Статья по теме «Дифференцированное обучение в начальной школе как средство достижение личностных, метапредметных и предметных результатов».
«Дифференцированное обучение в начальной школе как средство достижение личностных, метапредметных и предметных результатов».
Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.
Учебно-воспитательный процесс в нашей школе имеет свои особенности:
ориентированность на личностное развитие детей, их духовной и интеллектуальной сфер, волевых и эмоциональных качеств, устойчивой мотивации к художественной деятельности;
приспособление учебного процесса к потребностям и возможностям обучающихся с использованием методик дифференцированного обучения, индивидуального подхода;
внедрение здоровье сберегающих технологий (обеспечение безопасности жизнедеятельности в школе, создание оздоровительной инфраструктуры;
поддержка и профориентация одаренных детей;
внедрение информационных технологий, широкое использование компьютера на уроках, интерактивного обучения;
привлечение детей к участию в концертах, конкурсах, проектах и др.;
применение новых форм аттестации (тестирование).
Успешность процесса учения зависит от многих факторов, среди которых не последнюю роль играет обучение соответственно способностям и возможностям ребенка, т.е. дифференцированное обучение. Сегодня в школу приходят дети с очень разной подготовкой, в то время как учителю необходимо каждому дать знания.
Цель дифференциации:
Обучение каждого на уровне его возможностей, способностей, адаптации обучения к особенностям различных групп учащихся.
Цель дифференцированной работы заключается в том, чтобы развить познавательные и творческие способности учеников с различным уровнем подготовки. Достичь таких результатов владения языком, которые побудят их к самостоятельной исследовательской деятельности.
Положительные стороны дифференцированного обучения:
сильным учащимся можно уделить время;
слабым учащимся можно уделить внимание и контроль;
повышается уровень Я-концепции (ситуация успеха, повышается самооценка у слабого);
повышается уровень мотивации у сильных учеников
Отрицательные стороны дифференцированного обучения
слабые не имеют возможности тянуться за сильными;
понижается уровень мотивации в слабых группах
Выделяют два основных вида дифференциации обучения школьников
1. Внешняя дифференциация (дифференцированное обучение).
Предполагает создание особых типов школ и классов
2. Внутренняя дифференциация (дифференциация учебной работы). Предполагает организацию работы внутри класса
Организация внутриклассной дифференциации включает несколько этапов:
1. Определение критериев, в соответствии с которыми создаются группы
2. Проведение диагностики на основе выбранных критериев. (Наиболее полную дают разноуровневые контрольные работы).
3. Распределение учащихся на группы в соответствии с диагностикой. 4.Определение способов дифференциации, разработка дифференцированных заданий.
5.Реализация дифференцированного подхода на различных этапах урока.
6. Диагностический контроль над результатами, в соответствии с которыми могут изменяться состав группы и характер дифференцированных заданий.
Как в этом случае может быть организован урок?
Одним из вариантов может быть создание трех групп и индивидуальная работа с каждой (численность и состав группы может меняться).
Работа на уроке ведется в малых группах по 6-8 человек. Каждая из групп работает на любом уроке с учителем от 7 до 10 минут (это оптимальная продолжительность эффективной интенсивной работы). Таким образом, за 45 минут каждая группа ( а значит и каждый ребенок) имеет шанс работы с учителем.
Ещё в начале учебного года было в нашем классе было проведено исследование готовности детей к обучению по следующим параметрам.
внимание
произвольность
работоспособность
логическое мышление
способность к самоконтролю
познавательная мотивация
речевое развитие
развитие мелкой моторики.
На основании результатов обследования учащиеся были распределены в 3 группы :
1 группа - учащихся характеризуется слабой подготовленностью к школе, недостаточной сформированностью 2 – 3 психических процессов или необходимых общеучебных умений . Они нуждаются в постоянном внимании со стороны учителя.
2 группа – достаточная подготовленность учащихся к школе, владение основным обязательным объемом знаний и умений. Этим учащимся требуется определенная помощь со стороны учителя при обобщении изученного.
3 группа – высокая степень подготовки в школе, выраженная познавательная мотивация, способность к творчеству при выполнении заданий .
Здесь нужно отметить, что дети всегда приступали, и будут приступать к изучению школьной программы с разными исходными предпосылками. В количественном отношении это выглядит примероно так: большинство учащихся (около 65%) поступают в школу с примерно одинаковым уровнем психического развития, именно он и принимается за норму; 15% - в большей или меньшей степени этот уровень превосходят, а 20% детей, наоборот, его не достигают.
Как показывает практика, нормальные (имеющие показатели нормы по всем уровням развития) дети встречаются только в книгах. Практически каждый ребенок имеет те или иные (пусть незначительные) отклонения, которые в дальнейшем могут привести к отставанию в учебной деятельности.
Нельзя не отметить тот факт, что уровень готовности учащихся к обучению в школе (учебному процессу) не одинаков и снижается с каждым годом. У одних он соответствует условиям успешности их дальнейшего обучения, у других едва достигает допустимого предела.
Работа с учащимися каждой из трех групп имеет свою специфику. Учащимся, входящим в 3 группу, можно предоставить наибольшую самостоятельность .
Они получают достаточно трудные задания, направленные как на усвоение изучаемого материала, так и на расширение и творческое применение знаний. Нельзя не признать, что предлагаемые работы иногда превосходят по объему задания для остальных учащихся, Но задания составляются таким образом, чтобы ученики, выполняя необходимый для усвоения нового материала объем заданий, действовали не механически, а имели возможность уже на этапе первичного закрепления делать обобщения, выводы, сравнивать способы действия .
Во 2 группе работа направлена на развитие способностей, формирование навыков анализа и синтеза. Именно этим детям я поручаю задать вопросы перед изучением новой темы, сделать вывод на уроке, обобщить результаты работы. Вместе с учащимися 3-ей группы привлекаю их к объяснению нового материала, Однако, некоторые задания, обязательные для учеников 3-ей группы, предлагаются в качестве добровольных.
Ученики 1-й группы нуждаются в постоянном текущем повторении и закреплении полученных знаний . Контроль за работой учащихся этой группы проводится особенно тщательно. Анализируя уровень знаний, умений и навыков учащихся 1-й группы, предлагаю им задания, восполняющие проблемы в знаниях и облегчающие усвоение нового.
Уровень усвоения знаний у разных учащихся неодинаков :
1. Репродуктивный уровень: умение воспроизводить признаки понятий, законов, репродуцирование известных способов действий позволяет решать поставленные задачи по образцу, что не способствует формированию достаточно обобщенных и прочих связей.
2.Конструктивный уровень: прочно усвоенные алгоритмы выполнения заданий позволяют использовать полученные ранее знания в измененных ситуациях, что способствует установлению единичных связей между понятиями, понятием и законом и т.д., однако, не позволяет еще делать глубокие обобщения, применять знания в новых ситуациях.
3.Творческий уровень: прочно усвоенные основные положения позволяют обеспечить высокий уровень знаний, установить межпредметные связи, что, в свою очередь способствуют творческому использованию полученных знаний в новых ситуациях. Это позволяет выявить новые причины – следственные связи, делать обобщения и выводы.
Эти уровни усвоения и лежат в основе методики составления разноуровневых заданий:
Наиболее остро вопрос индивидуальных различий школьников стоит на уроках обучения грамоте в 1-ом классе. При этом важно включать в работу как хорошо читающих детей, так и не читающих совсем. В любой азбуке сегодня есть задания разного уровня сложности. На этапе знакомства с новым звуком и буквой мы все вместе наблюдаем над произношением звука по следующему плану
1.Определяем согласный или гласный звук. Для этого произносим звук и пытаемся почувствовать, как работают губы, зубы и язык. Подносим ладонь ко рту, определяем, как выходит воздух изо рта. Плавно или толчками.
2.Если звук согласный, то определяем, звонкий или глухой. Наблюдаем за работой голосовых связок. Ладонь к горлу.
3.Выясняем, твёрдый или мягкий. Произносим слова, голосом выделяя звук. При этом всё слово можно произнести шёпотом, а изучаемый звук громко. Например, Антон, ноты, кино, сон, нить., конь, пень. Сравниваем пару звуков – н –нь. Обязательно проговариваем несколько раз полную характеристику звука и раскрашиваем звуковичка. Сильные дети выступают первыми. Характеристику звука обязательно проговариваем хором. Слабые могут рассказать о звуке, опираясь на раскрашенного звуковичка, то есть модель звука. Звуко –буквенный разбор слов с новой буквой сначала делаем все вместе, с проговариванием по цепочке и обязательным изображением модели слова на доске. Затем детям предлагается выполнить звуко –буквенный анализ самостоятельно.
Детям 1 уровня предлагаются слова более простые, «прозрачной» формы,. Например, кино, ноты. Слабые дети обычно очень неуверенны в себе, поэтому им нельзя сразу давать сложное слово, поскольку у них боязнь ошибки возникает сразу же.
Дети 2 уровня могут сделать разбор более сложных слов. Им можно предложить слова Роман, ананас
Детям, хорошо владеющим звуко- буквенным анализом можно предложить слова с пропусками букв и слогов. Например Ка…ат, оси…а
На этапе чтения слов и слогов с новой буквой применяем хоровое чтение слогов с разной интонацией. Например, один столбик прочитать громко. Второй тихо, третий радостно. Индивидуально прочитать слоги вызываю плохо читающих учеников. То же самое слова. Дети читают слова сначала про себя. Понятно, что плохо читающие ученики могут не успеть прочитать все слова за определённое время. Поэтому вызываю их для чтения 1 -2 столбика слов. Слова последних столбиков обычно прочитывают хорошо читающие дети. Слова также можно почитать хором или по цепочке, со словами выполняем разные задания. Например, разделить прочитанные слова на слоги. Во время проверки прошу прочитать слова, состоящие из 2 слогов и опять сначала спрашиваю слабых. Потом уже спрашиваю остальных. При этом важно не показать слабому ребёнку, что он сделал мало, поэтому обязательно хвалить, На уроке стараюсь спросить слабого ребёнка, если он поднял руку.
При чтении текстов тоже можно найти примерные тексты для дифференцированной работы. Например
2 ур. У - сучок .В любом лесу
Ты увидишь букву «У».
3 ур. У - улитка на дорожке
смело выпустила рожки.
Уходите-ка с пути !
Не мешайте дом везти 1 ур. Как воет волк на луну ?
У – у – у …
( не читающие дети)
Когда читаем тексты, то возможны следующие задания, разного уровня сложности Для выработки правильного, сознательного, выразительного чтения предлагаю задния по вариантам.
I вариант II вариант
Читай правильно. Прочитай правильно
найди многосоставные слова
Проверка I варианта
Найди опорные слова раскрывающие Думай, о чем читаешь,
содержание текста
Проверка I вариантаI вариант II вариант
Найди образные слова. Найти слова, выражения,
которые понравились
Проверка I и II вариантов
I вариант II вариант
Подумай, каким го- Обрати внимание на разделительные знаки
лосом передашь свое
отношение к прочитанному
Общее задание: Прочитайте текст, подготовьтесь к правильному, выразительному, быстрому чтению.
На уроках чтения разным ученикам предлагаются различные виды пересказа: кто-то может пересказать «близко к тексту», кто-то может рассказать с опорой на картинки, но есть и такие дети, которым пересказ совсем не дается. В этом случае я использую иллюстрации-слайды. Помимо картинки они содержат некоторый текст с пропущенными словами. Ребенок, после прочтения текста и его анализа смотрит на иллюстрацию, вспоминает содержание, помощником ему выступает текст, подписанный снизу. Однако некоторые (важные) слова в тексте пропущены. Ученик должен сам вспомнить их и вставить в свой рассказ. После такой работы многие ребята уже переходят к пересказу с опорой на картинки, ну а следующая цель – пересказ «близко к тексту».