Планирование уроков ОБЖ 5-6 класс по учебнику А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников под ред. А. Т. Смирнова. /Основы безопасности жизнедеятельности.
Пояснительная записка.
Основное общее образование – вторая ступень общего образования. Одной из важнейших функций этого этапа является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. Обучающиеся должны научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, использовать приобретённый в школе опыт деятельности в реальной жизни, в том числе и за рамками учебного процесса.
В настоящее время вопросы обеспечения безопасности стали одной из насущных потребностей каждого человека, общества и государства.
Подготовка подрастающего поколения россиян в области безопасности жизнедеятельности должна основываться на комплексном подходе к формированию у подростков современного уровня культуры безопасности, индивидуальной системы здорового образа жизни, антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения.
Цели изучения основ безопасности жизнедеятельности:
безопасное поведение учащихся в чрезвычайных ситуациях природного, социального и техногенного характера;
понимание каждым учащимся важности сбережения и защиты личного здоровья как индивидуальной и общественной ценности;
принятие обучающимися ценностей гражданского общества: прав человека, правового государства, ценностей семьи, справедливости судов и ответственности власти;
антиэкстремистское мышление и антитеррористическое поведение учащихся, в том числе нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни человека;
отрицательное отношение обучающихся к приёму психоактивных веществ, в том числе наркотиков;
готовность и способность обучающихся к нравственному самосовершенствованию.
Достижение этих целей обеспечивается решением таких учебных задач как:
формирование у обучающихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, в транспортной среде и в чрезвычайных ситуациях природного, социального и техногенного характера;
формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;
выработка у учащихся антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению.
Общая характеристика учебного предмета.
Курс предназначен для:
формирования у учащихся основных понятий об опасных и чрезвычайных ситуациях в повседневной жизни, об их последствиях для здоровья и жизни человека;
выработки у них сознательного и ответственного отношения к личной безопасности, безопасности окружающих;
приобретения учащимися способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных и угрожающих жизни условиях и умения адекватно реагировать на различные опасные ситуации с учётом своих возможностей;
формирования у учащихся антиэкстремистского и антитеррористического поведения, отрицательного отношения к приёму психоактивных веществ, в том числе наркотиков.
Структура курса «Основы безопасности жизнедеятельности» при модульном построении содержания основного общего образования включает в себя два учебных модуля и пять разделов.
Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства.
Раздел 1. Основы комплексной безопасности.
Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций.
Раздел 3. Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации.
Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.
Раздел 4. Основы здорового образа жизни.
Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи.
Особое место в структуре программы занимает раздел 3 модуля 1 «Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации».
Понятийная база и содержание курса «Основы безопасности жизнедеятельности» основаны на положениях федеральных законов Российской Федерации и других нормативно-правовых актов, в том числе:
Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537);
Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 г. (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 г. № 690), а также на Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленной в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения.
Описание места учебного предмета в учебном плане школы.
Предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» изучается в 5 -9 классах в соответствии с базисным учебным планом Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения – лицея №18 г. Орла за счёт часов вариативной части базисного плана (компонента образовательного учреждения) из расчёта 1 ч в неделю 35 часов в год, что и предусмотрено в рабочей программе и учебниках под редакцией А. Т. Смирнова, Б.О. Хренникова.
Во исполнение постановления коллегии администрации Орловской области от 22 ноября 2005 года № 182 «О дополнительных мерах по предупреждению детского дорожно- транспортного травматизма» в рамках предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» реализуются теоретические занятия в количестве 16 часов по программе « Обучение правилам дорожного движения в рамках курса ОБЖ в 5- 9 классах».
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.
Личностные результаты:
усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим;
формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Предметные результаты:
формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
понимание необходимости подготовки граждан к военной службе;
формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;
понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, общества и государства;
знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
умение оказать первую помощь пострадавшим;
умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;
умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.
Содержание учебного предмета.
Основы комплексной безопасности
Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни
Пожарная безопасность.
Безопасность на дорогах.
Безопасность в быту.
Безопасность на водоёмах.
Экология и безопасность.
Обеспечение безопасности при активном отдыхе в природных условиях
Подготовка к активному отдыху на природе.
Активный отдых на природе и безопасность.
Дальний (внутренний) и выездной туризм, меры безопасности.
Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде.
Обеспечение безопасности в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера.
Чрезвычайные ситуации природного характера.
Чрезвычайные ситуации техногенного характера.
Современный комплекс проблем безопасности социального характера.
Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций.
Организация защиты населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций.
Правовые основы обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
Организационные основы по обеспечению защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации.
Экстремизм и терроризм чрезвычайные опасности для общества и государства.
Основные причины возникновения терроризма и экстремизма.
Противодействие терроризму в мировом сообществе.
Нормативно-правовая база противодействия терроризму, экстремизму и наркотизму в Российской Федерации.
Положения Конституции Российской Федерации.
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.
Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 г.
Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации.
Содержание законов Российской Федерации о противодействии терроризму и экстремистской деятельности.
Национальный антитеррористический комитет (НАК).
Деятельность Федеральной службы контроля наркотиков России (ФСКН России) по остановке развития наркосистемы, изменению наркоситуации, ликвидации финансовой базы наркомафии.
Профилактика наркозависимости.
Организационные основы системы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации.
Роль правоохранительных органов и силовых структур в борьбе с терроризмом и проявлениями экстремизма.
Контртеррористическая операция.
Участие Вооружённых Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом.
Духовно-нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму.
Роль нравственной позиции и выработка личных качеств в формировании антитеррористического поведения.
Влияние уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности на формирование антитеррористического поведения.
Профилактика террористической и экстремистской деятельности.
Ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение и за участие в террористической и экстремистской деятельности.
Уголовный кодекс Российской Федерации об ответственности за антиобщественное поведение, участие в террористической и экстремистской деятельности.
Наказание за участие в террористической и экстремистской деятельности.
Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта.
Взрывы в местах массового скопления людей. Захват воздушных и морских судов, автомашин и других транспортных средств и удерживание в них заложников. Правила поведения при возможной опасности взрыва. Правила безопасного поведения, если взрыв произошёл. Меры безопасности в случае похищения или захвата в заложники.
Обеспечение безопасности при захвате самолёта. Правила поведения при перестрелке.
Основы здорового образа жизни.
Здоровый образ жизни и его составляющие
Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Составляющие здорового образа жизни.
Факторы, разрушающие здоровье
Вредные привычки и их влияние на здоровье (курение, употребление алкоголя, наркомания).
Ранние половые связи и их отрицательные последствия для здоровья человека.
Инфекции, передаваемые половым путём, и их профилактика.
Правовые аспекты взаимоотношения полов
Семья в современном обществе.
Основы медицинских знаний и оказание первой помощи.
Оказание первой помощи
Первая помощь и правила её оказания. Средства оказания первой помощи.
Основные неинфекционные заболевания и их профилактика.
Наиболее часто встречающиеся инфекционные заболевания, их возбудители, пути передачи, меры профилактики. Первая помощь при неотложных состояниях. Правила оказания первой помощи при неотложных состояниях.
Первая помощь при массовых поражениях
Комплекс простейших мероприятий по оказанию первой помощи при массовых поражениях.
Тематическое планирование.
5 класс
Тематическое планирование составлено в соответствии с учебником: А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников; под ред. А. Т. Смирнова. /Основы безопасности жизнедеятельности. 5 кл. учеб. для общеобразовательных учреждений - М.: Просвещение, 2011.
№
п/п
Тема
(раздел)
кол-во часов
примерные сроки изучения темы
(раздела)
вид
занятия
планируемые результаты
виды
деятельности учащихся
возможные направления исследовательской, проектной деят-ти уч-ся
формы контроля
предметные
метапредметные
личностные
Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства (22 ч)
Раздел 1. Основы комплексной безопасности (15 ч)
Опасные ситуации техногенного характера (6ч)
2.1 Основные понятия необходимые участникам дорожного движения. Обязанности пассажиров.
1
5а,б,в,г-05.09
Урок - ознакомление с новым материалом
умение предвидеть возникновение опасных ситуаций
умение
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
умение
устанавливать причинно- следственные связи
усвоение правил безопасного поведения на транспорте и на дорогах;
Характеризуют причины ДТП, организацию ДД и правила безопасного поведения участников ДД.
групповой,
2.2. Обязанности пешеходов. Сигналы светофоров.
1
5а,б,в,г-12.09
Урок - ознакомление с новым материалом
осознание значимости безопасного поведения в условиях ЧС
работают с учебником, Запоминают правила безопасного поведения на дорогах.
создание карты опасных мест на дороге по пути в школу
фронтальный
2.3 Дорожные знаки для пешеходов и пассажиров. «Дорожные ловушки», бытовые привычки.
1
5а,б,в,г-19.09
Урок - ознакомление с новым материалом
осознания значимости безопасного поведения
Запоминают правила безопасного поведения на дорогах.
решают ситуационные задачи
создание безопасного маршрута в школу
фронтальный, индивидуальный
2.4 Водитель
1
5а,б,в,г-26.09
Урок - ознакомление с новым материалом
осознания значимости безопасного
поведения
умение организовывать учебное сотрудничество
Запоминают правила безопасного поведения на дорогах.
фронтальный, индивидуальный
2.5 Пожарная безопасность
1
5а,б,в,г-03.10
Урок - ознакомление с новым материалом
умение предвидеть возникновение опасных ситуаций
умение
устанавливать причинно- следственные связи, строить
умозаключение
и делать выводы
формирование ценности безопасного образа жизни
Анализируют причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях. Хар-ют права и обязанности граждан в области пожарной безопасности в быту. Запоминают правила безоп. поведения при пожаре
составление перечня пожароопасных предметов и веществ, хранящихся дома и инструкций их хранения.
фронтальный, групповой
2.6 Безопасное поведение в бытовых ситуациях
1
5а,б,в,г -10.10
Урок – закрепления и повторения знаний
умение предвидеть возникновение опасных ситуаций
умение
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата
формирование ценности безопасного образа жизни
рисуют плакаты
составление инструкции поведения при возникновении ОС дома
индивидуальный
Человек, среда его обитания, безопасность человека (5 ч)
1.1 Город как среда обитания
1
5а,б,в,г -17.10
Урок - ознакомление с новым материалом
знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций
умение
устанавливать причинно- следственные связи
формирование ответственного отношения к учению
Работают с учебником
фронтальный
1.2 Жилище человека, особенности жизнеобеспечения жилища
1
5а,б,в,г -24.10
Урок - ознакомление с новым материалом
формирование убеждения в необходимости безопасного образа жизни
владение основами самоконтроля
усвоение правил безопасного поведения
Сравнивают особенности жизнеобеспечения городского и сельского жилища и возможные аварийные и ОС.
фронтальный, индивидуальный
1.3 Особенности природных условий в городе
1
5а,б, в,г-
Урок – ознакомление с новым материалом
понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды
владение основами самоконтроля
формирование целостного мировоззрения
анализ экологической обстановки района проживания и мер по её улучшению, работают с учебником
исследование факторов, неблагоприятно воздействующих на экол-ую обстановку микр-на
фронтальный
1.4 Взаимоотношения людей, проживающих в городе и безопасность
1
5а,б,в ,г-07.11
Урок - ознакомление с новым материалом
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи
освоение социальных норм, правил поведения
работают с учебником
фронтальный
1.5 Безопасность в повседневной жизни
1
5а,б,в,г -14.11
Урок - ознакомление с новым материалом
осознания значимости безопасного поведения в условиях ЧС
умение создавать обобщения,
устанавливать причинно- следственные связи, строить
умозаключение
и делать выводы
усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения
Анализируют инструкции пользователя электроприборов. Различают предметы бытовой химии. Решают ситуационные задачи. Характеризуют наиболее эффективный способ предотвращения ОС в быту
создание памятки населению о правилах безопасного поведения
фронтальный
Опасные ситуации природного характера (2ч)
3.1 Погодные условия и безопасность человека
1
5а,б,в,г -21.11
Урок - ознакомление с новым материалом
умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи
формирование целостного мировоззрения
Характеризуют основные опасные погодные условия в местах своего проживания и их последствия.
Различают меры безопасного поведения в условиях опасных погодных явлений (ветер, дождь, гололёд).
фронтальный
3.2 Безопасность на водоемах
1
5а,б,в,г – 28.11
Урок - ознакомление с новым материалом
осознания значимости безопасного поведения в условиях ЧС
умение
устанавливать причинно- следственные связи, строить
умозаключение
и делать выводы
формирование ответственного отношения к учению
Различают состояние водоёмов в различное время года.
Объясняют правила поведения на водоёмах. Применяют правила само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде
проект: «Знаки безопасности на водоёмах»
фронтальный
Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера (2 ч)
4.1 Чрезвычайные ситуации природного характера.
1
5а,б,в,г - 05.12
Урок - ознакомление с новым материалом
умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам
умение устанавливать аналогии, классифицировать,
освоение правил поведения
Различают ЧС по причинам их возникновения.
Анализируют правила своего возможного поведения в случае возникновения той или иной ЧС
фронтальный
4.2 Чрезвычайные ситуации техногенного характера
1
5а,б,в,г -12.12
Урок - ознакомление с новым материалом
осознания значимости безопасного поведения в условиях ЧС
умение определять понятия, создавать обобщения, умение
устанавливать причинно- следственные связи, строить
умозаключение
и делать выводы
освоение правил поведения
Различают ЧС по причинам их возникновения.
Анализируют правила своего возможного поведения в случае возникновения той или иной ЧС
фронтальный, индивидуальный
Раздел 3. Основы противодействия экстремизму и терроризму в Российской Федерации (7 ч)
Опасные ситуации социального характера, антиобщественное поведение (3 ч)
5.1 Антиобщественное поведение и его опасность.
1
5а,б,в,г – 19.12
Урок - ознакомление с новым материалом
знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций социального характера
умение организовывать учебное сотрудничество
развитие правового мышления
Характеризуют основные виды антиобщественного поведения и их последствия. Вырабатывают отрицательное отношение к любым видам антиобщественного поведения.
фронтальный
5.2 Обеспечение личной безопасности дома.
1
5а,б,в,г – 26.12
Урок - ознакомление с новым материалом
знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи
Распознают признаки возникновения ОС дома. Составляют правила собственного безопасного поведения дома в различных ОС
Составить памятку безопасного поведения дома
фронтальный
5.3 Обеспечение личной безопасности на улице
1
5а,б,в,г – 16.01
Урок - ознакомление с новым материалом
умение применять правила безопасного поведения
умение
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата
освоение социальных норм, правил поведения
Распознают признаки возникновения опасной ситуации на улице.
Составляют правила собственного безопасного поведения на улице в различных ОС
фронтальный, индивидуальный
Экстремизм и терроризм чрезвычайные опасности для общества и государства (3 ч)
6.1, 6.2 Экстремизм и терроризм: основные понятия и причины их возникновения.
Виды экстремистской и террористической деятельности.
1
5а,б,в,г – 23.01
Урок - ознакомление с новым материалом
формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;
умение определять понятия, создавать обобщения, классифицировать
формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения
Объясняют общие понятия об экстремизме и о терроризме и причины их возникновения. Характеризуют основные виды террористической деятельности
фронтальный, индивидуальный
6.3 Виды террористических актов и их последствия.
1
5а,б,в,г – 30.01
Урок - ознакомление с новым материалом
понимание роли государства
в обеспечении национальной безопасности
умение определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать,
Формулируют свои правила поведения в повседневной жизни, чтобы не стать правонару- шителями. Составляют план своих действий при угрозе возникновения теракта и при теракте. Анализируют виды терактов и их характерные особенности
фронтальный, индивидуальный
6.4 Ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение и участие в террористической деятельности
1
5а,б,в,г - 06.02
Урок - ознакомление с новым материалом
понимание роли государства
в обеспечении национальной безопасности
формирование осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам
развитие правового мышления
Характеризуют ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение
фронтальный, индивидуальный
Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (13 ч)
Раздел 4. Основы здорового образа жизни (5 ч)
Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни (3 ч)
7.1. О здоровом образе жизни.
1
5а,б,в,г – 13.02
Урок - ознакомление с новым материалом
формирование убеждения в необходимости здорового образа жизни
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности
формирование ценности здорового образа жизни
Объясняют основные положения о здоровом образе жизни, работа с учебником
фронтальный,
7.2 Двигательная активность и закаливание организма необходимое условие укрепления здоровья
1
5а,б,в,г – 20.02
Урок - ознакомление с новым материалом
формирование установки на здоровый образ жизни
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи
формирование ценности здорового образа жизни
Распознают виды двигательной активности и закаливания.
исследование отношения учащихся к занятиям спортом
фронтальный
7.3 Рациональное питание. Гигиена питания
1
5а,б,в,г – 27.02
Урок - ознакомление с новым материалом
формирование установки на здоровый образ жизни
умение
устанавливать причинно- следственные связи, строить
умозаключение
формирование ценности здорового образа жизни
Характеризуют сущность рационального питания, работают с учебником и дополнительным материалом
анализ пищевых пристрастий учащихся и разработка рекомендаций по здоровому питанию
фронтальный, индивидуальный
Тема 7 Факторы, разрушающие здоровье (2ч)
8.1 Вредные привычки и их влияние на здоровье человека
1
5а,б,в,г – 06.03
Урок - ознакомление с новым материалом
формирование убеждения в необходимости здорового образа жизни
умение определять понятия, устанавливать аналогии, умение организовывать учебное сотрудничество
формирование ценности здорового образа жизни
Объясняют пагубность влияния вредных привычек на здоровье школьника, его умственные и физические способности, работают с дополнительным материалом
исследование причин, приводящих к возникновению вредных привычек
фронтальный, групповой
8.2 Здоровый образ жизни и профилактика вредных привычек
1
5а,б,в,г – 13.03
Урок - ознакомление с новым материалом
формирование установки на здоровый образ жизни
формирование ценности здорового образа жизни
Вырабатывают отрицательное отношение к курению и употреблению алкоголя, создают плакаты
фронтальный, индивидуальный
Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (8 ч)
Первая помощь и правила ее оказания (8ч)
27-28
9.1 Первая помощь при различных видах повреждений
2
5а,б,в,г – 19.03, 03.04
1. Урок – ознакомление с новым материалом
2. Урок – выработки и закрепления умений и навыков
умение оказать первую помощь пострадавшим
умение классифицировать,
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками
Характеризуют предназначение и общие правила оказания первой помощи. Работают в парах и с карточками
1. индивидуальный
2. индивидуальный, парный
29-31
Оказание первой помощи при ушибах, ссадинах (практические занятия)
3
5а,б,в,г – 10.04, 17.04,
24.04
1. Урок – ознакомление с новым материалом
2. Урок – выработки и закрепления умений и навыков
3. Урок – обобщения и систематизации знаний
умение оказать первую помощь пострадавшим
умение
осуществлять контроль своей деятельности в процессе ОСтижения результата
Вырабатывают практические навыки по оказанию первой помощи при ушибах и ссадинах.
1. фронтальный, индивидуальный,
2. парный
3. индивидуальный
32-34
Первая помощь при отравлениях (практические занятия)
3
5а,б,в,г – 08.05, 15.05, 22.05
1. Урок – выработки и закрепления умений и навыков
2.Урок-практикум
3. Урок - обобщения и систематизации знаний
умение оказать первую помощь пострадавшим
умение организовывать учебное сотрудничество
формирование ответственного отношения к учению
Вырабатывают практические навыки по оказанию первой помощи при отравлениях никотином и угарным газом
1. индивидуальный
2.индивидуальный
3. зачёт
6 класс
Тематическое планирование составлено в соответствии с учебником: А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников; под ред. А. Т. Смирнова. /Основы безопасности жизнедеятельности. 6 кл. учеб. для общеобразовательных учреждений - М.: Просвещение, 2011.
№
п/п
Тема
(раздел)
кол-во часов
примерные сроки изучения темы
(раздела)
вид
занятия
планируемые результаты
виды
деятельности учащихся
возможные направления исследовательской, проектной деят-ти уч-ся
формы контроля
предметные
метапредметные
личностные
Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства (25 ч)
Раздел 1. Раздел 1. Основы комплексной безопасности (25 ч)
Опасные ситуации техногенного характера (3ч)
Езда на велосипеде и соблюдение ПДД
1
6г -05.09
6а,б,в - 02.09
Урок - ознакомление с новым материалом
умение предвидеть возникновение опасных ситуаций
умение
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата
усвоение правил безопасного поведения на транспорте и на дорогах
Характеризуют причины ДТП, организацию дорожного движения и правила безопасного поведения участников ДД.
фронтальный
Дополнительные требования ПДД к движению велосипедов.
1
6г -12.09
6а,б,в – 09.09
Урок - ознакомление с новым материалом
знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и ЧС
освоение приёмов действий в опасных и ЧС техногенного характера
усвоение правил безопасного поведения на дорогах;
Запоминают правила безопасного поведения на дорогах.
групповой,
фронтальный
Дорожная разметка. Применение специальных сигналов.
1
6г -19.09
6а,б, в – 16.09
Урок - ознакомление с новым материалом
знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и ЧС
умение
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата
усвоение правил безопасного поведения на дорогах;
Запоминают правила безопасного поведения на дорогах.
решают ситуационные задачи
проект: «Велосипедная зона в микрорайоне»
групповой, индивидуальный
Тема 1. Подготовка к активному отдыху на природе (5 ч)
1.1 Природа и человек.
1.2 Ориентирование на местности.
1
6г -26.09
6а,б, в – 23.09
Урок - ознакомление с новым материалом
умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам
умение
устанавливать причинно- следственные связи, строить
умозаключение
и делать выводы
формирование ответственного отношения к учению
Работают с учебником
фронтальный, групповой
1.3 Определение своего местонахождения и направления движения на местности.
1
6 г -03.10
6а,б,в -30.09
Урок - ознакомление с новым материалом
умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности
формирование ответственного отношения к учению
Определяют основные особенности для безопасного пребывания человека в природной среде. Характеризуют основные способы ориентирования на местности.
определение сторон горизонта на пришкольном участке
фронтальный, индивидуальный
1.4 Подготовка к выходу на природу.
1
6г -10.10
6а,б,в -07.10
Урок - ознакомление с новым материалом
умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам
умение устанавливать причинно- следственные связи
усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
Вырабатывают навыки работы с картой. Характеризуют порядок подготовки к выходу на природу.
Начинают вести дневник без-ти, в котором в течение года описывают различные ситуации, случающиеся с человеком в природных условиях
фронтальный, индивидуальный
1.5 Определение места для бивака и организация бивачных работ.
1
6 г -17.10
6а,б,в -14.10
Урок - ознакомление с новым материалом
умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий
умение работать в группе
формирование основ экологической культуры на основе признания необходимости ответственного, бережного отношения к окр. среде
Объясняют необходимость сохранения окружающей природной среды.
фронтальный, групповой
1.6 Определение необходимого снаряжения для похода
1
6г -24.10
6а,б,в -21.10
Урок - ознакомление с новым материалом
умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам
умение устанавливать причинно- следственные связи
формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию
Составляют памятку для туристов
фронтальный, индивидуальный
Тема 2. Активный отдых на природе и безопасность (5 ч)
2.1 Общие правила безопасности во время активного отдыха на природе.
1
6 г -31.10
6а,б,в – 28.10
Урок - ознакомление с новым материалом
умение предвидеть возникновение ОС по характерным признакам их проявления, умение принимать обоснованные решения в конкретной ОС для минимизации последствий
освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера
формирование основ экологической культуры на основе признания необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде
Характеризуют общие правила безопасности во время активного отдыха на природе.
фронтальный, индивидуальный
2.2 Подготовка и проведение пеших походов на равнинной и горной местности.
1
6 г -07.11
6а,б,в -11.11
Урок - ознакомление с новым материалом
умение предвидеть возникновение опасных ситуаций
владение основами самоконтроля, самооценки
усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
Сравнивают основные меры безопасности при пеших походах на равнинной и горной местности.
Составление инструкции для туристов
фронтальный, парный
2.3 Подготовка и проведение лыжных походов.
1
6 г – 14.11
6а,б,в – 18.11
Урок - ознакомление с новым материалом
умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления,
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками
усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
Объясняют, какие факторы необходимо учитывать при подготовке к лыжному походу.
фронтальный, индивидуальный
2.4 Водные походы и обеспечение безопасности на воде.
1
6а,г – 21.11
6в – 25.11
Урок - ознакомление с новым материалом
умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий
определять способы действий в опасных и ЧС в рамках предложенных условий и требований
Характеризуют основные особенности подготовки к водному туризму.
фронтальный, индивидуальный
2.5 Велосипедные походы и безопасность туристов
1
6 г – 28.11
6а,б,в – 02.12
Урок - ознакомление с новым материалом
умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления
владение основами самоконтроля, самооценки
Объясняют особенности подготовки к велосипедному туризму.
Объясняют, какие существуют возрастные ограничения для юных велотуристов
Проект: «Туристический маршрут по карте Орловской области»
фронтальный, групповой
Тема 3.Дальний (внутренний) и выездной туризм и меры безопасности (4 ч)
3.1. Основные факторы, оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем (внутреннем) и выездном туризме.
1
6г -05.12
6а,б,в – 09.12
Урок - ознакомление с новым материалом
знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности
формирование потребностей выполнять правила безопасности жизнедеятельности
Анализируют основные факторы, оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем и выездном туризме.
фронтальный, индивидуальный
3.2, 3.3 Акклиматизация человека в различных климатических условиях и в горной местности
1
6г -12.12
6а,б,в – 16.12
Урок - ознакомление с новым материалом
умение устанавливать причинно- следственные связи, определять способы действий в опасных и ЧС в рамках предложенных условий и требований
формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию
Различают факторы, которые способствуют быстрой акклиматизации человека в различных климатических условиях. Характеризуют особенности акклиматизации человека в горах.
Исследование климатических факторов орловской области, влияющих на состояние здоровья туристов
фронтальный, индивидуальный
3.4 Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха наземными видами транспорта.
1
6г – 19.12
6а,б,в – 23.12
Урок - ознакомление с новым материалом
умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей
умение работать индивидуально
усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
Анализируют порядок обеспечения личной безопасности при следовании к местам отдыха различными видами транспорта.
индивидуальный
3.5, 3.6 Обеспечение личной безопасности на водном и воздушном транспорте.
1
6г -26.12
6а,б,в – 29.12
Урок - ознакомление с новым материалом
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками
усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
Составляют план своих действий при возникновении ОС, которые могут возникнуть при следовании речным или морским судном. Характеризуют средства безопасности, имеющиеся на борту самолёта, и запоминают правила их использования
Конкурс плакатов
фронтальный
Тема 4. Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде (3 ч)
4.1, 4.2 Автономное существование человека в природе. Добровольная автономия.
1
6 г –16.01
6а,б, в -13.01
Урок - ознакомление с новым материалом
умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.
умение самостоятельно определять цели своего обучения
усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
Характеризуют виды автономного существования человека в природной среде.
фронтальный,
4.3 Вынужденная автономия человека в природной среде.
1
6г -23.01
6а,б,в – 20.01
Урок - ознакомление с новым материалом
умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости
усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
Анализируют обстоятельства, при которых человек может попасть в условия вынужденной автономии в природной среде.Объясняют правила и методы по формированию навыков для безопасного существования в природной среде
фронтальный,
4.4 Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании
1
6 г -30.01
6а,б, в – 27.01
Урок - ознакомление с новым материалом
освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера
формирование потребностей выполнять правила безопасности жизнедеятельности
В дневнике безопасности формулируют качества, которыми должен обладать человек для успешного выхода из условий вынужденной автономии в природной среде.
Дают оценку действиям людей, попавших в экстремальные условия в природной среде
Составление памятки по выживанию для людей, оказавшихся в условиях вынужденной автономии
групповой
Тема 5 Опасные ситуации в природных условиях (4 ч)
5.1 Опасные погодные явления.
1
6г –06.02
6а,б,в –03.02
Урок - ознакомление с новым материалом
знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного характера
освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера
формирование целостного мировоззрения
Характеризуют опасные погодные явления, случающиеся в своём регионе, и анализируют их последствия.
фронтальный
5.2 Обеспечение безопасности при встрече с дикими животными в природных условиях.
1
6г -13.02
6а,б,в – 10.02
Урок - ознакомление с новым материалом
умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей
умение устанавливать причинно- следственные связи
усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
Запоминают диких животных и насекомых, обитающих в регионе проживания учащихся. Объясняют, какую опасность эти животные представляют при встрече с ними.
групповой
5.3 Укусы насекомых и защита от них.
1
6г -20.02
6а,б, в – 17.02
Урок - ознакомление с новым материалом
освоение приёмов оказания первой помощи пострадавшим
формирование ответственного отношения к учению
Сравнивают меры профилактики, которые могут понадобиться при встрече с опасными дикими животными и насекомыми.
Изучение лечебных свойств растений, произрастающих в орловской области
фронтальный
5.4 Клещевой энцефалит и его профилактика
1
6г -27.02
6а,б, в – 24.02
Урок - ознакомление с новым материалом
умение оказать первую помощь
освоение приёмов оказания первой помощи пострадавшим
формирование ответственного отношения к учению
Объясняют меры профилактики клещевого энцефалита
фронтальный, индивидуальный
Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (10 ч)
Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (4 ч)
Тема 6. Первая помощь при неотложных состояниях (4 ч)
6.1 Личная гигиена и оказание первой помощи в природных условиях.
1
6г -06.03
6а,б,в – 03.03
Урок - ознакомление с новым материалом
умение оказать первую помощь пострадавшим;
освоение приёмов оказания первой помощи пострадавшим
формирование ответственного отношения к учению
Характеризуют основные правила личной гигиены, которые необходимо соблюдать в походной жизни.
фронтальный, индивидуальный
6.2 Оказание первой помощи при травмах.
1
6г -13.03
6а,б,в – 10.03
Урок - ознакомление с новым материалом
умение оказать первую помощь пострадавшим;
освоение приёмов оказания первой помощи пострадавшим
формирование ответственного отношения к учению
Вырабатывают в паре навыки в оказании первой помощи в походе при травмах.
парный
6.3 Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударе, отморожении и ожоге.
1
6г -19.03
6а,б,в – 17.03
Урок - ознакомление с новым материалом
умение оказать первую помощь пострадавшим;
освоение приёмов оказания первой помощи пострадавшим
формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию
Вырабатывают в паре навыки в оказании первой помощи в походе при тепловом и солнечном ударе, при отморожении и ожоге.
фронтальный, индивидуальный
6.4 Оказание первой помощи при укусах змей и насекомых
1
6г -03.04
6а,б,в – 07.04
Урок – ознакомление с новым материалом
умение оказать первую помощь пострадавшим;
освоение приёмов оказания первой помощи пострадавшим
формирование ответственного отношения к учению
Сравнивают порядок по оказанию первой помощи при укусах змей и насекомых
фронтальный
Раздел 4. Основы здорового образа жизни (6 ч)
Тема 7 Здоровье человека и факторы, на него влияющие(6 ч)
7.1 Здоровый образ жизни и профилактика утомления.
7.2 Компьютер и его влияние на здоровье.
1
6г -10.04
6а,б,в – 14.04
Урок – ознакомление с новым материалом
формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий
формирование потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни
Объясняют положение о том, что здоровый образ жизни индивидуальная система поведения человека.
Проект по изучению влияния компьютера на здоровье шестиклассников
фронтальный, индивидуальный
7.3 Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека.
1
6г -17.04
6а,б,в – 21.04
Урок – ознакомление с новым материалом
понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей ащищености
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах
Характеризуют влияние основных неблагоприятных факторов окружающей среды на здоровье человека.
Фронтальный, индивидуальный
7.4 Влияние социальной среды на развитие и здоровье человека.
1
6г -24.04
6а,б,в – 28.04
Урок – ознакомление с новым материалом
формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях ЧС социального характера
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий
формирование потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни
Характеризуют влияние социальной среды на здоровье человека.
Фронтальный
7.5 Влияние наркотиков и других психоактивных веществ на здоровье человека.
1
6г -08.05
6а,б,в – 05.05
Урок – ознакомление с новым материалом
формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни
умение самостоятельно определять цели своего обучения
формирование потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни
Характеризуют пагубное влияние на здоровье человека употребления наркотиков. Вырабатывают отрицательное отношение к приёму наркотиков.
Фронтальный, индивидуальный
33-34
7.6 Профилактика употребления наркотиков и других психоактивных веществ
1
6г -15,22.05
6а,б,в – 12,19.05
Урок - ознакомление с новым материалом
формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью
освоение приёмов оказания первой помощи пострадавшим
формирование потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни
Находят в сети Интернет и в средствах массовой информации, в книгах из библиотеки примеры заболевания наркоманией подростков и анализируют их.
По итогам изучения раздела «Основы здорового образа жизни» пишут реферат на одну из тем, предложенных в учебнике
фронтальный, индивидуальный
13PAGE 15
13PAGE 142315