Рабочая программа факультатива по технологии Декоративно — прикладное искусство
Пояснительная записка.
В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Что же понимается под творческими способностями?
В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.
Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.
Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).
Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.
Цель и задачи программы:
сформировать у учащихся обширное представление о женском рукоделии, декоративно- прикладном искусстве, обучить различным видам рукоделия на основе полученных знаний, умений и навыков на уроках технологии;
развивать творческие способности учащихся посредством изготовления изделий практического характера своими руками;
воспитывать бережливость к материалам, оборудованию, трудолюбие, усидчивость, ответственность, рационализаторство; аккуратность в процессе выполнения работы, взаимопомощь и самоконтроль.
Программа состоит из модулей:
1. Развивающие игрушки своими руками. Классический кукольный театр (с использованием кукол – перчаток).
В последнее время все более актуальной становится тема развивающих игр и игрушек. Техника изготовления кукол для кукольного театра самая разнообразная. В рамках программы мы будем изготовлять кукол-перчаток. Голова куклы будет изготавливаться в технике папье-маше.
2. Торцевание на пластилине.
Торцевание – это мозаика из цветной гофрированной бумаги. Бывает плоскостной в виде ковра– картины и объёмной с применением пластилина или двухстороннего скотча. Этапы изготовления: обведение выкроек, вырезание по контуру, обкрутка проволоки гофрированной бумагой.
3. Стилизованный витраж.
Древняя техника витража мозаичный набор из фигурных кусочков стекла стала активно использоваться и для многих предметов прикладного назначения: мебели, каминных экранов, ширм, зеркал, музыкальных инструментов, ювелирных украшений. А после усовершенствования способа соединения стекол между собой витражная техника стала применяться не только для плоских поверхностей, но и для объемных предметов ламп и светильников самых причудливых форм.
В современной практике для изготовления витражей используют пластмассу, химические плёнки, оргстекло и т.д. витражи можно делать не только из цветного стекла и железа, но и из ткани, кожи, картона и бумаги.
Главный принцип – свободный просмотр на просвет.
Техника «стилизованного витража» оставит множество положительных эмоций от процесса работы и желание совершенствовать умения и навыки в этом деле.
Дети могут работать в этой технике уже в начальном звене, приобщаясь к миру красоты родной природы. Ведь очень важно в детском возрасте разглядеть необычную цветовую гамму лепестков, изящность и тонкость тычинок и стебельков, неповторимую форму листочков. В процессе работы развивается мелкая моторика рук, умения и навыки симметричного резания, аккуратность, усидчивость, глазомер, творческое мышление и воображение.
Для работы в этой технике не требуется сложных инструментов (как при изготовлении искусственных цветов: бульки, ножи, паяльник и т.д.) или опасных материалов, как при изготовлении классического витража: металлический каркас, стекло и т.п). Необходимо запастись обыкновенной цветной ксероксной бумагой и кусочками прозрачной ткани – оргазы, капрона или шифона. Бумага нам заменит тяжёлый металлический каркас, а прозрачная ткань – опасное стекло, останется лишь эффект прозрачности, нежности и неповторимости.
4. Художественная роспись по ткани. Ручная роспись тканей является разновидностью художественного текстиля, который, в свою очередь, представляет немаловажный раздел декоративно-прикладного искусства.
Ремесло ручной росписи ткани появилось практически одновременно с возникновением ткачества. Шло время, менялись технологии, появились новые материалы и оборудование Процессы украшения тканей механизировались. Но, тем не менее, извечное стремление женщин выглядеть неповторимо, подпитывал интерес к ручной росписи.
Ручная роспись ткани настолько увлекательна, что поможет активизировать внимание учащихся на создание декоративных композиций.
Задания направлены на то, чтобы знакомить ребят с этой интересной техникой и научить расписывать ткань разными приёмами. Учащиеся знакомятся с законами цветоведения и правилами композиции. В процессе создания авторских работ ученики реализуют свой творческий потенциал, развивают фантазию и художественное воображение.
5. Фантазии из ткани. Коллаж из ткани. Создание картин в сочетании различных техник , включая аппликацию, ручное вязание, ручную и машинную вышивки, декорирование поверхности, использование красок для ткани и даже ткани, растворимые в воде.
6. Квиллинг. В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.
Бумажная филигрань - старинная техника обработки бумаги, распространенная и в наше время, получившая название “квиллинг”. “Квиллинг” открывает детям путь к творчеству, развивает их фантазию и художественные возможности.
Данный модуль предлагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью. Создавая свой мир из бумаги, ребенок готовится стать созидателем доброго мира. В этом мы, педагоги, видим основную необходимость сегодняшнего дня.
Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.
В процессе дети постоянно совмещают и объединяют в одно целое все компоненты бумажного образа: материал, изобразительное и цветовое решение, технологию изготовления, назначение и др.
7. Бисероплетение. Бисер - один из самых удивительных материалов для рукоделия: загадочный блеск и неограниченные возможности для творческого поиска. Низание бисером - работа очень тонкая, кропотливая, требующая особого терпения, бесконечной любви к этому делу. Осваивая технику нанизывания бисера, дети познают еще одну грань красоты мира искусств, развивающую эстетический вкус и художественное восприятие мира. Поразительно, сколько разных вещей можно было изготовить из этого на первый взгляд не слишком изысканного материала.
В процессе практической работы учащиеся овладевают приемами работы в различных техниках с учетом традиций и современных технологий. Приобретают навыки работы с тканью, бумагой, красками, пластилином, бисером. При этом неуклонно соблюдается индивидуальный подход, вариативность заданий, принцип от простого к сложному. Возможность выбора учащимися форм работы.
Итогом работы по программе является подготовка и организация выставки работ. Учащиеся осваивают приемы самостоятельной и коллективной творческой деятельности от идеи до конечного результата. Формируется способность оценивать идеи, исходя из реальных возможностей учащихся, умение выбирать наиболее технологичные, экономичные, отвечающие потребностям семьи, школы и рынка, варианты их реализации.
Учащиеся должны знать:
роль искусства и творческой деятельности в жизни человека, в развитии цивилизации на примере декоративно-прикладного искусства;
традиции и новейшие технологии обработки различных материалов( ткани, бумаги);
основы композиции, орнамента, дизайна - как современного способа мышления при создании новых мышлений;
требования к выбору профессии.
Учащиеся должны уметь:
выполнять разработку несложных рисунков, орнаментов;
выполнять основные технологические операции и осуществлять подбор материалов, инструментов и приспособлений;
выполнять изделие по эскизу в различных техниках рукоделия;
Исходя из необходимости учёта потребности личности школьника, его семьи и общества, достижений педагогической науки, конкретный учебный материал для включения в программу отобран с учётом следующих положений:
распространённость изучаемых технологий в сфере производства, сервиса и домашнего хозяйства и отражение в них современных научно-технических достижений;
возможность освоения содержания на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности, имеющие практическую направленность;
выбор объектов созидательной и преобразовательной деятельности на основе изучения общественных, групповых или индивидуальных потребностей;
возможность реализации общетрудовой, политехнической и практической направленности обучения, реального представления методов и средств осуществления технологических процессов;
возможность познавательного, интеллектуального, творческого, духовно-нравственного, эстетического и физического развития учащихся.
Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда (в обобщенном виде). При этом предполагается, что изучение материала программы, связанного с практическими работами, должно предваряться необходимым минимумом теоретических сведений.
Отличительной особенностью программы является то, что процесс изготовления любого изделия начинается с выполнения эскизов, зарисовок лучших образцов, составления вариантов композиций. Выполнение макетирования предваряется подбором материалов по их технологическим свойствам, цвету и фактуре поверхности, выбором художественной отделки изделия. При изготовлении изделий наряду с технологическими большое внимание уделяется эстетическим, экологическим и эргономическим требованиям.
Широкий набор видов деятельности и материалов для работы позволяет не только расширить политехнический кругозор учащихся, но и позволяет каждому из них раскрыть свои индивидуальные способности, найти свой материал и свою технику его обработки, что, безусловно, окажет благотворное влияние на дальнейшее обучение, будет способствовать осознанному выбору профессии.
В результате проведения факультативных занятий в основной школе, учащиеся овладевают безопасными приёмами труда с использованием машин, электробытовых приборов, специальными и общетехническими знаниями и умениями в области шитья, текстильных материалов, изготовления и художественного оформления изделий. В тоже время осуществляется развитие их технического и художественного мышления, творческих способностей личности, формируется экологическое мировоззрение, навыки делового общения.
Изучение технологии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
освоение технологических знаний, основ культуры созидательного труда, представлений о технологической культуре на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий;
овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создание продуктов труда, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов, безопасными приёмами труда;
развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения,интеллектуальных,творческих,коммуникативныхиорганиза-торских способностей;
воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.
Результаты обучения
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и содержат три компонента: знать/понимать - перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний, уметь - владение конкретными навыками практической деятельности, а также компонент, включающий знания и умения, ориентированные на решение разнообразных жизненных задач. Результаты обучения сформулированы в Требованиях в обобщенном виде и являются инвариантными по отношению к направлению технологической подготовки учащихся.
Ожидаемые результаты обучения по данной программе в наиболее обобщенном виде могут быть сформулированы как овладение трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами; умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы; навыками самостоятельного планирования и ведения домашнего хозяйства; формирование культуры труда, уважительного отношения к труду и его результатам.
Утверждаю: Согласовано: Рассмотрено:
Директор МКОУ СОШ №2 Зам. директора по УВР на заседании МО
Протокол № от
2011-2012 уч.год 2011-2012 уч.год 2011-2012 уч.год
Календарно – тематическое планирование
факультатива по технологии «Декоративно прикладное искусство»
Классы: 5-7
Учитель: Абрамова Наталья Владимировна
Педагогическая технология –Технология, М.В. Хохлова,
Количество часов в неделю: 1 ч.
Количество часов на 1 четверть: 8 ч.
на 2 четверть: 8 ч.
на 3 четверть: 10 ч.
на 4 четверть: 9 ч.
на год: 35 ч.
Планирование составлено на основе программы общеобразовательных учреждений. Технология: программы начального и основного общего образования/ М.В. Хохлова, П.С. Самородский, Н.В. Синица. – М, 2011г.
Дополнительная литература:
1. Обучение мастерству рукоделия: конспекты занятий по темам: бисер, пэчворк, изготовление игрушек. 5-8 классы / авт.-сост. Е.А. Гурбина.- Волгоград, 2008г.
2. Воскресенская И. Развивающие игрушки своими руками.- Новосибирск, 2008г.
3. Природный материал и фантазия. 5-9 классы: программа, рекомендации, разработки занятий/ авт.-сост. Л.И. Трепетунова.- Волгоград, 2009г.
4. Технология рукоделия: краткая энциклопедия вышивки/ авт.-сост. О.Н. Маркелова.- Волгоград, 2009г.
5. Занятия по прикладному искусству. 5-7 классы: работа с соленым тестом, Аппликации из ткани, лоскутная техника, рукоделие из ниток/ авт.-сост. Е.А. Гурбина.- Волгоград, 2010г.
6. Технология. Организация кружковой работы в школе. / авт.-сост. О.Н. Маркелова.- Волгоград, 2008г.
7. Люсиль Туми. Фантазии из ткани. Вышивка. Вязание. Шитье. Аппликация. Рисунок по ткани.- М, 2007г.
№ урока
Тема, содержание
Кол-во часов
Дата
1-2
Тема 1. Развивающие игрушки своими руками. Классический кукольный театр (с использованием кукол – перчаток).
Изготовление головы в технике папье-маше.
2ч
3
Покраска головы куклы.
1ч
4-6
Изготовление платья – перчатки.
3ч
7
Тема 2.Торцевание на пластилине.
Зарисовка узора. Приготовление материала и оборудования.
1ч
8-9
Выкладывание узора на плоскости.
2ч
10-11
Выкладывание узора на объемной фигуре из пластилина.
2ч
12
Тема 3. Стилизованный витраж.
Создание эскиза композиции.
1ч
13-15
Изготовление цветов композиции.
3ч
16
Окончательное оформление композиции.
1ч
17
Тема 4. Художественная роспись по ткани.
Нанесение карандашом на ткань изображения.
1ч
18
Натягивание ткани на подрамник.
1ч
19-21
Роспись ткани.
3ч
22
Тема 5. Фантазии из ткани.
Создание фона из аппликаций. Выполнение рисунка.
1ч
23
Оформление аппликации деталями и печворком.
1ч
24
Выполнение машинных швов свободной вышивки.
1ч
25
Добавление декоративных элементов на поверхность.
Окончательное оформление аппликации.
1ч
26-27
Тема 6. Квиллинг. Конструирование.
Вырезание полосок для квиллинга. Основные правила работы.
Основные формы “капля”, “треугольник”, “долька”, “квадрат”, “прямоугольник, “завитки”, “спирали в виде стружки”.
2ч
28-30
Создание композиции из основных форм.
3ч
31
Тема 7. Бисероплетение. Изготовление изделий простых элементов.
1ч
32
Виды подвесок из составления вариантов одинакового приема.
1ч
33
Бахрома, цветочки, веточки, объемные элементы(шарик, шнуры, уголки).
1ч
34-35
Изготовление изделия по желанию учащихся.
2ч
15