Дидактический материал к урокам истории России 6 кл под редакцией Торкунова


УРОК 3. НЕОЛИТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ. ПЕРВЫЕ СКОТОВОДЫ, ЗЕМЛЕДЕЛЬЦЫ, РЕМЕСЛЕННИКИ
ПЕРИОД ОТКРЫТИЯ И ДОСТИЖЕНИЯ ИТОГИ, ЗНАЧЕНИЕ
Палеолит Использование и поддержание огня. Охота и собирательство. Коллективные приёмы загона животных. Освоение пещер, заслоны и навесы. Возникновение зачатков родовой общины.
Распространение примитивных религиозных представлений (культы зверя, плодородия, погребений). Появление искусства как особой сферы общественного сознания и деятельности человека Выживание в суровых условиях. Население Земли — 2 млн. Труд способствовал активному развитию человеческого мозга и рук, речи и мышления, происходило сплочение членов праобщины.
Закрепляя в образах искусства свой трудовой, жизненный опыт, человек расширял представления о действительности. Искусство способствовало укреплению связей между людьми
Мезолит Умение добывать огонь. Лук и стрелы, лодка, сеть, составные орудия труда, иглы. Приручение животных. Распространение охоты на мелкую дичь, морского зверя. Расселение на север Присваивающий тип хозяйства — добыча и освоение готового. Население Земли — около 10 млн. Климат сменился современным, что сделало возможным заселение всей Европы, Южной Сибири. Обмен опытом, навыками, единые племенные языки
Неолит Освоение всех известных ныне земледельческих культур, одомашнивание важнейших видов животных. Ремесло: керамика, прядение, ткачество. Оседлые поселения. Кочевники (степь). Зачатки знаний по астрономии, агрономии, медицине и др. Изобретение колеса. Простой колёсный и водный транспорт. Объединение членов рода в племена (по территории, культам, родству) Единые корни многих современных народов. Переход к производящему хозяйству (неолитическая революция). Население Земли увеличилось — ок. 160 млн чел.
Век металлов Отделение ремесла от земледелия. Прочные орудия труда. Соседские (территориальные) общины. Союзы племён. Законы. Образование языковых групп индоевропейской семьи, народов (этносов) Повышение эффективности орудий труда из металлов (медь, бронза, железо). Второе разделение труда. Развитие сообществ людей. Появление имущественного, социального неравенства. Разложение родового строя. Зарождение эксплуатации.
Появление общих обязательных норм поведения. Предпосылки образования государств. Совершенствование орудий труда и изменение родовых отношений людей, поселившихся на территории нашей страны, имели те же этапы и особенности, что и в других районах мира

УРОК 4. ОБРАЗОВАНИЕ ПЕРВЫХ ГОСУДАРСТВ
ИБН ФАДЛАН о путешествии в ВолжскуюБулгарию в 921—922 гг.
«Записка» Ибн Фадлана содержит описание поездки посольства в Булгар для официаль-ного принятия ислама царём булгар и его окружением в 921—922 гг.
Продолжительность [правления] их царя — сорок лет. Если он переживёт их [хотя бы] на один день, то подданные и его приближённые уволят его или убьют и скажут: «У этого ум уже уменьшился и его суждение [стало] путаным [неясным]». Если он пошлёт [в поход] отряд [войска], то он не обращается вспять никоим образом и никаким способом, а если он обратится в бегство, то предаётся смерти всякий, кто из него к нему [к царю] возвратится… У царя хазар [есть] огромный город на реке Атыл. Он состоит из двух сторон, — в одной из этих двух сторон [живут] мусульмане, а в другой стороне — царь и его приближённые. Над мусульманами [начальствует] муж из [числа] приближённых отроков царя, который называется хаз. Он мусульманин, и судебная власть над мусульманами, живущими в стране хазар и [временно] приезжающими к ним по торговым делам, предоставлена этому отроку-мусульманину, так что никто не рассматривает их дел и не производит суда между ними, кроме него. У мусульман в этом городе [есть] соборная мечеть, в которой они совершают молитву и присутствуют в ней в дни пятниц. …И вот, когда в триста десятом году до царя хазар дошла [весть], что мусульмане разрушили синагогу, бывшую в Усадьбе ал-Бабунадж, он приказал, чтобы минарет был разрушен, казнил муэззинов и сказал: «Если бы, право же, я не боялся, что в странах ислама не останется ни одной неразрушенной синагоги, я обязательно разрушил бы [и] мечеть». Хазары и их царь — все иудеи, а «сакалиба = славяне» и все, кто соседит с ними, [находятся] у него в покорности, и он обращается к ним, как к находящимся в рабстве, и они повинуются ему с покорностью.
УРОК 5. ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ И ИХ СОСЕДИ
О каких чертах характера славян рассказывает византийский автор?
МАВРИКИЙ СТРАТЕГ о славянах и антах (конец VI в.)
Племена склавов и антов одинаковы и по образу жизни, и по нравам; свободные, они никоим образом не склонны ни стать рабами, ни повиноваться, особенно в собственной земле. Они многочисленны и выносливы, легко переносят и зной, и стужу, и дождь, и наготу тела, и нехватку пищи. К прибывающим к ним иноземцам добры и дружелюбны… Пребывающих у них в плену они не держат в рабстве неопределённое время, как остальные племена, но, определив для них точный срок, предоставляют на их усмотрение: либо они пожелают вернуться домой за некий выкуп, либо останутся там как свободные люди и друзья. Ведя разбойную жизнь, они любят совершать нападения на своих врагов в местах лесистых, узких и обрывистых. С выгодой для себя пользуются засадами, внезапными нападениями и хитростями, ночью и днём, выдумывая многочисленные уловки. Они опытнее всех людей и в переправе через реки… Они пользуются также деревянными луками и небольшими стрелами, намазанными отравляющим веществом…
Свод древнейших письменных известий о славянах. Т. 1 (I—VI вв.)/ Сост. Л. А. Гиндин и др. — М., 1994. — С. 369—371.
Памятка по работе с историческим источником
1. Прочитайте заглавие (если оно есть).
2. Назовите вид исторического источника. При каких обстоятельствах он был создан? Каковы цели создания?
3. Прочитайте имя автора документа, если оно имеется. Узнайте или вспомните, известно ли вам что-либо о нём.
4. Прочитайте текст. Объясните незнакомые понятия и термины.
5. Прочитайте вопросы и найдите ответы в тексте исторического источника.
6. Подтверждает ли этот документ то, что вам известно? Если есть противоречия с тем, что вы уже знаете, то в чём они?
УРОК 7. ПЕРВЫЕ ИЗВЕСТИЯ О РУСИ
«ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ» о призвании варягов
В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а ещё иные готландцы, — вот так и эти прозывались. Сказали руси чудь, словяне, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же — те люди от варяжского рода, а прежде были славяне. Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города — тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах — находники, а коренное население в Новгороде — славяне, в Полоцке — кривичи, в Ростове — меря, в Белоозере — весь, в Муроме — мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик. И было у него два мужа, не родственники его, но бояре, и отпросились они в Царьград со своим родом. И отправились по Днепру, и когда плыли мимо, то увидели на горе небольшой город. И спросили: «Чей это городок?» Те же ответили: «Были три брата Кий, Щек и Хорив, которые построили городок этот и сгинули, а мы тут сидим, их потомки, и платим дань хазарам». Аскольд же и Дир остались в этом городе, собрали у себя много варягов и стали владеть землёю полян. Рюрик же княжил в Новгороде.
Памятники литературы Древней Руси: XI — начало XII века. — М., 1978. — С. 27—31
В. О. КЛЮЧЕВСКИЙ. «Курс русской истории»
Киев был сборным пунктом русской торговли; к нему стягивались торговые лодки отовсюду, с Волхова, Западной Двины, Верхнего Днепра и его притоков. Отсюда в летописном рассказе о событиях IX и X вв. довольно явственно выступают два факта: тяготение варяжских пришельцев с Балтийского моря к Киеву и экономическая зависимость русских городов от Киева. Кто владел Киевом, тот держал в своих руках ключ от главных ворот русской торговли. Вот почему всех варяжских князей, появлявшихся на севере, тянуло к Киеву. Из-за него они соперничали друг с другом и истребляли один другого. Так новгородский князь Олег за Киев погубил земляков своих Аскольда и Дира; так и другой новгородский князь, Владимир, за тот же Киев погубил своего родного брата Ярополка.
С другой стороны, все торговые русские города стояли в экономической зависимости от Киева. В Киеве сходились нити их благосостояния; он мог подорвать их торговлю, перерезав главную артерию хозяйственных оборотов страны, не пропуская торговых лодок вниз по Днепру к азовским и черноморским рынкам. Поэтому общим интересом этих городов было жить в дружбе с Киевом, чтобы из Киева иметь свободный выход на степные торговые дороги.
Ключевский В. О. Сочинения.
И. Я. ФРОЯНОВ о влиянии варягов на становление государства на Руси
В XVIII в. из этого («Повесть временных лет». — О. Ж.) летописного сообщения выросла целая «норманнская проблема», которая на протяжении последующих двух столетий зачастую становилась объектом ожесточённой идеологической борьбы, позволяла одним, прежде всего зарубежным, авторам отрицать полностью способность восточных славян к созданию собственной государственности, а другим — пренебрегать ролью варягов в отечественной истории. Современные научные данные показывают, что игнорировать деятельность варяжских отрядов на Руси так же ошибочно, как и преувеличивать их значение. Оказав значительное влияние на становление княжеской власти, развитие культуры, варяги не принесли на Русь государственности, которая зарождалась в недрах древнерусского общества и прошла долгий путь развития.
История России от древнейших времён до начала XX в. / под.ред. И. Я. Фроянова13188952934335УРОКИ 8—9. СТАНОВЛЕНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА
А. П. МЕДВЕДЕВ. «Был ли греческий полис государством?» — http://ancientrome.ru/ publik/article.htm?a=1352390836
Проблема происхождения государства и его сущности относится к вечным темам. В исторических исследованиях последнего времени обозначились два крайних подхода — тенденция к максимальному удревнению государственности, с одной стороны, и радикальному её омоложению — с другой. Аргументы, подтверждающие наличие в полисах признаков государства:
— судя по свидетельству Аристотеля, в каждом полисе была своя тюрьма;
— наличие полисных денежных систем. И большие, и малые греческие полисы чеканили собственную монету. А монета была не только средством денежного обращения, но и действенным материалом для пропаганды полисного суверенитета. Выпуск полисами собственной монеты имеет принципиальное значение для определения статуса полисов как суверенных государств;
— наличие аппарата управления обществом. В античном полисе VI—V вв. до н. э. происходил сложный и противоречивый процесс постепенного отделения публичной власти от массы граждан, хотя сохранялись кратковременность пребывания магистрата на полисной должности и принцип очерёдности;
— существование правотворчества, результатом которого было законодательство. В VII—VI вв. до н. э. в греческих полисах принимались писаные законы;
— наличие территории, полисных границ; — наличие постоянных военных контингентов и в мирное время.
К картине К. В. Лебедева «Встреча Святослава с византийским императором Цимисхием на берегу Дуная»
Святослав и византийский император Иоанн Цимисхий заключили мир на условиях военной помощи, соблюдения прежних договоров и присоединения болгарских земель к Византии. Тем не менее договор Цимисхия и Святослава до сих пор вызывает споры многих учёных, изучающих войну 970—971 гг. Обсуждаются условия, при которых было принято соглашение о перемирии, и суть перемирия. Вопрос состоит в том, кто победил и кто остался побеждённым. Одни историки находили в нём свидетельство неудачи руссов, их поражения в войне. Другие рассматривали это соглашение как документ, восстанавливавший прежние нормы отношений двух государств и включавший ряд новых обязательств Руси на Балканах.
Развёрнутую характеристику и Святославу, и императору даёт современник историк Лев Диакон:
«Показался и Сфендослав [Святослав], приплывший по реке на скифской ладье; он сидел на вёслах и грёб вместе с его приближёнными, ничем не отличаясь от них. Вот какова была его наружность: умеренного роста, не слишком высокого и не очень низкого, с густыми бровями и светло-синими глазами, курносый, безбородый, с густыми, чрезмерно длинными волосами над верхней губой. Голова у него была совершенно голая, но с одной стороны её свисал клок волос — признак знатности рода; крепкий затылок, широкая грудь и все другие части тела вполне соразмерные, но выглядел он хмурым и суровым. В одно ухо у него была вдета золотая серьга; она была украшена карбункулом, обрамлённым двумя жемчужинами. Одеяние его было белым и отличалось от одежды его приближённых только заметной чистотой»;
«Лицо белое, здорового цвета, волосы белокурые, надо лбом жидкие, глаза голубые, взгляд острый, нос тонкий, соразмерный, борода вверху рыжая и слишком суженная по сторонам, а внизу правильной формы и не подстриженная. Он был малого роста, но с широкой грудью и спиной; в нём таилась гигантская сила, руки обладали ловкостью и непреодолимой мощью; геройская душа его была бесстрашна, непобедима и отличалась поразительной для такого маленького тела отвагой. Он один без боязни нападал на целый отряд и, перебив множество [врагов], с быстротой птицы возвращался к своему войску, целый и невредимый. Он всех превосходил щедростью и богатством даров: всякий, кто просил у него чего-либо, никогда не уходил обманутым в своих надеждах. Он был человеколюбив и ко всем обращался с открытым сердцем и лаской, расточая, подобно пророку, елей благотворительности; если бы паракимомен [придворный, постельничий] Василий не обуздывал его ненасытное стремление оказывать благодеяния согражданам, он очень скоро исчерпал бы всю императорскую казну на раздачи бедным. Но недостаток Иоанна состоял в том, что он сверх меры напивался на пирах…»
По условиям мирного договора 971 г., скреплённого личной встречей Святослава и Иоанна Цимисхия, руссы должны были покинуть Дунай; они обязались не нападать более на здешние земли. Но за Русью сохранились завоевания в Причерноморье и Поволжье. Восстанавливались условия старого русско-византийского договора.
Святослав обратился также к византийскому императору с просьбой помочь в проходе рус-ской рати через земли, контролируемые печенегами. Иоанн Цимисхий обещал сделать это. Но, вместо того чтобы выполнить условия договора, греки решили убрать своего опасного соперника: к печенегам греческое посольство везло золото, дорогие подарки и просьбу императора нанести удар Святославу во время его возвращения в Киев.
Осенью русская рать появилась в устье Днепра. Но все пути на север были перерезаны печенегами. Тогда Святослав зазимовал в русских поселениях, расположенных на берегах днепровского устья. Весной 972 г. он снова попытался прорваться в Киев, но на порогах, там, где руссы перетаскивали свои ладьи берегом, минуя бурлящие водовороты, печенеги подстерегли его. Небольшое русское войско было окружено и уничтожено. Сам Святослав погиб в бою. А из его черепа печенежский хан Куря по старому степному обычаю сделал чашу, оковал её золотом и пил из неё на пирах.
УРОК 10. ПРАВЛЕНИЕ КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА. КРЕЩЕНИЕ РУСИ
Предпосылки Крещения Руси
1. Укрепление единого государства Русь (монотеизм — единобожие — вполне соответствовал сущности нового единого государства во главе с монархом).
2. Неоднородность общества (язычество с его равенством людей перед силами природы не могло объяснить и оправдать происхождение и нарастание неравенства в обществе).
3. Международные связи.
4. Необходимость решения ряда нравственных проблем (укрепление семьи как ячейки общества, проявление гуманного отношения к человеку).
5. Духовное развитие страны (важность приобщения к философии христианства).
6. Наличие христиан среди Рюриковичей (Ольга) и знати.
7. Личные качества Владимира I.
Памятка по составлению плана
1. Прочитайте текст. Разделите его на части так, чтобы в каждой из них была законченная мысль.
2. Озаглавьте каждую часть текста. Названия пунктов плана могут быть сформулированы:
а) как вопросы; б) как повествовательные предложения; в) как ключевые фразы из текста, отражающие основную мысль части текста.
3. Проверьте, чтобы пункты плана не повторяли друг друга.
4. При составлении сложного плана некоторые пункты (или все) должны содержать подпункты.
Примерный план «Основные направления политики князя Владимира»
1. Борьба Владимира в междоусобной борьбе за власть.
2. Расширение границ Руси:
а) окончательное подчинение вятичей, радимичей, Полоцкого княжества; б) присоединение польских городов Червеня и Перемышля.
3. Международная деятельность:
а) торговый договор с Волжской Булгарией; б) военный союз с Византией. 4. Оборонительные сооружения на южных границах, защита от печенежских набегов.
5. Крещение Руси.
Историческое значение принятия христианства на Руси
1. Приобщение восточнославянского мира и соседних племён к христианским ценностям, смягчение нравов. 2. Создание условий для более тесного взаимодействия с христианскими народами и государствами, развитие международных отношений. 3. Появление Русской церкви. Русская церковь превращалась в культурную и политическую общность, стала объединяющей силой всего общества (одной из особенностей византийского христианства являлось то, что оно разрешало вести церковную службу в землях новообращённых народов на их родном языке, в отличие от римской церкви, которая допускала богослужение лишь на латинском языке.Это приближало новую религию к народу, делало её частью его духовной жизни, быта и культуры). 4. Укрепление многонационального государства Русь на основе единой религии, сплочение народа. 5. Укрепление княжеской власти. 6. Развитие культуры. Ускорение освоения наследия греко-римской цивилизации через византийскую ветвь, развитие самобытных форм литературы, искусства, религиозной жизни (каменное зодчество, иконопись, фресковые росписи, житийная литература и летописание, переписка книг и др.).
УРОК 11. РУССКОЕ ГОСУДАРСТВО ПРИ ЯРОСЛАВЕ МУДРОМ
Сказание о Борисе и Глебе (фрагмент; перевод Д. С. Лихачёва)
Посадил Владимир окаянного Святополка на княжение в Пинске, а Ярослава — в Новгороде, а Бориса — в Ростове, а Глеба — в Муроме. Подошли к концу дни Владимира — впал он в тяжкий недуг. В это же время пришёл из Ростова Борис, а печенеги вновь двинулись ратью на Русь, и великая скорбь охватила Владимира, так как не мог он выступить против них, и это сильно печалило его. Призвал он тогда к себе Бориса, наречённого в святом крещении Романом, блаженного и скоропослушливого, и, дав ему под начало много воинов, послал его против безбожных печенегов. Борис же с радостью пошёл.
Когда Борис, выступив в поход и не встретив врага, возвращался обратно, прибыл к нему вестник и поведал ему о смерти отца.
Про себя же думал: «Если пойду в дом отца своего, то многие люди станут уговаривать меня прогнать брата (Святополк, занявший киевский стол по праву старшего в роду. — Ред.), как поступал, ради славы и княжения в мире этом, отец мой до святого крещения. А всё это преходящее и непрочно, как паутина. Святополк же, сев на княжение в Киеве после смерти отца, призвал к себе киевлян и, щедро одарив их, отпустил. К Борису же послал такую весть: «Брат, хочу жить с тобой в любви и к полученному от отца владению добавлю ещё». Но не было правды в его словах. Ведь хотел он перебить всех наследников отца своего, чтобы одному захватить всю власть.
Борис возвратился и раскинул свой стан на Альте. И сказала ему дружина: «Пойди, сядь Дополнительный материал в Киеве на отчий княжеский стол — ведь все воины в твоих руках». Он же им отвечал: «Не могу я поднять руку на брата своего, к тому же ещё и старейшего, которого чту я как отца». Услышав это, воины разошлись, и остался он только с отроками своими. И был день субботний. В тоске и печали, с удручённым сердцем вошёл он в шатёр свой и заплакал в сокрушении сердечном, но, с душой просветлённой, жалобно восклицая: «Не отвергай слёз моих, Владыка, ибо уповаю я на тебя! Пусть удостоюсь участи рабов твоих и разделю жребий со всеми святыми твоими, ты Бог милостивый, и славу тебе возносим вовеки!»
Управление в Киевской Руси до начала XII в.

Словарь
Борть — дупло с пчёлами. Вира — плата в пользу князя за убийство свободного человека.
Гривна — денежная и весовая единица Древней Руси. Гридин — младший княжеский дружинник.
Закуп — смерд, получивший ссуду, зависимый. Купа — денежная ссуда.
Мечник — княжеский слуга. Огнищанин — богатый, знатный человек.
Подъездной — сборщик княжеских налогов. Русин — житель Южной Руси.
Рядович — слуга, работающий по договору (ряду). Словенин — житель Новгородской Руси.
Смерд — свободный земледелец. Тиун — княжеский управляющий.
Холоп — раб, не имеющий своего хозяйства. Ябедник — княжеский судья.
Денежные единицы Киевской Руси
Гривна — около 200 граммов серебра.
Ногата — 1/20 гривны.
Куна — 1/25 гривны.
Резан — 1/50 гривны.
Веверица — 1/100 гривны.
УРОК 12. РУСЬ ПРИ НАСЛЕДНИКАХ ЯРОСЛАВА МУДРОГО. ВЛАДИМИР МОНОМАХ
ПОУЧЕНИЕ ВЛАДИМИРА МОНОМАХА СВОИМ ДЕТЯМ (фрагмент)
Послушайте меня; если не всё примете, то хоть половину…
Всего же более убогих не забывайте, но, насколько можете, по силам кормите и подавайте сироте и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильным губить человека. Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его; если и будет повинен смерти, то не губите никакой христианской души. Говоря что-либо, дурное или хорошее, не клянитесь богом, не креститесь, ибо нет тебе в этом никакой нужды. Если же вам придётся крест целовать братии или кому-либо, то, проверив сердце своё, на чём можете устоять, на том и целуйте, а поцеловав, соблюдайте, чтобы, преступив, не погубить души своей. Епископов, попов и игуменов чтите и с любовью принимайте от них благословение… Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев. В дому своём не ленитесь, но за всем сами наблюдайте; не полагайтесь на тиуна или на отрока, чтобы не посмеялись приходящие к вам ни над домом вашим, ни над обедом вашим. На войну выйдя, не ленитесь, не полагайтесь на воевод; ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью; сторожей сами наряживайте и ночью, расставив стражу со всех сторон, около воинов ложитесь, а вставайте рано; а оружия не снимайте с себя второпях, не оглядевшись по лености, внезапно ведь человек погибает. Лжи остерегайтесь и пьянства… Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны. Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите. Жену свою любите… Если будете забывать это, то чаще перечитывайте: и мне не будет стыдно, и вам будет хорошо.
Что умеете хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь… Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее, прежде всего к церкви: пусть не застанет вас солнце в постели.
Что надлежало делать отроку моему, то сам делал — на войне и на охотах, ночью и днём, в жару и в стужу, не давая себе покоя. На посадников не полагаясь, ни на биричей, сам делал, что было надо; весь распорядок и в доме у себя также сам устанавливал. И у ловчих охотничий распорядок сам устанавливал, и у конюхов и о соколах и о ястребах заботился. Также и бедного смерда, и убогую вдовицу не давал в обиду сильным и за церковным по- рядком и за службой сам наблюдал.
Смерти, дети, не бойтесь, ни войны, ни зверя, дело исполняйте мужское, как вам бог пошлёт.
Памятники литературы Древней Руси: XI — начало XII века. — М., 1978. — С. 459.
УРОК 13. ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ И ЦЕРКОВНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ НА РУСИ
СХЕМА «СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА И ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ НАСЕЛЕНИЯ РУСИ»

16395705452745СХЕМА «СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА И ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ НАСЕЛЕНИЯ РУСИ»

УРОК 15. КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО ЕВРОПЫ И КУЛЬТУРА РУСИ
1. Купол
2. Столпы
3. Алтарь
4. Хоры
-4419602035810 5. Алтарная преграда
Памятки
Анализ памятника архитектуры
1. Как называется и где находится памятник зодчества.
2. К какому периоду относится его создание.
3. Назначение сооружения. Повод к его созданию.
4. План сооружения.
5. Описание архитектурных деталей, указание стиля памятника.
6. Особенности сооружения.
7.Какое впечатление он производит (ваше отношение к нему).
Характеристика и анализ произведения изобразительного искусства
1. Ознакомьтесь с произведением искусства: определите автора, время (исторический период, век) и место его создания.
2. Проанализируйте его содержание:
— сюжет произведения, кто и что изображается: передний план, центр, задний план, интерьер помещения, пейзаж и т. п.;
— основная идея произведения;
— степень достоверности изображённого (если в этом есть необходимость).
3. Опишите ваши чувства, отношение к данному произведению.
УРОК 18. ПОЛИТИЧЕСКАЯ РАЗДРОБЛЕННОСТЬ НА РУСИ
«Слово о полку Игореве» (фрагмент)
Не лепо ли ныбяшетъ, братие, начяти старыми словесытрудныхъповестий о пълку Игореве, Игоря Святъславлича?
Начати же сятъй песни по былинамь сего времени, а не по замышлениюБояню! Боянъбовещий, аще кому хотяше песнь творити, то растекашетсямыслию по древу, серымъвълкомъ по земли, шизымъорломъподъоблакы…
(Далее перевод с древнерусского)
Начнём же, братья, повесть эту от старого Владимира до нынешнего Игоря, что отвагою закалил себя, заострил сердца своего мужеством и, исполнившись ратного духа, навёл свои храбрые полки на землю Половецкую за землю Русскую.
Тогда посмотрел Игорь на светлое солнце и увидел, что тьма от него всё войско покрыла. И сказал Игорь дружине своей: «Братья и дружина! Лучше в битве пасть, чем в полон сдаться. А сядем, братья, на своих борзых коней, поглядим на синий Дон!» Запала князю дума Дона великого отведать и знамение небесное ему заслонила. «Хочу, — сказал, — копьё преломить у степи половецкой с вами, русичи! Хочу голову свою сложить либо испить шеломом из Дону».
Игорь к Дону воинов ведёт. Уже беду его стерегут птицы по дубам; волки грозу накликают по оврагам; орлы клектом на кости зверей сзывают; лисицы брешут на червлёные щиты. О Русская земля, а ты уже скрылась за холмом!
Были века Трояновы, прошли лета Ярославовы; были походы Олеговы, Олега Святославича. Тот ведь Олег мечом крамолу ковал и стрелы по земле сеял; ступит в золотое стремя в городе Тмутаракани — звон тот слышит старый великий Ярославов сын Всеволод, а Владимир каждое утро уши себе закладывает в Чернигове. Бориса же Вячеславича похвальба на суд привела и на ковыль-траве покров смертный зелёный постлала за обиду Олегову — храброго и юного князя. С той же Каялы Святополк прилелеял отца своего между угорскими иноходцами ко святой Софии к Киеву. Тогда при Олеге Гориславиче засевалась и росла усобицами, погибала отчина Даждьбожьего внука, в крамолах княжих век человечий сокращался. Тогда по Русской земле редко пахари покрикивали, но часто вороны граяли, трупы себе деля, а галки свою речь говорили, лететь собираясь на поживу. То было в те рати и в те походы, а такой рати не слыхано.
Уже, братья, невесёлое время настало, уже степь силу русскую одолела. Обида встала в силах Даждьбожьего внука, вступила девою на землю Троянову, взмахнула лебедиными крылами на синем море у Дона: прогнала времена счастливые. Война князей против поганых пришла к концу, ибо сказал брат брату: «Это моё, и то моё же». И стали князья про малое «это великое» говорить, а сами на себя крамолу ковать. А поганые со всех сторон приходят с победами на землю Русскую.
О, стонать Русской земле, поминая прежнее время и прежних князей! Того старого Влади- мира нельзя было пригвоздить к горам киевским. Стали стяги его ныне Рюриковы, а другие Давыдовы, но врозь они веют, несогласно копья поют.
УРОК 19. ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКОЕ КНЯЖЕСТВО
В. О. КЛЮЧЕВСКИЙ. КУРС РУССКОЙ ИСТОРИИ (фрагмент)
Пригород Владимир при Андрее превзошёл богатством и населённостью старшие города своей области. Такое необычное перенесение княжеского стола из старших городов в пригород сердило ростовцев и суздальцев, которые роптали на Андрея, говоря: «Здесь старшие города Ростов да Суз- даль, а Владимир наш пригород». Точно так же не любил Андрей и старшей отцовой дружины.
Он даже не делил с боярами своих развлечений, не брал их с собой на охоту, велел им, по выражению летописи, «особно утеху творити, где им годно», а сам ездил на охоту лишь с немногими отроками, людьми младшей дружины. Наконец, желая властвовать без раздела, Андрей погнал из Ростовской земли вслед за своими братьями и племянниками и «передних мужей» отца своего, т. е. больших отцовых бояр. Так поступал Андрей, по замечанию лето- писца, желая быть «самовластцем» всей Суздальской земли. За эти необычные политические стремления Андрей и заплатил жизнью. Он пал жертвой заговора, вызванного его строгостью. Андрей казнил брата своей первой жены, одного из знатных слуг своего двора, Кучковича. Брат казнённого с другими придворными составил заговор, от которого и погиб Андрей в 1174 г.
ЛИЧНОСТЬ КНЯЗЯ АНДРЕЯ. От всей фигуры Андрея веет чем-то новым; но едва ли эта Дополнительный материал новизна была добрая. Князь Андрей был суровый и своенравный хозяин, который во всём по- ступал по-своему, а не по старине и обычаю. Современники заметили в нём эту двойственность, смесь силы со слабостью, власти с капризом. «Такой умник во всех делах, — говорит о нём летописец, — такой доблестный, князь Андрей погубил свой смысл невоздержанием», т. е. недостатком самообладания. Проявив в молодости на юге столько боевой доблести и политической рассудительности, он потом, живя сиднем в своём Боголюбове, наделал немало дурных дел: собирал и посылал большие рати грабить то Киев, то Новгород, раскидывал паутину властолюбивых козней по всей Русской земле из своего тёмного угла на Клязьме. …Прогнав из Ростовской земли больших отцовых бояр, он окружил себя такой дворней, которая в благодарность за его барские милости отвратительно его убила и разграбила его дворец. Он был очень набожен и нищелюбив, настроил много церквей в своей области, перед заутреней сам зажигал свечи в храме, как заботливый церковный староста, велел развозить по улицам пищу и питьё для больных и нищих. Со времени своего побега из Вышгорода в 1155 г. Андрей в продолжение почти 20-летнего безвыездного сидения в своей волости устроил в ней такую администрацию, что тотчас по смерти его там наступила полная анархия: всюду происходили грабежи и убийства, избивали посадников, тиунов и других княжеских чиновников, и летописец с прискорбием упрекает убийц и грабителей, что они делали свои дела напрасно, потому что где закон, там и «обид», несправедливостей много. Никогда ещё на Руси ни одна княжеская смерть не сопровождалась такими постыдными явлениями. Их источника надобно искать в дурном окружении, какое создал себе князь Андрей своим произволом, неразборчивостью к людям, пренебрежением к обычаям и преданиям. В заговоре против него участвовала даже его вторая жена, родом из камской Болгарии, мстившая ему за зло, какое причинил Андрей её родине. Летопись глухо намекает, как плохо слажено было общество, в котором вращался Андрей.
По смерти Андрея в Суздальской земле разыгралась усобица, по происхождению своему очень похожая на княжеские усобицы в старой Киевской Руси. Случилось то, что часто бывало там: младшие дяди заспорили со старшими племянниками.
Памятка для составления рассказа о деятельности исторической личности
1. Определите происхождение исторического деятеля, время жизни, годы правления.
2. Опишите его внешний облик.
3. Определите особенности характера.
4. Определите, чем знаменит в истории. Назовите самые значительные свершения.
5. Дайте оценку деятельности исторической личности. Обоснуйте свою позицию.
6. Используйте дополнительную литературу и интернет-ресурсы.
УРОК 21. ЮЖНЫЕ И ЮГО-ЗАПАДНЫЕ РУССКИЕ КНЯЖЕСТВА
Памятка для определения причинно-следственных связей
1. Выявите ряд интересующих вас событий, обстоятельств.
2. Опишите, есть ли между ними связь, если есть, то решите, какое из них является причиной, а какое — следствием. Если вы работаете с текстом, то обратите внимание на слова, фразы, выражения, которые связывают события друг с другом: «поэтому», «потому что», «в результате…», «это ведёт к…», «вследствие чего», «следовательно» и т. д. 3. Ранжируйте причины и последствия одного или нескольких событий, процесса.
4. Определите результаты события.
5. Составьте графическую схему причинно-следственных связей. Она может состоять из 2—3 или более частей.
Памятка для определения причинно-следственных связей
1. Выявите ряд интересующих вас событий, обстоятельств.
2. Опишите, есть ли между ними связь, если есть, то решите, какое из них является причиной, а какое — следствием. Если вы работаете с текстом, то обратите внимание на слова, фразы, выражения, которые связывают события друг с другом: «поэтому», «потому что», «в результате…», «это ведёт к…», «вследствие чего», «следовательно» и т. д. 3. Ранжируйте причины и последствия одного или нескольких событий, процесса.
4. Определите результаты события.
5. Составьте графическую схему причинно-следственных связей. Она может состоять из 2—3 или более частей.
Памятка для определения причинно-следственных связей
1. Выявите ряд интересующих вас событий, обстоятельств.
2. Опишите, есть ли между ними связь, если есть, то решите, какое из них является причиной, а какое — следствием. Если вы работаете с текстом, то обратите внимание на слова, фразы, выражения, которые связывают события друг с другом: «поэтому», «потому что», «в результате…», «это ведёт к…», «вследствие чего», «следовательно» и т. д. 3. Ранжируйте причины и последствия одного или нескольких событий, процесса.
4. Определите результаты события.
5. Составьте графическую схему причинно-следственных связей. Она может состоять из 2—3 или более частей.
Памятка для определения причинно-следственных связей
1. Выявите ряд интересующих вас событий, обстоятельств.
2. Опишите, есть ли между ними связь, если есть, то решите, какое из них является причиной, а какое — следствием. Если вы работаете с текстом, то обратите внимание на слова, фразы, выражения, которые связывают события друг с другом: «поэтому», «потому что», «в результате…», «это ведёт к…», «вследствие чего», «следовательно» и т. д. 3. Ранжируйте причины и последствия одного или нескольких событий, процесса.
4. Определите результаты события.
5. Составьте графическую схему причинно-следственных связей. Она может состоять из 2—3 или более частей.
УРОК 23. МОНГОЛЬСКАЯ ИМПЕРИЯ И ИЗМЕНЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КАРТЫ МИРА
ВОСТОЧНЫЙ АВТОР XIII в. о взятии городов монголами
Укрепления они завоёвывают следующим образом. Если встретится такая крепость, они окружают её; мало того, иногда они так ограждают её, что никто не может войти или выйти; при этом они весьма храбро сражаются орудиями и стрелами и ни на один день или ночь не прекращают сражения, так что находящиеся на укреплениях не имеют отдыха; сами же татары отдыхают, так как они разделяют войска и одно сменяет в бою другое, так что они не очень утомляются. И если они не могут овладеть укреплением таким способом, то бросают на него греческий огонь… А когда они уже вошли, то одна часть бросает огонь, чтобы сжечь его, а другая часть борется с людьми того укрепления.
Когда они уже стоят против укрепления, то ласково говорят с его жителями и много обещают им с той целью, чтобы те предались в их руки; а если те сдадутся им, то говорят: «Выйдите, чтобы сосчитать вас, согласно нашему обычаю». А когда те выйдут к ним, то татары спрашивают, кто из них ремесленники, и их оставляют, а других, исключая тех, кого захотят иметь рабами, убивают топорами. Во время войн они убивают всех, кого берут в плен, разве только пожелают сохранить кого-нибудь, чтобы иметь их в качестве рабов.
ИПАТЬЕВСКАЯ ЛЕТОПИСЬ о битве на Калке
Дошли вести в стан, что пришли татары посмотреть русские ладьи; услышав же об [этом] Даниил Романович и, сев на коня, погнался посмотреть на невиданную рать; и бывшие с ним конники и многие другие князья вместе с ним помчались смотреть невиданное войско. Оно же отошло, а Юрий им [князьям] рассказал, что «это стрелки». А другие говорили, что «это простые люди, ниже половцев». Юрий Домамирич же сказал: «Это ратники и добрые воины».
Вернувшись же, Юрий всё рассказал Мстиславу. Молодыми князьями было сказано: Дополнительный материал «Мстислав и другой Мстислав — не стойте! Пойдём на них!» Все князья — Мстислав, и другой Мстислав, Черниговский, перешли реку Днепр, другие князья перешли [тоже], и [все они] пошли в поле Половецкое… Оттуда же шли 8 дней до реки Калки. Встретило их татарское охранение. [Русское] же охранение билось с ним и были убиты Иван Дмитриевич и ещё двое с ним.
Татары отошли, около самой реки Калки встретились татары с половецкими полками русских. Мстислав Мстиславич же приказал вначале перейти реку Калку Даниилу с [его] полком и другим полкам с ним, а сам после них перешёл, двигаясь лично в авангарде. Когда же он увидел татарские полки, то вернулся и сказал: «Вооружайтесь!» Мстиславу Романовичу же и другому Мстиславу, сидевшим в стане и ничего не знавшим, Мстислав [Мстиславич] не сообщил [о происходящем] из-за зависти к ним, ибо была между ними великая распря. Полки сошлись и сразились, Даниил же выехал вперёд, а Семён Олюевич и Василько Гаврилович устремились на полки татарские, Василько же был пронзён и ранен. А самому Даниилу, раненному в грудь, по молодости и горячности, не почувствовалось ран в теле, полученных им, ибо был он в возрасте 18 лет и силён. Даниил хорошо сражался, избивая татар. Когда татары побежали, и Даниил своим полком их избивал, то Олег Курский крепко бился с другими полками [татар], сразившимися с ними. За грехи наши, русские полки были побеждены... И была победа над всеми князьями русскими. Такого же никогда не бывало [прежде]. Татары же, победившие русских князей за прегрешения христианские, пришли и добрались до Новгорода Святополчьего. Русские, не знавшие их коварств, вышли навстречу им с крестами, но они [татары] поубивали их всех.
УРОК 24. БАТЫЕВО НАШЕСТВИЕ НА РУСЬ
«ПОВЕСТЬ О РАЗОРЕНИИ РЯЗАНИ БАТЫЕМ»
В год 6745 (1237). …И стал воевать царь Батый окаянный Рязанскую землю и пошёл ко граду Рязани. И осадил град, и бились пять дней неотступно. Батыево войско переменялось, а горожане бессменно бились. И многих горожан убили, а иных ранили, а иные от великих трудов и ран изнемогли. А в шестой день спозаранку пошли поганые на город — одни с огнями, другие со стенобитными орудиями, а третьи с бесчисленными лестницами — и взяли град Рязань месяца декабря в 21 день. И пришли в церковь соборную пресвятой Богородицы, и великую княгиню Агриппину, мать великого князя, со снохами, и прочими княгинями посекли мечами, а епископа и священников огню предали — во святой церкви пожгли, а иные многие от оружия пали. И во граде многих людей, и жён, и детей мечами посекли, а других в реке потопили, а священников и иноков без остатка посекли, и весь град пожгли, и всю красоту прославленную, и богатство рязанское, и сродников рязанских князей — князей киевских и черниговских — захватили. А храмы божии разорили и во святых алтарях много крови пролили. И не осталось во граде ни одного живого: все равно умерли и единую чашу смертную испили. Не было тут ни стонущего, ни плачущего — ни отца и матери о детях, ни детей об отце и матери, ни брата о брате, ни сродников о сродниках, но все вместе лежали мёртвые. И было всё то за грехи наши. И увидел безбожный царь Батый страшное пролитие крови христианской, и ещё больше разъярился и ожесточился, и пошёл на Суздаль и на Владимир, собираясь Русскую землю пленить, и веру христианскую искоренить, и церкви божии до основания разорить.
Кто не восплачется о такой погибели? Кто не возрыдает о стольких людях народа православного? Кто не пожалеет стольких убитых государей? Кто не застонет от такого пленения?
Памятники литературы Древней Руси: XIII век. — М., 1981. — С. 554.
«ПОВЕСТЬ О РАЗОРЕНИИ РЯЗАНИ БАТЫЕМ»
В год 6745 (1237). …И стал воевать царь Батый окаянный Рязанскую землю и пошёл ко граду Рязани. И осадил град, и бились пять дней неотступно. Батыево войско переменялось, а горожане бессменно бились. И многих горожан убили, а иных ранили, а иные от великих трудов и ран изнемогли. А в шестой день спозаранку пошли поганые на город — одни с огнями, другие со стенобитными орудиями, а третьи с бесчисленными лестницами — и взяли град Рязань месяца декабря в 21 день. И пришли в церковь соборную пресвятой Богородицы, и великую княгиню Агриппину, мать великого князя, со снохами, и прочими княгинями посекли мечами, а епископа и священников огню предали — во святой церкви пожгли, а иные многие от оружия пали. И во граде многих людей, и жён, и детей мечами посекли, а других в реке потопили, а священников и иноков без остатка посекли, и весь град пожгли, и всю красоту прославленную, и богатство рязанское, и сродников рязанских князей — князей киевских и черниговских — захватили. А храмы божии разорили и во святых алтарях много крови пролили. И не осталось во граде ни одного живого: все равно умерли и единую чашу смертную испили. Не было тут ни стонущего, ни плачущего — ни отца и матери о детях, ни детей об отце и матери, ни брата о брате, ни сродников о сродниках, но все вместе лежали мёртвые. И было всё то за грехи наши. И увидел безбожный царь Батый страшное пролитие крови христианской, и ещё больше разъярился и ожесточился, и пошёл на Суздаль и на Владимир, собираясь Русскую землю пленить, и веру христианскую искоренить, и церкви божии до основания разорить.
Кто не восплачется о такой погибели? Кто не возрыдает о стольких людях народа православного? Кто не пожалеет стольких убитых государей? Кто не застонет от такого пленения?
Памятники литературы Древней Руси: XIII век. — М., 1981. — С. 554.
УРОК 25. СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ РУСЬ МЕЖДУ ВОСТОКОМ И ЗАПАДОМ
В XVI в. Александр Невский был причислен к лику святых.
В XVIII в. стал небесным покровителем Санкт-Петербурга (после апостолов Петра и Павла). Мощи князя в 1724 г. по приказу Петра I были перенесены в Александро-Невскую лавру. В 1790 г. прах перенесли в Свято-Троицкий собор лавры.
При Екатерине I был учреждён орден Святого Александра Невского. Девиз ордена: «За труды и Отечество».
В 1922 г. мощи князя, заключённые в многопудовый серебряный саркофаг, были изъяты из собора. Саркофаг ныне хранится в Эрмитаже, а прах князя в 1930-е гг. оказался в Казанском соборе (музее истории религии и атеизма).
В 1942 г., когда советский народ на берегах Волги сдерживал натиск фашистских войск, был учреждён полководческий орден Александра Невского. В статуте его записано: «За выбор удачного момента для внезапного, смелого и стремительного нападения на врага и нанесение ему крупного поражения с малыми потерями для своих войск».
В 1989 г. митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий принял возвращённый православной церкви опечатанный кипарисовый ларец с мощами Александра Невского. Он вновь возвращён в лавру, в Свято-Троицкий собор.
В 2008 г. в национальном проекте «Имя Россия» имя Александра Невского заняло первое место.
Дидактический синквейнПервая строка — темасинквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдёт речь.
Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
Третья строка образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
Четвёртая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение авторасинквейна к описываемому предмету или объекту.
Пятая строка — одно слово — резюме, характеризующее суть предмета или объекта.
Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.
Пример синквейна «Александр Невский»
Князь
Храбрый, надёжный.
Воевал, защищал, договаривался…
Не проиграл ни одной битвы:
Полководец!
УРОК 26. ЗОЛОТАЯ ОРДА: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ, НАСЕЛЕНИЕ, ЭКОНОМИКА И КУЛЬТУРА
КАРЛ МАРКС об ордынском иге на Руси
Это иго не только давило, оно оскорбляло и иссушало самую душу народа, ставшего его жертвой. Будучи непропорционально малочисленными по отношению к размаху своих завоеваний, они хотели создать вокруг себя ореол величия и путём массовых кровопролитий обессилить ту часть населения, которая могла бы поднять восстание у них в тылу. Они проходили, оставляя за собой пустыни...
Пример синквейна на тему «Ордынское иго»
Иго — Разрушительное, жестокое.
Напали, разорили, сожгли…
Власть Золотой Орды над Русью!
Упадок...
«ПОВЕСТЬ О ЖИТИИ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО» (фрагмент)
В то же время был в восточной стране сильный царь, которому покорил бог народы многие от востока и до запада. Тот царь, прослышав о такой славе и храбрости Александра, отправил к нему послов и сказал: «Александр, знаешь ли, что бог покорил мне многие народы. Что же — один ты не хочешь мне покориться? Но если хочешь сохранить землю свою, то приди скорее ко мне и увидишь славу царства моего». После смерти отца своего пришёл князь Александр во Владимир в силе великой. И был грозен приезд его, и промчалась весть о нём до устья Волги. И жёны моавитские начали стращать детей своих, говоря: «Вот идёт Александр!» Решил князь Александр пойти к царю в Орду, и благословил его епископ Кирилл. И увидел его царь Батый, и поразился, и сказал вельможам своим: «Истину мне сказали, что нет князя, подобного ему». Почтив же его достойно, он отпустил Александра. После этого раз- гневался царь Батый на меньшего брата его Андрея и послал воеводу своего Неврюя разорить землю Суздальскую. После разорения Неврюем земли Суздальской князь великий Александр воздвиг церкви, города отстроил, людей разогнанных собрал в дома их…
Наполнил же бог землю Александра богатством и славою и продлил бог дни его. Однажды пришли к нему послы от папы из великого Рима с такими словами: «Папа наш так говорит: «Слышали мы, что ты князь достойный и славный и земля твоя велика. Потому и прислали к тебе из двенадцати кардиналов двух умнейших — Агалдада и Гемонта, чтобы послушал ты речи их о законе божьем». Князь же Александр, подумав с мудрецами своими, написал ему такой ответ: «…обо всём этом хорошо знаем, а от вас учения не примем». Они же возвратились восвояси. И умножились дни жизни его в великой славе, ибо любил священников, и монахов, и нищих, митрополитов же и епископов почитал и внимал им, как самому Христу. Было в те времена насилие великое от иноверных, гнали они христиан, заставляя их воевать на своей стороне. Князь же великий Александр пошёл к царю, чтобы отмолить людей своих от этой беды.
…Великий князь Александр возвратился из Орды от царя, и дошёл до Нижнего Новгорода, и там занемог, и, прибыв в Городец, разболелся… Много потрудившись богу, он оставил царство земное и стал монахом, ибо имел безмерное желание принять ангельский образ.
Памятники литературы Древней Руси: XIII век. — М., 1981. — С. 602.
УРОК 27. ЛИТОВСКОЕ ГОСУДАРСТВО И РУСЬ
АКТ КРЕВСКОЙ УНИИ 14 АВГУСТА 1385 г.
Мы, Ягайло, божьей милостью великий князь литовский, Руси господин и наследник урождённый… со всеми своими братьями, ещё не крещёнными, также с родственниками, со шляхтой, дворянами большими и меньшими, в землях его живущими, хочет, желает и жаждет принять веру католическую святой Римской церкви.
Для подтверждения и силы этого, обещает великий князь Ягайло собрать и отдать свои деньги для покрытия расходов, которые понесут как Литва, так и Польша, если только королева венгерская дочь свою, Ядвигу, королеву польскую, браком супружеским с ним соединит. Этот самый князь Ягайло обещает и ручается собственными затратами и стараниями вернуть Королевству Польскому все земли, кем-либо оторванные от него и отнятые. Этот же князь Ягайло обещает вернуть первоначальную свободу всем христианам, особенно людям обоего пола из земли польской, по праву войны захваченным и переселённым, и таким образом, что каждый или каждая смогут отправиться куда захотят. Наконец, этот же великий князь Ягайло обещает земли свои литовские и русские на вечные времена к короне Королевства Польского присоединить.
Мы… соглашаемся и заявляем это так названной госпоже королеве… и это во всём подтверждаем.
АКТ КРЕВСКОЙ УНИИ 14 АВГУСТА 1385 г.
Мы, Ягайло, божьей милостью великий князь литовский, Руси господин и наследник урождённый… со всеми своими братьями, ещё не крещёнными, также с родственниками, со шляхтой, дворянами большими и меньшими, в землях его живущими, хочет, желает и жаждет принять веру католическую святой Римской церкви.
Для подтверждения и силы этого, обещает великий князь Ягайло собрать и отдать свои деньги для покрытия расходов, которые понесут как Литва, так и Польша, если только королева венгерская дочь свою, Ядвигу, королеву польскую, браком супружеским с ним соединит. Этот самый князь Ягайло обещает и ручается собственными затратами и стараниями вернуть Королевству Польскому все земли, кем-либо оторванные от него и отнятые. Этот же князь Ягайло обещает вернуть первоначальную свободу всем христианам, особенно людям обоего пола из земли польской, по праву войны захваченным и переселённым, и таким образом, что каждый или каждая смогут отправиться куда захотят. Наконец, этот же великий князь Ягайло обещает земли свои литовские и русские на вечные времена к короне Королевства Польского присоединить.
Мы… соглашаемся и заявляем это так названной госпоже королеве… и это во всём подтверждаем.
УРОК 28. УСИЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО КНЯЖЕСТВА
ЛЕТОПИСЬ О ВОССТАНИИ В ТВЕРИ ПРОТИВ ОРДЫНЦЕВ В 1327 г.
В год 6834 (1326). В том же году Алекcандру Михайловичу (тверскому князю. — О. Ж.) было дано княжение, и он пришёл из Орды и сел на великокняжеский престол. Потом, немного дней спустя, из-за умножения наших грехов... сказали они [монголы] своему беззаконному царю: «Если не погубишь князя Александра и всех князей русских, то не получишь власти над ними». Тогда беззаконный и проклятый зачинатель всего зла Шевкал, разоритель христианства, отверз свои скверные уста и начал говорить, наученный диаволом: «Государь царь, если ты мне велишь, я пойду на Русь, разорю христианство, убью их князя, а княгиню и детей приведу к тебе». И царь велел ему так сотворить.
Беззаконный же Шевкал, разоритель христианства, пошёл на Русь и пришёл в Тверь, и выгнал великого князя с его двора, а сам поселился на великокняжеском дворе, исполненный гордости и ярости. И сотворил великое гонение на христиан — насилие, грабёж, избиение и поругание. Люди же городские, постоянно оскорбляемые нехристями, много раз жаловались великому князю, прося оборонить их. Он же, видя озлобление своих людей и не имея возможности их оборонить, велел им терпеть. Но тверичи не терпели, а ждали удобного времени.
И случилось так, что 15 августа, ранним утром, когда собирается торг, некий диакон — тверянин, — прозвище ему Дудко, — повёл кобылицу, молодую и очень тучную, напоить водой к Волге. Ордынцы же, увидев её, отняли. Диакон же очень огорчился и стал вопить: «Люди тверские, не выдавайте!»
И началась между ними драка. Ордынцы же, надеясь на свою власть, пустили в ход мечи, и тотчас сбежались люди, и началось возмущение. И ударили во все колокола, стали вечем, и восстал город, и сразу же собрался весь народ. И возник мятеж, и кликнули тверичи и стали избивать где кого поймают, пока не убили самого Шевкала. Убивали же всех подряд, не оставили и вестника, кроме пастухов, пасших на поле стада коней. Те взяли лучших жеребцов и быстро бежали в Москву, а оттуда в Орду, и там возвестили о кончине Шевкала. Убит же был Шевкал в 6835 (1327) году. И, услышав об этом, беззаконный царь зимой послал рать на Русскую землю — пять темников, а воевода у них Федорчук, и убили они множество людей, а иных взяли в плен; а Тверь и все тверские города предали огню. Великий же князь Александр, чтобы не терпеть безбожных преследований, оставив русский великокняжеский престол и все свои наследственные владения, ушёл во Псков с княгиней и детьми своими и остался в Пскове.
Памятники литературы Древней Руси. XIV — середина XV века / Пер. Я. С. Лурье. — М., 1981. — С. 62—65.
УРОК 29. ОБЪЕДИНЕНИЕ РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ ВОКРУГ МОСКВЫ. КУЛИКОВСКАЯ БИТВА
«СКАЗАНИЕ О МАМАЕВОМ ПОБОИЩЕ» о Дмитрии Донском и Сергии Радонежском Князь же великий Дмитрий Иванович, взяв с собою брата своего, князя Владимира Андреевича, и всех князей русских, поехал к Живоначальной Троице на поклон к отцу своему духовному, преподобному старцу Сергию, благословение получить от святой той обители. Преподобный Сергий окропил его священной водою и всё христолюбивое его войско, и осенил великого князя крестом Христовым — знамением на челе. И сказал: «Пойди, господин, на поганых половцев, призывая Бога, и Господь Бог будет тебе помощником и заступником», и добавил ему тихо: «Победишь, господин, супостатов своих, как и подобает тебе, государь наш». Князь же великий сказал: «Дай мне, отче, двух воинов из своей братии — Пересвета Александра и брата его Андрея Ослябу, тем ты и сам нам поможешь». Старец же преподобный велел тем обоим быстро собраться идти с великим князем, ибо были известными в сражениях ратниками, не одно нападение встретили. Они же тотчас послушались преподобного старца и не отказались от его повеления. И дал он им вместо оружия тленного нетленное — крест Христов, нашитый на схимах, и повелел им вместо шлемов золочёных возлагать его на себя. И передал их в руки великого князя, и сказал: «Вот тебе мои воины, а твои избранники», — и сказал им: «Мир вам, братья мои, твёрдо сражайтесь, как славные воины за веру Христову и за всё православное христианство с погаными…» И осенил Христовым знамением всё войско великого князя — мир и благословение. Сказание о Мамаевом побоище // Сказания и повести о Куликовской битве / Отв. ред. Д. С. Лихачёв. — Л., 1982. — С. 155.
УРОК 33. РУССКИЕ ЗЕМЛИ НА КАРТЕ ЕВРОПЫ И МИРА В НАЧАЛЕ XV в.
О походе Тимура на Русь рассказывает «Повесть о Темир-Аксаке», весьма популярная в древнерусской письменности, дошедшая до нас в многочисленных редакциях, которые создавались на протяжении XVI—XVII вв.
ПОВЕСТЬ О ПРОИСХОЖДЕНИИ ТИМУРА И ПОХОДЕ ЕГО НА РУСЬ
Был Темир-Аксак не царь по рождению и не из рода царского, но из худых людей. Ремеслом — кузнец по железу, нравом же немилостив и разбойник. Прежде он был рабом у некоего господина, и тот господин из-за злого его нрава отказался от него и повелел его жестоко избить и прогнать. Был он тогда ещё молод. И вот, не имея пропитания, стал он от нужды разбойничать. Однажды он украл у кого-то овцу. Однако его выследили, и бросились в погоню, и вскоре схватили. И начали его нещадно избивать, и решили избить до смерти. И перебили ему ногу в бедре напополам. Он же лежал неподвижен и не дышал, и решили те, что он умер, и бросили его на съедение псам. Спустя некоторое время он очнулся и, сумев подняться, оковал себе перебитую ногу железом. С тех пор он остался хромым (Тимур стал хромым после ранения в одном из военных походов. — Ред.). Потому и прозвали его — Темир-Аксак, что значит «Железный Хромец»…
Пришёл Темир-Аксак войной на царя Тохтамыша, и был между ними бой на месте, называемом Ораинским, на кочевье царя Тохтамыша; и изгнал он царя Тохтамыша. Оттого распалился окаянный, замыслил в сердце своём и на Русскую землю — полонить её; как и прежде того, когда за грехи попустил это Бог, полонил царь Батый Русскую землю,— так и гордый и свирепый Темир-Аксак то же замышлял, желая захватить Русскую землю.
И собрал он всех воинов своих, прошёл всю Орду, подошёл к пределам Рязанской земли, взял город Елец, и князя елецкого захватил, и многих людей замучил. Об этом прослышав, князь великий Василий Дмитриевич собрал воинов своих многочисленных и пошёл из Москвы в Коломну, желая встретиться с ним; приступив с войском, встал на берегу у Оки-реки, Темир-Аксак же стоял на одном месте пятнадцать дней, помышляя, окаянный, идти на всю Русскую землю, чтобы, подобно новому Батыю, разорить христиан…
Киприан, митрополит киевский и всея Руси… послал в старый и славный город Владимир за иконой Пречистой Владычицы нашей Богородицы служителей большой соборной церкви Святой Богородицы, что во Владимире. …Пречистую чудную икону взяли и понесли из города Владимира в Москву… Когда же донесли икону эту почти до Москвы, тогда весь город вы- шел навстречу и встретил её с честью… Так по Божьей благодати… город наш Москва цел и невредим остался, а Темир-Аксак-царь возвратился назад, ушёл в свою землю.
УРОК 37. РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В XV — НАЧАЛЕ XVI в.
В 1503 г. был созван Церковный собор, который коснулся всех сторон церковного быта, служивших для еретиков поводом к нареканиям на Церковь. Были осуждены пьянство духовенства, непорядки в монастырской жизни. Собор вплотную подошёл к вопросу об отношении к монастырскому вотчинному землевладению. На Соборе выступили крупнейшие церковные деятели того времени — игумен Волоколамский Иосиф (Санин) и игумен Сорский (на р. Сорке, около Белоозера) Нил (Майков).
НестяжателиИосифляне
Нил Сорский, Вассиан Патрикеев, Феодосий Косой Иосиф Волоцкий
Иосифлянами и нестяжателями в исторической литературе называют представителей двух основных течений в русской христианской и общественной мысли, ярко проявивших себя в XV—XVI вв. В качестве примера и те и другие обращались к опыту Сергия Радонежского. И Иосиф Волоцкий, и Нил Сорский были причислены Русской православной церковью к лику святых (первый — в конце XVI в., второй — в начале ХХ в.)
Настаивали на ликвидации монастырского землевладения, считая его причиной падения нравов в Церкви и её авторитета. Считали, что монахи должны вести аскетический образ жизни, ничего не иметь и питаться лишь плодами собственного труда, подаяниями. Бедность провозглашается основой хозяйственного монастырского уклада, а сребролюбие — самой пагубной страстью. Общежитие Нил Сорский считал менее совершенной формой монашеской жизни по сравнению с особножительством — в скитской форме.
Считали, что Церковь должна быть независима от светских властей Иосифляне считали, что Церковь должна иметь большие материальные средства для того, чтобы успешно распространять свои идеи, заниматься благотворительностью и просвещением. Отрицали секуляризацию монастырских земель. Светский правитель выполняет божественное предназначение, хотя при этом остаётся простым человеком, который может совершать ошибки. Главная идея — идея неразделимости единого организма Церкви и государства
УРОК 38. ЧЕЛОВЕК В РОССИЙСКОМ ГОСУДАРСТВЕ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XV в.
Австрийский дворянин барон Сигизмунд фон Герберштейн (1486—1566) был одним из наиболее образованных людей своего времени. Два раза, в 1517 и 1526 гг., он побывал в на- шей стране в качестве посла. Его сведения о Московии, о дворе Василия III отличаются большой точностью. Кроме личных наблюдений, расспросов, Герберштейн, изучив русский язык, привлёк для составления «Записок» летописи и другие памятники и документы.
О власти московского государя
Властью, которую он применяет по отношению к своим подданным, он легко превосходит всех монархов всего мира. И он докончил также то, что начал его отец (Иван III. — О. Ж.), а именно отнял у всех князей и других властелинов все их города и укрепления. Во всяком случае даже родным своим братьям он не поручает крепостей, не доверяя и им. Всех одинаково гнетёт он жестоким рабством, так что, если он прикажет кому-нибудь быть при его дворе, или идти на войну, или править какое-нибудь посольство, тот вынужден исполнять всё это на свой счёт. Исключение составляют юные сыновья бояр, т. е. знатных лиц с более скромным достатком; таких лиц, придавленных своей бедностью, он обыкновенно ежегодно принимает к себе и содержит, назначив жалованье, но неодинаковое. …Знатнейшим, которые правят посольство или несут иные более важные обязанности, назначаются, сообразно с достоинством и трудами каждого, или наместничества, или деревни, или поместья; однако от каждого в отдельности из этого они платят государю определённую подать. Им отдают только штрафы, которые вымогаются у бедняков, случайно в чём-нибудь провинившихся, и некоторые другие доходы. Но подобные владения он отдаёт им по большей части в пользование только на полтора года; если же он содержит кого в особой милости или расположении, то прибавляет несколько месяцев; по истечении же этого срока всякая милость прекращается, и тебе целых шесть лет подряд придётся служить даром.
Все драгоценности, которые привозят послы, отправляемые к иностранным государям, государь откладывает в свою казну… Он применяет свою власть к духовным так же, как и к мирянам, распоряжаясь беспрепятственно и по своей воле жизнью и имуществом всех; из советников, которых он имеет, ни один не пользуется таким значением, чтобы осмелиться разногласить с ним или дать ему отпор в каком-нибудь деле. Они открыто заявляют, что воля государя есть воля божья, и что ни сделает государь, он делает по воле божией. Сам государь, когда к нему обращаются с просьбами за какого-нибудь пленного или по другому важному делу, обычно отвечает: «Если бог повелит, то освободим».
Крестьяне
Поселяне шесть дней в неделю работают на своего господина, а седьмой день предоставляется им для собственной работы. Они имеют несколько собственных, назначенных им их господами, полей и лугов, которыми они и живут; всё остальное принадлежит господам. Кроме того, положение их весьма плачевно и потому, что их имущество предоставлено хищению знатных лиц и воинов, которые в знак презрения называют их крестьянами или чёрными людишками.
Хрестоматия по истории СССР / Сост. В. И. Лебедев, В. Е. Сыроечковский, М. Н. Тихомиров. — М., 1939. — Т. 1.
УРОК 39. ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА ЕДИНОГО РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА
АФАНАСИЙ НИКИТИН. «ХОЖЕНИЕ ЗА ТРИ МОРЯ» (перевод с древнерусского П. С. Смирнова)
И тут Индийская страна, и простые люди ходят нагие, а голова не покрыта, а груди голы, а волосы в одну косу заплетены, все ходят брюхаты, а дети родятся каждый год, а детей у них много. Из простого народа мужчины и женщины все нагие да все чёрные. Куда я ни иду, за мной людей много — дивятся белому человеку. У тамошнего князя — фата на голове, а другая на бёдрах, а у бояр тамошних — фата через плечо, а другая на бёдрах, а княгини ходят — фата через плечо перекинута, другая фата на бёдрах.
А ещё есть в том Аланде птица гукук, летает ночью: кричит: «кук-кук»; а на чьём доме сядет, там человек умрёт, а захочет кто её убить, она на того огонь изо рта пускает. Мамоны (хищники. — О. Ж.) ходят ночью да хватают кур, а живут они на холмах или среди скал. А обезьяны, те живут в лесу. Есть у них князь обезьяний, ходит с ратью своей. Если кто обезьян обидит, они жалуются своему князю, и он посылает на обидчика свою рать, и они, к городу придя, дома разрушают и людей убивают. А рать обезьянья, сказывают, очень велика, и язык у них свой. Детёнышей родится у них много, и если который из них родится ни в мать, ни в отца, таких бросают на дорогах. Иные гундустанцы подбирают их да учат всяким ремёслам; а если продают, то ночью, чтобы они дорогу назад не могли найти, а иных учат (людей забавлять). А весна у них длится три месяца, и лето три месяца, и зима три месяца, и осень три месяца.
Земля многолюдна, да сельские люди очень бедны, а бояре власть большую имеют и очень богаты. Носят бояр на носилках серебряных, впереди коней ведут в золотой сбруе, до двадцати коней ведут, а за ними триста всадников, да пеших пятьсот воинов, да десять трубачей, да с барабанами десять человек, да свирельников десять человек. Cо многими индусами познакомился. Открыл им веру свою, сказал, что не бесерменин я, а христианин, и имя моё Афанасий, а бесерменское (мусульманское. — О. Ж.) имя — ходжа Юсуф Хорасани. И индусы не стали от меня ничего скрывать, ни о еде своей, ни о торговле, ни о молитвах, ни о иных вещах… А всех вер в Индии восемьдесят и четыре веры, и все веруют в бута (идол, индийский бог. — О. Ж.). А разных вер люди друг с другом не пьют, не едят, не женятся. Иные из них баранину, да кур, да рыбу, да яйца едят, но говядины никто не ест. А едят они рис, да травы разные едят, да варят их с маслом да с молоком, а едят все правой рукой, а левою не берут ничего. Ножа и ложки не знают. А есть садятся — руки обмывают, да ноги, да и рот полощут. А кто у них умрёт, тех сжигают да пепел сыплют в воду.
О благоверные христиане русские! Кто по многим землям плавает, тот во многие беды попадает и веру христианскую теряет. Я же, рабище божий Афанасий, исстрадался по вере христианской. А правую веру бог ведает.
В Севасской округе и в Грузинской земле всего в изобилии. И Турецкая земля всем обильна. И Молдавская земля обильна, и дёшево там всё съестное. Да и Подольская земля всем обильна. А Русь… На этом свете нет страны, подобной ей. Но почему князья земли Русской не живут друг с другом как братья! Да устроится Русская земля, а то мало в ней справедливости!..
Памятники литературы Древней Руси: XIV — середина XV в. — М., 1981.