Урок русской литературы для 5 класса «Патриотическая тема в стихотворениях о войне 1812 года. Автор и его оценка героев и событий. Региональный компонент. М.Ю. Лермонтов. «Бородино»»
Урок 38
М.Ю. Лермонтов. «Бородино». Патриотическая тема в стихотворениях о войне 1812 года. Автор и его оценка героев и событий. Региональный компонент»
Цель урока: увлечь учащихся поэтическим творчеством М,Ю. Лермонтова; познакомить с историей создания стихотворения «Бородино»; прививать интерес и уважение к героическому прошлому России; расширять навыки монологической речи, расширять словарный запас; формулировать собственное мнение и позицию; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; познакомить с некоторыми представителями кубанского казачества, принимавшими участие в Отечественной войне 1812 года.
Оборудование: портрет М.Ю. Лермонтова, м/презентация о казаках Кубанского казачьего войска, принимавших участие в Отечественной войне 1812 г., м/медийный проектор, интерактивная доска.
Ход урока
Приветствие. Орг. момент.
Вступительное слово учителя.
- Я хочу предложить вам сейчас прослушать одно стихотворение. Прослушав его вы должны будете сами сформулировать тему и цели нашего урока.(Комментированное чтение стихотворения М.Ю. Лермонтова «Поле Бородина» учителем).
Всю ночь у пушек пролежали
Мы без палаток, без огней,
Штыки вострили да шептали
Молитву родины своей.
Шумела буря до рассвета;
Я, голову подняв с лафета,
Товарищу сказал:
"Брат, слушай песню непогоды:
Она дика как песнь свободы".
Но, вспоминая прежни годы,
Товарищ не слыхал.
Пробили зорю барабаны,
Восток туманный побелел,
И от врагов удар нежданыйНа батарею прилетел. (Упало вражеское ядро)
И вождь сказал перед полками:
"Ребята, не Москва ль за нами?
Умремте ж под Москвой,
Как наши братья умирали"
И мы погибнуть обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в бородинский бой.
Что Чесма, Римник и Полтава? (Русско-турецкие войны и Полтавское сражение Северной войны)
Я вспомня леденею весь,
Там души волновала слава,
Отчаяние было здесь.
Безмолвно мы ряды сомкнули,
Гром грянул, завизжали пули,
Перекрестился я.
Мои пал товарищ, кровь лилася,
Душа от мщения тряслася,
И пуля смерти понеслася Из моего ружья.
Марш, марш! пошли вперед, и боле
Уж я не помню ничего.
Шесть раз мы уступали поле
Врагу и брали у него.
Носились знамена как тени,
Я спорил о могильной сени,
В дыму огонь блестел.
На пушки конница летала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.
Живые с мертвыми сравнялись.
И ночь холодная пришла,
И тех, которые остались,
Густою тьмою развела.
И батареи замолчали,
И барабаны застучали,
Противник отступил:
Но день достался нам дороже! -
В душе сказав: помилуй боже!
На труп застывший, как на ложе,
Я голову склонил.
И крепко, крепко наши спали
Отчизны в роковую ночь.
Мои товарищи, вы пали!
Но этим не могли помочь. -
Однако же в преданьях славы
Все громче Римника, Полтавы
Гремит Бородино.
Скорей обманет глас порочный,
Скорей небес погаснут очи,
Чем в памяти сынов полночи (т.е. родившихся в «полночных странах»)
Изгладится оно.
- Ребята, скажите, пожалуйста, какую знаменательную дату в героической истории нашей страны мы отмечали в 2012 году? (Предполагаемые ответы детей).
3. Формулирование учащимися темы и целей урока.
- И как вы думаете, какова будет тема нашего сегодняшнего урока? О чем мы сегодня будем говорить? (Предполагаемые ответы детей).
- Сегодня мы с вами продолжим знакомство с творчеством известного русского поэта-классика М.Ю. Лермонтова. Следует отметить, что поэт дважды обращался к теме Бородинской битвы. Стихотворение. Которое я вам сейчас прочитала, было написано М. Лермонтовым, когда ему исполнилось всего лишь 16 лет, в 1830 году. На тот момент он был еще никому неизвестным студентом Московского университета. Но спустя семь лет молодой поэт прославился тем, что написал гневное и обличительное стихотворение «Смерть поэта», в котором указал на убийц А.С. Пушкина. За это произведение ему грозила ссылка в Сибирь. Лишь благодаря вмешательству бабушки М.Ю. Лермонтова отправили на Кавказ.
- А теперь я хочу, чтоб вы выразительно прочитали стихотворение «Бородино», которое есть у вас в учебнике. Это стихотворение было написано в 1837 году к 25-летию Бородинской битвы и напечатано по воле автора и с его ведома.
Работа с текстом учебника.
Ознакомительное чтение стихотворения учащимися. Сопоставительный анализ стихотворений, прочитанных учителем и учащимися.
- Каковы ваши первые впечатления от прочитанного? (Предполагаемые ответы детей).
- Скажите, пожалуйста, от лица кого ведется повествование в стихотворении «Бородино»? О чем оно? (Предполагаемые ответы детей).
- Какова форма этого стихотворения? (Диалог, затем монолог).
- Почему Лермонтов использует именно диалог для рассказа о сражении? А почему диалог переходит в монолог? (Предполагаемые ответы детей).
- Когда и с кем дрались русские воины на Бородинском поле? (С французами в августе 1812г).
- Как можно объяснить такие выражения, как “ломить стеною”, “постоим …головою”, “до конца стоять”? Как они помогают понять чувства участников боя? (Предполагаемые ответы детей).
- Какие средства художественной выразительности использует поэт, описывая Бородинское сражение? (Сравнения, эпитеты, метафоры, гиперболы).
- Каким чувством проникнуты строки этого стихотворения? (Предполагаемые ответы детей).
- Как автор относится к воинскому подвигу, воинскому долгу? (предполагаемые ответы детей).
- Каким вы видите старого солдата?( Предполагаемые ответы детей).
Региональный компонент.
- Ребята, а знаете ли вы, что и кубанские казаки принимали участие в Отечественной войне 1812 г. в составе Лейб-гвардии Черноморского полка, и прошли с первого дня войны, с начало в отступлении от р. Неман через Витебск, Смоленск, Бородино, Тарутино до Малоярославца, с боями в составе русской армии, в контр наступлении на французскую армии до реки Березены. Одним из прославленных героев Отечественной войны 1812 года является А.Ф. Бурсак. Черноморские казаки под его командованием отличились в сражениях при Лютцене, Бауцене, Дрездене, Кульме, в лейпцигской Битве народов. А.Ф. Бурсак стал георгиевским кавалером, удостоившись военного ордена Святого Георгия 4-й степени за лихую, успешную атаку неприятельской кавалерии. Его казаки участвовали во взятии Парижа, раскинув свой бивак на знаменитых Елисейских Полях. Сотенный командир лейб-черноморцев к тому времени имел наградное Золотое оружие «За храбрость» и прусский орден «За военные заслуги».
В рядах сотни покрыли себя бессмертной славой будущие кубанские атаманы А. Д. Безкровный и Н. С. Завадовский.
Подведение итогов урока.
- Стихотворение «Бородино» благодаря богатству художественных приёмов отражает историческую реальность в живом, образном воплощении. И оно более достоверно, чем строчки документов. Какой эпизод сражения кажется вам самым сильным? Почему? (Предполагаемые ответы детей).
-Чем так важна Бородинская битва в истории нашего народа? (Предполагаемые ответы детей).
-Ребята, вы сегодня все хорошо поработали. А теперь я вам предлагаю оценить свою работу и работу соседа по пятибальной шкале. Свои ответы аргументируйте.
7. Домашнее задание:
Составить простой и цитатный план эпизодов Бородинской битвы по рассказу старого солдата; выразительное чтение стихотворения; Составит устный словесный портрет старого солдата.