Урок изобразительного искусства в 5 классе по теме « Русская матрешка»
Урок изобразительного искусства в 5 классе
по теме « Русская матрешка»
Цель урока: Создать комфортные условия для развития личности ребенка и возможности для самореализации в творческой деятельности через углубление знаний о русской народной деревянной игрушке.
Задачи:
Образовательная – углубить знания о русской народной деревянной игрушке, познакомить с характерными особенностями формы и росписи матрёшек из Сергиева Посада, Семёнова, Полховского Майдана.
Воспитательная – воспитывать любовь к народному искусству, уважение к народному мастеру, создающему красоту на радость людям.
Развивающая – развитие общего кругозора, памяти, речи, мышления.
Оборудование:
для учителя – матрёшки, презентации « Русская матрёшка», «Угадай-ка», технологическая карта «Последовательность изображения матрешки»;
для учащихся – альбом для рисования, кисть, гуашь, акварельные краски.
План урока
1. Организационный момент
2. Вводная беседа.
3.Изучение теоретического материала по плану:
3.1. У матрешки дед – японец.
3.2. Первая русская матрешка.
3.3. Матрешка – символ материнства.
3.4. Матрешка – обобщенный образ русской красавицы.
3.5. Матрешка – символ русского народного искусства.
3.6. Традиционные матрешки и их отличительные особенности.
3.7. Современные авторские матрешки.
4. Закрепление изученного материала в игре «Угадай-ка»
5. Физкультминутка «Мы матрешки»
6. Самостоятельная работа. 20 мин.
7. Подведение итогов.
Ход урока:
1. Организационный момент
Проверь, дружок,Готов ли ты начать урок?Всё ль на месте, всё ль в порядке:Карандаш, альбом и краски.Проверили? Садитесь. И с усердием трудитесь!
2. Настрой учащихся на урок:
Вступительная беседа.
- Любите ли вы играть в игрушки?
- Какие игрушки ваши любимые?
- Игрушки, которые вы любите, самые различные. Играя в них, мы не задумываемся о том, что эти игрушки могут влиять на формирование характера человека, определять то, чем будет заниматься человек во взрослой жизни.
Известен такой факт: русский царь Николай II имел немало различных игрушек. Но самой любимой его игрушкой была миниатюрная железная дорога, которая явилась точной копией настоящей. А когда он вырос, то построил немало железных дорог в России.
- В русских крестьянских семьях на игрушки никогда не смотрели, как на простую забаву. Люди верили, что если ребенок усердно и много играет, то в будущем в его семье будет достаток и благополучие. А если с куклами плохо обращаться, ломать, портить игрушки, то у человека могут быть серьезные неприятности.
А как вы думаете, если ребенку все время покупать игрушки, представляющие собой злобных монстров, военную технику, оружие, то вырастет из него добрый, отзывчивый человек? (Наверное, нет. Он будет таким же злым, как и его игрушки.)
- Мы с вами на уроке будем говорить об игрушке О какой ; Попробуйте догадаться, разгадав загадку.
Кукла первая толста, а внутри она пуста. Разнимается они на две половинки. В ней живет еще одна кукла в серединке. Эту куколку открой — будет третья во второй. Половинку отвинти, плотную, притертую, — И сумеешь ты найти куколку четвертую... Прячется в ней пятая куколка пузатая, А внутри пустая, в ней живёт шестая...
Итак, о какой игрушке пойдет речь? (О матрёшке)
Тема нашего урока « Русская матрёшка»
Ребята скажите, а что бы вы хотели узнать на сегодняшнем уроке о матрёшке ?
(Проблемные вопросы в презентации)
- а теперь давайте попробуем сформулировать цель сегодняшнего урока?
Цель:Познакомится с новым промыслом русские матрёшки
3. Изучение нового материала
Ребята, а вот о том , как появилась матрешка, и какой искусный мастер ее так красиво расписал вам расскажет.
Началось все так: ( сообщение учащегося)
А сейас ребята мы с вами познакомимся с традиционными матрёшками, которые создавались в разных местах России и узнаем, в чем же их отличительные черты?
Традиционные матрешки и их отличительные особенности
1. Сергиевская (загорская) матрёшка. Представляет собой ровную круглую форму, которая медленно перетекает из одного объёма в другой. Сужается и утолщается без резкой границы. Появилась матрёшка в 1920-е годы (г. Загорск, Московская область). Она также наряжена в сарафан, кофту, передник платок, а в руках она держит узелок, корзинку или цветы.
2. Полхов-майданская матрёшка
Полхов-майданские матрёшки можно сразу узнать по необычной форме головы, удлиненному силуэту, характерному цветку и традиционному для этой росписи малиновому цвету. Яркие и сочные краски звучат во всю силу. Рядом с малиновым ложится темно-зеленый, а синий — с жёлтым. Всё объединяет черный контур. Появилась игрушка в 1920-х годах в селе Полховский - Майдан Горьковской области. У неё нет таких конкретных деталей, как руки, платок, сарафан, кофта, характерных для загорской матрёшки. Лицо матрёшки украшают чёрные, завитые “кудри”.
Мастера из Полхов-Майдана выработали свой, особый стиль декоративной цветочной росписи. Они стремятся так украсить свою матрёшку, чтобы цветы, ягоды и листья сплошным ковром закрыли её фигурку спереди.
3. Семеновская матрёшка из города Семёнова, Горьковской области. Мастера в 1922 году заимствовали эту игрушку из Загорска, но украшать её стали по-своему. Сочетание жёлтых, зелёных, красных, фиолетовых красок – дают выразительный колорит. Ярким цветом окрашены платок, рукава, сарафан. Чёрные, на пробор, волосы обрамляют сужающийся книзу овал лица. Самое же главное – это декор, крупная цветовая роспись, заполняющая весь центр фигурки. Алые розы, маки, незабудки, васильки, ягоды и листья собраны в разнообразные букеты.
Их изображение сочетается с формой и размером игрушки: чем больше матрёшка, тем крупнее цветы в букете. Основной цвет в росписи — красный, чёрный контур обозначает край фартука и рукава кофты. На голове традиционный платок, украшенный по кайме. В этом году знаменитой семёновской матрёшке исполнится 87 лет.
Кроме традиционных матрёшек, в современном мире есть и авторские матрешки.
Современные авторские матрешки
В настоящее время русская матрёшка переживает своеобразное возрождение. Наибольший интерес стала представлять матрёшка, изготовленная не в том или ином традиционном стиле, а авторская матрёшка, выполненная художником-индивидуалом, профессионалом или любителем по собственному замыслу. Появились различные варианты русской матрёшки, одетой в народную одежду, в облике которой угадываются черты первой русской матрёшки С.В. Малютина.
Различия
Итак, давайте перечислим различия матрешек .
- В узоре, цветовой гамме, чертах лица, форме тела.
Вы правильно заметили, что разные выражения лица.
У кого какое?
-у матрешки из Сергиева Посада волосы русые, лицо улыбчивое.
У Семеновских – лицо взрослое, глаза строгие, брови с подчеркнутым изгибом, гладкие волосы.
- у матрешек из Полхов Майдана – горделивая, глаза строгие, кудрявые волосы.
4. Закрепление изученного материала в игре «Угадай-ка»
А сейчас поиграем в игру «Угадай матрёшки» (по презентации с матрёшками).
5. Физкультминутка «Упражнение для укрепления мышц глаз»
6. Самостоятельная работа под руководством учителя
Отдохнули, о матрешках поговорили, приступаем к работе. Ребята, теперь ваша задача заключается в том, чтобы попытаться создать свою матрешку.
Сегодня вы создаёте свою матрёшку и расписываете её так, как пожелаете. Постарайтесь, чтобы ваши матрёшки получились яркими, весёлыми, забавными.
А чтобы они получились красивые, мы, как и мастера того времени, будем слушать русскую народную музыку.
Перед тем, как вы начнете работать, подумайте, кому вы свою матрешку подарите с пожеланиями счастья и благополучия. (Практическая работа).
7. Подведение итогов
Выставка работ учащихся
- Ребята, посмотрите на своих матрешек. Какие они красивые. А вам нравятся ваши работы. Какая матрешка вам больше всего понравилась? Расскажи, чем тебе понравилась работа... (Ответы 2-3 детей).
Какова была цель урока?
Познакомиться с новыми народными промыслами.
Мы достигли цели?
Что запомнили из урока о матрешках?
Назовите главный секрет матрешки
Что означает матрешка?
Какие черты русской красавицы отражены в матрешке?
Домашнее задание :
подобрать интересный материал по желанию готовятся сообщения “Из истории “костюма” русской матрёшки”, “Тайны музея матрёшки” и т. д.