Рабочая дополнительная общеразвивающая программа Вокальный эстрадный ансамбль 2 год обучения
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЛИЦЕЙ № 36 ОАО «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»
Утверждаю
Директор НОУ «Лицей № 36 ОАО «РЖД»
_______________________/С.Н.Шатунов/
_пр. №___________________ пр. №______от «___»____20 года
протокол ПС № от «___» 20 года
Рабочая дополнительная общеразвивающая программа
«Вокальный эстрадный ансамбль «Эдельвейс»
2-ого года обучения (7-8 классы)
художественной направленности
Составитель:
Сухова А. М.,
педагог дополнительного образования
г. Иркутск
2014-2015 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа составлена на основе дополнительной общеразвивающей программы Суховой А. М. «Эстрадный вокал» 2013 г.
Программа рассчитана для детей 7-8 классов.
На данном этапе учащиеся работают над:
- расширением диапазон голоса;
- выравниванием звучность гласных;
- формированием гласных звуков;
- организованным дыханием;
- ощущением опоры;
- навыками элементарного двухголосия (для ансамбля);
- вокально-творческим самовыражением.
Содержание программынаправлено наприобщение ребёнка к искусству сольного пения и пения в вокальной группе, развитие мотивации к творчеству; формирование высоких духовных качеств и эстетики поведения средствами вокального искусства.
Цели:
развитие и укрепление параметров вокального исполнительства (расширение певческого диапазона, выравнивание звучности голоса на протяжении всего диапазона).
развитие певческого дыхания (развитие навыка пения на опоре);
развитие навыков певческой артикуляции;
закрепление навыка интонационно чистого пения в певческом диапазоне от «ля» малой октавы до «фа» 2-ой октавы;
работа над высокой певческой позицией;
сглаживание переходных звуков;
формирование ощущения головного и грудного резонирования;
развитие навыков звуковедения: пение легато, нон легато, стаккато;
развитие навыка свободного пения без эмоциональной перегрузки, ведущей к форсировке;
целенаправленная работа над выразительностью исполнения – фразировкой, агогикой (сопоставление двух темпов, замедление, ускорение, фермата), динамической нюансировкой;
работа с микрофоном под минусовую фонограмму;
упражнения на раскрепощение мышц, освобождение их от зажимов;
воспитание пластичности движений и музыкальности;
Место предмета в учебном плане лицея
Согласно учебного плана лицея для прохождения 2-ого года обучения отводится 144 часа, из расчета 4 часа в неделю.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Наименование разделов и тем Часы Содержание Деятельность учащихся
теория практика всего Раздел I. Вводное занятие. Тема 1.1. Техника безопасности. 1ч. - 1ч. Техника безопасности, соответствующая инструкциям. Правила поведения на занятиях и в образовательном учреждении (внимание, аккуратность, вежливость, форма для занятий, сменная обувь и т.д.) Узнают технику безопасности. Певческая деятельность: поют несложные распевки.
Раздел II. Постановка голоса. Тема 2.1. Зевок. 1ч. 15ч. 16ч. Певческая установка и навыки певческого дыхания. «Зевок» - методический приём произвольного опускания гортани. Теория образования звука и работа вокального аппарата. Осваивают «Зевок». Учатся «Слушать и слышать себя!». Исполняют упражнения на выявление тембровой окраски голоса.
Тема 2.2. Певческий диапазон. 1ч. 15ч. 16ч. Укрепление и развитие певческого диапазона.
Пение в унисон упражнений и мелодий разучиваемых песен, пение упражнений а капелла, упражнений на освоение 2-голосия. Развитие ощущения правильного резонирования и активности работы артикуляционного аппарата. Прорабатываем упражнения на развитие гармонического слуха.
Работа над голосом и мероприятия, направленные на здоровый образ жизни. Упражнения на разные виды голосоведения, на отработку ровного дыхания, на выравнивание гласных.
Раздел III. Постановка вокального дыхания. Тема 3.1. Вдох между фразами.
3ч. 15ч. 18ч. Певческое дыхание и развитие всего организма. Длинные фразы - разумный, экономичный выдох. Вдох между фразами в быстром произведении. Вдох не должен нарушать смысл слова.
Дыхательная гимнастика (для постановки правильного дыхания по Стрельниковой). Упражнения для развития и укрепления вокального дыхания. Отработка правильного диафрагматического дыхания. Знакомство с навыками «цепного дыхания». Работа над произнесением одной мысли на одном дыхании. Исполняют упражнения на грамотное распределение дыхания. Дыхательные упражнения на разные виды техники.
Осваивают навыки «цепного дыхания».
Раздел IV.Пение учебно-тренировочного материала. Тема 4.1. Распевание.
1ч. 10ч. 11ч. Распевания, содержащие дыхательные упражнения, мелодии-попевки на необходимые виды техники. Распевание как эмоциональная настройка вокалиста.
Мышечный автоматизм и слуховой "контроль" поющего.
Упражнения на переходы к многоголосию от унисона, через квинты к трезвучиям. Совершенствуем несложные элементы двухголосия – подголоски, фрагментарное пение в терцию, фрагментарное отдаление и сближение голосов – принцип “веера” (для ансамбля). Поют с закрытым ртом, на определённые гласные, слоги, на сглаживание разницы в произношении гласных звуков, на переходные звуки, на улучшение звукообразования, на расширение диапазона, на отработку мелодических или ритмических сложностей. Упражнения на развитие и укрепление ощущения резонаторов. Упражнения на подачу звука.
Производят анализ внутренних ощущений. Исполняют упражнения на развитие грудного резонатора. Упражнения на снятие зажатий.
Тема 4.2. Развитие дикции.
1ч. 5ч. 6ч. Распевания на дикцию, на развитие и укрепление певческого дыхания. Проработка упражнений с усложнением и ускорением. Пение с микрофоном упражнений и отрывков из песен и запись в компьютер с последующим прослушиванием и просмотром записи.
Дикция и правильное голосообразование. Артикуляционная гимнастика. Отрабатываем отдельные гласные и согласные звуки. Гласные - "носители" вокального звука. Исполняют упражнения на создание ритмического ансамбля. Скороговорки.
Раздел V. Репертуарная практика. Тема 5.1. Работа над произведением.
2ч. 40ч. 42ч. Разнообразим репертуар: включаем произведения различные по форме, жанру, содержанию. Усложняем репертуар: двухголосие; тесситурные возможности; интонационные, ритмические, динамические трудности; наличие аккомпанемента («живой инструментальный ансамбль» или «фонограмма»).
Технические моменты репертуара. Разучиваем произведения по партиям, работаем над унисоном, текст отрабатываем в виде мелодической «речитации». Исполняют произведения, способствующие развитию и укреплению голоса. Учатся распределять дыхание во время сценического движения.
Тема 5.2. Художественное исполнение.
2ч. 6ч. 8ч. Художественный этап в отработке репертуара - пение осмысленное и одушевлённое (донести эмоции песни до сердца слушателя).
Нарабатываем «специальное состояние», которое позволяет комфортней чувствовать себя в жизни, на сцене, отрабатываем навыки актёрского мастерства. Введение в сценическую репетиционную работу таких понятий, как идея, тема песни, предлагаемые обстоятельства, темпоритм. Тренинг на эмоции и сценическую речь.
Раздел VI.Сценическая практика. Тема 6.1. Драматургия в пении.
4ч. 22ч. 26ч. Работа над эстрадным номером: развиваем умение раскрыть индивидуальность песни, выстроить драматургию номера. Учимся не только петь, но и красиво, грамотно оформлять свои действия на сцене. Вырабатываем осознанное ощущение пространства для грамотного и уверенного расположения ансамбля на сцене.
Костюмы, сценические атрибуты, декорации. Исполняют этюды для тренировки актёрской природы в разнообразных сценических ситуациях. Учатся сочетать пение с простейшими танцевальными движениями. Работают с микрофонами.
Всего: 16ч. 128ч. 144ч. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
К концу второго года обучения дети должны
знать/понимать:
• соблюдать певческую установку;
• жанры вокальной музыки;
уметь:
• правильно дышать, делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;
• точно повторить заданный звук;
• в подвижных песнях делать быстрый вдох;
• правильно показать самое красивое индивидуальное звучание своего голоса;
• петь чисто и слаженно в унисон;
• петь без сопровождения отдельные попевки и отрывки из песен;
• дать критическую оценку своему исполнению;
• принимать активное участие в творческой жизни вокальной студии.
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
Знания теории предмета Практические умения и навыки, компетенции Уровень освоения
Количество баллов (от 1-10 баллов)
Форма контроля
Понятия и значение мышечного автоматизма и слухового «контроля». Умеет анализировать внутренние ощущения. Исполнительский уровень. Слуховой «контроль» при пении. Высокий исполнительский уровень. Высокий
(10 - 7 баллов) Прослушивание
Анализирует свои ощущения. Хороший исполнительский уровень. Средний
(7- 5 баллов) Прослушивание
Понятия и значение «цепного дыхания» и «зевка». Исполнительский уровень. Освоено «цепное дыхание» и «зевок». Высокий исполнительский уровень. Высокий
(10 - 7 баллов) Прослушивание
Понимает значение «цепного дыхания» и «зевка». Хороший исполнительский уровень. Средний
(7- 5 баллов) Прослушивание
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 год обучения
№ урока Тема урока Кол-во часов Содержание урока Тип урока
Ожидаемый результат
(должны уметь, знать) Дата урока по плану
Дата фактического проведения урока
1 Техника безопасности. 1 Техника безопасности, правила поведения на уроке. Вводный урок
Знать технику безопасности. 1.09 2.09
2 Вдох между фразами 1 Работа над певческим дыханием. Урок практической работы Знать упражнения на грамотное распределение дыхания. Уметь исполнять упражнения на данный вид техники. 3-4 Зевок 2 Певческая установка. Строение голосового аппарата. Повторительно - обобщающий урок Знать строение голосового аппарата. 6.09
8.09
5-6 Зевок 2
Теория образования звука и работа вокального аппарата. Комбинированный урок
Знать работу вокального аппарата. Уметь применять знания на практике. 13.09
7 Вдох между фразами 1 Вдох между длинными фразами. Экономичный вдох. Урок практической работы Знать упражнения на грамотное распределение дыхания. Уметь применять знания на практике. 15.09
8 Распевание 1 Артикуляционная гимнастика. Проработка упражнений с усложнением и ускорением. Урок практической работы Знать скороговорки. Уметь быстро и четко проговаривать их. 9-10 Зевок 2
Укрепление и развитие певческого диапазона. Урок практической работы Знать упражнения на данный вид техники. Уметь применять знания на практике. 20.09 11-12 Работа над произведением. 2
Выбор песен, слушание, анализ. Урок практической работы Знать план работы над песней Уметь применять знания на практике. 22. 09 13-14 Зевок 2
Пение упражнений а капелла, упражнений на освоение 2-голосия. Урок практической работы Знать упражнения на разные виды голосоведения. Уметь применять знания на практике. 27.09 15-16 Работа над произведением. 2 Работа ансамблем. Урок практической работы Знать вокальную программу. Уметь применять знания на практике. 29.09 17-18 Работа над произведением. 2
Работа над разученными песнями. Подготовка концерту. Урок практической работы Знать вокальную программу. Уметь применять знания на практике. 4.10 19-20 Драматургия в пении. 2 Концертная деятельность Урок самостоятельной работы Уметь применить полученные знания на практике. Знать теорию. 6.10 21 Распевание 1 Упражнения на развитие гармонического слуха. Мышечный автоматизм и слуховой "контроль" поющего. Урок практической работы Уметь исполнять мелодии-попевки на данный вид техники. Знать упражнения на данный вид техники. 11.10 22 Вдох между фразами 1 Вдох между фразами в быстром произведении. Комбинированный урок
Знать упражнения на грамотное распределение дыхания. Уметь исполнять упражнения на данный вид техники. 23-24 Работа над произведением. 2 Работа над сольными песнями. Урок практической работы Знать текст песни. Уметь исполнять песню. 13.10 25-26 Зевок
2
Пение в унисон упражнений и мелодий, разучиваемых песен. Урок практической работы Знать упражнения на отработку ровного дыхания, на выравнивание гласных. Уметь исполнять упражнения на данный вид техники. 18.10 27-28 Работа над произведением. 2
Работа над сольными песнями. Отработка нюансов. Урок практической работы Знать текст песни. Уметь исполнять песню. 20.10
29 Распевание 1 Распевки на дикцию, на развитие и укрепление певческого дыхания. Урок практической работы Уметь исполнять мелодии-попевки на данный вид техники. Знать теорию. 25.10 30 Вдох между фразами 1 Знакомство с навыками «цепного дыхания». Комбинированный урок
Знать дыхательные упражнения на разные виды техники. Уметь исполнять упражнения на данный вид техники.
31-32 Работа над произведением. 2 Работа ансамблем. Урок практической работы Знать текст песни. Уметь исполнять песню. 27.10
33 Распевание 1 Вокальные распевки. Упражнения. Распевание как эмоциональная настройка вокалиста. Урок практической работы Уметь исполнять мелодии-попевки на данный вид техники. Знать теорию. 1.11 34 Вдох между фразами 1 Упражнения на грамотное распределение дыхания. Урок практической работы
Знать дыхательные упражнения на разные виды техники.
Уметь исполнять упражнения на данный вид техники. 35-36 Зевок 2 «Зевок» - методический приём произвольного опускания гортани. Комбинированный урок Знать, что такое «Зевок». Уметь применять знания на практике. 3.11
5.11
37-38 Распевание 2 Артикуляционная гимнастика. Проработка упражнений с усложнением и ускорением. Урок практической работы Знать скороговорки. Уметь быстро и четко проговаривать их. 8.11 39-40
Драматургия в пении. 2 Работа над драматургией песен. Урок практической работы Знать репертуар. Уметь выразить эмоции в пении.
10.11 41-42 Вдох между фразами 2
Дыхательная гимнастика (для постановки правильного дыхания) по Стрельниковой Урок практической работы Знать упражнения «Свечка», «Упрямая свечка», « Собачка» и др. Уметь исполнять упражнения на данный вид техники. 15.11 43-44 Работа над произведением. 2 Работа над сольными песнями. Отработка нюансов. Урок практической работы Знать текст песни. Уметь исполнять песню. 17.11 45-46 Зевок 2 Выравнивание гласных, выработка навыка резонирования. Урок практической работы Знать упражнения на отработку ровного дыхания, на выравнивание гласных. Уметь исполнять упражнения на данный вид техники. 22.11 47-48 Распевание 2 Вокальные распевки. Упражнения. Распевание как эмоциональная настройка вокалиста. Урок практической работы Уметь исполнять мелодии-попевки на данный вид техники. Знать теорию. 24.11
49-50 Работа над произведением. 2 Работа над сольными песнями. Отработка нюансов. Урок практической работы Знать текст песни. Уметь исполнять песню. 29.11
51-52 Драматургия в пении. 2 Работа над драматургией песен. Урок практической работы Знать репертуар. Уметь отразить замысел песни.
1.12 53 Распевание 1
Упражнения на развитие гармонического слуха. Мышечный автоматизм и слуховой "контроль" поющего. Урок практической работы Уметь исполнять мелодии-попевки на данный вид техники. Знать теорию. 6.12 54 Вдох между фразами 1
Отработка правильного диафрагматического дыхания. Урок практической работы Знать упражнения для развития и укрепления диафрагматического дыхания. Уметь исполнять упражнения на данный вид техники. 55-56 Зевок 2 Работа над дикцией. Урок практической работы Знать упражнения на данный вид техники. Уметь применять знания на практике. 8.12 57-58 Певческий диапазон 2
Пение упражнений а капелла, упражнений на освоение 2-голосия. Урок практической работы Знать упражнения на разные виды голосоведения. Уметь их исполнять. 13.12 59-60 Работа над произведением. 2 Работа ансамблем. Пение песни по партиям. Урок практической работы Знать текст песни. Уметь исполнять песню по партиям. 15.12
61-62 Работа над произведением. 2 Работа над разученными песнями. Подготовка концерту. Урок самостоятельной работы Знать текст песни. Уметь исполнять песню. 20.12 63-64 Драматургия в пении. 2 Концертная деятельность Урок самостоятельной работы Уметь применить полученные знания на практике. Знать теорию. 22.12 65-66 Работа над произведением. 2 Работа ансамблем. Урок практической работы Развиваем исполнительские навыки. Знать репертуар. 27.12 67-68 Драматургия в пении. 2 Работа над эмоциональностью песен. Урок - тренинг Уметь проживать песню, понимать смысл и доносить его до зрителя. Знать теорию. 12.01 69-70 Певческий диапазон 2
Пение упражнений на развитие певческого диапазона. Урок усвоения знаний, умений, навыков
Знать необходимые упражнения. Уметь петь на опоре. 17.01 71-72 Работа над произведением. 2 Работа ансамблем. Пение по партиям. Урок проверки и оценки знаний Знать репертуар. Уметь исполнять песню ровно, мелодично, эмоционально. 19.01 73-74 Вдох между фразами 2 Работа над «цепным дыханием». Урок практической работы Освоение «цепного дыхания». Знать теорию. 24.01 75-76 Работа над произведением. 2 Работа над сольными песнями. Урок практической работы Знать текст песни. Уметь исполнять песню. 26.01 77-78 Распевание 2 Артикуляционная гимнастика. Проработка упражнений с усложнением и ускорением. Урок практической работы Знать скороговорки. Уметь быстро и четко проговаривать их. 31.01 79-80 Работа над произведением. 2 Работа ансамблем. Пение по партиям. Урок практической работы Знать текст песни. Уметь исполнять песню. 2.02 81-82 Работа над произведением. 2
Работа над сольными песнями. Отработка нюансов. Урок практической работы Знать текст песни. Уметь исполнять песню. 7.02 83-84 Драматургия в пении. 2 Работа над драматургией песен. Урок практической работы Знать репертуар. Уметь раскрыть замысел песни. 9.02 85-86 Работа над произведением. 2
Работа над разученными песнями. Подготовка концерту. Урок практической работы Знать текст песни. Уметь исполнять песню. Знать вокальную программу. 14.02 87-88 Драматургия в пении. 2 Концертная деятельность. Урок самостоятельной работы Уметь применить полученные знания на практике. Знать теорию. 16.02 89-90 Работа над произведением. 2
Работа над сольными песнями. Урок практической работы Знать текст песни. Уметь исполнять песню. 21.02 91-92 Драматургия в пении. 2 Работа над идеей и индивидуальностью песен. Урок - конкурс Уметь сочетать пение с танцевальными движениями. Знать теорию. 23.02 24.02
93-94 Работа над произведением. 2 Работа ансамблем Урок практической работы Знать текст песни. Уметь исполнять песню. 28.02 95-96 Драматургия в пении. 2 Работа над идеей и индивидуальностью песен. Урок практической работы Знать репертуар. Уметь выразить индивидуальность. 2.03 97-98 Работа над произведением. 2
Работа над разученными песнями. Подготовка концерту. Урок практической работы Знать текст песни. Уметь исполнять песню. 7.03 10.03
99-100 Драматургия в пении. 2
Концертная деятельность. Урок самостоятельной работы Уметь применять полученные знания на практике. Знать теорию. 9.03 11.03
101-102 Певческий диапазон 2 Особенности применения
атаки звука в различных по характеру вокальных произведениях. Упражнения на развитие диапазона. Повторительно - обобщающий урок Уметь применять навыки твёрдой и мягкой атаки. Знать теорию. 14.03 103-104 Вдох между фразами 2 Работа над произнесением одной мысли на одном дыхании. Урок практической работы Знать упражнения на данный вид техники. Уметь применять полученные знания на практике. 16.03 105-106 Развитие дикции 2 Вокальные распевки. Упражнения. Распевание как эмоциональная настройка вокалиста. Урок практической работы Уметь исполнять мелодии-попевки на необходимые виды техники. Знать теорию. 21.03 107-108 Певческий диапазон 2 Совершенствование навыка пользования грудными и головными резонаторами в исполнительской деятельности. Повторительно - обобщающий урок Знать использование грудных и головных резонаторов в исполнительской деятельности. Уметь применять полученные знания на практике. 23.03 109-110 Развитие дикции 2
Артикуляционная гимнастика.Проработка упражнений с усложнением и ускорением. Урок практической работы Знать скороговорки. Уметь быстро и четко проговаривать их. 28.03 111-112 Вдох между фразами 2 Дыхательные упражнения на разные виды техники.
Урок практической работы Знать упражнения на данный вид техники. Уметь применять полученные знания на практике. 30.03
113-114 Певческий диапазон 2 Практическая певческая деятельность, направленная на расширение диапазона голоса. Урок практической работы Знать упражнения на данный вид техники. Уметь применять полученные знания на практике. 4.04 115-116 Работа над произведением. 2
Работа ансамблем. Урок практической работы Знать текст песни. Уметь исполнять песню. 6.04 117-118 Певческий диапазон 2
Упражнения на развитие гармонического слуха. Мышечный автоматизм и слуховой "контроль" поющего. Урок практической работы Уметь исполнять мелодии-попевки на данный вид техники. Знать упражнения. 11.04 119-120 Работа над произведением. 2
Работа над сольными песнями. Урок практической работы Знать текст песни. Уметь исполнять песню. 13.04 121-122 Певческий диапазон 2
Работа над дикцией. Урок практической работы Знать упражнения на данный вид техники. Уметь применять полученные знания на практике. 18.04 123-124 Вдох между фразами 2
Дыхательная гимнастика (для постановки правильного дыхания) по Стрельниковой Урок практической работы Знать упражнения «Свечка», «Упрямая свечка», « Собачка» и др. Уметь применять полученные знания на практике. 20.04 125-126 Певческий диапазон 2
Практическая певческая деятельность, направленная на расширение диапазона голоса. Урок практической работы Знать упражнения на данный вид техники. Уметь применять полученные знания на практике. 25.04 127-128 Драматургия в пении. 2 Концертная деятельность Урок самостоятельной работы Уметь применить полученные знания на практике. 27.04 129-130 Художественное исполнение.
2 Работа над сольными песнями. Отработка нюансов. Урок практической работы Знать репертуар. Уметь раскрыть художественный замысел в пении. 2.05 5.05
131-132 Вдох между фразами 2 Работа над «цепным дыханием». Урок практической работы Знать, что такое «цепного дыхания». Уметь применять полученные знания на практике. 4.05 6.05
133-134 Художественное исполнение.
2 Работа над сольными песнями. Отработка нюансов. Урок практической работы Знать репертуар. Уметь раскрыть художественный замысел в пении. 9.05 12.05
135-136 Драматургия в пении. 2 Работа ансамблем над чувством пространства на сцене. Урок практической работы Знать правильное расположение на сцене. Уметь исполнять упражнения на данный вид техники. 11.05 13.05
137-138 Развитие дикции 2 Упражнения на развитие дикции. Мышечный автоматизм и слуховой "контроль" поющего. Урок практической работы Уметь исполнять упражнения на данный вид техники. Знать скороговорки. 16.05 139-140 Художественное исполнение.
2 Работа над сольными песнями. Урок практической работы Знать репертуар. Уметь раскрыть художественный замысел в пении. 18.05 141-142
Художественное исполнение.
2 Работа над разученными песнями. Подготовка концерту. Урок практической работы Знать репертуар. Уметь раскрыть художественный замысел в пении. 23.05 143-144 Драматургия в пении. 2 Концертная деятельность Отчетный концерт Знать репертуар за учебный год. Уметь применять полученные знания на практике. 25.05 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Литература:
Апраксина А. Из истории музыкального воспитания. –М, 2001.
Баренбай Л.А. Путь к музицированию. – М., 1998.
Багадуров В.А., Орлова Н.Д. Начальные приемы развития детского голоса. – М., 2007.
Вайнкоп М. Краткий биографический словарь композиторов. – М, 2004
Вопросы вокальной педагогики. – М., 1997
Кабалевский Д.Б. Музыкальное развитие детей. М., 1998.
Кабалевский Д.Б. Программа по музыке в школе. – М, 1998.
Программа по музыке для внеклассных и внешкольных мероприятий. – М., 2000.
Струве Г. Методические рекомендации к работе над песенным репертуаром. – С.П., 1997.
Экспериментальное исследование. Детский голос. Под ред. Шацкой В.Н. — М, 2000.
Юссон Рауль Певческий голос. — М., 1998.
Дополнительная литература:
1.Володин Н. Энциклопедия для детей. — М., 1998
2.Гусин, Вайнкоп Хоровой словарь. — М., 1993.
3.Захарченко В.Г. Кубанская песня. — 1996.
4.Кошмина И.В. Духовная музыка России и Запада. — Т., 2003.
5.Мировая художественная культура в школе для 8 -11 классов.
6.Старинные и современные романсы.- М., 2003.
Дидактический материал: фонограммы, минусовкиТехническое оснащение: ноутбук, музыкальный центр, фортепиано, микрофон
Лист корректировки учебной программы
Класс Название раздела, темы Дата проведения по плану Причина корректировки Корректирующие действия Дата проведения по факту
Лист согласования
СОГЛАСОВАНО
предметная комиссия по_____________
протокол №____________
от « » ___________ 2014 г.
СОГЛАСОВАНО
координационный совет
секретарь координационного совета_________________/_____________
от « » ___________ 2014 г.
СОГЛАСОВАНО
заместитель директора по УВР (ВР)_________________/_____________
от « » ___________ 2014 г.