Урок обобщающего повторения по химии с использованием ИКТ по теме «Типы химических реакций» 
Урок обобщающего повторения  по химии с использованием Информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)
Учитель: Василенко Светлана Викторовна учитель биологии и химии МОУ СОШ №2 г.Белинского Пензенской области.
Тема  «Типы химических реакций».
Тип урока обобщение и систематизация изученного материала с использованием технологии ИКТ.
Тип ресурсов ФЦИОР
Формы работы учащихся фронтальная работа, индивидуальная, работа в парах.
Необходимое техническое оборудование  компьютер, мультимедийный проектор, экран, интерактивная доска, наличие компьютеров для выполнения виртуальной лабораторной работы.
Химическое оборудование химическая посуда (пробирки, пробиркодержатели); набор реактивов: карбонат кальция (мрамор), соляная кислота (р-р), хлорид железа (3); роданид калия (р-р); хлорид бария (р-р), серная кислота. Печатная основа: лабораторный журнал
Раздаточный материал инструкции по ТБ при работе с компьютером и реактивами. Инструкции для проведения лабораторной работы.
Цели урока. 
Дидактическая цель: систематизировать знания обучающихся, полученные  при изучении типов химических реакций.Психологическая цель: создание комфортного микроклимата для каждого обучающегося.
Задачи урока Образовательные:
Организовать деятельность обучающихся по закреплению знаний о типах химических реакций, опираясь на ранее полученные знания.
Создать условия для повышения познавательной активности и самостоятельности обучающихся в приобретении новых знаний  и умений в ходе работы с сетью Интернет, с компьютером.
Углубить знания обучающихся по данной теме и приобрести новые знания, способствующие расширению кругозора и развитию эрудиции.
Развивающие: 
Развивать общеучебные учения и навыки (планирование ответа, логически рассуждать, применять свои знания на практике).
Развивать самостоятельность, волю, учение преодолевать трудности в учении, логическое мышление.
Развивать у обучающихся критическое мышление; умение сравнивать и анализировать, классифицировать объекты и явления, 
Способствовать развитию и совершенствованию практических навыков при выполнении лабораторной работы и в сети Интернет.
Воспитательные: 
Воспитывать  коммуникативные способности учащихся, умение работать в  группе, в паре.
Воспитывать ответственность за выполненную работу, самокритичность, взаимоподдрержку и умение выступать перед аудиторией
Формирование химической культуры
 Формирование грамотного отношения к химическим процессам, протекающим в окружающем мире.
Используемые образовательные ресурсы  Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии. 8 класс.. Дрофа 2002
Габриелян О.С. Контрольные и проверочные работы по химии. Дрофа,2003
федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) http://fcior.edu.ru/
ЗУН и качества, которые анализируют /приобретут/ закрепят ученики в ходе урока Репродуктивный уровень. Ученик должен знать типы химических реакций, химические явления, основные формулы изученных веществ.
Конструктивный уровень. Уметь составлять уравнения реакций, определять тип химической реакции, расставлять коэффициенты.
Конструктивно – творческий.  Умение ?Отработка навыков работы с комьютером.
Место проведения Кабинет информатики
В помощь учителю
Необходимое оборудование и материалы Комплекс заданий из ФЦИОР : Практический модуль «Признаки химических реакций»,  работа с тренажером,  тест по химии.
Компьютерная презентация.
Компьютеры с выходом в Интернет.
Проверочные тесты, выполненные в программе________________
Модуль для работы с интерактивной доской
Электронные лабораторные журналы
Применяемые технологии Урок построен с использованием информационной технологии – программы Microsoft Power Point.
Применение методики ИКТ в изучении химии.
Урок построен на основе личностно – ориенти рованного подхода в условиях гуманизации обучения.
Здоровьесберегающая позволит закрепить навыки безопасного обращения с реактивами.
Прикладные программы
ЭОР «Химия (8-11 класс). Виртуальная лаборатория»;
текстовый редактор MS Word;
редактор презентаций MS PowerPoint.
Применяемые методы Информационно – иллюстративный, 
Частично – поисковый,
Исследовательский.
Формы организации обучения Сочетание фронтальной с индивидуальной, проведение эксперимента
Метапредметные связи Экология, биология.
Планируемые результаты Урок обобщающего повторения  с использованием ИКТ позволяет создать ситуацию успеха, комфортную обстановку в учебном процессе, позволяет ученику увидеть свои сильные стороны, быть понятым. Личностно – ориентированный подход дает возможность строить процесс на разных условиях сложности, широко использовать нетрадиционные формы обучения.
Конспект урока.
I.   Организационный момент.  Настрой на урок.
Учитель. Я рада видеть сегодня всех на нашем уроке.
                                          Здравствуйте. 
                                                                      А что же особенного я сказала?
                                                                    Да вроде ничего не сказала,
                                                                  А от чего же так радостнее стала.
                                                     А от  того, что я здоровья вам пожелала.
Эпиграф к уроку.
 «Расскажи  – и я забуду;
        Покажи – и я запомню;
           Вовлеки – и я пойму».                                            
Я бы немного перефразировала китайскую поговорку и сказала бы так: 
"Расскажи мне - и я забуду. Покажи мне - и я запомню. Дай мне научить кого-то - и это станет моим. Отойди в сторону - и тогда, может быть, я смогу, наконец, сделать лучше, чем учил меня ты". 
 Это и будет девизом нашего урока.   
Тема нашего урока : «Типы химических реакций».
Урок обобщающего повторения  по химии с использованием Информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
II. Проверка ЗУН. 
Учитель:
Мы живем в мире реакций. Без химических реакций невозможно жить.  Живой  организм представляет собой огромный химический завод .  Ежесекундно в нём происходят сотни и тысячи всевозможных реакций.
Итак, рассказать какие  реакции протекают  вокруг нас.   
Сообщение ученицы Устинской Валерии с использованием схемы. 
                                           
                                                                                      
  Лист как химическая лаборатория, в нем протекает процесс фотосинтеза: образование органических веществ из неорганических при помощи света.В результате образуются углеводы, содержание которых неодинаковое в растениях (пирамида питания). В организме проходят 2 противоположных процесса: ассимиляция и диссимиляция.
Печень: использует Е химических связей, запасенную  растениями в процессе фотосинтеза.
Учитель.  Исходя из сообщения Леры, попробуем сформулировать цели урока.
 Цели нашего урока.
 1. Расширить и углубить знания о химических реакциях, их признаках и условиях протекания 
2. Научиться выделять существенные признаки, которые    могут быть положены в основу классификации  химических реакций 
3. Рассмотреть классификацию  химических реакций по различным признакам
 После урока вы должны знать: типы химических реакций; признаки химических реакций
Уметь: проводить химический эксперимент с помощью реактивов и виртуально на компьютере, соблюдать ТБ.
Чтобы нам ориентироваться в огромном царстве химических реакций, необходимо знать типы химических реакций.
Что такое химическая реакция? (работа с интерактивной доской)
 По каким признакам можно определить что реакция прошла? 
Перечислить признаки реакций.
 Классификация реакций. Ребята, вам надо дать название реакции и привести примеры, а так как 2013 год объявлен годом экологии, то примеры  попробуйте привести, связанные с экологическими 
проблемами.
(Ответы учащихся. Работа с интерактивной доской)
       По числу и составу         
Р. Соединения примеры искусственное загрязнение атмосферы. Образование кислотных дождей. Следствия кислотных дождей: снижается фотосинтез растений, опадает хвоя, раздражают глаза, органы дыхания, наносит вред скульптурным памятникам.
В грибах тяжелые металлы соединяются с белками и образуются стойкие ядовитые соединения. Двигаясь по трофической цепи тяжелые металлы попадают в наш организм. Поэтому нельзя собирать грибы вдоль дороги. Минимальное расстояние сбора грибов составляет 30 метров. А    лучше брать грибы в магазине, т.к они растут на специальных фермах  (подвалах), где нет доступа  выхлопным газам. 
Р. Разложения. Свалка-----батарейки и сберегающие лампочки. Соли ртути разлагаются   и ртуть попадает в почву а  затем в воду и почву. 
Р. Разложения. Редуценты (жуки – мертвоеды, бактерии) разрушают органические вещества до неорганических, т.е минерализуют их до углекислого газа и воды, азота.
Разрушение озонового экрана. (разрушается соединениями хлора и фтора, попадающими в атмосферу в результате распада веществ, используемыми в холодильных установках и современных спреях)
Р. Обмена. Минеральные удобрения и синтетические моющие средства в почве вступают обмена  с веществами почвы и образуются ядовитые вещества.
Р. Замещения. В живом организме происходит замещение углекислого газа на кислород . т.е. кислород + гемоглобин=оксигемоглобин (артериальная кровь)
Обратный процесс: углекислый газ + гемоглобин =карбоксигемоглобин (венозная кровь)
По тепловому эффекту. 
Экзотермические. Для  протекания сложных реакций окисления нашего организма необходим кислород. в результате сложных реакций выделяется энергия необходимая для поддержания постоянной температуры тела, для движения мышц, для мышления.
 Накопление углекислого газа в атмосфере приводит к образованию парникового эффекта, и как следствие глобального потепления климата. Что мы уже несколько лет наблюдаем в летнее время.   
Эндотермические. Пример:  Процесс фотосинтеза.  С чего мы начали урок.
 По использованию катализаторов 
Ферменты биологические катализаторы.  Они ускоряют скорость химических реакций в природе  в 200 раз. Если бы их не было, то пища переваривалась у нас сутками.
 Некаталитические. Например, выпадение кислотного дождя на  памятники. Происходит разрушение металла или мрамора.(Памятники на Мамаевом кургане).
 По направлению
Обратимые. 
Необратимые. (Назвать признаки).
III. Отработка  ЗУН.
ФЦИОР:  http://fcior.edu.ru/card/8949/trenazher-klassifikaciya-himicheskih-reakciy.html Работа с тренажером. Дать характеристику реакции при помощи перетаскивания нужного ответа в квадратик. (Работа с интерактивной доской и на местах)
 Физкультминутка. Снежинка.
IV. Закрепление полученных знаний на практике. (Индивидуально. )Учитель. Закрепим полученные знания на практике. деление происходит по цвету бейджиков. «Красные» идут работать за компьютер, «оранжевые» проводят практическую работу с использованием химического оборудования. «Красные» заносят полученные данные в лабораторный журнал в компьютерной форме, «оранжевые» оформляют химический лабораторный лист, который вы найдете на столах. Берете лист своего цвета.
Лабораторная работа «Признаки химических реакций»
Красные бейджикиОранжевые бейджикиФЦИОР: http://fcior.edu.ru/card/11363/laboratornaya-rabota-priznaki-himicheskih-reakciy.htmlРабота с компьютером.
Выполнение лабораторной работы «Признаки химических реакций» Оформление электронного лабораторного журнала.54 Оформление электронного лабораторного журнала.
Соблюдать Т.Б при работе на компьютере. Работа с реактивами. Выполнение лабораторной работы «Признаки химических реакций» Оформление лабораторного журнала.
Соблюдение Т.Б при работе с химическим оборудованием и реактивами.
Приложение .Работа с реактивами. Выполнение лабораторной работы «Признаки химических реакций» Оформление лабораторного журнала.
Соблюдение Т.Б при работе с химическим оборудованием и реактивами.
Приложение .ФЦИОР: http://fcior.edu.ru/card/11363/laboratornaya-rabota-priznaki-himicheskih-reakciy.htmlРабота с компьютером.
Выполнение лабораторной работы «Признаки химических реакций» Оформление электронного лабораторного журнала.54 Оформление электронного лабораторного журнала.
Соблюдать Т.Б при работе на компьютере.
 
Прохождение теста за компьютером. (Работа в парах)
Учитель. Закончили лабораторную работу и   сейчас будете работать в парах. Можно переговариваться, советоваться друг с другом, не мешая другим. 
VДом.задание: составить минипроект «Химические реакции вокруг нас».
В конце занятия проводим рефлексию.
Рефлексия.
Что вы узнали: 
Что изучили
Чему научились
Свой урок мы начали китайской мудростью, а закончить я хочу армянской.
«Первое яблоко тому, кто рассказывал. Второе – тому, кто слушал. А третье кому? Тому – кто понял». Мы уверены, что сегодня с урока вы уходите с яблоками, хотя и виртуальными.
Спасибо всем за плодотворную работу на уроке. Вы все сегодня большие молодцы. Давайте себе похлопаем. Всем спасибо.