Конспект урока изобразительного искусства Русская матрешка


Конспект урока изобразительного искусства «Русская матрёшка»
Составитель: Позднякова Наталья Сергеевна,
учитель ИЗО, МХК
МКОУ «Нижнеиргинская СОШ»
Класс: 5
Тема урока: «Русская матрёшка»
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Цель урока: познакомить учащихся с русской матрёшкой как с предметом народного творчества.
Задачи урока:
- познакомить учащихся с историей русской матрёшки и особенностями матрёшки из разных областей России;
- учить различать матрёшек по форме, цвету, узору, месту производства;
- углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве;
- развивать эстетическое восприятие и художественный вкус;
- воспитывать интерес и любовь к декоративно – прикладному искусству нашей Родины, а также уважение к труду.
Личностные УУД:- самоопределение учащегося;
- ориентация ученика  на учет чужой точки зрения;
- формирование интереса учащегося к тому или иному виду деятельности.
Регулятивные УУД:- изучение нового материала;
- умение соотносить полученный свой результат с образцом, находить и исправлять ошибки;
- умение обобщать материал;
- постановка учебных задач, нахождение пути их решения, самооценка;
- умение планировать свою деятельность;
- контроль и самоконтроль учебных действий.
Познавательные УУД:- на извлечение информации.
-  изучение нового материала;
- актуализация знаний;
- обращение учащихся к личному опыту;
- умение ставить и решать проблемы.
Коммуникативные УУД:- инициативное сотрудничество (взаимодействие учащихся);
- умение участвовать в диалоге и отвечать на вопросы;
- слушали и понимали речь собеседника.
Оборудование для учителя: выставка игрушек – матрёшек из Семенова, Загорска, Полхов – Майдана; музыка на мотив русских народных песен; раздаточный материал (стихи, загадки, шаблоны).Оборудование для учащихся: альбом для эскиза, простой карандаш, ластик, краски, кисти, палитра, баночка с водой, деревянные заготовки из дерева для росписи.
Ход урока:
1.Организационный момент.
Проверка готовности учащихся к уроку.
2. Постановка темы урока. Формулирование темы, задач урока.
Сели дети по порядку, отгадайте вы загадку.
Чудо русское вот есть, очень трудно глаз отвесть.
Но не кружка и не ложка – знаменитая …матрёшка!
- Долго дети не гадайте, урока тему угадайте.
Все мы здесь хотим узнать – что мы будем рисовать? (ответы учеников)
- Молодцы! Вы угадали (показ матрёшек), а матрёшку вы видали?
Где? Когда? Скажи скорей, что вы знаете о ней?

3.Актуализация знаний учащихся.
Русская матрёшка – один из самых известных и любимых сувениров в нашей стране и за рубежом. Нашу Матрёшку знают и любят во всем мире – ни один турист не уедет из России без куклы-сувенира.
Алый шелковый платочекЯркий сарафан в цветочек,Упирается рука в деревянные бока. А внутри секреты есть:Может 3, а может 6.Кукла первая толста, а внутри она пуста,Разнимается она на две половинки.В ней живет еще одна кукла в серединке. Разрумянилась немножко.
Наша русская (матрешка). 
Работа со словарем
Учитель: Какие ассоциации приходят вам в голову, когда вы слышите слово «матрёшка»?
Ученики: высказывают свои мнения: (игрушка; русская красавица; игрушка из дерева; куколка, в которой живут её сестрички и одна другой меньше, кукла - сувенир). Учитель:- Как вы понимаете слово «сувенир»?
Ученик:- Сувенир – подарок.
Учитель:- Давайте обратимся к словарю С.И.Ожегова и узнаем его лексическое значение.
Ученик:- 1. Подарок на память. 2. Художественное изделие, вещь как память о посещении страны, какого-нибудь места.
Учитель:- Матрёшка – удивительная игрушка, ставшая символом России, наряду с русской берёзкой и русским самоваром. В детстве мы играли этой удивительной куколкой, и никогда не задумывались о её происхождении. А знаете, ли вы, ребята, что матрёшка имеет удивительную историю?
4.Объяснение нового материала.
4.1. Вводная беседа (презентация)
Учитель:- Матрёшка – известный во всём мире талисман России, символ русского духовного изобилия, а так же великолепное изделие декоративно-прикладного искусства.
Город Загорск, сейчас Сергиев-Посад, считается родиной русской расписной матрёшки – точёной из дерева и оригинально расписанной многоместной куклы. Но на самом деле, рассказывают, что в конце 19 века, в 1890 году, в семью Мамонтовых – известных русских промышленников и меценатов – то ли из Парижа, то ли с острова Хонсю кто-то привёз японскую точёную фигурку буддистского святого Фукуруджи (Фукурума), которая оказалась с “сюрпризом” – она разымалась на две части. Внутри неё спрятана другая, поменьше, которая так же состояла из двух половинок.… Всего таких куколок насчитывалось пять. Предполагалось, что именно эта фигурка и натолкнула русских на создание своего варианта разъёмной игрушки, воплощённого в образе крестьянской девочки.

Русская деревянная расписная кукла появилась в России в 90-х годах XIX века. Первым расписал русскую матрёшку более 100 лет назад Сергей Васильевич Малютин, а выточил её токарь Звёздочкин. Всем полюбилась весёлая крестьянская девочка. Она представляла собой круглолицую крестьянскую девушку в вышитой сорочке, сарафане и переднике, в цветастом платке, держащую в руках чёрного петуха. Русскую деревянную куклу назвали матрёшкой. Сделано это было не случайно.

Кто из вас знает, как получила матрёшка это имя и что оно обозначает? (ученики высказывают мнения)
В дореволюционной провинции имя Матрёна, Матрёша считалось одним из наиболее распространённых женских имён. Это имя ассоциировалось с матерью многочисленного семейства, обладавшей хорошим здоровьем. Но и по сей день, матрёшка остаётся символом материнства, плодородия, поскольку кукла с многочисленным кукольным семейством прекрасно выражает образную основу этого древнейшего символа человеческой культуры.
4.2.Знакомство с разными видами матрёшек
Учитель:
Много видов у матрёшки
Ведь она из разных мест.
Есть загорская, тверская,
И семёновская есть,
Полховская, вятская – Вот какая разница!
- Давайте их сейчас сравним.
Наряд её определим.
Ведь чтоб её нарисовать,
Отличия необходимо знать.
Традиционные матрешки и их отличительные особенности
Первые русские матрёшки были созданы в Сергиевом Посаде как забава для детей, которые помогали усвоению понятий формы, цвета, количества и размера. Стоили такие игрушки достаточно дорого. Но спрос на них появился сразу же. Через несколько лет после появления первой матрёшки практически весь Сергиев Посад делал этих обаятельных куколок. Изначальный сюжет русской матрёшки – это русские девки и бабы, румяные и полные, одетые в сарафаны и платки, с собачками, кошками, корзинками, с цветами. 
1. Сергиевская (загорская) матрешка Плавно, ровно круглится форма матрёшки, медленно перетекает из одного объёма в другой. Сужается и утолщается без резкой границы. Появилась матрёшка в 1920-е годы (г. Загорск, Московская область). Она также наряжена в сарафан, кофту, передник платок, а в руках она держит узелок, корзинку или цветы. Сам же образ стал иным по характеру – ярким, открытым, броским. И расписывать стали иначе – локальным, чистым и звучным цветом, с черной графической наводкой и быстрыми живыми мазками нехитрого узора, каким украшают традиционные резные игрушки.

2. Взял я в руки кисть и краски,
 Стал волшебником из сказки.
На матрешке яркий сарафан
Расписал под Полховский Майдан.
(Народное творчество)
Полхов-майданские матрешки можно сразу узнать по необычной форме головы, удлиненному силуэту, характерному цветку и традиционному для этой росписи малиновому цвету. Яркие и сочные краски звучат во всю силу. Рядом с малиновым ложится темно-зеленый, а синий — с желтым. Все объединяет черный контур. Появилась игрушка в 1920-х годах в селе Полховский - Майдан Горьковской области. У неё нет таких конкретных деталей, как руки, платок, сарафан, кофта, характерных для загорской матрёшки. Лицевая часть игрушки украшена овальным клеймом, контур которого повторяет её удлинённую форму. Лицо обрамляют “кудри” - подлинная деталь старинного местного наряда. Женщины убирали волосы под кокошник, девицы – под ленты, а вокруг лица в головной убор втыкали “кудри” - чёрные, завитые штопором, пёрышки селезня. Эту интересную бытовую деталь и сохранили мастера в росписи матрешки.
Мастера из Полхов-Майдана выработали свой, особый стиль декоративной цветочной росписи. Они стремятся так украсить свою матрешку, чтобы цветы, ягоды и листья сплошным ковром закрыли ее фигурку спереди. Лицо матрешки порой изображают одним черным цветом, окружают забавными кудряшками.

3. Семеновская матрешка из города Семёнова, Горьковской области (Семёновский район). Мастера в 1922 году заимствовали эту игрушку из Загорска, но украшать её стали по – своему. Сочетание красителей (анилиновых), жёлтых, зелёных, фиолетовых, красных – дают выразительный колорит. Ярким цветом окрашены платок, рукава, сарафан. Чёрные, на пробор, волосы обрамляют сужающийся книзу овал лица, строго смотрят небольшие глаза, собран бантиком маленький рот. Самое же главное – декор, крупная цветовая роспись, заполняющая весь центр фигурки. Алые розы, маки, незабудки, васильки, ягоды и листья собраны в разнообразные букеты.
Их изображение сочетается с формой и размером игрушки: чем больше матрешка, тем крупнее цветы в букете. Основной цвет в росписи — красный, черный контур обозначает край фартука и рукава кофты. На голове традиционный платок, украшенный по кайме. В росписи используют прием «пеструшка», который делается «тычком». В этом году знаменитой семеновской матрешке исполнилось 87 лет.

Эти матрешки отличаются и по форме. Загорская – широкая, семеновская – несколько вытянутая, матрешка Полховского Майдана более вытянутая с узкой уплотненной головкой. Есть и авторские матрешки.
Современные авторские матрешки
В настоящее время русская матрешка переживает своеобразное возрождение. Наибольший интерес стала представлять матрешка, изготовленная не в том или ином традиционном стиле, а авторская матрешка, выполненная художником-индивидуалом, профессионалом или любителем по собственному замыслу. Появились различные варианты русской матрешки, одетой в народную одежду, в облике которой угадываются черты первой русской матрешки С.В.Малютина. Фантазии современных художников нет границ. Традиционный тип Сергиево-Посадской матрешки, держащей в руках какой-нибудь предмет, в настоящее время дополнился многочисленными вариантами матрешек-девушек, женщин, иногда даже пожилых, с корзинками, полными фруктов, самоварами, лукошками, различными ковшами и кувшинами. Художественное решение у современных художников более декоративное, чем иллюстративное. Предметы, которые матрешки держат в руках, превращаются в своеобразные натюрморты.

Учитель:- Ну, что, друзья, вам интересно? Я очень рада. Вот чудесно!
Как вы думаете, легко ли сделать матрёшку? Матрёшку сделать непросто. Чтобы изготовить её, требуется большое мастерство. До 15 операций проходит заготовка в руках токаря, прежде чем стать готовой матрёшкой. Сначала подбирают подходящий вид древесины.
Из-за мягкости в основном выбирают липу, реже ольху или берёзу. Затем надо выточить из дерева заготовку, и чтобы ни сучка, ни трещинки не было. А начинает мастер работу с самой маленькой матрёшечки, лишь потом их размер становится всё больше и больше.
Когда готова каждая кукла, её покрывают крахмальным клеем, чтобы залить все шероховатости. После окончательной сушки и полировки, гладкая поверхность позволяет художнику равномерно нанести краски. Яркими весёлыми красками художник распишет матрёшек, словно оденет их в нарядные одежды. И вот уже улыбается нам русская красавица.
Физкультминутка «Веселые художники»
Класс делится на 2 группы. С завязанными глазами под мелодию “Песенка о смешном человечке” А. Пахмутовой нарисовать матрешку всей группой. Непременное условие – с завязанными глазами. Один начинает рисунок, другой продолжает и т. д.

А сейчас мастера
За работу всем пора.
Наверно хватит объяснять,
Давайте будем рисовать!
Но сначала повторим,
Знания наши, закрепим.
4.3.Отличительные особенности матрёшек. Закрепление изученного материала.
Давайте вспомним отличительные особенности матрёшек.
Отличительные особенности матрёшек
Платок сарафан
ЗагорскаяРазноцветный в горошек или простой цветок Скромный, но по низу может быть украшен узором из цветов
СемёновскаяКрая платка украшены небольшими бутонами ярких цветов Отличает большой букет цветов, который украшает фигуру игрушки, занимая весь фартук
ВятскаяПлатки ярких цветов украшены узором из соломки Отличается яркой, сочной росписью, украшен узором из соломки, колосков и зёрен
Полохов-майданскаяЯркий, украшен большим цветком. Цветами, бутонами, ягодами
5.Практическая часть (творческое применение знаний).
Учитель:- Ребята, я предлагаю вам стать настоящими мастерами и расписать модель матрёшки. Для начала вам необходимо расположить лист альбома вертикально и обвести предоставленный вам шаблон при помощи простого карандаша. Затем следует заняться подготовительным рисунком, который выполняется карандашом. Обращаю ваше внимание на этапы работы: от крупных деталей к мелким. После прорисовки простым карандашом – работа в цвете -акварельными красками и кистью.
Берите краски не ленитесь.
А если в чём – то затруднитесь,
То ко мне вы обратитесь.
Матрёшку ты рисуй любую
Хоть «Загорскую», хоть «Семёновскую».
Рисуй аккуратно, не спеши,
Чтобы было от души!

(Во время работы звучит русская народная музыка, задавая рабочее настроение).
Ребята, вы можете дать имя своей будущей матрёшке и рассказать, элементы каких техник использовали в своей работе.
6.Итоги урока.
Учитель:- Итак, ребята, а теперь расскажите, что самое интересное для себя вы сегодня узнали о матрёшке. На Всемирной выставке в Брюсселе в 1958г. наша матрёшка получила золотую медаль. Самая крупная матрёшка – ростом с первоклассницу, самая маленькая – не больше семечка подсолнуха.
Сегодня на уроке вы попробовали себя в роли народных мастеров, расписывая игрушку. Работы получились красивые, яркие и интересные. И я думаю, что эта роль вам понравилась, потому, что рисунки у вас получились очень яркие, красивые.
7.Рефлексия.
Учитель:- Что вызвало наибольший интерес? Хотели бы вы продолжить работу, которую мы начали сегодня на уроке? (Ответы учеников). Молодцы! Спасибо за урок.

Список литературы:
1.интернет: http://rus-promisel.ru/istoriya-promyslov/legenda-o-russkoy-matreshke.html2. Народные художественные промыслы. общ. ред.М.А. Некрасовой и др. – Мн.: Мисанта, 2004;
3. Русская матрешка.  М.: Мозаика   2003