Декоративно-прикладное искусство- программа
Пояснительная записка.
Цель : - дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в декоративно-прикладном искусстве.
Задачи: - развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха.
- научить приемам исполнительского мастерства
- научить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства
- научить правильно использовать термины, формулировать определение понятий, используемых в опыте мастеров искусств.
Программа « Декоративно-прикладное искусство» рассчитана на учащихся начальной школы, увлекающихся художественно-творческой деятельностью. Занятия проходят во внеурочное время два часа в неделю.
Задания направлены на освоение языка декоративно-прикладного искусства (аппликация, вышивка, лепка). Кроме этого, предполагается работа с природными материалами.
Программа поможет решить различные воспитательные задачи: формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира, умение контактировать со сверстниками в творческой деятельности, формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности; творческие задачи: развитие стремления к творческой самореализации средствами прикладного искусства.
Программа разработана на 1 год обучения и рассчитана на детей 7-12 лет.
Занятия проводятся в классе 1 раз в неделю всем составом. Количество часов за год – 68. По типу данная программа – модифицированная, по уровню усвоения – общеразвивающая.
Методы и формы обучения:
Дети, особенно младшего возраста, не любят и почти не воспринимают откровенные наставления и назидания, поэтому на занятиях используются разнообразные формы: беседы, игры, экскурсии, творческие задания и т.д , благодаря которым дети наиболее эффективнее усваивают предлагаемый материал. Программа предполагает больше времени уделять дополнительной литературе, благодаря этому у детей формируется усидчивость, развивается кругозор, самостоятельность. На экскурсиях дети учатся видеть прекрасное и отображают это в своих работах. Игровые приемы помогают учиться использовать свои поделки в быту, учат творчеству, радости, раскрывают секреты творческой работы в области искусства выдающихся людей.
Ожидаемый результат:
К концу года дети знакомы с многими деятелями искусства. Умеют выполнять поделки из различного материала: бумага, пластилин, ткань, природный материал, бросовый материал и т. д, Складывается уважительное отношение друг к другу.
Способы проверки результата:
Оценкой качества полученных знаний будет служить:
- беседа ( теоретические знания)
- защита наиболее удачной поделки
- отчетная выставка « ярмарка работ»
Условия реализации:
Для успешной реализации программы необходимы наглядные пособия, материалы для практических занятий, методическая литература.
Учебно-тематический план.
Номер занятия
Тема занятия.
Всего часов
теория
Практика
1.
Вводное занятие.
2
1
1
2.
Работа с бумагой.
10
1
9
3.
Работа с различными тканями.
10
1
9
4.
Работа с природными материалами.
15
1
14
5.
Вышивка .
5
1
4
6.
Работа в технике: папье-маше.
14
1
13
7.
Работа с пластилином. Лепка.
10
1
9
8.
Отчетная выставка-ярмарка работ школьников.
2
1
1
68ч.
8ч.
60ч.
Содержание курса.
Вводное занятие.
Знакомство с произведениями народных художественных промыслов, традиционного крестьянского искусства и современного декоративного искусства. Техника безопасности при работе с природными материалами. Экскурсия в лес. Сбор различных природных материалов ( веточки, корешки, кора, шишки, мох, цветы, семена и т.д ). Правила просушивания и хранения природных материалов.
Экскурсия в кабинет истории для ознакомления со старинной утварью, с вышивками и другими образцами народного творчества.
Практическая работа:
Сбор природных материалов, посещение кабинета истории.
Работа с бумагой.
Порядок создания занимательных поделок из бумаги: оригами, аппликации, объемные аппликации. Познакомить с историей бумаги.
Практическая работа:
Выполнение творческих работ из бумаги и картона.
Работа с различными тканями:
Понятие о мягкой игрушке. Народные традиции в изготовлении игрушек. Знакомство с различными образцами мягкой игрушки. Порядок проектирования игрушки. Подбор материала, технология кройки заготовки различных деталей игрушки.
Практическая работа:
Освоение безопасных приемов работы со швейной иголкой, ознакомление с возможным цветовым решением.
Работа с природными материалами:
Дары леса. Заготовка природного материала. Сбор листьев, семян, цветов. Сушка собранного материала. Упражнения на развитие восприятия, воображения, моторики мелких мышц кистей рук.
Практическая работа:
Сбор природного материала для работы над аппликацией; работа с бросовым материалом (пух, скорлупа, фольга, семечки, вата, газета).
Вышивка.
Знакомство с различными видами швов. Вышивка швом «вперед иголку», вышивка «крестом».
Практическая работа:
Подбор ниток и ткани, вышивка изделий. Оформление поделок в рамки.
Работа в технике: «Папье-маше»
Познакомить с данной техникой. Подготовить необходимый материал для работы. Техника изготовления декоративных поделок.
Практическая работа:
Подготовка материала к работе, изготовление поделок.
Лепка. ( работа с пластилином).
Познакомить с историей лепки, с возможностями мягкого материала- пластилином.
Практическая работа:
Лепка отдельных фруктов, овощей, сладостей, птиц. Выполнение творческого задания на поиск образа в пластилине.
Отчетная выставка-ярмарка работ школьников.
Подведение итогов. Подготовка итоговой выставки-ярмарки работ школьников. Организация и проведение школьной выставки-ярмарки и аукциона поделок школьников. Награждение авторов наиболее интересных творческих работ.
Практическая работа:
Проведение выставки-ярмарки.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
« Посерская средняя школа».
Утверждено
метод. Советом школы
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
« ДЕКОРАТИВНО – ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО»
Для детей 7-12 лет
Срок реализации 1 год.
Составитель: Меринова. Н. Б.
Учитель начальных классов
1 категории.
Посер, 2011
Название программы: « Декоративно- прикладное искусство»
Срок реализации: 1 год
Возрастной диапазон: 7-12 лет
Тип программы: модифицированная
Уровень освоения: общеразвивающая
Направление: художественно-эстетическое
По форме содержанию: монопрограмма
Литература.
В.В.Выгонов « Поделки из разных материалов»
А.Зайцева « Квилинг – новые идеи для творчнства»
Тематический журнал « В мире поделок»
Интернет
15