Урок изобразительного искусства в 5 классе. Тема: «Сказочная Гжель».
Описание материала: предлагаю Вам конспект урока-проекта непосредственной образовательной деятельности для учеников 5 классов по теме: «Сказочная Гжель». Данный урок-проект разработан для педагогов ИЗО, работающих в 5 классах. На уроке расширяются теоретические знания о Гжели, заслушиваются сообщения, стихи, загадки, подготовленные поисковой группой. Проводится самостоятельная практическая работа по созданию проекта-импровизации по мотивам гжельской росписи на эскизах кувшинов, занимающих 1/4 часть ватмана. Над каждым проектом работает группа 5-6 человек, используя художественную технику коллаж. Дети активно и с большим удовольствием приобщаются к народному творчеству. Это пятый урок в первом триместре и второй урок по данной теме в 5 классе. На первом уроке учитель сообщил краткие сведения о Гжели и гжельской керамике. Учащиеся ознакомились с элементами гжельской росписи. В практической части урока учащиеся составляли композицию из элементов гжельской росписи, используя технику живописи. На втором уроке расширяются теоретические знания о Гжели, заслушиваются сообщения, стихи, загадки, подготовленные поисковой группой №1.
Урок изобразительного искусства в 5 классе.
Тема: «Сказочная Гжель».
Форма проведения: «Урок-проект».
Цели и задачи:
1)Образовательные: формирование у учащихся навыков работы по созданию эскизов росписи гжельской керамики, расширение теоретических знаний о Гжели.
2)Развивающие: развитие у учащихся творческого подхода при составлении коллажа.
3)Воспитательные: воспитание нравственно-эстетического отношения к миру, любовь к Родине, её истории и культуре, умения работать коллективно в группах.
Материалы: клей, ножницы, синяя и голубая цветная бумага, гуашь, кисти, фломастеры, трафареты цветов и листьев, эскизы кувшинов на 1/4 ватмана.
Зрительный ряд:
Репродукции, открытки, фотографии с изображением гжельской керамики.
Изделия гжельской керамики.
Работы учащихся предыдущих лет.
. Вид урока: индивидуально - коллективная работа в группах.
Подготовительная работа:
В начале триместра класс делится на 3-4 поисковые группы, выбираются руководители групп, которые ведут записи в отдельной тетради: где составляют список группы и фиксируют, кто какой материал нашёл в течение I,II,III недель…
Поисковые группы, в начале, получили следующие задания:
Найти материал о следующих народных промыслах:
группа № 1 – о Гжели;
группа № 2 – о Хохломе;
группа № 3 – о Жостове.
Оформить сообщение, указать источник информации и автора.
Найти стихи, загадки, поговорки об этих промыслах и их изделиях.
Найти иллюстрации, фотографии, открытки с изображением изделий этих промыслов, а также изделия.
На II,III,IV – уроках, в начале каждого урока руководители групп делают короткий отчёт о проделанной поисковой работе: кто, какую работу проделал, какой материал удалось найти и где.
За неделю до урока члены группы решают, кто и о чём будет сообщать на уроке по данной теме. Учитывая, что рассказать надо интересно и во время рассказа необходимо демонстрировать иллюстрации, фотографии, рисунки гжельской керамики и изделия Гжели.
(Сообщение поисковых групп могут заслушиваться как на I уроке по данной теме с целью ознакомления с данным промыслом, так и на последующих уроках по данной теме с целью расширения знаний о данном промысле.)
Ход урока (Класс делится на группы по 5 — 6 человек. Парты расставлены по 2, так чтобы каждая группа работала за "круглым" столом.) Оргмомент.
Учитель.
Проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Сообщение темы и цели урока.
Что ж давайте по порядку
Загадаю я загадку
Кто быстрей ответ найдёт,
Тот первым и тему урока назовёт.
Снежно белая посуда, расскажи: ты откуда?
Видно с севера пришла и цветами расцвела:
Голубыми, синими, нежными, красивыми.
(Гжель)
Верно, ребята, сегодня на уроке мы продолжим работу по теме "Гжель". На предыдущем уроке вы познакомились с Гжелью, с элементами гжельской росписи. Сегодня вы подробнее узнаете о сказочной Гжели, вам предстоит создать эскиз росписи гжельской керамики, работая коллективно, используя технику коллаж.
Повторение. Кроссворд.
- Отгадав кроссворд, мы с вами повторим материал о гжельской керамике,
который изучили на предыдущем уроке
По горизонтали:
Этот цвет используют в гжельской росписи (голубой).
Так называют глиняные изделия, обожженные в печи (керамика).
Этот поселок называют родиной и колыбелью русской керамики (Гжель)
Именно они преобладают в росписи гжельской посуды (цветы).
Декоративный сосуд с кольцевидным туловом, длинным изогнутым носиком, часто на ножках. (квасник)
Это вид художественной техники, в которой используются живопись и наклеивание различных материалов (коллаж).
По вертикали:
Он состоит из цветов (букет).
Это цвет гжельской керамики (белый).
Это основной цвет в росписи гжельской керамики (синий).
Это вид тонкой керамики (фарфор).
Сосуд, похожий на квасник, но без сквозного отверстия в корпусе. (кумган)
Проверка домашнего задания.
На дом было задано подготовить сообщения, подобрать стихи и загадки о Гжели и гжельской керамике. Мы заслушаем сообщения и рассмотрим материал, который подготовила поисковая группа № 1 о Гжели. Ребята, сейчас вы должны очень внимательно прослушать сообщения, подготовленные одноклассниками и затем дать ответы на вопросы:
"Что нового, интересного о Гжели и гжельской керамике вы узнали"?
Чьё сообщение было самым интересным, увлекательным и почему?
Приложение1Физкультминутка
(Учащиеся выполняют упражнения за учителем).
По солнышку, по солнышку
Дорожкой луговой
Иду по мягкой травушке
Я летнею порой. (Ходьба на месте, взмахи руками).
И любо мне, и весело,
Смотрю по сторонам,
Голубеньким и синеньким
Я радуюсь цветам. (Повороты направо, налево, любуются цветами).
Самостоятельная практическая работа в группах по 5 — 6 человек.
(под музыку)
(Оказание индивидуальной помощи, советы по композиции).
Каждая группа гжельских мастеров должна создать проект росписи кувшина в технике коллаж, т.е. используя наклеивание и рисование. Эскиз кувшина перед вами. А вот как вы его распишите и какую оценку получит группа будет зависеть от вашей совместной работы.
8 — 10 минут каждый работает самостоятельно, делая заготовки одного из элементов: цветы, листья, полосы и т.п. для коллажа. Затем вместе составляете композицию из заготовленных элементов.
Выберете старшего мастера, под руководством которого группа будет составлять эскиз росписи. Каждый помогает советом, но окончательное решение принимает мастер.
Итак, прошу старшего мастера каждой группы представиться, назвать свои фамилию, имя, отчество.
После того как всё наклеите, подумайте, что можно нарисовать кистью, фломастером, чтобы ваша композиция смотрелась более красивой и живой. (спирально закручивающиеся травинки, усики, сетку и т.д.)
Как вы думаете, на что надо обратить внимание при выполнении коллективной работы?
а) аккуратность.
б) красочность
в) выразительность
г) композиция
Напоминаю правила техники безопасности: ножницы держать перед собой, не размахивать ими; клей не разливать.
Приступайте к работе. Желаю вам успешно выполнить работу.
Итог урока.
Каждый мастер оценивает работу группы. Отмечает, есть ли учащиеся, которым можно снизить оценку за пассивность.
а) Экспресс – выставка выполненных работ-проектов.
б) А сейчас, ребята, представьте, что вы находитесь в салоне – магазине. Здесь вы можете не только посмотреть, но и купить понравившуюся вам вещь. Есть желающие купить? (2-3 человека). Но чтобы приобрести кувшин, надо ответить на вопросы (вопросы заранее записаны на обратной стороне доски). Кто даст самые полные ответы, тому и будет принадлежать покупка.
1). Почему тебе понравился этот сосуд?
2). Чем это изделие похоже на работы гжельских мастеров?
3). Как ты думаешь, с любовью мастера украшали своё изделие или нет?
Почему?
4). Чтобы ты добавил, исправил в этой работе?
Выставление оценок.
а). За интересный материал все члены поисковой группы № 1, получают “5”. Молодцы!
б). Победитель в номинации “Самое интересное и увлекательное сообщение получает “5”.
в). Все вы сегодня хорошо потрудились в роли гжельских мастеров. Ваши работы получились яркими, красочными, выразительными. Всем “5”.
VIII.Домашнее задание.
Подобрать материал о Хохломе. (Открытки, фотографии, изделия, рисунки).
Поисковая группа № 2 готовит сообщения, стихи, загадки с показом иллюстраций, открыток, изделий Хохломы.
Приложения 1.
Сине-голубые
Розы, листья, птицы.
Увидев вас впервые,
Каждый удивится.
Чудо на фарфоре –
Синяя купель.
Это называется
Просто роспись… (гжель).
Чудо с синими цветами,
Голубыми лепестками,
Синими цветочками,
Нежными виточками.
На белом фарфоре,
Как на заснеженном поле,
Из-под белого снежочка
Растут синие цветочки.
Неужели, неужели,
Вы не слышали о Гжели.
Фарфоровые чайники, подсвечники. Часы,
Животные и птицы невиданной красы.
Деревня в Подмосковье прославилась, теперь
Известно всем в народе ее названье — Гжель.
Гордятся в Гжели жители небесной синевой
Не встретите на свете вы красоты такой.
Голубизну небесную, что сердцу так мила
Кисть мастера, на чашку, легко перенесла.
У каждого художника есть свой узор любимый.
И в каждом отражается сторонушка родимая.
Ее трава шелковая, ее цветы весенние
И мастерство волшебное, достойно восхищения.
И действительно, посмотрите, какая красота родилась под кистью художника, какие сказочно красивые узоры и это притом, что в росписи используется всего один цвет — Синий кобальт.
Сообщение I
Гжель называют родиной и колыбелью русской керамики. Белая керамическая посуда расписана синими и голубыми цветами. Это пышные садовые цветы, крупные листья, лепестки ромашек, полевые цветы. Синие колокольчики, синие тюльпаны, много лепестковые розы и причудливые цветы, рождённые фантазией авторов. В росписи также встречаются рыбы и птицы. Гжельские мастера ещё лепят скульптурки животных, птиц, фантастических зверей, героев сказок, и расписывают их синим.
Сообщение II
Гжельская керамика - гончарные, фаянсовые и фарфоровые изделия, вырабатываемые на керамических производствах в селениях близ станции Гжель (Московская область). Гончарное мастерство существовало в Гжели с древних времен. До 18 века мастера Гжели и окрестных селений делали простую гончарную посуду и игрушки; в 18 веке они освоили выделку художественной майолики. Сиело, используя в своих работах образы окружающей действительности, гжельские мастера создали своеобразный художественный стиль, отличающийся реалистичностью. В начале 19 века кустари Гжели перешли на производство изделий из фаянса и фарфора. В 30-40х годах 19 века около половины всех русских фарфорофаянсовых предприятий было сосредоточено в Гжели.
Сообщение III
В окрестности Гжели — керамические предприятия, а также современный завод художественной керамики, изготавливающий посуду и скульптурные фигурки. В деревнях Турыгино и Бахтеево расположились главные цеха производственного объединения 'Гжель ".
Пришло к нам это слово из седой старины, когда был целый район с много численными разноименными деревнями Огжель, Акжель, Жгель, Гжель.
Все эти названия имели определенный смысл: "жечь, обжигать” . Гжель- это большой рабочий поселок из тридцати двух малых деревень.
В Русском музее много старинных гжельских изделий: квасники, кумганы, кувшины, блюда, тарелки, кружки.
Сообщение IV
Как и у всякой другой росписи у гжели есть своя история. Не смотря на то,- что деревенька Гжель впервые была упомянута более 600 лет назад в
духовной грамоте великого московского князя Ивана Колиты, в связи с тем, что близ нее обнаружили большие залежи белой глины, пригодных для изготовления гончарных изделий, черепицы, кирпича... роспись с одноименным названием появилась лишь в первой половине 18 века.
В 1724 году по приказу «Его императорского величества»- Петра 1 купцом Гребенщековым была открыта фабрика по производству «табачных трубок и майоликовой (бело-глиняной) посуды» Спустя всего 16 лет изделия фабрики стали знаменитыми и популярными, благодаря своей самобытности и народности.
Здесь я немного отступлю от темы и расскажу о том, что такое
майоликовая керамика. Дело в том, что в отличие от простой глиняной
посуды майолика имеет белый цвет. Изготавливается из белой глины. Рисунок на майоликовую посуду наносится на сырое изделие, т.е. до обжига. И так, вернемся к истории. Роспись майолики того времени выполнялась красками 4 цветов: желтой, зеленой, синей, черно-фиолетовой. В сочетании с белым цветом фона создавалось удивительное равновесие и декоративность.
Сообщение V
В конце 18 века изделия мастеров Гжели были разнообразны: квасники, кумганы, супницы, блюда, тарелки... В то время гжельские кумганы и квасники считались дорогими подарками, их ценили и тщательно хранили, ими награждали за заслуги пред отечеством. Однако в 19 веке в Европе появляется фарфор, он становится популярным и начинает вытеснять майолику. Тогда гжельские мастера покупают секрет изготовления фарфора и с 1830 года заводчиком (производителем) фарфоровой гжели становится Яков Кузнецов. При нем начинается новый расцвет гжели. С изменением используемого материала, меняется и традиции росписи — мастера начинают использовать лишь один цвет — синий кобальт. Этот цвет становится главной отличительной чертой промысла. Всегда любимая в народе цветочная композиция является в гжели лидером. Однако в мире существует несколько видов похожей синей росписи. Есть она в народном искусстве Германии, Голландии, однако русская Гжель узнается сразу, не только по колоритному народному орнаменту, но и по неповторимой гжельской скульптуре. Все изделия гжели отличаются замысловатой формой и прекрасными лепными украшениями. А еще очень популярны и любимы гжельские игрушки, они добры, веселы и полны народного юмора.
(Во время рассказа демонстрируются фотографии и изделия гжельской керамики)
Литература.
В. А. Барадулин "Основы художественного ремесла". Москва "Просвещение" 1987 стр.222.
Н. М. Сокольникова "Основы композиции" 5 — 8 класс. Издательство "Титул" Обнинск 2001 стр. 12.
Т. Я. Шпикалова "Народное искусство на уроках декоративного рисования". Москва "Просвещение" 1979 стр. 90
Большая советская энциклопедия