Rjycgtrn ehjrfна тему: «Декоративное рисование элементов растительного узора Полховского Майдана»

Урок изобразительного искусства
в 5 классе



на тему: «Декоративное рисование элементов растительного узора Полховского Майдана»









Подготовила и провела учитель
Бутузова Ирина Николаевна










г.Обнинск
Урок в 5 классе

На тему: «Декоративное рисование элементов
растительного узора Полховского Майдана»

Цель: формирование умений и навыков при рисовании декоративных элементов росписи.
Задачи: развитие графических умений и навыков в новой технике рисования, расширение эстетических представлений о мире природы на примерах художественных изделий народных мастеров Полховского Майдана, воспитание усидчивости, внимания, аккуратности, коррекция мелкой моторики.
Материалы к уроку. Для учителя: деревянные расписные изделия из Полховского Майдана – сами изделия или их фотографии, динамическая таблица (последовательность выполнения элементов росписи).
Для учащихся: художественные материалы, ватные палочки, перья, черная тушь.


Ход урока

1. Мастера из Полховского Майдана.
2. Изучение новых элементов в декоративной росписи майданцев: яблочки, роза-шиповник, ягодки.
3.Обучение новым приёмам росписи.
4. Подведение итогов работы, Выставка рисунков.


Здравствуйте, ребята!
Сегодня мы с вами познакомимся с художественными изделиями народных мастеров из Полховского Майдана.
Далеко от Москвы в большом селе Полховском Майдане живут удивительно трудолюбивые люди. Они не только работают в поле, но, почти в каждом доме мастерят матрёшки, грибы-копилки, ложки, коробочки, птички-свистульки.
Сначала их вытачивают из дерева, а потом раскрашивают весёлыми яркими красками. Майданцы любят рисовать на игрушках алые цветы, тёмно-зелёные травы и листья, золотисто-красные яблоки, спелые ягоды.
По всей стране продаются полх-майданские изделия. По яркости и весёлой пестроте никакие другие игрушки сравниться с ними не могут. Наверное, оттого и прозвали их сами мастера «тарарушками».
Полховский Майдан – центр народного художественного промысла по росписи деревянных изделий. Возник промысел на юго-западе Нижегородского края.
Своеобразный мир народного искусства раскрывается при изучении полхов-майданской росписи. Деревянные точёные грибы, матрёшки, копилки, свистульки, солонки сплошь покрывает яркая, буйная плотная роспись из крупных цветов и листьев вперемежку с гроздьями ягод смородины, винограда и яблок, встречаются в росписи и сельский пейзаж, птицы и животные.
Краски для росписи выбирают яркие: алая, жёлтая, синяя, фиолетовая, кроме того, применяют чёрную тушь. В росписи преобладают чистые, локальные тона. Особую прелесть и завершённость цветовому строю придаёт умелое использование в росписи приёма лессировки (наложение одного прозрачного цветового слоя на другой).
(Учитель показывает образцы изделий мастеров Полховского Майдана, обращает внимание учащихся на последовательность выполнения элементов узора, помогает детям почувствовать эстетическую радость от встречи с весёлым искусством майданцев. Дети настраиваются на внимательное изучение элементов декоративной росписи: яблоко, цветок и ягоды. Такое изучение проводится по динамической таблице).
- Ребята, хочу обратить ваше внимание детей на то, что в росписи майданцы сначала наводят контур яблочка, листа, цветка, этот приём получил название «цветок с наводкой» или «яблоко с наводкой».
- Приступим к самостоятельной работе над росписью, ( учитель напоминает о технике безопасности при работе с красками).
Самостоятельная работа учащихся по выполнению узоров майданцев строится в следующей последовательности:
Первый этап посвящается определению композиции элементов узора. Делим на три равные части лист альбома (вертикальный формат). Размещаем три элемента народной росписи, помещая один элемент под другим.
Чёрным контуром (тушью) прорисовываем очертание яблочка с листьями, цветка с листом, ветки (без ягод). Одновременное выполнение элементов росписи в одной технике – чёрным контуром – позволяет красиво решить композицию и уплотнить рабочее время детей.
Мы прорисовали контур узора. Прорисовку можно выполнять с помощью перьевой ручки, тонкой кистью.
Второй этап – работа жёлтым цветом. На палитре готовим ярко-жёлтую краску и полностью закрашиваем силуэт яблочка и цветка.
Третий этап - наложение ярко-алой краски на жёлтый, чтобы получить переливчатый цвет яблочка и цветка.
Следующий этап – изображение тёмно – зелёных листьев (зелёный цвет смешиваем с тёмно-синим).
Завершается упражнение изображением ягод в технике тычка (для этого необходима ватная палочка. Пропитываем палочку красным цветом и, держа её перпендикулярно поверхности листа, короткими ударами тычка наносим кружки-ягодки).
- А сейчас давайте рассмотрим наши работы и подведём итоги.
(Учащиеся рассматривают свои работы, дают оценку каждой, выделяют наиболее удачные.)
- Сегодня мы с вами, ребята, узнали о замечательных мастерах –умельцах, которые изготавливали удивительно красивые изделия, передавали в росписи красоту родной природы: где густые ветки с крупными ягодами сгибаются под тяжестью сочных плодов, золотистые яблочки, как маленькие солнца, светятся из-под тёмных листьев, ножки деревянных грибов увиты густой травой и цветами.
Родная природа лесов и лугов благодаря творческой работе народных мастеров обретает вторую жизнь в украшении деревянных изделий. Мастера из Полховского Майдана создали свою технику, приёмы росписи.
Спасибо всем за урок, всего доброго!



Литература

1. Миловский А. «Народные промыслы. Встреча с самобытными мастерами», Детская литература, 1982 г.
2. Косминская В.Б, Халезова Н.Б. «Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельности детей» Просвещение, 1987г.
3. «Народное искусство. Художественные промыслы.» Планета, 1987г.
4. «Основы художественного ремесла» под ред. Барадулина В.А., Просвещение,1987г.
5. «Русские народные промыслы. Полхов-Майданская роспись», «Континенталь-книга», 2014г.
6. Федотов Г. «Дарите людям красоту», Просвещение, 1985г.
7. Семёнова Т. «Художники Полховского Майдана и Крутца», 1977г.








15