Подборка материала (игр) к урокам физической культуры по теме Подвижные игры
подвижные игры
Игра на внимание «Класс, смирно!»
Учитель предлагает выполнить движение рук и ног после слова «класс». Если слово «класс» не сказано, выполнять движение нельзя.
Игры для совершенствования техники высокого старта, для развития внимания, скоростных качеств
«День и ночь» или «Вороны и воробьи»
В центре площадки две команды строятся в шеренгу спиной друг к другу. Одна команда «День», другая - «Ночь». Лицевые линии площадки - это дома. Расстояние - 9-20 м. По команде «День!» игроки команды «Ночь» убегают в свой дом, а команда «День» их догоняет. Пойманных подсчитывают и отпускают к своим. Затем команды снова строятся в середине площадки. Побеждает команда, у которой меньше пойманных игроков. По тем же правилам проводится игра «Вороны и воробьи».
«Перемена мест»
Игру можно проводить во время разминки.
Две команды выстраиваются на противоположных сторонах площадки лицом друг к другу. По сигналу учителя команды меняются местами. Результат определяется по последнему участнику. Исходное положение может быть различным.
«Перебежки под обстрелом»
Игра совершенствует навыки метания в движущуюся цель, бег с изменением направления. Развивает скоростные, скоростно-силовые способности, координацию движения.
Класс делится на две команды. Одна команда – перебежчики, другая – стрелки. Стрелки в свою очередь делятся на пары, у каждой пары – теннисный (малый) мяч.
Пары стрелков становятся напротив друг друга на расстоянии 10 – 12 м вдоль линии перебежек (15 – 30 м).
Игроки команды перебежчиков стараются перебежать по линии (полю) перебежек (между стрелками) от линии старта (дома, города), до линии финиша (кона) и обратно и пытаются оказаться неосаленными бросками.
Если это им удается, то они приносят своей команде одно очко. Стрелки соответственно стараются попасть мячом в перебегающего игрока.
Правила игры.
Команды перебежчиков начинают перебежку только после того, как предыдущий игрок ее закончит или будет осален (в него попадет мяч).
Игроки команды стрелков бросают мячи только из-за поля (за линией перебежек) и имеют право заходить на поле только для того, чтобы подобрать мяч.
Методические указания.
Перебежчики должны видеть, у кого из стрелков находится мяч, и стараться делать перебежку подальше от игрока, владеющего мячом, изменяя направление бега. Стрелки должны не только бросать мяч в бегущего, но и делать это по возможности по линии в направлении своего партнера, чтобы в случае промаха мяч попадал к нему и не улетал далеко за него. Партнеры могут делать так же передачи, чтобы осалить соперника в более удобном (близком положении).
Осаленный игрок выбывает из игры (уходит за линию старта). После того как все перебежчики закончили полную перебежку или осалены, команды меняются ролями.
Побеждает команда, набравшая наибольшее количество очков.
«Охота на куропаток»
Игра совершенствует навыки ловли и передачи мяча, метания в цель. Развивает скоростные качества и скоростную выносливость.
Класс делится на две команды - «охотников» и «куропаток». У «охотников» один (можно 2 и 3) мяч (теннисный), которым они стараются осалить «куропаток». На площадке от 20 х 20 м до 40 х 40 м все перемещаются свободно, кроме «охотников», владеющих мячом.
Правила игры.
«Охотник» с мячом может делать не более одного шага. Мяч, улетевший с площадки, можно донести только до линии (площадки). «Куропатка», коснувшаяся мяча, считается осаленной и выбывает из игры (подходит к учителю). Через 3-5 мин команды меняются местами.
Выигрывает команда, сумевшая (выбить) осалить наибольшее количество «куропаток» или осалившая всех соперников за меньшее количество времени.
Методические указания.
Обратить внимание учащихся, что более выгодно осаливать после нескольких передач и с более близкого расстояния. «Охотникам» без мяча необходимо больше перемещаться и находиться ближе к «куропаткам».
«Охота на волка»
Игра совершенствует навыки ловли и передачи мяча, метания в цель. Развивает скоростные качества и скоростную выносливость.
Класс делится на группы по 4 – 5 человек. У каждой группы площадка 10 х 10 до 20 х 20 м. В каждой группе выбирается один «волк», остальные – «охотники». Через каждые 2 – 3 минуты «волк» меняется так, чтобы каждый из играющих побывал в роли «волка». «Охотники» стараются попасть мячом в «волка», водящий («волк») при этом не выбывает, а продолжает играть. Выигрывает тот, кого за время игры меньше раз осалят.
Правила игры.
Игрок-«охотник», владеющий мячом, не имеет права перемещаться более одного шага. Никто не имеет права выходить за пределы площадки, за исключением «охотника», упустившего мяч за площадку. Он должен вернуть его на площадку броском (передачей).
Вольная лапта (индивидуальная лапта)
Игра совершенствует технику удара битой, ловли и передачи мяча. Развивает координацию движений, скоростные качества.
Игру можно проводить как со всем классом, так и по группам (6 -8 человек). Группа (класс) рассчитывается по порядку или распределяется любым другим способом по номерам. Каждый участник имеет свой номер. Игра проводится на площадке (игровом поле) с боковыми линиями и поворотным флажком (это может быть конус, кегля и т.п.). Ширина площадки 15 -30 м. На расстоянии -10 м от «дома» нужно начертить штрафную линию до пересечения с боковыми. Первый номер становится бьющим, второй - подающим, остальные - игроки поля. Все игроки, кроме бьющего, - водящие и играют против бьющего. Бьющий и подающий становятся в доме, остальные в поле за штрафной линией. Подающий подбрасывает мяч (по правилам лапты), а бьющий старается ударить по мячу битой, чтобы тот улетел как можно дальше, но не пересек боковые линии. После удачного удара бьющий старается пробежать по полю и, обежав поворотный флажок, вернуться в дом.
Если ему это удается, он зарабатывает одно очко (или два) и имеет право произвести еще один удар. В момент ловли мяча, передачи или догоняя бьющего, водящие стараются осалить его. Если бьющий коснется мяча в поле, он становится водящим и идет играть в поле; бьющий становится подающим, подающим становится следующий игрок (третий номер) и так далее. Все игроки должны быть бьющими одинаковое количество раз. Побеждает тот игрок, кто наберет большее количество очков в процессе игры.
Правила игры.
Водящий, поймавший свечу (мяч с лета), также набирает очки (одно очко). Мяч, не перелетевший штрафную линию или пересекший боковую линию по воздуху, считается вне игры (удар бьющего - недействительный).
Метательная лапта
Класс делится на две команды: водящие и бьющие (метальщики). Водящие располагаются на игровом поле, метальщики - за линией «города». От нее на расстоянии Юм чертится штрафная линия. Противоположная лицевая линия - линия кона (см. схему на с. 100).
Задача команды метальщиков – после удачных бросков сделать перебежку за линию кона и обратно. За такую (полную) перебежку команда получает очко. Метальщик, не добросивший до штрафной линии или сделавший бросок за боковую линию, может начинать перебежку только следующего удачного броска.
Задача водящей команды – поймать мяч с лета (свечу) или после отскока от пола (земли) и осалить им бегущего игрока. В обоих случаях происходит смена команд.
«Город за городом»
В игре совершенствуются удары битой. Ловля и передача мяча. Развиваются ловкость и скоростные качества.
Игра проводится на волейбольной, баскетбольной или квадратной площадке (игровом поле) со сторонами до 30 м. В углах площадки чертятся квадраты: в одном 2 х 2 м, в трех других углах 0,5 х 0,5 м – это «главный город» («дом») и «города». Класс делиться на две команды. Одни – бьющие, другие – водящие.
Водящие начинают игру в поле, бьющие размещаются в доме (около главного города, например, на скамейке).
Один из водящих - подающий, он же сторож дома. Бьющие (команда города) стараются ударить битой по мячу, подброшенному подающим. Мяч после удара должен попасть в площадку (или улететь как можно дальше между 1 и 2-м городом: 2 и 3-м городом -варианты). После удара игрок должен перебежать хотя бы до 1-го города. Водящие стараются осалить бегущих игроков.
Правила игры.
Каждый бьющий имеет три попытки на один правильный удар. Если ему не удастся ввести мяч в игру, он становится осаленным. Осаливать можно игрока, находящегося вне города, а также сам город, куда бежит игрок. Осаливать могут водящие, владеющие в данный момент мячом. Город можно осалить ногой (наступая), игрока - свободной рукой (касаясь) или мячом (касаясь).
В городе может находиться только один игрок бьющей команды. Пробегать города можно только по порядку (против часовой стрелки). Игрок бьющей команды, оказавшийся в городе вторым (не убежавший из города, куда прибежал его партнер), считается осаленным.
Команды меняются ролями, когда все игроки бьющей команды сделают по удару или когда три бьющих окажутся осаленными. Каждая команда должна отыграть в доме (и в поле) одинаковое количество раз (смен).
Побеждает команда, набравшая наибольшее количество очков за одинаковое количество смен.
Лапта
Игра проводится на прямоугольной площадке (игровом поле). Длина 40-60 м, ширина 20-30 м. Две лицевые линии имеют разные названия: линия города и линия кона.
Линия города делится на три части: площадка очерёдности, площадка бьющего и пригород. На расстоянии 10 м от линии города параллельно ей проводится штрафная линия (для учащихся 911 лет штрафная линия может быть на расстоянии 5-6 м).
Инвентарь для игры: теннисный мяч и бита. Для младших школьников плоская шириной 5-7 см и длиной 60-80 см.
Играют две команды, одна из которых начинает в городе (бьющие), вторая в поле (водящие).
Задача бьющих – сделать как можно больше перебежек за линию кона и обратно в город после правильно произведенных ударов. За каждую полную перебежку игрок бьющей команды приносит ей 2 очка.
Задача водящих – поймать мяч с лета или после отскока от земли и осалить им перебегающих соперников. После чего они могут занять город. За каждый пойманный мяч с лета (свеча) команда водящих получает 1 очко.
Мяч для удара подбрасывает игрок водящей команды с открытой ладони на высоту, указанную бьющим.
Правильным (действительным) ударом считается удар, после которого мяч перелетел штрафную линию и коснулся игрового поля между боковыми линиями, а также если он по воздуху перелетел линию кона.
Игрок бьющей команды после удара должен оставить биту в городе. Если бита оказывается в поле или на линии города, удар считается недействительным. Удар можно производить толь двумя руками. Перебежку можно начинать только после правильного удара из площадки бьющего. Если игрок сделал промах, он может начать перебежку из пригорода после следующего правильного удара.
Игрок, пробежавший по полю за линию кона, может там остаться и возвратиться обратно после одного из последующих ударов по мячу игроками его команды, что также является полной перебежкой. Перебежку можно производить только по игровому полю, не выходя за боковые линии.
Игрок, делающий перебежку, считается осаленным, если его в пределах поля коснется мяч, и самоосаленным, - если заступит за боковую линию. В этот момент все игроки водящей команды должны постараться занять места в городе или за линией кона. В тот момент, когда они разбегаются, может быть произведено ответное осаливание (можно неограниченное количество раз).
Смену команд допустимо производить свободно при условии: если у бьющей команды не останется игроков с правом на удар или если игроки бьющей команды сделают самоосаливание на линии кона или города (начав перебежку, например, из-за линии кона, игрок возвращается за нее же).
Если игроки водящей команды занесли мяч в город (мяч после броска пересек линию города), то начинать перебежку нельзя, игрок, выполняющий в данный момент перебежку, должен закончить ее в одну сторону.
«Охотник и лайки»
Выбирают «охотника» и две «лайки». Остальные - «зайцы» (утки, куропатки). Игру лучше проводить на большом пространстве. «Лайки» стараются догнать «зайцев». Поймав «зайца», «лайки» кричат: «Охотник!» «Охотник», дотронувшись до «зайца», превращает его в «лайку».
«Веревочка под ногами» или «Удачка»
Игрок с веревочкой (скакалкой) или «удочкой» становится в центре зала. Остальные – в кругу в 5 – 6 шагах. Присев, «рыбак» вращает удочку вокруг себя, а игроки перепрыгивают через нее. Осаленный получает штрафное очко или становится рыбаком.
Пионербол
Играют на волейбольной площадке. По свистку судьи игрок одной из команд (по жребию) бросает мяч одной рукой через сетку. Задача другой команды – не допустить падение мяча. Поймав мяч, игрок может сразу перебросить его через сетку или разыграть на три удара (как в волейболе), после чего мяч перебрасывают через сетку. Соперники так же разыгрывают мяч. Если мяч потерян командой, то мяч передается соперникам, и им начисляется очко. Играть можно до 10, 15, 25 очков.
«Достань мяч» или «Выбей мяч»
I вариант.
Учащиеся делятся на 4 – 6 человек. У каждой – баскетбольный мяч (желательно мини-мяч).
Игроки, ведя мяч одной рукой, другой стараются достать (выбить) мяч партнера. Игрок, сделавший ошибку при ведении (взял мяч в две руки, вышел из круга, потерял мяч), выходит из игры.
Побеждает последний оставшийся игрок.
II вариант.
Учащиеся делятся на пары. Игроки, ведя мяч одной рукой, второй стараются выбить мяч у соперника. С мячом бегать нельзя, а можно только поворачиваться. Нельзя брать мяч в руки.
Побеждает тот, кто больше раз выбил мяч.
Алфавит
Участники игры (2 – 5 человек) прыгают с короткой скакалкой по очереди. При каждом прыжке им следует называть букву алфавита по порядку. Способ прыгания выбирается достаточно сложный. Сделавший ошибку при произнесении очередной буквы должен сразу назвать растение на эту букву, животное, город и т.д. (о чем договариваются перед игрой). Если, это удалось, играющий может начинать прыгать сначала; если нет – передает очередь следующему. Задача каждого участника игры – «пройти» весь алфавит. Проигрывает тот, кто сделал это позже других.
Правила игры:
1. Ошибкой прыгающего считается как неудачное выполнение прыжка, так и путаница при перечислении букв алфавита.
2. При ошибке надо произнести слово на нужную букву очень быстро, прежде, чем кто-либо из окружающих успеет сосчитать громко до трех.
Бег за мячом
Дети делятся на 2 команды и выстраиваются в колонны по 1 в затылок друг другу. Ведущий рассчитывает игроков каждой колонны по порядку: первый, второй, третий и т. д. Каждый запоминает свой номер. Далее ведущий с мячом в руках становится между двумя командами и, бросив мяч вперед, громко выкрикивает какой-либо номер. Игроки обеих команд под этим номером бросаются догонять мяч. Тот, кто первым добежит и схватит его, приносит своей команде 1 очко. Выигрывает та команда, игроки которой догонят мяч большее количество раз.
Бег по кругу
На земле чертится круг диаметром 10 м. Отмечается линия старта. По сигналу ведущего дети начинают бег по кругу. После каждого круга из игры выбывает участник, который пересекает стартовую линию последним.
Победителем становится игрок, опередивший всех других участников.
Бег сороконожек
Играют 23 команды по 510 человек. Ведущий обвязывает каждую команду веревкой или игроки надевают большой гимнастический обруч. По сигналу группы сороконожек начинают движение к финишу. Выигрывает команда, пришедшая первой и не упавшая по пути.
Бой петухов
Начертить круг диаметром 34 м. Два участника игры встают в круг, каждый стоит на одной ноге, а другую ногу, согнув в колене, захватывает кистью руки за голень: правую ногу – правой рукой, левую левой. «Петухи» толкают друг друга плечом, подпрыгивая на одной ноге и стараясь заставить противника встать на обе ноги или выйти из круга. Победителем становится тот, кому удастся это сделать.
Запрещено толкать друг друга в грудь, в спину. Можно выполнять обманные движения.
Брито-стрижено
Ведущий выходит вперед и показывает какие-либо физические упражнения, а игроки делают их строго наоборот. Например, если ведущий поднимает руку – игроки ее опускают, если он разведет ладони – игроки складывают, если он быстро махнет рукой справа налево, то игроки делают это медленно, и т.д. Кто ошибется, тот становится ведущим.
Будь ловким!
Дети стоят лицом в круг, у ног каждого ребенка мешочек с песком. Водящий в центре круга. По сигналу педагога дети прыгают в круг и обратно через мешочки, отталкиваясь двумя ногами; водящий старается запятнать детей, пока они не успели выпрыгнуть из круга. Тот из играющих, до кого дотронулся водящий, считается проигравшим (но продолжает участвовать в игре). Через 3040 с. педагог останавливает игру и считает проигравших. Затем выбирается новый водящий из тех детей, кого ни разу не коснулся предыдущий водящий.
Быстро встань в колонну
Дети стоят в колонне по одному. Педагог объясняет задание: по сигналу надо разойтись (разбежаться) по всей комнате; на второй сигнал быстро встать на свое место в колонне. Пока дети после второго сигнала строятся, педагог считает. Счет прекращают тогда, когда последний ребенок займет свое место в колонне. Педагог дает оценку и указывает на ошибки, допущенные в игре, с тем чтобы поя повторном проведении игры построение прошло быстрее.
Варианты игры:
Во время ходьбы (бега) врассыпную дети по сигналу останавливаются и закрывают глаза (кроме ребенка, стоящего в колонне первым). Педагог жестом показывает ему, где он должен встать. По следующему сигналу дети открывают глаза и бегут строится в колонну туда, где стоит первый.
Дети должны построиться в колонну по одному там, где педагог поставил флажок.
Быстрый и ловкий
Стулья ставят по кругу, плотно один к другому, сиденьями внутрь, на них садятся участники игры. Водящий встает в середину круга. Его стул свободный. По сигналу водящий старается сесть на этот стул, но игроки перемещаются вправо или влево и мешают ему найти свободное место. Игрок, не успевший передвинуться на соседний стул, сменяет водящего, и игра продолжается.
Быстрый лыжник
Две линии (старт и финиш) в 25-30 м одна от другой отмечаются флажками. На старт выходит первый забег (половина всех мальчиков). По команде «Марш!» участники бегут от одной линии флажков до другой. Первое 3-5 победителей (в зависимости от количества участников в забеге) выходят в финал. Проводится второй забег для другой половины мальчиков. 3 – 5 победителей второго забега также выходят в финал.
Два полуфинальных забега проводятся и для девочек, а после этого – финальные забеги: вначале для мальчиков, потом для девочек. Но дистанция увеличивается вдвое: участники бегут до флажков, поворачиваются на 180° и бегут обратно. Линия старта является одновременно и линией финиша.
Победители – чемпионы класса среди мальчиков и девочек.
Вдвоем с горы
Несложно съехать с горы одному, а вот попробуйте скатиться на санках вдвоем. Побеждает пара, сумевшая не перевернуться и проехать большее расстояние, чем другие игроки.
Веселый мяч
Играют в исходном положении сидя по-турецки в кругу. Дети, проговаривая стихи про мяч, перекатывают фитбол от одного к другому в произвольном направлении:
Ты катись, веселый мяч,
Быстро-быстро по рукам,
У кого веселый мяч,
Тот исполнит песню нам.
Учитель должен следить за правильной осанкой детей.
Волк во рву
Посреди площадки или зала проводятся две параллельные линии ;а расстоянии 70 – 100 см одна от другой. Это – коридор (ров).
Выбираются двое водящих (волки). Они находятся во рву, все стальные (козы) – на одной стороне площадки за линией дома. На ругой стороне линией отмечено пастбище. По сигналу козы бегут из дома на пастбище, перепрыгивая через ров. Волки, не выходя из рва, стараются осалить побольше коз. Осаленные отходят в сторону, их подсчитывают, после чего они вновь вступают в игру. Затем по сигналу козы снова перебегают на другую сторону в дом, а волки ловят их. После 2- 4 перебежек выбираются новые водящие. Игра повторяется.
Выигрывают те, кого ни разу не поймали, а также волки, которые поймали больше коз.
Голубь
Перед игрой надо начертить стартовую линию и на расстоянии 9 м от нее – линию финиша.
Участники игры становятся у линии старта, приседают, ноги вместе, руки опущены до уровня коленей; под коленями через согнутые в локтях руки пропускается палка. Кисти рук надо сцепить спереди в замок. И вот в таком положении игроки по сигналу прыгают или бегут до финиша.
Обратите внимание на то, что запрещается держать палку кистями рук толкать друг друга при передвижении.
Гонка мячей
Играющие становятся в круг, лицом к центру. Двум игрокам, стоящим в кругу один напротив другого, дается по волейбольному или набивному мячу (желательно разного цвета). По сигналу учителя ученики начинают передавать мячи в правую (или в левую) сторону, стараясь, чтобы один мяч перегонял другой.
Правила игры:
1. Перебрасывать мяч через одного или нескольких игроков не разрешается.
2. При падении мяча на землю игра начинается снова.
Гонка мячей по кругу
Ученики встают в круг и рассчитываются на «первый – второй». Два игрока, стоящие рядом, получают по волейбольному мячу (желательно разного цвета). По сигналу они передают мяч игроку своего номера, то есть через одного. Если первый номер передает мяч направо, то второй – налево. Команда, мяч которой закончит игру раньше, получает очко. Игра повторяется несколько раз. Команда, набравшая больше очков, выигрывает. Класс можно разделить на 2 – 3 круга.
Гонка
Дети разбиваются на пары. Самых сильных и уже хорошо научившихся ездить на лыжах игроков ведущий ставит позади, а впереди в 5 м – участников послабее. Можно стать впереди девочек, а позади мальчиков. По сигналу начинаются гонки. Еслистоявшие впереди приходят на финиш раньше своих преследователей, значит, они выиграли, если наоборот, то победа за преследователями.
Гонки на санках
Дистанция 4560 м делится на три равных отрезка, которые отличаются флажками. На линию старта выходят 4 тройки. Каждая тройка получает санки. Один из троих садится на санки. По сигналу играющие богом отвозят седоков до первого флажка, том меняются местами с одним из ведущих и бегут до второго флажка. Затем снова меняются местами с играющими, которые еще не были седоками, и бегут до третьего флажка – финиша. Выигрывает тройка, закончившая бег первой.
Гонки снежных комов
На старте игроки, перед каждым большой снежный ком. По сигналу ведущего участники начинают катить снежный ком к финишу (дистанция 3 – 5 м). Побеждает тот, кто придет первым.
Гонки тройками
Дети делятся на команды по 3 человека. Крайние участники становятся спиной по направлению к контрольному ориентиру флажку), а средний к нему лицом.
Все берутся под руки, по сигналу ведущего тройки бегут к флажку, средний – лицом, а крайние – спиной вперед, а добежав до флажка, меняются и бегут к старту: крайние лицом, средний спиной. Выигрывает тройка, первой завершившая соревнование.
Горелки
Для игры нужно выбрать водящего – «горельщика». Все остальные играющие берутся за руки и друг за другом выстраиваются на расстоянии одного шага. Горельщик стоит впереди шага на два-три первой пары, спиной к ним. Горельщику не разрешается ни оглядываться назад, ни смотреть по сторонам. Участники игры говорят нараспев слова:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Стой подоле,
Гляди на поле:
Ходят грачи
Да едят калачи.
Птички летят,
Колокольчики звенят!
Горельщик при этих словах должен смотреть на небо, а участники последней пары отпускают руки и тихо пробегают вдоль колонны, да они поравняются с водящим, все громко кричат ему:
Раз, два – не воронь!
Беги, как огонь!
При этих словах двое играющих бегут вперед, стараясь взять друг друга за руки и увертываясь от горельщика. В случае удачи они покойно становятся впереди первой пары, а водящий снова «горит». Но если горельщику удается поймать одного из убегающих, он встает с ним впереди всей колонны, а водящим становится тот, кто остался без пары. И таким образом игра продолжается до тех пор, пока не пробегут все пары играющих.
Горелки с платочком
Все участники встают парами друг за другом, держась за руки. Но выбранный водящий стоит впереди колонны и держит в руке над головой платочек.
Затем играющие хором проговаривают:
Гори, гори, масло,
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо,
Птички летят!
После этих слов играющие последней пары и тот, кто первым возьмет платочек, встает колонны, а менее проворный «горит».
Горячий мяч
Участники игры сидят в кругу и по команде начинают передавать фитбол из рук в руки по часовой стрелке. По команде «Стоп!» мяч останавливается на каком-либо играющем, который выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один ребенок – победитель.
Гуси-лебеди
Играющие делятся на 2 команды – это гуси, они расходятся в разные стороны площадки. Выбирают 2 водящих – волков, они становятся на середине площадки.
По сигналу ведущего гуси перелетают на противоположные стороны, то есть команды меняются местами. Волки ловят гусей, преследуя их до самого укрытия. Пойманных гусей считают и отпускают обратно. После 2 – 3 перебежек подводят итог и выбирают новых волков. Побеждает тот из волков, кто поймал гусей больше.
Да-нет-ка
Ученики сидят в кругу. У учителя в руках коробочка. Дети по кругу передают коробочку, которую можно трясти, рассматривать, при этом задавать по очереди любой вопрос о содержимом коробки. Учитель может ответить только «Да» или «Нет». Кто после своего вопроса угадывает предмет, который находится в коробке, получает этот предмет как приз.
День и ночь
Ученики, разделившись на две команды, равные по количеству игроков, выстраиваются на лыжах по обе стороны средней черты площадки, на расстоянии двух метров от черты.
Одна команда называется «День», другая - «Ночь». За 25 м от средней черты с каждой стороны площадки находятся «города» команд «Дня» и «Ночи».
Учитель в любом порядке произносит названия команд. Названная команда делает поворот в сторону своего города и бежит за его линию. Игроки другой команды поворачиваются к убегающим и стараются их догнать, коснувшись палкой до пятки лыжи убегающего.
Побеждает команда, у которой окажется меньшее "количество остановленных игроков.
Длинные ноги, короткие ноги
Сидя на полу, в упоре руками сзади (или на футболе). По команде педагога «Длинные ноги!» дети выпрямляют ноги и поднимают их вверх. По команде «Короткие ноги!» дети поднимают вверх согнутые в коленях ноги.
Варианты проведения игры: если ученик недостаточно устойчиво сидит, можно выполнять задание, лежи па спине на полу;- можно выполнять задание па фитболе.
Догони мяч
На земле чертят 2 длинные параллельные линии (ширина 30 – 50 см, длина 3 – 5 м). Дети стоят в колонне.
Ведущий прокатывает мяч по коридору. Задача ребят - по очереди догнать мяч, не давая ему выкатиться из коридора.
Догони обруч
Ведущий берет пластмассовый обруч и одной рукой посылает его вперед по прямой. Задача игрока: догнать обруч и суметь подхватить его, пока он не остановился и не упал на землю.
Догони свою пару
Дети встают парами на одной из сторон площадки один впереди, другой сзади (отступя 2 –3 шага). По сигналу педагога первые быстро перебегают на другую сторону площадки, вторые их ловят (каждый свою пару). При повторении игры дети меняются ролями.
Забегалы
В игре принимают участие 6 – 8 человек. Двое крутят скакалку, а остальные по очереди забегают под крутящуюся скакалку, делают оговоренное количество прыжков условленным способом и выбегают с противоположной стороны. Если прыжок не получился, то прыгавший сменяет одного из крутивших скакалку. Способы прыгания постепенно усложняются. Увеличивается и скорость кручения скакалки. Ошибкой считается не только не получившейся прыжок, но и любое «задевание» скакалки. Если это произошло по вине крутивших скакалку, то прыгавший имеет право на повторную попытку.
Зайцы и огород
На земле чертятся два круга: большой наружный диаметром 6 – 8 м и внутри по меньше 3 –4 м. Выбирается сторож, он становится в середине малого круга, в огороде.
Остальные играющие,– зайцы, они размещаются вне большого круга. По сигналу ведущего зайцы начинают прыгать на двух ногах (или на одной) в круг, стремясь попасть в огород, то есть в малый круг Сторож, бегая по огороду и в пределах большого круга, старается запятнать зайцев.
Запятнанные отходят в сторону. Когда будет поймано 4 – 5 зайцев, выбирается новый сторож, а пойманные возвращаются в игру.
Закручивание
Все становятся в круг, закрывают глаза и вытягивают руки вперед. По команде, все начинают сходиться, берут друг друга за руки. Образуется запутанный клубок. Игроки пытаются раскрутиться, не разнимая рук, и опять образовать круг.
Запретный круг
На земле рисуют большой круг. Дети, взявшись за руки, становятся вокруг него.
По первому сигналу ведущего они продвигаются хороводом в ту или другую сторону. По второму сигналу все, не разъединяя рук, стараются кого-либо втянуть внутрь круга. Кто не удержался и заступил за черту круга, выходит из игры. Ведущий снова подает сигнал, и дети ведут хоровод.
Играют до тех пор, пока размеры круга позволяли еще браться за руки.
Зашита крепости
Чертится круг диаметром 5 м, в центр кладут мяч, кеглю, кубик – словом, любой предмет. Выбираются 3 защитника крепости, остальные игроки располагаются за кругом, им же ведущий дает волейбольный мяч. Задача – попасть мячом в предмет, находящийся в центре круга, Защитники должны этому помешать, закрывая цель, отбивая мяч руками и ногами. Победителями считаются защитники, которые дольше остальных защищали крепость.
Защита укрепления
Дети становятся по кругу. В центре этого большого круга чертится маленький круг, в котором ставится кегля.
Выбирают водящего, который, стоя перед маленьким кругом, в котором находится кегля, защищает ее от остальных игроков, старающихся мячом сбить кеглю. Мяч можно перебрасывать друг другу. Но из общего круга бросающему выходить не разрешается. Тот, кому удается сбить кеглю, идет на место защитника.
Заяц без домика
Дети, за исключением двух водящих, разделяются на группы по 3 – 5 человек. Каждая группа образует кружок. Кружки размещаются в разных местах площадки на расстоянии 2 – 3 м один от другого. Кружок – домик. В каждом домике один из ребят становится в середину и изображает зайца. Первый водящий – охотник, второй – заяц, не имеющий домика. По команде ведущего охотник начинает ловить зайца. Заяц, спасаясь от охотника, может вбежать в любой домик. Тогда заяц, находящийся там, выбегает, а охотник начинает его преследовать. Если охотник поймает зайца, то они меняются ролями.
Чтобы все дети смогли поучаствовать в игре, ведущий может ввести правило: каждый раз, когда заяц вбежал в домик, он меняется местом с очередным игроком, стоящим в кружке, то есть изображающим дом.
Зеваки
Играющие идут по кругу, держась за руки. По сигналу ведущего останавливаются, делают четыре хлопка, поворачиваются кругом и продолжают движение. Направление движения, таким образом, меняется после каждого сигнала ведущего. Не выполнивший задание правильно после второй ошибки выходит из круга и внимательно наблюдает за игрой.
Знак качества
Ученики должны правильно разложить и надеть лыжи. Можно помогать друг другу и обращаться за помощью к учителю. Проверить в отрядах спортивную форму. Отряд готов к занятиям после того, как учитель присвоит ему «Знак качества».
Золотые ворога
Перед началом игры выбирают двоих водящих посильнее. Они отходят немного в сторону и договариваются, кто из них будет «солнцем», а кто «месяцем».
Водящие становятся лицом друг к другу, поднимая руки и образуя «ворота». Остальные играющие берутся за руки и проходят через «ворота». Игроки, которые изображают ворота, говорят речитативом:
Золотые ворога
Пропускают не всегда:
Первый раз прощается,
Второй запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!
При последнем слове «ворота» закрываются и «ловят» того, кто оказался в них. «Ворота» меняют скорость речитатива, а играющие чтобы не быть пойманными, невольно ускоряют шаг или переходя набег.
Затем пойманного тихонько спрашивают, на чью сторону он хотел, бы стать: позади «солнца» или «месяца». Он выбирает и встает позади соответствующего игрока. Затем игра повторяется до тех пор, пока все игроки не разделятся на группы «солнца» и «месяца».
Группы устраивают перетягивание, взявшись за руки, с помощью палки или веревки.
Колечко
Дети стоят в кругу, а водящий – внутри круга. Он держит в ладонях колечко, которое незаметно пытается передать кому-то из детей. Ладошками, сложенными в лодочку, водящий по очереди раскрывает ладошки детей. Дети внимательно следят за действиями водящего и своих товарищей. А тот, кому досталось колечко, не выдает себя. По сигналу водящего «Колечко, колечко, выйди на крылечко!» ребенок с колечком выбегает в центр круга и становится водящим. Если дети заметили у него колечко до сигнала, то не пускают в круг. И игру продолжает прежний водящий.
Копна, тропинка, кочки
Все ученики строятся в колонны по четыре человека. Каждая колонна – команда. Под музыку команды двигаются за ведущими в разных направлениях, повторяя движения ведущего. По команде учителя «Копна!» игроки каждой команды образуют тесный круг и поднимают руки вверх, слегка наклонившись вперед.
Команда, сумевшая быстрее других «замаскироваться», то есть принять соответствующее положение, считается победительницей. Затем под музыку движение в колоннах возобновляется. По команде учителя «Тропинка!» игроки в каждой колонне останавливаются, вытягивают руки вперед и кладут их на плечи впереди идущим, образуя цепочку. По команде учителя «Кочки!» игроки в каждой колонне приседают.
Корзинки
Играющие делятся на пары и расходятся по площадке. Они берутся за руки, образуя кружки-корзинки. Водящие становятся на небольшом расстоянии друг от друга, пятнашка гонится за вторым игроком. Убегающий бегает между парами и, чтобы его не запятнали, быстро называет по имени игрока любой пары.
Тот играющий, чьё имя было названо, убегает, на его место встает игрок водящей пары. А если пятнашке удалось осалить убегающего, то они берут друг друга за руки и образуют корзинку.
Кто дальше бросит?
Участники делятся на две колонны и выстраиваются за линией. У каждого в руке прямой прутик с привязанной ленточкой. По сигналу «Бросай!» дети, стоящие в колонне первыми, бросают прутья-копья вперёд, стараясь забросить их как можно дальше. Затем прутья бросают вторые игроки в колонне и т. д.
Побеждает колонна, чей прутик оказался дальше других от исходной линии.
Кто дальше?
Педагог делит группу на 5 – 6 звеньев. Дети, по одному из каждого звена, встают на линию, в руках у каждого обруч. Нужно толкнуть обруч как можно дальше вперед, пробежать за катящимся обручем, не подталкивая его повторно, и остановить обруч в тот момент, когда он начнет падать, взять его в руку и остаться на месте. Если играющий не смог догнать обруч, и он упал, то надо встать рядом с обручем, не поднимая его с пола. Выигрывает тот, кто с обручем в руках стоит дальше всех от начальной линии. Затем дети передают обручи следующему из своего звена, и игра продолжается.
Кто дальше пройдет?
Дети съезжают на санках с горки вниз в любом положении – сидя или лежа. Задача - как можно дальше прокатиться до полной остановки.
Кто первый?
На противоположных сторонах на расстоянии 15 – 20 м стоят команды по 5 – 6 человек. По сигналу ведущего они бегут навстречу друг другу. Задача – занять место, где стояла команда соперников. Побеждает группа, пришедшая раньше другой.
Кто сказал комплимент?
В этой игре принимает участие 6 – 8 детей. Из них выбирается водящий, который поворачивается ко всем участникам спиной и закрывает глаза. После этого остальные игроки вперемешку (но по очереди) говорят ему комплименты, например: «Саша, ты очень умный», «Ты самый аккуратный», «У тебя красивые волосы» и др. Водящему необходимо по голосу узнать, кто это сказал. После 3 – 4 угадываний водящий меняется; так продолжается до тех пор, пока все игроки не побудут в роли водящего. Обязательное условие этого круга – не искажать звучание своего голоса.
Во втором круге правило изменяется – теперь каждый, кто говорит комплимент, хотя бы чуть-чуть должен изменить свой голос. Введение такого правила значительно усложняет задачу водящему и заставляет игроков, помимо прочего, проявить максимум изобретательности, выдумки, артистизма.
Лиса и куры
Посредине зала ставятся четыре гимнастических скамейки в виде квадрата, рейками вверх, это – «насест». Выбирается один водящий «лис» и один «охотник». Все остальные играющие – «куры». В одном углу зала очерчивается «нора», в которой помещается «лис». В другом углу встает охотник. Куры располагаются вокруг насеста.
По сигналу куры начинают то взлетать на насест, то слетать с него то просто ходить около «курятника» (около скамеек, образующих курятник). По второму условленному сигналу лис, подобравшись к курятнику, ловит любую курицу, касающуюся земли (пола) хотя бы одной ногой. Лис берет осаленного за руку и ведет в свою нору. Если по пути ему встречается охотник, лис выпускает пойманного, а сам убегает в нору. Пойманный возвращается в курятник, после чего всё куры слетают с насеста. Если охотник поймает лиса, выбирается новый лис. Играют 4 – 6 раз. Выигрывают игроки, не пойманные ни разу.
Лисенок – медвежонок
На лыжне расставить 5 – 7 меток (лыжные палки, флажки, кубики). Играющие должны пройти между ними на лыжах произвольным способом, совершая повороты и огибая метки то с правой, то с левой стороны. Кто не свалит и не наступит на метку, становится «лисенком», кто столкнет метку – «медвежонком».
Лови – не лови
Дети становятся по кругу, учитель в середине. Он бросает мяч любому из игроков, называя при этом какой-либо предмет. Договариваются, что мяч нужно ловить лишь в том случае, если будет названо что-либо съедобное: хлеб, яблоко, конфета и т. п. Если учитель произнес название вещи, которая не съедобна (например: мяч, дом, камень), и после этого бросил мяч игроку, тот не должен его ловить. Мяч возвращается учителю для нового броска. Если ребенок ошибается, поймав мяч, он выбывает из игры. Можно условиться, что выходят из игры, после 2 или 3 ошибок.
После того как дети усвоят правила игры, учитель может заменить кто-либо из ребят. Важно бросать мяч сразу после того, как будет произнесено водящим слово, но не одновременно с произносимым названием.
Ловишки с мячом
Дети стоят по кругу, передают мяч из рук в руки, произнося: «Раз, два, три – мяч скорей бери! Четыре, пять, шесть – вот он, вот он здесь! Семь, восемь, девять – бросай, кто умеет». Последний, к кому попал мяч, говорит: «Я!», выходит на середину круга и бросает мяч, стараясь осалить разбегающихся детей.
Отмечаются дети, которые 3 раза попали мячом в игроков.
Мышки и домики
На земле чертятся круги – домики. Выбирается водящий, все остальные размещаются в домиках. Водящий подходит к какому-нибудь домику и говорит: «Мышка, мышка, продай свой дом». Та отказывается. Тогда водящий вдет к другой мышке. В это время мышка, отказавшаяся продать дом, вызывает кого-нибудь из играющих и меняется с ним местом. Водящий стремится занять место одного из перебегающих. Если это ему удается, то оставшийся без места становится водящим, если не удается, то он ходит от домика к домику с просьбой продать дом.
Если водящий скажет: «Кошка идет!» тогда все должны поменяться местами, а водящий стремится занять чей-либо домик.
Мяч соседу
Дети становятся по кругу на расстоянии вытянутых рук один от другого. Водящий находится за кругом напротив того из детей, кто держит мяч. По сигналу ребята начинают перебрасывать мяч друг другу, а водящий старается коснуться его, бегая за кругом. Он может запятнать мяч на лету или в то время, когда мяч находится в руках у кого-либо из игроков. И в том и в другом случае игрок меняется местом с водящим.
Бросать мяч можно только соседу с правой или с левой стороны.
Тот, кто нарушит это правило, становится водящим.
Не задень
На пологом склоне длиной 30-40 м зигзагообразно расставляются флажки, через 58 м один от другого. Каждая из команд лыжников делится на два отделения. Одно располагается у подножья горки другое - на ее вершине. По сигналу первые по порядку лыжники спускаются с горки, объезжая флажки. Как только они пересекают черту, за которой стоит их другое отделение, из этого отделения выбегают вперед очередные лыжники и поднимаются по склону прямым подъемом, попеременным шагом.
Играющие скатывают несколько снежных комьев и кладут их на середину площадки на расстоянии 0,51 м один от другого. Вокруг комьев они образуют круг, взявшись за руки. По команде учащиеся стараются заставить друг друга задеть за комья, не разжимая рук. Чтобы не задеть за ком, можно его обежать или перепрыгнуть через него. Тот, кто задел за ком или опустил руки, выбывает из игры.
Игра продолжается до тех пор, пока не останется три игрока.
Не попадись
Чертится круг. Все дети стоят за ним на расстоянии полушага. Педагог назначает одного из играющих водящим, и тот становится внутри круга в любом месте. Дети прыгают через линию в круг. Водящий бегает в кругу, стараясь коснуться играющих, когда они находятся внутри круга. При приближении водящего все возвращаются за линию. Тот из играющих, до кого дотронулся водящий, считается проигравшим, но продолжает участвовать в игре. Через 3040 с педагог останавливает игру и считает проигравших. Затем выбирается новый водящий из тех детей, кого ни разу не смогли запятнать.
Не урони мяч
Играющие располагаются по кругу. Водящий в центре круга с мячом в руках. Он высоко подбрасывает мяч и называет имя одного из играющих. Тот, кого назвали, должен подбежать, поймать мяч и снова бросить вверх и назвать имя любого играющего. Если мяч упадет, ученики должны мгновенно разбежаться по площадке. Водящий поднимает мяч и кричит: «Стой!» Все останавливаются на том месте, где их застала команда. Тот, в кого водящий попадет мячом, меняется с ним ролью.
Охотники и звери
Дети изображают лесных зверей: зайцев, медведей, лисиц. Охотники (двое детей) стоят в стороне, у противоположных концов комнаты (площадки). В руках у каждого два мяча. Дети бегают по всей площадке, передавая движениями характерные особенности изображаемых зверей. По сигналу «Охотники!» звери «замирают» останавливаются, а охотники «стреляют» – бросают мячом. Охотники бьют мячом с места два раза (в ноги детей). Тех, кого «подстрелили», охотники отводят в свой дом. После одного-двух повторений игры подсчитывают, кто из охотников подстрелил большее число зверей, затем назначаются новые охотники (не из числа «подстреленных»), и игра возобновляется.
Охотник и утки (с фитболом)
Двумя полосками на полу обозначаются с одной стороны зала «озеро», с другой – «камыши». В «камышах» сидит охотник. Дети – «утки» в положении на четвереньках толкают футбол головой от «озера» до «камышей». Педагог при этом говорит следующие слова:
Ну-ка, утки, кто быстрей
Доплывет до камышей?
Самой ловкой за победу
Сладкое дадут к обеду.
Побеждает та «утка», которая быстрее доберется от «озера» до «камышей».
Охотники и утки
Дети делятся на 2 команды – охотников и уток. На земле чертят большой круг. Утки размещаются в кругу, охотники – за кругом. Охотники, перебрасывая большой мяч, стараются попасть им в уток. Утки, в которых попали, выбывают из игры. Когда будут запятнаны все утки, команды меняются местами.
Палочка-выручалочка
Водящий становится лицом к стене и, закрыв глаза, начинает считать, например, до 50, чтобы остальные успели спрятаться. У места, где считает водящий, кладется палочка-выручалочка. Обнаружив спрятавшегося, водящий кричит: «Вижу такого-то!» и бежит к палочке-выручалочке, стучит ею по скамейке и кричит: «Стука-тук такой-то!» Обнаруженный может обогнать водящего, схватить палочку-выручалочку и прокричать: «Стука-тук выручен!» Тогда водящий обязан дать ему возможность спрятаться снова. Иногда договариваются, что завладевший палочкой выручает не только себя, а и всех найденных и «застуканных» ранее.
Паровозик с клоунами
Все дети превращаются в «поезд», в котором едут «клоуны». «Клоуны» любят баловаться, веселиться, прыгать, поэтому «поезд» по сигналу взрослого (гудок) останавливается, «вагончики» разъезжаются в разные стороны, дети падают. Основная задача – при падении быть внимательным к окружающим детям, стараться их не задеть. После того как «поезд» отремонтируют, игра продолжается.
Паук и мухи
В одном из углов комнаты очерчивается кружком паутина, где живет паук. Все дети изображают мух. Одного из играющих педагог назначает пауком. По сигналу воспитателя дети разбегаются по комнате, жужжат, взмахивая руками, имитируя полет мух. Паук в это время находится в своей паутине. Через некоторое время педагог говорит: «Паук!» Мухи замирают, останавливаясь на том месте, где их застал сигнал педагога, а паук выходит из своей паутины и смотрит, не шевелится ли кто. Того, кто пошевелился, паук отводит в свою паутину. Паук выходит по сигналу педагога 2 – 3 раза. После этого подсчитывается число пойманных мух, педагог выбирает нового паука, и игра возобновляется.
Паутинка
Ученики сидят в кругу. У учителя в руках клубок ниток. Он бросает клубок любому из учеников и говорит: «Доброе утро, Саша! Мы рады тебя видеть в хорошем настроении!» Саша держит нитку, а клубок бросает дальше: «Привет, Сергей!» Сергей держит нитку, а клубок бросает дальше: «Здравствуй, Оля!» и т.д. Когда все дети поздоровались, у них в руках получилась «паутинка». Учитель говорит «Посмотрите, дети, сколько дорожек дружбы от нас протянулось друг к другу. Давайте подымем руки вверх и посмотрим, как эти дорожки превратились в волшебную крышу. Что мы видим в этой крыше? И треугольники, и квадраты, и другие разные фигуры. Положите «паутинку» на пол, и я осторожно сверну эти маленькие дорожки дружбы в клубок, чтобы они превратились в одну дорогу, которая никогда не разорвется.
Передай апельсин
Дети разделены на две команды, встают в две шеренги напротив фуг друга. Игроки в каждой команде должны передать друг другу апельсин (мячик). Можно пользоваться только подбородком или плечом. Руками помогать нельзя. Если вещь падает на пол, все начинается сначала. Та команда, которая быстрее сможет передать вещь, от начала до конца пользуясь только подбородком или плечами, - выигрывает.
Передай мяч
Дети стоят по кругу и передают друг другу мяч, произнося следующие слова:
– Раз, два, три! Мяч скорей бери!
Четыре, пять, шесть! Вот он, вот он здесь!
Семь, восемь, девять! Кто бросать умеет?
– Я.
На каждое слово дети передают мяч. У кого на «я» окажется в руках мяч, выходит на середину и говорит: «Раз, два, три –беги!» После этих слов дети разбегаются, а стоящий в середине бежит за ними, бросая мяч в ноги убегающих. Тот, в кого попал мяч, выходит временно из игры. Когда водящий попадает мячом в 2 –3 детей, все снова встают в круг, и игра повторяется.
Передал – садись
Дети делятся на 2 команды и выстраиваются в колонны одна параллельно другой. Каждая команда выбирает капитана, который встает напротив своей команды на расстоянии 3 – 4 м. У капитанов в руках по мячу. По сигналу ведущего капитан бросает мяч (любым или заранее установленным способом – от груди, от плеча, снизу, 2 руками из-за головы и т. п.) первому игроку в своей команде. Тот ловит, возвращает капитану и сразу приседает.
Затем капитан обменивается передачами со вторым, третьим и остальными игроками команды. Каждый игрок, вернув мяч капитану, приседает. Когда последний в колонне игрок отдает мяч капитану, тот поднимает его вверх, и вся команда быстро встает.
Чья команда быстрее и точнее выполнит передачи мячаот капитана к игрокам и обратно, та и считается победительницей.
Передача мячей в колоннах
Играющие делятся на несколько групп-команд, и каждая из них выстраивается в колонну по одному, одна параллельно другой. Игроки в колоннах стоят на расстоянии вытянутых рук. У впередистоящих в колоннах по мячу или другому предмету.
По сигналу впередистоящие игроки передают мяч над головой стоящим сзади них. Те таким же способом передают мяч сзади стоящим. Каждый раз последний игрок в колонне, получив мяч, бежит справа от колонны и руководителю, а затем становится первым в своей колонне. Команда того, кто принесет мяч раньше других, получает выигрышное очко. Затем также по сигналу начинают передавать мяч в колоннах. И так играют до тех пор, пока все участники не побывают в конце колонн и не доставят мяч учителю. Выигрывает та команда, которая получит больше очков.
Поймай мяч
Дети ходят или бегают по площадке (комнате). Педагог держит в руках большой мяч. Он называет имя одного из детей и бросает мяч вверх. Названный должен поймать мяч и снова бросить его вверх, назвав имя кого-нибудь из детей. Бросать мяч надо не слишком высоко и в направлении, ребенка, имя которого называют.
По местам!
Класс делится на две команды: первая половина колонны – одна команда, вторая половина – другая. Вторая команда выходит вперед и становится рядом с первой. Это исходное место для построения. По команде учителя играющие, продвигаясь вперед, перестраиваются в колонну по одному. Учитель отводит класс на 50-60 м от места построения. По команде «По местам!» играющие бегут кратчайшим путем на места и строятся в колонны. Выигрывает команда, вставшая на свое место первой.
По следам
Выбирают водящего, которому дают 2 флажка. Его задача – спрятать на дерево, в кустах или закопать в снег флажок. На это дается 5 мин. Затем все играющие едут по лыжне, оставленной водящим, и стараются найти места, где спрятаны флажки. Водящий, пряча флажок, не имеет права сходить с лыж. Прятать флажок можно только на видном месте, маскируя его. Если играющие во время поисков пройдут мимо флажка, то водящий получает право еще раз прятать флажок, показав всем место, где был спрятан флажок в первый раз.
Подвижная цель
Из участников образуются 2 – 3 команды. Перед каждой на расстоянии 3 м ставится машинка. Игроки бросают мячи в цель, стараясь откатить машинку подальше. После 8 – 10 бросков игра заканчивается. Выигрывает команда, чья машинка откатилась дальше от исходной линии.
Поймай и сядь
Ученики выстраиваются в две или три колонны. По количеству колонн выбираются водящие. Каждый водящий располагается напротив первого игрока своей колонны на расстоянии 1 м от него. По сигналу водящий бросает стоящему первым в колонне большой мяч. Тот, поймав мяч, перебрасывает его стоящему за ним, а сам садится (ноги скрестно). Водящий бросает мяч следующему, и тот, перебросив его, тоже садится. Получив мяч от последнего игрока своей колонны, водящий поднимает его двумя руками вверх, а вся колонна быстро встает.
Выигрывает колонна, водящий которой первым поднял мяч, а вся колонна встала.
Попади в обруч
Четверо участников игры становятся попарно на некотором расстоянии друг напротив друга. Одни катают по дорожке обруч, переплетенный веревочками, как сито. Другие стараются сбить его, кидая в обруч шишками или тряпичными мячиками. Потом они меняются ролями.
Попади в шар
В снег втыкают лыжные палки, и к ручкам привязывают надувные шары. С расстояния 5 – 6 м дети кидают в них снежками. Разрешается сделать три выстрела. Побеждают самые меткие.
Попади снежком
Внизу снежной горы устанавливают вертикально трое санок. Спускаясь с горы, надо попасть снежками в санки.
Попади снежком в цель
Две команды выстраиваются друг против друга на расстоянии 3 – 5 м. По сигналу ведущего игроки обеих сторон бросают снежками друг в друга. Каждый имеет право бросить 5 снежков. Разрешается приседать и увертываться. В кого попадут снежком, тот считается убитым и выходит из игры, даже если у него еще остались снаряды.
Побеждает команда, в которой осталось в живых больше игроков.
Попади снежком па мячу
На площадке проводится средняя линия и параллельно ей по обе стороны, на расстоянии 5м линии старта.
Играющие делятся на две команды и выстраиваются в одну шеренгу, каждая за своей линией старта. На средней линии делается возвышенность из снега и на нее кладется мяч. У каждого игрока в руке комочек из снега (снежок). Учитель назначает двоих судей.
По сигналу учителя играющие одновременно бросают снежки в волейбольный мяч, стараясь сбить его на площадку противника.
За каждый мяч, сбитый на площадку противника, команда получает очко. Играющие делают новые снежки, волейбольный мяч кладется опять на возвышенность. По сигналу учителя опять бросают снежки в волейбольный мяч. Побеждает команда набравшая наибольшее количество очков.
Попади снежком в цель
Ученики делятся на две команды и располагаются друг против друга на расстоянии 15 – 20 м. Посередине площадки обозначается линия, на которую кладут три волейбольных мяча. Играющие заготавливают по три снежка. По сигналу учителя все игроки одной команды мечут снежки (залпом) в первый мяч, по второму сигналу – в другой, по третьему – в третий. Затем мячи ставятся на место и мечет снежки другая команда.
Побеждает команда, сбившая с места все игры мяча.
Попробуй схватить
Дети соревнуются друг с другом. На склоне небольшой горы ведущий кладет цветной платок и, спускаясь с горы без палок, надо схватить его рукой на полном ходу.
Послушай, поверь и себя проверь
Ведущий предлагает игрокам сделать следующее упражнение: положить руки на колени, по команде хлопнуть в ладоши, потом правой рукой взяться за нос, а левой за правое ухо. Потом опять хлопнуть и поменять руки. А вот еще одно упражнение: по команде отдать честь правой рукой, а левой показать «Во!», потом по команде поменять руки.
Ведущий спрашивает у стоящей напротив шеренги ребят:
– Настроение каково? Дети отвечают: -Во!
– Настроение как?
Дети, хлопнув в ладоши, вновь вытягивают вперед правую руку, сложив пальцы в фигу, отвечают:
–Так! Этот диалог надо делать очень быстро.
Прерванные пятнашки
Водящему нужно громко назвать имя того играющего, которого он хочет запятнать. Но если во время игры он видит, что рядом с ним находится другой игрок, он может изменить свое решение, назвать его по имени и старается догнать его и запятнать. Запятнанный выходит из игры.
Пробеги под скакалкой
Класс делится на две команды. Играющие выстраиваются по одному в две колонны у линии старта, на расстоянии 4 – 5 шагов одна колонна от другой. Перед каждой командой встают по два игрока с длинной скакалкой. Задача игроков – пробежать под скакалкой, не задев её вернуться назад, коснуться рукой вторых игроков и встать в конец своей колонны. После этого вперед выбегают вторые номера команд, за ними – третьи и т. д. Тот, кого скакалка задела, должен вернуться и повторить свою попытку. Побеждает команда, закончившая игру первой.
Прыгающие воробышки
На полу (земле) чертится круг диаметром 4 – 6 м. Выбирается водящий – «кошка», которая встает или приседает в середине круга. Остальные играющие – «воробьи» – находятся вне круга.
По сигналу учителя воробьи начинают впрыгивать в круг и выпрыгивать из него. Кошка старается поймать воробья, не успевшего выпрыгнуть из круга. Пойманный приседает или садится в центре круга. Можно сажать пойманных на скамеечку рядом с кругом.
Когда кошка поймает 3 – 4 воробья (по договоренности), выбирается новая кошка из непойманных. Пойманные кошкой опять становятся в6робьямй, и вступают в игру. Игра начинается сначала. Побеждает тот, кого ни разу не поймали. Отличается также кошка, сумевшая быстрее других поймать установленное число воробьев.
Правила игры:
1. Кошка может ловить воробьев только в круге.
2. Воробьи прыгают на одной или двух ногах. Тот, кто пробежал через круг, считается пойманным и идет в центр круга к кошке.
3. Пойманным считается воробей, которого кошка коснется рукой, когда он находится в круге хотя бы одной ногой.
Прыжки по кочкам
Дети делятся на команды и строятся на старте. Против каждой команды на земле чертятся несколько кругов (кочек) диаметром 30 – 40 см, на расстоянии 40 – 50 см один от другого. По сигналу ведущего первые, участники обеих команд перепрыгивают с кочки на кочку, стараясь не промахнуться, чтобы не попасть в болото. Спрыгнув с последней кочки, они бегом возвращаются и встают в конец своих колонн, на бегу хлопнув по вытянутой руке вторые номера. Прыжки продолжают вторые игроки, затем третьи и т. д.
Побеждает команда, первой закончившая прыжки.
Прыжок с поворотом
Очертите на земле круг. Станьте в центр круга, подпрыгните как можно выше, сделайте в воздухе полный поворот и точно опуститесь в центр круга. Вот такое простое задание дайте своим ребятам.
Пустое место
Все играющие, за исключением водящего, становятся в круг не более, чем на полшага один от другого и кладут руки за спину. Водящий – за кругом.
Водящий бежит вокруг круга, дотрагивается до кого-либо из играющих и после этого бежит в другую сторону по кругу. Игрок, которого он коснулся, бежит в обратную сторону, стремясь быстрее водящего прибежать на свое место. Встречаясь на пути, играющие здороваются: подают друг другу руки, приседают друг перед другом и гл. Водит тот, кто не успел занять пустое место.
Правила игры:
1. Водящий должен коснуться рук играющего, вызывая его на соревнование в беге.
2. Когда играющие обегают круг, никто не должен им мешать.
3. При встрече играющие обязательно выполняют условное задание; тот, кто не выполнит задание, становится водящим.
Пятнашки
По счету одного из игроков – салки (пятнашки) – все остальные разбегаются. Задачей салки-водящего является догнать убегающего и осалить, запятнать. Осаленный становится водящим. Каждый новый водящий поднимает руку и кричит: «Я салка!» Не разрешается сразу же пятнать предыдущего салку. Нельзя также убегать за пределы того места, где условились играть.
Можно установить дополнительные правила: нельзя салить того, кто успеет упасть на землю, опираясь на ладони и носки вытянутых ног, или замрет на одной ноге, держа другую, отведенную назад, ногу двумя руками и т. д.
Пятнашки в мяч
Дети бегают по площадке, стараясь, чтобы водящий их не запятнал. На бегу они передают друг другу мяч. Задача играющих состоит в том, чтобы передать мяч товарищу, которого настигает водящий, так как игрока с мячом пятнать нельзя. Водящему разрешается пятнать мяч на лету, перехватывая его. Если мяч оказался у водящего в руках, его сменяет виноватый в потере мяча (неточно бросивший мяч или не сумевший удержать его в руках).
Пятнашки с домом
Для проведения игры по краям площадки рисуют два круга – это дома, вбегая от водящего, можно забежать в круг, где пятнашка салить их не может. Но если водящий касается играющего на игровом поле, то осаленный становится пятнашкой.
Можно вводить дополнительные правила – например, нельзя салить того, кто присел или встал на какой-нибудь предмет.
Рыбы, птицы, звери
Дети становятся в круг. В центре – ведущий с мячом в руках. Ведущий бросает мяч одному из участников и говорит: «Зверь». Поймавший мяч должен быстро назвать кого-нибудь из животного мира и бросить мяч обратно ведущему. Если ведущий, бросив мяч, скажет «рыба» или «птица», поймавший называет рыбу или птицу. Тот, кто не ответит ведущему или долго тянет с ответом, выбывает из игры.
15