Технологическая карта урока по истории 8 класс. региональный компонент. пожертвования купцов меценатов Якутии.

Технологическая карта урока истории в 8 классе
«Современное денежное значение пожертвований купцов-меценатов на рубеже XIX - XX вв».
Учитель: Готовцев Алексей Алексеевич
Тема урока: Современное денежное значение пожертвований купцов-меценатов на рубеже XIX - XX вв.
Тип урока: урок с элементами исследования
ТДЦ урока:
Обучающая: сформировать знания учащихся о меценатстве, о видных купцах-меценатах конца XIX - начала XX века.
Развивающая: приобщить учащихся к исследовательской деятельности, развивать умение сформулировать и доказывать свою точку зрения, развивать умение применять новые знания, развивать умение индивидуальной, парной и групповой работы.
Воспитательная: способствовать формированию интереса к истории;

Оборудование: проектор, ноутбук, интерактивная доска, карточки-задания для групп.
Этапы урока
Задачи
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Результаты деятельности уч-ся и способы выявления уровня знаний, умений, навыков, способов деятельности, УУД

I. Организационный
Организовать готовность уч-ся к работе на уроке, создание психологической, положительной атмосферы, мотивации и интереса к уроку.
Приветствие уч-ся, отметка отсутствующих на уроке. Проверка готовности к уроку.
Создает необычное начало урока, с целью заинтересовать учащихся.
Приветствие учителя. Наличие письменных принадлежностей.
Готовность к работе на уроке.
Создание доброжелательной атмосферы на уроке.

II. Постановка темы и цели урока.
Подведение детей к самостоятельному формулированию темы, плана и цели урока.
Организует диалог, в ходе которого учащиеся сами определяют цели и плана урока.
В ходе диалога с учителем называют цель урока и составляют план.
Самостоятельно определить цель урока, пути ее достижения.
Создание уверенности, что четко поставленная цель даст возможность эффективно получить знания.

III. Изучение нового материала
Обеспечить восприятие, осмысление и первичное заполнение материала.
Рассказ учителя из истории меценатства:
Меценатством богатые люди занимались издавна. Так, при раскопках в Феспиях (Древняя Греция) археологи нашли каменную плиту, в которой говорится о передаче крупной коллекции разнообразных предметов искусства местному храму, проводившему раз в пять лет общегреческие торжества поэтов, музыкантов, артистов.
Однако символом меценатства стал приближенный императора Августа, древнеримский государственный деятель Гай Цильний Меценат (родился между 74-64 гг. – умер в 8 г. н.э.), чье имя как покровителя науки и искусства стало нарицательным. Меценат покровительствовал лучшим поэтам своего времени – Горацию, Вергилию, Проперцию.
В России меценатством стали заниматься намного позже с конца XVIII в. Одним из первых меценатов стал А.С. Строганов (1733-1801). Представители другого знатного рода, Демидовых, также были известны своей благотворительностью. Самым знаменитым меценатом XVIII в. стал сын знаменитого полководца П.А. Румянцева-Задунайского Николай Петрович Румянцев (1754-1826), государственный деятель России (сенатор, министр иностранных дел, председатель Государственного совета). Большой вклад внес в поддержку культуры России род Шереметевых.
Постепенно дворянское меценатство уходило на задний план. Разорение и оскудение помещичьего хозяйства постепенно привело к потере дворянством ведущей роли в меценатстве. Одновременно происходил рост торгового купечества, которое становится основным действующим лицом в меценатстве на рубеже XIX - XX вв.
Видными купцами-меценатами были – Василий Александрович Кокорев, Козьма Терентьевич Солдатенков, Павел Михайлович Третьяков.
Основатель якутской письменной литературы А.Е.Кулаковский в своем знаменитом письме «Якутской интеллигенции», написанном в 1912 году, отмечает, что среди якутских купцов, предпринимателей и представителей интеллигенции встречаются «люди с благородным порывом замечательного патриотизма, ожидающие только всеобщего воззвания к культуре и просвещению и готовые попуститься тысячами из своих доходов ради блага Родины», и еще: «имеются у нас такие лица, которые, хотя не носят звания якутов, но, безусловно, принимают близко к сердцу судьбу якутов и поддержали бы общее дело».
Такими людьми можно считать Астраханцева, Расторгуева, Эверстова-Сэрбэки, Никифорова-Манньыаттаах уола и Николая Осиповича Кривошапкина.




Первичная проверка понимания изученного
Установить правильность и последовательность изученного материала.
Выявить пробелы первичного осмысления материала.
Провести коррекцию выявленных пробелов в знаниях, осмыслении учащимися материала.


Закрепляют изученное, пересказывают миф о начале троянской войны
Сравнивают причины Троянской войны мифические и политические.

Закрепление знаний и способов действий
Обеспечить закрепление знаний и способов действий.
Обеспечить в ходе закрепления повышенного уровня осмысления материала, глубины его понимания.
Коррекция пробелов.


Выполняют задания, закрепляя полученные знания






Выполнение 80% уч-ся правильно задания.
16 человек- зеленая карточка
2 человека- синяя карточка
2 человека- красная карточка

Информация о д/з
Обеспечить понимание цели содержания и способов выполнения задания

Записывают д/з в дневники.
Мотивация на выполнения д/з

Итоги урока. Рефлексия.
Дать оценку работы класса и отдельных учащихся (оценить уровень достижений ТДЦ)

Записывают ответы на вопросы в тетради.
Оценивают свою работу на уроке по карточке-инструкции и выставляют оценки.
Выставление оценок в дневник.
Рефлексивная оценка уч-ся


















15