Рабочая программа по геометрии 8 класс, Л.С. Атанасян (2 часа в неделю)
МБОУ «Шумячская СШ им. В.Ф.Алешина»
Рассмотрена
на заседании ШМО
________ /Т.Г.Гращенкова
Протокол заседания ШМО
№1 от 29.08.2016
Согласована
Заместитель директора по УВР
___________/В.В.Коптева
Утверждена
Директор школы
_________/И.Н.Кухаренкова
Приказ 48/7 от 31.08.2016
Рабочая программа
по геометрии в 8 классе
Учитель:Гращенкова Т.Г.
2016/2017 учебный год
Рабочая программа по геометрии 8 класса разработана в соответствии с:
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
примерной основной образовательной программой основного общего образования.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
личностные:
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
формирование коммуникативной компетентности и общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении геометрических задач;
умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
метапредметные:
регулятивные универсальные учебные действия:
умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения;
понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
познавательные универсальные учебные действия:
осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;
умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
формирование первоначальных представлений об идеях и о методах математики как универсальном языке науки и техники, средстве моделирования явлений и процессов;
умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
коммуникативные универсальные учебные действия:
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способы работы;
умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
слушать партнера;
формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
предметные:
пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задачи; осуществлять преобразования фигур;
распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;
проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов); в том числе: для углов от 0 до 180° определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и вычислять площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений
между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, правила симметрии;
проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
и повседневной жизни для:
описания реальных ситуаций на языке геометрии;
расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
решения геометрических задач с использованием тригонометрии;
решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
построений с помощью геометрических инструментов (линейка, угольник, циркуль,
транспортир).
Содержание учебного предмета
1. Четырехугольники (14 часов)
Многоугольник, выпуклый многоугольник, четырехугольник. Параллелограмм, его свойства и признаки. Трапеция. Прямоугольник, ромб, квадрат, их свойства. Осевая и центральная симметрии.
Цель: изучить наиболее важные виды четырехугольников параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат, трапецию; дать представление о фигурах, обладающих осевой или центральной симметрией.
2. Площадь (14 часов)
Понятие площади многоугольника. Площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции. Теорема Пифагора.
Цель: расширить и углубить полученные в 56 классах представления обучающихся об измерении и вычислении площадей; вывести формулы площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции; доказать одну из главных теорем геометрии теорему Пифагора.
3. Подобные треугольники (19 часов)
Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников. Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.
Цель: ввести понятие подобных треугольников; рассмотреть признаки подобия треугольников и их применения; сделать первый шаг в освоении учащимися тригонометрического аппарата геометрии.
4. Окружность (17 часов)
Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная к окружности, ее свойство и признак. Центральные и вписанные углы. Четыре замечательные точки треугольника. Вписанная и описанная окружности.
Цель: расширить сведения об окружности, полученные учащимися в 7 классе; изучить новые факты, связанные с окружностью; познакомить обучающихся с четырьмя замечательными точками треугольника.
5. Повторение. Решение задач. (4 часа)
Тематическое планирование
68часов (2ч/нед)
№ п/п
Тема урока
Кол-во часов
1-2
Многоугольники
2
3
Параллелограмм
1
4
Признаки параллелограмма
1
5
Решение задач по теме «Параллелограмм»
1
6
Трапеция
1
7
Теорема Фалеса
8
Задачи на построение
1
9
Прямоугольник
1
10
Ромб. Квадрат
1
11
Решение задач по теме «Прямоугольник. Ромб. Квадрат»
1
12
Осевая и центральная симметрии
1
13
Решение задач
1
14
Контрольная работа № 1 по теме «Многоугольники»
1
15
Площадь многоугольника
1
16
Площадь прямоугольника
1
17
Площадь параллелограмма
1
18
Площадь треугольника
1
19
Площадь треугольника
1
20
Площадь трапеции
1
21
Решение задач на вычисление площадей фигур
1
22
Урок – зачет по теме «Площади»
23
Теорема Пифагора
24
Теорема, обратная теореме Пифагора
1
25
Решение задач по теме «Теорема Пифагора»
1
26
Решение задач
2
27
28
Контрольная работа № 2 по теме «Площадь»
1
29
Определение подобных треугольников
1
30
Отношение площадей подобных треугольников
1
31
Первый признак подобия треугольников
1
32
Решение задач на применение первого признака подобия треугольников
1
33
Второй и третий признаки подобия треугольников
1
34
Решение задач на применение признаков подобия треугольников
1
35
Решение задач на применение признаков подобия треугольников
1
36
Контрольная работа № 3 по теме «Признаки подобия треугольников»
37
Средняя линия треугольника
1
38
Средняя линия треугольника. Свойство медиан треугольника.
39
Пропорциональные отрезки
1
40
Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике
41
Измерительные работы на местности
1
42
43
Задачи на построение методом подобия
2
44
Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника
1
45
Значения синуса, косинуса и тангенса для углов 30
·, 45
·, 60
·
1
46
Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника. Решение задач.
1
47
Подготовка к контрольной работе
1
48
Контрольная работа № 4 по теме «Применение теории подобия треугольников при решении задач»
1
49
Взаимное расположение прямой и окружности.
1
50
Касательная к окружности
1
51
Касательная к окружности. Решение задач.
1
52
Градусная мера дуги окружности
1
53
Теорема о вписанном угле
1
54
Теорема об отрезках пересекающихся хорд
55
Решение задач по теме «Центральные и вписанные углы»
1
56
Свойство биссектрисы угла
1
57
Серединный перпендикуляр
1
58
Теорема о точке пересечения высот треугольника
1
59
Вписанная окружность
1
60
Свойство описанного четырехугольника
1
61
Описанная окружность
1
62
Свойство вписанного четырехугольника
1
63
Решение задач по теме «Окружность»
1
64
Контрольная работа № 5 по теме «Окружность»
1
65
Четырехугольники.
Площадь.
1
66
Подобные треугольники.
Окружность
1
67
Промежуточная аттестация. Контрольная работа.
1
68
Итоговое повторение
1
Литература:
Геометрия, 7 – 9. Учебник для общеобразовательных учреждений / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.: Просвещение, 2014.
Рабочая тетрадь по геометрии. / Т.М. Мищенко: ООО «Издательство АСТ», ООО «Издательство Астрель», 2008.
Изучение геометрии в 7 – 9 классах. Методические рекомендации к учебнику. Книга для учителя / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков: Просвещение, 2009.
Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 7 класса / А.П. Ершова, В.В. Голобородько, А.С. Ершов: Илекса, 2004.
Задачи и упражнения на готовых чертежах. 7 – 9 классы. Геометрия / Е.М. Рабинович: Илекса, 2001
Заголовок 115