Мой край. Родная Белгородчина. Организация работы по краеведению в реабилитационном цертре.


Мой край. Родная Белгородчина. Организация работы по краеведению в реабилитационном центре.
Важнейшим направлением краеведческой работы является воспитание и образование подрастающего поколения. Накопленные знания по истории и культуре края необходимо донести до воспитанников.
Не дублируя уроки окружающего мира, чтения, опираясь на знания детей в этих областях, необходимо дополнить и углубить их представления о действительности, с которой они непосредственно соприкасаются, сосредоточить внимание детей на понимание взаимосвязи природы и человека, истории и культуры, единства материального и духовного мира.
     В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Краеведение – важное педагогическое средство, которое способствует обогащению детей знаниями о родном крае, воспитанию нравственных качеств.
Чувство любви к Родине выращивается в человеке всеми впечатлениями бытия и начинается с чувства любви и сыновнего почтения к «малой родине», к дому, где он родился и рос, к родному краю. По точным словам академика Д.С. Лихачёва, «без корней в родной местности человек уподобляется степной травке перекати-поле».
Память о прошлом, о славных предках, о вековых культурных традициях родной земли, изучение настоящего родного края – одно из самых действенных средств воспитания хозяина, человека, труженика, прикипевшего к нему всем сердцем и душой.
  В рамках программы «Росинка» мною был разработан цикл занятий по теме «Мой край». Основная цель занятий:  воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.
Задачи:
-воспитывать любовь к своей малой родине, её прошлому и настоящему;
-приобщать к культурным традициям родного края;
-воспитывать бережное отношения к природе;
  Основными педагогическими принципами, обеспечивающими реализацию программы, являются:
- учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка;
- доброжелательный психологический климат на занятиях;
- личностно-деятельный подход к организации учебно-воспитательного процесса;
- оптимальное сочетание форм деятельности;
- доступность.
Обучение по программе осуществляется в виде теоретических и практических занятий. Занятия могут проводиться в различных формах: экскурсии, дискуссии, беседы, викторины, встречи с интересными людьми, конкурсы, выставки, походы с осмотром краеведческих объектов.
Цикл занятий предусматривает проведение итоговых занятий, которые представляют собой, выставки, праздники народного календаря, викторины. Ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю; через знания по истории и культуре родного края происходит формирование нравственной личности гражданина и патриота России.
Прогнозируемые результаты.
Личностные результаты: воспитание таких качеств личности как: любознательность, усидчивость, коммуникабельность организованность, ответственность.
Воспитанники будут знать:
-культурные традиции родного края;
-экологическую ситуацию в Белгородской области;
-лекарственные растения своей местности;
-правила поведения в природе.
Воспитанники будут уметь:
-работать со справочной литературой;
-вести наблюдения в природе, выполнять правила поведения в природе;
Тематический план
№ Тема занятия Кол-во часов
1 Что я знаю о Белгородской области?(Тест) 1
2 «Мой край. Родная Белгородчина»(коррекционно-развивающее занятие) 1
3 «Моя Белгородчина»(коррекционно-развивающее занятие) 1
4 «День флага Белгородской области»(коррекционно-развивающее занятие) 1
5 «Белгород - фронту!»(коррекционно-развивающее занятие) 1
6 «Прохоровское поле-третье ратное поле России»(коррекционно-развивающее занятие) 1
7 «Памятники героям Великой Отечественной Войны в Белгороде»(коррекционно-развивающее занятие) 1
1
8 «Семь чудес Белгородчины»(коррекционно-развивающее занятие) 11
9 «Святое Белогорье»(коррекционно-развивающее занятие) 1
10 «Музеи города Белгорода»(коррекционно-развивающее занятие) 1
11 «Белгородский народный костюм»(коррекционно-развивающее занятие) 1
12 Народные промыслы Белгородской области(коррекционно-развивающее занятие) 1
13 «Знаменитые белгородцы»(коррекционно-развивающее занятие) 1
14 «Заповедное Белогорье»(коррекционно-развивающее занятие) 1
15 «Красная книга Белгородской области. Животные»(коррекционно-развивающее занятие) 1
16 «Красная книга Белгородской области. Растения»(коррекционно-развивающее занятие) 1 1
17 «Интересные факты о Белгородской области»(коррекционно-развивающее занятие) 1
18 Почему так называется? I часть (коррекционно-развивающее занятие) 1
19 Почему так называется? II часть (коррекционно-развивающее занятие) 1
20 Что я знаю о Белгородской области?(Тест) 1 1
История нашей Родины и родного края, национальная культура, русская старина и бытовой уклад жизни наших предков – важная область знаний, которую нужно доносить через разнообразие форм и методов в изучении краеведения, формируя в сознании воспитанников Человека, Гражданина, Патриота.