Методическая разработка на тему: Народное декоративно-прикладное искусство как средство эстетического воспитания
Народное декоративно-прикладное искусство как средство эстетического воспитания
Первые годы жизни ребенка важный этап его воспитания. В этот период начинают развиваться те чувства, которые незримо уже связывают со своим народом, страной и в значительной мере определяют последующий путь жизни. Корни этого влияния - в языке своего народа, который усваивает ребенок, в народных песнях, музыке, играх и игрушках, впечатлениях природы родного края, труда, быта, нравов и обычаев людей, среди которых он живет. В народном творчестве отображаются и исторически сохраняются присущие народу черты характера и мышления. Богатство и разнообразие природы, труд и быт русского народа обусловили оригинальность и самобытность, удивительную свежесть и яркость народного творчества. В народных детских играх и игрушках блестяще соединилось художественное и педагогическое начало. В них выступает детский мир во всей прелести его замыслов и интересов.
Сказки, загадки, поговорки, пословицы - устное народное творчество - представляют настоящую сокровищницу народной мудрости, исключительные образы языка народа. Песня, музыка, пляска передают гармонию звуков, мелодию, ритм движения, в чем выражены черты характера народа, широта его натуры. Лепка , резьба , вышивание и другие виды изобразительного искусства передают вкус ,чувство формы, цвета, образа, которыми владеет народ ; навыки, мастерство изготовления художественных предметов.
С давних пор русская дошкольная педагогика признает огромное воспитательное значение народного творчества. Блестящая эпоха борьбы за народность связана с именами Пушкина, Гоголя, Герцена, Белинского, Чернышевского, Добролюбов. Народное творчество легло в основу русской системы дошкольного воспитания. Через близкое и родное творчество своего народа дети понимают и творчество других народов, учатся чувствовать общее, человеческое. В любом уголке России есть народное творчество. Насколько сильно влияние на детей народного творчества родного края, показывают детские рисунки.
Естественная потребность маленьких детей в ярких цветах, красочных мотивах может быть в значительной мере удовлетворена введением в обстановку детского сада произведений русского народного искусства.
Русское народное изобразительное искусство чрезвычайно разнообразно по сюжетам, мотивам, приемам. Зарождаясь в художественных ремеслах, оно поднимается на уровень искусства в художественной росписи Палеха, Мстеры, составляющих наше отечественное богатство, которое заключено и в хохломской, жестовской росписи, мастерстве вологодских и кукорских кружевниц, изделия которых называют « вологодским стеклом» и « русским Брюсселем», в архангельской резьбе по кости, коре, дереву; в игрушечном мастерстве Дымково, Городца, Загорска.. Именно в этих простых вещах, наполняющих и укрепляющих наш быт, заложено начало искусства, изобразительное народное искусство сильное образами, красками, смелостью и оригинальностью замысла, простотой и умелым использованием материала, воспитывает в детях чувство прекрасного на родном и близком.
Произведения народного искусства всегда просты по форме, ясны по замыслу, поэтому оно очень легко воспринимаются детьми. Важно выбирать из большого богатства изобразительного русского народного искусства то, что наиболее легко воспринимается маленькими детьми ещё стоящих на первой ступеньке восприятия красоты окружающего его мира.
Есть много предметов русского народного творчества, которые могут украсить наш быт.
ХОХЛОМСКИЕ мастера сделали и ввели в наш быт прелестные гарнитуры детской мебели. Мастера используют простейшие элементы травного орнамента. В хохломской росписи « травкой» называется орнамент, выполненный отдельными ритмично расположенными мазками, Все элементы травного орнамента рисуются сразу кистью, без нанесения предварительного рисунка карандашом, при этом кисть держат тремя пальцами перпендикулярно поверхности листа. Известны элементы « травки»: «осочки», «травинки», «капельки», «усики», «завитки», «кустик». Праздничный и торжественный колорит росписи придается сочетанием золотого, красного и черного цветов. В узоре «листочки» используются зеленый и желтые цвета. Изделия расписывают и печаткой - тычком, используя «разживку» по высохшим изображениям ягод брусники, смородины, рябины, крыжовника, клубники и малины.
Роспись ФИЛИМОНОВСКИХ игрушек строится по нетрадиционной схеме: бегут по форме цветные полоски, чередуются со звучными локальными пятнами. Бывают и более сложные узоры, особенно на юбках барынь: ветвистая «елочка», яркая «ягодка», лучистая «звездочка» или «солнышко», сверкают, сплетаются в разные узорные соцветия. Круг обозначает солнце, треугольник – землю, елочки и ростки - символ растительности и жизни. Все эти узоры напоминают о связях человека и природы. Игрушки после росписи выглядят очень яркими и праздничными, выразительными и добродушными. Лица фигурок всегда остаются белыми, лишь небольшими штрихами и точками намечаются глаза, рот и нос. У всех фигурок упругие тела, длинные и короткие ноги, вытянутые шеи с маленьким головками.
ЖОСТОВСКАЯ роспись подносов родилась в Жостово Московской области. Букет на жостовском подносе строится обычно на трех крупных и ярких цветках, помещаемых в центре. Их окружают, более дробные по своему контуру, мелкие цветки. Самые мелкие цветки размещаются по краям букета. Темно-зеленые листья проглядывают между цветами. Чем ближе расположены листья к краю букета, тем темнее они становятся, сливаясь постепенно с темным фоном подноса. Такой живописный прием обусловлен желанием связать букет с фоном.
ДЫМКОВСКАЯ глиняная игрушка поражает нас своей яркой, ни с чем не сравнимой декоративностью и красочностью. Современные дымковские фигурки представляют собой оригинальные небольшие скульптуры, воспроизводящих модниц, франтов или всадников прошлого столетия.
Часто встречаются сказочные олени, кони с круто изогнутой шеей и другие животные, превращенные в свистульки. Контрастные сочетания ярких цветов - красного, малинового, желтого, голубого, зеленого, нанесенных по белому фону, сделали ненужным ряд деталей. Фигурки людей и животных максимально обобщены, отдельные их элементы приобретают несколько смешной оттенок. Основные декоративные приемы росписи основываются на применении простого геометрического орнамента. Яркие и сильные по цвету круглые и овальные пятна, зигзаги и полосы делают облик дымковской игрушки особенно жизнерадостным и веселым. Роспись дымковской игрушки отмечается исключительной силой декоративности. На дымковских, карго польских, калининских и многих других игрушках часто встречается знак солнца - предмет особого поклонения наших предков. В дымковских игрушках волнистые линии между солнечными кругами, идущие сверху вниз, обозначают небесную влагу, т. е. дождь, черные точки - семена в земле. Смысл орнамента ясен - согретое солнцем и напоенное небесной влагой прорастет зерно - начнется новая жизнь. В каргопольской игрушке линии пересекают полярный знак (знак солнца), показывают суточное вращение солнца и местонахождение его утром (слева), днем (сверху), вечером (справа) и ночью (внизу).
В Городце стала развиваться быстрая МАХОВАЯ живопись, воспроизводившая чаще всего цветы. Они напоминают соцветия шиповника или купавки. Крупные, красные, розовые, голубые или синие цветы ритмично располагались на плоскости предмета, образовывали гирлянды и букеты. Сочная зелень листьев оттеняла их яркую, красочную гамму. Яркость букетов и гирлянд была подчеркнута и окраской фона в охряно - желтоватые или иные цвета. Нарядность и декоративность росписи возрастала от обрамления белой краской по контуру лепестков цветов и листьев или от подчеркивания легкой штриховкой объемности растительных форм.
Оправдана и БОГОРОДСКАЯ деревянная скульптура: медведь, козел, олень. Густой, сплошной и преимущественно растительный, иногда геометрический орнамент в вологодской резьбе по коре, в вышивках, росписи со своеобразной расцветкой, в сочетании ярких алых, синих, черных тонов с белым и желтым.
Мотивы русского народного творчества - дымковской, городецкой, богородской игрушки могут быть положены в основу декоративной детской мозаики. В русском народном декоративно - прикладном искусстве - вышивке, резьбе, росписи по дереву, ткачестве, кружевоплетении, вязании и других видах - получил широкое распространение геометрический орнамент. Для воспроизведения дошкольниками наиболее доступны простые мотивы русских узоров, составленные из сочетаний треугольников, квадратов, кругов, полос в разных сопоставлениях друг с другом по горизонтали в виде ленточного украшения по типу замкнутого орнамента.
В русском народном искусстве большое распространение получила вышивка. Ею издавна украшали скатерти, салфетки, полотенца, белье. Четкость и декоративность составных элементов вышивки, разнообразность и локальность ее окраски, открытый ритмический строй рисунка вышивки доступны для воспроизведения детям старшего дошкольного возраста. Для аппликаций целесообразно отбирать наиболее простые цветочные мотивы и традиционные формы их узорного оформления.
При создании орнаментов по калмыцким образцам необходимо сохранить сетчатость узора - сочетание светлых и темных квадратов, ромбов и треугольников, которые располагаются в ленточном порядке при украшении поясков, шапок-камчаток типа пилотки, каймы бешметов или безрукавок и других предметов национального костюма. Декоративность достигается контрастным сочетанием желтых элементов с красными, синих с белыми, красных с зелеными или синими. Фон играет активную роль. При определении вариантов окраски следует исходить из характерного колорита калмыцких орнаментов.
Бурятский геометрический орнамент составляют декоративные полосы, подчеркивающие линии бортов и низа женского халата. Движение узора по борту с прерывным или плавным поворотом к очертаниям низа халата образует то острые, то закругленные углы. Это подчеркивается и яркой цветовой гаммой, образуемой из сочетаний черного с голубым и красным, желтого с красным и голубым, черного с зеленым и красным, коричневого с желтым и зеленым.На красном рельефно выделяются орнаменты из желтых и зеленых полос, а на черном , кроме них, могут быть и красные и голубые элементы.
В декоративно-прикладном искусстве тувинцев распространено украшение изделий аппликациями с использованием геометрического и роговидного орнамента. Комбинации из однородных фигур отличаются лишь передачей в узоре разницы в окраске или величине частей, способом объединения нескольких деталей одинаковой конфигурации; либо наклеивают друг на друга, либо размещают рядом. Геометрическими орнаментами оформляются сосуды для жидкостей и сыпучих продуктов: хунги, ступки.
Традиционные формы башкирских аппликаций восходят к орнаментации предметов кочевого быта, одежды, обуви. Среди сердцевидных, спиралевидных, волнообразных фигур встречаются квадраты, треугольники, пильчатые линии и сложные комбинации элементов. Узоры располагаются то в виде бордюров, то отдельными розетками, то сплошной сеткой. В качестве образцов рекомендуются узоры с несложным сочетанием полосок, треугольников, квадратов, ромбов, с вписанными друг в друга фигурами. Такие орнаменты используются для украшения предметов быта: полотенец, фартуков, платков, скатертей, кумысник, сапог.
В декоративном творчестве чувашского народа наилучшие образцы созданы в вышивке, применяемой для узоров национального костюма и предметов домашнего обихода. Создаются сплошь заполненные цветом геометрические узоры, близкие к очертаниям квадратов, ромбов, треугольников, полос, угловатых, подкововидных и решетчатых форм, строятся в основном по типу бесконечного ленточного или замкнутого орнамента в виде медальона.
Сдержанной красотой и строгостью отмечаются аппликации народов СЕВЕРА - выполняемые из меха, кожи, замши, В естественных сочетаниях тонов коричневого с белым, темно-серого со светло-серым, рыже-красного с белым тепло и нежно отображается скупая свежесть северной природы. Для детей надо отбирать несложные мотивы геометрического орнамента: комбинации полос, треугольников разного размера, расположенных в ряд или вписанных друг в друга, квадратов, расположенных в шахматном порядке. Элементы орнамента нашивают в виде отдельно созданный замкнутых фигур, включенных в квадрат, ромб, прямоугольник.
В нанайских аппликациях основные элементы узора образуются способом комбинаций горообразных завитков, спиралевидных фигур. Завитки напоминают формы улиток, змей, червяков. Элементами орнамента получаются способом складывания заготовки пополам для передачи в вырезках симметричности расположения противоположных частей.
ГЖЕЛЬСКИЕ керамические изделия славятся оригинальной пластикой форм живописной выразительностью росписи кувшинов, кружек, чайников, квасников, игрушек, небольших скульптур. Традиции народной керамики продолжают жить в формах и рисунках современных фарфоровых и фаянсовых предметов, радуя разнообразием конфигураций изделий, незатейливостью синих растительных узоров, которых начертаны образы одуванчиков, ромашек, васильков, колокольчиков, роз. Для воспроизведения узоров гжельской росписи следует сначала предлагать образцы окаймляющего орнамента, которые выполняются приемом сочетания техники рисунка кончиком кисти и мазка. Вертикальным положением кисти выполняются тонкие и волнистые линии, дуги, точки. След всей кисти на бумаге создает мазок. Его направление зависит от положения руки ребенка при рисовании движение по вертикали, горизонтали или наклона.
Мазки могут: повторяться по одному или комбинироваться друг с другом по двое, трое. Их комбинации позволяют постепенно упражнять детей с умением строить взаимосвязанный рисунок из отдельной части в виде горизонтально развивающейся каймы разной степени сложности. Закрепляются эти умения на занятии по росписи круглых силуэтов изделий, включая знакомые силуэты в замкнутый орнамент. По мере совершенствования навыков мотивы росписи можно усложнять, используя изображение повторяющихся цветов с завитками и листьями, а также отдельными веточками с цветками или букеты. В изделиях создаваемых народными мастерами, в большинстве случаев применяется цветной фон, что усиливает звучание орнамента, смягчает его, в целом создавая богатую цветовую палитру. Такие примеры предоставлены в узорах русских вышивок, узбекских сюзане, молдавских коврах, татарской узорной обуви, головных уборах, украинских вырезках из разноцветной бумаги, киргизских и казахских войлочных изделий.