Формирование ИКТ-компетентности младших школьников.

Приложение 1
Подпрограмма формирования универсальных учебных действий: ИКТ-компетентность обучающихся

Пояснительная записка
В адаптационный период происходит знакомство учащихся с большинством инструментов деятельности, в том числе и со средствами ИКТ для решения образовательных задач в начальной школе. ИКТ деятельность является наиболее привлекательной для сегодняшних первоклассников, в ней они более успешны и активны, чем в деятельности с тетрадью или учебником. В соответствии с информацией, полученной в ходе адаптационного периода, учитель имеет возможность спланировать образовательный процесс основного курса обучения и начать формирование ИКТ-компетентности учащихся.
Формирование ИКТ-компетентности учащихся реализуется средствами различных учебных предметов, описание практической деятельности по формированию ИКТ-компетентности учащихся выстраивается в соответствии с логикой их формирования внутри учебных предметов: русского языка, литературного чтения, окружающего мира, технологии, математики, изобразительного искусства.
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта, Образовательной программы школы, авторского пособия «Формирование ИКТ-компетентности младших школьников»: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ [Е.И.Булин-Соколова, Т.А.Рудченко, А.Л.Семёнов, Е.Н.Хохлова]. – М.: Просвещение, 2011. – Работаем по новым стандартам.
В соответствии с СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» непрерывная длительность просмотра изображений с доски или экрана отраженного свечения составляет 10-15 минут, работа с изображением на индивидуальном мониторе компьютера и клавиатурой – 15 мин., а также необходимо чередовать во время урока различные виды учебной деятельности и с целью профилактики утомления, нарушения осанки и зрения обучающихся на уроках следует проводить физкультминутки и гимнастику для глаз. Использование в учебном процессе инновационных образовательных программ и технологий, расписаний занятий, режимов обучения возможно при отсутствии их неблагоприятного влияния на функциональное состояние и здоровье обучающихся. Авторами А.А.Силаевым Л.Ю. Кузнецовым и др. в письме «Гигиенические требования к организации работы детей и подростков с компьютером» кафедры экологии человека и гигиены окружающей среды ГОУ ВПО «Московской медицинской академии им. И.М.Сеченова Росздрава указано на то, что дети 3-7 лет должны находиться экрана не более 15 минут в день. Режим обучения и организации работы кабинетов с использованием компьютерной техники должен соответствовать гигиеническим требованиям к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы на них.
Продолжительность учебной деятельности первоклассников составляет 33 недели, в неделю допускается – не более 3-4 уроков с ИКТ, берём по минимуму – 99 уроков (максимум – 132 урока). Задействовано в 1 классе 6 предметов: 99 : 6 = 17 (22) уроков по 10 минут. Каждый проект рассчитан на 1-2 недели.



Вклад каждого предмета в формирование ИКТ-компетентности в 1 классе (примерный вариант):
Знакомство с ПК (Адаптационный период)


1
Русский язык
Литературное чтение
Окружающий мир
Технология
Математика
ИЗО

Дата
3.
4.
1.
2.
5.
6.


Знакомство с клавиатурным письмом
(Ввод символов с клавиатуры)
Передача информации на ПК с помощью букв
(Напечатать те буквы, которые знают,
и прочитать их)
Знакомство с ПК. Техника безопасности при работе с ПК
Знакомство с ПК
и принтером
(Управление экраном с помощью мыши)
Передача информации на ПК с помощью цифр. (Найти цифры на клавиатуре и напечатать, сколько букв знают)
Знакомство с инструментом ПК «Заливка» (Изменение цвета, вывод результата на печать)

ИКТ-компетентность
Первоначальное знакомство с компьютером (Познавательные УУД)
Знакомство со средствами ИКТ (Познавательные УУД)
Понятие о способах передачи информации с помощью букв и цифр (Познавательные УУД)

Проект «Бейдж» (Адаптационный период)


2
Русский язык
Литературное чтение
Окружающий мир
Технология
Математика
ИЗО

Дата
2.
1.
5.
4.
6.
3.


Передача информации на ПК с помощью слов
(Напечатать своё имя по образцу)
Поиск информации
(Среди представленных на ПК имён выбрать своё)
Знакомство с источниками информации
(Прочитать имена с ПК других детей, объединиться по цвету карточки, по именам, запомнить друг друга)
Фиксация информации о себе средствами ИКТ
(Печать на принтере. Вырезать карточку и вставить в пластиковую оболочку)
Передача информации на ПК с помощью цифр
(Сосчитать, сколько детей в классе, напротив имён обозначить цифрой кол-во детей с одинаковым именем)
Создание графических работ средствами ИКТ
(Выбор фона карточки)

ИКТ-компетентность
Понятие о способах передачи информации с помощью букв и цифр (Познавательные УУД)
Понятие о письме как клавиатурном наборе отдельного слова (Познавательные УУД)
Знакомство с правилами жизни людей в мире информации (Личностные УУД)
Уважение к информационным результатам других людей (Личностные УУД)
Использование результатов действия для выполнения оценки выполненного действия и его коррекции (Регулятивные УУД)
6. Фиксация хода личной/коллективной коммуникации (Коммуникативные УУД)


Проект «Моё имя» (Адаптационный период)

3
Русский язык
Литературное чтение
Окружающий мир
Технология
Математика
ИЗО

Дата
1.
2.
4.
5.
6.
3.


Клавиатурное письмо
(Набрать вариант своего имени из предложенных, который больше всего нравится)
Клавиатурное письмо (Набрать любимый вариант своего имени)
Рассказ о том, как ребёнка называют близкие или окружающие люди.
Редактирование текста
(Удаление, замена и вставка буквы.
Печать имён).
Фиксация информации о себе средствами ИКТ
(Вырезать имена и приклеить на лепестки ромашки)
Геометрические фигуры средствами ИКТ
(Инструменты «точка», «отрезок», «прямая», «кривая». Изобразить лепестки ромашки)
Создание графических работ средствами ИКТ
(Выбор цвета имён через изменение цвета текста)

ИКТ-компетентность
Понятие о сортировке информационных объектов (Познавательные УУД)
Структурирование и организация знаний (Познавательные УУД)
Фиксация результатов, умение видеть и исправлять ошибки (Регулятивные УУД)
Размещение результатов образовательной деятельности в информационной среде (Познавательные УУД)
Фиксация хода личной/коллективной коммуникации (Коммуникативные УУД)
Уважение к информации о частной жизни (Личностные УУД)

Проект «Символы и знаки» (Адаптационный период)

4
Русский язык
Литературное чтение
Окружающий мир
Технология
Математика
ИЗО

Дата
2.
3.
4.
6.
1.
5.


Сравнение звука и буквы средствами ИКТ
(Запись букв с клавиатуры и звука через программное обеспечение ПК)
Сопоставление устной и письменной речи средствами ИКТ
(Запись звучащей речи средствами ИКТ, например, через веб-камеру)
Запись звучащей речи средствами ИКТ (Рассказ-комментарий смысла пословицы «Что написано пером».
О назначении букв и требованиях к их написанию)
Символы и знаки на ПК
(Печать знаков для обозначения последовательности уроков учебного дня)
Передача информации на ПК с помощью цифр
(Рассмотреть иконки на мониторе ПК. Беседа: «Что делает эти знаки понятными и эффективными». Обозначить цифрой файлы «переименовать»)

Символы и знаки на ПК
(Из предложенных знаков и символов выбрать те, которые могут сообщить о расписании уроков первоклассников (или изобразить программными средствами)

ИКТ-компетентность
Понятие о способах представления информации (Познавательные УУД)
Понятие о сообщении, его назначении, возможных формах и способах создания (Познавательные УУД)
Фиксация результатов образовательной деятельности (Регулятивные УУД)
Знакомство с возможностями ПК (Познавательные УУД)
Фиксация хода личной/коллективной коммуникации (Коммуникативные УУД)
6. Уважение к информационным результатам других людей (Личностные УУД)

Проект «Динамическая геометрия»


5
Русский язык
Литературное чтение
Окружающий мир
Технология
Математика
ИЗО

Дата
1.
4.
3.
6.
2.
5.


Клавиатурное письмо
(Вспомнить названия геометрических фигур, записать их названия с помощью клавиатуры: круг, квадрат, треугольник. Объяснить название)

Фиксация информации о себе средствами ИКТ
(Описание реальных объектов, их отличия и сходства с геометрическими фигурами)
Сопоставление реальных объектов и геометрических фигур средствами ИКТ
(Перемещение на ИД геометрических фигур к объектам. Беседа: «Где можно встретить различные геометрические фигуры, и для чего они используются»)
Моделирование средствами ИКТ
(Составить из геометрических фигур модели различных объектов. Печать моделей средствами ИКТ)
Фиксация информации средствами ИКТ
(Сгруппировать предложенные на ИД геометрические фигуры в различные множества: по форме, цвету, размеру)
Создание графических работ средствами ИКТ
(Программными средствами ИКТ изобразить геометрические фигуры «Вставка» - «Фигуры» - выбор)

ИКТ-компетентность
Понятие о сопоставлении и группировке информационных объектов (Познавательные УУД)
Размещение результатов образовательной деятельности в информационной среде (Познавательные УУД)
Фиксация результатов образовательной деятельности, умение видеть и исправлять ошибки (Регулятивные УУД)
4. Уважение к информационным результатам других людей (Личностные УУД)

Проект «Сказочные герои»


6
Русский язык
Литературное чтение
Окружающий мир
Технология
Математика
ИЗО

Дата
3.
2.
1.
6.
4.
5.


Графические обозначения средствами ИКТ
(Отличие предложения от слов. Построение схемы предложений средствами ИКТ)
Передача информации на ПК
(Построение речевого высказывания в устной форме с опорой на средства ИКТ)
Передача информации на ПК
(Вспомнить сказки и сказочных героев – показ объектов средствами ИКТ)
Воплощение собственного творческого замысла средствами ИКТ
(Создание образа героя из заданных программой элементов на ПК)
Фиксация информации средствами ИКТ
(Группировка элементов - объединить героев сказки в группы из одной сказки, по характер и др. признакам)
Создание графических работ средствами ИКТ
(Какого цвета Жар-птица? Раскрасить перо Жар-птицы)

ИКТ-компетентность
Понятие о различных способах передачи информации: буква, рисунок (Познавательные УУД)
Понятие о различных источниках информации (Познавательные УУД)
Использование навыков клавиатурного ввода текста (Познавательные УУД)
Практика создания текстовых и графических работ (Познавательные УУД)


Проект «Режим дня»

7
Русский язык
Литературное чтение
Окружающий мир
Технология
Математика
ИЗО

Дата
1.
4.
6.
2.
3.
5.


Толковый словарь в сети Интернет
(Понятие «режим дня» из толкового словаря)
Составление устной речи при помощи средств ИКТ
(Рассказ о роли режима дня с опорой на иллюстрации)
Презентация работы с использованием ИКТ
(Значение режима дня для школьника)
Отбор информации средствами ПК
(Отбор изображений различных видов деятельности для иллюстрации режима дня)
ИКТ-поддержка понятия «цепочка»
(Расположить карточки с названиями режимных моментов по порядку. Порядок следования элементов цепочки - следующий, предыдущий, раньше, позже)
Создание графических работ средствами ИКТ
(Мой режим дня)

ИКТ-компетентность
Отработка и усвоение понятия «цепочка» (конечная последовательность) в компьютерной среде
(Познавательные УУД)
Построение цепочки объектов (Познавательные УУД)
Понятие о различных источниках информации (Познавательные УУД)
Использование навыков клавиатурного ввода текста (Познавательные УУД)
Практика создания текстовых и графических работ (Познавательные УУД)
Уважение к информации о частной жизни (Личностные УУД)

Проект «Азбука». Математический тренажёр.

8
Русский язык
Литературное чтение
Окружающий мир
Технология
Математика
ИЗО

Дата
1.
2.
5.
3.
1.
6.


Клавиатурное письмо
(Различные способы представления информации. Письменные буквы)
Поиск информации средствами ИКТ
(Поиск стихов и загадок детских писателей к буквам в сети Интернет. Печатные буквы)
Создание гипермедиасообщений
(Текст, цифровые данные, изображения. Запись звука)
Опыт работы с простыми информационными объектами
(Построение моделей букв, создание аудио- и видеофрагментов)
Математический тренажёр средствами ИКТ




Создание графических работ средствами ИКТ
(Разработка дизайна и макета страницы. Печать страниц «Азбуки»)

ИКТ-компетентность
1. Формирование умения работать с интерактивными обучающими и контролирующими средствами ИКТ-тренажёрами (Познавательные и регулятивные УУД)
2. Понятие о различных способах передачи информации: буква, рисунок, пиктограмма (Познавательные УУД)
3. Поиск информации в различных источниках (Познавательные УУД)
4. Использование навыков клавиатурного ввода текста при наборе текста «Азбуки» (Познавательные УУД)
5. Создание гипермедиа-сообщений (Коммуникативные УУД)
6. Создание цифрового портфолио учебных достижений обучающихся (Регулятивные УУД)

Проект «Азбука». Математический тренажёр.

9
Русский язык
Литературное чтение
Окружающий мир
Технология
Математика
ИЗО

Дата
1.
2.
5.
3.
1.
6.


Клавиатурное письмо
(Различные способы представления информации. Письменные буквы)
Поиск информации средствами ИКТ
(Поиск стихов и загадок детских писателей к буквам в сети Интернет. Печатные буквы)
Создание гипермедиасообщений
(Текст, цифровые данные, изображения. Запись звука)
Опыт работы с простыми информационными объектами
(Построение моделей букв, создание аудио- и видеофрагментов)
Математический тренажёр средствами ИКТ




Создание графических работ средствами ИКТ
(Разработка дизайна и макета страницы. Печать страниц «Азбуки»)

ИКТ-компетентность
1. Формирование умения работать с интерактивными обучающими и контролирующими средствами ИКТ-тренажёрами (Познавательные и регулятивные УУД)
2. Понятие о различных способах передачи информации: буква, рисунок, пиктограмма (Познавательные УУД)
3. Поиск информации в различных источниках (Познавательные УУД)
4. Использование навыков клавиатурного ввода текста при наборе текста «Азбуки» (Познавательные УУД)
5. Создание гипермедиа-сообщений (Коммуникативные УУД)
6. Создание цифрового портфолио учебных достижений обучающихся (Регулятивные УУД)

Проект «Азбука». Математический тренажёр.

10
Русский язык
Литературное чтение
Окружающий мир
Технология
Математика
ИЗО

Дата
1.
2.
5.
3.
1.
6.


Клавиатурное письмо
(Различные способы представления информации. Письменные буквы)
Поиск информации средствами ИКТ
(Поиск стихов и загадок детских писателей к буквам в сети Интернет. Печатные буквы)
Создание гипермедиасообщений
(Текст, цифровые данные, изображения. Запись звука)
Опыт работы с простыми информационными объектами
(Построение моделей букв, создание аудио- и видеофрагментов)
Математический тренажёр средствами ИКТ




Создание графических работ средствами ИКТ
(Разработка дизайна и макета страницы. Печать страниц «Азбуки»)

ИКТ-компетентность
1. Формирование умения работать с интерактивными обучающими и контролирующими средствами ИКТ-тренажёрами (Познавательные и регулятивные УУД)
2. Понятие о различных способах передачи информации: буква, рисунок, пиктограмма (Познавательные УУД)
3. Поиск информации в различных источниках (Познавательные УУД)
4. Использование навыков клавиатурного ввода текста при наборе текста «Азбуки» (Познавательные УУД)
5. Создание гипермедиа-сообщений (Коммуникативные УУД)
6. Создание цифрового портфолио учебных достижений обучающихся (Регулятивные УУД)

Проект «Азбука». Математический тренажёр.

11
Русский язык
Литературное чтение
Окружающий мир
Технология
Математика
ИЗО

Дата
1.
2.
5.
3.
1.
6.


Клавиатурное письмо
(Различные способы представления информации. Письменные буквы)
Поиск информации средствами ИКТ
(Поиск стихов и загадок детских писателей к буквам в сети Интернет. Печатные буквы)
Создание гипермедиасообщений
(Текст, цифровые данные, изображения. Запись звука)
Опыт работы с простыми информационными объектами
(Построение моделей букв, создание аудио- и видеофрагментов)
Математический тренажёр средствами ИКТ





Создание графических работ средствами ИКТ
(Разработка дизайна и макета страницы. Печать страниц «Азбуки»)

ИКТ-компетентность
1. Формирование умения работать с интерактивными обучающими и контролирующими средствами ИКТ-тренажёрами (Познавательные и регулятивные УУД)
2. Понятие о различных способах передачи информации: буква, рисунок, пиктограмма (Познавательные УУД)
3. Поиск информации в различных источниках (Познавательные УУД)
4. Использование навыков клавиатурного ввода текста при наборе текста «Азбуки» (Познавательные УУД)
5. Создание гипермедиа-сообщений (Коммуникативные УУД)

Проект «Я умею»


12
Русский язык
Литературное чтение
Окружающий мир
Технология
Математика
ИЗО

Дата
2.
5.
6.
3.
1.
4.


Клавиатурное письмо
(Напечатать:
Я УМЕЮ
Те, кто быстро печатает, продолжает запись)
Фиксация информации о себе средствами ИКТ
(Печать работ, их выставка, выбор оригинальных работ)
Презентация работ проекта
(Создание видеосообщения, размещение его в информационной среде)
Отбор информации для проекта
(Из предложенной печатной продукции выбрать объекты, подходящие конкретному обучающемся, вырезать)
Информационный проект «Я умею» (Решение текстовых задач средствами ИКТ)
Создание графических работ средствами ИКТ
(Наклеить буквы
Я УМЕЮ и выбранные объекты, сканировать на ПК)

ИКТ-компетентность
Понятие об отборе и способах представления информации (Познавательные УУД)
Понятие о сообщении, его назначении, возможных формах и способах создания (Познавательные УУД)
Фиксации информации о самом себе (Коммуникативные УУД)
Знакомство с возможностями персонального компьютера – запись видео через веб-камеру (Познавательные УУД)
Размещение результатов образовательной деятельности в информационной среде (Познавательные УУД)
Уважение к информации о частной жизни (Личностные УУД)

Проект «Моя семья»

13
Русский язык
Литературное чтение
Окружающий мир
Технология
Математика
ИЗО

Дата
4.
2.
3.
6.
1.
5.


Сочинение «Моя семья» средствами ИКТ
(План рассказа, аудиозапись сообщения или набор текста)
Обращение к информационным источникам
(Понятие «семья», высказывания о семье)
Отбор материала для использования в информационном проекте
(Обсуждение понятия «семья», обсуждение высказываний о семье)
Разработка композиции проекта «Моя семья» и его выполнение
(Страницы компьютерного альбома, сканирование рисунков и фотографий)
Планирование информационного проекта
«Моя семья»
(Понятие «план», значение планирования деятельности)
Создание графических работ средствами ИКТ
(Подготовка рисунков и группировка сканированных фотоматериалов для альбома)

ИКТ-компетентность
Овладение начальными формами работы с информацией (Познавательные УУД)
Понятие о способах передачи информации с помощью различного вида сообщений – рисунка, аудиозаписи, текста (Познавательные УУД)
Фиксация информации о себе и своей семье цифровыми средствами (Коммуникативные УУД)
Размещение результатов образовательной деятельности в информационной среде (Познавательные УУД)
Уважение к информации о частной жизни (Личностные УУД)

Проект «Поздравительная открытка»

14
Русский язык
Литературное чтение
Окружающий мир
Технология
Математика
ИЗО

Дата
3.
1.
2.
6.
4.
5.


Набор текста поздравления средствами ИКТ
(Начало поздравления, потребление больших букв)
Составление текста поздравления средствами ИКТ
(Обсуждение темы для изготовления открытки. Что желают друг другу близкие люди в праздник?)
Презентация работ средствами ИКТ
(Итог изготовления поздравительной открытки)
Виды редактирования средствами ИКТ
(Окончание работы и вывод на печать)
«Равные фигуры» в компьютерной среде
(Инструмент «лапка». Универсальный способ сравнения геометрических фигур наложением)
Создание компьютерного рисунка
(Дизайн поздравительной открытки с использованием равных фигур)

ИКТ-компетентность
Овладение клавиатурным письмом, знакомство с основными правилами оформления текста, простыми видами редактирования (Познавательные УУД)
Первоначальный опыт работы с информационными объектами: текстом и рисунком (Познавательные УУД)
Знакомство с простым графическим редактором изображений (Познавательные УУД)
Создание творческих графических работ (Познавательные УУД)
Уважение к информационным результатам других людей (Личностные УУД)
Фиксация результатов образовательной деятельности, умение видеть и исправлять ошибки (Регулятивные УУД)

Проект «Визитная карточка класса»

15
Русский язык
Литературное чтение
Окружающий мир
Технология
Математика
ИЗО

Дата
4.
3.
2.
1.
5.
6.


Клавиатурное письмо
(Письмо сверстнику из другой школы с рассказом о своём классе)
Создание информационных объектов
(Создание видео-сообщения с рассказом о своём классе)
Моделирование средствами ИКТ
(Выбор материалов для маршрута-экскурсии средствами ИКТ)
Запись информации средствами ИКТ
(Выбор объектов и их фото-, видеосъемка для создания плана-экскурсии)
Фиксация информации средствами ИКТ
(Извлечение необходимых данных, обобщение информации и разработка плана маршрута-экскурсии по классу и размещение объектов средствами ИКТ)
Дизайнерское решение средствами ИКТ
(Дизайн визитной карточки)

ИКТ-компетентность
Фиксация (запись) информации об окружающем мире и образовательном пространстве, в том числе с помощью адио- и видео- записи (Познавательные УУД)
Критическое отношение к информации и избирательности её восприятия (Личностные УУД)
Уважение к информационным результатам других людей (Личностные УУД)
Использование результатов действия, размещённых в цифровой информационной среде, для выполнения оценки выполненного действия (Регулятивные УУД)
Создание гипермедиа-сообщений (Коммуникативные УУД)

Проект «Записная книжка»

16
Русский язык
Литературное чтение
Окружающий мир
Технология
Математика
ИЗО

Дата
4.
5.
1.
2.
3.
6.


Клавиатурное письмо
(Внесение сведений о себе на свою личную страницу)
Клавиатурное письмо
(Внесение сведений о себе на свою личную страницу)
Фиксация информации средствами ИКТ
(Беседа: «Какие знания друг о друге могут пригодиться»)
Моделирование средствами ИКТ
(Разработка макета записной книжки или выбор готовых шаблонов)
Клавиатурное письмо
(Внесение сведений о себе на свою личную страницу)
Дизайнерское решение средствами ИКТ
(Дизайн записной книжки)

ИКТ-компетентность
1. Использование возможности доступной компьютерной среды (Познавательные УУД)
2. Создание информационных объектов (Познавательные УУД)
3. Овладение приёмами сбора и предоставления информации (Познавательные УУД)
4. Овладение различными способами создания и передачи сообщений (Познавательные УУД)
5. Уважение к информационным результатам других людей (Личностные УУД)
6. Использование результатов действия, размещённых в цифровой информационной среде, для выполнения оценки выполненного действия (Регулятивные УУД)

Проект «Летнее чтение»

17
Русский язык
Литературное чтение
Окружающий мир
Технология
Математика
ИЗО


4.
2.
1.
5.
3.
6.


Клавиатурное письмо
(Запись в таблицу автора и названия произведений)
Фиксация информации средствами ИКТ
(Дать первоначальное представление о значении книги в жизни современного человека, окруженного компьютерами. Кого можно назвать хорошим читателем?)
Фиксация информации средствами ИКТ
(Согласны ли вы с высказыванием «Книги  мои друзья»)
Клавиатурное письмо
(Запись в таблицу автора и названия произведений)
Табличное представление информации средствами ИКТ
(Таблица для фиксации летнего чтения)
Представление информации средствами ИКТ
(Таблица для фиксации летнего чтения)

ИКТ-компетентность
1. Использование возможности доступной компьютерной среды (Познавательные УУД)
2. Создание информационных объектов (Познавательные УУД)
3. Овладение приёмами сбора и предоставления информации (Познавательные УУД)
4. Овладение различными способами создания и передачи сообщений (Познавательные УУД)



Обозначение фона:
- первый в ряду предметов в течение определённого времени
- второй - третий - четвёртый - пятый - шестой

Подчёркнуты темы для записи в журнал.


В результате реализации данной подпрограммы первоклассники освоят следующие ИКТ-технологии:
Фиксация звуковой и видеоинформации
Управление экраном компьютера, его файловой системой, открытие и сохранение собственных информационных объектов
Первоначальное знакомство с графическим редактором и создание компьютерных рисунков
Цифровая фиксация наблюдений и всего вокруг происходящего
Создание цифровых коллекций, альбомов