Рабочая программа по ИЗО 7 класс под.редакцией Неменского.


Ростовская область Родионово-Несветайский район
сл. Аграфеновка
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Родионово-Несветайского района
«Аграфеновская средняя общеобразовательная школа»

«Утверждаю»
Директор МБОУ «Аграфеновская СОШ»
_________________ Н.Б. Будникова
Приказ №____ от «___»______2015 года
м.п.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по Изобразительному искусству
(указать учебный предмет, курс)
Уровень общего образования (класс)
Среднего общее образование 6-9 кл.
(начальное, основное, среднее)
Количество часов 6 -9 кл.(35часов)
Учитель Каплун Галина Николаевна
(ФИО)
Программа разработана на основе базы программ основного общего образования по Изобразительному искусству (базовый уровень) и авторской программы Л.А.Неменская, издательство Москва «Просвещение» 2012 года.
(указать примерную программу/программы, издательство, год издания при наличии)
2015-2016 учебный год
1 РАЗДЕЛ «ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА»
Рабочая программа - нормативно-управленческий документ, характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога.
Рабочая программа по курсу «Изобразительное искусство» разработана на основе программы «Изобразительное искусство и художественный труд» авторского коллектива под руководством Б. М. Неменского для 1 - 9 классов общеобразовательных учреждений (М.: Просвещение, 201). Для работы по программе предполагается использование учебно-методического комплекта: учебник Изобразительное искусство «Дизайн и архитектура в жизни человека» Москва просвещение 2013 года, методическое пособие для учителя, методическая и вспомогательная литература (пособия для учителя, видеофильмы, учебно-наглядные пособия).
Этот учебный год посвящен художественному миру конструктивных искусств - дизайну и архитектуре, их месту в семье изобразительного и декоративно - прикладного искусства. Рассматриваются композиционные основы создания форм рукотворного мира.
Обучающиеся учатся понимать художественный язык и образность архитектуры и дизайна в истории и настоящем, соотносят мир искусства, массового производства и индивидуального проектирования.
В процессе изучения приходит понимание того, что дизайн и архитектура - это определенное миропонимание, отношение к миру, природе, вещам, самому себе - своему облику и образу жизни.
Изучение конструктивных искусств в 7 классе прочно опирается на большой материал предыдущих лет обучения архитектуре и дизайну.
2 РАЗДЕЛ «Общая характеристика учебного курса»
В рабочей программе определены система уроков, дидактическая модель обучения, педагогические средства, с помощью которых планируются формирование и освоение знаний и соответствующих умений и навыков.
В тематическом плане определены виды и приемы художественной деятельности школьников на уроках изобразительного искусства с использованием разнообразных форм выражения:
изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению);
декоративная и конструктивная работа;
восприятие явлений действительности и произведений искусства;
-обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества, в процессе которого формируются навыки учебного сотрудничества (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат) и индивидуальной работы на уроках;
- изучение художественного наследия;
-подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;
-создание мультимедийных презентаций с использованием Интернет-ресурсов.
Темы и задания уроков предполагают умение организовывать уроки-диспуты, уроки - творческие отчеты, уроки-экскурсии. От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями.
Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка. Тематическим планом предусматривается широкое использование наглядных пособий, материалов и инструментария информационно-технологической и методической поддержки как из учебника и коллекций классических произведений, так и из арсенала авторских разработок педагога.
3 РАЗДЕЛ «Место учебного предмета в учебном плане».
Рабочая программа рассчитана на 35 часов. Поурочное планирование используется в данной рабочей программе без изменений.
Логика изложения и содержание программы полностью соответствует требованиям федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования, поэтому в программу не внесено изменений.
Количество часов в год - 35.
Количество часов в неделю - 1.
Количество часов в I четверти - 8,
Количество часов во II четверти - 8.
Количество часов в III четверти - 12.
Количество часов в IV четверти - 7.
Корректировка домашних заданий может производиться с учетом пробелов в знаниях учащихся, климатических условий и других причин.
4 РАЗДЕЛ «Содержание учебного предмета.
Учебник «Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека» адресован учащимся 7 класса. Он знакомит с композиционными приемами в конструктивных искусствах, с тем, какое место они занимают в жизни людей, дает возможность практически узнать азы дизайна и архитектуры.
Программа и учебник предполагают различные варианты изучения дизайна и архитектуры. Данный курс может изучаться либо в течение двух лет (7-8 класс), либо одного 7 кл.
В зависимости от учебных планов школы учитель сам определяет оптимальный алгоритм прохождения курса конструктивных искусств. С методической точки зрения предпочтительным является изучение в 7 классе 1-й части программы «Художник — дизайн — архитектура. Основы композиции» и 2-й части «В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств». Дидактико-содержательной основой этого года является раскрытие композиционных начал проектирования в области графического дизайна (плакаты, открытки, журналы) и объемно-пространственного макетирования.
В первой части учебника раскрывается применение основ композиции в графическом дизайне: плакате, открытке, книге, журнале. При их создании методически важно соблюдать стилевое единство и изобразительную выразительность композиции, поскольку при введении слов в графический эскиз (например, плаката) часто происходит подстраивание изображения под текст и разрушение собственно образно-изобразительной композиции, на чем перед этим было сосредоточено внимание учащихся.
Вторая часть учебника раскрывает проблематику объемно-пространственной композиции. Основной содержательный посыл этой части — выявление всеобщности действия законов композиции.
Третья часть книги посвящена социальному значению конструктивных искусств. Следует заметить, что этот учебник не содержит в полной мере истории архитектуры или дизайна. Архитектура рассматривается здесь не столько как описание стилей, сколько как форма организации городского пространства. Дизайн раскрывается не столько как вид формотворчества, сколько как средство организации вещной среды (интерьера, города, сада).
В заключительной, четвертой части учебника акцентируется внимание на способности учащихся активно применять полученные навыки композиционного творчества в собственной жизненной практике: при выборе костюма, прически или создании интерьера своей комнаты.
Дизайн и архитектура — конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Художник — дизайн — архитектура. Искусство композиции — основа дизайна и архитектуры
Тема: «Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции»
Tема: «Прямые линии и организация пространства»
Тема: «Цвет — элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и пятна»
Тема: «Буква — строка — текст. Искусство шрифта»
Тема: «Композиционные основы макетирования в графическом дизайне. Текст и изображение как элементы композиции»
Тема: «Многообразие форм графического дизайна»
Художественный язык конструктивных искусств. В мире вещей и зданий
Тема: «Объект и пространство. От плоскостного изображения к объемному макету. Соразмерность и пропорциональность»
Тема: «Архитектура — композиционная организация пространства. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете»
Тема: «Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемных форм. Понятие модуля»
Тема: «Важнейшие архитектурные элементы здания»
Тема: «Вещь: красота и целесообразность. Единство художественного и функционального в вещи. Вещь как сочетание объемов и материальный образ времени»
Тема: «Роль и значение материала в конструкции»
Тема: «Цвет в архитектуре и дизайне»
Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека
Тема: «Город сквозь времена и страны. Образно-стилевой язык архитектуры прошлого»
Тема: «Город сегодня и завтра. Тенденции и перспективы развития современной архитектуры»
Тема: «Живое пространство города. Город, микрорайон, улица»
Тема: «Вещь в городе. Роль архитектурного дизайна в формировании городской среды»
Тема: «Интерьер и вещь в доме. Дизайн — средство создания пространственно-вещной среды интерьера»
Тема: «Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства»
Тема: «Ты — архитектор! Проектирование города: архитектурный замысел и его осуществление»
Человек в зеркале дизайна и архитектуры
Тема: «Мой дом — мой образ жизни. Функционально-архитектурная планировка своего дома»
Тема: «Интерьер комнаты — портрет ее хозяина. Дизайн вещно-пространственной среды жилища»
Тема: «Дизайн и архитектура моего сада»
Тема: «Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды»
Тема: «Мой костюм — мой облик. Дизайн современной одежды»
Тема: «Грим, визажистика и прическа в практике дизайна»
Тема: «Имидж: лик или личина? Сфера имидж-дизайна»
Тема: «Моделируя себя — моделируешь мир»а»
Учебник «Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека» адресован учащимся 7—8 классов. Он знакомит с композиционными приемами в конструктивных искусствах, с тем, какое место они занимают в жизни людей, дает возможность практически узнать азы дизайна и архитектуры.
 Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся к концу 7 класса в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом и с учетом примерной программы.
Обучающиеся должны знать:
как анализировать произведения архитектуры и дизайна; место конструктивных искусств в ряду пластических искусств, их общие начала и специфику;
особенности образного языка конструктивных видов искусства, единство функционального и художественно-образных начал и их социальную роль;
основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна, тенденции современного конструктивного искусства.
Учащиеся должны уметь:
• конструировать объемно-пространственные композиции, моделировать архитектурно-дизайнерские объекты (в графике и объеме);
моделировать в своем творчестве основные этапы художественно-производственного процесса в конструктивных искусствах;
работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий и вещной среды;
конструировать основные объемно-пространственные объекты, реализуя при этом фронтальную, объемную и глубинно-пространственную композицию;
использовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвета, объемов, статику и динамику тектоники и фактур;
владеть навыками формообразования, использования объемов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина);
создавать композиционные макеты объемов на предметной плоскости и в пространстве;
создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.;
работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура);
использовать выразительный язык при моделировании архитектурного ансамбля;
• использовать разнообразные материалы (белая бумага и тонированная, картон, цветные пленки; краски: гуашь, акварель: графические материалы: уголь, тушь, карандаш, мелки; материалы для работы в объеме: картон, бумага, пластилин, глина, пенопласт, деревянные и другие заготовки).
5 РАЗДЕЛ «Тематический план»

п/п Тема раздела Содержание Количество часов
1 «Дизайн и архитектура -конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Художник – дизайн архитектура. Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры»
8часов Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции 1
Прямые линии и организация пространства 1
Цвет - элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и пятна 1
Буква - строка - текст. Искусство шрифта 2
Композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне. Текст и изображение как элементы композиции 1
Многообразие форм полиграфического дизайна 2
2 «Художественный язык конструктивных искусств. В мире вещей и зданий».
8 часов Объект и пространство. От плоскостного изображения к объемному макету. Соразмерность и пропорциональность 1
Архитектура - композиционная организация пространства. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете 1
Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемных форм. Понятие модуля 1
Важнейшие архитектурные элементы здания 1
Вещь: красота и целесообразность. Единство художественного и функционального в вещи. Вещь как сочетание объемов и материальный образ времени 2
Роль и значение материала в конструкции 1
Цвет в архитектуре и дизайне 1
3 «Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека»
12 часов. Город сквозь времена и страны. Образно-стилевой язык архитектуры прошлого 1
Город сегодня и завтра. Тенденции и перспективы развития современной архитектуры 1
Живое пространство города. Город, микрорайон, улица 2
Вещь в городе. Роль архитектурного дизайна в формировании городской среды 2
Интерьер и вещь в доме. Дизайн - средство создания пространственно-вещной среды интерьера 2
Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства 2
Ты - архитектор. Проектирование города: архитектурный замысел и его осуществление 2
4 «Человек в зеркале дизайна и архитектуры»
7 часов Мой дом - мой образ жизни. Функционально-архитектурная планировка своего дома 1
Интерьер комнаты - портрет ее хозяина. Дизайн вещно-пространственной среды жилища 1
Дизайн и архитектура моего сада 1
Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды 1
Мой костюм - мой облик. Дизайн современной одежды 1
Грим, визажистика и прическа в практике дизайна 1
Имидж; лик или личина? Сфера им ид ж- дизайна. Моделируешь себя - моделируешь мир 1
Итого 35 часов
6.Раздел «Календарно-тематическое планирование»
7 класс

п/п Дата
Тема урока Кол-во
часов Основные виды деятельности Прим.домашнее задание
план факт 1 четверть.»Дизайн и архитектура- конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Художник- дизайн- архитектура. Искусство композиции- основа дизайна и архитектуры» 8 часов
1 2.09 «Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст .» 1 Устный опрос. Практическая работа. Учебник стр. 7-20 задание №4 на стр.20
2 9.09 «Прямые линии и организация пространства» 1 Фронтальный опрос. Просмотр и обсуждение работ. Учебник стр. 21 – 22. Задания № 1 – 3 на стр. 22
3 16.09 «Цвет.Свободные формы: линии и пятна»
1 Просмотр и обсуждение работ. Беседа по теме урока. Учебник, стр. 23 – 27. Задание № 1 на стр. 27
4 - 5 23.09
30.09
«Буква – строка – текст. Искусство шрифта» 2 Творческое обсуждение работ, выполненных на уроках. Учебник, стр. 29-31. Задание №1,3 (а) на стр. 31
6
7.10
«Композиционные основы.
Текст и изображение, как элементы композиции» 1 Анализ творческих работ, выполненных на уроках и дома. Учебник, стр. 33-39 Задание № 3 на стр. 39 Подобрать зрительный материал (журналы, открытки, книги).
7 - 8 14.10
21.10
«Многообразие форм полиграфического дизайна» 2 Анализ творческих работ. Учебник, стр. 41-45
9 28.10 «Объект и пространство. Соразмерность и пропорциональность» 1 Анализ творческих работ, выполненных на уроках. Учебник, стр. 49-53. Задание № 2 или 3 (по выбору)
10 11.11 «Архитектура.
Взаимосвязь объектов в архитектурном макете» 1 Творческое обсуждение работ выполненных на уроке. Учебник. стр. 54-57. Задание на стр. 57
11 18.11 «Конструкция: часть и целое.Понятие модуля» 1 Творческое обсуждение работ выполненных на уроке. Учебник, стр. 59-64. Задание
№ 3 на стр. 64
12 25.11 «Важнейшие архитектурные элементы здания» 1 Творческое обсуждение работ Учебник стр. 65-69. Задание № 2 на стр. 69
13-14 2.12
9.12 «Вещь:
красота и целесообразность. Вещь как сочетание объемов и материальный образ времени » 2 Творческое обсуждение работ выполненных на уроке и дома. Учебник, стр. 71-75 . задание №2 на стр. 75. Подобрать материал для инсталляции.
15 16.12 «Роль и значение материала в конструкции» 1 Творческое обсуждение работ выполненных на уроке. Учебник, стр. 76-81. Задание №2 на стр. 81
16 23.12 «Цвет в архитектуре и дизайне» 1 Творческое обсуждение работ . Учебник, стр. 82-87. Задание №2 на стр. 87
111 четверть «Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека»-12часов
17 13.01 «Город сквозь времена и страны. Образно – стилевой язык архитектуры прошлого» 1 Анализ образцов архитектуры разных стилей. Учебник, стр. 89-101. Задание № 1-3 на стр. 101 или мультимедийная презентация
18 20.01 «Город сегодня и завтра. Тенденции и перспективы развития современной архитектуры» 1 Анализ образцов архитектуры разных стилей. Учебник, стр.103-109. Задание № 1-3 на стр. 109 (по выбору).
19-20 27.01
3.02 «Живое пространство города. Город, микрорайон, улица» 2 Творческое обсуждение работ. Учебник., стр. 111-115. Задание № 1-3 (по выбору)
21-22 10.02
17.02 «Вещь в городе. Роль архитектурного дизайна в формировании городской среды» 2 Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке и дома. Учебник, стр.117-119. Задание № 1 или 2 на стр. 119 (по выбору)
23-24 24.02
2.03 «Интерьер и вещь в доме. Дизайн – средство создания пространства.» 2 Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке и дома. Учебник, стр. 121-125 Задание № 1 или 2 на стр. 125 (по желанию)
25-26 9.03
16.03 «Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства» 2 Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке и дома. Учебник, стр. 126-131. Задание № 1,2 на стр. 131
27-28 30.03
6.04 «Ты – архитектор.
Проектирование города:
архитектурный замысел и
его осуществление» 2 Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке и дома. Учебник, стр.132-135. Подобрать материал к теме «Мой дом – мой образ жизни»
4 четверть. «Человек в зеркале дизайна и архитектуры- 7 часов.
29 13.04 «Мой дои – мой образ жизни. Функционально-архитектурная планировка своего дома»1 1 Творческое обсуждение работ. Учебник, стр.139-142. Подобрать иллюстративный материал по теме «Интерьер»
30 20.04 «Интерьер комнаты – портрет хозяина. Дизайн вещно-пространственной среды жилища» 1 Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке. Подобрать иллюстративный материал по теме урока.
31 27.04 «Дизайн и архитектура моего сада» 1 Творческое обсуждение работ. Учебник, стр.147-153. Подобрать иллюстративный материал.
32 4.05 «Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды» 1 Творческое обсуждение работ. Учебник, стр.155-161.
Задание № 1,2. Подобрать зрительный материал.
33 11.05 «Мой костюм – мой облик. Дизайн современной одежды» 1 Творческое обсуждение работ. Учебник, стр.162-168. Задания № 1,2
34 18.05 «Грим, визажистика и прическа в практике дизайна» 1 Творческое обсуждение работ. Учебник, стр.169-173. Задания № 1,2
35 25.05 «Имидж: лик или личина? Сфера имидж - дизайна. Моделируешь себя – моделируешь мир» 1 Эстетическая оценка результата работы. 7.РАЗДЕЛ «Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса»
Средства обучения
1.Печатные пособия.
Комплект портретов для кабинета изобразительного искусства:
Искусство. МХК. Жанры русской живописи: учебный альбом .
2.Информационно-коммуникационные средства.
•Познавательная коллекция. Сокровища мирового искусства (СD).
3.Технические средства обучения.
Компьютер, мультимедийный проектор, экран проекционный, принтер, музыкальный центр.
4.Учебно-практическое оборудование.
Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления демонстрационного материала.
Для реализации программного содержания используется учебно-методический комплект:
Программы общеобразовательных учреждений: Изобразительное искусство и художественный труд: 1-9 классы / под рук. Б. М. Неменского. - М.: Просвещение. 2011.
Питерских, А. С. Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7-8 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / А. С. Питерских, Г. Е. Гуров; под ред. Б. М. Неменского. - М.: Просвещение, 2013.
Гуров, Г. Е. Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7-8 классы: методическое пособие / Г. Е. Гуров, А. С. Питерских : под ред. Б. М. Неменского. - М.: Просвещение, 2010.
Литература
Дополнительные пособия для учителя:
Неменский, Б. М. Педагогика искусства / Б. М. Неменский. — М.: Просвещение, 2007.
Изобразительное искусство. 7 класс: поурочные планы по программе Б. М. Неменского / авт. -сост. О. В. Свиридова. - Волгоград: Учитель, 2010. - 171 с.
Изобразительное искусство. 5-7 классы : проверочные и контрольные тесты / авт. - сост. О. В. Свиридова. - Волгоград: Учитель, 2008. - 93 с.
8 РАЗДЕЛ. Результаты,системы оценок. Критерии и нормы оценки знаний.
Модернизация системы образования предполагает существенное изменение организации контроля качества знаний обучаемых и качество преподавания в соответствии с учебными планами и учебниками. Предметом педагогического контроля является оценка результатов организованного в нем педагогического процесса. Основным предметом оценки результатов художественного образования являются знания, результатов обучения – умения, навыки и результатов воспитания – мировоззренческие установки, интересы, мотивы и потребности личности.
Данной программой предусмотрено использование следующих видов контроля.Стартовый контроль определяет исходный уровень обученности, подготовленность к усвоению дальнейшего материала. Стартовый контроль проводить в начале учебного года. С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах.Рубежный контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть, полугодие, год после прохождения, например, больших тем, крупных разделов программы. В рубежном контроле учитываются и данные текущего контроля. Итоговый контроль осуществляется после прохождения всего учебного курса, обычно накануне перевода в следующий класс. Данные итогового контроля позволяют оценить работу педагога и учащихся. Результаты заключительного контроля должны соответствовать уровню национального стандарта образования.
Каждый из перечисленных видов контроля может быть проведён с использованием следующих методов и средств:
- устный (беседа, викторины, контрольные вопросы);
- письменный (вопросники, кроссворды, тесты);
-практический (упражнения, художественно-творческие задания, индивидуальные карточки-задания).
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов:
Активность участия.
Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
Самостоятельность.
Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы:
Решение композиции
Владение техникой
Общее впечатление от работы.
Оценка "5"
· учащийся полностью справляется с поставленной целью урока;
· правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике;
· верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
· умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.
Оценка "4"
· учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;
· гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
· умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее характерное.
Оценка "3"
· учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;
· допускает неточность в изложении изученного материала.
Оценка "2"
· учащийся допускает грубые ошибки в ответе;
· не справляется с поставленной целью урока.
Оценка "1"
· учащийся обнаруживает полное незнание учебного материала.
СОГЛАСОВАНО
Руководитель РМО
учителей (предмет) ____________________ ФИО
подпись
Протокол №___
От «____»_________________2015 года
Рекомендовать
рабочую программу
к утверждению
Протокол заседания
Школьного МО
МБОУ «Аграфеновская СОШ»
от «____» августа 2015 года №____
Председатель ШМО __________
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
__________________ Н.П. Руденко
«____» августа 2015 года