Дополнительная общеобразовательная программа для учащихся 5 — 9 классов Декоративно — прикладное творчество


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №8
с углубленным изучением отдельных предметов»
Декоративно – прикладное творчество
Дополнительная общеобразовательная программа для учащихся 5 – 9 классов образовательных школ (157 часов)

Составитель:
Щепалина Ольга Константиновна
Учитель технологии
I квалификационной категории
г. Когалым
2014 год
Содержание
Общие положения
3
Пояснительная записка
3
Содержание программы
7
Основные направления и содержание деятельности
10
Условия реализации программы
10
Знания и умения учащихся
11
Механизм оценки получаемых результатов
14
Список литературы
15
Тематическое планирование
16
«Декоративно-прикладное творчество»
Образовательная программа
Программа предназначена для детей 11-15 лет
Срок реализации программы 1 год
Составитель: Щепалина Ольга Константиновна
Учитель технологии
Первой квалификационной категории
Когалым, 2014 год.
Общие положения
Программа разработана для учащихся 5 – 8 классов. При разработке программы учитывались требования, предъявляемые к программам дополнительного образования, рекомендации специалистов в данной области.
В основе данной программы лежит экспериментальная программа, составленная мною по специализации «Декоративно – прикладное творчество» в 2014 году.
Программа «Декоративно-прикладное творчество» является модифицированной, по уровню усвоения – углубленной, ориентированной на коллектив детей 11 - 15 лет.
Продолжительность обучения 1 год. Учебная группа состоит из 12 человек, учащихся МАОУ «СШ №8»
Учебные занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительность занятия – 2,5 академических часа (академический час – 40 мин).
Занятия проводятся в МАОУ «СШ №8» кабинет № 104.
Содержание учебно-тематического плана рассчитано на 157 часов.
Представленные материалы могут быть полезны учителям технологии, а также педагогам дополнительного образованияпри проведение кружковых занятий по соответствующим темам.
Пояснительная записка
Рабочая программа кружка «Декоративно – прикладное творчество» составлена на основе примерных программ художественно – эстетического цикла (стандарты второго поколения) и состоит в том, чтобы дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области декоративно – прикладного творчества.
Знание народных традиций, зачастую тесно связанных с декоративно – прикладным искусством, играет особую роль в развитии у детей эмоционально – эстетического отношения к национальной культуре, к пониманию национальных культур других народов.
Традиции наиболее прочно связаны с жизнью и бытом человека. В той или иной форме ребенок сталкивается с ними ежедневно, ежечасно, ощущая на себе силу их воздействия.
На протяжении многовековой истории мира соблюдение обрядов, ритуалов и иных традиций способствовали развитию народной философии и декоративных искусств, играли важную роль в организации жизни общества.
Все профессиональное искусство вышло из народного, которое является началом всякого искусства. Народная эстетика наиболее древняя, она – первооснова и один из главных источников современных эстетических воззрений. Больше всего сохранилась она в народном декоративно – прикладном искусстве, в существующих и сегодня художественных промыслах.
Из всего многообразия видов творчества декоративно – прикладное творчество является самым популярным. Оно непосредственно связано с повседневным окружением человека и призвано эстетически формировать, оформлять быт людей и среду их обитания. Оглянувшись вокруг, можно заметить, что предметы декоративно – прикладного искусства вносят красоту в обстановку дома, на работе и в общественных местах.
Простые и красивые, часто высокохудожественные, изделия народных умельцев, а также желание узнать их назначение, учат детей видеть и любить природу и людей, ценить традиции родных мест, уважать труд. Они формируют у ребенка эстетическое восприятие мира, передают детям представления народа о красоте, добре, зле, предначертании человека.
С давних времен огромная часть изделий создавалась в домашних условиях. Женщины ткали полотно, шили одежду, вязали, создавали прекрасные картины. За все эти годы человечество собирало по крупицам опыт искусных мастеров, передавая и совершенствуя его от поколения к поколению. Интерес к отдельным ремеслам то ослабевал, то вновь возрастал, немало появлялось ремесел новых, а некоторые забылись навсегда.
Некоторое время назад увлечение различными видами женского рукоделия пережило второе рождение. Созданная своими руками вещь приносит в дом не только красоту, но и приятную атмосферу уюта и покоя. Эти маленькие «шедевры» способны стать кульминационным центром любого интерьера и достойны коллекционирования.
Программа актуальна, поскольку является комплексной, вариативной, предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности. Она дает возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир декоративно - прикладного творчества, проявить и реализовать свои творческие способности.
Отличительные особенности данной программы:
  1. Программа комбинированная. Отдельные блоки программы могут использоваться как самостоятельно, так и в комплексе, их можно варьировать.
2. Программа знакомит учащихся с традиционной русской культурой.
Изучаются отдельные виды народного творчества, например, «Традиционные народные куклы», «Обереги». На основе предметов быта рассматривается русский традиционный орнамент, его символика.
При изучении современных направлений декоративно-прикладного творчества обращается особое внимание на исторические и культурные корни данного вида творчества.
3.Так же, учащихся знакомятся с традициями и культурой народа ханты.
Изучаются отдельные виды орнамента, работа с бисером, сукном, изготовление куклы «Акань».
4. Одним, из новых видов рукоделия является - «Вышивка лентами». Это авторская программа, над которой я работала 3 года.
5.  В программу включена творческая работа, как особая форма организации учебно-воспитательного процесса.
Это способствует развитию целого комплекса качества творческой личности: умственной активности, инициативности, быстрой обучаемости, смекалки, стремлению добывать знания, необходимые для выполнения конкретной работы.
Цели:
Ознакомление обучающихся с культурными традициями предков, формирование у детей основ целостной эстетической культуры и толерантности через познание народных традиций.
Воспитание способности осмысления ребенком роли и значения традиций в жизни народа, в быту и в повседневной жизни.
Формирование у подрастающего поколения бережного отношения к культурному наследию, к истории и традициям России, народа ханты, уважения к людям труда.
Самопознание ребенком своей личности и своих творческих способностей и возможностей.
Обеспечение условий для творческой активности, саморазвития и самореализации учащихся.
Создание предпосылок для изучения обучающимися основ декоративно- прикладного творчества посредством знакомства с разными видами рукоделия (традиционные народные куклы, вышивка лентами, бисероплетение, хантыйские узоры, куклы в культуре и традициях народа ханты, мягкая игрушка, обереги, творческая работа).
Содействие жизненному самоопределению учащихся.
Овладение теоретическими знаниями и практическими навыками работы с различными материалами, направленными на воспитание художественно-эстетического вкуса.
Задачи:
Обучающие:
        Познакомить воспитанников с историей и современными направлениями развития декоративно-прикладного творчества.
        Научить детей владеть различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе.
         Обучить технологиям различных видов рукоделия.
Воспитательные:
        Приобщить обучающихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, в том числе и отечественной; формировать потребность в высоких культурных и духовных ценностях и их дальнейшем обогащении.
        Побуждать к овладению основами нравственного поведения и нормами гуманистической морали: доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные способности человека, терпимости по отношению к людям, культуры общения, интеллигентности как высшей меры воспитанности.
        Способствовать развитию внутренней свободы ребенка, способности к объективной самооценке и самореализации поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения.
        Воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности.
Развивающие:
        Развивать природные задатки, творческий потенциал каждого ребенка; фантазию, наблюдательность.
        Развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание.
         Развивать положительные эмоции и волевые качества.
         Развивать моторику рук, глазомер.
        Развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.
Мотивационные:
        Создавать комфортную обстановку на занятиях, а также атмосферу доброжелательности и сотрудничества.
         Формирование общественной активности.
         Реализация в социуме.
Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому ребенку попробовать свои силы в разных видах декоративно-прикладного творчества, выбрать приоритетное направление и максимально реализоваться в нем.
Программа кружка дополнительного образования «Декоративно – прикладное творчество» по целевой направленности является прикладной. По содержательной направленности - художественно-эстетической.
Программа состоит из следующих блоков:
1 блок - 2 часа.
«Введение» - даются общие сведения о творческом кружке, об организации работы коллектива, о технике безопасного труда при работе с различными инструментами, о программе кружка на предстоящий учебный год.
2 блок - 16 часов.
«Традиционные народные куклы» – обучающиеся знакомятся с технологией выполнения народной куклы, узнают историю возникновения игрушки, изготавливают различные куклы.
3 блок - 38 часов.
«Вышивка лентами» - знакомятся с историей вышивки лентами, материалами, инструментами, дает обучающимся сведения о технологии обработки отделочных швов, эскизов, чертежей. Обучающиеся учатся самостоятельно создавать и изготавливать прихватки, диванные подушки.
4 блок – 26 часов.
«Бисероплетение»- знакомит обучающихся с историей бисероплетения, техникой низания основных узлов, чтения и составления схем. Дети выполняют изделия в различных техниках.
5 блок – 16 часов.
«Хантыйские узоры»- дает сведения об орнаментальном искусстве народа ханты и манси. Обучающиеся знакомятся с техникой орнаментации суконных изделий, составления эскиза и орнамента. Изготавливают игольницу из ткани ручным способом,украшают бисером, пуговицами, мехом.
6 блок – 14 часов.
«Куклы в культуре и традициях народа ханты»- даёт сведения о традициях изготовления кукол. Обчающиеся знакомятся с орнаментами в одежде, изготавливают куклу «Акань».
7 блок – 18 часов.
«Мягкая игрушка»- даёт сведения об истории игрушки, технологии изготовления и оформления игрушки. Пошив игрушки.
8 блок – 12 часов.
«Обереги» - даются общие сведения о народных приметах, поверьях, символах оберега и принципах изготовления. Изготовление оберега.
9 блок – 15 часов.
«Творческая работа» - обучающиеся самостоятельно выбирают направление из ранее изученного, и определяются с темой работы. Составляют эскизы, схемы, подбирают материалы и изготовляют творческую работу. Посещение городских выставок по декоративно – прикладному творчеству.
Формы и методы работы
Учитывая возрастные и психологические особенности обучающихся, для реализации программы используются различные формы и методы обучения: рассказ, беседа, объяснение, а также практические упражнения.
Беседа – метод обучения, при котором педагог использует имеющиеся у обучающихся знания и опыт. С помощью вопросов и полученных ответов подводит к пониманию и усвоению материала, а также осуществляет повторение и проверку пройденного.
В обучении используется разновидность рассказа-объяснения, когда рассуждения и доказательства сопровождаются учебной демонстрацией.
Практические упражнения – целью этих упражнений является применение теоретических знаний обучающихся в трудовой деятельности. Такие упражнения способствуют трудовому воспитанию.
Содержание программы
Вводное занятие – 2 часа
- Вводный и первичный инструктаж по технике безопасности.
- Правила поведения в кабинете.
-  Декоративно-прикладное творчество.
2.  Традиционные народные куклы – 16 часов
Теория – 4 часа:
-  Куклы в традициях народов России.
- История кукол.
- Типы и виды кукол.
Практика – 12 часов:
Изготовление кукол: «Северная берегиня», «Колокольчик», «Счастье», «Мамка», «Пеленашка».
Работа выполняется по следующим этапам:
-  Выполнение основы.
-  Костюм для куклы.
-  Оформление куклы.
1 уровень – обучающиеся работают под руководством педагога. При затруднении оказывается практическая помощь при оформлении лица, выкройке деталей костюма.
2 уровень – самостоятельная работа по технологическим картам. Помощь педагога на отдельных этапах.
3.  Вышивка лентами – 38 часов
Теория – 5,5 часов:
- История вышивки лентами.
- Материалы, инструменты, приспособления для работы с лентами.
- Технология вышивки.
- Составление схем.
Практика – 32,5 часа:
- Отделочные швы: дорожка, ленточка вертикальная, ленточка горизонтальная, перевитие, розочка, атласная гладь, вандайк.
- Изготовление прихватки.
- Изготовление диванной подушки.
1 уровень – по готовой схеме выполняют вышивку.
2 уровень – самостоятельно разрабатывают схему и вышивают.
4.  Бисероплетение – 26 часов
Теория – 5,5 часов:
- История бисероплетения.
- Материалы, инструменты, приспособления.
- Схемы.
Практика – 20,5 часов:
-  Плетение по схемам.
-  Плетение цепочки «Крестик», «Колечки», «Ромб», «Цветочки».
- Составление схемы для браслета. Плетение браслета.
- Составление схемы для цветов. Плетение цветов.
- Оформление цветка.
1 уровень – используют бисер 1-2 цветов, плетение по схеме при помощи педагога.
2 уровень – используют бисер нескольких цветов, самостоятельно разрабатывают схему и плетут.
5.  Хантыйские узоры – 16 часов
Теория – 4 часа:
- Орнаментальное искусство народов ханты и манси.
- Орнаменты.
- Составление узоров.
Практика – 12 часов:
На основе изученного материала каждый ученик придумывает тему своей работы и выполняет её.
Работа выполняется по следующим этапам:
-  Составление орнамента.
-  Вышивка бисером.
- Пошив игольницы.
-  Оформление игольницы.
1 уровень – обучающиеся работают под руководством педагога. При затруднении оказывается практическая помощь присоставление орнамента, изготовлении игольницы.
2 уровень – самостоятельная работа по технологическим картам. Помощь педагога на отдельных этапах.
6.  Куклы в культуре и традициях народа ханты – 14 часов
Теория – 4,5 часа:
- Куклы в культуре и традициях народа ханты.
- Орнаменты в одежде.
- Составление узоров.
Практика – 9,5 часов:
На основе изученного материала каждый ученик придумывает тему своей работы и выполняет её.
Работа выполняется по следующим этапам:
-  Составление орнамента (узора).
- Пошив платья.
- Пошив полосок к платью.
- Вышивка бисером.
-  Оформление платья.
1 уровень – обучающиеся работают под руководством педагога. При затруднении оказывается практическая помощь присоставление орнамента, изготовлении полосок к платью, оформление платья.
2 уровень – самостоятельная работа по технологическим картам. Помощь педагога на отдельных этапах.
7.  Мягкая игрушка – 18 часов
Теория – 1,5 часа:
- История игрушки.
- Материалы, инструменты, приспособления.
Практика – 16,5 часов:
Работа выполняется по следующим этапам:
-  Изготовление выкройки.
-  Раскрой игрушки.
- Пошив игрушки.
- Изготовление одежды для игрушки.
-  Оформление игрушки.
1 уровень – обучающиеся работают под руководством педагога. При затруднении оказывается практическая помощь при изготовлении игрушки, выкройке деталей костюма.
2 уровень – самостоятельная работа по технологическим картам. Помощь педагога на отдельных этапах.
8.  Обереги – 12 часов
Теория – 5 часов:
-  Преданья старины.
- Народные поверья и приметы.
- Символика оберегов.
Практика – 7 часов:
Изготовление оберегов: «Веничек - оберег», «Коса - домовушка», «Домовёнок».
Работа выполняется по следующим этапам:
-  Подборка материалов для изготовления оберегов.
-  Изготовление оберега.
-  Оформление оберега.
1 уровень – обучающиеся работают под руководством педагога. При затруднении оказывается практическая помощь при изготовлении оберега.
2 уровень – самостоятельная работа по технологическим картам. Помощь педагога на отдельных этапах.
8.  Творческая работа – 15 часов
Теория – 7 часов:
-  Выбор творческой работы.
- Обоснование творческой работы.
- Эскизы, схемы.
- Подбор материалов.
Практика – 8 часов:
Учащиеся выбирают одно из направлений и выполняют изделие.
1 уровень – оказывается консультационная помощь педагога.
2 уровень – самостоятельная работа.
Посещение выставок по декоративно – прикладному творчеству.
Основные направления и содержание деятельности
Данная программа базируется на личностно-ориентированной технологии.
Учебный материал изложен в соответствии с основными принципами обучения:
доступности;
последовательности;
наглядности;
систематичности.
а также соблюдается:
принцип индивидуализации;
принцип психологической комфортности;
принцип опоры на культуру.
Программа предполагает проведение различных форм занятий: 
коллективных, групповых, индивидуальных.
Основная форма обучения – урок. Чаще используются комбинированные уроки:
урок-конкурс (для итоговых занятий);
урок-экскурсия;
урок-путешествие (теоретическое введение в тему).
Используются как традиционные, так и нетрадиционные методы:
словесные (рассказ, беседа, описание);
наглядные (готовые изделия, иллюстрации, эскизы);
практические (работа по образцу, инструкции, творческая работа)
проблемно-поисковые (подбор цветового сочетания, композиционного решения)
стимулирования деятельности (одобрение, похвала);
коллективного творчества (совместное обсуждение авторской работы).
Дополнительные формы учебно-воспитательного процесса:
экскурсии;
конкурсы;
встречи с интересными людьми.
Условия реализации программы
Помещение для занятий отвечает санитарно-гигиеническим требованиям.
Особое внимание уделяется освещению кабинета.
2.  Необходимая мебель:
-  столы, стулья для учащихся;
-  шкаф для хранения наглядных пособий, материалов;
-  доска для демонстрации наглядных пособий;
- компьютер;
- проектор.
Учебно-методический комплект:
Блок «Традиционные народные куклы»:
- Теоретический материал по теме «Народная игрушка. Тряпичная кукла».
- Презентация «Народная игрушка. Тряпичная кукла».
- Технологические карты изготовления кукол.
- Изделия для показа.Блок «Вышивка лентами»:
- Теоретический материал по теме «Вышивка лентами».
- Презентация «Вышивка лентами».
- Схемы.
- Образцы швов
- Готовые изделия для показа.
Блок «Бисероплетение»:
- Теоретический материал по теме «Бисероплетение».
- Презентация «Бисероплетение».
- Схемы для плетения бисером.
- Образцы плетения бисером.
- Готовые изделия для показа.
Блок «Хантыйские узоры»:
- Теоретический материал.
- Презентация «Хантыйские узоры».
- Хантыйские орнаменты.
- Готовые изделия для показа.
Блок «Куклы в культуре и традициях народа ханты»:
- Теоретический материал по теме «Народная игрушка. Тряпичная кукла».
- Презентация «Народная игрушка. Тряпичная кукла».
- Технологические карты изготовления кукол.
- Изделия для показа.
Блок «Мягкая игрушка»:
- Теоретический материал.
- Презентация «Мягкая игрушка».
- Готовые изделия для показа.
Блок «Обереги»:
- Теоретический материал.
- Презентация «Обереги».
- Готовые изделия для показа.
Блок «Творческая работа»:
- Теоретический материал.
- Презентация творческих проектов.
- Готовые изделия для показа.
Знания и умения учащихся
Блок «Традиционные народные куклы»:
Знать:
1 уровень:
- Какие игрушки относятся к русским традиционным.
- Историю тряпичной куклы.
- Элементы народного костюма.
Уметь:
- Изготовить куклу - оберег.
- Изготовить куклы: «Колокольчик».
«Северная берегиня»,
«Счастье»,
«Мамка».
2 уровень (дополнительно изготовить куклу).
Блок «Вышивка лентами»:
Знать:
1 уровень:
- Историю вышивки лентами.
- Отделочные швы.
Уметь:
- Составлять схемы.
- Изготовить прихватку.
- Изготовить диванную подушку.
2 уровень (дополнительно изготовить прихватку).
Блок «Бисероплетение»:
1 уровень:
Знать: · 
- Историю бисероплетения.
-  Основные способы плетения.
-  Понятие цветового круга.
-  Основные и дополнительные цвета.
Уметь:
- Плести объемные изделия на проволоке и леске.
- Составлять композицию в определенной тематике с помощью педагога подбирать цвет бисера, фона для композиции и закреплять плетеные элементы на ней.
- Плести "фенечки" с застежкой, используя плетение «в крестик» и другие способы по схемам.
- Плести цветок.
- Выполнять творческую работу по образцу, внося свои изменения.
·  Разрабатывать схемы.
2 уровень (Самостоятельно выполнить творческую работу на свободную тему).
Блок «Хантыйские узоры»:
1 уровень:
Знать:
- Орнаменты.
-  Основные способы составления орнамента.
-  Основные и дополнительные цвета.
Уметь:
- Составлять орнаменты с помощью педагога. Подбирать цвет ткани, бисера, украшений.
- Шить игольницу.
- Выполнять творческую работу по образцу, внося свои изменения.
2 уровень (Самостоятельно выполнить творческую работу на свободную тему).
Блок «Куклы в культуре и традициях народа ханты»:
1 уровень:
Знать
- Историю хатыйских кукол.
- Орнаменты в одежде
-  Основные способы составления орнамента для одежды.
- Сочетание сукна и меха.
-  Основные и дополнительные цвета.
Уметь:
- Составлять орнаменты с помощью педагога.
- Подбирать цвет ткани, бисера, украшений.
- Шить кукол.
- Выполнять творческую работу по образцу, внося свои изменения.
2 уровень (Самостоятельно выполнить творческую работу на свободную тему).
Блок «Мягкая игрушка»:
1 уровень:
Знать
- Историю игрушки.
- Материалы, инструменты, приспособления.
-  Оформление игрушки.
Уметь:
- Делать выкройку.
- Подбирать ткани, отделочные элементы.
- Шить игрушку.
- Выполнять творческую работу по образцу, внося свои изменения.
2 уровень (Самостоятельно выполнить творческую работу на свободную тему).
Блок «Обереги»:
1 уровень:
Знать
- Символику оберегов.
- Материалы, инструменты, приспособления.
-  Оформление игрушки.
Уметь:
- Подбирать материалы, отделочные элементы.
- Изготовить оберег.
- Выполнять творческую работу по образцу, внося свои изменения.
2 уровень (Самостоятельно выполнить творческую работу на свободную тему).
Блок «Творческая работа»:
1 уровень:
Знать
- Последовательность выполнения творческого проекта.
Уметь:
- При минимальной помощи учителя выполнять творческую работу по образцу, внося свои изменения.
2 уровень (Самостоятельно выполнить творческую работу , используя знания и умения и навыки обучения).
Механизм оценки получаемых результатов
Для оценки результативности учебных занятий применяется входной, текущий и итоговый контроль.
Входной контроль – диагностика начального уровня знаний, умений, навыков. Для этой диагностики используется метод анкетирования, собеседования.
Текущий контроль применяется для оценки качества усвоения материала через собеседование, творческую работу (как особую форму учебно-воспитательного процесса), практическое выполнение изделий.
Итоговый контроль –
- тестовые задания, итоговые выставки работ учащихся на школьном уровне;
- участие в конкурсах муниципального, окружного и международного уровней.
Список литературы
А.Э. Шептуля. Обереги своими руками: укрась и защити свой дом-М.: Эксмо,2007. -64с.: ил.
О.Я. Воробьёва. Декоративно – прикладное творчество. 5 – 9 классы: Традиционные народные куклы. Керамика. – Волгоград «Учитель», 2009. – 140 с.:ил.
Е.А. Гурбина. Обучение мастерству рукоделия: конспекты занятий по темам: бисер, пэчвок, изготовление игрушек. 5 – 8 классы. - Волгоград «Учитель», 2008. – 137 с.:ил.
Е.А. Ерныхова. Конспекты уроков по декоративно – прикладномуискусству угорских народов. – Ханты – Мансийск, 2003. -138 с. с ил.
В.Н. Банников. Декокоративно – прикладное искусство в системе дополнительного образования (програмно – методическое пособие). - Ханты – Мансийск, 2004. -116 с. с ил.
Ф.С. Бондаренко, А.Н. Сидаш. Куклы и игрушки Агана – Нижневартовск, 2003.- 36 с. с ил.
Л.М. Аполозова. Бисероплетение. – М.: Культура и традиция, 1997. -112 с. ил.
Л.М. Аполозова. Украшения из бисера. – М.: Культура и традиция, 1999. -152 с. ил.
Р.П. Гашицкая, О.В. Левина. Вышивка бисером. – Ростов- на – Дону: Проф – Пресс, 2001. - 480 с. ил.
А.Г. Чернова, Е.В. Чернова. Искусство вышивки лентами. –Ростов- на – Дону: Феникс, 2006. - 160 с. ил.
Д. Чотти. Вышивка шёлковыми лентами. – М.: АСТ – Пресс книга, 2005. - 160 с. ил.
М.М. Калинич, Л.М. Павловская, В.П. Савиных. Рукоделие для детей. – Мн.: Полымя, 1998. - 201 с. ил.
·  
Учебно – тематический план
К рабочей программе кружка «Декоративно – прикладное творчество»
Количество часов – 157.
Учитель Щепалина О.К.
Дата №
уроков Раздел Темы уроков
Кол-во часов
Всего Теория Практика
I Вводное занятие 2 2 -
1 Вводный инструктаж и первичный инструктаж по технике безопасности. 1 1 -
2 Правилам поведения в кабинете «Технология».
Вводное занятие. 1 1 -
II Традиционные народные куклы 16 4 12
3 Куклы в культуре и традициях народов России. 1 1 -
4 История кукол. 1 1 -
5 Типы и виды кукол.
Культовые и обрядовые куклы. 1 1 -
6 Куклы – обереги. Материалы, инструменты. 1 - 1
7 Кукла «Северная берегиня» 1 0,25 0,75
8 Технология изготовления
куклы «Севернаяберегиня» 1 - 1
9 Кукла «Колокольчик» 1 0,25 0,75
10 Технология изготовления
куклы «Колокольчик» 1 - 1
11 Кукла «Счастье» 1 0,25 0,75
12 Технология изготовления
куклы «Счастье» 1 - 1
13 Куклакувадка «Мамка». 1 0,25 0,75
14 Технология изготовления туловища. 1 - 1
15 Технология изготовления наряда для куклы. 1 - 1
16 Пошив платья. 1 - 1
17 Кукла «Пеленашка». 1 - 1
18 Технология изготовления куклы «Пеленашка». 1 - 1
III Вышивка лентами
38 5,5 32,5
19 История вышивки лентами. 1 1 -
20 Материалы, инструменты для вышивки 1 1 -
21 Отделочный шов «Дорожка» 1 0,25 0,75
22 Технология изготовления шва. 1 - 1
23 Отделочный шов «Ленточка вертикальная» 1 0,25 0,75
24 Технология изготовления шва. 1 - 1
25 Отделочный шов «Ленточка горизонтальная» 1 0,25 0,75
26 Технология изготовления шва. 1 - 1
27 Отделочный шов «Перевитие» 1 0,25 0,75
28 Технология изготовления шва. 1 - 1
29 Отделочный шов «Розочка» 1 0,25 0,75
30 Технология изготовления шва. 1 - 1
31 Отделочный шов «Атласная гладь» 1 0,25 0,75
32 Технология изготовления шва. 1 - 1
33 Отделочный шов «Вандайк» 1 0,25 0,75
34 Технология изготовления шва. 1 - 1
35 Выполнение эскиза прихватки. 1 0,25 0,75
36 Выполнение чертежа прихватки. 1 - 1
37 Раскрой прихватки. 1 0,25 0,75
38 Подготовка отверстий для вышивки лентами. 1 - 1
39 Вышивка лентами средней части прихватки. 1 0,25 0,75
40 Вышивка лентами прихватки. 1 - 1
41 Обработка края прихватки. 1 - 1
42 Вышивка лентами края прихватки. 1 - 1
43 Отделка прихватки пайетками, бисером. 1 - 1
44 Окончательная обработка прихватки. 1 - 1
45 Технология изготовления диванной подушки.
Выполнение эскиза подушки. 1 0,25 0,75
46 Выполнение чертежа подушки. 1 0,25 0,75
47 Раскрой подушки. 1 0,25 0,75
48 Подготовка отверстий для вышивки лентами. 1 1
49 Вышивка подушки лентами. 1 - 1
50 Вышивка подушки лентами. 1 - 1
51 Отделка подушки пайетками. 1 - 1
52 Отделка подушки бисером. 1 1
53 Раскрой наволочки для подушки. 1 0,25 0,75
54 Технология изготовления наволочки для подушки. 1 - 1
55 Оформление подушки. 1 - 1
56 Окончательная обработка подушки. 1 - 1
IV Бисероплетение
26 5,5 20,5
57 История бисероплетения. 1 1 -
58 Материалы, инструменты, приспособления. 1 1 -
59 Цепочка «Крестик» 1 0,25 0,75
60 Технология изготовления цепочки. 1 - 1
61 Цепочка «Колечки» 1 0,25 0,75
62 Технология изготовления цепочки. 1 - 1
63 Цепочка «Ромб» 1 0,25 0,75
64 Технология изготовления цепочки. 1 - 1
65 Цепочка «Цветочки» 1 0,25 0,75
66 Технология изготовления цепочки. 1 - 1
67 Составление схемы для плетения браслета 1 0,25 0,75
68 Схема для браслета. 1 - 1
69 Плетение браслета по схеме. 1 0,25 0,75
70 Плетение браслета. 1 - 1
71 Изготовление цветов из бисера. 1 0,25 0,75
72 Работа со схемами. 1 1 -
73 Составление схемы для плетения цветов. 1 0,25 0,75
74 Схема для плетения цветов. 1 0,25 0,75
75 Плетение лепестков. 1 - 1
76 Технология изготовления лепестков. 1 - 1
77 Плетение листочков. 1 - 1
78 Технология изготовления листочков. 1 - 1
79 Изготовление стебля для цветка. 1 0,25 0,75
80 Технология изготовления стебля. 1 - 1
81 Сборка цветка. 1 - 1
82 Оформление цветка. 1 - 1
V Хантыйские узоры
16 4 12
83 Орнаментальное искусство народов ханты и манси. 1 1 -
84 Орнаменты. 1 1 -
85 Техника орнаментации суконных изделий. 1 0,25 0,75
86 Взаимосвязь орнаментального искусства с математикой. 1 - 1
87 Изготовление игольницы. 1 0,25 0,75
88 Составление эскиза. 1 0,25 0,75
89 Составление симметричногоорнамента. 1 0,25 0,75
90 Изготовление симметричного орнамента 1 - 1
91 Центр игольницы (сердце). 1 0,25 0,75
92 Пошив игольницы. 1 - 1
93 Украшение бисером. 1 0,25 0,75
94 Украшение пуговицами. 1 - 1
95 Обработка игольницы мехом. 1 0,25 0,75
96 Технология обработки игольницы мехом. 1 - 1
97 Оформление игольницы. 1 0,25 0,75
98 Окончательная обработка игольницы. 1 - 1
VI Куклы в культуре и традициях народа ханты
14 4,5 9,5
99 Куклы в культуре и традициях народа ханты. 1 1 -
100 Игра и игрушки. 1 1 -
101 Стиль одежды. 1 1 -
102 Изделия из ткани, традиционный шов для ткани. 1 0,25 0,75
103 Орнаменты в одежде. 1 0,25 0,75
104 Симметричные орнаменты. 1 0,25 0,75
105 Кукла «Акань манси». 1 0,25 0,75
106 Пошив полосок к платью. 1 - 1
107 Пошив орнамента из ткани. 1 - 1
108 Изготовление куклы «Акань манси». 1 - 1
109 Кукла «Акань ханты». 1 0,25 0,75
110 Пошив полосок к платью. 1 - 1
111 Сочетание сукна и меха. 1 0,25 0,75
112 Изготовление куклы «Акань ханты». 1 - 1
VII Мягкая игрушка
18 1,5 16,5
113 История игрушки. Материалы, инструменты, приспособления. 1 1 -
114 Правила начала изготовления игрушки. 1 0,25 0,75
115 Изготовление выкройки. 1 - 1
116 Подготовка выкройки к раскрою. 1 - 1
117 Подготовка ткани к раскрою. 1 - 1
118 Раскрой изделия. 1 0,25 0,75
119 Подготовка деталей кроя к обработке. 1 - 1
120 Основные моменты соединения деталей. 1 - 1
121 Сборка игрушки 1 - 1
122 Соединение деталей туловища. 1 - 1
123 Обработка головы. 1 - 1
124 Соединение деталей головы. 1 - 1
125 Оформление головы. 1 - 1
126 Оформление лицевой части головы. 1 - 1
127 Оформление игрушки. 1 - 1
128 Изготовление одежды для игрушки. 1 - 1
129 Оформление одежды для игрушки. 1 - 1
130 Окончательная обработкаигрушки. 1 - 1
VIII Обереги
12 5 7
131 Преданья старины 1 1 -
132 Народные поверья и приметы. 1 1 -
133 Символика оберегов 1 1 -
134 Основные виды традиционных оберегов. 1 1 135 Принципы их изготовления. 1 0,25 0,75
136 Материалы для изготовления оберегов. 1 0,25 0,75
137 Веничек – оберег. 1 0,25 0,75
138 Изготовление оберега – веничка. 1 - 1
139 Коса – домовушка. 1 - 1
140 Изготовление косы – домовушки. 1 0,25 0,75
141 Домовёнок. 1 - 1
142 Изготовление домовёнка. 1 - 1
IX Творческая работа
15 7 8
143 Выбор творческой работы. 1 1 -
144 Обоснование творческой работы. 1 0,25 0,75
145 Эскизы, схемы. 1 0,25 0,75
146 Подбор материалов для творческой работы. 1 0,25 0,75
147 Технология изготовления творческой работы. 1 0,25 0,75
148 Раскрой изделия. 1 - 1
149 Подготовка деталей кроя к обработке. 1 - 1
150 Соединение деталей. 1 - 1
151 Отделка изделия декоративными элементами. 1 - 1
152 Окончательная обработка творческой работы. 1 - 1
153 Экскурсия в городской музей. 1 1 -
154 Экскурсия в городской музей. 1 1 -
155 Выставки декоративно – прикладного творчества. 1 1 -
156 Выставки декоративно – прикладного творчества. 1 1 -
157 Выставки декоративно – прикладного творчества. 1 1 -
ИТОГО: 157 39 118