Рабочая программа дополнительного образования для детей-сирот Декоративно-прикладное творчество. Батик
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
«Дзержинский технический колледж»
«Утверждаю»
Директор ГБОУ СПО ДТК
______________ Н.В. Сильвеструк
_____________________________
Программа дополнительного образования
для детей-сирот
«Декоративно-прикладное искусство. Батик »
Программа рассчитана на возраст: 16-17 лет
Срок реализации программы: 1 год
Педагог: Щегалева Г.Х.
Пояснительная записка
Воспитательный процесс в колледже строиться на основе педагогической помощи и участия в развитии творческого потенциала студентов, в том числе детей - сирот, привлечения каждого ребенка к занятиям различными видами творчества, соответствующими его личностным особенностям, это значительно повышает эффективность воспитательного процесса, помогает детям-сиротам преодолевать комплекс неполноценности, приобрести уверенность в себе и, как следствие, увеличивает успешность социализации и дальнейшей интеграции выпускников в общество. Пытаясь преодолеть негативное влияние факторов социального сиротства на формирование личности студентов, я как педагог дополнительного образования нашего колледжа выбрала основное направление своей деятельности - развитие творческих начал. Неважно, чем придется заниматься во взрослой жизни нашим студентам , главное - делать это творчески, т.е. с фантазией, любовью, выдумкой, вдохновенно.
В настоящее время появляются тенденции к повышению уровня художественного образования детей. Целью образования становится воспитание человека-творца, богатого духовными интересами и запросами, способного к творческому труду в любом виде деятельности.
Творчество – актуальная потребность детства. Творческая активность детей обусловлена их возрастными психологическими особенностями: чувственной восприимчивостью, синкретизмом (целостностью мировосприятия), а также двигательной гиперактивностью и интересом к деятельному контакту с действительностью.
Основная идея, пронизывающая всю программу - создание условий для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка, его самореализации.
В современных условиях развития общества очень важно помогать ребенку ориентироваться в окружающем мире; осуществлять жизненный выбор, строящийся на общечеловеческих ценностях; реализовать себя в деятельности, способствующей развитию духовного мира детей.
Особое внимание в программе уделено формированию духовности детей, их культурных потребностей, высокой коммуникативной культуры, позитивной социокультурной ориентации, созданию условий для обретения чувства комфортности в коллективе, защищенности.
Новизна программы определяется отсутствием типовых программ подобного направления, использованием в образовательном процессе современных технических средств обучения, компьютерных технологий, использованием в композиции новой комбинированной технологии, сочетаний различных техник.
Актуальность образовательной программы дополнительного образования детей «Батик» заключается в том, что она направлена на возрождение и развитие народного декоративно-прикладного искусства, культуры народов России; развитие искусства, художественного творчества, раскрывающего систему миропонимания, выработанную предками по тем основным параметрам человеческой жизни, которые нравственно и эстетически является стержнем для любой эпохи.
Программа предназначена для приобретения знаний умений и навыков в таких областях художественного рукоделия, как батик для индивидуального творческого самовыражения личности ребенка в комфортной атмосфере. Предлагается использование в композиции сочетаний различных техник батика.
- Художественная роспись ткани помогает автору показать пространство, воздушную перспективу, определить общее колористическое цветовое решение.
Занятия по художественной росписи ткани позволяют развивать творческие задатки учащихся, обогатить их визуальный опыт через знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства, самоутверждаться, проявляя индивидуальность и получая результат своего художественного творчества. У детей формируются навыки обращения с необходимыми инструментами. Происходит ориентация на ценность труда в эмоционально-поведенческом аспекте.
Особое внимание уделяется посещению музеев и выставок декоративно-прикладного творчества, участию учащихся в выставках-конкурсах, выполнению коллективных и индивидуальных работ. Изучение традиций, беседы с демонстрацией подлинных и авторских произведений декоративно-прикладного искусства приобщает детей к художественному творчеству, позволяет ощутить связь времен. Решается задача актуализации народной культуры через ее открытие для себя детьми и подростками. Только в тот момент, когда новое поколение ощущает себя субъектом и творцом культуры своего народа, она получает свое продолжение в новом поколении. Посещение ими выставок, музеев декоративно-прикладного искусства повышает общий культурный уровень, способствует эстетическому развитию.
Неотъемлемая часть программы – выставка, включающая новую форму работы, условно называемую презентацией. Непосредственное участие в организации и проведении выставки принимают сами дети. Деятельность детей в подготовке выставки способствует развитию инициативы, коммуникативных качеств, эмпатии, формирует чувство ответственности, воспитывает коллектив единомышленников.
Таким образом, приоритетным в программе становится создание условий для обеспечения эмоционального благополучия ребенка, раскрытия его творческого потенциала. Благодаря этому повышается мотивация личности к познанию и творчеству.
Цели и задачи программы
Цель программы:
раскрыть и развить потенциальные художественные способности ребёнка;
способствовать удовлетворению потребности детей в практической деятельности, осуществляемой по законам красоты;
создать условия для развития творчества, возможности проявления своей фантазии, изобретательности;
ознакомить с историей возникновения художественной росписи ткани;
формировать навыки овладения основами художественной росписи, техническими приёмами, методами создания тематической декоративной композиции в смешанной технике.
Задачи программы:
Обучающая: формировать устойчивый интерес к художественной деятельности, привить практические умения и навыки мастерства в одном из видов декоративно-прикладного искусства - художественной росписи ткани (холодный и горячий батик), понимание и восприятие произведений декоративно-прикладного искусства, народных художественных промыслов .
Развивающая: развить творческие способности, художественный вкус, фантазию, изобретательность, развивать у обучающихся практические умения и навыки выполнения росписи ткани, приобщить обучающихся к творческому подходу в решении поставленных задач.
Воспитательная: воспитать творческую, компетентную, востребованную личность, способную самостоятельно мыслить и нестандартно решать поставленные задачи, воспитывать стремление к разумной организации своего свободного времени, воспитать художественную культуру, художественный вкус, патриотизм и гражданскую позицию.
Отличительные особенности:
Решение задач художественного образования посредством изучения одного из видов декоративно-прикладного искусства художественной росписи ткани (батика), а так же общих закономерностей изобразительного искусства, лежащих в основе создания художественной росписи по ткани: законы композиции и цветоведения, приёмы стилизации, приёмы создания декоративной композиции.
Предлагается использование в композиции сочетаний различных техник.
Возраст обучающихся: 16-17 лет. Сроки реализации программы: 1 год. Количественный состав учебных групп: 8-12 человек. Занятия 2 раза в неделю по 2 часа. Программа является одной из составляющих работы по интеллектуально-художественному развитию личности ребёнка. Общее кол-во часов 144 ч
Особенности организации образовательного процесса.
Часовая нагрузка по предмету определяется учебным планом и составляет 4 часа. Продолжительность учебного года составляет 36 учебных недель.
Режим занятий предполагает соблюдение нормативных требований: 40 минут занятие и 10 минут перемена.
Система обучения носит практико-ориентированную направленность.
Исходя из типа занятия (ознакомление с новым материалом, закрепление изученного материала, применение знаний и умений, обобщение и систематизация знаний, комбинированный урок), занятия могут проводиться в форме: беседы; конкурсы; комбинированное занятие; интегрированные уроки.
Построение образовательной программы даёт возможность педагогам творчески подойти к её реализации.
Содержание программного курса позволяет реализовать современные образовательные технологии, которые отражены в принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности); формах и методах обучения (организации личностно-ориентированного подхода в обучении, дифференцированного обучения, организации участия в конкурсах, выставках); методах контроля и управления образовательным процессом (анализ результатов учебного труда посредством полугодовых просмотров); средствах обучения в оборудованной мастерской, позволяющих обеспечить эффективную реализацию образовательной программы.
Прогнозируемые результаты
По окончанию года обучения учащиеся должны знать:
1. Технику безопасности при работе в учебной мастерской, правила пожарной безопасности.
2. Правила и средства декоративной композиции.
3. Основы цветоведения. Цветовой круг. Основные составные цвета. Понятие о цветовом тоне, насыщенности цвета, светлоте, тоновой и цветовой контрастности. Тёплые и холодные цвета. Локальный цвет. Колорит.
4. Принципы и этапы стилизации.
5. Графический редактор Photoshop.
6. Технологию создания эскиза будущего изделия.
7. Историю искусства украшения ткани.
8. Основные виды росписи (холодный батик, горячий батик, понятие узелкового батика).
9. Этапы подготовки к росписи.
10. Этапы выполнения основных видов росписи (свободная, техника «гутта», горячий батик, холодный батик с сеткой кракле).
11. Этапы выполнения смешанной техники.
Учащийся должен уметь:
1. Соблюдать технику безопасности при работе в учебной мастерской, правила пожарной безопасности.
2. Использовать при создании композиции правила и средства: равновесие, целостность, статика, динамика, открытая и закрытая композиция, симметрия и асимметрия, сюжетно-смысловой центр.
3. Владеть основами композиционного мышления.
4. Анализировать построение декоративной композиции.
5.Стилизовать предметы и создавать стилизованную композицию.
6. Использовать свои знания по основам цветоведения при создании декоративной композиции.
7. Работать с графическим редактором Photoshop
8. Создавать эскиз будущего изделия.
9. Свободно владеть художественными материалами.
10. Подготавливать ткань к росписи, к смешанной технике, пользоваться материалами и инструментами согласно правил техники безопасности, выполнять эскизы для своих композиций в материале.
11. Выполнять основные техники росписи по ткани (холодный батик, горячий батик, холодный батик с сеткой кракле).
12. Выполнять дополнительные эффекты в росписи тканей.
13. Исправлять типичные ошибки, случающиеся при выполнении работы.
Фомы подведения итогов реализации программы.
Текущий контроль реализации программы проходит по итогам выполнения поставленной задачи, выполнения темы программы в форме просмотра учебной работы, беседы с учащимся, экспресс-выставки, вернисажа. При этом учащийся занимает ведущую роль в беседе при подведении итогов. Промежуточная аттестация учащихся проводится по итогам первого полугодия, итоговая аттестация проводится в конце учебного года аттестационной комиссией в форме просмотра учебных работ.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№№
п/п
Тема
Теоретических
Практических
1
Вводное занятие.
1
1
2
Основы декоративной композиции.
2
6
3
Основы цветоведения.
2
4
4
Принципы стилизации.
1
7
5
Материалы и инструменты. Подготовка к работе.
1
1
6
Холодный батик. Методы и приёмы выполнения.
1
17
7
Декоративная композиция в технике «холодный батик».
1
15
8
Горячий батик. Методы и приемы выполнения.
1
13
9
Декоративная композиция в технике «горячий батик».
1
17
10
Декоративная композиция для работы в смешанной технике.
1
9
11
Смешанная техника.
1
15
12
Экскурсии
4
13
Выпускная работа «Я создаю батик».
1
17
14
Итоговое занятие
4
14
130
Всего часов
144
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема 1. Вводное занятие - 2 ч.
Вводная беседа. Инструктаж по ТБ и ПБ. Задачи и содержание учебного курса. Основные сведения о батике. История художественной росписи ткани. Виды росписи. Современное искусство батика.
Тема 2. Основы декоративной композиции. - 8 ч.
Беседа по теме. Знакомство с законами и средствами композиции. Основное назначение декоративной композиции – эмоциональное воздействие.
Приемы композиции: передача ритма, симметрия и асимметрия, равновесие частей композиции и выделение композиционного центра.
Средства композиции: формат, композиционный центр, равновесие, ритм, контраст, цвет, декоративность, динамика и статика, симметрия и асимметрия, открытость и замкнутость, целостность.
Равновесие в композиции. Уравновешивание частей по массе, тону и цвету. Равновесие самих фигур, так и пространств между ними. Анализ учебных, творческих работ.
Задание 1: Выполнить аппликацию уравновешенной композиции по теме: «Натюрморт», «Абстрактная композиция из геометрических фигур». Выбор размера предмета по отношению к формату бумаги. Положение изображения па листе бумаги относительно центра. Визуальная уравновешенность композиции на листе.
Материалы: цветная бумага, клей ПВА.
Свойства выделения композиционного центра (форма, размер, цвет, фактура, тон). Композиционный центр способ формирования композиции как единого целого. Композиционный центр в декоративной композиции. Свойства композиционного центра.
Задание 2: Выполнить упражнение на выделение композиционного центра.
Материалы: цветная бумага, клей ПВА.
Движение и покой в композиции. Ритм как универсальное природное свойство. Ритм и движение. Ритм в жизни и в искусстве. В произведениях изобразительного искусства, в музыке активный, порывистый, дробный ритм или плавный, спокойный, замедленный. В живописи, графике, скульптуре, декоративном искусстве ритм как одно из важнейших выразительных средств композиции. Ритм в построении изображения. Ритм может быть задан линиями, пятнами света и тени, пятнами цвета. Композиции разнообразных орнаментов построены на определенном ритмическом чередовании их элементов.
Изобразительное искусство как форма пространственных искусств. Правила передачи движения - диагональ. Правила передачи покоя – вертикаль и горизонталь.
Задание 3: Выполнить абстрактную композицию (упражнение) передав состояние покоя и движения.
Материалы: цветная бумага, клей.
Тема 3.Основы цветоведения. – 6 ч.
Беседа по теме. Цвет в живописи. Цветовой круг. Основные и составные цвета. Цветовой тон, насыщенность цвета. Светлота. Светотоновой и цветовой контрасты. Тёплые и холодные цвета. Локальный цвет. Цвет в тени. Цвет света. Колорит. Гамма. Объём, пространство, рефлекс, блик. Станковая и декоративная живопись. Познакомившись с теоретическими основами живописи, учащиеся приступают к практическим упражнениям – живописи акварелью.
Задание 1: Выполнить упражнение на смешение красок.
Задание 2: Выполнить заливки плоскости цветом.
Упражнение имеет цель познакомить обучающихся с техникой ровной заливки плоскости тремя основными цветами: красным, желтым, синим. Основное качество акварели, как материала заключается в прозрачности красочного слоя. Один из приемов, позволяющих добиться яркости и цветности акварельной живописи, заключается в последовательном наложении прозрачных слоев краски один на другой.
Задание 3: Выполнить зарисовку осенних листьев в определенном орнаментальном ритме, без фона, с применением приемов лессировки и вливания цвета в цвет «по сырому».
Тема 4. Принципы стилизации. – 8 ч.
Беседа по теме. Стилизация как: декоративное обобщение изображаемых фигур и предметов с помощью условных приемов, упрощения рисунка и формы, цвета и объема; имитация образной системы и формальных особенностей одного из стилей прошлого, использованных в новом художественном контексте.
Задание: выполнить упражнение по стилизации растительных форм.
Материалы: ПК, графическая программа Photoshop
Разделы, инструменты в программе Photoshop: альфа-канал, быстрая маска, изменение цвета в цветном изображении, изменение цвета черно-белого изображения, инструмент штамп, инструменты волшебная палочка, инструменты рисования, команда выделение - модифицировать, создание текстуры для фона, создание этих маленьких иконок цветных мячиков в Photoshop, точное выделение, команда выделение - цветовой ряд и выделение подобный, команды редактирования, команды трансформирования, палитра действия, работа с выделенными областями, режимы наложения пикселов, слой-маска, создание кисти, создание контура, фильтры, эффекты с текстом, создание молнии, создание приподнятой надписи, создание прозрачного GIFа формата GIF89a, создание простых страничных разделителей в Photoshop
Тема 5. Материалы и инструменты. Подготовка к работе. – 2 ч.
Беседа по теме. Подготовка к работе. Инструменты и материалы.
Тема 6. Холодный батик. Методы и приёмы выполнения. – 18 ч.
Беседа по теме. Технология выполнения холодного батика. Свободная роспись. Техника «а ля прима».
Задание 1: Выполнить этюды пейзажа в технике «а ля прима» в теплой и холодной цветовой гамме. Материалы: акварель, бумага.
Задание 2: Выполнить упражнения, в технике свободной росписи ткани изобразив пейзаж в тёплой и холодной цветовой гамме.
Практическая работа:
1.Подготовка рамы, натяжка основы;
2.Нанесение рисунка на ткань по своему эскизу;
3.Выполнение свободной росписи. Материалы: рама, ткань, кнопки, красители «Батик».
Тема 7. Декоративная композиция в технике «холодный батик». – 16 ч.
Беседа по теме.
Задание 1: Выполнить эскиз к декоративной композиции в технике «Холодный батик» (пейзаж, абстрактная композиция, натюрморт). Композиционные поиски, эскиз, цветовое решение, перенос эскиза на формат, работа в цвете.
Материалы: графический карандаш, бумага, акварель.
Задание 2: Выполнить декоративную композицию, в технике «холодный батик» используя технологию «гутта» (по выполненному эскизу). Работа с резервирующим составом и добавлением солевых эффектов.
Практическая работа:
1.Подготовка рамы, натяжка основы;
2.Нанесение рисунка на ткань по своему эскизу;
3.Работа с резервирующим составом;
4.Работа в цвете красителями «Батик», использование «солевых эффектов».
Материалы: рама, ткань, кнопки, красители «Батик», резерв, соль.
Тема 8. Горячий батик. Методы и приёмы выполнения. – 14 ч.
Беседа по теме.
Технология выполнения горячего батика. Методы и приемы выполнения.
Задание: Выполнить упражнения в технике «горячий батик» изобразив цветы и абстрактную композицию. Работа с горячим воском.
Материалы: рама, ткань, кнопки, красители «Батик», электроплита, утюг, воск.
Тема 9. Декоративная композиция в технике «горячий батик». – 18ч.
Беседа по теме.
Задание 1: Выполнить эскиз к декоративной композиции в технике «Горячий батик» (пейзаж, натюрморт, абстрактная композиция). Композиционные поиски – эскиз, цветовое решение, перенос эскиза на формат, работа в цвете.
Материалы: акварель, графический карандаш, бумага.
Задание 2: Выполнить декоративную композицию в технике «горячий батик» (по выполненному эскизу). Работа с горячим воском.
Материалы: рама, ткань, кнопки, красители «Батик», электроплита, утюг, воск.
Тема 10. Декоративная композиция для работы в смешанной технике.-10ч.
Беседа по теме.
Задание: Выполнить эскиз к декоративной композиции в смешанной технике. (Пейзаж, натюрморт, абстрактная композиция). Композиционные поиски, эскиз, цветовое решение, перенос эскиза на формат, работа в цвете.
Материалы: акварель, цветные карандаши, бумага.
Тема 11. Смешанная техника.- 20ч.
Беседа по теме.
Задание: Выполнить декоративную композицию в смешанной технике по выполненному эскизу. (Батик, вышивка, нетканый гобелен).
Практическая работа:
1.Подготовка рамы, натяжка основы;
2.Нанесение рисунка на ткань по своему эскизу;
3.Работа с резервирующим составом;
4.Работа в цвете красителями «Батик», использование «солевых эффектов»;
5.Подбор ниток, вышивка в технике «гладь»;
6. Подбор ниток, работа в технике «нетканый гобелен»;
7.Оформление работы.
Материалы: рама, ткань, кнопки, красители «Батик», резерв, соль, мулине, нитки для нетканого гобелена, инструменты.
Оригинальность данной технологии заключается в использовании особенностей каждого вида рукоделия (батика, вышивки, ткачества), функциональной значимости самостоятельных видов декоративно-прикладного искусства для передачи художественного образа в декоративной композиции.
- Художественная роспись ткани помогает автору показать пространство, воздушную перспективу, определить общее колористическое цветовое решение.
- Художественная вышивка, как правило, это техника – гладь, позволяет передать реалистичность формы главного, идейного образа, выделить композиционный центр в работе.
- Ткачество, его рельефно-фактурные особенности усиливают в работе ощущение глубины, трехмерности, объёма.
Тема 12. Экскурсии – 4ч
Экскурсия в музей, выставочный зал. Экскурсия в природу в разные времена года. Встреча с мастерами декоративно-прикладного искусства.
Тема13. «Я создаю батик»–выпускная работа - 18 ч.
Беседа по теме.
Задание 1: Выполнить эскиз к декоративной композиции. (Техника и тема выбирается учащимся). Композиционные поиски, эскиз, цветовое решение, перенос эскиза на формат, работа в цвете.
Материалы: графический карандаш, бумага, акварель.
Задание 2: Выполнить итоговую работу. Техника и тема предлагается на выбор учащегося. Практическая работа:
1.Подготовка рамы, натяжка основы;
2.Нанесение рисунка на ткань по своему эскизу;
3.Работа с резервирующим составом;
4.Работа в цвете красителями «Батик», использование «солевых эффектов».
Материалы: рама, ткань, кнопки, красители «Батик», резерв, соль.
Оформление работы. Подведение итогов.
Тема 14. Итоговое занятие – 4ч.
Подведение итогов года.
Подготовка работ к выставке. Оформление отчётной выставки
Практическая работа:
1. Отбор изделий для итоговой выставки
2. Оформление работ. Презентация.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Образовательная деятельность ведётся на основе технологии личностно ~ ориентированного обучения. При планировании учебно-воспитательного процесса педагог составляет индивидуальные и групповые учебно-тематические планы, ведёт учёт творческих достижений в классном журнале. Педагог имеет возможность вводить новые формы педагогической диагностики обучающихся.
Форму и тип занятия для раскрытия темы определяет педагог.
Рекомендуемые типы занятий (по цели занятия):
1. Ознакомление с новым материалом;
2. Закрепление изученного материала;
3. Применение знаний и умений;
4. Обобщение и систематизация знаний;
5. Комбинированный урок.
Рекомендуется типология занятий по составу проведения:
1. Беседа;
2. Экскурсии;
3. Самостоятельная работа учащихся;
4. Сочетание различных форм занятий.
Рекомендуемые формы занятий;
1. Занятия в игровой форме, в форме конкурса, викторины;
2. Занятия, опирающиеся на фантазию, занятие - сказка и т. д.;
3. Интегрированные занятия;
Несмотря на многообразие типов занятий, все они должны отвечать некоторым общим требования, соблюдение которых способствует повышению эффективности обучения.
Требования к проведению занятия:
1 .Педагог должен сформулировать тему и цель занятия.
2.Учебные задания должны способствовать раскрытию цели занятия и носить персонифицированный характер.
3.Каждое занятие должно быть обучающим, развивающим, воспитывающим.
4.На занятии должно быть сочетание коллективной и индивидуальной работы учащихся.
5.Педагог должен подбирать наиболее целесообразные методы обучения с учетом индивидуальных способностей, уровня подготовки учащихся.
6 Педагог должен добиваться, чтобы усвоение учебного материала осуществлялось на занятии.
7.Соблюдать санитарно-гигиенические нормы, правила ТБ и ПБ.
Дидактический материал и техническое оснащение занятий.
Образцы различных видов и приёмов росписи, этапы выполнения свободной росписи, техники «гутта», горячего батика, сетки кракле.
Многие из наглядных пособий могут быть выполнены преподавателями с помощью детей.
Материалы и инструменты:
Для выполнения работ необходимы определенные материалы, инструменты и приспособления: рамки деревянные для натяжения ткани разного размера.
· ткань любого состава - хлопчатобумажная, шёлковая, шерстяная, смешанная, синтетическая, для узелкового батика используется и трикотаж. Ткань должна быть не очень плотной, гладкой, без узелков и утолщений.
· клейкая лента. Лентой обклеивается верхняя сторона рамы перед началом работы. Благодаря этому дерево не сможет впитать в себя краски и не запачкает следующую работу.
· кнопки и булавки с головкой (для натягивания ткани на раму). Кисти беличьи разной толщины для росписи, щетинные для покрытия резервирующей массой в горячем батике, широкая плоская кисть (флейтц), малярная кисть шириной 5-8 см.
· мягкие карандаши и копировальная бумага, калька для перевода рисунка на ткань.
· специальные стеклянные трубочки и стеклянные рейсфедеры, пипетки с острыми концами, пластмассовые флаконы с тонким кончиком (для холодного батика).
· контурный резервирующий состав.
· краски для росписи.
· электрическая плитка.
· аптечный парафин или стеариновые свечи.
· обычная поваренная соль «Экстра» и соль крупного помола, мочевина.
· спирт (для разведения красок).
· палитра для смешивания красок.
· стеклянные баночки с крышками для хранения разведенных красителей и для воды, палочки с ватой, поролоновые тампоны.
· фен, утюг, ножницы, пульверизатор для краски.
· бусины, стразы и другие мелочи могут служить дополнительным украшением для работ
· мулине и иглы для вышивания, нитки и иглы для нетканого гобелена.
Занятие нужно проводить в просторном помещении с хорошим освещением, вентиляцией, отвечающее санитарно - гигиеническим нормам.
Красивое оформление учебного помещения, чистота и порядок в нем, правильно организованные рабочие места имеют большое воспитательное значение. Всё это дисциплинирует детей, способствует повышению культуры их труда и творческой активности.
Учебное оборудование кабинета должно включать комплект мебели, инструменты и приспособления, необходимые для организации занятий, хранения и показа наглядных пособий.
Столы для работы в учебном кабинете следует разместить так, чтобы естественный свет падал с левой стороны и спереди.
Рабочее место преподавателя оборудуется столом и стулом. Стол предназначен для работы, на столе располагается компьютер.
В помещении должна быть настенная доска. На ней мелом выполняют графические работы, развешивают плоские наглядные пособия. Очень удобна раскладная доска - экран, который можно использовать для демонстрации электронных наглядных пособий и т. д.
По боковой стене комнаты целесообразно расположить комбинированные шкафы с застекленной верхней частью, где можно разместить постоянную выставку детских работ.
№
Раздел или тема программы
Формы занятий
Приёмы и методы организации образовательного процесса
Дидактический материал
Формы подведения итогов
1.
Вводное занятие. Правила техники безопасности.
Комбинированное занятие
Методы: словесный, наглядный, индивидуально-фронтальный.
Приёмы: беседа, показ видеоматериалов
Наглядность: готовые изделия, презентация Power Point: «Батик», таблицы: «Правила ТБ»; Литература: Брита Хансен. «Роспись по шёлку». Москва 1997 год. Синеглазова М. А. «Распишем ткань сами». Профиздат М., 1998г Березина Л.
Коллективная рефлексия, опрос
2.
Основы декоративной композиции.
Комбинированное занятие
Методы: словесный, наглядный, иивидуально-фронтальный, практический.
Приёмы: беседа, наблюдение, практическое задание.
Презентация Power Point «Основы композиции».
Наглядность: В. Серова "Девочка с персиками", К. Брюллова "Последний день Помпеи" П. Пикассо. «Торо и торерос», В. Горяев. Иллюстрация к поэме Н. Гоголя "Мертвые души", К. Коровин «Зимой», К. Молевич «На сенокосе».
Учебник для учащихся 5-8 классов «Основы композиции» Н. М.Сокольникова .
Коллективная рефлексия, коллективный анализ, просмотр работ.
3.
Основы цветоведения.
Комбинированное занятие
Методы: словесный, наглядный, индивидуально-фронтальны, практический, исследовательский.
Приёмы: беседа, анализ произведений изобразительного искусства, работа по образцу;
Учебник для учащихся 5-8 классов «Основы живописи» Н. М.Сокольникова
Н. М. Сокольникова. Изобразительное искусство. «Основы живописи»
Коллективная рефлексия, коллективный анализ, просмотр работ.
4.
Принципы стилизации.
Комбинированное занятие, практические занятия.
Методы: словесный, наглядный, индивидуально-фронтальный, практический, исследовательский.
Приёмы: беседа, анализ произведений изобразительного искусства, анализ творческих работ.
Наглядность: образцы Дымковской игрушки, Хохломских платков,
Русская народная живопись. Жегалова С. К. - М.,1984.
Искусство Палеха. Зиновьев Н. М. - Л.,1975.
Наглядность: «Работа с компьютером», «Графические программы», «Виды графики», Самоучитель компьютерной графики. Музыченко В. Л., Андреев О. Ю. «Технолоджи – 3000», М, 2003.
Коллективная рефлексия, коллективный анализ, просмотр работ.
5.
Материалы и инструменты. Подготовка к работе.
Комбинированное занятие
Методы: словесный, наглядный, индивидуально-фронтальный.
Приёмы: беседа, показ видеоматериалов
Наглядность: готовые изделия, « Образцы различных видов и приёмов росписи», презентация Power Point: «Батик» Литература: Брита Хансен. «Роспись по шёлку». Москва 1997 год. Синеглазова М. А. «Распишем ткань сами». Профиздат М., 1998г Березина Л.
Коллективная рефлексия, опрос
6.
Холодный батик. Методы и приёмы выполнения.
Комбинированное занятие
Методы: словесный, наглядный, индивидуально-фронтальный, практический, исследовательский.
Приёмы: беседа, работа по образцу.
Наглядность: готовые изделия, таблицы: «Правила ТБ»; «Этапы выполнения техники «гутта»», «Этапы выполнения свободной росписи», презентация Power Point: «Батик» Литература: Брита Хансен. «Роспись по шёлку». Москва 1997 год. Синеглазова М. А. «Распишем ткань сами». Профиздат М., 1998г Березина Л.
Коллективная рефлексия, коллективный анализ работ, самоанализ, презентация творческих работ.
7.
Декоративная композиция в технике «холодный батик».
Комбинированное занятие
Методы: словесный, наглядный, индивидуально-фронтальный, практический.
Приёмы: беседа, наблюдение, практическое задание.
Наглядность: готовые изделия, таблицы: «Правила ТБ»; «Этапы выполнения техники «гутта»», «Этапы выполнения свободной росписи», презентация Power Point: «Батик» Литература: Брита Хансен. «Роспись по шёлку». Москва 1997 год. Синеглазова М. А. «Распишем ткань сами». Профиздат М., 1998г Березина Л.
Коллективная рефлексия, коллективный анализ работ, самоанализ, презентация творческих работ.
8.
Горячий батик. Методы и приемы выполнения.
Комбинированное занятие
Методы: словесный, наглядный, индивидуально-фронтальный, практический, исследовательский.
Приёмы: беседа, работа по образцу.
Наглядность: готовые изделия, таблицы: «Правила ТБ»; «этапы выполнения горячего батика», презентация Power Point: «Батик» Литература: Брита Хансен. «Роспись по шёлку». Москва 1997 год. Синеглазова М. А. «Распишем ткань сами». Профиздат М., 1998г Березина Л.
Коллективная рефлексия, коллективный анализ работ, самоанализ, презентация творческих работ.
9.
Декоративная композиция в технике «горячий батик».
Комбинированное занятие
Методы: словесный, наглядный, индивидуально-фронтальный, практический.
Приёмы: беседа, наблюдение, практическое задание.
Наглядность: готовые изделия, таблицы: «Правила ТБ»; «этапы выполнения горячего батика», презентация Power Point: «Батик» Литература: Брита Хансен. «Роспись по шёлку». Москва 1997 год. Синеглазова М. А. «Распишем ткань сами». Профиздат М., 1998г Березина Л.
Коллективная рефлексия, коллективный анализ работ, самоанализ, презентация творческих работ.
10.
Декоративная композиция для работы в смешанной технике.
Комбинированное занятие
Методы: словесный, наглядный, индивидуально-фронтальный, практический, исследовательский.
Приёмы: беседа, наблюдение.
Наглядность: «Этапы выполнения эскиза», цветовой круг, готовые изделия в смешанной технике, презентация Power Point: «Смешанная техника».
Коллективная рефлексия, коллективный анализ работ, самоанализ, презентация творческих работ.
11.
Смешанная техника.
Комбинированное занятие
Методы: словесный, наглядный, индивидуально-фронтальный, практический.
Приёмы: беседа, наблюдение, практическое задание.
Наглядность: «Этапы выполнения композиции в смешанной технике», «Этапы выполнения техники «гутта»», «Этапы выполнения свободной росписи», «Вышивка в технике «Гладь»», «Этапы выполнения нетканого гобелена», цветовой круг, готовые изделия в смешанной технике, презентация Power Point: «Смешанная техника».
Коллективная рефлексия, коллективный анализ работ, самоанализ, презентация творческих работ.
12.
Декоративная композиция для итоговой работы.
Комбинированное занятие
Методы: словесный, наглядный, индивидуально-фронтальный, практический, исследовательский.
Приёмы: беседа, наблюдение.
Наглядность: «Этапы выполнения эскиза», цветовой круг, готовые изделия в различных техниках.
Коллективная рефлексия, коллективный анализ работ, самоанализ, презентация творческих работ.
13.
Итоговая работа
Комбинированное занятие
Методы: словесный, наглядный, индивидуально-фронтальный, практический.
Приёмы: беседа, наблюдение, практическое задание.
Наглядность: «Этапы выполнения эскиза», цветовой круг, готовые изделия в различных техниках,
«Этапы выполнения композиции в смешанной технике», «Этапы выполнения техники «гутта»», «Этапы выполнения свободной росписи», «Этапы выполнения горячего батика», «Вышивка в технике «Гладь»», «Этапы выполнения нетканого гобелена», цветовой круг, готовые изделия, презентация Power Point: «Смешанная техника», «Батик».
Коллективная рефлексия, коллективный анализ работ, самоанализ, презентация творческих работ.
ЛИТЕРАТУРА
1. Брита Хансен. «Роспись по шёлку». Москва 1997 год.
2.Березина Л., Климова Т., Федосова О. Г., Наумова О. Н. Ручная и машинная вышивка. Учебное пособие. Н М: Легкая индустрия. 1980.
3.Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ «Культура быта». Просвещение. М., 1986г.
4.Сокольникова Н. М.
Учебник для учащихся 5-8 классов «Основы композиции», г. Обниск издательство "ТИТУЛ" 1996.;
5. Сокольникова Н. М. Учебник для учащихся 5-8 классов «Основы живописи» г. Обниск издательство "ТИТУЛ" 1996.;
6. Синеглазова М. А. «Распишем ткань сами». Профиздат М., 1998 .
7.Лицензионный журнал Издательского Дома ОВА-ПРЕСС Валентина «Роспись по шёлку» № 1,1995г.
Ярыгина А. А. «Этот чудесный батик». Волгоград: Учитель, 2007.
15