить сведения о типах химических реакций; закрепить умение составлять химические уравнения, описывать признаки реакций.
Развивающие: продолжить развитие умений наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы, работать с химическими реактивами и оборудованием.
Воспитательные: воспитывать толерантность, уважение к научному познанию, умение работать в группе; совершенствовать коммуникативные умения в ходе выполнения опытов, развивать самостоятельность.
Требования к знаниям и умениям учащихся:
Должны знать и понимать: сущность понятия «химическая реакция» (взаимодействие, превращение), признаки и условия протекания химических реакций, типы реакций, правила написания химических уравнений, закон сохранения массы в современной формулировке, правила безопасной работы с веществами.
Должны уметь: определять тип химической реакции по данному уравнению, расставлять коэффициенты в данной схеме уравнения, доказывать закон сохранения массы по выведенному уравнению химической реакции, записывать уравнения реакций, самостоятельно производить несложные химические эксперименты, соблюдая правила безопасной работы.
Этапы:
Постановка учебной задачи, сообщение плана работы (слово учителя) –2 мин
Фронтальный опрос – 11 мин
Изучение нового материала, выполнение демонстрационного и лабораторных опытов учащимися – 25 мин
Повторение и проверка степени усвоения материала – 5 мин;
Подведение итогов и домашнее задание – 2 мин
Средства обучения: оборудование и реактивы для демонстрационных и лабораторных опытов учащихся, справочная таблица «Растворимость оснований, кислот и солей в воде», ряд активности металлов, учебник «Химия – 9» О,С,Габриелян (издательство ДРОФА,2012 г.), рабочая тетрадь к учебнику.
Тип урока – комбинированный.
Вид урока – беседа с демонстрационными и лабораторными опытами.
Оборудование (для учителя и учащихся): пробирки, штативы для пробирок, спиртовка, лучинка, спички, универсальная индикаторная бумага, предметное стекло, пипетка, держалка.
Реактивы: цинк (гранулы), алюминий, медь, стальные скрепки, растворы – гидроксид натрия, серная кислота, соляная кислота, сульфат меди (II), хлорид железа (III), карбонат натрия, хлорид калия, фенолфталеин.
Ход урока.
Организационный момент.
Приветствие. Постановка учебной задачи, сообщение плана работы. Девиз урока:
«Скажи мне, и я забуду,
Покажи мне, и я запомню.
Дай мне действовать самому,
И я научусь!» (Древнекитайская мудрость)
Проверка домашнего задания.
1) Во время проверки домашнего задания учитель проверяет теоретические знания по пройденному материалу:
- какие классификации реакций вы знаете? (по тепловому эффекту и по составу и количеству веществ)
- на какие типы делятся реакции по тепловому эффекту? (эндотермические – идущие с поглощением тепла; экзотермические – идущие с выделением тепла)
- какие типы реакций вы знаете по количеству и составу веществ? (соединения и разложения)
- какие реакции называются реакциями разложения? (реакции, в результате которых из одного сложного вещества образуется несколько новых веществ)
- какие реакции называются реакциями соединения? (реакции, в результате которых из нескольких веществ образуется одно сложное вещество);
2) Визуально проверяет выполнение упр. 1 стр. 177 и упр. 1,2 стр.182;
3) Разбираются реакции, вызвавшие затруднения;
4) Проводится выполнение упр. 7,6 стр. 110 (РТ):
Упр.7 стр. 110 (РТ) (под диктовку с места):
а) 2Na + Cl2 2NaCl (соединение)
б) H2CO3 H2O + CO2 (разложение)
в) 2Fe(OH)3 Fe2O3 + 3H2O (разложение)
г) 4Al + 3O2 2Al2O3 (соединение)
д) 2AgBr 2Ag + Br2 (разложение)
е) Na2O + H2O 2NaOH (соединение)
ж) K2O + P2O5 K3PO4 (соединение)
Упр. 6 стр. 110 (РТ) (по одному ученики вызываются к доске):
а) 2CO + O2 2CO2
в) N2O5 + H2O 2HNO3
г) N2O5 + CaO Ca(NO3)2
д) 3S + 2Al Al2S3
ж) 2FeCl2 + Cl2 2FeCl3
з) 6Li + N2 2Li3N
Во время написания уравнений проверяется умения записывать формулы по названиям веществ, называть вещества по формулам, расставлять стехиометрические коэффициенты в уравнении реакций; знания классов неорганических веществ и выученных типов химических реакций.
На доску вывешиваются карточки – подсказки по типам реакций.
Изучение нового материала.
1) Реакции замещения. Проведение лабораторного опыта №1 «Взаимодействие металлов с соляной кислотой». Повторение правил техники безопасности при проведении опытов. Повторение признаков химических реакций (выпадение или исчезновение осадка, выделение газа, появление запаха, изменение цвета, выделение тепла и света, поглощение тепла). Класс работает по вариантам:
1 – взаимодействие цинка с кислотой (Zn + 2HCl ZnCl2 + H2);
2 – взаимодействие алюминия с кислотой (2Al + 6HCl 2AlCl3 + 3H2);
3 – взаимодействие меди с кислотой (Cu + HCl ).
Ученики, согласно инструкции выполняют лабораторные опыты, отмечают признаки химических реакций, записывают уравнения соответствующих химических реакций.
Наводящие вопросы:
- как вы думаете, какой газ это выделяется?
- у меня есть пробирка, как собрать в неё выделяющийся водород? Почему?
- чтобы проверить водород, поднесем к отверстию зажженную лучинку – раздастся хлопок.
На примере первых двух реакций формулируется определение реакций замещения – реакций между простым и сложным веществами, в результате которых атомы простого вещества замещают атомы одного из химических элементов в сложном веществе.
На доску вывешивается карточка подсказка.
Почему же в третьем случае реакция не идет? Чтобы объяснить причину этого обратимся к ряду активности металлов. Работа с рядом активности металлов (почему водород расположен в этом ряду, как изменяется активность металлов).
Вывод: с кислотами взаимодействуют металлы, стоящие в ряду активности до водорода.
Используя этот ряд можно еще для прогнозирования возможности протекания реакций вытеснения одних металлов из растворов их солей другими. Проведение демонстрационного эксперимента №1: взаимодействие сульфата меди с железом и хлорида железа (III) с медью.
Fe + CuSO4 Cu + FeSO4 FeCl3 + Cu
Вывод: чтобы реакция между металлом и раствором соли была практически осуществима, необходимо, чтобы металл в ряду активности находился левее, т.е. был активнее металла соли.
Отработка навыков – упр. 4 стр. 112 (РТ).
а) 2Al + 3CuCl2 2AlCl3 + 3Cu б) AlCl3 + Cu
в) Cu(NO3)2 + 2Ag г) 2AgNO3 + Cu Cu(NO3)2 + 2Ag
2) Реакции обмена. Проведение лабораторного опыта №2 «Взаимодействие растворов двух сложных веществ».
1 вариант – взаимодействие гидроксида натрия и сульфата меди (II)
2NaOH + CuSO4 Cu(OH)2 + Na2SO4
(щёлочь + соль1 основание + соль2)
2 вариант – взаимодействие карбоната натрия и соляной кислоты
Na2CO3 + 2HCl 2NaCl + H2CO3 (H2O + CO2)
(соль1 + кислота1 соль2 + кислота2)
3 вариант – взаимодействие гидроксида натрия с соляной кислотой
NaOH + HCl NaCl + H2O
(щёлочь + кислота соль + вода)
реакция нейтрализации (объяснить почему такое название: кислота – среда кислая, щелочь – щелочная, в результате реакции – среда нейтральная)
Ученики, согласно инструкции выполняют лабораторные опыты, отмечают признаки химических реакций, записывают уравнения соответствующих химических реакций. При составлении первой реакции используется таблица растворимости.
На примере этих реакций формулируется определение реакций обмена – реакций между сложными веществами, при протекании которых их молекулы обмениваются своими составными частями.
На доску вывешивается карточка подсказка.
Проведение демонстрационного эксперимента №2: взаимодействие хлорида калия и гидроксида натрия.
NaOH + KCl = KOH + NaCl
Вопросы: наблюдаете ли вы признаки химической реакции? Какой можно сделать вывод? Когда же реакции ионного обмена идут до конца?
Вывод: реакции ионного обмена идут до конца, если выпадает осадок, выделяется газ или образуется вода.
Проведение демонстрационного эксперимента №3: взаимодействие серной кислоты и гидроксида меди (II).
Сu(OH)2 + H2SO4 = CuSO4 + 2H2O
Вопросы: наблюдаете ли вы признаки химической реакции? Какой можно сделать вывод?
Вывод: реакции нейтрализации между любым основанием и любой кислотой протекают до конца.
Отработка навыков – упр. 6 стр. 113 (РТ).
a) Na2CO3 + HCl 2NaCl + H2O + CO2 б) Na2SO4 + Ba(NO3)2 BaSO4 + 2NaNO3
в) KNO3 + CaCl2 = Ca(NO3)2 + KCl г) 2KOH + H2SO4 K2SO4 + 2H2O
Проверка знаний.
Уравняйте реакции и укажите тип реакций по признаку «число и состав исходных веществ и продуктов реакции». (Во время работы учитель проверяет усвоение изученного материала, исправляет ошибки и корректирует работу учеников)
а) K2O + N2O5 KNO3
б) Fe2O3 + C Fe + CO2
в) Fe2O3 + HCl FeCl3 + H2O
г) Fe(OH)3 Fe2O3 + H2O
д) Al(OH)3 + H2SO4 Al2(SO4)3 + H2O
е) NH4Cl NH3 + HCl
ж) N2O5 + H2O HNO3
з) Al + H2SO4 Al2(SO4)3 + H2
Подведение итогов урока. Выставление оценок.
Домашнее задание.
§32 упр. 2 стр. 187; §33 упр.4 стр.191
ИНСТРУКЦИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ ОПЫТОВ.
1 вариант.
Лабораторный опыт №1 «Взаимодействие цинка с соляной кислотой».
Налейте в пробирку небольшое количество (2-3 мл) соляной кислоты.
Поместите в неё 1 гранулу цинка.
Опишите признаки химической реакции (что вы наблюдаете?).
Напишите уравнение реакции: Zn + HCl + .
Лабораторный опыт №2
«Взаимодействие гидроксида натрия и сульфата меди (II)».
Налейте в пробирку небольшое количество (2-3 мл) раствора сульфата меди (II).
Добавьте к нему раствор гидроксида натрия.
Опишите признаки химической реакции (что вы наблюдаете?).
Напишите уравнение реакции: NaOH + CuSO4 + .
ИНСТРУКЦИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ ОПЫТОВ.
2 вариант.
Лабораторный опыт №1 «Взаимодействие алюминия с соляной кислотой».
Налейте в пробирку небольшое количество (2-3 мл) соляной кислоты.
Поместите в неё небольшой кусочек алюминия.
Опишите признаки химической реакции (что вы наблюдаете?).
Напишите уравнение реакции: Al + HCl + .
Лабораторный опыт №2
«Взаимодействие карбоната натрия и соляной кислоты».
Налейте в пробирку небольшое количество (2-3 мл) раствора карбоната натрия.
Добавьте к нему раствор соляной кислоты.
Опишите признаки химической реакции (что вы наблюдаете?).
Напишите уравнение реакции: Na2CO3 + HCl + .
ИНСТРУКЦИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ ОПЫТОВ.
3 вариант.
Лабораторный опыт №1 «Взаимодействие меди с соляной кислотой».
Налейте в пробирку небольшое количество (2-3 мл) соляной кислоты.
Поместите в неё небольшой кусочек медной проволоки.
Опишите признаки химической реакции (что вы наблюдаете?).
Напишите уравнение реакции: Cu + HCl
Лабораторный опыт №2
«Взаимодействие гидроксида натрия и соляной кислоты».
Налейте в пробирку небольшое количество (2-3 мл) раствора гидроксида натрия.
Добавьте к нему несколько капель фенолфталеина. Что наблюдаете?
Добавьте к раствору небольшое количество соляной кислоты.
Опишите признаки химической реакции (что вы наблюдаете?).
Напишите уравнение реакции: NaOH + HCl + .
Объект 4Объект 3Объект 2Объект 1їђЗаголовок 115