Откытый урок на тему Изображение предметного мира. Натюрморт.

Учебный предмет: Изобразительное искусство
Класс: 6
Школа: МБОУ «СОШ №31»
Автор: учитель изобразительного искусства Власова М.И
УМК: Л.А. Неменская
Тема: Изображение предметного мира- натюрморт. Раздел «Мир наших вещей. Натюрморт».
Форма проведения урока: беседа, рассказ, творческие задания, самостоятельная работа.
Тип урока: Открытие новых знаний
Вид урока: комбинированный.
Средства обучения: компьютер, проектор, ИКТ, репродукции картин, учебник, муляжи фруктов, схема последовательности рисования натюрморта, презентация, акварель, гуашь, карандаши, альбом.
Цели по линиям развития:
Личностные:
Углубить знания о жанре натюрморта об особенностях его композиционного решения.
Уметь рисовать с натуры простым и цветными карандашами несложные натюрморты.
Научить составлять натюрморт.
Воспитывать эстетическую восприимчивость.
Развивать самостоятельность в поиске решения различных задач, развивать наблюдательность; научиться оценивать свою работу.
Формировать УУД:
Личностные:
- Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач.
- Воспитание уважительного отношения к творчеству – как своему, так и других людей.
- Развитие чувства прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой
Регулятивные:
- Совместно с учителем определять цель действий, проговаривать план, предлагать версии.
- Работать по предложенному плану, использовать учебник.
- Учиться оценивать успешность своего задания, признавать ошибки
Коммуникативные :
- Высказывать свои мысли (предложение–текст), вступать в беседу.
- Слушать и понимать других, в т.ч. выразительно читать тексты.
- Договариваться о правилах общения.
Познавательные:
- Находить информацию в учебнике, отделять известное от неизвестного.
- Делать выводы, оперируя с предметами и их образами.
Задачи:
           -  учить составлять натюрморты;
- развивать навыки работы средствами живописи;
           -  воспитывать эстетическую восприимчивость.

План урока:
I. Мотивация к учебной деятельности. 2 мин.
II. Актуализация знаний. 2 мин.
III. Создание проблемной ситуации. 5-7 мин.
IV. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).5-10 мин.
V. Первичное закрепление. 3 мин.
ФИЗМИНУТКА. 2-3 мин.
VI .Творческая практическая деятельность. Применение знаний. 20-25 мин.
VII Итог урока. Рефлексия. 3 мин
VIII. Домашнее задание. 2 мин. Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Формирование УУД,
технология оценивания

I. Мотивация к учебной деятельности.
Цели: создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Проверка организации рабочего места.
Ребята, каждый день мы окружены множеством различных вещей, которые помогают нам жить. И эти предметы как называются? Правильно. Предметами быта. Многих художников увлекло изображение прекрасного мира вещей и все они по своему о них рассказали. Как им это удалось? (ответы учеников).
Слушают учителя. Отвечают на вопросы.
Осмысливают цель урока
Регулятивные: определяют
цель и проблему
в учебной деятельности; принимают учебную задачу.

Личностные: проявляют интерес к поставленной задаче; осознают свои эмоции.

Коммуникативные: Высказывают свои мысли, вступают в беседу.

Познавательные: Делают выводы, оперируя с предметами и их образами.





II. Актуализация знаний.

Цели: актуализировать требования к ученикам, создание условий для возникновения у учеников потребности включения в учебную деятельность

– Чтобы узнать, что мы будем сегодня изучать на уроке, прочитаем стихотворение.
Если видишь на картине
Чудо- вазу на столе,
В ней стоит букет красивых
Белоснежных хризантем;
Стоит множество посуды,
И стеклянной, и простой.
Может, чашка или блюдце
С золочёною каймой.
А ещё, и так бывает.
Нарисована там дичь.
В завершение положим
Спелых персиков и слив.
А ещё в картине может
Нарисованным быть торт.
И поэтому картину
Называем – НАТЮРМОРТ!
-Перечислите предметы, которые были упомянуты в стихотворении.
- Как вы думаете, какая у нас будет тема урока?
-Прочитайте, что означает слово натюрморт в переводе с французского и голландского языка.
Французы называли такое изображение «мёртвая, или неживая природа», немцы и голландцы – «тихая и безмолвная жизнь вещей.
Как вы думаете: какие цели и задачи нашего урока?





Вам предстоит самим составить натюрморты.
Читают.
















Называют предметы.
Отвечают: Натюрморт.

Читают. Смотрят репродукции картин.


Сообщение цели урока: Сегодня на уроке мы познакомимся с одним из красивейших жанров изобразительного искусства – натюрмортом, узнаем об особенностях его композиционного решения и нарисуем натюрморт.



III. Создание проблемной ситуации.
Цели: организовать
проблемную ситуацию через наглядное изображение.
Как определить, где живая природа, а где «мёртвая»?
Последовательность и правила работы над натюрмортом. Чтобы работа над натюрмортом была по-настоящему интересной и полезной, натюрморт должен быть хорошо составлен и правильно поставлен. А это начало творчества и не такое простое, как может показаться.
Учитель предлагает составить натюрморт из разных педметов. С помощью учеников анализирует правильность составления натюрморта.
Ребята, скажите, Предметы, входящие в натюрморт должны быть какие?
Предметы могут загораживать друг друга?
В композиции должен быть композиционный центр? Как вы думаете, что это такое?




Вот теперь мы с вами узнали больше о художественном жанре, каком?
Отвечают на вопрос.
Самостоятельная работа в парах по составлению натюрморта



Отвечают на вопросы: можно ли натюрморт составить из случайно выбранных предметов?
как должна быть составлена композиция натюрморта,
Рассказывают о композиционном центре,
Его лучше располагать на втором плане и обязательно выделить расположением, цветом, контрастом.

Натюрморт.
Познавательные: устанавливают аналогии, создают модель объектов; сравнивают объекты по заданным критериям; строят логически обоснованные рассуждения.
Коммуникативные: излагают свое мнение; выдвигают контраргументы в дискуссии; делают выводы.
Личностные:
осознают многообразие взглядов, свою позицию.
Регулятивные: различают художественные средства и их возможности; планируют деятельность в учебной ситуации; определяют способы достижения цели.



IV. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).
Цели: организовать поиск понятий об учебной и творческой задачах, стоящих перед художником.

Рассмотрим на экране предложенные натюрморты и ответим на вопрос: Какие выразительные возможности и средства использовали художники?


Но что нам ещё должно быть известно, чтобы правильно изобразить натюрморт?

Отвечают на вопросы:
Цвет в натюрморте, освещенность, настроение.
Форма и фактура. Вещи, рассказывающие о человеке.
Определение количества и формы предметов.
Расположение листа.
Первыми раскрашиваем предметы светлых тонов, затем добавляем оттенки;
Постарайтесь при помощи цвета в натюрморте создайте настроение.
Применение различных видов письма (пятно, линии, чередование красок).
Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: отделять известное от неизвестного.
Личностные Развитие чувства прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой. Воспитание уважительного отношения к творчеству как к своему, так и других людей.
Регулятивные: Высказывать своё предположение, предлагать версии.
Коммуникативные: Слушать и понимать речь других, выразительно читать тексты.

V. Первичное закрепление

Цели: организовать первичное закрепление знаний.


ФИЗМИНУТКА.
На основе полученных знаний составьте план работы.
(После составления учитель фиксирует план на доске).
Правильно расположить предметы, методом поиска.
Нарисовать предметы, если есть необходимость дополнить своими предметами.
Доработать предметы  
Выбрать правильно фон
Придумать название натюрморту.
Намечают пути решения задач;

Познавательные: Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Коммуникативные: излагают свое мнение; выдвигают контраргументы в дискуссии; делают выводы, оформлять свои мысли в устной форме.


VI .
Творческая практическая деятельность.
Применение знаний.
Цели: организовать первичное применение нового знания, планирование работы.
Задача урока изобразить натюрморт и выполнить его в цвете, проявить творческую позицию, тем самым постарайтесь передать свое настроение, выразить мысли и чувства разными выразительными средствами.
Перед вами алгоритм самостоятельной работы:
Композиционное решение. Набросок.
Цветовое решение. Объемность, светотень.
Уточнение деталей.
Не забывайте о реальности – яблоко не должно быть больше кувшина и т. д.
 Учитель выполняет контроль правильности выполнения приемов работы; оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения.
Ребята готовят рабочее место, размещают художественные материалы.
Работают над картиной по
по предложенному описанию.

Регулятивные: Работать по предложенному плану, использовать изученный материал. Различают художественные средства и их возможности; планируют деятельность в учебной ситуации; определяют способы достижения цели.
Личностные: Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач.


VII .
Итог урока. Рефлексия.
Цели: организовать рефлексию собственной учебной деятельности
Какую цель ставили?
Удалось достичь поставленной цели?
Каким способом?
Какие получили результаты?
Что вызвало особые затруднения?
Где можно применить новые знания?
Какую оценку поставил бы каждый за выполненную работу?
Оценим свою работу по алгоритму:
– Что тебе нужно было сделать?
– Задание выполнено в полном объёме? Без ошибок?
– Ты выполнил работу самостоятельно или с помощью? С чьей?
– Как бы ты оценил свою работу?
Отвечают.
Анализируют работы друг друга с точки зрения композиционного расположения на листе.
Оценивают свою работу.

Личностные: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.
Регулятивные: Учиться оценивать успешность своего задания, признавать ошибки.
Предметные: Контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные: излагают свое мнение в диалоге; строят понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания; аргументированно оценивают свою работу; корректируют свое мнение.


VIII. Домашнее задание.
Цели: сориентировать на художественный материал
Учебник стр. 58-61 читать.
Принести альбом, цветные карандаши, акварель или восковые мелки.
Подобрать открытки, вырезки из журналов, газет с изображением натюрмортов.

Записывают задание в дневник.

















Количество и форма предметов

Правильно расположить предметы

Нарисовать предметы

Цвет в натюрморте

Выбрать правильно фон

Придумать название натюрморту



Самоанализ урока ИЗО, проведённого учителем в 6 классе.

Урок ИЗО был проведён в 6б классе 21.10.2016г.
Согласно календарно-тематическому планированию тема урока «Изображение предметного мира - натюрморт.», раздел «Мир наших вещей. Натюрморт».
Целью данного урока является: Углубить знания о жанре натюрморта об особенностях его композиционного решения.
Уметь рисовать с натуры простым и цветными карандашами несложные натюрморты. Научить составлять натюрморт.
Воспитывать эстетическую восприимчивость.
Развивать самостоятельность в поиске решения различных задач, развивать наблюдательность; научиться оценивать свою работу.
Были определены задачи педагога:
- формировать новые способы действий,
-обучать работе по плану, алгоритму;
- развивать эмоциональную сферу, творческое мышление;
- устанавливать связь с жизненным опытом ребенка.
На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание урока я включила элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: цели урока и практической работы определяли сами ученики, исходя из соответствующей проблемной ситуации.  На данном уроке применялся деятельностный метод обучения, который был реализован в следующих видах деятельности: учебной и учебно-исследовательской.
По типу урока - это урок открытия нового знания, при использовании проблемно-диалогической технологии.
В соответствии с темой урока, целью и задачами были выбраны формы организации учебной работы: индивидуальная, парная. А также использовано оборудование: проектор, экран.
Следует отметить, что уровень обученности учащихся класса по ИЗО высокий (с работой справились все).
Структура урока.
Соответствие урока требованиям ФГОС:
1. Ориентация на новые образовательные результаты.
2. Нацеленная деятельность на формирование УУД.
Планируемые результаты:
предметные: ученик научится
· наблюдать за тем, что ему уже знакомо и увидеть в этом знакомом необычное.
ученик получит возможность научиться:
· выбирать языковые средства в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи;
· участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
личностные: ученик
· проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу
· понимает причины успеха в учебной деятельности
Универсальные учебные действия:
регулятивные: ученик
· определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя;
· учиться работать по предложенному учителем плану;
Познавательные: ученик
· использует правила выполнения натюрморта;
· делает выводы о результате совместной работы класса и учителя;
· составляет алгоритм под руководством учителя;
Коммуникативные: ученик
· слушает и понимает речь других;
· договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в том числе в ситуации столкновения интересов.
3.Использование современных образовательных технологий - проблемно-диалогической технологии, ИКТ, технология здоровьесбережения (двигательные физминутки, дозировка заданий, своевременная смена видов деятельности учащихся).

Проблемная ситуация послужила средством активизации мышления и воображения, помогла школьникам почувствовать себя исследователями. Таким образом, на уроке ребенку отведена была роль не пассивного наблюдателя, а активного участника и даже творца процесса создания фантастического объекта. Я осталась довольна результатами урока. Цель была достигнута, поставленные задачи выполнены, дети остались довольны и ушли в хорошем настроении.

15