Рабочая программа по обществознанию 8-9 класс под редакцией Боголюбова
Муниципальное образовательное учреждение
Рудногорская средняя общеобразовательная школа
УТВЕРЖДАЮ: СОГЛАСОВАНО: РАССМОТРЕНО:
Директор школы председатель МС школы На заседании МО
гумманитарных наук
________ И.А. Чибышева _______ О.В. Брылева _________ Т.А. Зиатдинова
Приказ № ____________ Протокол № __________ Протокол № _________
«____»_____________ 2016г «____»_____________ 2016г «____»__________ 2016г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по обществознанию
ФК ГОС
уровень основного общего образования
8-9 классы
2016 - 2018 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, учебного плана, основной образовательной программы основного общего образования, с учетом авторской программы на основе авторских программ:, по обществознанию для 5 – 9 классов под руководством Л. Н. Боголюбова. академика РАО, доктора педагогических наук, профессора; Л. Ф. Ивановой, кандидата педагогических наук; А. Ю. Лазебниковой, доктора педагогических наук ("Просвещение".2011 год).
Программа реализуется на основе учебника – Обществознание. 8 класс. Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др. М.: Просвещение, 2010 г.
В программу были внесены изменения:
Добавлен вводный урок.
Тема «Личность и общество» вместо 5 ч., рассчитана на 6 ч., т. к. добавлен Повторительно-обобщающий урок.
Тема «Сфера духовной культуры», вместо 7 ч., содержит 8 ч., т. к. добавлен повторительно-обобщающий урок.
Тема «Социальная сфера», содержит вместо 4 ч., 5 ч., т. к. добавлен повторительно-обобщающий урок.
Тема «Экономика», содержит вместо 12 ч., содержит 13 ч., т. к. добавлен повторительно-обобщающий урок.
Резерв – распределен на повторительно-обобщающие уроки.
Обществознание. 9класс. Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др. М.: Просвещение, 2010 г. Программа рассчитана на 1 час в неделю, на 34 часа учебном году
Программа рассчитана на 2 года в количестве 136 часов: 8 класс – 1 час в неделю, 34 часа в год, 9 класс – 1 час в неделю, 34 часов в год.
Цели программы :
формирование, развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации, интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
освоение знаний о системных связях экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных или для самообразования;
овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (п том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений, гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
овладение алгоритмами применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
Задачи:
достижение учениками уровня функциональной грамотности, необходимой в современном обществе;
подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования являются:
сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
выполнять познавательные и практические задания:
- на использование элементов причинно-следственного анализа;
- на исследование несложных реальных связей и зависимостей;
- на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор
верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
- на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
- на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
- на объяснение изученных положений на конкретных примерах;
- на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
- на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулироваие своей точки зрения.
Кроме того, учебный предмет «Обществознание» в основной школе призван помогать предпрофильному самоопределению школьников.
2.Результаты обучения
В результате обучения курса обществознания учащиеся должны:
8класс
знать/понимать:
социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
-сущность общества как формы совместной деятельности людей;
-характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
- содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
Уметь:
-описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
- сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
- объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
- приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
- оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
- осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
-общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
-нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
-реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей
-первичного анализа и использования социальной информации;
-сознательного неприятия антиобщественного поведения.
9 класс
Знать/понимать :
социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
сущность общества как формы совместной деятельности людей;
характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
основные обществоведческие термины, т.е. распознавать их в различном контексте и правильно использовать в устной и письменной речи;
Уметь:
описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
характеризовать изученные социальные объекты и процессы, т.е. указывать свойственные им значимые признаки;
объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
3.Содержание программы учебного предмета
8 класс (34 часа)
Тема 1. Личность и общество (5 ч)
Личность. Социализация индивида. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры. Общество как форма жизнедеятельности людей. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения. Социальные изменения и их формы. Развитие общества. Человечество в XXI веке, тенденции развития, основные вызовы и угрозы. Глобальные проблемы современности.
Тема 2. Сфера духовной культуры (9 ч)
Сфера духовной культуры и ее особенности. Культура личности и общества. Тенденции развития духовной культуры в современной России. Мораль. Основные ценности и нормы морали. Гуманизм. Патриотизм и гражданственность. Добро и зло - главные понятия этики. Критерии морального поведения. Долг и совесть. Объективные обязанности и моральная ответственность.
Долг общественный и долг моральный. Совесть внутренний самоконтроль человека. Моральный выбор. Свобода и ответственность. Моральные знания и практическое поведение. Критический анализ собственных помыслов и поступков. Значимость образования в условиях информационного общества. Основные элементы системы образования в Российской Федерации. Непрерывность образования. Самообразование. Наука, ее значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда ученого. Возрастание роли научных исследований в современном мире.
Религия как одна из форм культуры. Религиозные организации и объединения, их роль в жизни современно го общества. Свобода совести.
Тема 3. Экономика (14 ч)
Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов и экономический выбор. Свободные и экономические блага. Альтернативная стоимость (цена выбора).
Основные вопросы экономики: что, как и для кого производить. Функции экономической системы. Модели экономических систем. Собственность. Право собственности. Формы собственности. Защита прав собственности.
Рынок. Рыночный механизм регулирования экономики. Спрос и предложение. Рыночное равновесие. Производство. Товары и услуги. Факторы производства. Разделение труда и специализация. Предпринимательство. Цели фирмы, ее основные организационно-правовые формы. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги, уплачиваемые гражданами. Распределение. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки населения.
Потребление. Семейное потребление. Страховые услуги, предоставляемые гражданам. Экономические основы защиты прав потребителя. Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережения граждан. Потребительский кредит. Безработица. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости. Обмен. Мировое хозяйство. Международная торговля. Обменные курсы валют. Внешнеторговая политика.
Тема 4. Социальная сфера (6 ч)
Социальная структура общества. Социальная мобильность. Большие и малые социальные группы. Формальные и неформальные группы. Социальный конфликт, пути его разрешения. Социальный статус и социальная роль. Многообразие социальных ролей личности. Половозрастные роли в современном обществе. Социальные роли подростка. От ношения между поколениями.
Этнические группы. Межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Взаимодействие людей в многонациональном и многоконфессиональном обществе. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни.
Резерв – 1 час
9 класс 34 часа
Тема 1. Политика и социальное управление (8 ч.)
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политики.
Государство, его отличительные признаки. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства.
Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире.
Правовое государство. Разделение властей. Условия становления правового государства в РФ.
Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования гражданского общества в РФ.
Участие граждан в политической жизни. Участие в выборах. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма.
Политические партии и движения, ил роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах.
Средства массовой информации. Влияние СМИ на политическую жизнь общества. Роль СМИ на политическую жизнь общества. Роль СМИ в предвыборной борьбе.
Тема 2. Право (16 ч.)
Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Понятие нормы права. Нормативно-правовой акт. Виды нормативно-правовых актов. Система законодательства.
Понятие правоотношений. Виды правоотношений. Субъекты права. Особенности правового статуса несовершеннолетних.
Понятие правонарушения. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности.
Правоохранительные органы. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат.
Конституция – основной закон РФ.
Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство. Органы государственной власти в РФ. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.
Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декларация прав человека-идеал права. Воздействие международных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ.
Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка их защита. Механизмы реализации и защиты прав человека и гражданина в РФ.
Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей.
Трудовые правоотношения. Право на труд. Правовой статус несовершеннолетнего работника. Трудоустройство несовершеннолетних.
Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей.
Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний.
Основные понятия и институты уголовного права. Понятие преступления. Пределы допустимой самообороны. Уголовная ответственность несовершеннолетних.
Социальные права. Жилищные правоотношения.
Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Право на жизнь в условиях вооруженных конфликтов. Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов.
Правовое регулирование отношений в сфере образования.
РЕЗЕРВ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ – 10 ч.
Муниципальное образовательное учреждение
Рудногорская средняя общеобразовательная школа
УТВЕРЖДАЮ: СОГЛАСОВАНО: РАССМОТРЕНО:
Директор школы председатель МС школы На заседании МО
гумманитарных наук
________ И.А. Чибышева _______ О.В. Брылева _________ Т.А. Зиатдинова
Приказ № ____________ Протокол № __________ Протокол № _________
«____»_____________ 2016г «____»_____________ 2016г «____»__________ 2016г
Календарно – тематическое планирование педагога
Маловой Светланы Викторовны, высшая квалификационная категория)
По обществознанию
ФКГОС
уровень среднего общего образования
9 АБ класс
2016 - 2018 учебный год
Календарно-тематическое планирование по обществознанию 8 класс
Название раздела
Количество часов на изучение раздела
№ урока
тема урока
Количество часов
Дата
план
факт
1
Введение. (1 ч.)
09.09
09.09
Личность и общество. (6 ч)
2
Что делает человека человеком?
16.09
16.09
3
Общество как форма жизнедеятельности людей.
23.09
23.09
4
Развитие общества.
30.09
30.09
5
Как стать личностью.
07.10
07.10
6
Повторительно-обобщающий урок в форме защиты проектных работ по теме «Личность и общество»
14.10
14.10
Сфера духовной культуры. (8 ч.)
7-8
Сфера духовной культуры и её особенности
2
21.10
28.10
9
Мораль.
11.11
10
Моральный выбор- это ответственность.
18.11
11
Долг и совесть
25.11
12
Контроль знаний по терминологии Образование.
02.12
13
Наука в современном обществе.
09.12
14
Религия как одна из форм культуры
16.12
15
Повторительно-обобщающий урок в форме защиты проектных работ по теме «Сфера духовной культуры».
23.12
Социальная сфера. (5 ч.)
16
Социальная структура общества
13.01
17
Социальные статусы и роли
20.01
18
Нации и межнациональные отношения
27.01
19
Отклоняющееся поведение.
03.02
20
Повторительно - обобщающий урок в форме защиты проектов по теме «Социальная сфера».
10.02
Экономика (13 ч.)
21
Экономика и ее роль в жизни общества.
17.02
22
Главные вопросы экономики.
24.02
23
Собственность.
03.03
24
Рыночная экономика.
10.03
25
Производство- основа экономики.
17.03
26
Предпринимательская деятельность.
24.03
27
Роль государства в экономике.
07.04
28
Распределение доходов.
14.04
29
Потребление.
21.04
30
Инфляция и семейная экономика.
28.04
31
Безработица, ее причины и последствия.
05.05
32
Мировое хозяйство и международная торговля.
12.05
33
Повторительно - обобщающий урок в форме защиты проектов по теме «Экономика»
19.05
34
Итоговое повторение по курсу в форме защиты проектов(1 ч.)
26.05
Муниципальное образовательное учреждение
Рудногорская средняя общеобразовательная школа
УТВЕРЖДАЮ: СОГЛАСОВАНО: РАССМОТРЕНО:
Директор школы председатель МС школы На заседании МО
гумманитарных наук
________ И.А. Чибышева _______ О.В. Брылева _________ Т.А. Зиатдинова
Приказ № ____________ Протокол № __________ Протокол № _________
«____»_____________ 2016г «____»_____________ 2016г «____»__________ 2016г
Календарно – тематическое планирование педагога
Маловой Светланы Викторовны, высшая квалификационная категория)
По обществознанию
ФКГОС
уровень среднего общего образования
9 АБ класс
2016 - 2018 учебный год
Календарно-тематическое планирование по обществознанию 9 класс
Название раздела
Количество часов на изучение раздела
№ урока
тема урока
Количество часов
Дата
план
Факт
Тема1.Политика и социальное управление 13*ч
Политика и власть
1
03.09
Государство и его отличительные признаки
1
10.09
Формы государства
1
17.09
Политический режим.
Практическая работа
1
24.09
Развитие демократии в современном мире
1
01.10
Правовое государство. Практическая работа.
1
08.10
Гражданское общество
1
15.10
Местное самоуправление
1
22.10
Участие граждан в политической жизни. Практическая работа.
1
12.11
*Проект по теме: Участие в выборах .
1
19.11
Политические партии и движения ,их роль в общественной жизни
1
26.11
*Проект по теме: Влияние СМИ на политическую жизнь общества
1
03.12
Контрольная работа по теме :«Политика и социальное управление»
1
10.12
Тема 2.Право 18 часов
Право, его роль в жизни человека, общества и государства.
1
17.12
Виды правоотношений. Практическая работа.
1
24.12
Правоохранительные органы
1
14.01
Контрольный срез. Конституция –основной закон страны. Основы конституционного строя
1
21.01
Органы государственной власти
1
28.01
Понятие прав, свобод и обязанностей. Практическая работа
1
04.02
Всеобщая декларация прав
1
11.02
Практическая работа. Права и свободы человека и гражданина РФ, их гарантии
1
18.02
Права ребенка и их защита
1
25.02
Гражданские правоотношения. Практическая работа.
1
04.03
Трудовые отношения
1
11.03
Семейные правоотношения
1
18.03
Административные правоотношения. Практическая работа
1
08.04
Основные понятия и институты уголовного права
1
15.04
Уголовная ответственность несовершеннолетних
1
22.04
Социальные права
1
29.04
Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов.
1
06.05
Контрольная работа по теме «Право»
1
13.05
Тема 3.Экономика 3ч.
Повторение «Экономика и ее роль в жизни общества»
1
20.05
Повторение Экономические системы и собственность . Практическая работа
1
27.05
13PAGE \* MERGEFORMAT141315
ђЗаголовок 1ђЗаголовок 2ђЗаголовок 3ђЗаголовок 4ђЗаголовок 5ђЗаголовок 6ђЗаголовок 7ђЗаголовок 8ђЗаголовок 915