Анализ работы МО учителей естественно-математического цикла


Анализ работы методического объединения учителей химии, физики математики, информатики МБОУ «Охотская СОШ»
за 2014-2015 учебный год
В 2014-2015 учебном году в состав МО входило 4 учителя: учитель физики- Едынак В.Я.; учитель химии- Терешко Л.В.; учитель информатики- Исмаилов З.С.; учитель математики- Халилов Н.А. Все учителя МО имеют высшее образование. Категории и звания: Едынак В.Я.- высшая категория, Терешко Л.В.-высшая категория и звание «Старший учитель», Халилов Н.А. и Исмаилов З.С. – первая категория.
В 2014-2015 учебном году учителя МО работали над проблемой «Совершенствование педагогического мастерства учителей через системно-деятельностный подход в образовательном процессе»
В течение учебного года учителя работали над реализацией задач МО, повышали качество знаний по предметам, формировали познавательный интерес учащихся, к учебным предметам соблюдая преемственность в обучении предмету между начальными, средними, старшими классами; повышали методический уровень преподавания предметов через внедрение ИКТ в учебно-воспитательный процесс; организовывали индивидуальную работу с одаренными и со слабоуспевающими учащимися на уроках и во внеурочное время.Все учителя МО работали по разработанным рабочим программам на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004г. №1089, приказа Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» от 09.03.2004г. № 1312, на основании Примерной программы по учебным предметам базисного учебного плана, рекомендованной письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.07.2005г. № 03-1263, согласно профилю обучения.
Реализация целей и задач осуществлялась согласно требованиям государственных программ, на основе нормативно-правовых, распорядительных документов муниципального, республиканского, государственного уровней; инструктивно- методических материалов КРИППО об особенностях преподавания в общеобразовательных учебных заведениях АР Крым в 2014-2015 учебном году и направлена на защиту прав и интересов обучаемых. В процессе преподавания педагоги использовали УМК допущенные и рекомендованные Министерством образования и науки Российской Федерации.
В соответствии с методической проблемой МО учителя работали над темами самообразования:
Едынак В.Я.- «Организация, формы и методы проверки знаний обучающихся»;
Терешко Л.В.- «Реализация системно-деятельностного подхода на уроках химии через применение ИКТ»;
Халилов Н.А.- «Использование инновационных технологий на уроках математики для познавательной деятельности обучающихся»;
Исмаилов З.С.- «Использование знаний и умений, полученных на уроках математики и информатики, в повседневной жизни».
За учебный год проведено четыре заседания МО, согласно разработанному плану. Содержание каждого заседания включало в себя: открытый урок или мероприятие с последующим анализом, доклад по теме заседания, выступления учителей по обмену опытом, по темам самообразования; изучение новинок методической литературы, обсуждение интересных материалов по методическим проблемам в Интернете. Особое внимание уделили изучению закона РФ «Об образовании», требований ФГОС - программы развития и формирования универсальных учебных действий (УУД), которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся, коммуникативных качеств личности.
Первое заседание было организационное в форме инструктивно-методического совещания, на котором рассмотрели рабочие программы, разработанные педагогами МО, инструктивно- методические рекомендации КРИППО. Другие заседания проходили в форме мастер классов, круглых столов, семинаров- практикумов.
Открытый урок химии (в рамках районного семинара) в 8 классе по теме: «Водород. Вода. Растворы», провела учитель химии Терешко Л.В. Присутствовали учителя химии Нижнегорского района, методист РМК Ненько В,В,, администрация школы, учителя МО.
Учитель применил метод проектов. Учащиеся вовлечены в процесс познания, активные участники урока. Роль учителя - направляющая. В ходе выполнения проектов учащихся вовлечены в информационно – поисковую деятельность, развивают интеллектуальные и творческие способности. Готовя   материал для проектов, проводили эксперименты во внеурочное время, а защита проектов прошла на уроке обобщения материала. Учащиеся показали проектные умения: планирование, поисковые умения, коммуникативные умения, презентационные умения. На уроке учащимися представлены проекты по темам: «Вода- химия жизни», «Водород- элемент Вселенной», «Растворы вокруг нас» в форме стендовых докладов. По ходу урока использованы элементы интерактивных технологий: «Мозговой штурм», «Сенкан», «Химические новости», «Займи позицию», наглядные видеоматериалы, занимательные опыты. Знания по технике безопасности, навыки обращения с химическими веществами учащиеся показали в ходе химического эксперимента. Имеет место межпредметная связь химии с биологией, экологией, географией, физикой. Формы и методы работы на уроке способствуют повышению интереса к предмету, активизации познавательной деятельности учащихся, эффективному усвоению знаний.   Урок проведен на высоком методическом уровне.
Открытый урок информатики в 10 классе провел учитель Исмаилов З.С. по теме: «Массивы. Типовые задачи. Обработка массивов». Форма проведения: практикум. Цель урока учитель формулирует совместно с учащимися, на разных этапах урока создает мотивационное поле. Структура и содержание урока соответствуют основным дидактическим принципам. Учитель на уроке применил индивидуальную, парную, групповую формы работы. Выбор приемов и методов оправдан, соответствует целям урока. По ходу урока учитель проводил диагностико- коррекционную работу.
Открытое внеклассное мероприятие провел учитель математики провел Халилов Н.А. в 5-6 классах по теме: «Математика – царица наук». Форма проведения: урок- соревнование. Для учащихся предложены задачи, упражнения, вопросы, ребусы, кроссворды из занимательной математики, задачи повышенной трудности. Подобные задания способствуют углублению и расширению учебного материала, умению применить знания на практике. Наблюдалась высокая активность учащихся, интерес к предмету. Командные соревнования способствуют овладению навыками коллективного творчества. Учащиеся самовыражались, самоутверждались, самореализовывались. В конце урока проведена рефлексия, которая дала положительную оценку урока.
Работа с одаренными детьми проводится в системе, но учителям МО необходимо работать над результативностью. Необходимо продолжить работу по выявлению учащихся с повышенными учебными возможностями и качественно проводить подготовку к олимпиадам. Химия , физика, математика, информатика - сложные науки. Изучение их в школе способствует формированию  мировоззрения учащихся. Однако в условиях сокращения времени, отводимого на изучение химии ,например, при сохранении объёма её содержания, снижает интерес учащихся к предмету. Необходима серьезная и системная работа в данном направлении, что показал анализ результатов на ГВЭ.
В I этапе МАН Крыма «Искатель» в секции химии призером стала ученица 10 класса Исмаилова Адиле. Тема работы: «Определение фосфатов в СМС». Научный руководитель: Терешко Л.В. – учитель химии. Участником I этапа МАН Крыма «Искатель» стала Исмаилова Адиле в секции математика. Тема работы: «Геометрия скрипки». Научный руководитель: Исмаилов З.С.
Учителям Халилову Н.А., Едынак В.Я следует активизировать работу по привлечению учащихся к научно-исследовательской деятельности.
В международном конкурсе «Кенгуру» приняли участие учащихся. Организатор : Халилов Н.А. Предметные недели проведены учителем химии Терешко Л.В., учителями математики и информатики Халиловым Н.А., Исмаиловым З.С. В рамках недель прошли викторины, конкурсы стенгазет, химические и шахматные турниры, занимательные опыты, работал кинозал научно-популярных фильмов. Самые активные учащиеся: победители и призеры награждены грамотами и дипломами на школьной линейке.
Учителю физики Едынак В.Я., следует планировать и проводить предметные недели, активизировать внеклассную работу.
Задачи на предстоящий год:
-продолжить работу по совершенствованию педагогического мастерства учителей МО через системно-деятельностный подход в образовательном процессе;
- формировать навыки системного обучения, что позволит повысить качество знаний
учащихся ;- работать над самообразованием по изучению педтехнологий в условиях ФГОС;
- совершенствовать содержание преподавания в условиях реализации ФГОС второго поколения.