Рабочая программа Вокальный ансамбль (общеэстетическое отделение)








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Вокальный ансамбль»















Преподаватель: Мендикова Н.А.



р.п.Тельма
2015г
Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации (приказ Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ (принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года) , Письмом Минобразования России от 18.06.2003 г. №28-02-484/16 «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей», и ФГОС ДО.
Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности, обладающий большим потенциалом эмоционального, музыкального, познавательного развития. Благодаря пению у ребенка развивается эмоциональная отзывчивость на музыку и музыкальные способности: интонационный звуковысотный слух, без которого музыкальная деятельность просто не возможна, тембровый и динамический слух, музыкальное мышление и память. Кроме того успешно осуществляется общее развитие, формируются высшие психические функции, обогащаются представления об окружающем, речь, малыш учится взаимодействовать со сверстниками. Поскольку пение – психофизический процесс, связанный с работой жизненно важных систем, таких как дыхание, кровообращение, эндокринная система и других, важно, чтобы голосообразование было правильно, природосообразно организовано, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, пел легко и с удовольствием.
Правильный режим голосообразования является результатом работы по постановке певческого голоса и дыхания. Дыхательные упражнения, используемые на занятиях по вокальному пению, оказывают оздоравливающее влияние на обменные процессы, играющие главную роль в кровоснабжении, в том числе и органов дыхания. Улучшается дренажная функция бронхов, восстанавливается носовое дыхание, повышается общая сопротивляемость организма, его тонус, возрастает качество иммунных процессов.
Данная программа направлена на развитие у детей вокальных данных, творческих способностей, исполнительского мастерства.
Программа разработана на основе Программы музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста «Камертон» (автор - Э.П.Костина). Программа музыкального образования для детей раннего и дошкольного возраста. М. Просвещение, 2004г.
Цель – формирование эстетической культуры дошкольника; развитие певческих навыков.
Задачи:
Формирование интереса к вокальному искусству.
Развитие умений петь естественным голосом, без напряжения; постепенно расширяя диапазон.
Развитие музыкального слуха, координации слуха и голоса.
Развитие умений различать звуки по высоте;
Развитие чистоты интонирования, четкой дикции, правильного певческого дыхания, артикуляции.
Развитие умений петь, выразительно передавая характер песни.
Формирование певческой культуры (правильно передавать мелодию естественным голосом, без напряжения),
Совершенствование вокально-хоровых навыков.
Планируемый результат:
Дети владеют навыками пения: петь легко, не форсируя звук, с четкой дикцией, петь хором и без него, удерживать дыхание до конца фразы, чисто интонировать мелодию в поступенном движении вверх на квинту и на кварту.
Дети владеют простейшими навыками игры на музыкальных инструментах; усваивать ритмический рисунок, движение мелодии, играть слаженно.
Эмоционально откликаются на музыкальные произведения, понимают их, сформирован положительный настой к воспроизведению музыкального произведения на музыкальных инструментах и к пению.
Результаты работы будут отслеживаться следующими способами: умение ребенком применять знакомые народные песни в играх, процессе праздников, развлечений, а также в самостоятельной деятельности, методом наблюдения, способом прослушивания.
Подведение итогов реализации дополнительной образовательной программы будут проходить в форме концерта.
Основополагающие принципы программы:
Принцип полноты и целостности музыкального образования детей;
Принцип деятельностного подхода;
Принцип культуросообразности;
Принцип последовательности;
Принцип системности;
Принцип интеграции;
Принцип развивающего обучения;
Принцип гуманизации;
Принцип сотрудничества;
Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях детского сада и семьи;




Организация и проведение занятий

Программа предмета «Вокальный ансамбль» предназначена для детей 5 – 6 лет. Занятия проводятся один раз в неделю с октября по апрель, каникулы – январь месяц. Продолжительность занятия - 30 минут.

Особенности слуха и голоса детей 5-6 лет.
На шестом году жизни дети имеют уже некоторый музыкальный опыт. Общее развитие на шестом году жизни, совершенствование процессов высшей нервной деятельности оказывают положительное влияние на формирование голосового аппарата и на развитие слуховой активности. Однако голосовой аппарат по-прежнему отличается xpупкостью, ранимостью. Гортань с голосовыми связками еще недостаточно развиты. Связки короткие. Звук очень слабый. Он усиливается резонаторами. Грудной (низкий) резонатор развит слабее, чем головной (верхний), поэтому голос у детей 5-6 лет несильный, хотя порой и звонкий. Следует избегать форсирование звука, во время которого у детей развивается низкое, несвойственное им звучание.
Дети могут петь в диапазоне ре-до2 . Низкие звуки звучат более протяжно, поэтому в работе с детьми надо использовать песни с удобной тесситурой, в которых больше высоких звуков. Удобными являются звуки {ми) фа-си. В этом диапазоне звучание естественное, звук до первой октавы звучит тяжело, его надо избегать.
Возрастные особенности детей позволяют включать в работу кружка два взаимосвязанных направления: собственно вокальную работу (постановку певческого голоса) и организацию певческой деятельности в различных видах коллективного исполнительства:
песни хором в унисон
группами (дуэт, трио и т.д)
тембровыми подгруппами
при включении в хор солистов
пение под фонограмму.
Прежде чем приступить к работе с детьми, необходимо выявить особенности певческого звучания каждого ребенка и чистоту интонирования мелодии и в соответствии с природным типом голоса определить ребенка в ту или иную тембровую подгруппу.
Для того чтобы научить детей правильно петь (слушать, анализировать, слышать, интонировать, соединять возможности слуха и голоса), нужно соблюдение следующих условий:
игровой характер занятий и упражнений,
активная концертная деятельность детей,
доступный и интересный песенный репертуар, который дети будут с удовольствием петь не только на занятиях и концертах, но и дома, на улице, в гостях
атрибуты для занятий (шумовые инструменты, музыкально – дидактические игры, пособия)
звуковоспроизводящая аппаратура (аудиомагнитофон, микрофон, кассеты и СD-диски – чистые и с записями музыкального материала)
сценические костюмы, необходимые для создания образа и становления маленького артиста
Необходимо бережное отношение к детскому голосу; проводить работу с детьми, родителями и воспитателями, разъясняя им вредность крикливого разговора и пения, шумной звуковой атмосферы для развития слуха и голоса ребенка. При работе над песнями необходимо соблюдать правильную вок
·ально-певческую постановку корпуса.

Программа включает подразделы:
развитие музыкального слуха и голоса;
песенное творчество;
певческая установка;
певческие навыки (артикуляция, слуховые навыки; навыки эмоционально-выразительного исполнения; певческое дыхание; звукообразование; навык выразительной дикции)

Структура занятия.
1. Вводная часть
- Приветствие
- Упражнения, направленные на подготовку голосового аппарата ребенка к разучиванию и исполнению вокальных произведений (артикуляционная гимнастика, интонационно-фонетические упражнения, скороговорки, чистоговорки, упражнения для распевания).
3. Основная часть.
Работа над песней. Работа направлена на развитие исполнительского мастерства, разучивание песенного репертуара, отдельных фраз и мелодий по нотам. Работа над чистотой интонирования, правильной дикцией и артикуляцией, дыхания по фразам, динамическими оттенками.
4. Заключительная часть.
Пение с движениями, которые дополняют песенный образ и делают его более эмоциональным и запоминающимся. Работа над выразительным артистичным исполнением.
Методические приемы:
1. Приемы разучивания песен проходит по трем этапам:
знакомство с песней в целом (если текст песни трудный прочитать его как стихотворение, спеть без сопровождения)
работа над вокальными и хоровыми навыками;
проверка у детей качества усвоения песни (исполнение песен по одному, пение хором).
2. Приемы работы над отдельным произведением:
пение песни с полузакрытым ртом;
пение песни на определенный слог;
проговаривание согласных в конце слова;
произношение слов шепотом в ритме песни;
выделение, подчеркивание отдельной фразы, слова;
настраивание перед началом пения (тянуть один первый звук);
остановка на отдельном звуке для уточнения правильности интонирования;
анализ направления мелодии;
использование элементов дирижирования;
пение без сопровождения;
зрительная, моторная наглядность.
3. Приемы звуковедения:
выразительный показ (рекомендуется а capella);
образные упражнения;
оценка качества исполнение песни






Учебно-тематический план

1 год обучения


Тема
Количество часов

I полугодие (октябрь-декабрь)


1.Распевание (2-3 упражнения), освоение пения в унисон, работа над певческой артикуляцией, распределением дыхания, разучивание 2-3х разнохарактерных песен с небольшим диапазоном.
6

2. Распевание, работа над дыханием, артикуляцией, фразировкой и динамическими оттенками, разучивание 2-3х разнохарактерных песен.
5

3.Подготовка к концертному исполнению
2

4.Концертное выступление.
1

II полугодие (февраль-апрель)


1.Распевание (3-4упражнения), разучивание 2-3 разнохарактерных песен с более широким диапазоном, работа над артикуляцией, чистотой и выразительностью интонирования.
5

2.Распевание (3-4 упражнения), разучивание 1-2 новых песен, работа над голосоведением, фразировкой, динамическими оттенками и выразительным исполнением.
6

3.Подготовка к концертному исполнению
2

4.Концертное исполнение.
1


Всего 28











2 год обучения
Тема
Количество часов

I полугодие


1.Распевание (4-5 упражнений), разучивание 3-4 разнохарактерных песен, работа над певческой артикуляцией, распределением дыхания, звуковедением.
6

2.Распевание, работа над артикуляцией, дыханием, фразировкой, динамическими оттенками, разучивание песни кантиленного характера.
5

3.Подготовка к концертному выступлению
1

4.Концертное выступление.
1

II полугодие


1.Распевание (4-5 упражнений)+скороговорки, разучивание 3-4 разнохарактерных песен с более широким диапазоном, работа над артикуляцией, чистотой и выразительностью исполнения.
5

2.Распевание, разучивание 2-3 разнохарактерных песен, работа над голосоведением, фразировкой, динамическими оттенками и выразительным исполнением.
6

3.Подготовка к концертному выступлению
1

4.Концертное выступление.
1


Всего 26










Диагностика уровня развития певческих умений
№ п/п

Показатели (знания, умения, навыки)

Оценка/б




0

н

с

в


1.

Качественное исполнение знакомых песен.










2.

Наличие певческого слуха, вокально-слуховой координации










3.


Умение импровизировать



















4.

Чисто интонировать на кварту вверх и вниз, квинту и сексту










5.

Навыки выразительной дикции











0 - не справляется с заданием
н (низкий) - справляется с помощью педагога
с (средний) - справляется с частичной помощью педагога
в (высокий) - справляется самостоятельно
Перечень программно-методического обеспечения

Музыкально-дидактические игры, упражнения используются при разучивании песен, при обучении игре на детских музыкальных инструментах.
Комплекс дыхательной гимнастики Чарели – при работе над песней.
Пальчиковая гимнастика помогает детям отдохнуть, расслабиться, укрепляет мышцы пальцев, ладоней, что помогает при игре на детских музыкальных инструментах.
Артикуляционная гимнастика.
Программы, сценарии концертов.
Сборники песен, попевок.
CD-диски - фонограммы используются на занятиях, развлечениях, концертах, праздниках, в самостоятельной деятельности.
Ноутбук - презентации для знакомства с новыми музыкальными произведениями, с песнями.

Список литературы
1. Андреева А. От примы до октавы. М.Кифара 1994г.
2. Аренский А. , Ребиков В. Детские песни. М. Музыка 1996г.
3. Алиев Ю. Школьные шлягеры. Песни и хоры для учащихся средней школы. М. Музыка 2007г.
4. Веселовская Е.Ю. Солнышко смеется. Музыкальное развитие детей трехлетнего возраста в игровой деятельности, методическое пособие. Новосибирск 2007г.
5. Геталова О. «Обучение без мучения» учебное пособие., С.-Петербург, Композитор 2003г.
6. Зарецкая Н.В. Мы танцуем и поем. Музыкальные сценарии по мотивам сказок , Школьная пресса 2004г.
7. Соколова н. ребенок за роялем, учебное пособие, М. Музыка 2006г.
8.Орлова Т.М. Бекина С.И Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей. М. 1988г.
9. Поплянова Е. «А мы на уроке –играем». Музыкальные игры, игровые песни. М. 1994г.
10 Сиротина Т. Музыкальная азбука М., 1996г.
11. Тютюнникова Т. Уроки музыки. Система обучения К.Орфа., М. 2001г.
12.Шереметьев В.А. Пение, воспитание детей в хоре. М. Музыка, 1990г.












13PAGE \* MERGEFORMAT14715




Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 5 Заголовок 6 Заголовок 7 Заголовок 8 Заголовок 915