Рабочая программа по кубановедению ФГОС
Славянский район, хутор Маевский
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа №11 хутора Маевского
муниципального образования Славянский район
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от 29 августа 2013 года протокол № 1
председатель
__________В.В.ОлейниковаРАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по кубановедениюСтупень обучения (класс): начальное общее образование , 1–4 классы
Количество часов: 135 часов
Учитель: Субботина Наталья Борисовна
Программа разработана на основе авторской учебной программы
по кубановедениюАвторы: Е.Н.Ерёменко, Н.М.Зыгина, М.В.МирукИздательство “Перспективы образования”, 2011 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В современных условиях модернизации российского образования одним из важных вопросов является формирование его региональной составляющей.
Содержание программы соответствует «Обязательному минимуму содержания общего образования по кубановедению», который утверждён решением коллегии департамента образования и науки Краснодарского края от 27.10.2004 (приказ департамента образования и науки «Об утверждении обязательного минимума содержания общего образования по кубановедению» от 14.12.2004 №01.8/2228).
Рабочая программа составлена на основе:
авторской учебной программы по кубановедению: Е.Н.Ерёменко, Н.М.Зыгина, М.В.Мирук и другие. Издательство “Перспективы образования”, 2011 г
1.1Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа
Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования";
Приказ Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373" (далее – приказ № 1241);
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении Сан ПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"» (далее – Сан ПиН);
Постановление Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. № 196 «Об утверждении типового положения об общеобразовательном учреждении» (с изменениями).
Письмо департамента образования и науки Краснодарского края от 10.07.2012 № 47-10721/12-14 «Об учебных планах образовательных учреждений, реализующих федеральные государственные образовательные стандарты общего образования в 2012-2013 учебном году»
1.2Общие цели образования с учетом специфики учебного предмета
Основная цель курса «Кубановедение» в начальной школе заключается в формировании у младших школьников целостной научной картины мира и понимания роли своей малой Родины, в воспитании гуманной, социально активной личности, относящейся ответственно и бережно к богатству природы Кубани, ее истории, культуре, уважительно - к жителям края.
Данный курс в системе общего развития учащихся призван решать следующие задачи:
На основе предметных знаний и умений подвести учеников к пониманию объективно существующих краеведческих природных связей и зависимости между природой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия окружающего мира, взаимозависимости;
Развивать экологическое мышление, формировать экологическую грамотность на основе регионального компонента;
Воспитывать эмоционально-волевые, нравственные качества личности ребенка, патриотизм, развивать творческие способности, формировать эстетические чувства, способствовать социализации младшего школьника в ходе принятия им гуманистических норм существования в среде обитания;
На ознакомительном уровне представить все науки, помогающие познать удивительный мир Кубани.
«Кубановедение» - предмет особый. Для более успешного его усвоения учителю начальных классов необходимо проводить уроки в нетрадиционной форме: экскурсии, викторины, уроки – исследования, посещение музеев, выставок, встречи с интересными людьми и пр. Постепенность, последовательность и перспективность при изучении данного курса создадут условия для дальнейшего изучения соответствующих естественнонаучных и гуманитарных предметов в среднем звене школы.
Эффективность преподавания данного курса зависит также от того, насколько он содержательно интегрируется с курсами «Окружающий мир», «Литературное чтение», «Музыкальное искусство», «Изобразительное искусство», «Технология».
В основе построения программы лежит концентрический принцип, который обеспечивает подбор наиболее актуальных для ребенка этого возраста знаний, использование его жизненного опыта и в дальнейшем на этой базе возможность систематизации, обобщения и более глубокого изучения предмета.
1.3 Роль учебного предмета в достижении обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы школы.
Курс призван активизировать знания учащихся о родной Кубани, ее природе и общественно-культурной жизни человека в историческом развитии. Поэтому ведущим принципом отбора материала является краеведение в сочетании с мировидением.
Общение с богатой палитрой природной среды при активизации эмоционально-чувственной сферы ребёнка станет хорошей базой для воспитания у младших школьников чувства ответственности за свою малую Родину и чувства уважения перед теми, кто открывал, осваивал, защищал земли Кубани. Экскурсии на природу, в места трудовой и боевой славы кубанцев, в краеведческий, художественный музеи и т.п. обеспечат накопление чувственного опыта и облегчат осознание учебного материала.
1.4 Обоснование выбора содержания части программы по учебному предмету, формируемой участниками образовательного процесса
Ведущим принципом отбора материала является краеведение в сочетании с мировидением. Важно научить ребёнка объяснять окружающий его мир, систематизируя как непосредственный, так и «энциклопедический» его опыт. Необходимо научить отвечать не только на вопрос «Как устроен мир?», но и - «Почему он так устроен?». При этом вместо заучивания большого набора фактов целесообразно формировать целостную картину общества и истории, формировать историческое мышление, умение самостоятельно определять причины и прогнозировать следствия общественных событий. Вместо преподнесения готового набора авторских оценок и трактовок важно стимулировать младших школьников выражать свою точку зрения, развивать умение самостоятельно определять своё личное отношение к событиям, значимым как для края в целом, так и для каждого ребёнка.
2 Общая характеристика учебного предмета
«Кубановедение» в начальной школе является интегрированным курсом. При его изучении младший школьник узнаёт об особенностях природы Краснодарского края, об историческом развитии своей малой родины, о поэтах, писателях, композиторах и художниках, выдающихся деятелях науки, медицины и др., о хозяйственной деятельности жителей родного края. Учебный материал разработан так, что у детей должна сложиться целостная, яркая картина природных условий и жизни людей на Кубани, сформироваться общее представление об этнографических, трудовых и культурных особенностях региона. Опираясь на естественно – научные исследовательские методы (наблюдения, опыты и др.), экскурсии на природу, младшие школьники узнают о своей семье, о фамилии, которую они носят, о достопримечательностях родного города, станицы, хутора, о многонациональном населении Кубани, познакомятся с устным народным творчеством казачества, предметами культуры своих предков. Загадки, пословицы, поговорки, казачьи песни обогатят образный строй речи детей и помогут лучше осмыслить своеобразие кубанского говора.
3 Описание места учебного предмета в учебном плане
Согласно базисному (образовательному) плану школы всего на изучение кубановедения в начальной школе выделяется 135 ч, из них в 1 классе 33 ч (1 ч в неделю, 33 учебные недели), по 34 ч во 2, 3 и 4 класса (1 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса
Личностные результаты:
• в ценностно-эстетической сфере — эмоционально-ценностное отношение к семье, Родине, природе, людям; толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни;
• в познавательной (когнитивной) сфере — способность к познанию родного края, станицы; умение применять полученные знания в собственной деятельности;
• в трудовой сфере — навыки использования различных предметов быта в повседневной жизни; стремление использовать свои умения для обустройства родной станицы.
Метапредметные результаты:
• умения видеть и воспринимать проявления художественной культуры Кубани в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
• желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
• активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов кубанских поэтов, художников и композиторов для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружающий мир, родной язык и др.);
• обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) духовно-нравственным и патриотическим содержанием;
• формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную исследовательскую, творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации замысла, способности оценивать результаты исследовательской, творческой деятельности, собственной и одноклассников.
Предметные результаты:
• в познавательной сфере — понимание значения своей малой Родины в жизни человека и общества, сформированность представлений о культуре и быте своего региона;
• в ценностно-эстетической сфере — осознание общечеловеческих ценностей, отражение их в собственной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры Кубанского искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к традициям своего народа и других народов;
• в коммуникативной сфере — способность высказывать суждения о родном крае, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, умение обсуждать коллективные результаты деятельности;
• в трудовой сфере — умение использовать различные материалы и средства для передачи замысла в собственной деятельности; создание новых проектов путём трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).
Содержание учебного предмета
5.1 Наименование разделов учебной программы и характеристика основных содержательных линий
I класс
Тема 1. «Я и моя семья» (9 часов).
Ближайший мир ребенка – семья. Состав семьи. Фамилии, имена, отчества членов семьи. История своего имени. Обязанности ребенка в семье, забота о других членах семьи. Семейные традиции, обычаи, праздники, реликвии.
Тема 2: «Наша школа» (6 часов).
Знакомство со школой. Название (номер), адрес школы. Школьные помещения и их назначение. Уважение к труду работников школы. Традиции школы, знаменитые ученики и учителя школы. Взаимоотношения между учениками в школе. Правила поведения в школе и их необходимость. Определение своего поведения в школе.
Тема 3. «Родной город (село, станица, хутор)» (8 часов).
Населенный пункт, в котором живет ребенок, его название, важнейшие предприятия, учреждения культуры, достопримечательности. Преобладающие профессии людей родного города (села, станицы, хутора). Улица, на которой я живу. История названия. Правила поведения на улицах города, в транспорте, общественных местах и культурных учреждениях.
Тема 4. «Будем жить в ладу с природой» (7 часов).
Красота природы родного края. Разнообразие растительного мира. Значение растений в жизни человека. Комнатные растения, разнообразие форм, красок комнатных растений. Их значение в жизни человека. Разнообразие животного мира. Домашние и дикие животные, их отличие. Значение в жизни человека. Отношение человека к растениям и животным. Определение своего отношения к растениям и животным.
II класс
Тема 1. «Земля отцов- моя земля» (2 часа).
Моя малая родина. Гимн, герб, флаг Краснодарского края. Флаг, герб района.
Тема 2. «Природа родного края» (14 часов).
Природа Краснодарского края. Формы поверхности местности. Особенности времен года и погоды. Водоемы Краснодарского края: моря, реки. Водоемы местности. Разнообразие растительного мира Краснодарского края. Разнообразие животного мира Краснодарского края. Домашние и дикие животные. Красная книга Кубани.
Тема 3. «Труд и быт жителей Кубани» (11 часов).
Особенности труда и быта жителей родного края. Населенные пункты Кубани. Краснодар - столица Кубани. Родной город (станица, хутор и т.п.). Моя семья, хозяйство семьи. Герб, флаг, гимн Кубани. Промыслы и ремесла на Кубани. Устное народное творчество (народные песни, пословицы, поговорки, загадки, былины). Произведения выдающихся представителей литературы Кубани.
Тема 4. «Населенные пункты Краснодарского края» (7 часов).
История родного населенного пункта, улицы, школы. Краснодар - главный город Краснодарского края. События ВОВ на Кубани.
III класс
Тема 1. «Нет в мире краше Родины нашей» (12 часов).
Природа Краснодарского края. Формы поверхности (равнины, горы, холмы, овраги). Природные явления Краснодарского края (штормы, смерчи, суховей и др.). Водоемы Краснодарского края: моря, реки, озера, водохранилища, лиманы. Почва Краснодарского края, значение для жизни растений и животных. Разнообразие растительного мира Краснодарского края, его охрана. Грибы: съедобные и несъедобные. Правила сбора. Разнообразие животного мира Краснодарского края. Охрана животных. Красная книга Кубани. Кубань-здравница России.
Тема 2. «Без прошлого нет настоящего» (10 часов).
Древние города. Основание станиц, городов. Переселение казаков на Кубань. Особенности труда и быта жителей родного края. Административная карта Краснодарского края. Родной город (станица, хутор и т.п.); название, краткая характеристика достопримечательностей, особенности труда земляков. Без прошлого нет настоящего. Добрые соседи.
Тема 3. «Казачьему роду нет переводу» (12 часов).
Моя родословная. Мое имя. Историческая карта Кубани. Екатеринодар - Краснодар (достопримечательности). Выдающиеся личности в истории Кубани. Устное народное творчество (кубанские загадки, пословицы, поговорки, казачьи сказки). Произведения выдающихся представителей литературы Кубани. Знакомство с произведениями кубанских композиторов, художников. Промыслы и ремесла на Кубани.
IV класс
Тема 1. «Берегите землю родимую, как мать любимую» (11 часов).
Природа Краснодарского края. Формы поверхности. Природные зоны края. Полезные ископаемые Краснодарского края, их использование. Водоемы края. Использование человеком, их охрана. Почва Краснодарского края. Защита почв. Охрана сельскохозяйственных земель. Разнообразие растительного мира края, его охрана. Разнообразие животного мира края. Заповедники и заказники Краснодарского края. Красная книга Кубани. Кубань-здравница России.
Тема 2. «Земля отцов - моя земля» (15 часов).
Особенности труда и быта жителей родного края. Многонациональный состав населения. Административная карта Краснодарского края. Географическое положение. Родной город (станица, хутор и т.п.). Губернатор, Законодательное собрание края, органы местного самоуправления, органы исполнительной власти. Герб, флаг, гимн Кубани.
История Кубани в архитектуре. Вещи рассказывают о прошлом. Обычаи и праздники народов, живущих на Кубани. Устная история родного края.
Тема 3. «Жизнь дана на добрые дела» (8 часов).
Население Кубани в различные исторические эпохи, особенности быта и культуры. Историческая карта Кубани. Общие представления об отдельных, наиболее важных и ярких событиях исторической, общественной и культурной жизни кубанцев.
Произведения выдающихся представителей литературы Кубани. Знакомство с произведениями кубанских композиторов и художников. Промыслы и ремесла на Кубани.
Перечень практических работ
Практическая работа: составлять вместе со старшими родственниками родословное древо семьи на основе бесед с ними о поколениях в семье
Практическая работа: составлять перечень обязанностей школьника о семье и обсуждать его с одноклассниками
Подготавливать небольшие сообщения о прошлом родного края, известных людях, обычаях, праздников, на основе сведений, полученных во время экскурсий, бесед со старшими членами семьи.
Подготавливать небольшие сообщения о культурных памятниках родного края на основе дополнительной информации
Собирать материал на основе бесед с родными о праздничных днях России и родного города.
Подготавливать небольшие сообщения об исторических событиях на основе дополнительной информации.
Направление проектной деятельности обучающихся:
3 класс
Нет в мире краше родины нашей ( проектная работа)
Без прошлого нет настоящего (проектная работа)
Казачьему роду нет переводу(проектная работа)
4 класс
Береги землю родимую, как мать любимую (проектная работа)
Земля отцов – моя земля (проектная работа)
Жизнь дана на добрые дела (проектная работа)
Тематическое планирование с определением основных видов деятельности
1 класс
Разделы Темы Колвочасов Основное содержание по темам Характеристика основных видов деятельности
«Я и моя семья» Мой родной край. Будем знакомы! Любимые занятия. Моя семья. Мои обязанности в семье. Семейные традиции. 10 ч. Семья – самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа. Распределение домашних обязанностей. Обязанности ребенка в семье. Готовить рассказ о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками в семье
Практическая работа: составлять вместе со старшими родственниками родословное древо семьи на основе бесед с ними о поколениях в семьеЗнакомиться по словарям личных имен и фамилий со значением имен и фамилий своей семьи.
Знакомиться с понятием родственные связи
Готовить рассказ о семейных традициях
Практическая работа: составлять перечень обязанностей школьника о семье и обсуждать его с одноклассниками
Познакомиться с учителем, одноклассниками
Познакомиться с историей школы
Познакомиться и обсудить правила поведения в школе, особенности во взаимодействии с взрослыми, сверстниками
Проводить наблюдения во время экскурсии по школе (учиться находить класс, свое место в классе и т.п.)
Оценивать свою роль в жизнедеятельности класса
Выбирать с позиции нравственных норм оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями
«Наша школа» Наша школа. Правила поведения в школе. Знакомство со школой. Школьные поручения. Школьная дружба. 7 ч. Знакомство со школой. Название (номер), адрес школы. Школьные помещения и их назначение. Уважение к труду работников школы. Традиции школы, знаменитые ученики и учителя школы. Взаимоотношения между учениками в школе. Правила поведения в школе и их необходимость. Определение своего поведения в школе.
«Родной город (село, станица, хутор)» Родной город (станица, хутор). Улица, на которой я живу. Правила безопасного поведения на улице. Виды транспорта. Правила поведения в общественном транспорте. Достопримечательности моего города (станицы, хутора). Труд людей моей местности. 8 ч. Населенный пункт, в котором живет ребенок, его название, важнейшие предприятия, учреждения культуры, достопримечательности. Преобладающие профессии людей родного города (села, станицы, хутора). Улица, на которой я живу. История названия. Правила поведения на улицах города, в транспорте, общественных местах и культурных учреждениях.
«Будем жить в ладу с природой» Будем жить в ладу с природой. Красота природы родного края. Растительный и животный мир. Забота о братьях наших меньших. Красная книга Краснодарского края. Люблю тебя, мой край родной. (Итоговое занятие) 8 ч. Красота природы родного края. Разнообразие растительного мира. Значение растений в жизни человека. Комнатные растения, разнообразие форм, красок комнатных растений. Их значение в жизни человека. Разнообразие животного мира. Домашние и дикие животные, их отличие. Значение в жизни человека. Отношение человека к растениям и животным. Определение своего отношения к растениям и животным.
2 класс
Раздел Тема Кол-во ча-совХарактеристика основных содержательных линий Характеристика основных видов деятельности
«Земля отцов-моя земля» Моя малая родина. Гимн, герб, флаг Краснодарского края. Флаг, герб района 2 ч. • показывать на физической карте Краснодарского края основные изучаемые объекты, свой населённый пункт
• рассказывать о достопримечательностях родного города, станицы;
миру Кубани
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
прослушивания гимна и поднятия флага Осмысливать значение понятия «Моя Родина»
Называть основные достопримечательности города, важные сведения из истории родного города
Изображать путь от дома до школы с помощью условных обозначений
Оценивать степень личной ответственности за сохранение своего здоровья, за здоровье и безопасность окружающих
Выполнять правила уличного движения в ходе учебных игр
Демонстрировать в учебной игре правила пользования разными видами транспорта
Различать формы поведения, которые допустимы или не допустимы в общественных местах
Приводить примеры явлений природы
Группировать объекты живой и неживой природы по отличительным признакам
Различать растения и животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями
Характеризовать особенности дикорастущих и культурных растений, диких и домашних животных
Рассказывать о роли растений и животных в природе и жизни людей
Различать правильные и неправильные формы поведения в природе
Подготавливать небольшие сообщения о прошлом родного края, известных людях, обычаях, праздников, на основе сведений, полученных во время экскурсий, бесед со старшими членами семьи.
Оценивать яркие проявления профессионального мастерства и результаты труда
«Природа родного края»
Лето на Кубани. Дары лета. Формы поверхности земли. Водоемы моей местности. Лекарственные растения. Ядовитые растения. Животный мир моей местности. Красная книга Краснодарского края. Бережное отношение к природе родного края. 14 ч. различать растения своей местности по видам (травы, деревья, кустарники, лекарственные и ядовитые растения)
бережно относиться к растительному и животному
миру, соблюдение правил поведения во время соблюдения правил поведения у водоёмов, в лесу, в горах,
поиска и обработки дополнительной информации о растительном и животном мире Краснодарского края, промыслах и ремёслах, распространённых на Кубани и т.д«Труд и быт жителей Кубани»
Труженики родного края. Профессии моих земляков. Загадки кубанской зимы. Казачья хата. Православные праздники. Ремесла на Кубани. Быт казаков. Уклад кубанской семьи. 11 ч. Особенности труда и быта жителей родного края. Населенные пункты Кубани. Краснодар - столица Кубани. Родной город (станица, хутор и т.п.). Моя семья, хозяйство семьи. Герб, флаг, гимн Кубани. Промыслы и ремесла на Кубани. Устное народное творчество (народные песни, пословицы, поговорки, загадки, былины). Произведения выдающихся представителей литературы Кубани. «Населенные пункты Краснодарского края»
Родной город (село, хутор, станица). Кубанская весна. Улицы моего населенного пункта. Населенные пункты Краснодарского края. Краснодар – главный город Краснодарского края. События Великой Отечественной войны на Кубани. День Победы – всенародный праздник. 7 ч. История родного населенного пункта, улицы, школы. Краснодар - главный город Краснодарского края. События ВОВ на Кубани.
3 класс
Раздел Тема Кол-во ча-совХарактеристика основных содержательных линий Характеристика основных видов деятельности
«Нет в мире краше Родины нашей»
Рельеф Краснодарского края. Природные явления (дождь, снег, смерч, наводнение). Водоемы Краснодарского края. Почвы, их значение для жизни растений и животных. Разнообразие растительного и животного мира в прошлом и настоящем. Грибы: съедобные и несъедобные. Правила сбора. Кубань – здравница России. Красота окружающего мира. Нет в мире краше родины нашей.
( проектная работа) 12 ч. Природа Краснодарского края.
Формы поверхности (равнины, горы, холмы, овраги). Природные явления Краснодарского края (штормы, смерчи, суховей и др.). Водоемы Краснодарского края: моря, реки, озера, водохранилища, лиманы. Почва Краснодарского края, значение для жизни растений и животных. Разнообразие растительного мира Краснодарского края, его охрана. Грибы: съедобные и несъедобные. Правила сбора. Разнообразие животного мира Краснодарского края. Охрана животных. Красная книга Кубани. Кубань-здравница России.
Находить на карте России родной регион.
Группировать по названиям известные дикорастущие и культурные растения, диких и домашних животных.
Сравнивать и различать деревья, кустарники и травы.
Характеризовать условия, необходимые для жизни растений и животных.
Сравнивать и различать диких и домашних животных.
Оценивать конкретные примеры поведения в природе.
Оценивать влияние на природу современного человека.
Характеризовать работу людей по сохранению природы. Оценивать личную роль в охране природы.
Оценивать яркие проявления профессионального мастерства и результаты труда.
Извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) и обсуждать полученные сведения.
Наблюдать погоду самостоятельно и в группах и описывать ее состояние. Проверять достоверность народных примет о погоде.
Собирать материал на основе бесед с родными о праздничных днях России и родного города. Проявлять уважение к праздникам, связанными с религиозными верованиями. Участвовать в праздновании Дня города.
Готовить рассказ о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками.
Выявлять признаки времен года на основе собственных наблюдений.
Извлекать дополнительную информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) и обсуждать полученные сведения.
Сопровождать обсуждение иллюстративным материалом.
Подготавливать небольшие сообщения о исторических событиях на основе дополнительной информации.
Участвовать в групповой работе по подготовке устного сочинения «Рассказ от первого лица – очевидцы событий ХХ века»(о Великой Отечественной войне – рассказы ветеранов войны об их вкладе в общую победу.)
Знакомиться во время посещения школьного музея с прошлым родного края, с местами исторических событий и памятниками истории.
«Без прошлого нет настоящего» «Лента времени». Древние города. Переселение казаков на Кубань. Основание городов и станиц. С верою в сердце. История Кубани в символах. Добрые соседи. Без прошлого нет настоящего (проектная работа) 10 ч. Древние города. Основание станиц, городов. Переселение казаков на Кубань. Особенности труда и быта жителей родного края. Административная карта Краснодарского края. Родной город (станица, хутор и т.п.); название, краткая характеристика достопримечательностей, особенности труда земляков. Без прошлого нет настоящего. Добрые соседи.
«Казачьему роду нет переводу»
Твоя родословная. Ты и твое имя. Из истории кубанских фамилий. При солнышке - тепло, при матери – добро. Кто ленится, тот не ценится. Кубанские умельцы. Народные обычаи и традиции. Казачий фольклор. Казачьему роду нет переводу.(проектная работа) 12 ч. Моя родословная. Мое имя. Историческая карта Кубани. Екатеринодар - Краснодар (достопримечательности). Выдающиеся личности в истории Кубани. Устное народное творчество (кубанские загадки, пословицы, поговорки, казачьи сказки). Произведения выдающихся представителей литературы Кубани. Знакомство с произведениями кубанских композиторов, художников. Промыслы и ремесла на Кубани.
4 класс
Раздел Тема Кол-во ча-совХарактеристика основных содержательных линий Характеристика основных видов деятельности
«Берегите землю родимую, как мать любимую» Природные зоны края.
Заказники и заповедники. Использование и охрана водоемов Краснодарского края. Защита о охрана почв. Полезные ископаемые Краснодарского края, их использование. Краснодарский край на карте России. Береги землю родимую, как мать любимую (проектная работа) 11 ч. Природа Краснодарского края. Формы поверхности. Природные зоны края. Полезные ископаемые Краснодарского края, их использование. Водоемы края. Использование человеком, их охрана. Почва Краснодарского края. Защита почв. Охрана сельскохозяйственных земель. Разнообразие растительного мира края, его охрана. Разнообразие животного мира края. Заповедники и заказники Краснодарского края. Красная книга Кубани. Кубань-здравница России.
Находить на карте изученные природные зоны
Характеризовать климат, растительный и животный мир, влияние человека на природу изучаемых природных зон
Анализировать примеры использования человеком богатств природы. Анализировать примеры использования человеком богатств природы
Оценивать чистоту воды в водоемах.
Характеризовать свойства воды, круговорот воды в природе
Характеризовать состав почвы, роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы
Пересказывать и понимать тексты о природе
Характеризовать свойства изученных полезных ископаемых
Описывать их применение в хозяйстве человека
Находить на карте России родной регион
Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников(словари, энциклопедии, справочники) и обсуждать полученные сведения.
Подготавливать небольшие сообщения о культурных памятниках родного края на основе дополнительной информации
Наблюдать (в родном крае, городе) исторические памятники, культовые сооружения, соотносить их с определенной эпохой, событием, фактом
Оценивать вклад своих земляков в сохранение российского историко-культурного наследия.
Подготавливать групповое сообщение об одном из народов Кубани; изготавливать (по возможности) модель национального костюма или его элементов.
Находить дополнительную информацию о прошлом родного края, известных людях, о обычаях, религиозных и светских праздниках народов, населяющих край (на основе бесед со старшими членами семьи, с помощью дополнительной литературы)
Разыгрывать воображаемые ситуации общения с носителями других языков.
Собирать материал о праздничных днях, обычаях родного города, на основе бесед с родными.
Называть образ одного из выдающихся соотечественников как пример для подражания.
Извлекать дополнительную информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники), обсуждать полученные сведения.
Объяснять символический смысл основных изображений Государственного флага Краснодарского края, родного города, узнавать его среди других флагов.
«Земля отцов - моя земля»
История Кубани в архитектуре. Вещи рассказывают о прошлом. Народные ремесла. Одежда жителей Кубани. Письменные источники. Как изучают историю Кубани. Обычаи и праздники народов, живущих на Кубани. Устная история родного края. Екатеринодар – Краснодар. Символика Краснодарского края. Земля отцов – моя земля (проектная работа) 15 ч. Особенности труда и быта жителей родного края. Многонациональный состав населения. Административная карта Краснодарского края. Географическое положение. Родной город (станица, хутор и т.п.). Губернатор, Законодательное собрание края, органы местного самоуправления, органы исполнительной власти. Герб, флаг, гимн Кубани.
История Кубани в архитектуре. Вещи рассказывают о прошлом. Обычаи и праздники народов, живущих на Кубани. Устная история родного края.
«Жизнь дана на добрые дела»
Просветители земли кубанской. Наши земляки в годы Великой Отечественной войны. Труженики полей. Радетели земли кубанской. Ты – наследник земли отцов. Жизнь дана на добрые дела (проектная работа)
8 ч. Население Кубани в различные исторические эпохи, особенности быта и культуры. Историческая карта Кубани. Общие представления об отдельных, наиболее важных и ярких событиях исторической, общественной и культурной жизни кубанцев.
Произведения выдающихся представителей литературы Кубани. Знакомство с произведениями кубанских композиторов и художников. Промыслы и ремесла на Кубани.
Описание материально-технического образовательного обеспечения образовательного процесса
№ п\пНаименование объектов и средств материально – техническое обеспечения. Количество
1 Библиотечный фонд.
Авторские программы по кубановедениюУчебно-методические комплекты к программе по кубановедению, выбранной в качестве основной для проведения уроков изобразительного искусства.
Учебники по кубановедению.
Рабочие тетради
Методические пособия (рекомендации к проведению уроков кубановедения).
Справочные пособия 1
1
1
1
1
В библиотеке
2 Технические средства обучения:
Автоматизированное рабочее место учителя начальных классов 1
3 Экранно-звуковые пособия:
Аудиозаписи музыки
Обучающие диски «Кирилл и Мефодий»
Обучающий диск- энциклопедия «Природоведение»
1
4
4 Печатные пособия:
Физическая карта Краснодарского края 1
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
К концу 1 класса учащиеся должны:
Знать:
• своё полное имя, имена своих родных, домашний адрес
основные помещения школы, их предназначение, ориентироваться в их месторасположении
• традиции своей школы
• улицы, расположенные вблизи школы и дома
• основные учреждения культуры, быта, образования своего города (села, станицы и др.)
• основные достопримечательности родного города
• профессии жителей своего города (села, станицы и др.)
• основных представителей растительного и животного мира своей местности (ближайшее окружение)
на практическом уровне
• соблюдать правила поведения в общественных местах, а также в ситуациях, опасных для жизни
. составлять рассказ-описание по картине, увиденному, пересказывать сказки, выразительно читать литературные произведения
К концу 2 класса учащиеся должны:
знать/понимать
• особенности времён года своей местности
• характерные особенности рельефа своей местности
• названия морей, рек, крупных населённых пунктов своей местности и Краснодарского края
• названия и отличительные признаки 5-6 растений и 4 - 5 животных, обитающих на территории своей местности значение Красной книги Краснодарского края . особенности труда и быта земляков . родственные связи в семье, уклад семьи
• герб, флаг, гимн Краснодарского края
« кубанские песни, пословицы и поговорки
• основные правила поведения в окружающей среде, в общественных местах, на дорогах, у водоёмов, в школе
• выдающихся деятелей искусства, культуры и др. своего района
уметь
• показывать на физической карте Краснодарского края основные изучаемые объекты, свой населённый пункт
• рассказывать о достопримечательностях родного города, станицы;
• различать растения своей местности по видам (травы, деревья, кустарники, лекарственные и ядовитые растения)
• бережно относиться к растительному и животному миру Кубани
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• соблюдения правил поведения во время прослушивания гимна и поднятия флага
. соблюдения правил поведения у водоёмов, в лесу, в горах
• поиска и обработки дополнительной информации о растительном и животном мире Краснодарского края, промыслах и ремёслах, распространённых на Кубани, и т.дК концу 3 класса учащиеся должны:
знать/понимать
связь между деятельностью человека и условиями его жизни и быта на Кубани
• природные условия, территориальную принадлежность, коренное население, особенности хозяйственной деятельности, быта и культуры в Краснодарском крае
• формы земной поверхности Краснодарского края
• разновидности водоёмов Краснодарского края
особенности почв Краснодарского края, их значение для жизни растений и животных
• названия и отличительные признаки наиболее распространённых в Краснодарском крае растений и животных
• основные особенности различных видов карт Краснодарского края (физической, административной и исторической)• герб, гимн, флаг Краснодарского края, а также символы своего родного города (станицы), района
• фамилии и имена выдающихся деятелей культуры, спорта и т. д. уметь
• узнавать в окружающей природе ядовитые растения, грибы и животных, опасных для человека
• различать особо охраняемые растения и редких животных Краснодарского края
• ориентироваться по карте Краснодарского края
• давать описание истории возникновения своего населённого пункта, его достопримечательностей
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения над особенностями труда и быта людей своей местности
• выполнения правил сбора грибов в своей местности
• правильного поведения у водоёма в разное время года
• бережного отношения к растениям и животным
К концу 4 класса учащиеся должны:
знать/понимать
природные зоны Краснодарского края
природные богатства родного края и их использование человеком « символику Краснодарского края
• органы местного самоуправления
• даты важнейших событий в истории края, города, станицы, хутора и т.д.
• особенности культуры и быта народов, населяющих территорию Краснодарского края
• достопримечательности родного края, своего района
• наиболее важные события исторической, общественной, спортивной и культурной жизни Краснодарского края
особенности хозяйственной деятельности людей, живущих на территории края
• важнейшие экологические проблемы Краснодарского края
• заповедник, находящийся на территории Краснодарского края
• фамилии и имена выдающихся исторических, научных, культурных деятелей Кубани
уметь
• определять месторасположение Краснодарского края на физической карте России
• узнавать наиболее распространённые лекарственные растения своей местности
• определять хронологическую последовательность основных событий (исторических, культурных, спортивных)
• правильно называть выдающиеся памятники культуры и истории Краснодарского края
• исполнять гимн Краснодарского края
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для• правильного поведения во время исполнения гимнов России и Кубани
• выполнения изученных правил бережного и безопасного поведения
• исполнения знакомых народных песен
• самоорганизации и выполнения исследовательских проектов
Система оценки планируемых результатов, выраженная в формах и видах контроля, в определении контрольно-измерительных материалов, в показателях уровня успешности учащихся («хорошо/отлично», рейтинг, портфолио и др.); особенности оценки индивидуального проекта и индивидуальных достижений обучающихся
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНОПротокол заседанияЗаместитель директора
методического объединенияпо УВР
учителей начальных классов _________В.В. Олейниковаот 27.08.2013 года28.08.2013 год
__________ О.Н. Троценко