Региональный компонент на уроках русского языка и литературы

Яковлева Е.А.
учитель русского языка и литературы
Балезинской средней школы №1
Удмуртской Республики

Реализация регионального компонента –
один из путей воспитания патриотизма

Перед современным образованием стоит важная задача – восстановление исторической памяти народа. Это нужно любому народу для стабильной полноправной жизни в настоящем и для плодотворного развития в будущем.
Нельзя не согласиться со словами А.Н.Толстого: «Любовь к родине – не отвлечённое понятие, но реальная душевная сила, требующая организации, развития и культуры».
Очень важно воспитывать любовь к родному краю, к родной культуре со школьной скамьи. Особую актуальность эта работа приобретает в настоящее время. Многие школы Удмуртии ориентированы на реализацию республиканской программы расширения регионального компонента в образовании. Наша школа не исключение.
Наша цель - формирование творческой, духовной личности, интереса и любви к истории и культуре удмуртского народа и рассмотрение их как части мировой художественной культуры. У детей в сознании должны закладываться не только позиция потребителя, но и позиция сотрудничества с землей-матушкой, уважение к другим народам и культурам, патриотизм, ребята должны почувствовать себя наследниками предшествующих поколений, трудом которых создано всё, чем мы пользуемся.
В нашей практической деятельности мы попытались разработать программы, которые позволяют переносить цели и содержание во внеурочную и внеклассную воспитательную деятельность и способствуют становлению целостной системы обучения и воспитания. Знания, которые получают дети, не должны оставаться пассивными. Думая над этой проблемой, приходим к выводу: следует найти такие формы работы, которые пробуждают интерес, показывают, где и как можно применить полученные навыки и умения. Для этого нужно работать в содружестве с другими заинтересованными людьми, учителями-предметниками, т.е. установить межпредметные связи. Причем эти межпредметные связи могут включаться в уроки, мероприятия, элективные курсы в виде фрагментов, в виде совместных творческих проектов, конференций, интегрированных уроков, олимпиад, экскурсий, экспедиций.
Мы убеждены, что очень важно пробудить у ребят мотивацию к взаимодействию и общению с родителями при выполнении задания, к душевному и доверительному общению в семье вокруг темы домашнего задания, творческого проекта, мероприятия.
В качестве иллюстративного материала в приложениях представлены интересные материалы, используемые на уроках русского языка и литературы и во внеклассной работе выпускника нашей школы художника Владимира Наговицына (авторская интерпретация некоторых знакомых учащимся слов «Литература или игра слов», презентации художника собственных картин «Одухотворённый мир», «Животворящий огонь», «Месяцы удмуртского календаря») – Приложение 1. Данные материалы вызвали у детей огромный интерес и открыли путь к постижению секретов художественного творчества и созданию учащимися собственных произведений, побудили к организации дополнительных элективных курсов.
интерес и открыли путь к постижению секретов художественного творчества и созданию учащимися собственных произведений (организованый спецкурс на базе нашей школы).

Современная школа заново открывает уникальный воспитательный потенциал фольклора как этической основы этнопедагогики. Ещё в прошлом веке отечественные педагоги и просветители (Д.К.Ушинский, Н.А.Добролюбов, Л.Н.Толстой и др.) отстаивали принцип народности в воспитании и обучении детей и были убеждены, что только так можно воспитать настоящих граждан России. Они мечтали их видеть нравственно и эстетически развитыми, глубоко знающими мировую и национальную историю, уважающими многогранную культуру России и её народ.
Возвращение современной педагогики к вековым традициям воспитания, отраженным полнее всего в фольклоре, уже дает положительные результаты. На практике проверено и доказано, что изучение фольклора обогащает ученика самыми разнообразными познаниями, развивает творческие способности, эстетически воспитывает, учит наблюдательности, расширяет представления об этнокультуре.
Одним из достоверных источников фольклорного материала является практикуемое нами изучение местных традиций народной культуры, запись воспоминаний старожилов и сохранившихся в их памяти произведений. Местные знатоки фольклора стали незаменимыми консультантами. Рождаются удивительные и неповторимые фольклорные импровизации, дающие возможность каждому участнику раскрыть и развить творческие способности. В школе создан «банк данных»- исследованный и систематизированный материал. Ученики под руководством учителя записывают местный фольклор, обращаясь за методической помощью и информацией на кафедру литературы Глазовского пединститута имени В.Г.Короленко. В качестве приложения представлен материал под названием «Балезинские посиделки» (устный журнал по итогам сбора краеведческого и фольклорного материала) –Приложение 2.

Изучение литературы родного края на уроках способствует расширению историко-литературного кругозора учащихся, приобщению к лучшим достижениям литературы родникового края с русской классикой помогает учащимся глубже понять историю Родины, историю Удмуртии.
Нами разработана и реализуется программа изучения удмуртской литературы в 5-9 классах и сопоставления её с произведениями русской и мировой литературы, жизненным опытом учащихся.
Потребность в программе возникла на волне педагогических, философских и духовных поисков нашего времени. Когда всё более очевидной стала потребность в одухотворении образования. Цель данной программы- формирование творческой, духовной личности.
При изучении русской литературы параллельно происходит знакомство с литературой родникового края. Учащиеся выполняют творческие задания, пишут рефераты, готовят сообщения.
В качестве примеров приведу конспект урока-мастерской «Животворящая святыня» в 9 классе (Приложение 3 ) и планирование некоторых блоков уроков литературы в 5 классе.

Фольклор. Русские народные сказки.
Урок 1. Фольклор как предмет изучения. Пословицы и поговорки. Загадки русского и удмуртского народа.
Урок 2. Русские народные сказки, их типы. Волшебные герои и волшебные события в русских и удмуртских сказках.
Урок 3.Особености «сказывания». Художественное совершенство сказки «Василиса Прекрасная». Тема добра и зла в сказке. Идеи сказки.
Урок 4. Сказки о животных. Отражение в них древних предствлений .
Урок 5.Социально-бытовые сказки.
Урок 6. Сказки народов мира. Удмуртские народные сказки.
Урок 7. Прошлое родного края в удмуртских народных сказках.
Урок 8. Развитие речи. Впечатление о самостоятельно прочитанной сказке.
Библия
Урок 1. О библии и её содержании. Библейские мотивы в русской и мировой культуре. Ветхий завет. Михаил Атаманов – переводчик Библии на удмуртский язык.
Русская классика Х1Х века
Урок 1. «Свинья под дубом». Аллегория и мораль в басне.
Урок 2 Удмуртские басни, их остроумие. Басни Р.И.Поздеева, уроженца нашего поселка. Сопоставление басни И.А.Крылова «Квартет» и басни удмуртского поэта А.В.Лужанина «Воробей-солист».

Русская литература ХХ века
Урок 1.Певцы Родины и природы. Д.С. Мережковский «Природа», «Мать». И Северянин «В парке плакала девочка». С.А.Есенин «Береза», «Нивы сжаты, рощи голы».
Урок 2.Развитие речи. Моё любимое стихотворение о родной природе (Ф.Васильев, О.Поскрёбышев).
Уроки 3-4. К.Г.Паустовский «Тёплый хлеб». Сказка о труде и взаимной выручке. Сопоставление с удмуртскими народными сказками и сказкой О.И.Поскрёбышева «Рассказ про Топотку». Победа добра над эгоистическими чувствами героев.
Урок 5-6. М.М.Пришвин «Времена года». Любовь к родной природе и стремление защитить её. Художники слова и кисти М Пришвин, Н.Ромадин, местные художники. Пробуем перо (стихи детей о природе).
Урок 7-8. В.П.Астафьев «Васюткино озеро». Охотничий азарт мальчика и его последствия. Рассказы о природе удмуртских писателей (О.А.Поскрёбышев «Милосердная ворона», «Лебеди не прилетят», страницы районной газеты «Вперёд»).

Уроки, посвященные творчеству удмуртских поэтов, писателей, художников проходят живо и интересно, ярко. Зачастую используется читательский и жизненный опыт детей.

Межпредметные связи составляют необходимое условие организации учебно-воспитательного процесса как целенаправленной системы. Они выступают как средство комплексного подхода к обучению и усилению его единства с воспитанием. Межпредметные связи разрешают существующие в предметной системе обучения противоречия между разрозненным по предметам усвоением знанием и необходимостью их синтеза, комплексного применения в практике трудовой деятельности и жизни человека.
Очень хорошо межпредметные связи просматриваются при проектной деятельности. Этот способ организации образовательного пространства учащихся, при котором учитель выполняет функции управления деятельностью и её коррекции. Учащиеся сами определяют свою индивидуальную образовательную траекторию. Это можно осуществлять, выполняя следующие этапы:
Школьное объединение учителей-предметников, заинтересованных лиц, администрации школы, родителями.
Выбор межпредметной темы.
Создание школьниками проекта совместно с учителями в рамках учебного предмета.
Самостоятельная работа или работа в группах.
Расширение круга знаний, изучение новой темы.
Выполнение проекта.
Выступление на общешкольном или районном мероприятии

С 2007 года в Балезинской средней школе №1 учителем русского языка и литературы Яковлевой Е.А. составлена и реализуется программа «Тепло родного очага», включающая сведения по истории и культуре удмуртского народа. Потребность в программе возникла на волне педагогических, философских и духовных поисков нашего времени. Когда всё более очевидной стала потребность в одухотворении образования. Цель данной программы- формирование творческой, духовной личности
Тексты и творческие работы, используемые на уроках русского языка при изучении различных грамматических тем, на занятиях по развитию речи, на уроках получения знаний, повторения и закрепления изученного материала, зачастую используются, хотя очевидно их огромное воспитательное воздействие на ученика.
Доказано, что использование в практике работы школы жизненного опыта учащихся является одним из действенных способов активизации познавательной деятельности учащихся.
Данная программа составлена автора с целью систематизации методического и дидактического материала, направленного на улучшение знаний, и на формирование самостоятельности и активности как качеств личности.

Задачи
создание условий для социальной, культурной адаптации детей на базе истории семьи, поселка, Удмуртии, России, развитие образного мышления учащихся
Формирование целостного представления о культурно – историческом процессе в культуре народа.
Воспитание у учащихся гражданских и патриотических качеств личности, привитие любви к прошлому страны, края, района, своей семьи.
Программа имеет интеграционный характер, так как предполагается использование научно – популярных текстов и знаний учащихся в различных областях знаний: искусство: география, биология, история, литература. Основной упор делается на эмоциональное восприятие представляемого материала.
В практике работы применяются методы: словесные, поисковые, наблюдения, экскурсии, изучение литературных источников, использование различных типов творческих работ.
Программа использования тематического тестового материала
на уроках русского языка «ТЕПЛО РОДНОГО ОЧАГА»
(Тематика творческих работ)
5 - 6 классы
Мы все родом из детства (Л.Н.Толстой, А.Н.Толстой, М.Цветаева, И.Шмелев, В.Набоков, В.Астафьев о своём детстве, воспоминания мам, пап, бабушек, дедушек)
Самые дорогие люди – мама и папа (сочинения «Моя мама – самая, самая», «Чему я учусь у папы», «Профессии моих родителей» )
Мой дом родной (сочинение «Что больше всего люблю в моём доме, и что мне хочется переделать в нём»)
Мои игрушки - мой особый мир (сочинение «Мои любимые игрушки», «Я мечтаю о», «Подарю я другу..», «Мои любимые игры» и др.)
Книги в нашем доме сочинения и тексты «Книги, которые я люблю читать», «Что читают мои мама и папа», реклама любимой семейной книги, «Папа, мама, я – читающая семья»и др.. )
Мои друзья
Дай, друг, на счастье лапу мне (сочинения и тексты «Животные тоже члены семьи», «Я люблю свою кошку»)
Самый добрый человек на Земле (сочинения и тексты о бабушках и дедушках)
Мои увлечения
7- 8 классы
Тепло родного очага. Мои истоки.
Музыкальные интересы семьи
Моя родословная (воспоминания родственников, построение генеалогического дерева своей семьи, его описание, по возможности с указанием фамилий, годов жизни, родственных связей, описания занятий)
История в моём доме (сочинения, воспоминания, тексты об участии родственников в различных исторических событиях)
Добрые традиции и семейные реликвии ( тексты, сочинения, описание коллекций, предметов старины, дневников, писем)
Итоговая работа «Папа, мама и я»
7-8 классы
Мой край родной, удмуртский край (природа и человек в мифологии Удмуртии; обряды в жизни человека .Язычество в Удмуртии. Символы. Обереги. Традиционный костюм.)
Балезино – моя малая родина
История родникового края
(тексты, сочинения, грамматические задания)
Удмуртия литературная (тексты, сочинения ,рефераты, информационные листы, анализ прозаических и поэтических произведений)
Удмуртские умельцы
Художники Удмуртии
9 класс Рассуждения, размышления, диспуты, сочинения
«Я – гражданин России»
Флаги и символы России
Какого человека можно считать гражданином и патриотом
Каждый ли человек может сбыться?
Итоговая работа «Презентация личности»

Формы реализации регионального компонента в преподавании русского языка нами используются следующие:
проведение вводных уроков по одной из тем в каждом классе (в начале года);
включение местного материала в уроки лексики, фонетики, словообразования, грамматики (особенно материалы по культуре речи, языку писателей);
организация элективных курсов, кружков, факультативов;
изучение особенностей быта в данной местности, экскурсии в местные музеи, на предприятия как основа для творческих работ;
организация исследовательской работы учащихся, как индивидуальной, так и групповой (например, составление «паспорта» слов, вошедших из говора в литературный язык; самостоятельные наблюдения и запись речи своей, своих товарищей, родственников; анализ и обработка собранного материала)
сбор материала и выпуск стенгазет, бюллетеней, альманахов, устных и рукописных журналов; подготовка и создание самодельных книжек с картинками, посвященных различным тематическм группам лексики (например, «Удмуртская национальная кухня», «Из бабушкиного сундука» «Литература родникового края»и др.);
подготовка сообщений, рефератов, докладов по материалам анализа художественных произведений, авторы которых – наши земляки;
составление «Словаря трудностей» (рекомендации по употреблению тех или иных форм слов в связи с типичными отклонениями от нормы под влиянием диалектов, выбор ошибок из местной печати и т.д. );
составление самодельных учебников, учебных тетрадей по разным разделам русского языка (в связи с основным курсом –выбор интересного дидактического материала краеведческого характера, иллюстрирующего теоретические положения);
сбор материала по топонимике, по истории личных имён, по картографии, оформление научных работ;
праздник славянской письменности и культуры.

На основе всего перечисленного формируется следующий минимум знаний и умений, которыми должны овладеть школьники при использовании регионального компонента в обучении русскому языку и литературы:
Иметь представление о языке как культурно-исторической среде, воплощающей в себе историю, обычаи, традиции края, контакты (прежде всего языковые) с народами-соседями:
*понимать слова и фразеологизмы, семантика и этимология которых отражает миропонимание и мироощущение местного населения, уметь использовать эти единицы в речи, грамотно их писать;
*знать имена собственные, в том числе топонимы и микротопонимы, уметь объяснять их происхождение, правильно использовать в устной и письменной речи;
*представлять особенности языковой культуры местного населения, уметь отличать их говор от других диалектов, пользоваться выразительными средствами русской речи.
2. Понимать национальные структурно-семантические особенности русского языка в сравнении с языками народов-соседей, уметь объяснить , в чем феноменальность родного языка.
3. Уметь анализировать окружающую языковую среду, оценивать факты речи земляков, способность к повышению языковой культуры
4. Уметь связно изложить свои мысли на региональные темы( природа, экономика, культура, в том числе языковая).

К числу положительных итогов работы в данном направлении можно отнести успешное выступление только в прошедшем учебном году в детском республиканском литературно-художественном конкурсе «Всему начало здесь, в краю любимом» (сказки про удмуртского героя Лопшо Педуня, написание рассказов, стихов о любимом писателе, поэте, книге), районном и республиканском конкурсах эссе и сочинений «Земля- слезинка на щеке Вселенной», «Лучшая удмуртская книга», «В дружбе и согласии», «Моя Удмуртия», «Золотой ималмас», Второй фестиваль авторской песни и поэзии «Песни над Чепцой» памяти В.Наговицына, выпускника школы, погибшего при спасении тонущего малыша.
К.Г.Паустовский справедливо отметил: « Родина – это всё .Это ощущение счастья от зрелища огромной нашей земли, её лесов, её закатов Это ощущение гордости прошлым и предчувствие великолепного будущего». Очень хочется верить, что мы выпускаем учащихся, знающих, понимающих, любящих свою малую родину, а значит, счастливых людей.


Приложение 3.
УРОК – МАСТЕРСКАЯ
«Животворящая святыня» (9 класс)
Целевое назначение:
Предоставить учащимся психологические средства, позволяющие им личностно саморазвиваться, осознать самих себя и своё место в мире, понимать других людей, а также закономерности мира, в котором они живут, перспективы «будущего», которые затронут их самих.
Преодолеть путь от культуры полезности к культуре достоинства (человек самоценен).
Познакомить учащихся с образцами лирики А.С.Пушкина, показать, какое место нашло в стихах чувство патриотизма, любви к родине, родному дому, пробудить подобное чувство в детях, привлечь к разговору жизненный опыт, представления детей по данным вопросам.
Заглянуть в мастерскую слова А.С Пушкина-поэта, научиться выражать ярко, точно свои мысли, чувства. Развивать навыки монологической речи.
Осознать необходимость обращения к данной проблеме каждого здравомыслящего человека как нравственной категории, норме.
Подчеркнуть актуальность и вечность данного вопроса (тема родного дома).
Знакомство учащихся с понятием «лирический герой», развивать навыки учащихся филологического анализа текста в единстве форме и содержания (элементы идейно-художественного анализа лирического произведения).

Ход мастерской
Оборудование:
Чистые листы бумаги.
Фломастеры.
Тексты стихов Пушкина «Два чувства», «Домовому», «Дорожные жалобы», «Бесы».
Портрет А.С.Пушкина.
Шкала «Гармония жизни».
Объяснение слов.
Тема урока.
На доске:
Домовой – по суеверным представлениям сверхъестественное существо, якобы обитающее в каждом доме (словарь Ожегова).
Бесы – в старинных русских поверьях: злой дух.
Обитель – 1.То же, что и монастырь.
2.Место, где кто-нибудь живет (жилище).
Гармония – согласованность, стройность.

Класс делится на группы по 5-6 человек.
Урок ведет учитель (мастер).

Ход урока.
1.Индуктор. Нарисуйте свой дом, каким вы его представляете (родительский дом, дом-мечта и т.д.)
2.Социоконструкция. Каким видится дом в вашей группе?
3.Социализация. Выступления представителей из групп.
4. Обобщающее слово мастера.
5.Самоконструкция. В первой колонке напишите , что должен охранять домовой. Объясните, кто это такой.
6.Социоконструкция в группе. Смена листков и добавление.
7.Социализация в классе. Выступления групп. Мастер фиксирует ответы на доске. Обобщает, делает выводы.
8.Разрыв. Стихотворение «Домовому». Прочитать и выписать во второй столбик список наставлений для пушкинского домового
9. Социоконструкция в группе. Обмен мнениями, выработка общего.
10. Социализация. Афиширование наблюдений каждой группы. Роль мастера – обобщение наблюдений, фиксирование на доске, добавление к анализу своих собственных наблюдений, сопоставление пушкинских и детских представлений – разрыв.
11.Самоконструкция. Что может вызвать неудовольствие в пути, тревогу? Какие затруднения, препятствия могут встретиться? Не забывайте, что мы живем в ХХ и ХХ1 веке.
12. Социоконструкция и социализация.Дали наставления домовому, Значит, отправляемся в путь. Поднимите руки, кто любит путешествовать. Почему? Автор вынужден путешествовать.
Мастер обобщает наблюдения детей, сопоставляя их с текстом пушкинского стихотворения «Дорожные жалобы». Это жалобы путешествующего в Х1Х веке. Поработайте с текстом, выпишите во второй столбик что мешает путешествующему. Подчеркните, что совпало. Обговорите в группе и афишируйте свои наблюдения.
13.Само- и социоконструкция. К какой группе можно отнести лирического героя? Докажите это.
14.Афиширование.Выступления групп и дополнения мастера, коррекция – разрыв.
15. Самоконструкция. Запишитеивопросы, которые бы вы хотели задать автору. (Работа со стихотворением «Бесы»).
16.Социоконструкция. Свои вопросы передайте другой группе, дополните своими.
17.Разделите вопросы на «толстые»(глубинные) и «тонкие» (однозначные). Ответьте на «толстые» вопросы, «тонкие»подчеркнуть.
18.Афиширование. Социализация.
19. Самоконструкция. Вы оказались рядом с героем стихотворения. Вы сбились с дороги. Что делать?
20.Социоконструкция. Обмен мнениями в группе.
21. Социалтизация. Афиширование.
22. Разрыв. Мастер подводит итог, анализирует стихотворение «Бесы».
23.Самоконструкция. Вы оказались рядом с героем. Видите, что человеку неспокойно, сердце бьется на части. В чем видит спасенье Пушкин? Сопоставьте с тем, о чем сегодня говорили. (Анализ стихотворения «Два чувства»).
24. Социоконструкция.
25.Афиширование.
26. Рефлексия. Напишите, что для вас является святым (рисунки, эссе, стихи).
27.Афиширование. Социализация.
28. Рефлексия. Работа со шкалой «Гармония жизни».Отметьте, что для вас важнее и в какой степени (любовь, дом, здоровье, работа, дети, желание творить, близкие люди, друзья, финансы). Соедините отмеченные точки. Чем гармоничнее жизнь, тем больше шкала походит на колесо. Значит, можно смело путешествовать по жизни.
29. Мастер подводит итоги урока.










13PAGE 15


13PAGE 14415




15