Выступление на МО учителей естественно-математического цикла

Выступление учителя физической культуры и ОБЖ Копниной Л.Н.
на МО учителей естественно-математического цикла
от «12» января 2017г. № 3

Работа с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС

Гении не падают с неба, они должны иметь возможность
образоваться и развиться. А. Бебель

Сохранение и развитие одарённости детей важнейшая проблема нашего общества. Перед учителем стоит основная задача – способствовать развитию личности ребенка.
В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели. Сегодня нужны интеллектуально развитые граждане, которые в будущем смогут определять пути экономического и политического развития страны. Интеллектуальный потенциал и творчество становятся необходимыми личностными качествами, позволяющими человеку адаптироваться в быстро меняющихся социальных условиях и ориентироваться во все более расширяющемся информационном поле. Развитие интеллектуального потенциала и детской одаренности требует системного подхода и может успешно реализовываться с учетом возрастных и индивидуальных способностей личности. Соответственно общество нуждается в воспитании и развитии делового человека, отличающегося высоким уровнем творчества и профессионализма, обладающего нравственной позицией, широтой компетенций.
Сохранение и развитие одарённости детей важнейшая проблема нашего общества. Перед учителем стоит основная задача – способствовать развитию личности ребенка.
Забота об одарённых детях – сегодня забота о развитии науки, культуры и социальной жизни России в будущем. Работа с одарёнными детьми актуальна для государства, и поэтому миссия государства заключается в поддержке одарённых детей. Президентом РФ утверждена национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», где система выявления и поддержки талантливых детей провозглашена приоритетной государственной задачей, т.к. от этого зависит будущее нашей страны, её престиж на мировой арене.
Каждый ребенок неповторим, выявление одаренных детей является одной из сложных и непростых задач учителя.
Ребенок с признаками одаренности – явление не столь уж редкое. Однако сохранить и приумножить свою одаренность удается далеко не всем. Поэтому число истинных талантов и гениев несоизмеримо меньше числа, подающих надежды в той или иной области деятельности. Процесс нивелировки, сглаживания признаков одаренности признаков одаренности имеет множество детерминант.
В основном он приходится на период школьного детства. Поэтому столь важным является психологическое сопровождение детей с признаками одаренности в системе образовательного взаимодействия, его интегративная регуляция, направленная на обеспечение социальной адаптации такого ребенка, его эмоциональное благополучие, развитие составляющих его таланта, одаренности, противодействие нивелирующим обстоятельствам.
Однако желание выявить, умножить дарования личности, сделать их общественным достоянием не должно идти вразрез с интересами самого ребенка. Его эмоциональное и социальное развитие столь же важны, как и развитие интеллектуального потенциала, а сохранение здоровья и предупреждение негативных трансформаций в мотивационной и личностной сферах не менее значимы, чем стремление к успеху, достижениям, творчеству и признаниям.
Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальных классах на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления младших школьников. А работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.
Важно в работе с одарёнными детьми на начальном этапе обучения сопроводить его позитивную самореализацию. Со стороны учителей, родителей, педагогов дополнительного образования нужно всячески помогать и одобрять труд ребёнка, стимулировать его творческие идеи.
«Одаренные дети» это особые дети, недаром ещё Сергей Есенин писал: «Не каждый умеет петь, не каждому дано яблоком падать к чужим ногам». Задача педагогов - понять таких детей, направить все усилия на то, чтобы передать им свой опыт и знания. Чтобы работать с одаренными детьми, нужна большая психологическая подготовка. Педагог должен понимать, что эти дети нуждаются в поддержке со стороны взрослых, которые призваны научить их справляться с непомерно завышенными ожиданиями в отношении своих способностей.

В настоящее время одарёнными принято считать:
детей с интеллектом выше среднего;
детей с высоким уровнем творческих способностей;
детей, достигших успехов в некоторых областях деятельности ;
детей, хорошо обучающихся в школе (академическая одаренность).

Выделяют следующие виды одарённости:
одарённость в практической деятельности;
одарённость в познавательной деятельности;
одарённость в художественно-эстетической деятельности;
одарённость в коммуникативной деятельности;
одарённость в духовно-ценностной деятельности.

Алгоритм работы с одаренным учащимся:
выявление ребёнка в классном коллективе (наблюдение, опросники, мотивация участия и активности и др.);
составление примерного плана работы с одарённым ребёнком;
согласование действий с учеником, администрацией школы, родителями ученика;
подведение итогов работы, внесение в план работы соответствующих изменений.

Необходимо помнить, что учитель должен быть:
непременно талантливым, способным к научной и творческой деятельности;
профессионально грамотным;
интеллигентным, нравственным и эрудированным;
владеть современными педагогическими технологиями;
психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;
иметь позитивную Я-концепцию, быть целеустремленным, настойчивым, эмоционально стабильным.
Задачи, которые я ставлю перед собой при работе с одарёнными детьми:
своевременное выявление одарённых детей;
использование на уроке дифференциации на основе индивидуальных особенностей детей;
отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в разных видах деятельности;
организация разнообразной внеурочной и внешкольной деятельности;
развитие у одарённых детей качественно высокого уровня представлений о картине мира, основанных на общечеловеческих ценностях.

Чем на мой взгляд одарённые дети отличаются от других детей?
Важной особенностью одаренных детей является их познавательная потребность прежде всего в познавательной информации, которая выступает в самых разных формах: любознательность, целенаправленная познавательная деятельность.
Одаренные дети охотно и легко учатся, отличаются остротой мышления, наблюдательностью, исключительной памятью, проявляют разностороннюю любознательность, часто уходят с головой в то или иное дело. Выделяются умением четко излагать свои мысли, демонстрируют способности к практическому приложению знаний, проявляют исключительные способности к решению разнообразных задач.
Для них характерна острота восприятия окружающего мира, способность сосредоточиться сразу на нескольких видах деятельности, высокий порог восприятия, продолжительный период концентрации внимания.
За время работы в школе у меня создалась определенная система выявления одаренных детей и работы с ними.
Нам, учителям ОБЖ, труднее, чем учителям математики, русского языка. Их предметы начинают изучаться раньше, и часть ребят отдают предпочтение этим наукам.
Опыт показывает, что правильно организованная работа дает и на нашу долю творчески думающих и способных учеников.

Моя работа направлена на создание условий для развития познавательной деятельности учащихся.
К таким условиям отношу:
своевременное выявление интеллектуальных способностей;
качество содержания программного материала;
уровень профессиональной компетенции;
дифференцированная работа на уроке;
разнообразие и адресность творческих заданий.
Выявление одаренных детей проводится мной также на основе наблюдений, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления и общения с родителями, а также
на основе разработки системы творческих заданий.
Требования к творческим заданиям:
задания должны вызывать интерес, поисковую активность и в то же время ответственность за качество их выполнения;
результаты выполнения каждого задания должны являться исходными данными для последующих;
задания должны быть комплексными, с учетом межпредметных связей;
задания должны предусматривать многовариантность решений.
На индивидуальных занятиях мы решаем олимпиадные задачи разного уровня.
Первая возможность проверить свой уровень знаний, творческий потенциал у детей появляется во время проведения школьного этапа всероссийской олимпиады, победители которой отстаивают честь школы на муниципальном этапе всероссийской олимпиады. Олимпиада по ОБЖ позволяет решать не только просветительские, воспитательные, но и обучающие задачи, формирует у участников навыки самостоятельной познавательной деятельности. Олимпиада по ОБЖ играет важную роль в формировании как технологической культуры школьников, так и культуры их личной безопасности.
Также очень важны:
интеллектуальные марафоны;
различные конкурсы и викторины;
словесные игры;
проекты по различной тематике;
ролевые игры;
индивидуальные творческие задания.
Ежегодно мои ученики принимают участие в олимпиадах, очных и заочных конкурсах. Всё это вносит неоценимый вклад в работу с одарёнными детьми. Большое значение для развития способностей детей имеет исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время.

Практика работы с одаренными детьми показывает:
никакое творчество не может состояться без достаточно хорошего развития интеллекта и соответственно необходимого и достаточного объема знаний;
нужны условия для развития познавательной деятельности одаренных учащихся;
не всякая деятельность обеспечивает развитие способностей, а только та, в процессе которой возникают положительные эмоции, потребность в познании.

Работа с одаренными детьми трудна, но богата развивающими идеями не только для учащихся, но и для педагога.
В своей дальнейшей деятельности одной из основных проблем считаю дальнейшее совершенствование своей системы работы, направленное на развитие творческой личности школьника. Соглашусь с мнением психологов, главным показателем всесторонне развитой личности является не сама по себе сумма знаний, а знания в союзе с творческими способностями. Таких детей (творческих, одаренных) с каждым годом всё меньше и меньше, поэтому стараюсь брать за основу технологию личностно-ориентированного обучения, используя на уроках и физической культуры проблемные ситуации, задания разноуровневые и поискового характера, направленные на развитие мышления, памяти, внимания, воображения, познавательной сферы

Нет волшебства, нет чуда никакого,
Искусство начинается с простого -
К душе ребенка ключик подобрать,
Чтоб смог он целый мир разрисовать...
увидеть синеву в глазах небес,
Платком акриловым укутать зимний лес,
Смотреть на радугу-наследницу дождя
И в этой радуге увидеть вдруг..себя!










zђ Заголовок 115