Рабочая программа по обществознанию к предметной линии учебников А.И.Кравченко (9 класс)



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии со следующими нормативными документами и инструктивно-методическими материалами:
Конституция РФ. Принята на референдуме 12 декабря 1993 г.
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (п. 3.3. «Развитие образования»);
Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы. Утв. Расп. Правит. РФ от 07 февр. 2011 г. № 163-р.;
Обществознание: программа курса для 8—9 и 10—11 классов общеобразовательных учреждений / А.И. Кравченко. —
9-е изд. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2013. Программа взята с офицального сайта издательства - http://www.russkoe-slovo.ru/
Учебник : Кравченко А.И., Певцова Е.А. «Обществознание 9кл.».М., 2008 г.
Методическое пособие: Е.А. Певцова .Поурочные методические разработки к учебнику А.И. Кравченко. «Обществознание «, 9 класс.- М.: Русское слово.
Учебный план МБОУ «Нововознесенская ООШ» на 2015 – 2016 учебный год;

Ведущие целевые установки:
Рабочая программа, являясь нормативно-управленческим документом, конкретизирует содержание предметных тем государственного образовательного стандарта по обществознанию с учётом уровня подготовки обучающихся, методического, информационного и технического обеспечения учебного процесса.
В программе детально раскрыто содержание изучаемого материала. Изучение курса позволит заложить у учащихся основы знаний, необходимых для изучения общественных проблем в старших классах; позволит ввести учащихся в мир общественных отношений и научится жить в этом мире; будет способствовать определению учащимися места в мире и выработке жизненной стратегии; будет способствовать формированию у учащихся представления о себе как гражданине общества.
Цели обучения с учетом специфики предмета:
Цели обществоведческого образования в основной школе состоят в том, чтобы средствами учебного предмета активно содействовать:
• воспитанию общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
• развитию личности на исключительно важном этапе ее социализации — в подростковом возрасте, повышению уровня ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры,  становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтроля; повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;
• формированию у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста; освоению учащимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
• овладению учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоению ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;
• формированию у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Задачи обучения предмету:
содействие самоопределению личности, созданию условий для её реализации;
формирование человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на её совершенствование, ориентированного на развитие гражданского общества и утверждение правового государства;
воспитание гражданственности и любви к Родине;
создание у учащихся целостных представлений о жизни общества и человека в нём, адекватных современному уровню научных знаний;
выработка основ нравственной, правовой, политической, экологической культуры;
содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими и социальными группами;
помощь в реализации права учащихся на свободный выбор взглядов и убеждений;
ориентация учащихся на гуманистические и демократические ценности.
Исходя из заявленных целей выдвигаются следующие образовательные задачи преподавания курса обществознания:
-  ознакомление школьников с отечественными и зарубежными системами правовых отношений в обществе;
-  раскрытие закономерностей общественной жизни;
-  выявление внутренних связей между личным и общественным в человеке;
-  определение влияния политических процессов на повседневную жизнь человека;
-  утверждение неповторимости внутреннего мира каждого индивида и его самоценности;
-  формирование демократической системы ценностей подрастающего поколения;
-  создание условий для раскрытия творческих способностей личности;
-  развитие навыков аналитического мышления и умения делать осознанный выбор;
-  моделирование актуальных и практически значимых для школьников ситуаций, разрешение которых помогает занять ту или иную позицию в реальной жизни;
-  выработка активного отношения подростков к жизни и окружающему миру;
-  развитие нестандартности мышления, креативности и творческих способностей;
-  понимание ценности образования в современном мире и активизация стремления к самообразованию;
-  передача социальных ценностей, способствующих преемственности сложившихся социальных устоев и общественной стабильности.
Общая характеристика учебного предмета:
«Обществознание» — учебный предмет в основной школе, фундаментом которого являются научные знания о человеке и об обществе, о влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека. Их раскрытие, интерпретация, оценка базируются на результатах исследований, научном аппарате комплекса общественных наук (социология, экономическая теория, политология, культурология, правоведение, этика, социальная психология), а также философии. Такая комплексная научная база учебного предмета «Обществознание», многоаспектность изучения его предмета — общественной жизни — обусловливают  интегративный характер обществознания, который сохраняется и в старшей школе. «Обществознание» как учебный предмет в основной школе акцентирует внимание учащихся на современных социальных явлениях.
«Обществознание» в основной школе опирается на пропедевтическую обществоведческую подготовку учащихся в начальных классах в рамках учебного предмета «Окружающий мир». Полнота и глубина раскрытия содержания курса по обществознанию на втором этапе обучения ограничены познавательными возможностями учащихся младшего и среднего подросткового возраста. Наиболее сложные аспекты общественного развития рассматриваются в  курсе по обществознанию в старших классах.
Обществознание представляется очень специфической школьной дисциплиной в российской системе образования. Уникальность обществознания состоит в том, что здесь не только рассматриваются новые содержательные области (например, вопросы права), но и происходит интеграция других школьных предметов (истории, литературы, географии, биологии и др.), а также привлекается социальный опыт школьников.
Описание места предмета в учебном плане:
Предмет «Обществознание» входит в цикл гуманитарных предметов, наряду с русским языком, историей, литературой. В данном учебном заведении предмет «Обществознание» изучается с 5 по 9 класс. Учебное время, которое отводится на изучение предмета:
в 9 классе 1 час в неделю, 35 часов в год
Общее количество времени на пять лет обучения составляет 175 часов. Профильного обучения по данному предмету не ведется.
Требования к уровню подготовки учеников, успешно освоивших рабочую программу.
В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен
Знать/понимать
• социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
• сущность общества как формы совместной деятельности людей;
• характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
• содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
Уметь
• описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
• сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
• объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
• приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
• оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
• решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
• осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
• самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
• общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
• нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей
• первичного анализа и использования социальной информации;
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования являются:
сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:
на использование элементов причинно-следственного анализа;
на исследование несложных реальных связей и зависимостей;
на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
на объяснение изученных положений на конкретных примерах;
на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Программа призвана помочь осуществлению выпускниками основной школы осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Содержание учебного предмета «Обществознание»
Распределение содержания по классам:
Отбор учебного материала для содержания рабочей программы по обществознанию для основной школы осуществлялся с учетом целей предмета, его места в системе школьного образования, возрастных потребностей и познавательных возможностей учащихся 5—9 классов, особенностей данного этапа их социализации (расширение дееспособности, получение паспорта и др.), ресурса учебного времени, отводимого на изучение предмета.
Рабочая программа по обществознанию для основной школы призвана помочь выпускникам основной школы осуществить осознанный выбор путей продолжения образования, а также будущей профессиональной деятельности.
9 класс (35 часов)
Повторение пройденного в 8 классе (2 часа)
Экономическая сфера. Человек и общество. Социальная сфера.
Раздел I . ПОЛИТИЧЕСКАЯ СФЕРА (9 часов)
Тема 1. Власть (1 час)
Формы проявления влияния: сила, власть и авторитет. Становление власти в качестве политического института общества. Разделение властей. Властные отношения и социальная иерархия. Борьба за власть.
Основные понятия темы: сила, авторитет, власть, иерархия власти.
Тема 2. Государство (1 час)
Определение политической системы общества. Общие признаки государства. Понятие и значение суверенитета. Внешние и внутренние функции государства. Причины и условия появления государства. Причины и условия появления государства. Виды монополии государства: общие и частные.
Основные понятия темы: государство, суверенитет, суверенность, функции государства, государственная монополия.
Тема 3. Какие бывают государства (4 часа)
Объединение и отделение наций. Формирование единой Европы. Распад СССР и проблема сепаратизма. Национально-освободительные войны и межнациональные конфликты. Централизованное и национальное государство, их сходство и различие. Одно-и многонациональные государства.
Основные понятия темы: национально-государственное устройство, сепаратизм, централизованное государство, империя.
Понятие об источнике власти. Классификация форм правления. Сущность и политическое устройство демократии. Особенности демократии в нашей стране. Природа и сущность республики. Сочетание законодательной и исполнительной ветвей власти. Основные разновидности республики: парламентская, президентская и смешанная.
Основные понятия темы: монархия, аристократия, демократия, тирания, олигархия, республика, импичмент.
Тема 4. Участие граждан в политической жизни (2 часа).
Голосование как форма участия граждан в политической жизни страны. Составные части процедуры голосования. Активность электората. Политические предпочтения людей. Электорат политических партий России. Конкуренция политических партий за электорат. Роль референдума в политической жизни. Опасности политического экстремизма.
Основные понятия темы: активное избирательное право, пассивное избирательное право, электорат, референдум.
Обобщающий контроль (1 час)
Раздел II. Человек и его права (9 часов)
Тема 5. Право (1 час)
Социальные нормы. Функции и сущность права. Представление о юридической ответственности. Права и обязанности. Понятие о естественных правах и гражданских правах. Уровень и содержание правосознания. Правовая культура. Разновидности правовых норм. Основные отрасли права. Иерархия нормативно-правовых актов. Понятие юридической ответственности.
Основные понятия темы: социальные нормы, право, правовая культура, норма права, отрасль права.
Тема 6. Власть и закон (2 часа)
Равенство перед законом. Структура федерального собрания. Функции и роль депутатов. Состав и функции Госдумы и Совета Федерации. Институт президентства в России. Права и полномочия президента. Состав и функции правительства. Республиканские и местные органы власти. Структура и функции судебной власти. Структура и функции правоохранительных органов.
Основные понятия темы: Федеральное собрание, правительство, Президент, Конституционный суд, правоохранительные органы, адвокатура.
Тема 7. Право и имущественные отношения (2 часа)
Правовые основы гражданских правоотношений. Участники имущественных отношений. Право и дееспособность. Дееспособность несовершеннолетних. Виды договоров. Изменение имущественных прав граждан. Право собственности. Права потребителей. Арбитражный суд.
Основные понятия темы: имущественные отношения, право собственности, сделка, договор, иск.
Тема 8. Труд и право (1 час)
Правовое регулирование трудовых отношений. Кодекс законов о труде РФ. Трудоустройство и его регулирование. Заключение трудового договора, расторжение контракта. Расторжение трудового контракта с администрацией и увольнение. Защита детского труда.
Основные понятия темы: трудовое право, ТК РФ, детский труд.
Тема 9. Право, семья, ребенок (1час).
Нормы семейного права и Семейный кодекс РФ. Юридическая трактовка брака. Понятие фиктивного брака. Юридические документы, подтверждающие заключение и расторжение брака. Взаимные обязанности родителей и детей. Понятие о правоспособности. Органы опеки и попечительства. Классификация прав и свобод ребенка.
Основные понятия темы: брачный контракт, правоспособность, дееспособность.
Тема 10. Преступление (1 час).
Формы совершения преступления: действие и бездействие. Три признака преступления. Умысел или неосторожность как формы выражения вины. Соучастники преступления и преступная организация. Причины совершения преступления. Ответственность. Понятие административного проступка. Субъекты применение взысканий. Разнообразие мер воздействия. Представление о гражданском правонарушении. Нарушение трудовой дисциплины. Материальная ответственность. Принцип презумпции невиновности. Дознание и следствие. Основные виды наказания. Лишение свободы и меры воспитательного воздействия.
Основные понятия темы: преступление, проступок, наказание несовершеннолетних.
Обобщающий контроль (1час).
Раздел III 3. ДУХОВНАЯ СФЕРА (8 часов)
Тема 11. Что такое культура (1 час).
Происхождение слова «культура» и его значение. Материальная и нематериальная культура, её состав и структура. Элементы культуры и культурный комплекс. Этикет, его происхождение и правила. Культурное наследие и культурные универсалии. Роль культурного наследия в сохранении и развитии культуры. Культурное наследие России, проблемы его сохранения.
Основные понятия темы: культура, культурный комплекс, этикет, культурное наследие, культурные универсалии.
Тема 12. Нормы и формы культуры (2 часа).
Понятие о культурных нормах, их разновидности. Образ жизни. Привычки и манеры. Значение этикета в культуре. Обычай и традиции. Молодежная мода. Обряд, его символическое значение. Церемония и ритуал. Нравы и мораль. Обычное право и юридические законы. Санкции как регулятор человеческого поведения. Культурная относительность норм.
Основные понятия темы: культурные нормы, манеры, обычаи, традиции, привычки, мода, нравы, мораль, обычное право, санкции.
Тема 13. Религия (1 час).
Различные определения религии, её значение и роль в обществе. Тотемизм, фетишизм, анимизм. Мировые религии: христианство, ислам, буддизм. Вера и верование. Миф и мифология. Культ и символ как важные элементы религии. Религиозные обряды и типы жертвоприношений. Культ предков и традиция уважения родителей. Вероучение в мировых религиях. Теология и Божественное откровение. Понятие о библейском и церковном каноне.
Основные понятия темы: религия, архаичные религии, мировые религии, мифология, тотемизм, фетишизм, анимизм, культ.
Тема 14. Искусство (1 час).
Различные трактовки искусства. Структура и состав изобразительного искусства. Субъекты художественной культуры и деятели искусства. Инфраструктура художественной культуры. Критерии произведений искусства. Изящные искусства, их история и развитие. «Свободные искусства»
Основные понятия темы: искусство, художественная культура, фольклор, «свободное искусство».
Тема 15. Образование (1час).
Основная задача и исторические формы образования. Приемы обучения, предметы и формы усвоения учебных знаний. Государственное и частное образование, школьное и домашнее. Общее образование и специальное образование. Школа как особый тип учебно-воспитательного учреждения. Правовые основы школьного образования.
Основные понятия темы: система образования, школа, гимназия, ученик.
Тема 16. Наука (1час).
Роль науки в современном обществе. Сочетание научной и педагогической функции в университете. Научно-исследовательские и академические институты. Классификация наук. Школа как способ приобщения к основам наук. Структура, функции, история и формы высшего образования. Зарождение и развитие университетов. История и разновидность академий.
Основные понятия темы: наука, университет, академия, РАН
Календарно-тематическое планирование 9 класс:
№ п\п Название раздела программы Тема урока Кол-во часов Тип урока Элементы
минимального
содержания
образования Требования
к уровню
подготовки
обучающихся Домашнее задание Дата
1 Политическая сфера (13ч.) Власть 1 Тематическая лекция Влияние: понятие, формы, способы.
Власть:
А. Понятие, история возникновения и развития
Б. Формы, методы. политическая властью
Пирамида легитимности.
Разделение властей.
Понятия: влияние, власть, авторитет, господство, диктатура, руководство, гегемония, управление, иерархия, легитимность, оппозиция, разделение властей. Уметь: анализировать конкретные жизненные ситуации, связанные с деятельностью власти.
Знать понятия: влияние, власть, авторитет, господство, диктатура, руководство, гегемония, управление, иерархия, легитимность, оппозиция, разделение властей. §1
ТУ: написать сочинение « Я и власть» 2.09
2 Государство 1 Комбинированный урок Государство- элемент политической системы общества. Причины возникновения государства. Признаки функции государства. суверенитет. Понятия: взаимодействия, взаимовлияние общества и государства, общество делегирует часть прав государству.
Термины: государство, суверенитет, внутренние, внешние функции, политическая система, монополии государства. Знать причины зарождения государства, его функции их анализировать, основные признаки государства.
Уметь анализировать виды монополии государства: объяснять закономерности развития процессов.
Знать термины: государство, суверенитет, внутренние, внешние функции, политическая система, монополии го-сударства. §2
Доработать таблицу «Государство» 9.09
3 Национально- государственное устройство 1 Комбинированный урок Две тенденции в межнациональных отношениях. Централизованное государство. Общенациональное государство. Причина распада национальных государств.
Понятие «многовариантность государственного строительства».
Повторение понятия
«межнациональные отношения»
Новые понятия и термины: интеграция, дифференциация, сепаратизм, централизованное государство, общенационально государство, империя Знать: конкретные факты, подтверждающие процесс объединения наций и их отделения.
Уметь: объяснять процесс создания централизованных государств;
объяснять причины и особенности распада национальных государств.
Знать термины: интеграция, дифференциация, сепаратизм, централизованное государство, общенационально государство, империя. §3 16.09
4 Формы правления 1 Тематическая лекция Формы правления: понятие и виды. Монархия и республика- различные форы правления. Демократия, ее основные признаки.
Понятия: республиканская форма правления, основанная на демократии, способствует наиболее гармоническому развитию личности. Термины: монархия, республика, демократия, аристократия, тирания, олигархия, охлократия, импичмент, принципы демократии Уметь: сравнивать две формы правления: республику и монархию;
разъяснять сущность демократической формы правления;
анализировать политическую систему государства.
Знать понятия: республиканская форма правления, основанная на демократии, способствует наиболее гармоническому развитию личности; термины: монархия, республика, демократия, аристократия, тирания, олигархия, охлократия, импичмент, принципы демократии §4 подготовка к самостоятельной работе
23.09
5 Политические режимы 1 Комбинированный урок Политический режим : понятие, типы и формы политических режимов. Демократические и недемократические режимы. Политический режим Российской Федерации. Понятия: статус личности как субъекта или объекта политики определяется политическим режимом.
Термины: политический режим, демократический, недемократический режимы, авторитарный, тоталитарный режимы, фашизм, деспотия, тирания, либерально-демократический режим Уметь: объяснять особенности политических режимов.
Знать термины: политический режим, демократический, недемократический режимы, авторитарный, тоталитарный режимы, фашизм, деспотия, тирания, либерально- демократический режим §5 Материал СМИ 30.09
6 Гражданское общество и правовое государство 1 Комбинированный урок Понятие гражданского общества. Пути становления гражданского общества. институт гражданства (гражданин- гражданство).
Правовое государство и его основные признаки.
Понятия: многовариативность взаимосвязей общества и государства ( гражданское общество- основа для правового демократического государства, верховенства права) гражданское общество, правовое государство, гражданин, гражданство Уметь: объяснять сущность явлений, процессов ( гражданское общество, правовое государство);
формулировать и отстаивать свою позицию.
Знать понятие гражданского общества, пути становления гражданского общества, институт гражданства (гражданин- гражданство).
§6
7.10
7 Голосование, выборы, референдум 1 Тематическая лекция Основные формы участия граждан в политической жизни страны. Голосование. Процедура выборов. Референдум в общественной жизни страны. Понятия: реализация прав граждан на участие в политической жизни страны- важная составляющая гражданской политической культуры.
Активное избирательное право, пассивное избирательное право, избирательная система, электорат, референдум.
Собрания, митинги, шествия, пикетирование, предложение, заявление, жалоба, голосование, свободные выборы
Уметь:
объяснять особенности форм участия граждан в политической жизни страны;
высказывать суждения о поведении разных социальных групп в политической жизни страны и крае.
Знать понятия: реализация прав граждан на участие в политической жизни страны- важная составляющая гражданской политической культуры;
активное избирательное право, пассивное избирательное право, избирательная система, электорат, референдум;
собрания, митинги, шествия, пикетирование, предложение, заявление, жалоба, голосование, свободные выборы. §7 Подготовить материал о политических партиях современной России 14.10
8-9 Политические партии 2 семинар Политическая партия и ее основные признаки. Роль политических партий в обществе. Функции политических партий. Особенности содержания программ. Классификация политических партий.
Понятия: наличие легальной политической оппозиции как важнейший признак демократии;
- политическая партия, политическая социализация граждан, партийная система, политическая программа,
- партии: парламентские и массовые, правящие и оппозиционные, открытые и закрытые, революционные, реформистские, реакционные и консервативные, левые и правые центрические партии, многопартийность.
Уметь:
сопоставлять и систематизировать материал, связанный с особенностями различных политических партий; формулировать и отстаивать свою гражданскую позицию.
Знать понятия: наличие легальной политической оппозиции как важнейший признак демократии;
- политическая партия, политическая социализация граждан, партийная система, политическая программа,
- партии: парламентские и массовые, правящие и оппозиционные, открытые и закрытые, революционные, реформистские, реакционные консервативные, левые и правые центрические партии, многопартийность.
§8 21.10-28.10
10-11 Политическая жизнь современной России 2 Повт.- обобщ. урок Политическая система современной России.
Внутриполитические проблемы России и пути их решения.
А. Властные отношения, социальная иерархия и борьба за власть.
Б. Национальные отношения в России. Проблема сепаратизма.
В. политическая культура.
Понятия: идеальная модель политического устройства России, отражена в Конституции РФ. Знать понятия: идеальная модель политического устройства России, отражена в Конституции РФ.
Уметь: называть формы правления, формы национально- государственного устройства;
объяснять роль политики в жизни общества;
характеризовать государство,
приводить примеры участия граждан в политической жизни. ТУ: написать реферат на тему:
« Политическая социализация молодежи» 11.11-18.11
12-13 Политическая жизнь нашей стране 2 Урок-конференция Общественно- политические движения на территории области.
Политические организации, их программа, практическая деятельность и влияние на общественную жизньюЗнать термины: политические организации, общественно- политические движения.
Уметь: приводить примеры участия населения в политической жизни края. Повторить понятия, термины. 25.11-2.12
14-15 Человек и его права ( 12ч.) Право, его сущность и особенности 2 Вводная лекция Право в системе социальных норм. Права и обязанности. Нормы права. отрасли права. Отрасли права. правовая культура. Понятия: социальные нормы, нормы права, отрасль права, правовая культура личности, юриспруденция, юридическая ответственность, обязанность, нормативно- правовой акт, международное гуманитарное право Уметь:
объяснять особый статус права в системе социальных норм;
сравнивать нормы морали и нормы права.
Знать понятия: социальные нормы, нормы права, отрасль права, правовая культура личности, юриспруденция, юридическая ответственность, обязанность, нормативно- правовой акт, международное гуманитарное право §9
ТУ:
мини- сочинение «Право в моей жизни» 9.12-16.12
16 Закон и власть 1 Лекция с элементами беседы
Власть и закон история отношений. Система высших органов государственной власти РФ. Принципы разделения властей.
Понятия: Федеральное собрание, Правительство РФ, Президент РФ, Совет РФ, Государственная дума, Конституционный суд, Совет безопасности РФ, суды общей юрисдикции, военные суды, суд присяжных, истец, ответчик, состязательность сторон, прокурор, адвокат, арбитражный суд, правоохранительные органы, криминальная полиция.
Уметь: давать оценку изученных политико- правовых явлений; формулировать и отстаивать свою позицию по поводу необходимости разделения властей; объяснять сущность разделения властей.
Знать понятия: Федеральное собрание, Правительство РФ, Президент РФ, Совет РФ, Государственная дума, Конституционный суд, Совет безопасности РФ, суды общей юрисдикции, военные суды, суд присяжных, истец, ответчик, состязательность сторон, прокурор, адвокат, арбитражный суд, правоохранительные органы, криминальная полиция.
§10 23.12
17 Конституция-основной закон государства 1 Комбинированный урок Конституция:
А. Понятие, структура.
Б. Первые конституции и их значение. Правовой статус человека и гражданина России. Проблема прав человека в России.
Понятия: Конституция РФ- правовая основа политической и правовой системы России, гражданин РФ умеет защитить свои права и обязанности Уметь: объяснять особенности правового статуса гражданина России;
соотносить правовой статус жителя области с правовым статусом гражданина России.
Знать понятия: Конституция РФ, статус гражданина
ТУ: подготовить сообщение на тему « Права, записанные в Конституции: формальность или действительность?» 30.12
18-19 Право и имущественные отношения. потребитель и его права 2 Тематическая лекция Правовая регуляция имущественных отношений.
А. Субъекты и объекты гражданского права.
Б. Институт права собственности.
В. Сделки и договоры.
Права потребителя в РФ.
Понятия: имущественные отношения, право собственности, сделка, договор, иск, права потребителя, исполнитель, изготовитель, срок годности, Федеральный антимонопольный комитет. Знать понятия: имущественные отношения, право собственности, сделка, договор, иск, права потребителя, исполнитель, изготовитель, срок годности, Федеральный антимонопольный комитет. §12-13 14.01-21.01
20 Труд и право 1 Комбинированный урок Предмет трудового права. Трудовой договор: заключение и прекращение. Особенности трудовых отношений в области. Труд несовершеннолетних, Охрана труда несовершеннолетних.
Понятия: трудовое право, детский труд, трудовой договор ( контракт), безработный, льготы и гарантии, трудовая книжка, испытательный срок, время работы, увольнение, время отдыха, отпуск. Уметь:
характеризовать трудовое право как отрасль, трудовой контракт;
характеризовать правовой статус несовершеннолетних в трудовых отношениях;
называть виды трудовых договоров, условия заключения и прекращения отношений.
Знать понятия: трудовое право, детский труд, трудовой договор (контракт), безработный, льготы и гарантии, трудовая книжка, испытательный срок, время работы, увольнение, время отдыха, отпуск. §14 Сообщение «Трудовой кодекс РФ» 28.01
21 Правовые основы брака и семьи 1 Деловая игра Семейное право отрасль, регулирующая брачно- семейные отношения. Семья, жизненный цикл семьи. заключение и расторжение брака. Права и обязанности супругов . Права и обязанности родителей и детей.
Понятия: брачный контракт, правоспособность, дееспособность, семья, супруги, свидетельство о браке, совместная собственность, ЗАГС, ребенок, его права, права и обязанности подростка Уметь давать правовую характеристику брачно- семейных отношений;
приводить примеры правового регулирования семейных отношений.
Знать понятия: брачный контракт, правоспособность, дееспособность, семья, супруги, свидетельство о браке, совместная собственность, ЗАГС, ребенок, его права. права и обязанности подростка §15 4.02
22 Правонарушения и виды юридической ответственности 1 Комбинированный урок Преступление и его состав. признаки, формы вины. Основные виды юридической ответственности. Уголовная ответственность. Особенности наказания несовершеннолетних. Правоохранительные органы области. Понятия:
преступление, состав преступления, действие, ответственность и ее виды. бездействия, деяние, вина и ее формы, проступок и его виды. презумпция невиновности, хулиганство, обвиняемый, следствие, следователь, суд, наказание и особенности наказания несовершеннолетних, приговор. Знать, что собой представляют проступки и преступления, совершаемые людьми.
Уметь: анализировать состав преступления и определять, является ли деяние, или содеяние преступление;
давать оценку изученным правовым явлениям.
Знать, что такое юридическая ответственность и какие виды ответственности существуют, что представляет собой принцип презумпции невиновности.
Знать понятия:
преступление, состав преступления, действие, ответственность и ее виды. бездействия, деяние, вина и ее формы, проступок и его виды. презумпция невиновности, хулиганство, обвиняемый, следствие, следователь, суд, наказание и особенности наказания несовершеннолетних, приговор. §16
Сообщение «Уголовный кодекс РФ» 11.02
23 Правовая и социальная защита несовершеннолетних в РФ 1 Повт.-. обобщ.урок Правовая база по защите прав ребенка в области. Современное состояние правовой и социальной защиты детства в крае. Деятельность государственных и общественных организаций, осуществляющих правовую и социальную защиту несовершеннолетних в регионе.
Понятия: особая необходимость в социальной и правовой защите детства в стране и области. Уметь: называть основные документы по защите прав детства;
характеризовать современное состояние правовой и социальной защиты ребенка в крае.
Знать понятия: особая необходимость в социальной и правовой защите детства в стране и области. Знать правовые источники по защите прав детства и государственные органы по защите прав ребенка. 18.02
24 Местное самоуправление 1 Урок- практикум Законодательство России, области и города о местном самоуправлении. Система органов местного самоуправления. Роль органов местного самоуправления в общественной жизни.
Понятия: устав области, города, областная дума, губернатор, правительство области, муниципальное образование, мэр города, администрация, бюджет области, города, дотация. Уметь: работать с документами;
сравнивать сопоставлять федеральное и региональное законодательство;
характеризовать систему органов местного самоуправления.
Знать понятия: устав области, города, областная дума, губернатор, правительство области, муниципальное образование, мэр города, администрация, бюджет области, города, дотация Знать основные понятия: Конституция РФ, ст.71-73 25.02
25 Человек и его права 1 Повт.-обобщ.урокПравовая система. Право в современной России Уметь: обобщать и систематизировать изученный материал по теме. ТУ: написать реферат « Я- гражданин России» 4.03
26 Духовная сфера (8ч) Культура 1 Комбинированный урок Культура: многозначность понятия. Что такое культурный комплекс?
Культурное наследие.
Понятия: культура, общая культура, элементы культуры, артефакты культуры, духовная и материальная культура, культурный комплекс, этикет, культурное наследие, культурные универсалии. Уметь: характеризовать духовную жизнь человека и общества;
разъяснять сущность понимания культуры у различных народов.
Знать правила этикета.
Уметь: анализировать особенности некоторых культурных ценностей, объяснять сущность культурного наследия.
Знать понятия: культура, общая культура, элементы культуры, артефакты культуры, духовная и материальная культура, культурный комплекс, этикет, культурное наследие, культурные универсалии. §17
КУ: анализ культурного наследия своей семьи (в форме таблицы) 11.03
27 Культурные нормы 1 Комбинированный урок Понятие культурной нормы. виды культурных норм. Мораль, ее основные ценности, моральный выбор . Санкции в обществе. Понятия: культурные нормы, манеры, обычаи, традиции, обряды, ритуал, привычки, мода, этикет, нравы, мораль, обычное право, санкции. Знать, что такое культурные нормы и чем они определяются.
Уметь: анализировать привычки, манеры людей, знать их отличие от традиций, обычаев; разъяснять понятия вкусов, увлечений людей, обрядов и церемоний, ритуалов, нравов,разъяснять понятие « мораль общества»;
объяснять назначение тех или иных санкций в обществе.
Знать понятия: культурные нормы, манеры, обычаи, традиции, обряды, ритуал, привычки, мода, этикет, нравы, мораль, обычное право, санкций. §18 Подготовить материал об известных обрядах, ритуалах, традициях 18.03
28 Формы культуры 1 Комбинированный урок Элитарная, народная, массовая культура, их взаимосвязь и взаимопроникновение. Субкультура. Молодежная культура. Контркультура.
Понятия: элитарная, народная, массовая культура, субкультура, контркультура, доминирующая культура, молодежная культура. Знать: сущность основных форм культуры и ее разновидностей;
особенности молодежной субкультуры.
Уметь: анализировать формы культуры : высказывания, суждения,
Знать понятия: элитарная, народная, массовая культура, субкультура, контркультура, доминирующая культура, молодежная культура. §19 8.04
29 Религия 1 Комбинированный урок Религия: многоплановость понятия. Виды религий. архаичные и мировые религии. Свобода совести и вероисповедания в России.
Понятия: религия, верование, миф, мифология, тотемизм, фетишизм, анимизм, куль, символ, мировые религии, культурный символ, ислам, христианство, буддизм. Знать, что такое культура.
Иметь представление о фетишизме, мифологии, анимизме, и их проявлении в истории человечества.
Знать: некоторые особенности мировых религий.
Уметь: сравнивать мировые религии, выделять общие черты и различия.
Знать понятия: религия, верование, миф, мифология, тотемизм, фетишизм, анимизм, куль, символ, мировые религии, культурный символ, ислам, христианство, буддизм. §20
ТУ: рефераты по теме «Религии мира» 15.04
30 Искусство 1 Комбинированный урок Что такое искусство? Объекты и субъекты художественной культуры и искусства. Функции художественной культуры и искусства. Влияние искусства на современное общество.
Понятия: искусство, художественная культура, фольклор, «свободное искусство», истина, красота, добро Знать, что такое искусство и как оно соотносится с художественной культурой.
Уметь: пояснять, кто является субъектом художественной культуры;
анализировать произведения искусства, определяя ценности, которыми они обладают.
Знать понятия: искусство, художественная культура, фольклор, «свободное искусство», истина, красота, добро §21 22.04
31 Образование 1 Комбинированный урок Образование-важнейший институт общества. Образование в современной России.
А. Структура современного образования.
Б. Права и обязанности участников учебного процесса.
Понятия: образование, начальное, основное, среднее образование, школа, устав школы, юридический статус ребенка. Знать, что представляет собой образование как институт общества.
Уметь разъяснять
эволюцию системы образования с древнейших времен до наших дней;
особенности правового статуса ученика современной школы.
Знать понятия: образование, начальное, основное, среднее образование, школа, устав школы, юридический статус ребенка. П §22
Сообщение о законе «Об образовании 29.04
32 Наука 1 Комбинированный урок Наука- самая сложная область интеллектуальной деятельности. Функции науки. классификация наук. Особенности современной науки, ее структура.
Понятия: наука, Российская Академия наук, наука как социальный институт, виды научного знания, академия, научно- исследовательский институт. Знать, что такое наука, каковы ее функции в обществе, какие существуют учреждения науки; что собой представляет высшая школа, какие виды высших учебных заведений есть в РФ.
Уметь: осознанно выбирать высшую школу для продолжения обучения.
Знать понятия: наука, Российская Академия наук, наука как социальный институт, виды научного знания, академия, научно- исследовательский институт. П. §23 6.05
33 Духовная сфера общества 1 Обобщающий урок
Культура как многоуровневое явление. Нормы и формы культуры. Духовная жизнь человека. Культура современной России.
Понятия: культура, мораль, искусство, наука, религия, образование, система ценностей, культурный комплекс, этикет, менталитет россиянина Знать: основные понятия темы.
Уметь: сопоставлять сравнивать уровни культуры в разные периоды истории России;
систематизировать и обобщать материал по теме « Духовная сфера общества».
Знать понятия: культура, мораль, искусство, наука, религия, образование, система ценностей, культурный комплекс, этикет, менталитет россиянина ТУ: составить таблицу « Духовная сфера российского общества» 13.05
34-35 Итоговое повторение и обобщение (2ч.) Взаимосвязь права, политики и культуры 2 Итоговый урок по курсу Роль политики в нашей жизни. Правовая организация политического процесса.
А. Правовая и политическая культура человека в России.
Б. Защита прав, духовная культура общества, влияние духовной культуры на личность, ее социализацию.
Понятия: основные спорные понятия по темам курса. Знать: высшие органы власти правовые основы организации власти.
Уметь: объяснять взаимосвязь права и политики;
соотносить духовную культуру с правовой и политической. 20.05 27.05
Описание учебно-методического и материально-технологического обеспечения образовательного процесса:
- Учебник:И. Кравченко, Е.А. Певцова. Обществознание. 9 класс. - М.: Русское слово, 2008;
- Обществознание: программа курса для 8—9 и 10—11 классов общеобразовательных учреждений / А.И. Кравченко. —
9-е изд. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2013. Программа взята с офицального сайта издательства - http://www.russkoe-slovo.ru/
- Методическое пособие: Е.А.Певцова. Поурочные методические разработки к учебнику А.И.Кравченко, Е.А.Певцовой «Обществознание.9.класс» М.: Русское слово, 2010 г.
Нормативные документы:
а) Декларация прав ребенка;
б) Конвенция о правах ребенка.
В) Конституция РФ и Конституция РТ
Технические средства обучения.
Мультимедийный компьютер. Мультимедийный проектор. Экран проекционный.
Учебно-практическое оборудование.
Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и карт.
Шкаф для хранения карт.
Ящики для хранения таблиц.
.
\
Приложение к рабочей программе по предмету «Обществознание»
Контрольные работы-3
Самостоятельные работы-2.
Творческая деятельность-5
Проеты-3.
Перечень примерных практических работ:
9 класс:
Политические партии
Политическая жизнь в нашей стране.
Правовые основы брака и семьи.
Местное самоуправление.
Концепции личности. Личность, ее социализация и воспитание.
Самореализация и самопознание человека как проблема обществознания.
Цель и смысл жизни человека.
Внутренний мир человека.
Национальные и мировые религии.
Современные представления о роли сообществ ученых в развитии науки.
Историческая эволюция форм образования, массовое и элитарное образование, социальные причины возникновения системы
массового образования.
Доходы собственников факторов производства.
Рынок и рыночный механизм.
Спрос, величина спроса, закон спроса, детерминанты спроса.
Индивидуальный и рыночный спрос.
Предложение, величина предложения, закон предложения, детерминанты предложения.
Перечень демонстраций:
Демонстрации по предмету «Обществознание» затрагивают все основные темы, а так же обновляются по мере необходимости в течение учебного года.