Проект на тему: «Формирование основ духовно-нравственного воспитания детей через декоративно-прикладное творчество»
Итак, тема моего проекта «Формирование основ духовно-нравственного воспитания детей через декоративно-прикладное творчество»
Актуальность проекта
Актуальность данной проблемы заключается в необходимости формирования и развития у детей дошкольного возраста значимых идеалов и ориентиров, необходимых для воспитания нравственного развития и духовно богатой личности, просвещение родителей в вопросах духовно-нравственного воспитания. Именно в этот период важно заложить в душу ребёнка любовь к родной речи, природе, уважение к традициям, к старшему поколению. Декоративно – прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности дошкольников. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю.
Степень новизны заключается в интеграции художественно-творческой деятельности детей, как одной из форм взаимосвязи различных направлений по приобщению детей к русской народной культуре.
Противоречие
Между потребностью ребёнка в познании окружающего мира в силу его естественной любознательности и неумением взрослых оказать помощь детям видеть и чувствовать красоту и духовность в истоках русской культуры.
Между стремительным и своеобразным развитием современных детей и занятостью родителями заботами в ритме современного мира, не желанием родителей уделять детям должного внимания.
Проблемные вопросы
1. Какие педагогические технологии можно использовать для развития эмоциональной отзывчивости детей к культуре русского народа, а в частности к декоративно-прикладному творчеству?
2. Какие условия можно создать в группе по проблеме, учитывая интересы каждого ребёнка и особенности старшего дошкольного возраста?
3. Как может влиять участие родителей на результаты работы по ознакомлению детей с народными промыслами?
Задачи проекта
1. Заложить основы духовно-нравственного воспитания через художественное творчество.
2. Формировать обобщенные знания и умения:
- умение различать стили наиболее известных видов декоративной живописи,
- освоение детьми характерных элементов, колорита, композиции.
3. Развивать речь детей, активизировать словарь.
4. Воспитывать у детей чувство гордости за родную страну, где много умельцев и мастеров.
Гипотеза
Если в работе с детьми по духовно –нравственному воспитанию использовать разные виды педагогических технологий, способствующие развитию интереса к народной культуре через декоративно-прикладное творчество, создавать специальные условия для этого, работать в определённой системе с родителями по проблеме,
то это будет способствовать:
- формированию у детей интереса к художественному творчеству.
- поможет научить их воспринимать прекрасное и доброе,
- заложит основы духовно-нравственного воспитания.
- развитию речи детей, активизации словаря
- развитию у них умения рассуждать, сравнивать и работать коллективно.
а самое главное – будет способствовать формированию эмоционально-ценностного отношения к народной культуре и гармоничному развитию личности каждого ребёнка.
Ожидаемые результаты
формирование нравственных качеств дошкольников;
осмысление духовно – нравственных ценностей ;повышение мотивации и интереса к изучению культурного наследия русского народа;
сотрудничество и поддержка родителей по привитию и воспитанию у детей духовных и нравственных качеств личности.
(семья становится не сторонним наблюдателем за процессом воспитания гармоничной личности, а активным, инициативным участником процесса.)
рост уровня культурного развития
воспитание высоконравственной личности, способной любить, уважать свой народ, свою Родину
Подготовительный этап
Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала
Составление рабочей программы, разработка конспектов, создание развивающей среды
Открытия мини-музея «Декоративно-прикладное творчество»
Диагностический этап
Прежде чем приступить к работе в данном направлении, была проведена диагностика по духовно-нравственному воспитанию, включающая обследование воспитанников, педагогов, родителей. Результатом явился низкий уровень духовно-нравственной культуры большинства современных семей. Опрос родителей показал, что 92 % считают важным приобщать детей к национальной культуре, но многие не знают, как это сделать. Оказалось, что многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания.
Практический этап
Проведение ООД (фронтальных, подгрупповых, индивидуальных)
Заучивание стихов, загадок о народных промыслах
Конкурс детских рисунков по мотивам народных росписей
Оформление творческих альбомов
«Круглый стол» с участием родителей и детей
Экскурсии :- в краеведческий музей р.п. Вознесенского;
- в библиотеку р.п.Вознесенское
выставка «Народные игрушки своими руками»
презентации мини-проектов в форме творческой гостиной для родителей и воспитателей совместно с музыкальным руководителем
Семейные мини-проекты и защита в виде презентации «Традиции в нашей семье»
Проведения праздников и тематических недель по духовно-нравственному воспитанию.
Наша образовательная программа ДОУ составлена в соответствии с рекомендациями основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
В своей работе по данной теме я использую также некоторые парциальные программы, такие как
А. В. Пересыпкиной «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на традициях отечественной культуры».
Решение задач по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры через декоративно-прикладное творчество проходит красной линией через все виды деятельности детей:
речевое развитие - сказки, былины, потешки, песенки, скороговорки, поговорки, пословицы, шутки, дразнилки, загадкио народном промысле. музыкальное воспитание - народные песни, заклички, колыбельные, частушки, хороводные игры, игра на народных инструментах, кукольные спектакли, праздники;
физическое развитие - народные игры;
изобразительная деятельность – ознакомление с народными промыслами, народными игрушками, костюмами;
ознакомление с художественной литературой.
Поэтому, для работы с детьми было выделены следующие формы работы :циклы интегрированных занятий, игры, смотры-конкурсы, экскурсии, праздники, викторины, тематические вечера, концерты, самостоятельная деятельность. Так, на занятиях по изобразительной деятельности дети рассматривают мужской и женский народные костюмы, вспоминают название предметов и деталей костюма: рубаха, сарафан, кокошник, пояс. После чего им предлагается раскрасить: девочкам головной убор, мальчикам пояс. По завершению дети обыгрывают свои работы, под музыкальное сопровождение водят хороводы, используют разнообразный речевой материал: приговорки, загадки, потешки.
Таким образом, изобразительная и речевая деятельность становятся основными средствами ознакомления детей с истоками русской культуры.
Обобщающий этап.
На начало года средний показатель знаний о понятиях моральных качеств составлял – 14%. Знания о традициях, обычаях, декоративно-прикладном творчестве на начало года-26%, понятие о семье, государстве, Родине на начало года-32%. Дети стали более наблюдательные, творчески раскрываются даже те дети, которые были замкнутые и менее уверенны в себе. Дети стали договариваться и работать коллективно.
С удовольствием участвуют в выставках по декоративно-прикладному творчеству в дошкольном учреждении, привлекая при этом и своих родителей. Многие из семей получили почётные призовые места в таких конкурсах как «Пасхальное яйцо», «Осенние посиделки», а также и на сайтах т. к. маам. ру ., почемучка
ВЫВОД
Сравнительный анализ результативности работы по формированию у дошкольников интереса к истокам русской народной культуры показал очевидную положительную тенденцию в знаниях и умениях детей. Дети проявляют устойчивый интерес к истории своего народа, его прошлому, к народным промыслам, а также любовь и заботу о старшем поколении, не только правильно называют предметы быта старины, но и понимают их назначение; правильно называют виды народного декоративно-прикладного искусства и знают особенности того или иного промысла; умеют передавать свои знания о промыслах в разных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация)