Рабочая программа элективного курса по информатике «Программирование интерфейса для начинающих. Создание GUI на Python с помощью библиотеки Tkinter»
Рабочая программа элективного курса по информатике
10 класс
«Программирование интерфейса для начинающих.Создание GUI на Python с помощью библиотеки Tkinter»
Составитель: Тузов Александр Анатольевич,учитель информатики высшей категории
2015 г.Пояснительная записка
Элективный курс по информатике "Программирование интерфейса для начинающих. Создание GUI на Python с помощью библиотеки Tkinter» представляет собой вводный курс по программированию GUI, дающий представление о базовых понятиях графического интерфейса и способах его создания с помощью библиотеки Tkinter языка Python версии 3.*
Почему в качестве базового языка для создания GUI (Graphical User Interface - Графический Интерфейс Пользователя) выбран Python? Python – язык, обладающий рядом преимуществ перед другими языками: ясность кода, быстрота реализации. По состоянию на июль 2014 года ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]) Python вышел на 1-е место в программах начального обучения программированию в университетах США, пишет журнал [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. 27 из 39 крупнейших факультетов программирования (69%) в университетах предлагают курсы обучения на Python. Ситуация изменилась в последние три года. В частности, недавно на Python перевели вводные курсы программирования Массачусетский технологический институт и Калифорнийский университет в Беркли.
Критерии выбора языка программирования:
Язык программирования – средство, а не цель
Свободная кросс-платформенная реализация
Удобная среда разработки, адаптированная для учебного процесса
Широкая распространенность,
Поддерживаемость и развиваемость языка
Возможность автоматической проверки
Понятность языка и легкое восприятие учащимися
Достоинства языка Python:
Современный язык программирования, с богатыми возможностями и большой стандартной библиотекой
Используется для промышленного программирования, для решения “домашних” прикладных задач и для обучения
Кросс-платформенная, свободная реализация
Хорошо документирован (python.org)
Имеется во всех Linux-дистрибутивах, свободен и для windows.
Особенности языка Python:
Интерпретируемый
Блоки кода выделяются величиной отступа
Динамическая типизация переменных
Полностью объектно-ориентированный
Python – язык на все вкусы:
Высокоуровневые структуры данных: списки, множества, ассоциативные массивы
Элементы функционального программирования
Разработка GUI
Сетевые приложения
Web-приложения
Базы данных
Автоматическая проверка:
Поддержка в системе ejudge и других
Поддерживается на сайте http://informatics.mccme.ru
Поддержка учебных курсов от начального обучения программированию до олимпиад высокого уровня
Поддерживается на других сайтах: http://neerc.ifmo.ru/school/ http://www.codeforces.ru
Межпредметные связи:
с математикой (повторение, изучение основных алгоритмов математического обеспечения программирования),
с английским языком (предлагается использование в качестве дополнительной литературы популярных книги для детей по Python на английском языке)
Наш выбор библиотеки Tkinter Python для преподавания в элективном курсе – естественный шаг помочь ученикам сделать первые шаги по одному из современных и перспективных путей развития IT-индустрии, не дожидаясь, пока раскачаются чиновники и издательства по выпуску печатных версий элективного курса. Навыки по созданию GUI необходимый шаг в повышении мотивации изучения учащимися программирования, создания собственных прикладных программ для различных операционных систем.
Учащиеся научатся создавать основные элементы GUI, набор графических средства, позволяющих пользователю общаться с программой и управлять ею, не вникая в её устройство. Фактически 99% всех программ, с которыми пользователи имеют дело имеют графический интерфейс: окна, кнопки, бегунки, списки, поля для ввода, флажки - всё это элементы графического интерфейса.
Библиотека Tkinter один из самых простых и наглядных инструментов создания GUI, что очень важно для образовательного процесса.
Курс рассчитан на 35 часов (1 час в неделю) и основан на авторских курсах "Создание GUI на Python с помощью библиотеки Tkinter. Программирование для начинающих" , разработанных С.В.. Шапошниковой, МБОУ ДОД ЦД(Ю)ТТ "Городской" г. Липецка (sshap@yandex[тчк]ru)и распространяемых согласно лицензии GNU FDL: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Авторский кус расширен дополнитльными элементами GUI и задачами на их практическое применение в создании графических интерфейсов.
Курс предназачен для учащихся, изучающих язык Python на уроках информатики и ИКТ и является расширением инвариантного курса программирования.
Учебно-тематический план
№ п/п
Тема
Кол-во часов
1
История языков программирования. Знакомство с Python. Дзен Python. Shell. IDLE. Динамическая типизация данных. Ссылки. Вычисления.
2
2
Типовые виджеты GUI средствами библиотеки Tkinter языка Python. Обработка событий.
26
4
Модель итогового проекта. От модели интерфейса к его прогаммной реализации. Интерфейс ввода-вывода данных Обработка данных. Вывод результатов. Защита проекта
4
5
Резер времени
3
Итого:
35
Содержание программы
История языков программирования. Компиляция и интерпретация.
Знакомство с Python и средами программирования.
Типы данных в программировании. Определение переменной.
Ввод, вывод данных.
Зачем нужен GUI?Подключение модуля tkinterТиповые виджеты GUI
События, методы обработки событий интрефейса GUI
Создания интерфейсов простейших программ
Требования к планируемым результатам
После изучения курса учащиеся должны знать:
место языка Python среди языков программирования высокого уровня,
особенности структуры программы, представленной на языке Python,
возможности и ограничения использования готовых модулей,
иметь представление о величине, ее характеристиках,
что такое операция, операнд и их характеристики,
что такое GUI, основные элементы GUI
как подключать модуль tkinter
основные приёмы создания окна графического интрефейса (window), возможные характеристики окна (размеры, расположение, возможность их изменения)
методы использования виджетов и их характеристики:
кнопка (Button)
метка (Label)
однострочное текстовое поле (Entry)
многостроч
·ное текстовое поле (Text)
радиокнопки (Radiobutton)
флажки (Chekbutton)
списки (Listbox)
рамки (Frame)
шкала (Scale)
полоса прокрутки (Scrollbar)
окно верхнего уровне (Toplevel)
шкала состояния (Progressbar)
переменные Tkinter
диалоговые окна
объекты меню
графические примитивы Canvas
sinpledialog
messagebox
события, методы обработки событий интрефейса GUI
этапы создания интерфейсов простейших программ
После изучения курса учащиеся должны уметь:
Разрабатывать GUI по заданной модели с использованием основных виджетов и изученных методов обработки событий.
Создавать GUI для своих программ
Календарно-тематическое планирование
Номер урока
Тема урока
Плановые срокипрохождения
Скорректированные срокипрохожде-ния
История языков программирования.Знакомство с Python. Дзен Python.Shell. IDLE.
Динамическая типизация данных. Ссылки. Вычисления.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]: окна, кнопки, метки
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]: однострочное и многострочное тектовые поля
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]: радиокнопки, флажки, списки
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]: рамка (frame), шкала (scale), шкала состояния (Progressbar)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]: полоса прокрутки (scrollbar), окно верхнего уровня (toplevel),
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (практическая работа)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (практическая работа)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (практическая работа)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Объект Menubutton в GUI
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (практическая работа)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (практическая работа)
Контекстное меню
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (практическая работа)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (практическая работа)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ](часть 1)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ](часть 2)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ](практическая работа
Виджеты messagebox, simpledialog
Модель итогового проекта
Интерфейс ввода-вывода данных
Обработка данных. Вывод результатов.
Защита проекта
33-35
Резерв времени
Перечень учебно-методического обеспечения
Ресурсы сайта Л. Шапошниковой (http://younglinux.info) , содержащие
авторскeую программу
http://younglinux.info/tkinter.php
учебное пособие по Python [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Программирование для детей, К. Вордерман, пер. с англ., Москва, "Манн, Иванов и Фербер", 2015
Python 3 GUI. Справочник-самоучитель.Гуров И.А., 2015, электронное издание в формате pdf
Python and Tkinter Programming, John E. Grayson, MANNING Greenwich (74° w. long.), 2000 y.
Tkinter GUI Application Development HOTSHOT, Bhaskar Chaudhary, Packt Publishing, BIRMINGHAM – MUMBAI, 2013
Сайт Д.П.Кириенко. Московский институт открытого образования. Школа №179
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Ресурсы сайта профессора, доктора технических наук, учителя информатики высшей категории, автора учебников по информатике К.Ю. Полякова:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Изучаем Python Автор: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Издательство: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ISBN 978-5-93286-159-2, 978-0-596-15806-4; 2011 г. Переводчик: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Python for Kids. A Playful Introduction to Programmingby Jason R. Briggs2012, 344 pp.ISBN: 978-1-59327-407-8Full Color[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
Язык Python: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Документация по Tkinter:[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
13 PAGE 14215
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 315