Дидактическое пособие Азбука Буквы-куклы






ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ


















ЦЕЛИ:

I.
Помочь в овладении абстрактным понятием звука, в овладении звуковым анализом, в постановке и автоматизации звуков;
Осуществлять развитие фонематического слуха;
Устойчивее усвоить звуки и буквы русского языка;
Облегчить запоминание графического изображения буквы, соотнесение звука и буквы, усвоение понятия слога.

II.
развивать творческие способности детей;
развивать мыслительные операции;
развивать устойчивость зрительной памяти.

III.
Формировать интерес к обучению.































Данное пособие применяется в практической деятельности при подготовке к обучению чтению умственно отсталых школьников подготовительных классов. В основу пособия положены некоторые принципы артпедагогики. Активное применение на занятиях кукол и приемов театрализации превращает коррекционную работу для ребенка в самое для него понятное и приятное занятие – игру.
У детей с отклонениями в развитии имеются недостатки памяти, внимания, восприятия, несформированность эмоционально-волевой сферы, низкий уровень познавательных интересов. Именно поэтому большие сложности отмечаются при формировании фонематического восприятия, овладении звуковым анализом и синтезом, коррекции звукопроизношения, что затрудняет подготовку к обучению грамоте и вызывает негативное отношение ребенка к занятиям. Как облегчить для детей этот процесс?
Наиболее близкое и понятное для ребенка – игра, сказка, игрушка. Иногда самые, казалось бы, неразрешимые вопросы в общении с ребенком легко решаются через игру, игрушку. Кукла становится как бы переводчиком, послом взрослого в страну детства.
Как правило, у учеников с интеллектуальной недостаточностью имеются еще и нарушения речевого развития. Поэтому возникают большие проблемы в овладении звукобуквенным анализом и синтезом слов, усвоении таких абстрактных понятий, как звук, слог. Дети с трудом запоминают графическое изображение буквы, им нелегко запомнить, осознать и передать характеристику звука, а это необходимо при проведении коррекционной работы.
Хотелось сформировать у детей устойчивое желание узнать и полюбить звуки, буквы, слова родного русского языка.
Использование игрушки и наглядных средств во время занятий способствует решению многих сложных ситуаций. Дети видят в кукле друга, общение с ней доставляет ребенку радость. Именно это привело к созданию азбуки «Буквы-куклы», с помощью которой для детей ожили все буквы и звуки русского языка. Очень важно, что ребенок может не просто посмотреть и запомнить букву, а «подружиться» с ней, поздороваться, улыбнуться, поговорить, рассказать ей стихотворение.

На первых занятиях необходимо объяснить, что такое звуки, что мы живем в звучащем мире. В дальнейшем надо объяснить, что речь состоит из звуков, они соединяются в слоги, те в слова. Слова-ручейки стекаются в целые предложения. А потом приглашаем детей в сказку, и перед ними появляется красная игрушка –колокольчик. Чтобы узнать имя гостьи, детям предлагается отгадать загадку и определить, на какой звук начинается отгадка, либо попробовать открыть ротик и произнести звук.
Затем вместе с куклой – звуком – ребенок называет картинки на данный звук. Может выделить его из главного ряда других кукол-колокольчиков. Все обыгрывается с куклой, которую ребенок держит в руках, а не только созерцает картинки, которые не всегда можно потрогать. Интересный игровой элемент применяется при нахождении «квартирки» для куклы-звука – буквы. Можно посадить куклу-звук на мячик, но ему там не нравится, попробовать поместить в тетрадь, но ему там неуютно. Как только мы подходим к букве-кукле, кукла-звук без всяких усилий там помещается. С этого момента начинается знакомство с буквой. Можно улыбнуться букве, поздороваться с ней. Далее происходит рассмотрение ее формы. В заключении кукла-буква следит, как дети напишут ее в тетради.
Азбука «Буквы-куклы» состоит из 33 кукол-букв русского языка: 10 кукол-букв красного цвета (гласные), 2 куклы белого цвета (Ъ и Ь) , 21 кукла синего цвета (согласные); 10 гласных звуков-колокольчиков красного цвета, 8 согласных звуков-шапочек зеленого цвета (глухой мягкий), 10 согласных звуков-колокольчиков зеленого цвета (звонкий мягкий), 10 согласных звуков-колокольчиков синего цвета (звонкий твердый), 8 согласных звуков-шапочек синего цвета (глухой твердый). На личиках гласных кукол-букв изображена артикуляция данного звука. Губки согласных букв закрыты: это означает, что согласные звуки не поются, при их произнесении встречаются преграды.
Каждый звук-колокольчик липучкой прикреплен к букве. Это означает, что звук «живет» в букве. Азбука оформлена в виде 2 домиков с квартирками. В первом домике, с красной крышей, живут гласные куклы-звуки и куклы-буквы. Во втором домике, с синей крышей, живут согласные.

 "АЗБУКА "БУКВЫ-КУКЛЫ"