урок по информатике Создание интерфейса программы

Тема: «Создание интерфейса проекта»
Цели: - учить открывать и сохранять окно программы; - познакомить с интерфейсом программы, с планом разработки программы; - прививать любознательность; - развитие логического мышления. Оборудование: электронный учебник Delphi.
Ход урока
I Организация класса к уроку II Актуализация прежних знаний - Что вы можете сказать о среде программирования Pascal? - Из каких элементов состоит окно программы? - Какие операторы использовались при составлении программ? - Как запускалась программа на выполнение? III Сообщение темы урока Основы визуального программирования. Интегрированная среда разработки Delphi
План разработки программы, №1
IV Изучение нового материала Визуальное программирование представляет собой процесс создания Windows-приложений, при котором возможно одновременно конструировать, изменять, отлаживать приложение, используя интегрированную среду разработки IDE (Integrated Development Environment). По сути, визуальное программирование – это единство двух взаимосвязанных процессов: наглядного конструирования типового Windows-окна приложения и написания кода. Интегрированная среда разработки Delphi 6 представляет собой многооконную систему, определяемую настройками пользовательского интерфейса:
Главное окно (Delphi6 – Project I).
Окно Обозреватель дерева объектов (Object Tree View).
Окно Инспектора объектов (Object Inspector).
Окно Конструктора формы (Forml).
Окно Редактора кода (UnitI.pas).
и др.
Модуль служит для размещения кода программы пользователя. Любая программа Delphi состоит из файла проекта (*.dpr), одного или нескольких модулей (*.pas). Имена в Delphi задаются латинскими буквами, цифрами и знаком подчеркивания. Интерфейс Delphi. Элементы интерфейса. Главное окно/ Главное окно осуществляет основные функции управления проектом создаваемой программы и состоит из:
Строки заголовка
Строки меню
Панели инструментов
Палитры компонентов
Внимание. Главное окно остается открытым все время работы IDE. Закрывая его, вы тем самым закрываете Delphi и все открытые в нем окна.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Строка заголовка главного окна отображает имя открытого в данный момент проекта.  По заголовку главного окна можно определить, в каком режиме открыт проект.
Текст заголовка
Режим работы

Delphi 6 – Project1
Редактирование

Delphi 6 – Project1 [Running]
Выполнение

Строка меню содержит команды, необходимые для разработки и тестирования приложений и используется так же, как любое стандартное Windows-меню. Панель инструментов. Панель инструментов представляет собой набор кнопок для быстрого доступа к необходимой функции меню. На этой панели есть, в частности, кнопка сохранения проекта на диске, кнопка открытия проекта, кнопка запуска программы на выполнение. Пользователь может изменить конфигурацию панели инструментов. Для этой цели используется окно пользовательских настроек, с помощью которого можно отображать, скрывать или менять положение на панели инструментов тех или иных инструментов.  Окно пользовательских настроек можно открыть, щелкнув правой кнопкой мыши на панели инструментов. С помощью  появившегося контекстного меню можно произвести необходимые настройки. Палитра компонентов устроена в виде наборов пиктограмм. На палитре компонентов, представляющей собой множественные тематические страницы, располагаются визуальные и невизуальные компоненты вашей будущей программы. Они составляют библиотеку визуальных компонентов (VCL – Visual Component Library).  Примечание. Невизуальные компоненты видны только при проектировании приложения. 
Окно проектировщика формы
Окно проектировщика формы – главное место, где происходит сборка программы из компонентов, содержащихся в палитре компонентов. Сама форма – это уже готовая к исполнению программа. В указанное место формы будет вставлен объект - экземпляр компонента выбранного типа.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Окно инспектора объетов
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Окно инспектора объектов (Object Inspector) - отображает свойства, активизированного щелчком мыши какого-либо компонента или самой формы. Имя активизированного компонента находится под заголовком окна. Это окно имеет две закладки – Свойства ( Properties) и События ( Еvents). На первой закладке ( Properties) постоянно отображаются все доступные свойства выбранного компонента. В левой колонке содержится список, а в правой – текущие значения по умолчанию. На второй закладке ( Events) отображаются возможные обработчики событий для выбранного компонента. В левой колонке - названия, а в правой - соответствующие свойства или процедуры.  Что же такое свойства и реакции на события?

Каждый объект в Delphi, даже само окно разрабатываемого приложения, имеют определенные свойства: цвет, размер, отображаемый текст и т.п.  Эти свойства можно менять еще до запуска проектируемой программы на выполнение. В зависимости от изменяемого свойства результат можно просматривать уже сразу. Реакции на события, это результат произошедшего системного события, например, щелчок мыши, нажатие на кнопку, открытие окна и т.п. Реакцию на событие назначают программно, указывая список действий, которые необходимо произвести. Например, если пользователь выполняет клик по кнопке, производится копирование файла.
Окно редактора кодов

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
По ходу работы система формирует в окне Редактора кодов текст программы на языке Object Pascal, связанной с формой.  После загрузки Delphi это окно спрятано за окном формы, и его можно увидеть, щелкнув на кнопке Toggle Form/Unit в панели инструментов. 

На момент первого запуска это окно имеет заголовок Unit1.  В редакторе кода могут быть открыты сразу несколько файлов. Каждый открытый файл размещается на отдельной странице, а его название отображается на вкладке в верхней части.  Если в вашей программе три окна, то они будут взаимодействовать в процессе работы с тремя так называемыми модулями (Unit). Все эти модули и отображаются в редакторе. В окне кода программист непосредственно пишет текстовую часть программы. Текстовая часть разбивается на несколькие части, называемые процедурами и функциями, которые работают отдельно одна от другой.  Пользователь может дополнять текст программы самостоятельно или по предложению системы в момент размещения объектов в форме. Внимание! Никогда не изменяйте текст, который уже написан. Можно только добавлять текст программы, но остерегайтесь изменять уже существующий...
План разработки программы, №1
Открыть новый проект.
Разместить в форме следующие компоненты: метку Label и две кнопки Button. 
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Выделить кнопку Button2, перейти в Object Inspector на страницу Properties (свойства), найти Caption (заголовок) и изменить заголовок Button2 на заголовок Выход.
Перейти на страницу Events (события) Object Inspector, найти событие OnClick, справа от него дважды щелкнуть мышкой. Оказавшись в коде программы, точнее, в заготовке процедуры кнопки Button2, надо написать лишь одну команду: 
procedure TForm1.Button2Click(Sender: TObject); begin   Close; end;

обязательно поставить точку с запятой после Close.
Сохранить проект под именем, например, Unit1.pas и Pr1.dpr.
Запустить программу, затем закрыть окно проекта кнопкой Выход.
Выделить форму, в Object Inspector в свойстве Caption заменить слово Form1 на Проект-1. Это и будет заголовком основного окна программы. 
Выделить кнопку Button1, найти в Object Inspector свойство Caption и заменить слово Button1 на название копки Приветствие. При необходимости увеличить длину кнопки.
Перейти на страницу Events (события) Object Inspector и найти OnClick, справа от него дважды щелкнуть мышкой. Попав в код программы, но теперь в процедуру кнопки Button1, надо написать следующий код:
Label1.Caption:=Первые успехи!’;
Сохранить проект окончательно, запустить и протестировать его.
VII Итог урока Как запустить программу? Из каких компонентов состоит окно программы? С какими компонентами познакомились? В чем отличие невизуальных от визуальных компонентов? С помощью какого свойства меняется заголовок у компонента? Что же такое свойства и реакции на события? Проекты сохраняются в одном файле или нет?
Краткое описание плана разработки программы, №1
В этом разделе показано, как можно кратко описать план разработки программы.  Для краткости в дальнейшем будем использовать этот способ записи. 1. Открыть новый проект. 2. Разместить в форме следующие компоненты: метку Label и две кнопки Button.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
3. Выполнить следующие действия: 
Выделенный объект
Вкладка окна Object Inspector
Имя свойства/ Имя события
Значение/Действие

Button2
Properties
Caption
 Выход

 
Events
OnClick
Close;

4. Сохранить проект под именем, например, Unit1.pas и Pr1.dpr. 5. Запустить программу, затем закрыть окно проекта кнопкой Выход. 6. Выполнить следующие действия:
Выделенный объект
Вкладка окна Object Inspector
Имя свойства/ Имя события
Значение/Действие

Form1
Properties
Caption
Проект-1

Button1
Properties
Caption
Приветствие

 
Events
OnClick 
Label1.Caption:=Первые успехи!’;

7. Сохранить проект, запустить и протестировать его. Задание для самостоятельного выполнения
 
Задание
Подсказка

1
Сделать шрифт выводимой реплики "Первые успехи!" отличным от стандартного по виду, цвету и размеру.
В Object Inspector дважды щелкнуть справа от названия свойства Font.

2
Заменить вид кнопки Выход на более привлекательный.
Для замены кнопки надо удалить существующую, а другую найти в палитре компонентов на вкладке Additional. Она самая левая, называется BitBtn. Затем изменить ее вид с помощью свойства Kind.

3
Сделать так, чтобы после нажатия кнопки Приветствие на экране  появлялось сообщение "Первые и не последние!". 
Изменить значение свойств Caption метки Label1 при реакции кнопки Button1 на событие OnClick.

4
Запустить исполняемый файл Pr1.exe не в среде Delphi, а в Windows.
Запустить исполняемый файл Pr1.exe не в среде Delphi, а в Windows.

Листинг программы, №1 Для самоконтроля ниже приводится базовый текст программы.
unit Unit1; interface uses Windows, Messages, SysUtils, Classes, Graphics, Controls, Forms, Dialogs, StdCtrls, Buttons; type TForm1 = class(TForm) Label1: TLabel; Button1: TButton; BitBtn1: TBitBtn; procedure Button1Click(Sender: TObject); private { Private declarations } public { Public declarations } end; var Form1: TForm1; implementation {$R *.DFM} procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject); begin Label1.Caption:='Первые и не последние!'; end; end.

VII Итог урока Как запустить программу? Из каких компонентов состоит окно программы? С какими компонентами познакомились? В чем отличие невизуальных от визуальных компонентов? С помощью какого свойства меняется заголовок у компонента? Что же такое свойства и реакции на события? Проекты сохраняются в одном файле или нет? VIII Домашнее задание Знать из каких элементов состоит окно программы.
Зам. директора по УР ________Чечихина Н.Ю.
Главное окноОкно проектировщика формыОкно инспектора объетовОкно Редактора кодов15