Рабочая программа внеурочной деятельности по музыке Вокальный ансамбль (1-4 классы)
Муниципальное автономное образовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа №1 им. В.И. Фадеева ст. Калининской
УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета протокол №10
от 30 августа 2011 года
Председатель педсовета
______ Т.В.Архангельская
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
«Вокальный ансамбль»
БАЗОВЫЙ
Возрастная группа 7-11 лет
Количество часов 135
Автор программы:
учитель музыки Шаплинкина Татьяна Хаметзатовна
Структура программы
Пояснительная записка...3-4
План курса..5
Тематический план.....6
Содержание программы
Раздел 1 ...7-9
Раздел 210-11
Раздел 311-12
Раздел 4 .13
Ключевые слова ....14-15
Список литературы 16
Пояснительная записка
1. Актуальность тематики и причины введения курса
Необходимость введения вокального исполнительства обусловлено тем, что оно является весьма действенным средством эстетического воспитания. В процессе изучения курса вокального искусства школьники осваивают основы индивидуального и ансамблевого исполнительства, развивается художественный вкус и расширяется музыкальный кругозор,
приобретают опыт сценического выступления.
2. Цель и задачи курса
Целью настоящего курса является воспитание художественного вкуса школьников и развитие культуры, а так же охрана и воспитание детского голоса. Ансамблевое пение – это практическая работа над развитием музыкальных способностей детей.
В ходе достижения этих целей, решаются задачи:
- накопление музыкально слуховых впечатлений;
- совершенствование музыкального слуха;
- овладение вокально-хоровыми навыками;
- изучение элементов музыкальной грамотности;
- воспитание музыкально-эстетического вкуса;
- воспитание организованности, умение работать в коллективе;
- развитие слуха, внимания, памяти;
- расширение музыкального кругозора;
- развитие голосовых данных.
Данная программа построена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта, в которые входит: развитие вокальных навыков, строй, ансамбль, работа над исполнением вокального произведения.
3. Структура курса
Курс включает следующие разделы:
1. Певческая установка.
2. Работа над дыханием.
3. Работа над звуком.
4. Работа над дикцией.
5. Вокально-интонационные упражнения.
6. Фонопедическая система В.Емельянова.
7. Работа над строем.
8. Работа над ансамблем.
9. Стили вокальных произведений.
10. Разучивание песен (народных, детских авторских, классических).
4. Особенности реализации программы
Общий курс занятий по вокальному ансамблю 1-4 классы (135 ч.)
Что составляет: в 1 классе – 33 часа, во 2-4 классах - 34 часа в год по 1 часу в неделю.
Групповые занятия проводятся по школьному расписанию.
Для обучения в вокальном кружке необходимо фортепиано, синтезатор мультимедийное оборудование.
Сборники песен.
Фонограммы песен – mp3.
Выступление на школьных мероприятиях.
Всё это позволит достижению высоких результатов.
5. Планируемые результаты
В результате изучения курса «Вокальный ансамбль» ученик должен овладеть
следующими ЗУН:
1. Иметь навык правильной певческой постановки.
2. Уметь петь, вместе ориентируясь на дирижёрский жест.
3. Знать элементы музыкальной грамоты.
4. Владеть навыком пения без сопровождения.
5. Исполнять свою партию в двухголосном произведении.
6. Знать все музыкальные произведения, изученные в классе.
Учёт ЗУН проводится в следующих формах:
1. Тематические и отчётные концерты, участие в школьных мероприятиях.
2. Участие в конкурсах.
6. Формы организации общеобразовательного учреждения и семьи
Программа предусматривает организацию совместной работы учреждения и семьи:
1. Проведение развлекательно-познавательных мероприятий внутри кружка:
«Музыкальный КВН», «Музыкальный ринг», «Угадай мелодию» и др.,
направленных на сплочение коллектива, общение с родителями.
2. Выступление учащихся на школьных концертах посвящённых:
«День учителя», «День матери», «Новый год», «8 Марта», «Последний
звонок».
План курса
№
Раздел
Всего
часов
Практика
Теория
Форма контроля
1.
Вокальная работа в ансамбле
33
29
4
Участие в концертах,
2.
Распевание ансамбля
25
24
1
конкурсах, школьных
3.
Работа над строем в ансамбле
30
29
1
мероприятиях.
4.
Репертуар вокального ансамбля
47
47
Тематический план
№
Наименование разделов и тем
курса
Всего часов
Практика
Теория
Раздел 1.
Вокальная работа в ансамбле.
1.
Певческая установка.
2
1
1
2.
Дыхание.
6
5
1
3.
Атака звука.
5
4
1
4.
Артикуляция.
10
9
1
5.
Дикция.
10
9
1
Итого по разделу: 33 часа.
Раздел 2.
Распевание ансамбля.
6.
Система упражнений.
15
15
7.
Фонопедическая система
В. Емельянова.
10
9
1
Итого по разделу: 25 часов.
Раздел 3.
Работа над строем в ансамбле.
8.
Ансамбль (унисонный, ритмический, дикционный.)
15
14
1
9.
Строй. Унисон. Двухголосие.
15
15
Итого по разделу: 30 часов.
Раздел 4.
Репертуар вокального ансамбля.
10.
Стили вокальной музыки.
2
2
11.
Разучивание песен (народных, детских авторских, классических).
45
45
Итого по разделу: 47 часов.
Всего за курс: 135 часов.
Содержание программы
Раздел 1. Вокальная работа в ансамбле
Тема 1. Певческая установка
Посадка при пении, положение корпуса, головы. Отработка навыков пения, сидя и стоя. Пение знакомых песен. Техника безопасности. Знакомство с голосовым аппаратом, строение голосового аппарата.
Тема 2. Дыхание
Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Различный характер дыхания перед началом пения в зависимости от характера исполняемого произведения: медленное, быстрое. Смена дыхания в процессе пения; различные его приёмы. Цезуры. Знакомство с навыками «цепного» дыхания. Роль певческого дыхания в звукообразовании. Пение упражнений на разные виды дыхания. Опорное дыхание. Важно объяснить детям различные ощущения: напряжение дыхательных мышц, ощущение столба воздуха, усиление вибрационных ощущений. Найденное чувство опоры – основа удобства голосообразования. Немаловажная связь дыхания с другими элементами фонации – атакой, силой, тембром звука и т.д.
Тема 3. Атака звука
Атака – начало певческого звука. Виды атаки: мягкая, твёрдая, придыхательная. В исполнительской практике работы с детьми используется мягкая и твёрдая атака. Основа звучания – мягкая атака, обеспечивающая чистоту интонации, мягкий приятный звук и благоприятный режим работы голосовых связок. Объяснение механизма работы – голосовые связки при мягкой атаке смыкаются одновременно с посылом дыхания.
Целесообразно использовать энергичную подачу звука – твёрдую атаку – при инертности голосового аппарата. Механизм работы голосовых связок при твёрдой атаке – смыкание голосовых связок до начала звука и быстрое размыкание давлением воздуха. Характер звука при твёрдой атаке яркий, энергичный, даже жёсткий, но не форсированный. Пример видов атак и стилей исполнения: колыбельная поётся мягкой атакой, маршевые песни твёрдой.
Выбор репертуара, упражнений для распевания – преимущественно с мягкой атакой звука, но также включаются энергичные по характеру, подвижные по темпу сочинения, ориентированные на твёрдую атаку извлечения звука.
Тема 4. Артикуляция
У многих детей артикуляционный аппарат в младшем школьном возрасте пассивен и вял, поэтому его развитие требует от хормейстера особого внимания.
Тембр голоса у детей младшего школьного возраста чрезвычайно неровен, что наиболее ярко проявляется в пёстром звучании гласных, так как образование певческих гласных резко отличается от разговорных. А гласные звуки – основа пения, так как на них и вырабатываются все вокальные качества голоса и техника. Как известно, гласный звук рождается в гортани. Благодаря совместной работе голосовых связок и дыхания. Но при возникновении он не имеет той характеристики, по которой мы различаем гласные на слух. Собственный характер каждый звук получает только в результате резонирования глотки и ротовой полости, которой приобретают определённые формы, соответствующие тем или иным гласным. При непосредственном возникновении, все гласные имеют одинаковый первоначальный тембр, определённую высоту и силу. Вот почему подлинные мастера вокала добиваются постоянного положения гортани при пении различных гласных. Это и есть, так называемая академическая манера пения, которой должен придерживаться педагог, работая не только со взрослыми, но и с детским вокальным коллективом.
Так как возраст 7-10 лет – это не только период ограниченных возможностей, но и период становления и воспитания первоначальных, правильных певческих навыков. И что будет заложено в раннем возрасте, такие плоды будут и в старшем возрасте.
Главное условие хорошего звучания – сохранение высокой позиции на всех звуках диапазона детского голоса. Особенно полезны в этом плане песни с нисходящим движением. Добиваться у детей правильного формирования различных гласных нужно постепенно. С начало использовать такие гласные, при которых хорошо раскрывается глотка, звук льётся свободно, не напряженно. Предпочтение отдаётся гласному «у». При этой гласной ротовая полость и глотка раскрыты хорошо, пение как бы совершается на «зевке» (поднято верхнее нёбо), что так же помогает освободить голос от неприятного носового призвука. Пение песен на гласную «у-ю» поможет в выработке высокой позиции, мягкого звучания и отличного унисона и ансамбля.
Далее изучаются гласные «о-ё», при которых звук не требует округления и при нём глотка хорошо открыта, что помогает выработать округлое, красивое звучанием. Затем следует гласная «и», которая требует округления, приближения к «ю» или «ы», но зато помогает найти ощущение близкого и яркого звучания для всех других гласных и заставляет интенсивно работать голосовые связки и дыхание. И, наконец, можно освоить гласные «а-е», особенно после применения гимнастики В.Емельянова (описанной в разделе 2), помогающей раскрепощению голосового аппарата, в частности – зажатие челюсти, которое мешает правильному звукообразованию. После пения отдельных гласных следует перейти к их чередованию в упражнениях и песнях.
Итак, все гласные должны звучать одинаково красиво при постоянном положении гортани, то есть сохраняется манера звучания при ясности произношения.
Особое значение воспитания навыка красивого пения гласных имеют русские народные песни с мелодиями, в которых встречаются характерные распевы, являющиеся замечательной школой вокального мастерства. Они помогут добиться большей напевности, льющегося, протяжного звука.
Тема 5. Дикция
Если гласные определяют сам процесс пения, то согласные, прежде всего, влияют на дикцию, а потом так же требуют особого внимания. При произношении одних гласных необходимо активное движение языка (р, т, д), другие – вызывают утечку воздуха (ж, ш), третьи – требуют значительного выдоха (в, ф, з).
С одной стороны согласные важны для речи, с другой – часто нарушают устойчивость гортани и нормативную работу дыхания. Как же объединить две противоположные тенденции? Практика показала: согласные должны произноситься не только чётко, но и чрезвычайно кратко и энергично. Чтобы добиться лёгкости в произношении согласных, следует использовать в работе различные скороговорки, упражнения на различные сочетания согласных с гласными. Серьёзная работа над дикцией освободит и разовьёт весь артикуляционный аппарат детей, который у них бывает часто крайне пассивен.
Раздел 2. Распевание ансамбля
Тема 6. Система упражнений (комплекс)
1.Артикуляционная гимнастика.
Помогает включить в работу весь корпус, мимические мышцы лица и весь голосовой аппарат. Так как с помощью нее прорабатываются все мышцы, кровь приливает к этим частям тела и даёт положительный результат.
2. Упражнения на развитие дыхания. Помогают в освоении правильного певческого дыхания, раскрепощают ребёнка и избавляют от зажатости. Происходит работа через ассоциативное восприятие, что помогает в осознании дыхательной работы на доступном уровне.
3. Интонационно-фонетические упражнения. Помогают понять переход от разговорной речи к певческой деятельности. Сглаживание регистров.
4. Голосовые сигналы доречевой коммуникации. Разогрев голосовых связок. Сглаживание регистровых переходов. Расслабление в работе гортани.
5. Вокально-интонационные упражнения. Это распространённые вокальные упражнения, но выполняющиеся с теми же задачами, что стояли в предыдущих упражнениях и с теми же ощущениями. Пение на одном звуке, пение в пределах квинты. Упражнения на развитие и расширение диапазона голоса и т.д. Каждое занятие начинается с этого комплекса упражнений, рассчитанного на 15 минут. После этого идёт работа над произведениями, в которых выполняются те же задачи, формируются те же ощущения, знания, умения и навыки.
Тема 7. Фонопедическая система В.Емельянова
На протяжении многих лет, во многих коллективах детский голос был объектом эксплуатации. Вследствие этого многие дети в раннем возрасте потеряли голоса и больше никогда не смогли вернуться к певческой деятельности.
Детский голосовой аппарат – нежный материал и здесь нужно помнить заповедь врачей – «не навреди!» Поэтому, В. Емельянов обратился к этой проблеме и с медицинской точке зрения, и с педагогической, и с вокальной, и создал свою современную методику «Фонопедическая система В.Емельянова».
В его системе представлено много упражнений, которые классифицированы по разделам:
1) артикуляционная гимнастика. 2) интонационно-фонетические упражнения. 3) голосовые сигналы доречевой коммуникации. 4) Упражнения на развитие дыхания, вибрато, грудного и головного регистра. Все упражнения из этой области, которые используются на занятиях в ассоциативном восприятии, доступны и понятны детям.
Раздел 3. Работа над строем в ансамбле
Тема 8. Ансамбль
Воспитание ансамблевых навыков в коллективе, состоящем из младших школьников, задача трудная. Ансамбль – совместное, согласованное во всех отношениях исполнение произведения. Достичь такого пения бывает нелегко из-за того, что у детей младшего школьного возраста часто не хватает не столько умений и навыков, сколько внимания и выдержки. Поэтому руководителю следует постоянно вовлекать детей в активную работу и развивать в них чувство ответственности как у всех за одного, так и у каждого за коллектив.
Для достижения единства в ансамбле все компоненты одинаково важны: интонационная слаженность, единообразие манеры звукообразования, ритмическая и темповая слитность, динамическая одноплановость партии в каждый данный момент, одновременное начало и окончание произведения целиком и отдельных его частей, и т.д. Большую роль играет расположение хора. На репетициях рекомендуется расставлять детей так же, как они стоят на концерте. С самых первых уроков следует воспитывать и вырабатывать чувство динамического ансамбля. Большую пользу в работе над динамикой даёт разучивание произведений с ярким образным содержанием. Ритмический ансамбль проявляется в чуткости детей к пульсации основной метрической доли. В развитии этого навыка главная роль принадлежит двигательным компонентам. Полезно отхлопывать, отстукивать ритмический рисунок произведения. Пропевание вокальных произведений без дирижёра тоже помогает выработке ритмической и темповой устойчивости. Особая роль принадлежит дирижёрскому жесту в создании ритмического и динамического ансамбля, единообразии в звукообразовании и произношении текста, а так же – ансамбля между хором и сопровождением, между хором и солистами.
В младшем возрасте только начинают проявляться индивидуальные особенности каждого голоса, то есть тембр, поэтому забота об их развитии – прямая обязанность хормейстера. В ансамблевой работе следует стремиться к созданию единой манеры звуковедения, но не к нивелировке голосов. На ансамбль оказывает влияние строение мелодической линии каждой партии, метроритмическое и ладотональное развитие, склад письма, тесситура, нюансы и темп. В каждом конкретном случае хормейстер должен определить характер трудности и найти пути её преодоления. В этом ему поможет глубокое изучение партитуры.
Тема 9. Строй
Особое значение имеет работа над строем ансамбля. Достижение достойного пения во многом зависит от умения детей сознательно интонировать на основе накопленных вокальных навыков и музыкальных знаний, а так же – от степени развитости слуха. Строй принято рассматривать с двух сторон: мелодический и гармонический. Специальная тренировка мелодического и гармонического слуха детей создаёт нужные предпосылки для достижения стройного пения. Особенно важно научить детей петь тоны и полутоны (большие и малые секунды). Терции (большие и малые), так как они являются основным показателем лада. На секундах, терциях и их обращениях основываются все музыкальные сочинения. Всё, что говорилось о строе, в большей степени относится к пению a capella.
Унисон. Двухголосие.
Воспитание унисона – очень важная часть ансамблевого пения. Но при этом у детей развивается только мелодический слух. А полноценное музыкальное развитие предполагает серьёзную работу над совершенствованием гармонического слуха. И чем раньше начнётся эта работа, тем плодотворней станет весь процесс вокальных занятий. Гармонические упражнения позволят перейти к двухголосию. Начинать следует с несложных песен с приёмом «эхо», затем – канонов, потом – двухголосие с большим расстоянием между голосами, а затем двухголосные сочинения.
Раздел 4. Хоровой репертуар
Тема 10. Стили хоровых произведений
Вокальный коллектив в своём репертуаре должен иметь произведения, как современных авторов, так и классиков. Обязательным условием является исполнение русских народных песен. Можно включать в репертуар произведения других народов. Полезно изучать произведения разных жанров и стилей, что сделает репертуар разнообразным и интересным для учащихся.
Тема 11. Разучивание хоровых произведений
Для этого надо, чтобы учащиеся поняли, чего хочет от них добиться руководитель. А для этого нужно научить детей понимать язык жестов дирижёра: «внимание», «дыхание», «начало пения», «окончание пения» и т.д. Впервые два года работа с произведениями идёт с голоса. На последующих годах обучения желательна работа с нотным текстом. Разучивание песни происходит по мотивам, затем по фразам, предложениям и т.д. Анализ словесного текста и его содержания. Разбор фразировки вытекающей из музыкального и текстового содержания. Разбор различной динамики. При разучивании одноголосного произведения работа идёт со всей группой ансамбля. После разучивания произведения обязательно следует проводить индивидуальный опрос, помогающий выяснить качественный уровень выученного произведения и планирования работы дальше.
Ключевые слова1. Аккорд
2. Аккомпанемент
3. Акцент
4. Альт
5. Ансамбль
6. Артикуляция
7. Атака
8. Ауфтакт
9. Вокал
10. Вступление
11. Диапазон
12. Диминуэндо
13. Дикция
14. Дирижёр
15. Динамика
16. Жанр
17. Запев
18. Затакт
19. Звуковедение
20. Звукообразование
21. Интервал
22. Интонация
23. Кантилена
25. Канон
26. Крещендо
27. Куплет
28. Легато
29. Лад
30. Мажор
31. Минор
32. Мелодия
33. Мотив
34. Нота
35. Пиано
36. Припев
37. Распев
38. Соло
39. Солист
40. Стаккато
41. Сопрано
42. Строй
43. Тембр
44. Темп
45. Трезвучие
46. Такт
47. Унисон
48. Форма
49. Форте
50. Фальцет
51. Характер
52. Штрихи
Список литературы
1. Настольная книга, школьного учителя-музыканта. Алиев Ю.Б. – М., «Владос», 2000.
2. Программа «Хор». Под редакцией Овчинниковой Т. Н. – М., Просвещение, 1986.
3. Работа с детским хором. Под редакцией В.Г.Соколова. М., 1981.
4. Развитие голоса. Координация и тренаж. – Санкт – Петербург,1997.
5. Развитие музыкальных способностей детей. – Ярославль, 1997.
6. Что надо знать о детском голосе. – М., 1972.
Согласовано Согласовано
Протокол заседания Заместитель директора
методического объединения по УВР
учителей от «___»_______2011 года ____________Назаренко С.В.
__________рук. МО Малюта И.Н. «___»__________2011г.
Заголовок 1Заголовок 615