Технологическая карта урока истории по теме Экономическое развитие России в XVII в. ( 7 класс) по учебнику История России. 7 класс под редакцией А. В. Торкунова
Тема. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ В XVII в. § 17 (второй урок)
ТДЦ Образовательные: учащиеся научатся выявить новые черты в развитии торговли, различать причины провала денежной реформы и её последствия.
учащиеся получат возможность научиться извлекать полезную информацию из учебника, фрагмента исторического источника
Развивающие: умение сравнивать, анализировать, формулировать суждение, письменно оформлять ответ
Воспитательные: уважение к отечественному производителю
ПРРегулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу, умение осуществлять контроль и вносить коррективы
Коммуникативные: умение организовывать сотрудничество и совместные действия с учителем и одноклассниками, слушать отвечающегоПознавательные: умение оперировать понятиями, работать с картой, схемой, составлять конспект
Личностные: формирование ответственного отношения к учебной деятельности, умение организовывать свое рабочее местоУМК История России. 7 класс. Учебник под редакцией А. В. Торкунова.
Структура урока Время Задачи этапа Деятельность Ожидаемый результат
учителя ученика 1 Организационный этап 1 мин Приветствие. Проверка готовности учащихся к УЗ. Организация внимания. Приветствует учащихся, контролирует готовность учащихся к работе на уроке. Готовит принадлежности, необходимые для учебной деятельности Готовность к учебной деятельности.
Л.: Умение сосредоточиваться на выполнение учебных задач.
2 Подготовка учащихся к работе на основном этапе
2.1. Постановка цели деятельности на уроке
2.2. Актуализация опорных знаний (письменное задание Приложение 1). 6 мин Обеспечение мотивации и принятие учащимися цели учебно -познавательной деятельности.
Организация актуализации субъективного опыта учащихся Называет тему урока и цели, предлагая наметить пути достижения цели.
Организует
деятельность учащихся по проверке готовности учащихся к восприятию новой темы. Знакомит с рабочим листом Воспринимают цели урока, намечают возможные пути достижения.
Учащиеся выполняют задание. Индивидуально.
Л: Умение сознавать необходимость получения новых знаний для выполнения учебной задачи.
Р. Умение осуществлять саморегуляцию.
3 Изучение нового материала.
3.1. Торговля.
3.2. Деньги и денежная реформа.
3.3. Россия и Европа 18 мин Обеспечить
восприятие,
осмысление и
первичное
запоминание 1 .Учитель дает
задание прочитать пункт 4 с. 33. и выполнить задания 1- 6 на рабочем листе (Приложение 2). По ходу ответов учащихся показывает на карте местоположение
крупных ярмарок, города, через которые шла внешняя торговля
1. Учитель дает задание прочитать пункт 5 с. 34 и выполнить задания 7-8 на рабочем листе (Приложение 2).
2. Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи
1. Учитель дает задание прочитать пункт 6 с. 35 и выполнить задания 9 на рабочем листе (Приложение 2).
2. Организует заслушивание нескольких оценочных суждений учащихся. 1. Работают с текстом
учебника, знакомятся с определением внутреннего рынка; с товарами, которые Россия вывозила.
2. Самоконтроль и взаимоконтроль
1.Определяют причины
провала денежной реформы.
2. Выясняют причинно-следственные связи.
3. Формулируют вывод об особенностях развития экономики России в XVII в.
4. Самоконтроль и взаимоконтроль
1. Высказывают оценочные суждения об уровне экономического развития России.
2. Самоконтроль. П. Развитие картографических умений, самостоятельный анализ и выделение главного, обобщение и систематизация, самоанализ
Р: Принимают и сохраняют
учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
П: Поиск и выделение
необходимой информации.
Структурирование знаний.
Р. Умение представлять результаты работы, осуществлять оценку знаний и действий
Р. Коррекция возможных ошибок в оценке уровня экономического развития России в XVII в.
К. Осуществление учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
4 Физкультминутка 1 мин Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся. Организует физкультминутку Учащиеся выполняют упражнения Л: Здоровьесбережение5 Первичная проверка понимания изученного 6 мин Установить правильность и осознанность изученного материала. Выявить пробелы первичного осмысления, провести коррекцию. Проводит
фронтальный опрос (Приложение 3) Отвечают устно на вопросы учителя. Фронтально. П: Определяют изменения в хозяйстве, которые способствовали формированию внутреннего рынка.
Л. Умение ясно и аргументировано излагать свои мысли.
6 Первичный контроль усвоения новой темы. 4 мин. Обеспечить закрепление в памяти учащихся знаний и способов действий, необходимых для самостоятельной работы по новомуПредлагает учащимся выполнить тестовые задания (Приложение 4) Учащиеся выполняют тестовые задания на рабочем листе. Индивидуально. Взаимоконтроль. Р. Умение осуществлять взаимоконтроль по образцу и вносить коррективы.
7 Информация о домашнем задании 2 мин Обеспечить понимание детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Задает домашнее задание: прочитать п.17.
На выбор:
1.Ответить на вопросы после параграфа
2. Составить словарь терминов
3. Используя ресурсы Интернета, проведите анализ денежной системы России и Европы в XVII в. Воспринимают информацию К: умение слушать учителя, воспринимать информацию Р. Ответственность за результат своего труда
8 Подведение итогов 2 мин Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся Подводит итоги работы класса, отдельных учащихся. Воспринимают информацию Л: Воспринимают оценку учителя
Приложение 1.
Укажите не менее трех последствий Смуты в экономике
................................................................................................................................................
…………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………
Оцените влияние смутного времени на экономику……………………………………………..
Перечислите новые черты в экономике России, которые появились в XVII в.
1)…………………………………………………………………………………………………
2) …………………………………………………………………………………………………..
3)…………………………………………………………………………………………………
4) ……………………………………………………………………………………………………
Приложение 2.
Изучение нового материала. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ В XVII в. 17
Прочитайте пункт 4 с. 33. Что стало главной особенностью торговли в XVII в.?
С помощью словаря на с. 37 узнайте, о каком термине идет речь: Укрепление связей и обмена между различными областями страны, основанное на экономической специализации называется…….
…………………………………………………………………………………………………………………..
3.Определите, по какому принципу составлен перечень? Сало, кожи, щетина, поташ, меха, воск, дёготь, пенька. Ответ: ………………………………………………………………………………….
4. Что объединяет города Астрахань и Архангельск?............................................................................
5. Правильно соотнесите даты и события
1) Введение Новоторгового уставаА. 1949 г.
1 2 3
2) Запрет англичанам вести торговлю в РоссииБ. 1653
3) Принят Торговый уставВ. 1667 г.
6. Сформулируйте вывод: с какой целью вводились торговые уставы?.........................................................
……………………………………………………………………………………………………………………
7. Прочитайте пункт 5 с. 34. Причины провала денежной реформы 1654 г.:
1) Народные волнения 1662 г.3) Недоверие к медным монетам среди купцов
2) Медная монета падала в цене 4) Ухудшение положения простого народа. Ответ:…………..……………………………………………………………………………………………
8. Сформулируйте вывод об особенностях развития экономики России в XVII в…………………
………………………………………………………………………………………………………………
9. Прочитайте пункт 6 с. 35. Оцените уровень экономического развития России XVII в. среди европейских стран ……………………..……………………………………………………………………
Приложение 3.
Фронтальный опрос.
- Какие изменения в хозяйстве способствовали развитию торговли?
- Что стало результатом усиления хозяйственных связей и обмена между различными частями страны?
- Какие товары Россия вывозила в другие страны?
- Через какой порт осуществлялась торговля с государствами Европы?
- Какие меры предприняло правительство для укрепления внутренней торговли?
- К каким последствиям привела денежная реформа 1654 г.?
Приложение 4.
Вопрос Ответ
Укрепление связей и обмена между различными областями страны, основанное на экономической специализации Город на юге страны, через который шла торговля со странами Востока Дата введения Новоторгового устава Верно ли утверждение. Последствием денежной реформы стало ухудшение положения простого народа Верно ли утверждение. Россия вывозила в другие страны цветные металлы, чай, пряности, оружие.