Здоровьесберегающая среда лицея «Политэк» в рамках реализации программы «Путь к здоровью»

Батрунов Д. Н.,
зам. директора по ВР
Власенко М. В.,
учитель англ. языка
классный руководитель
Здоровьесберегающая среда лицея «Политэк» в рамках реализации программы «Путь к здоровью»
В последние годы в Российской Федерации поддержке здравоохранения и образования уделяется огромное внимание. Однако здоровье человека зависит не только от развития медицины, но и множества других факторов. По мнению экспертов Всемирной организации здравоохранения, вклад медицинской помощи и наследственных факторов в здоровье составляет на более 30 %, тогда как 50% - это образ жизни, под которым понимают набор индивидуальных практик, норм и личных установок, ведущий к улучшению или ухудшению здоровья. К ним, как минимум, относятся употребление алкоголя, курение, нерациональное питание, низкая физическая активность.
Состояние физического и духовного здоровья участников образовательного процесса остается в числе актуальных проблем отечественного образования. Ряд факторов влияет на здоровье учащихся: высокая интенсивность образовательного процесса, низкая физическая активность, несоблюдение требований СанПиНа, несбалансированное питание, неэффективная организация учебного процесса и др.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012- 2017 годы», от 7 мая 2012 г. № 606 «О мерах по реализации демографической политики в сфере здравоохранения», государственной программой Российской Федерации на период до 2020 гг., концепцией долгосрочного социального - экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, национальной инициативой «Наша новая школа», в рамках реализации инновационно - образовательного проекта по созданию Регионального центра здоровьесбережения в Ростовской области в сфере здоровьесбережения в муниципальном общеобразовательном учреждении лицее «Политэк» г. Волгодонска была разработана и внедрена программа по профилактике социально - негативных явлений «Путь к здоровью» (авторы - составители Харченко И. В., Трубкина Н. В.).
С учетом необходимости организации системной, результативной работы по сохранению и укреплению здоровья обучающихся целью данной программы является: формирование у подростков социальных компетенций и предоставление им возможности приобретения социальных навыков. Содействие расширению знаний, развитию умений и навыков учащихся, которые помогут им избежать социально негативных девиаций в моделях поведения.
Основными задачами являются: формирование ценностных ориентаций и социальных навыков, позволяющих адаптироваться в условиях коллектива класса и лицея; формирование личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у детей социально - нормативного жизненного стиля с доминированием ценностей здорового образа жизни, действенной установки на отказ от приема психоактивных веществ; внедрение в образовательную среду инновационных педагогических и психологических технологий, обеспечивающих развитие ценностей здорового образа жизни и мотивов отказа от «пробы» и приема наркотиков, а также технологий раннего обнаружения случаев употребления наркотиков и социально - позитивное поведение.
Содержание программы позволяет применять современные здоровьесберегающие технологии. Особое внимание уделяется следующим функциям здоровьесбережения: формирующей (биологические закономерности личности); информативно – коммуникативной (трансляция опыта ведения здорового образа жизни, преемственность традиций, ценностные ориентации); диагностической (мониторинг развития лицеиста: анкетирование, тестирование); адаптивной (воспитание здорового образа жизни; адаптация социально значимой деятельности, толерантность к стрессогенным факторам).
Реализация программы затрагивает основные направления здоровьесбережения в учебном заведении
Направление
здоровьесбережения
Приемы, формы, методы

Формирование осознанного отношения к здоровью
Классные часы, беседы, круглые столы

Сопровождение детей узкими специалистами
Работа логопедического кабинета

Спортивное воспитание
Школьная спартакиада, городские соревнования, общешкольные спортивные праздники; введение дополнительного урока физической культуры, физическая зарядка до уроков, динамические паузы во время урока

Профилактическая работа
День профилактики, конкурсы, социально- значимые дела, лекторий с врачами узких специльностей (врач - нарколог, врач - гинеколог)

Сфера реализации старшеклассников
Лицейское самоуправление

Методическое сопровождение учителей
Педагогические советы, семинары, мастер - классы

Просветительская работа с родителями
Общешкольные родительские собрания, тематические часы

Психолого- педагогическое сопровождение школьников в переходный период
Работа психологической службы, ПМПК

Дополнительное образование
Спортивные секции (волейбол, мини - футбол, гандбол, теннис, баскетбол, легкая атлетика, плавание); «Бисероплетение», «Ракетомоделирование» и т. д.

Осознанное отношение к питанию
Рациональное питание

Активизация познавательной деятельности
Конференции, олимпиады, конкурсы, «Ушаковский фестиваль», «Краеведческие чтения»

Медицинское сопровождение
Кабинет «АРМИС», стоматологический кабинет, диспансеризация, школьный медицинский кабинет

Соблюдение санитарно- гигиенических норм
Влажная уборка, соблюдение температурного режима

Основы безопасности жизнедеятельности
Урок правил дорожного движения в рамках ОБЖ


Программа классного руководителя 8 класса Власенко М. В. «Я выбираю здоровье» реализуется уже 4-й год в рамках программы по профилактике социально - негативных явлений «Путь к здоровью». Реализация программы через классные часы и индивидуальные занятия позволяет сформировать у детей представление о здоровом образе жизни и сформировать навыки заботы о собственном здоровье. Взаимодействие семьи и школы – традиционная проблема педагогики. Если обучить ребенка школа может и без помощи его родителей, то эффективно осуществить процесс воспитания без поддержки со стороны семьи крайне трудно. То же касается и вопросов здоровья. Здесь надо учитывать две особенности. Первая: здоровый образ жизни, которому учат школьника, дома может или находить каждодневную реализацию – и тогда закрепляться, наполняться практическим содержанием, или игнорироваться, оставаясь для школьника отвлеченной, балластной информацией. Вторая: здоровье своего ребенка важно для любого родителя (в отличие от познаний этого ребенка по какому-то предмету), и поэтому организация сотрудничества школы и родителей на этой основе гораздо более вероятна и продуктивна.
После проведения диагностики в 5 классе (приложение 1) были определены основные направления работы по улучшению психологического, социального и физического здоровья учащихся в рамках здоровьесберегающих технологий (приложение 2).
Одним из главных факторов, способствующих сохранению и укреплению здоровья детей в школе, является активный отдых с родителями и классным коллективом в праздничные дни и дни каникул, которые необходимо проводить по заранее определенному сценарию в рамках школьного плана по воспитательной работе (приложение 3).
Психологический комфорт как одно из условий для плодотворной работы ученика зависит не только от педагогического мастерства, но и от соблюдения учителем санитарно-гигиенических норм в помещении (приложение 4).
Программа «Я выбираю здоровье» рассчитана на 5 лет и нацелена на формирование, развитие, раскрытие и совершенствование личности ребенка и привитие ценностей здорового образа жизни по следующим направлениям: 5 класс – «Школа безопасности», 6 класс – «Школа самопознания», 7 класс – «Школа толерантности», 8 класс – «Школа права», 9 класс – «Школа самоопределения» (приложение 5).
Результаты по реализации программы «Я выбираю здоровье» (приложение 6):
- высокая динамика развития класса (критерии: физическое развитие, физическая подготовка, группа здоровья);
- успеваемость и рост качества обученности в течение 4-х лет;
- задействованность во всех видах физического и сферах социального воспитания.
Таким образом, систематическая и планомерная работа по здоровьесбережению в рамках учебного заведения и класса в частности позволяет сделать следующие выводы:
- важнейшим критерием оценки качества образования является состояние здоровья учащихся;
- для создания здоровьесберегающей образовательной среды необходим
системный комплексный подход, учитывающий все аспекты образовательной
деятельности;
- для построения реальной здоровьесберегающей образовательной среды необходимо активное взаимодействие учащихся, учителей, родителей, представителей местного сообщества с учетом интересов всех заинтересованных сторон.
Список использованной литературы:










Приложение 1.
ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА
«ФОТОГРАФИЯ»
      Учащимся класса предлагается выступить в роли «фотографов» и сделать снимок своего класса. Для этого каждый ученик класса получает лист бумаги, на котором он должен разместить всех учащихся и классного руководителя, как на групповой фотографии. Каждое «фото» ученик должен подписать именами своих одноклассников. Среди одноклассников он должен расположить свое фото и фото классного руководителя. Анализируя полученные фотографии, классный руководитель должен обратить внимание на то, в каком месте на фотографии ученик располагает себя, своих друзей, своих одноклассников и классного руководителя, с каким настроением он выполняет эту работу.
«УРОК ФИЗКУЛЬТУРЫ»
      Учащимся предлагается построить класс на урок физкультуры. Главное требование учащиеся не имеют права строить учащихся по росту. На листах бумаги ребята могут по своему усмотрению, построить весь класс. От них зависит, будут ли стоять ребята друг за другом или в парах. Данная методика позволяет определить степень самооценки каждого ученика, степень его включенности в жизнь класса.      
«ДОМ, В КОТОРОМ Я ЖИВУ»
      Учащимся класса предлагается построить на листке бумаги многоэтажный дом и заселить его значимыми для них людьми. Это могут быть и одноклассники и друзья, и родители, и родственники. Такая диагностика поможет изучить привязанность учащихся друг другу, к родным и близким людям, к товарищам.
  «ПИСЬМО ОСТРОВИТЯНИНУ»
      Учащимся класса предлагается представить себе, что они находятся на необитаемом острове. Жизнь на острове трудная, помощи ждать неоткуда. Но вдруг к берегу прибивает бутылку, в которой находится записка: «Обратись с письмом к людям, которым ты доверяешь и которых ты любишь. Они тебе помогут. Письмо отправь с помощью этой же бутылки». Учащиеся должны написать письмо тем людям, которым доверяют. Классному руководителю следует обратить внимание на то, каким будет содержание письма, к кому будут эти письма обращены.


«ГОСУДАРСТВО ЭТО МЫ»

Учащимся класса предлагается представить себе, что класс это маленькое государство, а все ребята представители этого государства. Для этого необходимо определить положение, место и предполагаемую должность каждого в этом государстве и свое собственное место. Эта методика позволит классному руководителю увидеть, кого ребята определяют на роль лидера в коллективе и кому отводится место изолированного человека.
«ФИЛЬМ О МОЕМ КЛАССЕ»
      Учащимся класса предлагается выступить в роли режиссера и снять фильм о своем классе. Каждый кадр фильма должен, быть снабжен текстом. Для того, чтобы фильм получился, каждый должен придумать свою сюжетную линию, время действия в фильме и т.д. Чтобы ребятам было легче снимать фильм, они должны ответить на следующие вопросы:
      1.   Как называется фильм?       2.   Где происходит действие фильма?       3.   Кто является главным героем фильма?       4.   Кто играет второстепенные роли в фильме?       5.   Каким является фильм по жанру?       6.   Каков финал фильма?       7.   В каком цвете снимался фильм?
      Эту диагностическую методику можно использовать в различных вариантах. К примеру, можно провести классный кинофестиваль, на который жюри отберет несколько картин. Эти фильмы можно посмотреть на итоговом классном часу или на родительском собрании. Это исследование весьма информативно и поможет классному руководителю увидеть интересные и не всегда видимые события и мгновения из жизни классного коллектива.

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА
Диагностика учащихся на предмет физического состояния проводится для того чтобы корректировать образовательный и оздоровительные процессы, индивидуализировать физическое воспитание школьников, выявлять группу наиболее подготовленных школьников, формировать сборную команду лицея для участия в спортивных соревнованиях, следить за индивидуальной и групповой динамикой, развития двигательных качеств, вносить коррективы в учебный процесс по физическому воспитанию.
Методика исследования делится на три этапа:
1. Определение уровня физического развития;
2. Определение уровня физической подготовленности;
3. Уровень здоровья
1. Для определения уровня физического развития учитель физкультуры вместе с учениками проводит контрольные измерения:

Класс
Рост (см)
Вес (кг)
ОКГ

1.
Ученик 1
166
57
88

2.
Ученик 2
153
45
64

3.
Ученик 3
154
43
61


Исследования проводятся в начале и в конце учебного года. По результатам этих исследований учащиеся вместе с учителем определяют уровень физического развития (снижение или увеличение массы тела, развитие мышечной массы и т. д.) В таблице результатов записывается: избыток массы, норма, дефицит. Расчеты по методике индекса Кетле (массо - ростовой), характеризует степень гармоничности физического развития и телосложения.
2. Исследования по уровню физической подготовки позволяют через контрольные испытания дать исходную информацию, суть которой – учащийся должен в каждый очередной период времени продвинуться дальше, что подтвердит следующее тестирование. Вместе с учениками провожу экспресс - тесты, которые отображают развитие физических способностей у детей: силы, ловкости, координации, выносливости и др.


Ф.И.
Ученик 1
Ученик 2
Ученик 3


Вид исследования
Р
УФП
Р
УФП
Р
УФП

1.
Отжимание (кол-во раз)
28
0, 6
17
-0, 1
21
1

2.
Прыжки в длину с места (см)
190
0.05
175
-0,05
145
0,05

3.
Поднимание туловища (кол.раз)
26
0,2
18
0
16
0,1

4.
Вис на перекладине (сек.)
48
0,25
32
0,15
14
0,2

5.
Наклон туловища вперёд из положения, сидя (см.)
6
0
3
-0,75
13
0,6

6.
Бег 1000 метров (мин)
4.12
0,05
5.34
-0,35
6.42
0,05


ОУФП

1,1

-0,9

1,9


Принятые обозначения:
Р - результат теста;
УФП- уровень физической подготовленности;
ОУФП - общий уровень физической подготовленности.
Определение уровня физической подготовленности по шкале:


-3 -2 -1 0 1 2 3

Ниже среднего Средний Выше среднего
Если в течении учебного года результаты данного исследования не меняются или меняются незначительно или же сдвигаются к знаку « - », это говорит о том, что ученик недостаточно занимался физическими упражнениями, неправильно были определены задачи на учебный год. Уже после первичной диагностики, видно: каким учащимся достаточна только базовая программа, а каким можно усложнять задачи.
3. Уровень здоровья - это медицинское обследование, которое проводит медик нашей школы, и определяет группы риска, освобожденных детей, здоровых детей, соответственно распределяет их в:
- основную группу (здоровые дети)
- подготовительную группу (отклонения в здоровье)
- специальная группа (группа риска, серьезные отклонения в здоровье)
- освобожденные дети
На основании данных исследований составляется таблица здоровья на каждый класс:

Ф. И.
класс
Год рождения
УФР
УФП
ГЗ
примеч.

1
Ученик 1
10-б
1994
норма
0, 68
средний
основная


2
Ученик 2

1997
дефицит
- 1.4
Ниже среднего
основная


3
Ученик 3
4-а
2000
избыток
0.37
средний
подготовительная



Периодичность выполняемых исследований помогает учителю проследить за динамикой всего комплекса характеристик УФР, УФП, ГЗ, определить эффективность проводимых занятий по физическому воспитанию, намечать пути по совершенствованию методики преподавания физкультуры, спорта и туризма.








































Приложение 2.
ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКА

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ
СОЦИАЛЬНОЕ
ФИЗИЧЕСКОЕ

- мониторинг интеллектуальных и личностных особенностей в 5 классе
- адаптация школьников в переходный период
- формирование отношения к здоровью (классные часы, беседы)
- организация бесед с врачами-специалистами (терапевт, нарколог, венеролог, гинеколог)
- просветительская работа (классные часы, род. собрания, участие в городском конкурсе агитбригад, «Безопасное колесо», «У светофора каникул нет!»

- профилактика возникновения вредных привычек ( социально-значимые дела, субботники, экскурсии, конкурсы стенгазет, напер.: «Наркотики - путь в никуда», «Не начинай курить»)
- соблюдение санитарно-гигиенических норм (беседы и классные часы по темам: «Здоровье-залог успеха», «Будь аккуратным и чистым»Вредные привычки»»)
- активизация познавательной деятельности в учебной и во внеурочной деятельности (технология «Обучение в сотрудничестве», метод проектов, научно-практические конференции, Ушаковские чтения, предметные олимпиады, городские конкурсы и акции по патриотическому воспитанию, напр.: «Посылка в дом престарелых», «Открытка с новогодним поздравлением ко Дню инвалида», «Посылка солдату», помощь детям из детского дома )
- органы ученического самоуправления
- мониторинг физического развития школьников
- мониторинг посещаемости кружков (спортивные секции, театральные кружки, музыкальная школа, художественная школа, кружок бисероплетения, танцевальные студии)
- зарядка до уроков
- физкультминутки и динамические паузы на уроках, гимнастика для глаз
- спортивные мероприятия (внутришкольные, городские, участие в Дне здоровья, спартакиады)
- диетическое питание





Приложение 3.
ОРГАНИЗАЦИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА ШКОЛЫ / КЛАССА И РОДИТЕЛЕЙ НА ОСНОВЕ АКТИВНОГО ОТДЫХА

Мероприятие
Время проведения
Участники

День здоровья (включает все формы работы физического воспитания)
1 раз в четверть
Учащиеся
Родители
Учителя физкультуры

Физкультурные досуги:
«Дорога в школу»
День здоровья (общешкольное)
«Осенний калейдоскоп» (эстафеты)
Школьные старты
Зимние народные забавы
Мама, папа, я – спортивная семья (городское)

Первенство по плаванию (общешкольное)
День здоровья (охрана жизни, ориентирование, туризм)
Спортивные игры (волейбол, пионербол)

сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль

март
апрель

май

Учащиеся
Родители
Учителя физкультуры
Инструкторы по плаванию
Учитель ОБЖ

Праздники:
День учителя
День матери
Новый год
Рождественские посиделки
День защитника Отечества
8 марта
Масленица
9 мая

октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
март – апрель
май

Учащиеся
Родители
Учителя

Туристические походы
сентябрь
май
Учащиеся
Родители
Учителя

Праздничные концерты в каникулярное время (пришкольный лагерь с дневным пребыванием детей):
День народного единства
Рождество
Масленица
День России



осенние
зимние
весенние
летние



Учащиеся
Родители
Учителя
Муз. работники
Учитель ИЗО





Приложение 4.
Санитарные нормы и правила СанПина 2.4.4.2599-10.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЦВЕТОВОМУ ОФОРМЛЕНИЮ КАБИНЕТОВ
1. Оптимальными цветами для отделки классных помещений являются зеленый, желтый, белый. Благоприятное воздействие этих цветов на зрение может быть связано с тем, что именно к ним глаз человека особо чувствителен.
2. Классная доска должна быть более насыщенного, более темного цвета. «Цвет привлечения внимания» не должен повторяться нигде в классе, иначе значение его обесценивается.
3. Вариант окраски стен в холодный мало насыщенный желтый цвет при зеленой доске и голубоватых и серых оттенках остальных поверхностей можно считать удовлетворительным с точки зрения фиксации внимания на доску.
4. Решение класса в одном цвете не может быть признано удовлетворительным, так как монотонность быстро надоедает и утомляет. Количество различных цветов должно быть ограничено двумя-тремя во избежание пестроты. Учитывая возрастные особенности восприятия цвета, желательно применять для младших классов более теплые, для средних и старших - более холодные цвета.

ОПТИМАЛЬНЫЕ ПРЕДЕЛЫ И ДОПУСТИМЫЕ ПРЕДЕЛЫ ТЕМПЕРАТУРЫ ДЛЯ КЛАССНЫХ КОМНАТ
Время года
Оптимальные параметры t, єС
Допустимые пределы t, єС

Зима
18 – 20
17 – 22

Весна
18 – 22
17 – 23

Осень
16 – 22
15 – 22


ДЛИТЕЛЬНОСТЬ СКВОЗНОГО ПРОВЕТРИВАНИЯ В КЛАССНЫХ КОМНАТАХ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТЕМПЕРАТУРЫ НАРУЖНОГО ВОЗДУХА
Температура наружного воздуха, єС
Время проветривания (мин.)


в малые перемены
в большие перемены

от +10 до +6
4 – 10
25 – 35

от +5 до 0
3 – 7
20 – 30

от 0 до -5
2 – 5
15 – 25

от -5 до -10
1 – 3
10 – 15

ниже -10
1 – 1,5
5 – 10



Приложение 5.
ЭТАПЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Класс
Направление
Целевая установка
Ожидаемый результат

5
«Школа безопасности»
Формирование ЗОЖ
Побуждение к активной учебно-познавательной деятельности
Развитие навыков общения
Способность к познавательной деятельности, анализу и системному подходу

6
«Школа самопознания»
Раскрытие личностных качеств
Расширение знаний о мире и человеке в меняющемся мире
Развитие способностей к самопознанию
Способность к постижению нравственных ценностей общества, осознание своего «Я»

7
«Школа толерантности»
Ориентация на диалог культур и гуманистические ценности
Развитие способностей к самопознанию и дальнейшему совершенствованию
Раскрытие и совершенствование направленности личности, нравственных основ
Способность взаимодействовать с окружающими по принципам гуманизма


8
«Школа права»
Освоение социальных полей
Формирование установки на толерантность и объемное видение мира
Расширение знаний о правах, свободах и ответственности
Освоение социальных полей
Способность организовывать взаимодействие на принципах гуманизма


9
«Школа самоопределения»
Формирование установки на активную жизненную и гражданскую позицию, на позитивное отношение к миру
Создание условий для идентификации личности со своей исконной культурой и освоение других культур
Раскрытие устойчивого интереса к определенным видам деятельности
Наличие потребности в самореализации, в позитивном преобразовании мира, в самосовершенствовании












































Приложение 6.
ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ КЛАССА
Сводная ведомость
Критерии
Физическое развитие
Физическая подготовка
Группа здоровья

год
И
Н
Д
Н
С
В
О
П
С
Ос.

Май 2009-2010
22%
44%
34%
18%
54%
28%
72%
14%
9%
5%

Май 2010-2011
20%
50%
30%
14%
62%
24%
89%
13%
5%
3%

Май 2011-2012
14%
72%
14%
7%
68%
25%
85%
10%
3%
2%

Май 2012-2013
13%
78%
9%
7%
68%
25%
88%
10
1%
1%


Условные обозначения:

Физическое развитие: Физическая подготовка: Группа здоровья:
И - избыток веса Н - ниже среднего О – основная
Н – норма С – средний П – подготовительная
Д – дефицит вес. В - выше среднего С – специальная
Ос.- освобожденные


15