Дополнительная общеобразовательная программа Флористика
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Центр детского творчества»
Дополнительная общеобразовательная программа
художественной направленности
«Флористика»
(предназначена для детей 10-13 лет, рассчитана на 3 года обучения)
Составитель:
Новикова Ольга Григорьевна
педагог дополнительного
образования
Яя
Пояснительная записка
Программа относится к художественной направленности дополнительного образования детей, адаптирована на учащихся творческого объединения «Флористика». Рецензирована 14.12.09г заведующей кафедрой проблем воспитания и дополнительного образования КРИПКиПРО , кандидатом педагогических
наук Кононенко О.С..
Сказочно богата природа. В любое время года она открывает свои прелести поразному, давая простор фантазии и творчеству, укрепляя нежные и добрые чувства в человеке. Неисчерпаемые возможности дарит природа тому, кто умеет ее видеть, не только то, что внешне бросается в глаза, но и то, что можно увидеть, познать, заглянув глубже, присмотревшись к ней пристальным взглядом искателя. Творчески работая с природным материалом, ребенок приобретает как бы второе зрение: в каждом цветке, в каждой травинке он учится видеть образ. Новизна программы заключается в том, что в ее основе лежит интеграция различных видов прикладного творчества. Данная программа предполагает изучение разделов по декоративно-прикладному искусству, таких как работа с природным материалом: мозаика из семян, картины из засушенных растений, аранжировка растений, мини-скульптуры, изготовление искусственных цветов.
Актуальность программы состоит в том, что ее основу составляют этические, экологические занятия, формирующие духовность учащихся. Предлагается связь содержательного компонента программы со школьными предметами: биологией, экологией, изобразительного искусства, литературой, историей. Невозможно научить чуткому и бережному отношению к тому, что его окружает, без воспитания в нем любви к природе.
Цель курса: развитие творческих способностей, художественного вкуса, путем обучения детей работе с природным материалом.
Основными задачами курса является:
- знакомство с многообразием природных материалов, используемых для создания произведений декоративно - прикладного искусства, его особенностями
и возможностями;
- формирование умений и навыков при подготовке природных материалов
к созданию композиций;
- развитие образного и пространственного мышления, фантазии, творческой активности, а также моторики рук, последовательности в выполнении действий.
В объединение принимаются все желающие в возрасте от 10 до 13 лет.
Программа первого года обучения рассчитана на 144 часа в год. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.
Задачи 1 года обучения
1. Дать начальные знания и умения в области обработки природных материалов, познакомить с приемами работы с тканью, клеем.
2. Учить вдумчиво и внимательно всматриваться в природные формы.
3. Развивать и раскрывать интересы и возможности каждого учащегося, предоставлять возможность к самореализации.
Программа второго года обучения рассчитана на 216 часов в год. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 часа.
Задачи 2 года обучения
1. Обучать технологическому подбору материалов и инструментов.
2. Расширять и углублять знания и умения в области декоративно-прикладного
творчества.
3. Развивать и активизировать творческое мышление учающихся.
Программа третьего года обучения рассчитана на 216 часов в год. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 часа.
Задачи 3 года обучения
1.Обучать составлять эскиз и самостоятельно выполнять творческую работу на задуманную тему. 2.Совершенствовать навыки работы с растительным материалом разных видов.
3.Развивать образное и пространственное мышление, умение воплощать свои замыслы и фантазии.
По прохождению первого года обучения учащиеся знают
основные способы заготовки и обработки природного материала, технику безопасности при работе с инструментами и электроприборами, основные приемы работы по изготовлению цветов из ткани, основные термины по цветоделию.
Умеют самостоятельно и аккуратно работать с природным материалом; выполнять аппликации, коллажи из природного материала, учитывать особенности фактуры природных элементов при работе с ними, изготавливать отдельные цветы из ткани. Владеют навыками заготовки и обработки природного материала в зависимости от его специфики, работы с инструментами (ножницы, бульки);
В конце второго года обучения учащиеся знают основных приемы составления флористических картин, законы цветовых сочетаний в аранжировке и традиционного дизайна (рождественский, новогодний, пасхальный). Умеют пользоваться оптимальными приемами составления плоскостных и объемных флористических композиций, подбирать их цветовое решение, пользоваться наиболее рациональными приемами при обработке природного материала разных видов, изготавливать цветы повышенной сложности, используя подкраску лепестков. Владеют навыками подбора различных методов консервации в соответствии с ассортиментом растительного материала и желаемым результатом, составления цветочных композиций.
В конце третьего года обучения учащиеся знают правила техники безопасности при работе с колющими и режущими инструментами, основные правила составления флористических композиций разных видов, биологические особенности растений, используемых в аранжировке, технологию изготовления цветов по выкройкам. Умеют самостоятельно выполнять объемные и плоскостные композиции из сухого природного материала, заготавливать и обрабатывать сырье для работы, воплощать теоретические знания в работе, пользоваться технологическими картами.
Принцип построения данной программы - углубление и усложнение учебного материала с каждым годом.
Во 2 год обучения вводятся новые более сложные по технологии обработки материалов разделы программы. Программа 3 года обучения также усложняется: вводятся новые темы, учащиеся знакомятся с новыми инструментами, усложняется технологическая последовательность обработки материалов.
Работа в группах включает проведение теоретических, практических и индивидуальных занятий, посещение выставок, экскурсии.
Содержание разделов и тем подобрано таким образом, что на всех этапах обучения носит и репродуктивный и творческий характер. В процессе самостоятельной учебно-творческой работы учащийся не выполняет тренировочные упражнения, а сразу работает над созданием законченной композиции. Для развития творческих способностей используется метод творческого задания по разработке композиции на заданную тему. Содержание программы реализуется на занятиях следующих видов:
учебные (комбинированные и практические занятия, экскурсии), контрольные
(подготовка и проведение выставки). Итоговые занятия по изученной теме могут быть одновременно и учебными и контрольными.
Итоговые работы, самостоятельно выполненные учащимися и являющиеся
законченными произведениями представляются на выставках, конкурсах.
1. Теоретический материал обычно дается в начале занятия, его можно преподносить в форме рассказа-информации, беседы, игры, сопровождающей вопросами к учащимся. Объяснение теоретического материала и практических заданий сопровождается демонстрацией различного рода наглядных материалов.
Основная цель показа готовых изделий – научить учащихся правильно использовать их в работе. С помощью показа готовых изделий педагог стремиться вызвать у учащихся желание творить самому, изменять и усовершенствовать, а не выполнять точную копию изделия.
Демонстрация последовательности выполнения определенного задания дает наиболее полное представление о процессе работы над изделием, о его внешнем виде, форме, художественном оформлении.
Педагог выбирает методы обучения, методические приемы с учетом знаний и практических навыков, получаемых учащимися на занятиях в объединении и в школе.
2. Практические занятия – наиболее эффективная форма обучения для среднего школьного возраста. На практических занятиях предусматривается освоение различных видов художественно-творческой деятельности в области декоративно-прикладного искусства. Во время занятий учащиеся учатся выполнять разные изделия, знакомятся с построением композиции на плоскости, в объеме, в пространстве, учатся использовать цвет. Практические занятия включают в себя индивидуальные и коллективные формы работы с учащимися, как над отдельными изделиями, так и над тематическими коллекциями изделий.
3. Экскурсии - практическое занятие соотносится с лекционным курсом и
экскурсиями, которые проводятся перед практической работой (сбор и обработка природного материала) или после ее завершения, экскурсии в областные музеи.
Результаты работы объединения предоставляются на выставках, конкурсах, используются в оформлении интерьера кабинета, ЦДТ.
Итоговым результатом является формирование эстетического вкуса у детей и участие в художественных выставках. Результаты выставок - дипломы, грамоты. Учащиеся объединения принимают участие в выставках разных уровней. Большое воспитательное значение имеет подведение итогов работы, анализ и оценка ее. Оценка должна носить объективный, обоснованный характер. Наиболее подходящая форма оценки организованный просмотр выполненных изделий. При оценке результатов принимается во внимание: способность понимания задания педагога (художественно-технологическая часть), владение инструментами. Умение выполнить задание с использованием приобретенных навыков, знание необходимой терминологии в прикладном творчестве. Контроль проводится посредством выполнения учащимися самостоятельных работ на пройденные темы и организация выставок внутри объединения. На них экспонируются преимущественно этапные творческие работы ребят. По материалам выставки, учащиеся с помощью руководителя, делают выводы о личном росте, намечают пути устранения недостатков. На такой выставке каждый учащийся должен быть представлен хотя бы одой работой, лучшие работы отбираются на внешние выставки.
При анализе творческих работ учащихся особо обращается внимание на мотивацию к творческой деятельности, а также широту выбора сюжетов и передачи замысла, развитие творческих способностей и навыков выполнения творческих работ. При оценке усвоения программы предусмотрены следующие методы диагностики: собеседование, наблюдение, анкетирование, выполнение отдельных заданий, тестирование, показ изделий, участие в конкурсах, выставках.
Формой подведения итогов реализации программы является мониторинг знаний и умений учащихся (приложение 1-2)
Ожидаемый результат данной программы отсрочен во времени. Конечный результат - это формирование творческой личности учащегося, умеющей проецировать полученные в ходе освоения образовательной программы знания и умения на деятельность, преобразующую окружающую действительность.
Данный вид прикладного искусства может способствовать профессиональномусамоопределению или остаться просто хобби, любимым занятием в свободное время.
Программа разработана на основе индивидуального подхода и дифференцированных требований к учащимся с использованием новых форм, средств и методов обучения.
Условия для реализации программы: является наличие кабинета, соответствующего нормам и требованиям санэпидемстанции и пожарной охраны, необходимого оборудования (рабочие столы, стулья, шкафы). Для работы необходим (природный материал разных видов), микроскоп, лупа, пробирки, фанера, ДВП, проволока, нити, бумага, картон, лак, красители, пластилин, кусочки ткани, инструменты: шило, кусачки, ножницы, лобзик, нож, плоскогубцы, измерительные инструменты: линейка, циркуль, наглядные материалы.Учебно-тематический план первый год обучения
№ Тема Общее кол-во часов Теоретические
часы Практические часы
1
Введение в программу 2 2 2 Правила заготовки, обработки и хранения растительного материала.
8 2 6
3 Понятие о флористике 2 2 4 Лист. Внешнее и внутреннее строение листа. Определение опытным путем.
4 2 2
5 Цветоведение.
6 2 4
6 Работа с природным материалом. 42 8 34
7 Новогодние композиции.
12 2 10
8 Изготовление и оформление ваз, креплений и аксессуаров.
14 2! 10
9 Основы аранжировки цветов. 22 6 16
10 Пасхальные сувениры.
12 2 10
11 Цветоделие. Декоративные цветы из разных материалов.
20 6! 10
Итого 144
36 108
Содержание программы
первый год обучения
Тема 1. Введение в программу - 2 ч
Учащиеся знакомятся с содержанием программы, правилами поведения вкабинете. Организационные вопросы.
Тема 2. Правила заготовки, обработки и хранения растительного
материала - 8 ч Знакомство с оборудованием, материалами и инструментами, необходимым для занятий. Изучение техники безопасности, правил заготовки, обработки и хранения растительного материала. Экскурсии по сбору растительного материала.
Практическая часть: изготовление гербария, плоскостной, объемный, полуобъемный способы засушивания природного материала.
Тема 3. Понятие о флористике - 2 ч
История возникновения этого творчества. Легенды о цветах.
Биологические особенности растений.
Практическая часть: ознакомление с органами цветковых растений.
Тема 4. Лист. Внешнее и внутреннее строение листа.
Определение опытным путем 4 ч
Знакомство с понятием простые и сложные листья, характерные для них признаки. Листорасположение.
Практическая часть: рассматривание под микроскопом строения листа.
Тема 5. Цветоведение - 6 ч
Знакомство с понятиями «цвет», «композиция», «эскиз», «аппликация».
Цветовой круг. Оптическое и эмоциональное восприятие. Принципы цветосочетания.
Практическая часть: выбрать из предложенного природного материала сочетающиеся друг с другом растения, используя цветовой круг.
Тема 6. Работа с природным материалом - 42 ч
Аппликации из сухих листьев.
Практическая часть: выполнение работ на тему: «Букет», «Лесовик», «Пейзаж». Составление композиций из сухих трав, растений, цветов в круге, квадрате, в прямоугольном формате. Мозаика из семян.
Практическая часть: определение состава семян опытным путем. Выполнение работ на тему: «Букет», «Ромашки», «Хризантемы». Мини-скульптура.
Технология изготовления.
Практическая часть: растительная графика. Графическое изображение из сухих трав, растений, цветов, выразительные средства графики. Крапчатая живопись и монотипия в плоскостных композициях из природного материала.
Практическая часть: выполнить по выбору композиции на тему: «Три цвета осени», «Дождь», «Ветер осенний».
Варианты флористических картин. Картины с применением корней, семян, плодов. Особенности обработки материалов.
Практическая часть: аппликации из природных материалов (яичной скорлупы, бересты, ракушек, перьев птиц. Изучение свойств и приемов работы с природным материалом минеральногопроисхождения. Изготовление игрушек и украшений из ракушек
Практическая часть: технология изготовления аппликаций.
Аппликации из пуха. Технология изготовления аппликаций.
Тема 7. Новогодние композиции - 12 ч
Традиции и современность в составлении новогодних и рождественских
композиций. Окраска и обработка природного материала, составление новогодних и рождественских композиций.
Практическая часть: окраска и обработка природного материала, составление новогодних подарочных композиций (на спиле со свечами, в фужере).
Тема 8. Изготовление и оформление ваз, креплений и аксессуаров – 14 ч
Изготовление ваз из стеблей борщевика. Материалы и инструменты. Техника
безопасности. Этапы работы.
Практическая часть: изготовление вазы.
Оформление ваз с помощью шпагата. Материалы. Этапы работы. Приемы
декоративного оформления (шпагатом, растительным материалом).
Практическая часть: оформление вазы с помощью шпагата.
Аксессуары и крепления. Техника их изготовления, основные и прикладные
материалы. Инструменты. Способы применения аксессуаров.
Практическая часть: изготовление различных аксессуаров (бантов, карэмоно, декоративных цветов из лент).
Тема 9. Основы аранжировки цветов - 22 ч
Фитодизайн. Аранжировка. Цвет и форма. Пропорции, линии и контраст.
Аранжировка и интерьер. Растительные и сопутствующие материалы.
Практическая часть: составление композиций из растительного материала в плоских и высоких вазах.
Цветы Богов. Легенды о цветах.
Легенды о растениях Кемеровской области. Легенды о тех, что растут рядом с нами. Викторина «Растения в легендах».
Тема 10. Пасхальные сувениры - 12 ч Праздник Светлого Воскресения. История празднования Пасхи на Руси.
История и атрибутика пасхального дизайна, его особенности, виды и место в интерьере. Значение основных символов и понятий. Материалы, инструменты, технология изготовления.
Практическая часть: оформление пасхальных яиц, выполнение пасхальной композиции в форме «гнезда».
Тема 11.Цветоделие. Декоративные цветы из разных материалов - 20 ч
Знакомство с материалами, оборудованием, инструментами и техникой безопасности при изготовлении цветов.
Практическая часть: подготовка ткани (крахмаление), окрашивание, изготовление выкроек, вырезание венчиков цветов. Изготовление различного вида тычинок и стеблей для цветов. Технология сборки цветка. Практическая часть: освоение технологии изготовления цветов: ромашка, колокольчик, нарцисс.
Декоративные цветы из бумаги, пенопласта. Разнообразие технологических приемов, используемых при работе.
Практическая часть: изготовление панно «Подсолнухи»
Проверка знаний и умений учащихся за год. Выполнение и оформление изделий, предусмотренных программой.
Учебно-тематический план второй года обучения
№ Тема Общее кол-во часов Теоретические
часы Практические часы
1 Вводное занятие 6 4 2
2 Сбор и обработка природного материала 14 2 12
3 Работа с природным материалом
42 6 36
4 Цветоведение6
2 4
5 История развития аранжировки
6 2 4
6 Сухой букет. Ассортимент растений для консервации
26 2 24
7 Пасхальный дизайн
20 2 18
8 Декоративные цветы из разных материалов
28 4 24
9 Картины и панно из соломки
24 2 22
10 Сюжетные композиции 42 10 32
11 Проверка знаний и умений обучающихся за год 2 2
Итого 216 36 180
Содержание программы
второй год обучения
Тема 1. Вводное занятие - 6ч
Знакомство с содержанием программы, правилами работы в кабинете.
Организационные вопросы.
Тема 2. Сбор и обработка природного материала - 14 ч
Экскурсии с целью сбора растительного материала. Консервация материала
на воздухе, в песке, под прессом. Практическая часть: Обработка растительного материала специальными препаратами (соль, квасцы, сода, глицерин, специальные красители).
Тема 3. Работа с природным материалом - 42 ч
Флористика. История возникновения. Основы общей композиции. Техника воплощения замысла. Цвет. Основы общей композиции.
Варианты флористических картин. Этапы создания плоскостных, объемных
флористических композиций. Сюжетные композиции. Техника воплощения замысла. Декоративно-цветочные композиции с применением сухоцветов, трав, злаков. Растительная графика. Техника воплощения замысла.
Практическая часть: составление флористических мини-картин, коллажей оформление поздравительных открыток.
Работа с пухом растительного происхождения (чертополох, рогоз, пушица, тополь). Особенности технологической обработки материала. Практическая часть: изготовление декоративного панно по самостоятельно
выполненному эскизу.
Картины и панно из соломки. Технология обработки соломы. Инструменты.
Практическая часть: тонирование, окраска материала. Поэтапное составление панно от эскиза к реализации.
Работа с перьями. Цветы из перьев. Материал, техника подготовки его к работе.
Технология изготовления декоративных элементов панно (цветы, птицы, пейзаж).
Практическая часть: объемные и плоскостные цветы из перьев, бабочки,
изготовление декоративного панно.
Тема 4. Цветоведение - 6 ч
Цвет и человек. Цветопсихология. Цветовой круг- помощник дизайнера.
Сочетание цвета в композиции. Основные и дополнительные цвета. Классические букеты. Букет на контрасте. Букет в одной гамме цвета. Символика цвета.
Выбор цветовой гаммы для аранжировки. Композиции и интерьер. Теплые и
холодные тона.
Практическая часть: упражнения с цветовым кругом.
Тема 5. История развития аранжировки - 6 ч
Цветы в древности. Язык цветов. Цветочный гороскоп.
Практическая часть: определить по гороскопу свой цветок.
Цветы в культуре славян. Растения и мифы. Легенды.
Икэбана. Символика цвета и линий. Символика в икэбане.
Практическая часть: зарисовка схем разных стилей икэбаны, составление композиции в прямостоячей форме Морибана.
Цветочный этикет. Букет и личность. Букет и повод. Цветы и интерьер.
Как дарить цветы: правила. Новогодние и рождественские композиции. Атрибутика цвета и формы. Традиции. Основные виды новогодних и рождественских композиций. Растительный материал.
Практическая часть: окраска и обработка природного материала, выполнение рождественского венка, композиций.
Тема 6. Сухой букет. Ассортимент растений для консервации - 26 ч
Многообразие ассортимента растений для консервации: злаковые, высокорослые, однолетние, многолетние, сухоцветы, лесные декоративные материалы. Цветовая гамма сухих растений. Этапы составления объемных композиций из сухого материала.
Практическая часть: составление композиций из природного материала с применением лесных декоративных элементов.
Тема 7. Пасхальный дизайн - 20 ч
Легенды и традиции. История возникновения. Легенды. Значение основных
символов и понятий. Пасхальные сувениры, композиции. Крашенка. Писанка.
Материалы. Инструменты. Технология изготовления.
Практическая часть: выгонка злаковых для пасхальных композиций, оформление пасхальных яиц, выполнение пасхальных композиций.
Тема 8. Декоративные цветы из разных материалов - 28 ч
Фантастические цветы из сухого растительного материала. Ассортимент
материалов, их сочетание. Декоративные цветы из ткани. Изучение вопросов цветоведения, правильного использования цветовых сочетаний. Изучение способов изготовления различного вида листьев и веток растений. Практическая часть: изготовление цветов и цветочных композиций для оформления панно, плетенных изделий, изготовление плодов некоторых растений. Изготовление и оформление сувениров из цветов.
Тема 9. Картины и панно из соломки - 24 ч
Технология обработки соломки, тонирование, окраска материала.
Практическая часть: набросок эскиза, вырезание деталей, составление объемных декоративных картин.
Тема 10. Сюжетные композиции - 42 ч
Этапы создания сюжетных композиций. Выбор фона с учетом цветовой гаммы имеющегося материала. Последовательность расположения растений в зависимости от размера, цвета, строения.
Практическая часть: композиции «Гуси-лебеди», «Моя деревенька».
Тема 11. Проверка знаний и умений учащихся за год - 2 ч
Изготовление изделий, предусмотренных программой.
Учебно-тематический план третий год обучения
№ Тема Общее кол-во часов Теоретические
часы Практические часы
1 Вводное занятие 6 4
2
2 Сбор и обработка природного материала 12 6 6
3 Пейзажные композиции
32 4 28
4 Цветоведение6 2 4
5 Букет зимы суровой
28 4 24
6 Коллаж
42 6 36
7 Новогодний дизайн
26 2 24
8 Пасхальные сувениры
28 2 26
9 Декоративный стиль и его особенности 18 6 12
10 Декоративные цветы 16 2 14
11 Проверка знаний и умений обучающихся за год 2 - 2
Итого 216 38 178
Содержание программы
третий год обучения
Тема 1. Вводное занятие - 6 ч
Знакомство с программой. Организационные вопросы. Правила техники безопасности.
Тема 2 . Сбор и обработка природного материала – 12 ч
Консервация природного материала разными способами (пресс, песок, соль,глицерин, воск). Окрашивание декоративных злаков в спиртовом растворе.
Сбор семян цветочных культур.
Практическая часть: самостоятельная работа по консервации растительного материала.
Тема 3. Пейзажные композиции - 32 ч Изготовление картин с изображением осеннего пейзажа. Осенний аранжировочный материал и его черты. Подготовка растительного материала к работе. Практическая часть: выполнение осенних, зимних, весенних композиций.
Тема 4. Цветоведение - 6 ч
Цветопсихология. Свет и цвет. Цветовое оформление помещений.
Практическая часть: упражнения по сбору цветовых вариаций.
Тема 5. Букет зимы суровой - 28 ч
Техника аранжировки высушенных растений. Выбор и укрепление растительного материала. Окраска сухого материала, подбор цветовой гаммы.
Основные виды объемных композиций из высушенных растений природного
материала (венки, шары, деревья, косы, пирамиды, букеты).
Выбор формы композиции (круглая, треугольная, серповидная).
Практическая часть: составление разных видов аранжировок из высушенных растений.
Тема 6 . Коллаж – 42 ч
Плоскостная аранжировка из природного материала. Растительный материал.
Этапы выполнения коллажных работ (эскиз, фон, цвет). Технология выполнения коллажа на сетке в рамке. Практическая часть: коллаж в технике «Гобелен», морская тематика и ее особенности.
Тема 7. Новогодний дизайн- 26 ч
Свечи - традиционный элемент новогоднего и рождественского дизайна.
Идеи применения свечей. Материалы. Инструменты. Техника безопасности. Декорирование свечей разными способами и материалами. Практическая часть: изготовление свечей.
Новогоднее оформление помещения. Сочетание украшений. Новогодние аранжировки.
Практическая часть: технология выполнения новогоднего «дерева».
Тема 8. Пасхальные сюрпризы- 28 ч
Традиции и современность. Пасхальный венок. Выполнение объемных композиций. Изготовление картин весеннего пейзажа.
Практическая часть: выполнение объемной пасхальной композиции в корзине.
Тема 9. Декоративный стиль и его особенности - 18 ч
Изготовление композиций в декоративном стиле, объемная работа много цветов и растительного материала.
Тема 10. Декоративные цветы – 16 ч
Изготовление и оформление сувениров. Изучение искусства бонсай, его традиции. Изготовление и составление цветочных композиций для оформления своих изделий.
Практическая часть: создание мини-пейзажей, изготовление и оформление сувениров.
Тема 11. Проверка знаний и умений обучающихся за год – 2 ч
Изготовление изделий, предусмотренных программой.
л.
Литература для педагога
1. Петер Асманн, Современная флористика / Культура и традиции, - М.: 1998.
2. Браиловская, Л.В. Природные материалы в интерьере / «Феникс», - Ростов-
на -Дону, 2005.
3. Кияткин, А.К. Искусство составления букета / Культура и традиции, -
М.: 1990.
4. Николаенко, Н.П. Композиции из цветов. Икэбана /Культура и традиции,-
М.: 1990.
5. Евстратова, Л.М. Цветы из ткани, шерсти, перьев, раковин / Издательство
культура и Традиции, - М.: 1997.
6. Суханова, Н.П. Амбрамян С.А. Вторая жизнь цветов / «Колос», - М.: 2004.
7. Роземи Штробель - Щульце, Флористика / ВНЕШСИГМА, - М.: 1997.
8. Федотов, Г.Я. Плетение из сухих трав / Издательство ЭКСМО Пресс, М.:
2002.
9. Белецкая, Л.Б. Прессованная флористика. Картины из цветов и листьев.
/ ЭКСМО, - М.: 2007.
10. Коновалова, Т.Шевырева Н. Сухоцветы / ЗАО « Фитон», - М.: 2002.
11. Марина Быстрицкая. Цветы от коллажа к декупажу. / ЭКСМО, - М.: 2008.
12. Пидкасистый, П.И. Педагогика. [Текст]: учебное пособие для студентов
педагогических вузов и педагогических колледжей. / Педагогическое
общество России, - М. : 2004.
13.Подласый И.П. Педагогика. Новый курс [Текст] : в 2-х кн.: учебник для студентов педагогических вузов. / Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, - М.: 2000.
Литература для учащихся
1. Маракаев, О.В. Первый букет / Академия развития, - Ярославль.: 1997.
2. Нагибина, М.И. Плетение для детворы из ниток, прутьев и коры / Академия
развития, - Ярославль.:1997.
3. Нагибина, М.И. Природные дары для поделок и игры / Академия развития, -
Ярославль.: 1998.
4. Новикова, Е.Ф. Мы художники - умельцы / «Народная АСВЕТА», - Минск.:1991.
5. 100 идей для украшения вашего дома: сухие цветы / АСТ - ПРЕСС, - М.: 1997.
6. Моложавенко, В.С. Тайна красоты / Издательство «Педагогика - ПРЕСС», - М.: 1993
7. Юрий Дмитриев. Необыкновенное путешествие в обыкновенный лес /
«Русский язык », - М.:1991.