Рабочая программа по предмету «Пластическая анатомия»
Рабочая программа по предмету
Пластическая анатомия
Специальность: 0402000 Дизайнер
Автор: Царёва Елена Вячеславовна
ТРЕБОВАНИЯ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ
ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Пластическая анатомия»
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 0402000 Дизайнер
ОПД 09
Пластическая анатомия
Анатомия - наука о строении тела человека. Исторические сведения о пластической анатомии. Анатомия, как необходимый предмет в изобразительном искусстве. Анатомические термины. Пластическая анатомия головы человека. Пластическая анатомия туловища. Части тела. Кости. Мышцы. Пластическая анатомия фигуры человека. Разбор конструктивной связи человеческого тела. Пропорции. Размер, рост, пропорциональность человеческого тела.
36
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Иметь представление о:
происхождении и эволюции развития фигуры человека;
особенностях скелета, приемах и методах творческой работы;
развитии эстетического чувства;
воспитании художественного вкуса, раскрытии сущности и специфики фигуры человека,
закономерности его исторического развития;
анализе изобразительных средств, что необходимо в профессиональной подготовке дизайнера;
ознакомлении с основными сферами эстетической, предметно-практической деятельности человека.
Знать:
История развития пластической анатомии как науки;
Анатомические термины;
Значение пластической анатомии для изучения внешних форм человеческого тела;
Строение скелета человека;
Строение костей скелета;
Строение мышц, их нахождение и название;
Общие понятия о пропорциях человеческого тела;
Половые и возрастные особенности в пропорциях человече6ского тела;
Асимметрия человеческого тела.
Уметь:
изобразить суставные соединения состоянии покоя и во время движения.
показать конструктивный разбор частей человеческого тела.
делать различие в анатомическом строении человеческого тела (мужского, женского)
определять по пропорциям возраст, рост и так далее. применять приобретенные теоретические знания в практических работах
Владеть:
культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановка цели и выбор путей ее достижения;
логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;
саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства;
уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия;
значимости гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; способность принять нравственные обязанности по отношению к окружающей природе, обществу, другим людям и самому себе;
применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетенции, нравственного и физического совершенствования;
синтезировать набор возможных решений задачи или подходов к выполнению дизайн-проекта, научно обосновать свои предложения;
разрабатывать проектную идею, основанную на концептуальном, творческом подходе к решению дизайнерской задачи; возможные приемы гармонизации форм, структур, комплексов и систем.
ВВЕДЕНИЕ
«Чувствовать, знать, уметь – полное искусство», - определяет выдающийся художник-педагог П.П. Чистяков искусство художника. Изображая человека, животное, художник должен знать его строение, его анатомию. Художник, не знающий анатомического построения, не может свободно владеть рисунком человеческой фигуры, не может пользоваться моделью, а только копирует модель, что ведет к рабской зависимости от модели, к натуралистическому рисунку.
На уроках учащиеся получат необходимые сведения о строении костей, суставов, мышц, которые влияют на внешнюю форму человеческого тела. Учащиеся или на живой модели или на себе могут сразу получить конкретное представление о той части общего (живого) тела, которое он в данный момент изучает. Получит уточненные обзоры туловища, конечностей, шеи, головы. А также необходимые сведения для построения всей фигуры.
В качестве завершающего момента будет проводиться анатомический разбор человеческих фигур в самых разнообразных позах и поворотах, начиная от стоящей фигуры и кончая фигурой, лежащей в ракурсе. Разбираются классические рисунки лучших мастеров русской школы. Благодаря этому, учащиеся могут познакомиться не только с анатомическим строением, но и с тем, как оно помогало художникам создавать произведения искусства.
Изложение сопровождаться демонстрацией объемных наглядных пособий, т.е. скелета и муляжей.
Цель предмета – изучение строение скелета, костей, мышц с приемами и методами творческой работы, анализ изобразительных средств, внешние формы тела, их особенности, соотношение друг с другом и изменение при движении (динамика) и покое (статика.) Выразительность внешних форм тела в объеме необходимом для его правильного изображения. В результате освоения такой дисциплины как пластическая анатомия способствует более успешному освоению студентами навыками рисунка, живописи;
Основными задачами изучения дисциплины «Пластическая анатомия» являются формирование у студента системы теоретических знаний. Дать основные понятия частей человеческого тела: костная система, мышечная система, суставы, кожные покровы и т.д. Познакомить с общей конструктивной, связующей ролью скелета, взаимоотношениями частей скелета в пространстве, образованием обобщенных мышечных массивов, о мышечной связи. Применение полученных знаний при построении человеческого тела на плоскости в движении и покое.
Применение полученных знаний по пластической анатомии должно найти свое применение на занятиях по рисунку и живописи при выполнении практических академических постановок. На занятиях по рисунку обязательны наброски и зарисовки фигуры человека (обнаженной и одетой).
При изучении статики и динамики тела человека особое внимание уделяется пластике, т.е. взаимоположению отдельных частей фигуры при разных позах: вертикальное, горизонтальное и т.п.
Трудоемкость дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет _36_ часов. Продолжительность изучения дисциплины _1_ семестр (3).
Образовательные технологии
В ходе освоения дисциплины при проведении аудиторных занятий используются следующие образовательные технологии: лекции, практические занятия, семинарские занятия с использованием активных и интерактивных форм проведения занятий.
При организации самостоятельной работы занятий используются следующие образовательные технологии: зарисовки, наброски.
Контроль успеваемости
Программой дисциплины предусмотрены следующие виды текущего контроля: самостоятельные работы, просмотры.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ДИСЦИПЛИНЫ «ПЛАСТИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ»
№
темы
Кол-во часов
всего
Теор.
Практ.
Контр.
История развития пластической анатомии.
Значение пластической анатомии для изучения внешних форм человеческого тела.
2
2
Общие понятия о скелете. Суставы.
1
1
2
Позвоночный столб. Грудная клетка.
2
2
Пояс верхних конечностей. Скелет верхних конечностей.
1
1
2
Пояс нижних конечностей. Скелет нижних конечностей.
1
1
2
Череп. Отделы черепа. Соединение костей черепа. Возрастные особенности, типы черепов, зубы.
1
1
2
Зачетный урок по теме «Костное строение человека»
2
2
Общие понятия о мышцах. Жевательные мышцы.
1
1
2
Мимические мышцы. Мышцы верхней области лица.
1
1
2
Мышцы средней области лица. Мышцы нижней области лица.
1
1
2
Зачетный урок по теме «Мышечное строение головы человека»
2
2
Мышцы шеи, торса таза.
1
1
2
Мышцы нижних конечностей.
1
1
2
Мышцы плечевого пояса.
1
1
2
Мышцы верхних конечностей.
1
1
2
Зачетный урок по теме «Органы опоры и движения»
2
2
Общие понятия о пропорциях человеческого тела. Половые и возрастные особенности в пропорциях человеческого тела. Асимметрия человеческого тела.
1
1
2
Зачетный урок по теме «Пластика человеческого тела»
2
2
16
20
36
Содержание предмета по темам.
Тема№1 Предмет и значение пластической анатомии. История пластической анатомии.
Дать основные анатомические термины. Познакомить с предметом «Пластическая анатомия». Определить значение для внешней формы тела позвоночника, таза, грудной клетки.
Познакомить методами изучения пластической анатомии в различные периоды.
Тема№2 Общие понятия о скелете. Суставы.
Дать общие понятия о скелете, соединениях костей между собой (швы, хрящи, суставы).
Тема№3 Позвоночный столб. Грудная клетка.
Тема№4 Основные понятия. Анатомическое строение по отделам. Изгибы позвоночника. Функция позвоночника, движение, опорные точки. Анатомическое строение по отделам. Функция грудной клетки, движение, опорные точки.
Тема№5 Пояс верхних конечностей. Скелет верхних конечностей
Понятия о плечевом поясе. Анатомическое строение. Функции скелета верхних конечностей, опорные точки. Лопатка и ключица их рельеф на модели.
Основные понятия. Анатомическое строение. Функции скелета верхних конечностей, опорные точки. Плечевая кость, ее рельеф на модели. Локтевая и лучевая кости, их рельеф на модели. Кисть, ее рельеф на модели.
Тема№6 Пояс нижних конечностей. Скелет нижних конечностей.
Понятие о тазовом поясе. Анатомическое строение. Функции скелета нижних конечностей, опорные точки. Бедренная кость, ее рельеф на модели. Большеберцовая и малоберцовая кости, их рельеф на модели. Стопа, ее рельеф на модели.
Тема№7 Череп. Строение мозгового черепа.
Основные понятия. Кости мозгового черепа. Функции. Опорные точки.
Строение лицевого черепа. Соединение костей черепа.
Основные понятия. Кости лицевого черепа. Функции. Опорные точки.
Возрастные особенности, типы черепов, зубы.
Сравнение типов черепов. Особенности черепа младенца и старика. Понятие зубов, их значение в пластике лица.
Тема№8 Зачетный урок по теме «Костное строение человека»
Проверка знаний учащихся по пройденным темам.
Тема№9 Общие понятия о мышцах. Жевательные мышцы. Мышцы верхней области лица.
Определение мышц. Антагонисты и синергисты и взаимодействие мышц. Строение, форма, положение и принципы наименования мышц. Жевательные мышцы.
Мимические мышцы. Лобная мышца. Пирамидальная мышца носа. Круговая мышца глаза. Мышца, сморщивающая бровь. Мышца, поднимающая верхнее веко.
Тема№10 Мышцы средней области лица. Мышцы нижней области лица.
Мимические мышцы. Скуловая мышца, квадратная мышца верхней губы, мышца носа, собачья, или клыковая мышца, щечная или ланитная мышца.
Круговая мышца рта, треугольная мышца, квадратная мышца нижней губы, подкожная мышца шеи, подбородочная мышца.
Тема№11 Зачетный урок по теме «Мышечное строение головы человека»
Проверка знаний учащихся по пройденным темам.
Тема№12 Мышцы шеи. Мышцы торса и таза.
Трапециевидная мышца. Грудино-ключично-сосцевидная мышца. Мышцы, открывающие рот.
Общий разгибатель спины. Прямая мышца живота. Косые мышцы живота. Межреберные мышцы. Средняя ягодичная мышца. большая ягодичная мышца. подвздошно-поясничная мышца.
Тема№13 Мышцы бедра. Мышцы голени и стопы.
Четырехглавая мышца бедра. Приводящие мышцы. Задние мышцы бедра. Портняжная мышца. Мышца – напрягатель широкой фасции. Широкая фасция бедра.
Мышцы голени: передняя большеберцовая, длинный разгибатель пальцев, длинный разгибатель большого пальца, трехглавая мышца голени, наружные мышцы голени. Мышцы стопы: мышцы большого пальца, мышцы мизинца, короткий сгибатель пальцев.
Тема№14 Мышцы плечевого пояса (1 группа) Мышцы плечевого пояса (2-3 группы)
Мышцы, двигающие плечевой пояс: трапециевидная, ромбовидная, передняя зубчатая мышца, мышца – подниматель лопатки, малая грудная мышца.
Мышцы, связывающие плечевой пояс с плечом: дельтовидная мышца, подлопаточная мышца, надостная мышца, подостная и малая круглая мышцы, большая круглая мышца.
Мышцы, идущие от туловища к плечу: большая грудная мышца.
Тема№15 Мышцы верхних конечностей (плечо) Мышцы предплечья и кисти
Двуглавая мышца. Плечевая мышца. Клювоплечевая мышца. трехглавая мышца плеча.
Сгибатели: круглый пронатор, лучевой сгибатель кисти, длинная ладонная мышца, локтевой сгибатель кисти, глубокий сгибатель пальцев.
Разгибатели: плечелучевая мышца, длинный лучевой разгибатель кисти, короткий лучевой разгибатель кисти, общий разгибатель пальцев, локтевой разгибатель кисти, локтевая мышца, малый супинатор, длинная отводящая большой палец мышца и короткий разгибатель большого пальца, длинный разгибатель большого пальца, длинный сгибатель большого пальца.
Тема№16 Зачетный урок по теме «Органы опоры и движения»
Проверка знаний учащихся по пройденным темам.
Тема№17 Общие понятия о пропорциях человеческого тела. Половые и возрастные особенности в пропорциях человеческого тела. Асимметрия человеческого тела.
Каноны. Постоянные анатомические пропорции взрослого человека. Постоянные различия в пропорциях мужской, женской и детской фигуры. Асимметрия в теле человека.
Тема№18 Зачетный урок по теме «Пластика человеческого тела»
Проверка знаний учащихся по пройденным темам.
Литература
Барчаи Е. «Анатомия для художников» Будапешт «Корвина» 1959
Иваницкий М.Ф. Очерк о пластической анатомии человека. М., 1955
Гнедич П.П. История искусств. Живопись. Скульптура. Архитектура-М.: Эксмо,2008-848:ил.
Гордон Л. Рисунок. Техника рисования фигуры человека.-М.,2004
Значковский Б.П. Пластическая анатомия. М., 1995
Ли Н.Г. Рисунок. Основы учебного академического рисунка: Учебник-М.:ЭКСМО, 2009-480с.ил.
Механик, Наум Соломонович . Основы пластической анатомии : учеб. пособие для высш. худож. учеб. заведений / Н. С. Механик. репринт. изд. 1958 г. б. м. : б. и., 2006. 349 с. : ил. ISBN
Павлов Г.М., Павлова В.Н. «Пластическая анатомия» М. «Искусство» 1967
Рабинович М.Ц. «Пластическая анатомия человека, четвероногих животных и птиц и ее применение в рисунке» М. «Высшая школа» 1978
Станьер П., Розенберг Т. Практический курс рисования. -М., Академия, 2008
Усков, Б.Н. Анатомический атлас : Для самодеятельных художников. М. : Изд-во Акад.художеств, 1963. 25с. : ил. 0.23.
Хейл, Р. Б. Рисунок. Уроки старых мастеров : подробное изучение пластической анатомии человека на примере рисунков великих художников / Р. Б. Хейл ; пер. с англ. Герасиной О. А. М. : АСТ : Астрель, 2006. 271 с. : ил. ISBN 5-17-036085-1 : 353,42.
Чиварди Д. Рисунок. Пластическая анатомия человеческого тела.-М.,2002
13PAGE 15
13PAGE 14215
МђЗаголовок 2)ђЗаголовок 315